Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ БАШКИРСКОГО НАРОДОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ БАШКИРСКОГО НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА / ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ЮЖНЫЙ УРАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Светлана Александровна

Модель культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении предполагает обновление содержания образовательной деятельности, определяет наиболее оптимальные и эффективные для детей-дошкольников содержание, формы, методы и приемы воспитания, позволяет актуализировать лучший педагогический опыт в дошкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A PROJECT TO INTRODUCE CHILDREN TO THE CULTURE OF THE BASHKIR PEOPLES

The model of the cultural and educational environment in a preschool institution involves updating the content of educational activities, determines the most optimal and effective content, forms, methods and techniques of education for preschool children, and allows updating the best pedagogical experience in preschool education.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ БАШКИРСКОГО НАРОДОВ»

УДК 373.24

Зорина Светлана Александровна

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 98»

г. Златоуст, РФ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ БАШКИРСКОГО НАРОДОВ

Аннотация

Модель культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении предполагает обновление содержания образовательной деятельности, определяет наиболее оптимальные и эффективные для детей-дошкольников содержание, формы, методы и приемы воспитания, позволяет актуализировать лучший педагогический опыт в дошкольном образовании.

Ключевые слова

История башкирского народа, патриотизм, история, культура, Южный Урал

Zorina Svetlana Aleksandrovna

educator of MADOU "Kindergarten No. 98"

Zlatoust, Russia

IMPLEMENTATION OF A PROJECT TO INTRODUCE CHILDREN TO THE CULTURE OF THE BASHKIR PEOPLES

Annotation

The model of the cultural and educational environment in a preschool institution involves updating the content of educational activities, determines the most optimal and effective content, forms, methods and techniques of education for preschool children, and allows updating the best pedagogical experience in preschool education.

Keywords

History of the Bashkir people, patriotism, history, culture, Southern Urals

Народная мудрость гласит: «Человек, не помнящий своих обычаев, традиций - не знает ничего». Ведь, как известно, человек, не знающий традиций своего народа, своей семьи - не может любить своих родителей, почитать старших, любить свой город, гордиться своей страной. И поэтому, знания о родной истории и культуре должны стать неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.

Воспитание любви к семье, дому, детскому саду, природе его окружающей, есть первый и самый значимый этап в нравственно-патриотическом воспитании. Патриотизм - это не только любовь к Родине, но и уважительное отношение к другим народам и их культурам. И поэтому воспитание таких чувств как толерантность, доброжелательность - это одна из важных задач дошкольного образования. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит становление личности, а это значит, что родная история и культура должны стать частью души каждого ребёнка.

Цель проекта: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой, традициями башкирского народа.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с историей башкирского народа: место проживанием на Урале; основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, бортничество); особенностями

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

жилища (юрта, шалаш, изба). Познакомить детей с башкирским национальным костюмом, его характерными особенностями. Продолжать знакомить с элементами башкирского орнамента. Формировать эмоционально - положительное отношение к историческому и культурному наследию региона.

- Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности.

- Обогатить педагогическую компетентность родителей по вопросам этнокультурного воспитания детей.

- Обеспечить информационное просвещение родителей по вопросу этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

- Воспитывать интерес и любовь к родному городу; воспитывать чувство гордости за народ, проживающий в Златоусте.

- Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

Реализация проекта ведётся в двух направлениях:

1. Работа с детьми. Разные виды занятий (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ), экскурсии и наблюдения, беседы с детьми, дидактические и подвижные игры, праздники и развлечения, исследовательская деятельность; проектная деятельность.

2. Работа с родителями. Открытые занятия с детьми для родителей, консультации, КВНы с детьми и родителями, проведение интеллектуальных игр, папки-передвижки, совместные с детьми развлечения, проведение совместных фольклорных праздников; проведение практикумов; проектная деятельность; участие родителей в оформлении уголка «Я - Златоустовец»; создание мини-музея «Башкирская юрта»

В ходе реализации проекта использую следующие методы: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение материала; эвристический; исследовательский. Всё это помогает вызвать интерес к проблеме (как у детей, так и у родителей): в данном случае, расширять знания об истории родного города, о народах, проживающих в нём, их культуре, обычаях, традициях, семейных ценностях; помогает развивать речь и мышление детей; помогает повышать культурный уровень детей и родителей.

В ходе реализации проекта использовались следующие технологии: личностно-ориентированные, метод проектов, элементы ТРИЗ-технологии (Г. Альтшуллер), развивающее обучение (Эльконин-Давыдов), познавательное развитие Л. Венгер, ИКТ.

Проект предусматривает следующие методы обучения: информационно - рецептивный метод, который способствует детям получить знания осознанно и применить их в дальнейшем в исследовательской деятельности.

Проект разработан на основе парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» Е.С. Бабуновой и краеведческого курса «Я - Златоустовец». Для отслеживания уровня усвоения знаний по теме используются педагогические наблюдения - материалы, для которых предложены в программе «Наш дом - Южный Урал», рекомендованной Министерством образования и науки Челябинской области.

Проект предусматривает знакомство детей с историей, культурой и природой Южного Урала и проходит в несколько этапов.

1 этап. Знакомство с историей возникновения Уральских гор (гор Златоуста, Таганая).

2 этап. Знакомство с историей и бытом башкир и русских.

3 этап. Создание мини-музея «Башкирская юрта», участие в фестивале «Многоликий Златоуст».

Этапы проведения и реализации проекта.

1. Информационно-накопительный: изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг, анкетирование родителей; сбор и анализ литературы для взрослых и детей; создание партнёрских отношений между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги, специалисты); установление социокультурных связей (библиотека «Дом друзей», Этнодеревня в парке «Молодёжный»).

2. Организационно-практический: постановка цели и задач; написание плана мероприятий проекта; непосредственная реализация проекта по трём направлениям: педагог - ребёнок, ребёнок -родитель, педагог - родитель.

3. Презентационно - завершающий: итоговый мониторинг, выставка продуктов деятельности.

4. Контрольно-рефлексивный: подведение итогов, подготовка и проведение фестиваля в детском саду «Многоликий Златоуст».

План реализации проекта.

1 этап. Знакомство с историей возникновения Уральских гор (гор Златоуста, Таганая).

2 этап. Знакомство с историей и бытом башкир и русских.

3 этап. Создание мини-музея «Башкирская юрта», участие в фестивале «Многоликий Златоуст». Работа с педагогами: презентация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с

культурой, бытом, традициями башкирского народа» по программе «Наш дом - Южный Урал» под ред. Е Бабуновой. Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста». Выпуск теленовостей из подготовительной группы «Об открытии мини-музея». Консультация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания». Ожидаемые результаты.

Для детей: приобщение детей к многонациональной культуре Златоуста; развитие интереса к народному фольклору, к народным играм; понимание детьми ценности семьи и семейных традиций.

Для родителей: повышение компетентности родителей в вопросе воспитания толерантности; повышение взаимодействия детей и их родителей. Список использованной литературы:

1. Бабунова Е.С. Методические рекомендации по организации системы дошкольного этнокультурного образования: научно-методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 60 с.

2. Я - златоустовец. Дошкольное образование: программа курса / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. - Златоуст, 2013г. 30с.

© Зорина С.А., 2022

УДК 376.6

Кошевая Ольга Геннадьевна Брагина Дарья Дмитриевна

г. Кемерово, РФ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ

С НЕУСПЕВАЮЩИМИ КАДЕТАМИ

Аннотация

В статье авторы описывают особенности образовательного процесса в кадетском корпусе МЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.