Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ КАДЕТАМИ'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ КАДЕТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
КАДЕТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошевая Ольга Геннадьевна, Брагина Дарья Дмитриевна

В статье авторы описывают особенности образовательного процесса в кадетском корпусе МЧС. Указывают на то, какие проблемы актуальны для определенной возрастной группы кадетов, а также рассматривают проблемные аспекты в процессе обучения кадетов (социальный статус воспитанников, обучение и проживание по уставу и др.). Авторы склоняются к мнению, что неуспевающих кадетов по направлению образования достаточно много. Значит, возникает необходимость создавать индивидуальную траекторию обучения для кадетов неуспевающих по определенным предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевая Ольга Геннадьевна, Брагина Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORY AS AN EFFECTIVE METHOD IN WORKING WITH UNDERACHIEVING CADETS

In the article, the authors describe the features of the educational process in the cadet corps of the Ministry of Emergency Situations. They point out what problems are relevant for a certain age group of cadets, and also consider problematic aspects in the process of training cadets (the social status of pupils, training and living according to the charter, etc.). The authors tend to believe that there are quite a lot of underachieving cadets in the field of education. This means that there is a need to create an individual learning trajectory for cadets who fail in certain subjects.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ КАДЕТАМИ»

1. Информационно-накопительный: изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг, анкетирование родителей; сбор и анализ литературы для взрослых и детей; создание партнёрских отношений между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги, специалисты); установление социокультурных связей (библиотека «Дом друзей», Этнодеревня в парке «Молодёжный»).

2. Организационно-практический: постановка цели и задач; написание плана мероприятий проекта; непосредственная реализация проекта по трём направлениям: педагог - ребёнок, ребёнок -родитель, педагог - родитель.

3. Презентационно - завершающий: итоговый мониторинг, выставка продуктов деятельности.

4. Контрольно-рефлексивный: подведение итогов, подготовка и проведение фестиваля в детском саду «Многоликий Златоуст».

План реализации проекта.

1 этап. Знакомство с историей возникновения Уральских гор (гор Златоуста, Таганая).

2 этап. Знакомство с историей и бытом башкир и русских.

3 этап. Создание мини-музея «Башкирская юрта», участие в фестивале «Многоликий Златоуст». Работа с педагогами: презентация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с

культурой, бытом, традициями башкирского народа» по программе «Наш дом - Южный Урал» под ред. Е Бабуновой. Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста». Выпуск теленовостей из подготовительной группы «Об открытии мини-музея». Консультация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания». Ожидаемые результаты.

Для детей: приобщение детей к многонациональной культуре Златоуста; развитие интереса к народному фольклору, к народным играм; понимание детьми ценности семьи и семейных традиций.

Для родителей: повышение компетентности родителей в вопросе воспитания толерантности; повышение взаимодействия детей и их родителей. Список использованной литературы:

1. Бабунова Е.С. Методические рекомендации по организации системы дошкольного этнокультурного образования: научно-методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 60 с.

2. Я - златоустовец. Дошкольное образование: программа курса / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. - Златоуст, 2013г. 30с.

© Зорина С.А., 2022

УДК 376.6

Кошевая Ольга Геннадьевна Брагина Дарья Дмитриевна

г. Кемерово, РФ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ

С НЕУСПЕВАЮЩИМИ КАДЕТАМИ

Аннотация

В статье авторы описывают особенности образовательного процесса в кадетском корпусе МЧС.

Указывают на то, какие проблемы актуальны для определенной возрастной группы кадетов, а также рассматривают проблемные аспекты в процессе обучения кадетов (социальный статус воспитанников, обучение и проживание по уставу и др.). Авторы склоняются к мнению, что неуспевающих кадетов по направлению образования достаточно много. Значит, возникает необходимость создавать индивидуальную траекторию обучения для кадетов неуспевающих по определенным предметам.

Ключевые слова

Кадеты, индивидуальная траектория обучения, кадетский корпус, особенности образовательной

среды, социальный статус, подростки.

Koshevaya Olga Gennadievna Bragina Darya Dmitrievna

Kemerovo, Russia

INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORY AS AN EFFECTIVE METHOD IN WORKING WITH UNDERACHIEVING CADETS

Annotation

In the article, the authors describe the features of the educational process in the cadet corps of the Ministry of Emergency Situations. They point out what problems are relevant for a certain age group of cadets, and also consider problematic aspects in the process of training cadets (the social status of pupils, training and living according to the charter, etc.). The authors tend to believe that there are quite a lot of underachieving cadets in the field of education. This means that there is a need to create an individual learning trajectory for cadets who fail in certain subjects.

Keywords

Cadets, individual learning trajectory, cadet corps, features of the educational environment,

social status, teenagers.

Большую популярность современного времени в направлении воспитания, образования, нравственности и многого другого имеют кадетские корпуса России. Выпускник кадетского корпуса, как правило, успешный в современном социуме юноша, коммуникабельный, начитанный, грамотный, воспитанный, умеющий быстро найти выход из любой сложившейся ситуации. Но мало кто задается вопросом о том, каким был этот юноша всего несколько лет назад, до поступления в кадетский корпус.

Кадетские корпуса, несмотря на долговременность своего бытия, сохраняют и реализуют одну из ведущих задач своего профиля: помогать подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, получить качественное образование (в приоритете военное), которое поможет реализоваться им далее в современном социуме.

В настоящее время, в г. Кемерово существует и успешно осуществляет образовательную деятельность кадетский корпус по направлению МЧС. Здесь обучаются воспитанники десятых и одиннадцатых классов. В кадетский корпус принимают подростков из неполных или многодетных семей, полных сирот, подростков с проблемным поведением и т.д. У воспитанников есть всего два года, чтобы ликвидировать пробелы в обучении и ознакомиться с правилами и нормами поведения в обществе.

Подростковый период, как считают психологи, педагоги и ведущие физиологи, является одним из самых сложных возрастных периодов. Физиологическое развитие указывает на быстрый рост костей и мышц, а органы в росте не успевают за общим процессом преобразования подросткового организма.

Как следствие: головные боли, плохое настроение, быстрая утомляемость [1]. Психологи выделяют бурные гормональные процессы в организме подростка, становление своего «Я»[3]. Что часто приводит к конфликтным ситуациям между учителем и учеником, нежелание учиться, «всем показать свой характер» и др. «Трудный подросток», имеющий социальный статус (сирота, из многодетной семьи и др.), как правило, имеет очень слабую базу знаний по предметам за период 1-9 классов. Следовательно, работать с таким подросток по общей программе нет смысла.

Такие кадеты, в образовательном процессе их называют «неуспевающие», нуждаются в разработке индивидуальной траектории обучения. Индивидуальная траектория обучения - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Многие исследования посвящены данному направлению: В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, И. С. Кон и др.

Индивидуальная траектория для каждого неуспевающего кадета должна разрабатываться с учетом его индивидуальных особенностей, а также учитывать особенности образовательной среды кадетского корпуса (обучение, проживание, воспитание на закрытой территории; распорядок дня; нормативы устава и др.). Алгоритм построения индивидуальной траектории может быть абсолютно разный, но все же есть основные аспекты, рассмотрим их.

Первый шаг в построении индивидуальной траектории основан на выявлении «пробелов» в знаниях по предмету у воспитанника. Методы выявления пробелов могут быть различны: беседа с учеником, тестирование, творческое задание и др. На данном этапе необходима совместная работа психолога с педагогом, для выявления психологических особенностей личности. Здесь нужно сконцентрировать внимание на том, как подростку легче воспринимать информацию: наглядно (текст, схемы, чтение учебника), аудио-восприятие (слушать рассказ, смотреть видео-урок), восприятие с помощью диалога учитель-ученик (вопрос-ответ, повторение материала совместно). И учитывая индивидуальные особенности кадета необходимо помнить о том, что время на выполнение одного и того же задания может быть разное.

Второй шаг - построение плана работы по темам, которые воспитанник не усвоил. Реализация данного аспекта может проходить через: индивидуальное домашнее задание, творческую работу, доклад и др. Заканчивать данный шаг необходимо не просто проверкой выполненного задания, но и совместным анализом проделанной работы ученика. Кадет должен проанализировать детально выполненную работу: с какими сложностями столкнулся, что получилось на его взгляд более быстро и др. Таким образом, преподаватель сможет сделать выводы о степени проработки данной темы.

Третий шаг - завершающий. Преподаватель должен проверить степень усвоения данной темы кадетом. Дать подобное задание на оценку, сделать краткий опрос по теории и др.

Преподавателям кадетского корпуса каждый год приходится составлять индивидуальные траектории для каждого неуспевающего кадета. Практика показывает, что именно индивидуальная траектория в процессе образования является эффективной в получении результата. Кадеты устраняют пробелы «сложных» тем по предметам, появляется мотивация на обучение, стремление стать «лучше».

Статистика выпускников кадетского корпуса показывает, что не менее 97% кадетов успешно сдают итоговую аттестацию (единый государственный экзамен) и поступают в престижные вузы России. Более 60% выпускников идут по военному профилю образования.

Список использованной литературы:

1. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - Москва: Академия, 2003. - 416 с. - ISBN 5-7695-0581-8.

2. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе [Текст] / О. Я. Воробьева. - Москва: Учитель,

2009. - 144 c. - ISBN 978-5-705-71469.

3. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. - Москва: Просвещение, 1982. - 207 с.

4. Мельник, В. Валерий Зубов: Сила не в умении ходить строем, а в том, чтобы каждому было выгодно думать [Текст] / В. Мельник, А. Чернявский. - Москва: Время, 2005. - 240 c. - ISBN 5-9691-0049-8.

© Кошевая О. Г., 2022

УДК 796.011.3

Накрохин Вячеслав Владимирович

г. Красноярск, РФ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения интеллектуальных видов спорта в подготовке экономистов. Выявлена зависимость интеллектуальных способностей от физических посредством примеров подготовки шахматистов. Таким образом можно доказывать и убеждать студентов в обязательном и систематическом применении средств физической культуры для их профессионального роста.

Ключевые слова

ППФК, развитие профессиональных качеств, интеллектуальные виды спорта.

Nakrokhin Viacheslav V.

Krasnoyarsk, Russia

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITIES AMONG STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND INTELLECTUAL SPORTS

Abstract

The article discusses the possibility of using mind sports in teaching economists. The dependence of intellectual abilities on physical abilities is revealed through examples of training chess players. Thus, it is possible to prove and convince students of the mandatory and systematic use of physical culture for their professional growth.

Keywords

Vocational education, development of professional qualities, intellectual sports.

Качество подготовленного специалиста включает в себя свойства, обусловливающие пригодность к профессиональной деятельности. Успешность обучения студентов к предстоящей профессиональной деятельности в определенной степени зависит от уровня их всесторонней подготовленности, должны быть приобретены знания и умения в профессиональной сфере, а также психофизиологическая подготовленность.

У экономистов основная доля труда - умственный. Их работа требует здоровья, выносливости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.