Научная статья на тему 'Краеведческая игротека как форма приобщения детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям региона'

Краеведческая игротека как форма приобщения детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КРАЕВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИГРОТЕКА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE / LOCAL HISTORY / CULTURAL AND HISTORICAL VALUES / GAME LIBRARY / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каратаева Н. А.

В статье описываются воспитательные возможности краеведческой игротеки, методика ее организации в условиях дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local history toy library as a form of familiarizing children of preschool age with the cultural and historical values of the region

The article describes the educational opportunities of the local game library, the methodology of its organization in the conditions of a preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Краеведческая игротека как форма приобщения детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям региона»

institutions in the system of multilevel education]. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [The Herald of Shadrinsk State Pedagogical University], 2012, no. 3-4 (16), pp. 121-128.

5. Karataeva N.A., Zaboeva M.A. Razvitie osnov zhiznestojkosti u detej starshego doshkolnogo vozrasta: teoretiko-metodologicheskie osnovy [The development of the foundations of vitality in children of older preschool age: theoretical and methodological foundations]. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Herald of Shadrinsk State Pedagogical University], 2017, no. 3 (35), pp. 90-93.

6. Lashkova L.L., Rezanovich I.V. Razvitie kommunikativnogo potenciala u buduschego pedagoga v vuze: monografiya [Development of the communicative potential of the future teacher in the university]. Moscow: VLADOS, 2011. 280 p.

7. Leontev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti [Test of resilience]. Moscow: Smysl, 2006.

8. Loginova M.V. ZHiznestojkost kak vnutrennij klyuchevoj resurs lichnosti [Viability as an internal key resource of personality]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [The Herald of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2009, no. 6, pp. 19-22.

9. Maddi S. Teorii lichnosti: sravnitelnyj analiz. [Theories of personality: a comparative analysis]. SaintPetersburg: Rech, 2002. 542 p. (In Russ.).

УДК 373.2

Н.А. Каратаева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики

дошкольного образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия natalya_karataeva73@mail .ru

Краеведческая игротека как форма приобщения детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям

региона

В статье описываются воспитательные возможности краеведческой игротеки, методика ее организации в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Культура, краеведение, культурно-исторические ценности, игротека, дошкольное образование.

N.A. Karataeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of

Theory and Methods of Preschool Education Shadrinsk State Pedagogical University

Shadrinsk, Russia natalya_karataeva73@mail .ru Local history toy library as a form of familiarizing children of preschool age with the cultural and historical values of the region

The article describes the educational opportunities of the local game library, the methodology of its organization in the conditions of a preschool educational institution.

Keywords: culture, local history, cultural and historical values, game library, preschool education.

Регионализацию образования сегодня можно назвать одним из ведущих принципов современного дошкольного образования, который дает возможность в процессе воспитания и обучения детей учитывать культурно-исторические, социально-экономические, географические, демографические и другие особенности региона.

Наличие у детей представлений о культуре, истории, традиционных занятиях людей, проживающих в регионе, его природных и культурных особенностях будут способствовать в будущем выбору более адекватной стратегии своего личностного развития, что позволит, на наш взгляд, повысить шансы личности на более успешное встраивание в социальные отношения и реализацию собственного личностного потенциала.

Принцип регионализации дошкольного образования предполагает систематическое изучение педагогами природных и культурных особенностей края, подбор краеведческого содержания образования, доступного для восприятия детей дошкольного возраста, создание необходимых педагогических условий для приобщения к культурно-историческим ценностям региона, а также разработку соответствующих методов и форм взаимодействия с воспитанниками.

В 2017 г. преподавателями кафедры теории и методики дошкольного образования Шадринского государственного педагогического университета была разработана региональная образовательная программа дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» [3].

Образовательная деятельность по разделу «Ребенок в культуре Зауралья» направлена на решение следующих задач:

- воспитание сопричастности к зауральской культуре: традициям и обычаям, фольклору, прозе и поэзии, живописи, скульптуре и архитектуре;

- познание культуры Зауралья на основе включения детей в различные виды деятельности;

- формирование опыта творческой деятельности детей в зауральской культуре;

- амплификация развития ребенка посредством культурных практик (коллекционирование, плетение, дворовые игры, детский фольклор).

Познание культуры Зауралья происходит на основе включения детей в различные виды деятельности: игровую, трудовую, изобразительную, коммуникативную, познавательную, культурные практики (коллекционирование, плетение, дворовые игры, детский фольклор) и др.

В приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям региона большой педагогический потенциал имеет организация краеведческой игротеки.

Игротека как форма воспитания и обучения дошкольников активно применяется в современной образовательной практике дошкольных образовательных организаций. В работах современных ученых (Е.С. Бабунова, Т.И. Ерофеева и др.) показаны педагогические ресурсы и методика организации игротек в детском саду. Так, социокультурные возможности познавательной игротеки как формы приобщения к народной традиционной культуре описаны в статье Е.С. Бабуновой [1], где автор представляет опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 127» г. Магнитогорска. Т.И. Ерофеева раскрывает потенциал математической игротеки в математическом развитии дошкольников [2].

На основе обобщения существующих материалов в данной статье представим методику организации краеведческой игротеки в процессе приобщения детей старшего

дошкольного возраста к природе и культуре Зауралья. Краеведческая игротека представляет собой специально отведенное в дошкольном учреждении место, оснащенное дидактическими играми и пособиями, игровыми материалами, музейными предметами и прочими средствами, направленными на приобщение детей к природе и культуре края в процессе взаимодействия детей, родителей и педагогов. Краеведческая игротека посвящается одной или нескольким краеведческим темам и предполагает включение детей и взрослых в разнообразные виды деятельности. Материалы, представленные в игротеке, находятся в свободном доступе детей. В краеведческой игротеке дети и родители могут рассмотреть находящиеся там предметы, взять их в руки, поиграть, выполнить определенные действия (достроить, дорисовать, раскрасить, сплести, замесить тесто и пр.). Основным методом обучения в игротеке является игровой метод, что соответствует образовательным потребностям дошкольников.

Краеведческая игротека позволяет развивать интеллектуальные способности дошкольников, систематизировать и углублять их знания о природе, истории, культуре родного края, способствует расширению социальных контактов и формированию социальных навыков, реализации творческого потенциала взрослых и детей. Социально-педагогический потенциал игротеки заключается в создании условий для содержательного общения детей и родителей в процессе приобщения к историко-культурным ценностям региона, народным традициям. Посещая вместе с родителями краеведческую игротеку, дети приобретают опыт творческой деятельности в зауральской культуре. Каждый ребенок с удовольствием демонстрирует свои знания и умения родителям, а родители имеют возможность пообщаться с ребенком, узнать его познавательные интересы и предпочтения.

Находясь вместе с родителями в познавательной игротеке, ребенок имеет возможность самостоятельно решить, чем он будет заниматься, какие материалы использовать, в какую игру играть. Взрослый в этом случае берет на себя роль наблюдателя, помощника, «научного консультанта». Обычно игротека работает в вечернее время, такой график работы является более удобным для родителей. Педагоги заранее составляют график работы игротеки, фиксируют темы и краткое содержание мероприятий. Темы мероприятий желательно связать со временем года, календарём народных праздников, традиционных для конкретного региона.

В краеведческой игротеке представлен дидактический материал: дидактические игры, направленные на решение разных обучающих, развивающих и воспитательных задач; иллюстративный материал; разнообразные панно для игр; коллекции предметов и материалов; оборудование для организации наблюдений, опытов и экспериментов. В специальном месте располагается познавательная литература: книги, альбомы, карты, плакаты, репродукции, наборы открыток. Имеются материалы для продуктивных видов деятельности, рукоделия. Повышению качества общения детей и родителей способствует применение технических средств, с помощью которых посетители игротеки прослушивают фольклорные произведения, сказки, народные песни.

Ко всем к имеющимся познавательным материалам, педагоги разрабатывают специальные пояснительные записки, которые вкладываются в дидактические игры, упражнения, головоломки. В них описываются правила игры, задания, проблемные вопросы, познавательные рассказы для детей и взрослых. Эти записки помогают направить познавательную деятельность детей и родителей. Записки читает ребенку взрослый.

Приведем пример организации краеведческой игротеки по теме «Быт и традиции народов Зауралья». Набор основных дидактических материалов по теме включал в себя:

- макеты жилища: русская изба, юрта, башкирские войлочные коши и др.;

- игрушки, изображающие домашних животных: корову, лошадь, овец, коз, кур, гусей, собаку, кошку и др.;

- фигурки людей (кукол в национальных костюмах) в традиционных костюмах народов, живущих в Зауралье (русский народный костюм, татарский народный костюм, башкирский народный костюм и др.);

- тематические альбомы «Как жили наши предки» (рукодельные и выполненные типографским способом);

- раскраски, содержащие рисунки традиционных жилищ, костюмов и домашней утвари народов Зауралья, домашних животных;

- традиционная одежда народов Зауралья (сарафаны, рубахи, головные уборы, украшения);

- краеведческая игра «Чьё жилище»;

- карточки «Поговорки и пословицы» русского, татарского, башкирского и других народов;

- куклы в национальных костюмах,

- бумага, карандаши, краски и др.;

- географическая карта Зауралья (Курганской области).

Представим примерное содержание работы краеведческой игротеки по теме «Быт и традиции народов Зауралья» с применением пояснительных записок.

1. Рассматривание тематического альбома «Как жили наши предки». Пояснительная записка. Наша малая родина - Зауралье. В Зауралье проживают люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, казахи и другие народы. Рассмотри альбом вместе с родителями, попроси родителей прочитать тебе о жизни народов нашего края.

Русские люди жили в избах, их занятием было земледелие, они разводили домашних животных: коров, лошадей, коз, овец, гусей, кур.

А еще в Зауралье жили башкиры. Многие их потомки и сейчас живут в нашем крае. Основным летним жилищем башкир были переносные войлочные коши. Рассмотри, на картинке как они выглядели. Сборный решетчатый каркас обтянут войлоком. Башкирские племена вели полукочевой образ жизни. Они разводили животных, а земледелием занимались меньше.

У казахов были похожие жилища, но они назывались юртами. Юрта - удобное и легкое жилище, не имеющее внутренних перегородок. Основание юрты круглое, оно делится на 12 частей. Раньше у кочевников не было часов. Интересно, как они узнавали время? Оказывается, юрта служила своеобразными часами, по которым кочевники определяли время с точностью до 5 минут. Русские, башкирские, татарские и другие племена готовили пищу, могли возделывать лен, шить одежду и др.

2. Строительные игры на тему «Русская изба». Пояснительная записка. Русские люди в прежние времена жили в избах. В избе они готовили пищу, спали, выполняли мелкие хозяйственные работы, мастерили что-либо. Как ты думаешь, из какого материала строилась изба? Основным материалом для строительства изб и других построек у русских людей было дерево. Деревья для строительства избы подбирали очень тщательно. Для строительства избы требовался хороший лес, его еще называли строевой. Строители-плотники были большими мастерами. Хочешь построить целую усадьбу? В усадьбе будет старинная изба, которую можно обнести крепкой оградой с воротами. Что еще можно построить на усадьбе? Можно построить баню, погреб, конюшню, колодец. А в конце

усадьбы - мельницу. Построим усадьбу вот для этих «человечков». Согласен? Тогда за работу!

3. Украшение предметов урало-сибирской росписью. Пояснительная записка. В старину в Зауралье люди украшали внутреннее убранство дома и предметы быта красивой урало-сибирской росписью. Росписью занимались специальные мастера, живописцы-красильщики. В урало-сибирской росписи можно увидеть такие элементы, как спирали, крылышки, гребешки, короны, солнце, мыльные пузыри, перья. Можешь рассмотреть предметы, расписанные урало-сибирской росписью (прялки, доски, посуда и др.). Хочешь приобщиться к искусству зауральских мастеров-красильщиков? Выбери любой бумажный макет. Это может быть прялка или доска. Для работы тебе понадобится краска-гуашь и кисть.

Прежде, чем приступить к работе вспомни основные приемы выполнения урало-сибирской росписи. Первый прием называется «подмалевка». Аккуратно опускаем указательный палец в краску, стараемся набрать краску на подушечку пальца. И теперь наносим пятна крупных цветов, бутонов, листьев, ягод, плодов. Мелкие ягодки рисуем без подмалевки кистью.

Следующий прием называется «разбел». На кисть набираем сразу две краски -основную и на кончике - белила. И начинаем вращать кисть таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка, т.е. по контуру изображения. Живописно получается! Цвет постепенно переходит из одного в другой, а мазки просвечивают один из-под другого. Это особенность урало-сибирской росписи. Очень красиво!

4. Исследовательская деятельность детей. Рассматривание с помощью лупы зерен и колосьев пшеницы, ржи, овса. Пояснительная записка. В старину и сегодня на зауральских полях люди выращивают пшеницу, рожь, овёс. Пшеница, рожь, овес, ячмень -это зерновые растения. Их называют злаками. Рассмотри пшеничный, ржаной и овсяный колос под микроскопом. Ты догадался, как называется мука из зерен пшеницы? (Пшеничная). А как называется мука из зерен ржи? (Ржаная). Во время ужина догадайся, из какой муки испекли пшеничный, белый хлеб. А какой хлеб получается из ржаной муки?

5. Дидактическая игра «Наряди куклу». Пояснительная записка. «Посмотри на кукол и одежду». Куклы перепутали свои наряды. Наряди их в традиционные костюмы народов, живущих в Зауралье. Ты уже знаешь, как выглядят русский народный костюм, татарский народный костюм, башкирский народный костюм. Наряди кукол и проверь себя, глядя на картинку. Постарайся вспомнить, как называются части русского народного костюма.

Тебе знакомы эти необычные слова: «кулмек», «тушелдреик», «ыштан», «альяпкыч». Этими словами называются предметы татарского народного костюма. Можешь попросить родителей прочитать об этом.

Самое главное в женском татарском костюме - это рубаха кулмек. Рубаха в костюме длинная, с длинным и широким рукавом. Рубаха украшена узорами и дугообразными нашивками из полос и монет на груди. Вот так выглядит татарская женская рубаха. Это нагрудник - тушелдреик. Какой он формы? Действительно, тушелдреик трапециевидной формы. Нагрудники носили замужние женщины. Он изготавливался из ситца или сатина и украшался нашивками из цветных ситцевых полос. Говорят, что раньше нагрудник не снимался женщинами даже ночью во время сна.

Неотъемлемой частью женского костюма были штаны - ыштан, и в наши дни их носят женщины в татарских и башкирских селах. Штаны (ыштан) украшаются рисунком. Излюбленным рисунком является полоска или мелкий цветочный рисунок.

Это фартук, по-татарски называется альяпкыч. Посмотри, как нарядно выглядит фартук, он украшен воланами со сборкой и вышивкой в технике «тамбур».

6. Рассматривание предметов женской одежды из «Бабушкиного сундучка». Пояснительная записка. В старину вместо знакомых нам шкафов для одежды люди использовали сундуки. Чаще всего они были деревянными, иногда их обивали железом. Хочешь заглянуть в «бабушкин сундук»? Интересно, что же там находится? Догадался? Это сарафан. В прежние времена русские женщины в Зауралье носили сарафаны. Сарафаны носили женщины не только в нашем крае, но повсюду в России. Вместе с сарафаном носили рубаху, пояс, иногда запон (фартук) и душегрею, головной убор -шамшура или кокошник. Это - душегрея, короткая распашная одежда на лямках. Необычная для нас одежда? Что в ней необычного? Можно ли сказать, что старинная одежда красива? Почему? Хотела бы ты нарядиться в такую одежду на праздник?

7. Примеривание старинных головных уборов.

Пояснительная записка. В старину в Зауралье женщины и мужчины носили совсем необычные для нас головные уборы. Девичий головной убор - лента (повязка) -представляла собой декорированную полоску ткани, оканчивающуюся завязками. Повязку носили девочки. Можешь примерить эту повязку, чтобы узнать, как выглядела девочка раньше. Наиболее старинными женскими головными уборами крестьянок и заводских жительниц были кокошник и шамшура. Кокошник представляет собой головной убор, лицевая часть которого имеет твердую основу, задняя часть - мягкая. Передняя часть кокошника украшалась вышивкой, бисером, полоской позумента или кружевом. Кокошник носили замужние женщины.

Ближе к нашему времени повсеместным головным убором девушек и женщин становится платок. В будни женщины носили ситцевые, а в праздники - различные шерстяные и шелковые платки. Их повязывали назад концами или под подбородком. Попробуйте вместе с мамой или бабушкой завязать платок разными способами. Можешь примерить ленту для девочек. А для мамы - кокошник. Отличаются ли старинные головные уборы от тех, которые носят женщины сегодня? Какие головные уборы носят современные женщины, твои бабушка, мама? Какой платок тебе понравился? Почему?

8. Изобразительная деятельность детей - раскрашивание одежды для кукол. Пояснительная записка. Посмотри, что лежит в конверте. Это бумажные куклы и заготовки одежды. Куклам хочется иметь красивую одежду. Ты уже знаком с костюмами народов Зауралья: русским, татарским. Можешь взять карандаши или фломастеры и раскрасить костюмы. Одежда должна быть нарядной, красивой. Куклы в ней отправятся на праздник. Можно самому придумать узоры.

9. Оформление готовых пряников глазурью. Пояснительная записка. Ты, наверное, знаком с историей пряничного дела в Зауралье? Знаешь, что в старину в Зауралье пекли самые разные пряники: подарочные, свадебные, детские пряники: пряничный домик, «коровка» для девочек и «лошадка» для мальчиков и др. Как готовились пряники? Сначала замешивали тесто. Затем с помощью специальных пряничных досок придавали тесту форму. Пряники должны чуть-чуть постоять, а потом - печь. Пряники пекли в сводчатых печах. Следили за печкой внимательно. Пряник не должен подгореть ни снизу, ни сверху, что было сложно, ведь все печи работали на дровах. Для того чтобы подготовить печи, мастера вставали очень рано, в четыре утра. Зауральские мастера уже испекли для нас пряники. Хочешь раскрасить пряник специальной сладкой глазурью? Думаем, что у вас с мамой получится своя пряничная история. За работу!

10. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?» Пояснительная записка. Щедрой может быть земля-кормилица, нужно хорошо потрудиться и земля отблагодарит человека за труд урожаем. Как ты думаешь, что нужно делать хлеборобам, чтобы получить богатый урожай? Рассмотри картинки и расположи их по порядку.

В зависимости от особенностей восприятия ребенком представленная в пояснительной записке познавательная информация может быть сокращена и прочитана взрослым выборочно.

Итак, краеведческая игротека играет уникальную роль в приобщении детей к истории и культуре края, формировании у подрастающего поколения системы ценностей. Основанная на игровом методе, краеведческая игротека позволяет в подходящей для детей дошкольного возраста форме погрузиться в мир зауральской природы, истории и культуры. Неформальное общение детей и взрослых в процессе организации краеведческой игротеки создает благоприятные условия для становления субъектной позиции дошкольников, воспитания познавательного и бережного отношения к родной природе, возникновения интереса к истории и самобытной культуре Зауралья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабунова, Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста / Е.С. Бабунова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 8. - С. 55-59.

2. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику : метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет / Т.И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 2005. - 143 с.

3. Каратаева, Н.А. Мы живем в Зауралье : регион. образоват. прогр. дошк. образования / Н.А. Каратаева,

0. В. Крежевских ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2016. - 203 с.

REFERENCES

1. Babunova E.S. Metodika stanovleniya etnokulturnoj obrazovannosti detej predshkolnogo vozrasta [Methodology of the formation of ethnocultural education of preschool children]. Nachalnaya shkolaplyus do iposle [Primary School plus: before and after], 2009, no. 8, pp. 55-59.

2. Erofeeva T.I. Doshkolnik izuchaet matematiku: metod. posobie dlya vospitatelej, rabotayuschih s detmi 5-6 let [A preschooler is studying mathematics]. Moscow: Prosveschenie, 2005. 143 p.

3. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V. My zhivem v Zaurale: region. obrazovat. progr. doshk. obrazovaniya [We live in the Trans-Ural region]. SHadrinsk: SHadrinskij Dom Pechati, 2016. 203 p.

УДК 373.2

Л.Г. Касьянова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected]

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным истокам посредством ознакомления с русским народным костюмом

Зауралья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.