Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЗЛАТОУСТ МНОГОЛИКИЙ"'

МОДЕЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЗЛАТОУСТ МНОГОЛИКИЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Т.Б.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа. Модель воспитывающей культурной среды в детском саду предполагает обновление содержания воспитания, определяет наиболее оптимальные и эффективные для детей дошкольного возраста содержание, формы, методы и приемы воспитания, позволяет актуализировать лучший педагогический опыт в сфере воспитания в дошкольных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE EDUCATIONAL CULTURAL ENVIRONMENT AT THE LEVEL OF THE PRESCHOOL INSTITUTION "ZLATOUST THE MANY-FACED"

The modern national educational ideal is a highly moral, creative, competent citizen of Russia, aware of responsibility for the present and future of his country, rooted in the spiritual and cultural traditions of a multinational people. The model of the educational cultural environment in kindergarten involves updating the content of education, determines the most optimal and effective content, forms, methods and techniques of education for preschool children, allows updating the best pedagogical experience in the field of education in preschool institutions.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЗЛАТОУСТ МНОГОЛИКИЙ"»

мастерства самыми значимыми общекомандными технико-тактическими действиями, определяющими результативность коллективной соревновательной деятельности, являются удары мяча в ворота ногой, ведение мяча и короткие передачи мяча поперек поля и назад.

Относительно индивидуальных технико-тактических действий, влияющих положительно на результативность игры команды, установлено, что у футболистов этапа совершенствования спортивного мастерства самыми значимыми в рассматриваемом аспекте действиями являются: для защитников - игра головой (г=0,99), для полузащитников - единоборства за мяч внизу (г=0,96), а для нападающих -прострельные передачи мяча (г=0, 85) и его перехваты (г=0,83).

Таким образом, в результате исследования выявлены особенности зависимостей результативности соревновательной деятельности команды от количественно-качественных показателей коллективных и индивидуальных технико-тактических действий игроков отдельных линий.

Список использованной литературы:

1. Герасименко, А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов / А.П. Герасименко. - Волгоград, ВГАФК, 2002.- 50 с.

2. Макаров, Д.С. Тенденции развития современного футбола в России / Д.С. Макаров // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 531-535.

3. Шестаков М.М. Разносторонность действий юных футболистов разных этапов многолетней подготовки в условиях тренировки // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2018. - С. 135-140.

© Роскоков Д.С., 2021

УДК 373.24

Соболева Т.Б.

заведующий МАДОУ «Детский сад № 98» г. Златоуст, РФ

МОДЕЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗЛАТОУСТ МНОГОЛИКИЙ»

Аннотация

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа. Модель воспитывающей культурной среды в детском саду предполагает обновление содержания воспитания, определяет наиболее оптимальные и эффективные для детей дошкольного возраста содержание, формы, методы и приемы воспитания, позволяет актуализировать лучший педагогический опыт в сфере воспитания в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова:

Культурно-воспитательная среда, патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, традиции.

Soboleva Tatiana Borisovna

Head

MADOU "Kindergarten No. 98" Zlatoust, Russia

THE MODEL OF THE EDUCATIONAL CULTURAL ENVIRONMENT

AT THE LEVEL OF THE PRESCHOOL INSTITUTION "ZLATOUST THE MANY-FACED"

Annotation

The modern national educational ideal is a highly moral, creative, competent citizen of Russia, aware of responsibility for the present and future of his country, rooted in the spiritual and cultural traditions of a multinational people. The model of the educational cultural environment in kindergarten involves updating the content of education, determines the most optimal and effective content, forms, methods and techniques of education for preschool children, allows updating the best pedagogical experience in the field of education in preschool institutions.

Keywords:

Cultural and educational environment, patriotic education, spiritual and moral development, traditions.

Задача совершенствования системы дошкольного образования, качества подготовки детей к новой ступени образования имеет фундаментальное значение для будущего школьника. Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в России является формирование культуры ребёнка. В настоящее время возрастают требования и к педагогу, уровню его художественной культуры, умениям использовать в воспитании детей традиции, обычаи, народное декоративно-прикладное искусство.

В поисках оптимальных условий развития дошкольников была сформулирована модель воспитывающей культурной среды учреждения. Она заключается в новом теоретическом осмыслении и практическом отображении специфики формирования художественной культуры детей средствами работы над исследовательскими проектами.

В ходе реализации нашей модели, она получила название «Златоуст многоликий», мы выделяем пять базовых подсистем:

1. Систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Мой дом - Южный Урал»;

2. Приобщение детей к народной культуре - проект «Златоуст многоликий»;

3. Клуб трудовых династий «Самоцветы Урала»;

4. Театральную студию «Подсолнушек»;

5. Программу по организации мероприятий экологической тематики «Долина сказок».

Совокупность принципов построения модели культурно-воспитательной работы позволяют

сформировать целостность, единство системы:

• Целостность и системность модели «Златоуст многоликий»;

• Единство, взаимодействие и взаимообусловленность внешней и внутренней среды дошкольного культурного образования;

• Этнопедагогизация воспитательной среды на основе регионализации, районирования содержания этнокультурного образования;

• Интеграция содержания, методов и форм организации культурно-воспитательной работы с детьми;

• Учет зоны ближайшего развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Решая задачи культурно-воспитательной среды дошкольника, мы строим крепкий фундамент для

Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества - предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества,

общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Таким образом, дошкольное учреждение будет иметь достойного выпускника и всесторонне развитого, здорового первоклассника.

Созданная нами модель культурно-воспитательной среды представляет собой некий целостный организм, состоящий из пяти частей. Рассмотрим более подробно каждую из составляющих модели.

Система работы по патриотическому воспитанию детей организована с целью воспитания чувства сопричастности и уважения к традициям своей семьи, детского сада, родного края, гордости за достижения и героизм земляков. Работа направлена на воспитание интереса к традициям семьи, детского сада и малой Родины, развивает желание принимать посильное участие в их преобразовании. В данном русле мы активно ведём работу по краеведческому курсу «Я - златоустовец», начиная с детьми среднего дошкольного возраста. Стало традицией ежегодной реализации педагогических проектов «День защиты детей», «День Победы - память в моём сердце», «День героев Отечества». При тесном взаимодействии с родителями дважды в год организуем на территории дошкольного учреждения военно-патриотическую игру «Зарница». Эта игра «Зарница» включает в себя интересные приключенческие соревнования, сочетающие в себе сразу несколько полезных для физического и морального развития занятий. Немаловажным считаем участие во всероссийских акция, которые проводятся в нашем городе - это «Лёд России» и «Лыжня России». Наши воспитанники и их семьи с огромным удовольствием собираются вместе, общаются, участвуют в командных соревнованиях.

Особое внимание к себе требует проект «Златоуст многоликий». Он нацелен на расширение знаний воспитанников о родном городе, о народах, проживающих в нём, их культуре, обычаях, традициях, семенных ценностях. Работа в рамках проекта началась с 2016 года и носила она характер районного мероприятия. Для участия в данном мероприятии творческим группам детских садов необходимо было внедрить в свой образовательный процесс проект по ознакомлению дошкольников с одной из национальностей Златоуста. Необходимо, чтобы в лоне проекта дети изучили быт и уклад жизни, историю, познакомились с традициями и обычаями народа. Немаловажное значение имеет и знакомство с национальными костюмами, национальными кухнями и национальным фольклором. В работу вовлечены родители, педагоги, а также национальные культурные центры нашего города.

В итоге получился интересный праздник, на котором присутствовало много гостей. В 2018 году нашему фестивалю был присвоен статус городского мероприятия. На первом этапе детские сады так же, как и в предыдущие годы подготовили проекты по выбранным ими национальностям, жюри изучило представленные работы и выбрало лучшие для участия в фестивале. Праздник получился ярким и не забываемым с присутствие многочисленных гостей. 2020 год внес свои коррективы и наш фестиваль проходил в онлайн-режиме. Здесь приняли участие сразу 27 дошкольных организаций.

Уже традиционно финалисты во втором этапе готовят:

1. Приветствие команд, своеобразная визитная карточка, в ходе которого каждая команда представляет народность, национальность, проживающую на территории Златоустовского городского округа. Приветствие может быть в песне, танце, притче.

2. Инсценировка сказа, обряда, потешки, пословицы, песни, танца, игры, которые могут содержать обучающие элементы представляемой народности.

3. Презентация национального блюда. Команды представляют его технологическую карту, процесс приготовления, фольклорное обрамление и само блюдо.

Хотим отметить, что участие во втором этапе фестиваля предполагает обязательное наличие национальных костюмов у детей и взрослых. Этот вызывает особенный трепет, как правило, у взрослых -мало кто из них, из нас задумывается о красоте культуры разных народов. С каждым годом фестиваль увеличивает количество участников, а значит он актуален и интересен.

Клуб трудовых династий «Самоцветы Урала» решает вопросы изучения семейных трудовых заслуг, вклад их в развитие промышленности города. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей,

желание стать такими, как папы и мамы. Детей знакомятся с организациями, которые находятся в микрорайоне детского сада и профессиями людей, которые в них работают. Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области - активно используем интервью с родителями на рабочем месте через программы «Скайп», «ZOOM».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности необычайно широки, именно эта деятельность на сегодняшний день, является основным, приоритетным направлением в работе. Через разыгрывание ситуаций знакомим детей с окружающим миром во всем его многообразии, заставляем их думать, делать выводы, помогаем преодолеть неуверенность в себе, совершенствуем грамматическую и звуковую культуру речи - так работаем театральная студия «Подсолнушек».

Немаловажное значение для обеспечения ребенка положительным самоощущением имеет содержание театрализованной деятельности. Стараемся подобрать материал так, чтобы было доброе, нравственное начало, учитываем тематику и возрастные особенности. Тогда наши занятия и праздники проходят в атмосфере легкости, свободы, доброжелательного общения. Можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность является активным творческим процессом, который способствует интенсивному, творческому росту и развитию дошкольника.

Результатами этой деятельности являются различные спектакли, постановки, с которыми дети выходят на городские, областные конкурсы, где регулярно становимся победителями и обладателями Гран-при. Также наши воспитанники ежегодно побеждают в городских конкурсах «Музыкальный серпантин», «Бушуевский фестиваль» в номинации «Выразительное чтение». Златоустовское педагогическое сообщество оценило компетентность наших педагогов в данном вопросе и пригласило в жюри городского конкурса среди дошкольных учреждений «Театр и дети».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по организации мероприятий экологической тематики для детей старшего дошкольного возраста «Долина сказок» направлена на формирование начал экологической культуры: правильного отношения дошкольника к окружающей природе, к себе и к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития экологических знаний. Ребёнок получает сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней, элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Приобретение опыта отношений с природой происходит через знакомство дошкольников с организацией и жизнью горных хребтов Таганай и Уреньга. За период реализации программа демонстрирует высокую социальную активность: участие дошкольников в акциях «Марш парков», «Письма животным», «Покормите птиц!», участие в городских конкурсах «Новогодний подарок Таганаю», конкурсе лепбуков, «Новогодний подарок Киалимской бабушке», конкурсе туристических походов и экскурсий, «Юный гид экскурсовод», «Открытый конкурс туристических походов и экскурсий среди дошкольных образовательных организаций», открытых онлайн конкурсов «Байки у костра», «Туристические видеоистории». Программа систематически знакомит дошкольников с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрирует их связь со средой обитания, вовлекает в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных.

Таким образом, у нас сложилась чёткая система одного из направлений образовательного процесса с функцией воспитания дошкольников на культуре региона, природном окружении, социально-трудовых характеристиках и традициях.

Список использованной литературы: 1. Бабунова Е.С. Методические рекомендации по организации системы дошкольного этнокультурного образования: научно-методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 60 с.

© Соболева Т.Б., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.