Научная статья на тему 'Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин'

Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ / МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / AN INDIVIDUAL APPROACH / INDIVIDUALIZATION / STUDENTS / EXTERNAL STUDENTS / INDIVIDUAL WORK / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царькова Кристина Михайловна

Эффективная организация самостоятельной работы студентов-заочников является актуальной проблемой подготовки современного специалиста. Индивидуализация самостоятельной работы, предполагающая учет индивидуальных особенностей студентов, позволяет успешно решать поставленные задачи в ходе самостоятельной деятельности, способствует развитию способностей личности. Описываемая модель индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников была реализована в условиях ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of External Students’ Individual Work in the Course of Studying Pedagogical Disciplines

Effective organization of external studentsindividual work is an urgent problem of present specialist’s training. Personalization of individual work, that assesses all the peculiarities of students, allows to solve the objectives during the individual work and also provides development of person’s abilities. The model of personalization of external studentsindividual work, described above, was used in Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин»

УДК 37.04

К. М. Царькова

Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин

Эффективная организация самостоятельной работы студентов-заочников является актуальной проблемой подготовки современного специалиста. Индивидуализация самостоятельной работы, предполагающая учет индивидуальных особенностей студентов, позволяет успешно решать поставленные задачи в ходе самостоятельной деятельности, способствует развитию способностей личности. Описываемая модель индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников была реализована в условиях ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

Ключевые слова: индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников, модель индивидуализации самостоятельной работы.

К. М. Tsarkova

Individualization of External Students' Individual Work in the Course of Studying Pedagogical Disciplines

Effective organization of external students' individual work is an urgent problem of present specialist's training. Personalization of individual work, that assesses all the peculiarities of students, allows to solve the objectives during the individual work and also provides development of person's abilities. The model of personalization of external students' individual work, described above, was used in Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky.

Key words: an individual approach, individualization, students, external students, individual work, education.

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, инициативности, профессиональной компетентности, которую он может демонстрировать.

Постоянно усложняющиеся формы трудовой деятельности, тенденция к увеличению профессиональной мобильности кадров, необходимость не только быстрой адаптации специалиста в учреждении, но и возможность перепрофилирования деятельности за короткий срок - все это требует от человека постоянного расширения и углубления знаний, повышения профессионального уровня уже в процессе начавшейся трудовой деятельности. Система непрерывного профессионального образования призвана предоставить каждому человеку возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Самой распространенной в системе непрерывного образования является заочная форма обучения. Она отличается от очной или вечерней относительно небольшим количеством контактного времени, которое посвящается посещению студентом занятий, консультаций и реализации программ практик. Большую часть учебного материала студенты-заочники должны усвоить самостоятельно: они постоянно сталкиваются с необходимостью определять цели, содержание, планировать свою деятельность, намечать рациональную последовательность действий, осуществлять самоконтроль и самооценку, правильно распределять свои силы и учитывать результаты собственной деятельности в дальнейшей работе и др.

Поэтому главным резервом повышения эффективности подготовки студентов в условиях заочного обучения становится самостоятельная работа. Она формирует готовность к самообразованию, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу.

Однако весь потенциал самостоятельной работы в организации заочного обучения не учи-

© Царькова К. М., 2011

тывается, преобладают экстенсивные формы и методы обучения. На наш взгляд, способствовать более эффективному овладению материалом может индивидуализация самостоятельной работы студентов.

Под индивидуализацией самостоятельной работы мы понимаем - организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов, благодаря которым обучаемые решают поставленные задачи в аудиторное и внеаудиторное время в ходе самостоятельной деятельности, завершающейся определенным результатом.

Мы в полной мере согласны с Н. И. Чиканце-вой, которая считает, что самостоятельная работа должна быть индивидуализированной или по содержанию или по способам выполнения ее студентами, выделяя следующие виды индивидуализации самостоятельной работы: различные по содержанию, но выполненные одинаковым способом; одинаковые по содержанию, но выполненные разными способами; различные по содержанию и выполненные разными способами [1, с. 48].

Н. В. Промоторова в своем диссертационном исследовании индивидуализировала самостоятельную работу по объему (выполнение регламентировалось тем объемом, какой был в силах

учащихся), и по степени сложности (задачи с повышением уровня сложности), где учащиеся сами выбирали уровень сложности задач. Кроме того, использовались задания, дополняющие программу. Таким образом, здесь акцентировался принцип избирательности заданий. Эффективность такого обучения выражалась в повышении качества знаний и росте творческой активности студентов [1, с. 50].

Продвижение в обучении в индивидуальном темпе возможно лишь тогда, когда самостоятельная работа индивидуализирована по какому-либо признаку. Так, например, Т. И. Шамова выделила следующие признаки индивидуализации самостоятельной работы: наличие цели; наличие конкретного задания; четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы; обязательность выполнения работы каждым учеником полученного задания [1, 50].

Не трудно заключить, что в приведенных высказываниях уточняется сущность исследуемого явления.

С целью повышения эффективности самостоятельной работы мы разработали модель индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, апробированную на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (табл. 1).

Таблица 1

Цель: развитие профессионального самосознания студентов через индивидуализацию самостоятельной работы

Субъекты Преподаватель: Партнер Студент: Субъект учения

Подходы: деятельностный; компетентностный; индивидуальный Принципы: субъектности; вариативности; рефлексивности

Критерии результативности индивидуализации

Сформированность компонентов индивидуализации СР Повышение уровня субъектной позиции студента Владение коммуникативными и организаторскими способностями

Компоненты индивидуализации СР

Мотивационный Организационно-планирующий Содержательно-деятельностный Рефлексивно-оценочный

Условия индивидуализации СР

Внешние (создание условий для развития внутренней мотивации; включение студентов в процесс целеполагания и планирования СР; организация диагностики; возможность выбора и выстраивания студентом индивидуального маршрута СР; предоставление возможности принимать самостоятельные решения; активизация индивидуального опыта студентов; профессиональная ориентация дисциплин; учет ограниченного бюджета аудиторного времени; связь аудиторной и внеаудиторной СР; партнерское участие преподавателя; информационно-методическое обеспечение СР; создание ситуаций, стимулирующих самоанализ, самооценку, рефлексию, взаимооценку) Внутренние (наличие мотивации; принятие цели, соотнесение конечных целей обучения и частной цели СР; адекватная самооценка; владение умениями и навыками самоорганизации; активность субъекта, самостоятельность в принятии решений; потребность в самообразовании; желание использовать полученную информацию на практике; понимание значимости взаимосвязи форм СР; субъектная позиция студента; наличие навыков и умений по использованию источников; рефлексивное отношение студента к деятельности; наличие умений по самоконтролю и самооценке)

Этапы индивидуализации СР

Диагностический Основной Оценочно-результативный

Уровни индивидуализации: базовый, продуктивный, творческий

Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин

На основании теоретического анализа нами было обозначено три уровня индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников: базовый, продвинутый, творческий. Задачи каждого уровня разные, но в целом преподава-

тель должен заранее выстроить систему действий, учитывая все виды, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации, продумывая роль студента в самостоятельной работе и свое участие в ней (табл. 2):

Таблица 2

Характеристика уровней индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников

Базовый уровень Продуктивный уровень Творческий уровень

Общая характеристика уровня Характеризуется частично-познавательной потребностью и незначительным интересом в изучении педагогических дисциплин, пониманием значимости предмета при отсутствии практического применения и личностного смысла. Уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности Характеризуется преимущественно познавательным характером, при незначительных трудностях в изучении педагогических дисциплин. Присутствует личностный смысл в овладении материалом. Средний уровень умений планировать результат, осуществлять и анализировать свою самостоятельную деятельность. Достаточный уровень владения рационально-продуктивными способами работы Характеризуется положительной мотивацией к изучению педагогических дисциплин. Высокий уровень сформированности умений самостоятельной работы при наличии высокого уровня коммуникативной компетентности, творческой самостоятельности, активности и инициативы. Высокая рефлексивная позиция

Позиция студента Низкий уровень субъектной позиции Средний уровень субъектной позиции Высокий уровень субъектной позиции

Преобладающие виды СР Преобладающий тип ср - воспроизводящие работы по образцу: подготовка презентации, составление каталога, составление библиографического списка по теме, подготовка конспектов, составление схем, таблиц, графиков Выполнение ср на уровне преобразующего воспроизведения: подготовка проекта, презентации, реферата, составление глоссария, подготовка аннотаций, создание портфо-лио, написание доклада, обзора, анализ видеоматериалов, методических материалов, уроков по предложенному плану, организация и проведение различных форм работы Способность к выполнению творческих (исследовательских) самостоятельных работ: подготовка проекта, презентации, творческой работы, деловой игры, аннотаций, создание портфолио, рецензирование статей, написание эссе, разработка планов-конспектов уроков, мероприятий, консультаций, бесед, индивидуальных образовательных маршрутов, выступление на конференции, олимпиаде, участие в конкурсе

Выделение этих групп позволило нам организовать дифференцированную работу со студентами и оценить ее результаты.

Проверка разработанной модели осуществлялась на примере ряда педагогических дисциплин («Теория и методика воспитания», «Современные образовательные технологии», «Индивидуально-ориентированные технологии», «Организация детского досуга», «Организация игровой деятельности»). В исследовании принимали участие студенты II-III курсов ФСУ ЯГПУ (специальности «Социальная педагогика», «Организация работы с молодежью», «Педагогика и психология», «Менеджмент организации») в количестве 111 человек.

Мы ставили перед собой следующие задачи: 1) апробация системы заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин;

2) уточнение возможностей индивидуализации самостоятельной работы в ходе теоретических и практических занятий;

3) определение влияния индивидуализации самостоятельной работы на качество изучения педагогических дисциплин студентами.

Первая задача решалась путем проектирования заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, с учетом ограниченности времени, отведенного на их реализацию студентов-заочников. Мы изучили программы учебных дисциплин, содержание государственных стандартов, требования к выпускнику-специалисту, и выделили на их основе блок ведущих компетенций, которыми должен владеть студент-заочник. В соответствии с выделенными компетенциями, уточнялась дидактическая направленность самостоятельных работ, пересматривался состав учебного материала с учетом целей обучения студентов, анализировалась систе-

ма возможных видов самостоятельных работ, подбирался необходимый материал по темам учебных дисциплин, разрабатывались планы занятий.

Чтобы выявить возможности индивидуализации самостоятельной работы в изучении педагогических дисциплин, в ходе занятий фиксировались, а затем анализировалось место самостоятельной работы в структуре занятия и в межсессионной подготовке; количество времени, отводимое на выполнение самостоятельных заданий; наиболее трудоемкие для работы фрагменты заданий.

Последняя задача - определение влияния индивидуализации самостоятельной работы на качество подготовки будущего специалиста, представлялась наиболее сложной. И все же анализ полученных в ходе опытно-экспериментальной работы материалов дал возможность сделать ряд выводов относительно влияния индивидуализации самостоятельной работы на развитие компетенций студентов-заочников, уточнить место и роль ее в системе учебных занятий и их структуре, определить достоинства и недостатки индивидуализации.

Реализация модели предполагала следующие этапы: диагностический, основной, результативный. Диагностический этап включал предварительную диагностику индивидуальных особенностей студента; анализ результатов диагностики преподавателем с целью выработки рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории; самоанализ результатов диагностики студентом, определение им своих сильных и слабых сторон, определение вектора дальнейшего развития. Основной этап предусматривал определение индивидуальной образовательной траектории, ее контрольных точек; обучение, опирающееся на контроль и самоконтроль индивидуального развития студента. Оценочно-результативный предполагал корректировку индивидуальной образовательной траектории в соответствии с промежуточными результатами.

На заключительном этапе исследования были проведены итоговые «срезы», которые позволили определить результаты работы и влияние индивидуализации на различные параметры развития личности. Полученные результаты представлены в таблице 3:

Таблица 3

Критерии результативности индивидуализации самостоятельной работы студентов

Компоненты Базовый уровень Продуктивный уровень Творческий уровень

Старт Итог Старт Итог Старт Итог

мотивационный 3,08 3,27

организационно-планирующий 2,29 2,84

содержательно-деятельностный 2,57 2,93

рефлексивно-оценочный 2,78 3,08

КОС 8,1% 5,4% 65,76% 67,56% 26,12% 27,02%

Из таблицы видно, что изменения произошли в развитии всех критериев. Мы связываем полученный результат со специально организованной работой и созданием при этом необходимых условий.

Библиографический список:

1. Копотюк, И. Г. Самостоятельная работа студентов как средство повышения их профессионально-познавательной активности в

процессе изучения педагогических дисциплин колледже [Текст] : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.08 / Копотюк Ирина Геннадьевна. -Ярославль, 1999. - 186 с.

2. Педагогические основы высшего заочного образования [Текст] : учеб. пособ. ; под ред. И. Г. Шамсутдиновой. - М. : ВЗИИТ, 1991. - 182 с.

3. Чернявская, А. П. Становление партнерской позиции педагога: монография. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 328 с.

Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.