Научная статья на тему 'Программы дополнительного профессионального образования строительной отрасли: психолого-педагогическое сопровождение'

Программы дополнительного профессионального образования строительной отрасли: психолого-педагогическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT / ВЗРОСЛЫЙ / ADULT / АНДРАГОГИКА / РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ / RESOURCE CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишков А.Д., Милорадова Н.Г.

Качество обучения в системе ДПО могут обеспечить те, кто профессионально владеет современными технологиями обучения взрослых. В программы ДПО целесообразно включать тренинги по восстановлению ресурсного состояния слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишков А.Д., Милорадова Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMS OF THE ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING TO BUILDING BRANCH: PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT

The only ones who can provide the quality of continuing education are those who possess modern technologies of training of adults. It is necessary to include trainings of resource condition restoration of listeners into the programs of continuing education.

Текст научной работы на тему «Программы дополнительного профессионального образования строительной отрасли: психолого-педагогическое сопровождение»

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

PROGRAMS of the ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING to

BUILDING BRANCH: PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT

А.Д. Ишков, Н.Г. Милорадова

A.D. Ishkov, N.G. Miloradova

ГОУ ВПО МГСУ

Качество обучения в системе ДПО могут обеспечить те, кто профессионально владеет современными технологиями обучения взрослых. В программы ДПО целесообразно включать тренинги по восстановлению ресурсного состояния слушателей.

The only ones who can provide the quality of continuing education are those who possess modern technologies of training of adults. It is necessary to include trainings of resource condition restoration of listeners into the programs of continuing education.

Дополнительное образование (ДО) - явление не новое, оно всегда существовало как значимая часть целостной системы образования, имеющей свой сегмент на рынке образовательных услуг на всех уровнях: начальном, среднем, высшем. Сегодня положение ДО на уровне высшего профессионального кардинально меняется: оно приобретает массовый характер, вовлекая в свою систему широкие слои взрослого населения. За последние десятилетия произошли изменения мирового масштаба, которые затронули людей, сформировавшихся как профессионально, так и личностно. Эти изменения люди в индустриально развитых странах испытывали еще в 60-е годы XX столетия, сегодня в полной мере их ощутило на себе и российское население [5]. Среди наиболее серьезных изменений можно назвать следующие.

• Темп роста технического прогресса, в результате которого люди стали подвергаться «слишком большому количеству перемен за слишком короткий срок», что снизило способность людей к адаптации.

• Фокус внимания бизнеса переместился с жестких структур (производство и его технические средства) на мягкие (персонал и его способности). В результате люди оказались в ситуации жесткой конкуренции и постоянного оценивания, что повлекло за собой необходимость непрерывно совершенствовать свои умения и навыки, расширять собственные возможности.

• Информационные и коммуникационные технологии устранили временной и пространственный барьер между людьми, организациями и странами, в результате многие начали работать за пределами национальных границ, потеряв, таким образом, психологическую поддержку «родственных душ».

1/2П11 ВЕСТНИК

_угогт_мгсу

• Практика работы, как то: увеличение продолжительности и интенсивности рабочего дня, усиление индивидуальной ответственности, частая смена рабочего места и социального окружения, снизило ощущение психологической безопасности.

Стремительность изменений отрицательно сказалась на психологическом состоянии подавляющей части работающего населения. У людей появляется страх перед будущим (футурошок) и утрачивается ресурсное состояние, необходимое для преодоления трудностей и освоения нового [10]. Серьезность и масштабность этой проблемы привело к разработкам технологий по обретению психологической устойчивости, выработки способности к быстрой адаптации в ситуациях жесткой конкуренции и нестабильности, восстановлению ресурсного состояния. Другие задачи, требовавшие включения психологов, состояли, во-первых, в выявлении особенностей обучения взрослых, во-вторых, выявление возможности внедрения в практику обучения психологических технологий межличностного взаимодействия, более адекватных современным требованиям общества и запросов обучающихся [7].

Другое следствие стремительных изменений - необходимость практически всему взрослому населению периодически «садиться за парты». Все меньше остается тех, кому удается всю жизнь проработать по первоначальной приобретенной профессии. В 70-е годы XX века в системе образования произошла смена лозунга: прежний призыв «образование на всю жизнь» сменился новым - «образование через всю жизнь».

В последующие годы идея непрерывного образования заняла центральное место в социальных и педагогических проблемах многих государств. Первоначально обучение, в котором участвовали взрослые люди, трактовали как компенсаторное: оно устраняло недостатки образования или человеку предоставлялась возможность освоить нечто новое, чего не было в период его обучения. Эта роль образования не утратила свое значение и сейчас. Сегодня это понятие непрерывное образование расширилось. Оно трактуется как единая система государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает преемственность всех звеньев образования, следит за организационным и содержательным единством образования.

Прошло еще несколько лет и стало очевидным: необходимо объединять образовательные пространства разных стран и создавать единое. На создание единого общеевропейского образовательного пространства было запланировано 25 лет (до 2010 г.) [2,3]. Россия также вступила на путь объединения.

Таковы контексты (социальный, психологический, педагогический), на фоне которых происходит становление дополнительного профессионального образования.

Строительная отрасль развивается быстро, одновременно по многим направлениям, четко ориентируясь, с одной стороны, на все возрастающие потребности и требования российского населения, с другой - возможности, предоставляемые строительной наукой и производством, как российского, так и зарубежного. Система высшего профессионального образования не может и не должна перестраиваться при каждом повороте практики. Это посильно только гибкой, широко разветвленной системе дополнительного профессионального образования.

В МГСУ ДПО представлено широко. Предлагаемые программы охватывают востребованную на данный момент тематику: промышленное и гражданское строительство; инженерная безопасность; инженерные системы; специальные здания и сооружения; эксплуатация зданий и сооружений; экономика строительства; информационные технологии в строительстве.

Предлагаются различные сроки и формы обучения, такие как:

• профессиональная переподготовка (не менее 1000 аудиторных часов), завершающаяся выдачей диплома о дополнительном (к высшему) образовании государственного образца;

• профессиональная переподготовка (от 500 аудиторных часов), завершающаяся выдачей диплома о профессиональной переподготовке государственного образца;

• повышение квалификации (среднесрочное - от 100 до 500 аудиторных часов), завершающееся выдачей свидетельства о повышении квалификации государственного образца;

• повышение квалификации (краткосрочное - от 72 до 100 аудиторных часов), завершающееся выдачей удостоверения о повышении квалификации государственного образца;

• семинары, тренинги, курсы (менее 72 аудиторных часов), завершающиеся выдачей сертификата МГСУ.

Благодаря применению инновационных дистанционных образовательных технологий учебный процесс в системе ДПО МГСУ строится как комбинация следующих универсальных модулей: образовательные мероприятия в режиме on-line (видеотрансляции); мультимедийные учебные материалы на DVD; учебный веб-портал; интерактивные консультации; тестирование. Эти модули, позволяя «конструировать» программы любой сложности и конфигурации, обеспечивают возможность оперативного реагирования на изменение запросов рынка образовательных услуг [4]. Использование современных информационных и коммуникационных технологий привносит иной смысл в термин «дистанционное»: это не обучение на расстоянии, это образование, которое приходит к студенту в дом, на рабочее место, в среду общения и жизнедеятельности.

Возникает вопрос, является ли ДПО лишь пристройкой к системе основного профессионального образования, не требующей никаких кардинальных изменений? Многолетний опыт, подробно проанализированный и описанный в литературе, позволяет ответить на этот вопрос отрицательно [8].

Известно, что требования к преподавателю (воспитателю, учителю, тьютору) формируются из трех различных сфер: предметной (содержание преподаваемой дисциплины), педагогической (технологии передачи знаний и формирования умений), психологической (технологии межличностного взаимодействия). Соотношение требований в зависимости от уровня подготовки (дошкольная, школьная, вузовская) различно. Все, кто профессионально занимается педагогической работой на уровне начальной и средней школы, имеют педагогическое образование. Многие поколения преподавателей вузов получали образования только в своей предметной сфере. Отсутствие знаний в области психологии и педагогики компенсировалось здравым смыслом, который перестает выручать преподавателей высшей школы в значительно изменившейся ситуации образовательного пространства. Наработанные технологии не срабатывают со студентами, еще сложнее оказывается работа со взрослыми.

На первый взгляд, кажется, что ничего сложного в обучении взрослого нет: у взрослого есть опыт обучаться, есть осознание необходимости получения образования, у него сформированы интеллектуальная и эмоционально-волевая сферы. Однако такая простота обманчива. Включить взрослых в систематический процесс обучения оказывается сложно, хотя бы потому, что они и так постоянно учатся. «Они учатся, как выжить, как действовать в своей организационной среде ... они быстро уясняют, что для выживания они всячески должны избегать всего того, что является отклонением от устоявшейся и «безопасной» практики.. Это обучение может создать известное на-

1/2011 ВЕСТНИК

_1/го12_мгсу

пряжение и даже оппозицию формальному обучению» [9]. Жизнь научит - популярность этого лозунга остается неизменной.

Обнаружив, что его личный опыт не соответствует тому, чему его учат, человек активно сопротивляется. Собственно говоря, обучение потому и необходимо, что личный опыт человека приходит в противоречие с новой ситуацией. Но для многих отказ от «правильности» личного опыта равносилен отказу от своего «Я». Но, может быть, обучение на личном жизненном опыте единственно, что стоит доверия. К сожалению, такое обучение таит в себе серьезные недостатки.

Во-первых, темп, разнообразие, кратковременность и фрагментарность работы препятствуют глубокому анализу практики: человеку на это просто не хватает времени. Поэтому и само обучение, которое, согласно базовой модели обучения Колба и Фрая [13], должно включать четыре стадии (приобретение конкретного опыта, наблюдение и анализ, создание абстрактных концепций и моделей, испытание концепций) оказывается незавершенным.

Во-вторых, человек может извлечь «неправильные» уроки, имея низкий уровень субъективного контроля, будет склонен обвинять других в создавшихся трудностях и не замечать неправильных аспектов своего собственного поведения.

В-третьих, конкретный опыт ограничен: успешный результат в одних ситуациях может обернуться значительными трудностями в других.

Таким образом, обучение жизнью приводит скорее к самоусилению личности, а не к ее саморазвитию.

Следует отметить, что и преподаватели оказались не готовы к принятию взрослых слушателей, претензии которых также имеет серьезные основания. Взрослые считают, что преподаватели строят между собой и реальным миром стену из кирпичиков теоретических знаний, неоправданно часто избегают обсуждения конкретных проблем, подменяют их типовыми примерами и абстрактными рассуждениями.

Разногласия в позициях оказались столь существенными, что потребовало специальных исследований. В результате появился новый подход к обучению взрослых андрогогический, согласно которому взрослый человек — это лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения [6]. Основной характеристикой, определяющей все остальные, является свойственное взрослому сочетание учебы с работой; от характера последней зависит степень выраженности всех остальных характеристик.

Отличий в практике обучения взрослых много, наиболее существенны следующие. Взрослым навязать обучение невозможно: они должны захотеть учиться и будут изучать только то, что им необходимо. Взрослые учатся в процессе работы, концентрируясь на проблемах, реальных сегодня или в близком будущем. На учебу взрослых оказывает влияние предшествующий опыт. Эти особенности взрослых предопределяют психолого-педагогические технологии их обучения в системе ДПО. Фактически технологии обучения взрослых должны совпадать с технологиями их работы и стилями профессиональной деятельности [11,12], то есть характеризоваться активностью и рефлексивностью. Эти технологии, как известно, в системе высшего профессионального образования, реализующего объяснительно-иллюстративную модель, практически не применяются. Следовательно, ими необходимо овладевать особо. Заметим, что опыт зарубежный, а последние годы и российский показывает, что, например, в бизнес-образовании в качестве тьюторов успешно работают «пришедшие с производства»: они, в отличие от преподавателей высшей школы, легко осваивают современные технологии обучения [8,14].

Любая деятельность, в том числе и обучение, требует от человека определенных ресурсов: физических, интеллектуальных, эмоциональных, а также ресурсного состояния, проявляющегося в психологических установках уверенности в собственных способностях, возможностях успеха в достижении поставленных целей, некоего эмоционального подъема. Психологи определяют индивидуальный личностный потенциал человека по одной простой формуле: сумма психологических черт, врожденных и приобретенных, умножается на психологические установки человека. Понятно, что отрицательные установки перечеркивают любые возможности человека. Если изменить взгляды человека на самого себя, свое место в жизни, свои возможности, открыв тем самым доступ к его ресурсному состоянию, то его индивидуально личностный потенциал возрастет в разы. Поэтому в программы ДПО как обязательную составляющую необходимо включать психологические тренинги, ориентируемые на обретение слушателями ресурсного состояния, повышения их индивидуального личностного потенциала. Опыт работы психолого-педагогического центра МГСУ подтверждает эффективность используемых методик.

Литература

1. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации./ под редакцией М.В. Ларионовой Т.А. Мешковой М.: изд.дом ГУ ВШЭ, 2007.

2. Делор Ж. Европа и культура. http://www.znak.com.p1/eurodialog/ed/0/delors.html.ru

3. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию XXI века, представленный ЮНЕСКО // Университетская книга, 1997. С.26 - 35.

4. Ишков АД. Дополнительное профессиональное образование на базе Открытой сети образов; ния в строительстве / Тезисы докладов 6-ой конференции «Дополнительное профессиональнс образование: от спроса до признания». Москва, 3-4 июня 2009 г. - М.: Межгосударственная асс< циация последипломного образования, 2009. - 108 с. С. 43-44.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура /Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана; Гос. ин-т. высш. школы экономики. - М., 2000. - 606 с.

6. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. Учебник. - М.: Гардарики, 2005 (2007). - 335 с.

7. Милорадова Н.Г., Ишков АД. Психолого-педагогические технологии в учебном процессе. Учебное пособие. М.- МГСУ, 2009.

8. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования /Щенников С.А., Комр; ков Е.С., Теслинов А.Г., Милорадова Н.Г., Чернявская А.Г., Ишков АД. и др.: специализирова! ный учебный курс: учебное пособие - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.

9. Сэлэмен Г., Батлер Дж. Почему менеджеры не хотят учиться? Управление обучением. Хрест( матия. - 3-е изд. стер. / Подгот. Кр. Мейби и Д.Пью; под ред. З.Ш.Атаян - Жуковский: МИ1 ЛИНК, 2000.

10. Тоффлер А. Футурошок. Санкт-Петербург, 1997.

11. Honey P., Mumford A. The Manual of Learning Styles. - Maidenhead: Peter Honey, 1985.

12. Honey P., Mumford A. Using your learning styles. - Maidenhead: Peter Honey, 1992.

13. Kolb D., Fry R. Towards an applied theory of experiential learning // Theories of group processes. Wiley, 1975. - P 33-57.

14. Tagg John. From Teaching to Learning - A New Paradigm for Undergraduate Education // Change. - 1995, November/December. - P. 13-25.

Ключевые слова: Дополнительное профессиональное образование, психологическое сопровождение, взрослый, андрагогика, ресурсное состояние.

Keywords: Additional vocational training, psychological accompaniment, adult, resource condition.

Рецензент: А.В.Гинзбург доктор технических наук профессор зам.руководителя КР СДПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.