Научная статья на тему 'Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов'

Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОМПОНЕНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЭТАПЫ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Храбан Галина Семёновна

В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о тьюторской деятельности педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Говоря о значении самостоятельной работы студентов, авторы приводят мнения классиков педагогики по данному вопросу. Приведены трактовки понятия самостоятельной работы студентов, данные учёными: В.И.Загвязинским, И.А.Зимней, П.И.Пидкасистым, Л.М.Фридманом, М.Г.Гаруновым, В.П.Шишкиным, И.В.Поповой, Э.В.Губернаторовой. Авторы статьи указывают на недостатки самостоятельной работы студентов, к которым относят: неумение организовать самостоятельную работу, отсутствие навыков планирования, самоорганизациии и самоконтроля, отсутствие навыков работы с литературой и определяют возможные пути их устранения. Наиболее перспективным направлением совершенствования самостоятельной работы студентов авторы считают её индивидуализацию, осуществляемую преподавателем, применяющим технологии тьюторской деятельности. Авторы указывают на условия, которые должен обеспечить преподаватель при проектировании самостоятельной работы студентов, и определяют её компоненты: мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительский, контрольный. Особое внимание в статье уделено рассмотрению этапов тьюторской деятельности по индивидуализации самостоятельной работы студентов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYUTORSKAYA ACTIVITY OF THE TEACHER ON THE INDIVIDUALIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The authors refer to the issue of tyutorskoy activity of the teacher on the individualization of independent work of students in higher education. Speaking about the importance of independent work of students, the authors present the classics of pedagogy views on the matter. Results interpretation of the concept of independent work of students, data scientists: V.I.Zagvyazinskim, I.A.Zimney, P.I.Pidkasistym, L.M.Fridmanom, M.G.Garunovym, V.P.Shishkinym, IV Popova, E.V.Gubernatorovoy. The authors point to the shortcomings of independent work of students, which include: the inability to organize independent work, the lack of planning skills, self-organization and samokontrorlya, lack of skills with the literature and identify possible ways to address them. The most promising way to improve the students' independent work the authors consider its individualisation undertaken teacher applying technology tyutorskoy activities. The authors point out the conditions that must provide the teacher in the design of students' independent work, and determine its components: motivational, organizational, reflexive, mastery, control. Special attention is given to consideration of steps tyutorskoy activities individualization of independent work of students of high school.

Текст научной работы на тему «Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов»

УДК 378

ЕА.ЧЕЛНОКОВА1, Г.С.ХРАБАН2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация 2Белорусский национальный технический университет (БНТУ), Республика Беларусь

ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о тьюторской деятельности педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Говоря о значении самостоятельной работы студентов, авторы приводят мнения классиков педагогики по данному вопросу. Приведены трактовки понятия самостоятельной работы студентов, данные учёными: В.И.Загвязинским, И.А.Зимней, П.И.Пидкасистым, Л.М.Фридманом, М.Г.Гаруновым, В.П.Шишкиным, И.В.Поповой, Э.В.Губернаторовой. Авторы статьи указывают на недостатки самостоятельной работы студентов, к которым относят: неумение организовать самостоятельную работу, отсутствие навыков планирования, самоорганизациии и самоконтроля, отсутствие навыков работы с литературой и определяют возможные пути их устранения. Наиболее перспективным направлением совершенствования самостоятельной работы студентов авторы считают её индивидуализацию, осуществляемую преподавателем, применяющим технологии тьюторской деятельности. Авторы указывают на условия, которые должен обеспечить преподаватель при проектировании самостоятельной работы студентов, и определяют её компоненты: мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительский, контрольный. Особое внимание в статье уделено рассмотрению этапов тьюторской деятельности по индивидуализации самостоятельной работы студентов высшей школы. Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, индивидуализация самостоятельной работы, компоненты самостоятельной работы, тьюторская деятельность педагога, этапы тьюторской деятельности

Е A.CHELNOKOVA1, G.S. HCRABAN2

' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Belarussian National Technical University (BNTU), Republic of Belarus

TYUTORSKAYA ACTIVITY OF THE TEACHER ON THE INDIVIDUALIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Abstract. The authors refer to the issue of tyutorskoy activity of the teacher on the individualization of independent work of students in higher education. Speaking about the importance of independent work of students, the authors present the classics of pedagogy views on the matter. Results interpretation of the concept of independent work of students, data scientists: V.I.Zagvyazinskim, I.A.Zimney, P.I.Pidkasistym, L.M.Fridmanom, M.G.Garunovym, V.P.Shishkinym, IV Popova, E.V.Gubernatorovoy. The authors point to the shortcomings of independent work of students, which include: the inability to organize independent work, the lack of planning skills, self-organization and samokontrorlya, lack of skills with the literature and identify possible ways to address them. The most promising way to improve the students' independent work the authors consider its individualisation undertaken teacher applying technology tyutorskoy activities. The authors point out the conditions that must provide the teacher in the design of students' independent work, and determine its components: motivational, organizational, reflexive, mastery, control. Special attention is given to consideration of steps tyutorskoy activities individualization of independent work of students of high school.

Keywords: independent work of students, individualization of independent work, individual work components, tyutorskaya work of the teacher, steps tyutorskoy activities

Внедряемая в настоящее время независимая оценка качества подготовки специалистов с участием работодателей направлена на определение сформированности у выпускников профессиональных компетенций. Однако, с точки зрения работодателя, кроме сугубо профессиональных компетенций, которые характеризуют квалификацию выпускника вуза, специалисту необходимы такие качества, как проявление устойчивого интереса к своей профессии, принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях, применение в своей профессиональной деятельности информационно-коммуникационных технологий, способность к работе в коллективе, умение учиться, профессионально реализоваться.

Следовательно, формирование способной к профессиональной самореализации в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях личности становится приоритетным направлением в образовании. Целью образования, как заявлено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», является разностороннее и своевременное развитие молодого поколения, его творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Данное понимание цели образования потребовало поиска путей, форм и средств индивидуализации содержания образования и образовательного процесса, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки.

С вступлением в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования произошло перераспределение учебной нагрузки: уменьшилось количество аудиторных часов и увеличилось время, отводимое на самостоятельную работу. Ведущая роль внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в модернизации образовательного процесса ВПО нашла отражение в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; в п. 1.2. «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» записано, что «к 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий» [11].

Увеличение объема часов на самостоятельную работу в учебных планах дисциплин в высших образовательных учреждениях является вполне оправданным, поскольку позволяет не только совершенствовать практические умения студентов, но и максимально приблизить академическое образование в вузах к будущей профессиональной жизни.

Самостоятельная работа предполагает, что студент выполняет различного рода задания, включающие в себя программный материал, который не освещался во время аудиторных занятий. Данный вид деятельности способствует развитию и активизации творческой деятельности студентов и может рассматриваться в качестве главного резерва повышения качества подготовки специалистов [5].

Современная дидактика рассматривает самостоятельную работу студентов с двух позиций: в качестве вида учебного труда, который осуществляется студентом без непосредственного вмешательства преподавателя, но под его непосредственным руководством, и как средства формирования методов организации познавательной деятельности и вовлечения в эту самостоятельную познавательную деятельность. Эффективность самостоятельной работы студентов может проявиться в случае организации и реализациии в учебно-воспитательном процессе самостоятельной работы как единой системы, которая проходит через все этапы обучения студентов в образовательном учреждении [16].

К.Д.Ушинский указывал на необходимость и важность формирования у студентов навыков самостоятельной работы в период обучения: «... Должно постоянно помнить, что

следует передавать ученику не только те или иные познания, но развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые по знания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения» [15].

Рассматривая значение самостоятельной работы, учёные-классики обращают внимание на её значимость: «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения», - считал К.Д. Ушинский, указывая, что самостоятельная работа является деятельностью студентов по усвоению знаний и умений, осуществляемой без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляемой им

[15].

А. Дистервег обращал внимание, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» [7].

К рассмотрению вопроса о роли самостоятельной работы студентов обращались многие ученые: Н.А.Введенский, Н.Г.Дайри, Р.Г.Лемберг, Г.М.Муртазин и другие. Однако единое понимание самостоятельной работы не сложилось. Так, В.И.Загвязинский рассматривает ее как «деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [8].

И.А.Зимняя интерпретирует самостоятельную работу как организуемую самим обучаемым в максимально удобный и рациональный, с его точки зрения, период; контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны [9].

Авторы П.И.Пидкасистый, Л.М.Фридман и М.Г.Гарунов полагают, что самостоятельная работа студентов является средством организации учебного или научного познания, которое выступает в качестве: 1) объекта их деятельности, задаваемого преподавателем, программированным пособием или обучающей программой; 2) формы проявления студентом определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, приводящего его к получению нового задания или углублению имеющегося [13].

Самостоятельная работа студента, по мнению В.П.Шишкина, выступает в качестве высшей формы учебной деятельности, формой самообразования, которая осознана им как свободная по выбору и внутренне мотивированная деятельность [20].

И.В.Попова склонна рассматривать самостоятельную работу студента как особую форму обучения по заданию преподавателя, «выполнение которой требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно» [12], а Э.В.Губернаторова - как важнейшую форму организации учебного процесса в вузе, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством педагога, при выполнении которой проявляются такие необходимые современному специалисту личностные качества, как активность, инициативность, ответственность за ход и результаты деятельности, а также формируются навыки самоорганизации и самоконтроля [6].

Самостоятельная работа студента способствует тому, чтобы студент не только овладел компетенциями по данной дисциплине, но и сформировал навыки самостоятельной работы во всех видах деятельности: в учебной, научной, профессиональной. Формировал способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения и выход из кризисной ситуации и т.п. Независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых

проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов [10].

Подготовка человека, способного к самосовершенствованию и самовоспитанию в течение всей жизни, - важная задача образования. Но сегодня мы видим, что не каждый студент умеет самостоятельно работать. Перед преподавателем стоит колоссальная задача -научить студента учиться, создать для него условия, способствующие развитию его познавательной деятельности.

Под самостоятельной учебной деятельностью обычно понимают любую организованную преподавателем активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная деятельность представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить студент, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания; в конечном счёте приводит студента либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Самостоятельная работа студентов имеет серьезные недостатки. Во-первых, это неумение студентов организовать свою самостоятельную работу. Отсутствие навыков планирования, самоорганизации и самоконтроля приводит к тому, что творческие работы студенты выполняют в самый последний момент на весьма низком уровне, зачастую пользуясь плодами трудов более успешных однокурсников, возможно, родителей, компилируя известные учебники, «решебники», монографии, статьи или даже скачивая аналогичные работы сомнительного качества из Интернета. Во-вторых, отсутствие у студентов элементарных навыков работы с книгой, справочной литературой (цитирование, конспектирование, реферирование, резюмирование и т.п.), неумение выделять главное и второстепенное, проводить сравнительный анализ, обобщать, сводить в таблицы теоретический материал, делать выводы и пр.

Следует отметить, что учение студента не является самообразованием индивида по собственному плану, а выступает систематической, управляемой преподавателем самостоятельной деятельностью, которая приобретает статус доминанты в системе современного высшего образования [4].

Задачей самостоятельной работы студентов является формирование у обучающихся профессиональных компетенций и чувства ответственности, развитие самостоятельного и нестандартного мышления. Самостоятельная работа призвана научить студентов самостоятельно применять накопленные знания и опыт, управлять процессом самообразования, организовывать собственную деятельность. Кроме того, самостоятельная работа студентов формирует навыки работы в научно-информационной среде и интеллектуальные компетенции.

Таким образом, главным смыслом и результатом самостоятельной работы студентов является развитие интеллектуально-логических способностей и способности выражать свои мысли, оформлять результаты учебной и исследовательской работы [2], а также стимулирование активного использования знаний, полученных в ранее изученных дисциплинах, выработки умения их применения при изменении условий решаемых задач.

Тенденции развития современного образования, внедрение новых стандартов заставляют каждого педагога по-новому взглянуть на организацию образовательного процесса, в частности, пересмотреть подходы к самостоятельной работе со студентами. Важно, чтобы преподаватель при организации самостоятельной работы студентов работал не со студентами «вообще», а с конкретной личностью, с учетом возрастных и психологических особенностей, индивидуальных способностей каждого студента, так как задача

преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

Мы согласны с В.И.Андреевым в том, что, получая поддержку креативно ориентированных педагогов в саморазвитии, целенаправленно расширяя субъективный опыт деятельности и общения, обучающиеся обретают новые «степени свободы» в социальном взаимодействии в виде навыков установления связей с людьми и их понимания, в организации деятельности, в групповом взаимодействии, в развитии творчества, в разрешении сложных ситуаций и другое [3].

В этой связи одним из перспективных направлений высшей школы является построение индивидуального маршрута самостоятельной деятельности студентов, её сопровождение, и тьюторская деятельность является эффективным средством реализации этого процесса. Тьюторская деятельность определяется как совместная деятельность педагога и студента, направленная на осознание студентами возможностей использования ресурсов образовательного пространства вуза для построения и реализации программ личностного и профессионального развития в социально значимой деятельности.

Самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех составляющих самостоятельной работы:

• непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, на консультациях по вопросам ликвидации задолженностей, в процессе участия студентов в научно-исследовательской работе;

• во внеаудиторное время при выполнении студентом конкретных заданий по самостоятельной работе;

• выполнение творческих работ посредством участия студентов в научно-исследовательском студенческом сообществе.

Во всех трех составляющих самостоятельной работы студентов должно быть обеспечено соблюдение принципа индивидуализации.

Под индивидуализацией самостоятельной работы студентов мы понимаем предоставление обучающимся права и возможности самостоятельно выбирать:

- интенсивность работы;

- формы самостоятельной работы, типы и виды самостоятельных заданий;

- задания из обязательной части в зависимости от индивидуальных предпочтений, а также из творческой части, при этом по ряду дисциплин и профессиональных модулей, особенно вариативной части, обучающимся может быть предоставлена возможность самим предлагать виды и формы самостоятельных заданий, интересных в молодежной среде (интернет-ролики, анимации и т.д.)

- ресурсы для реализации индивидуальной образовательной программы, которые исчерпывающе и своевременно должны быть представлены обучающимся.

Основная нагрузка управления самостоятельной работой студента ложится на преподавателя. Преподаватель заранее разрабатывает систему самостоятельной работы студентов, определяет ее цели, обеспечивает организационную, методическую и регуляционную составляющую [1]. Это требует выстраивание нового диалогового взаимодействия между студентом и преподавателем, реализующим индивидуальный подход к каждому студенту. При становлении равноправного, субъектного взаимодействия становится возможным осуществление дифференцированной помощи студенту, выбор оптимальной формы заданий (репродуктивных, творческих), базирующихся на учете общей подготовки студента к самостоятельной деятельности, моделирование индивидуальной траектории становления будущего профессионала. Становление новых форм взаимодействий преподавателя и студента - не изолированный процесс преобразований вуза, а лишь неизбежная часть модернизации всего учебного процесса.

Можно выделить ряд условий, необходимых для повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Одно из них - это рациональная организация

самостоятельной работы. Должно измениться отношение между студентом и преподавателем: если на первом курсе студента надо «вести», формировать стойкое стремление добывать знания, в том числе и самостоятельно, то на старших курсах преподаватель должен уже осуществлять контроль за тем, как идет процесс самообразования, направлять его, по необходимости корректировать. Выполнение заданий самостоятельной работы должно учить мыслить, анализировать, решать возникающие проблемы, т.е. результатом самостоятельной работы постепенно должно стать появление творческого начала.

Тьюторская деятельность в данном аспекте позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интересным, включающим исследовательские формы работы. Тьюторская деятельность понимается нами как содействие, поддержка, помощь в планировании и организации деятельности студентов; создание условий для организациии самостоятельной работы; как содействие студенту при освоении и использовании знаний для решения образовательных и жизненных проблем

При проектировании тьюторского сопровождения самостоятельной деятельности мы придерживались мнения, согласно которому тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно профессиональному развитию [18].

Главный инструмент обучения и воспитания педагога-тьютора - создание индивидуального образовательного маршрута, разработка которого производится с учетом индивидуальных особенностей и свойств личности.

При проектировании самостоятельной работы студентов преподаватель-тьютор должен обеспечить следующие условия:

I. Обучение методам самостоятельной работы: с целью выработки умения планировать временные затраты следует точно указывать сроки выполнения определённых видов самостоятельной работы.

3. Проблемное изложение учебного материала, способное воспроизвести характерные рассуждения, применяемые в науке и технике.

4. Использование активных методов обучения (метод анализа конкретных ситуаций, дискуссии, работа в группах, деловые игры и т.п.).

6. Представление структурно-логической схемы дисциплины.

7. Разработка и использование комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, содержащих теорию, методические указания, задачи для решения (обучение действию по алгоритму, уменьшение объяснительного материала в пользу самостоятельного поиска).

9. Создание и использование методической базы междисциплинарного характера с указанием практической значимости различных тем и разделов.

10. Индивидуализация самостоятельной работы.

II. Составление разноуровневых заданий, учитывающих степень подготовленности студента.

12. Постановка контрольных вопросов после каждой лекции.

13. Лекционное занятие с включением самостоятельного изучения фрагмента лекции студентами.

14. Использование коллективных методов обучения.

Поскольку мы рассматриваем самостоятельную работу студентов как систему, то в ней можно выделить следующие ее компоненты: мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительский, контрольный. Каждый из этих компонентов предполагает определенный уровень знаний, умений, навыков и личностных качеств. Так, мотивационный компонент требует умения активизировать свой положительный интенциональный опыт (предпочтения, убеждения, умонастроения), видеть жизненный смысл в выполняемой

работе, поддерживать высокий уровень мотивации на всех этапах самостоятельной работы, знания и использования приемов стимулирования и настройки собственного интеллекта.

Исполнительский компонент требует от студента определенного уровня базисных знаний и умений, развитых способностей к анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, навыков работы с информацией (быстрота чтения при сохранении высокой степени понимания текста, умения конспектировать, составлять тезисы, доклады и т.д.).

Рефлексивный компонент предполагает умение студента определять границы известного и неизвестного для получения недостаточной информации, критичность к действиям и умениям, способность соотносить знания о своих возможностях и вероятных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами.

Организационный компонент включает в себя умения определять объем и этапы работы, ставить цели и задачи на каждом этапе, распределять время при выполнении задания, организовывать рабочее пространства, привлекать дополнительные средства для самостоятельного выполнения задания. Также указанный компонент предполагает определенный уровень сформированности самодисциплинированности.

Контрольный компонент включает в себя способность оценивать качество не только конечного продукта, но и отдельных этапов самостоятельной работы, умение выбирать адекватные формы и методы оценки.

Для организации наиболее продуктивной самостоятельной работы студентов преподаватель вынужден осваивать и применять на практике современные технологии и методы педагогического сопровождения обучающегося. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов включает в себя несколько основных этапов.

1 этап - подготовительный.

Преподавателями осуществляется разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса, в основу которого положена самостоятельная деятельность студента. Это учебные и методические пособия, рабочие тетради, интерактивные лекции, разноуровневые лабораторные практикумы, мультимедийные презентации (видеоролики), банки заданий и задач, индивидуальные самостоятельные работы, задания для проектных разработок; темы для рефератов, эссе, докладов, рецензий, экспериментально-исследовательской деятельности; глоссарий; список источников (книги, журналы, видеофильмы, компьютерные программы, продукты творческой деятельности студентов), банк моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин. Методическая база создаётся таким образом, чтобы предоставить возможность обучающемуся вести работу как самостоятельно, так под руководством педагога в группе.

2 этап - диагностический.

На этом этапе происходит определение образовательных потребностей и возможностей каждого обучающегося. С этой целью проводится углубленная диагностическая работа. Для определения уровня подготовленности студентов к самостоятельной работе проводятся мероприятия по психолого-педагогической диагностике студентов, позволяющие определить пути наиболее эффективной организации самостоятельной работы студентов, сформировать дальнейшие действия педагога по определению форм тьюторского сопровождения: изучение готовности студентов к выполнению самостоятельной работы, изучение готовности к сотрудничеству; изучение способностей к рефлексии; анкетирование по изучению предпочтений при выполнении самостоятельной работы.

3 этап - содержательно-технологический.

На основе анализа индивидуальных особенностей студентов и их готовности к самостоятельной деятельности проектируются индивидуальные образовательные маршруты, которые могут реализовываться педагогом с учётом уровня учебной мотивации студентов.

Предпочтительно составление индивидуальных образовательных маршрутов на один семестр, так как студенту легче реализовать содержание маршрута, рассчитанного на небольшой период. Конкретность и локальность в этом случае способствуют эффективности тьюторского сопровождения.

4 этап - организационно-деятельностный.

Этап предполагает организацию групповых и индивидуальных консультаций при возникновении у студентов затруднений в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута, выполнении самостоятельных творческих, исследовательских работ. На этом этапе происходит активное взаимодействие всех участников тьюторского взаимодействия, выполнение всех видов самостоятельных работ, происходит активная работа по формированию «Портфолио» студента.

5 этап - рефлексивно-оценочный.

Этап является ключевым в тьюторской деятельности педагога и направлен на выявление индивидуальных проблем и достижений студента, текущий контроль динамики изменений обучающихся, проведение студентами рефлексии собственной деятельности, оценку результатов организации самостоятельной учебной деятельности, анализ и оценку эффективности тьюторской деятельности педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов. На этом этапе студент принимает решение о продолжении или о завершении сотрудничества с педагогом в рамках следующего образовательного процесса.

Приведение в соответствие процессов подготовки специалистов профессионального образования, с одной стороны, и потребностей рынка труда, связанного с заказом на образование со стороны работодателей, то есть тех, кому нужен компетентный специалист, с другой стороны, - главная задача высшей школы. Это достигается в том случае, когда образование становится личностно значимым для студента, когда он ощущает потребность в получении знаний и умений. Такое образование невозможно дать, его можно получить лишь в процессе активной самостоятельной работы студента. Здесь необходимо довести до сознания каждого студента видение и понимание возможностей и перспектив, предоставляемых его будущей профессией для его продвижения и уровня достижений, которые и станут главными мотивами качественного выполнения самостоятельной работы.

Таким образом, тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов выступает в качестве необходимого условия для реализации ФГОС нового поколения, для успешного формирования и развития у студентов общих и профессиональных компетенций, для удовлетворения образовательных запросов каждого студента, для согласования запросов и потребностей студента с потребностями рынка труда, работодателей в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах различных отраслей инновационной экономики[14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81-84.

2. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. №11.

3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб.пособие для вузов. Казань, 2005. 500 c.

4. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание,2009. 134 с.

5. Горденко Н.В. Самостоятельная работа студентов как средство формирования академических компетенций. URL: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=2014 (дата обращения 20.11.2015).

6. Губернаторова Э.В. Самостоятельная работа как форма организации учебного процесса в вузе. // Наука и образование: Сб. трудов студентов и молодых ученых: в 2 ч. Белово, 2009.

7. Дистервег, А. Избранные педагогические произведения. М.: УчПедГиз, 1969. 348с.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. ВУЗов. М.: Академия, 2007. с. 155.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос,2003. 383с.

10. Карасева Э.М. Применение кредитной системы обучения в Костанайском социально-техническом университете // Вестн. науки Кост. соц.-тех. ун-та. 2005. С. 109-14.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г., № 792-р.

12. Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе. Методические рекомендации для преподавателей и студентов института экономики очной и заочной форм обучения / Сост. д-р соц. наук, проф. И.В. Попова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. С. 4.

13. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

14. Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы (тезисы докладов и выступлений. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: . «Просвещение», 1968. 556 с.

16. Хамдамов У. Э. Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Молодой ученый. 2014. №11. С. 426-427.

17. Челнокова Е.А. Тьюторство в ретроспективе. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - №7(71). - С.117-120.

18. Челнокова Е.А., Набиев Р.Д. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения. Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С.23

19. Челнокова Е.А., Набиев Р.Д. Тьюторская деятельность педагога по обеспечению успешной адаптации студентов вуза. Вестник Мининского университета. 2015. №4. С.23

20. Шишкин В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов. URL: http: // www.nntu.ru /RUS/NEWS/t1_d25.htm (дата обращения 10.11.2015).

21. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». - OxCHEPS, 2001.

22. Keith, Topping The effectiveness of peer tutoring in higher and further education: a typology and review of the literature URL:http://www.fau.edu/CLASS/CRLA/Level_Three/The_effectiveness_of_pee r_tutoring_in_further_and_higher_educationa_typology_and_review_of_the_literature.pdf) (дата обращения: 21.11.2015)

REFERENCES

1. Abasov Z. Proektirovanie i organizacija samostojatel'noj raboty studentov [Design and organization of independent work of students] Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 10. рр. 8184. (In Russian)

2. Alhanov A. Samostojatel'naja rabota studentov [Independent work of students] Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. №11. (In Russian)

3. Andreev V.I. Pedagogika vysshej shkoly. Innovacionno-prognosticheskij kurs: ucheb.posobie dlja vuzov. Kazan', [Higher School Pedagogy. Innovative predictive Course: Textbooks for high schools] 2005. 500 p. (In Russian)

4. Garunov M.G., Pidkasistyj P.I. Samostojatel'naja rabota studentov. [Independent work of students] M.: Znanie,2009. 134 p. (In Russian)

5. Gordenko N.V. Samostojatel'naja rabota studentov kak sredstvo formirovanija akademicheskih kompetencij. [Independent work of students as means of formation of academic competencies.] Available at:: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=2014 (accessed 20.11.2015). (In Russian)

6. Gubernatorova Je.V. Samostojatel'naja rabota kak forma organizacii uchebnogo processa v vuze. [Independent work as a form of organization of educational process in high school] Nauka i obrazovanie: Sb. trudov studentov i molodyh uchenyh: v 2 ch. Belovo, 2009. (In Russian)

7. Disterveg, A. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija. [Selected pedagogical works] M.: UchPedGiz, 1969. 348p. (In Russian)

8. Zagvjazinskij V.I. Teorija obuchenija: Sovremennaja interpretacija: ucheb. posobie dlja stud. VUZov. [Training theory: Modern interpretation: the Textbook. benefits for students. Universities] M.: Akademija, 2007. p. 155. (In Russian)

9. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. [Educational psychology] M.: Logos, 2003. 383p. (In Russian)

10. Karaseva Je.M. Primenenie kreditnoj sistemy obuchenija v Kostanajskom social'no-tehnicheskom universitete [Application of credit system in Kostanai social and technical university] Vestn. nauki Kost. soc.-teh. un-ta. 2005. P. 109-14. (In Russian)

11. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody»: rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 maja 2013 g., № 792-r. [On approval of the state program of the Russian Federation "Education Development for 20132020": an order of the Government of the Russian Federation dated May 15, 2013, № 792-p.] (In Russian)

12. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v VUZe. Metodicheskie rekomendacii dlja prepodavatelej i studentov instituta jekonomiki ochnoj i zaochnoj form obuchenija [Organization of independent work of students at the university. Guidelines for teachers and students of the Institute of Economics of full-time and part-time modes of study] / Sost. d-r soc. nauk, prof. I.V. Popova. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2009. P. 4. (In Russian)

13. Pidkasistyj P.I. Psihologo-didakticheskij spravochnik prepodavatelja vysshej shkoly. [Psychological and didactic handbook high school teacher] M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 1999. 354 p. (In Russian)

14. T'jutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve vysshej shkoly (tezisy dokladov i vystuplenij. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Tutoring in the open educational space of high school (abstracts and presentations. Materials of All-Russian scientific-practical conference.] Moskva, 2008. (In Russian)

15. Ushinskij, K.D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija. [Selected pedagogical works.] M.:. «Prosveshhenie», 1968. 556 p. (In Russian)

16. Hamdamov U. Je. Mesto samostojatel'noj raboty studentov v uchebnom processe. [Location independent work of students in the learning process] Molodoj uchenyj. 2014. №11. P. 426-427. (In Russian)

17. Chelnokova E.A. T'jutorstvo v retrospektive. [Tutoring in retrospect] Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. №7 (71). P.117-120. (In Russian)

18. Chelnokova E.A., Nabiev R.D. Vnedrenie t'jutorskoj dejatel'nosti v obrazovatel'noe prostranstvo vysshego uchebnogo zavedenija. [Implementation tyutorskoy activities in the educational space of higher education institution] Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. №4 (8). p.23 (In Russian)

19. Chelnokova E.A., Nabiev R.D. T'jutorskaja dejatel'nost' pedagoga po obespecheniju uspeshnoj adaptacii studentov vuza. [Tyutorskaya work of the teacher to ensure the successful adaptation of university students] Vestnik Mininskogo universiteta. 2015. №4. P.23 (In Russian)

20. Shishkin V.P. Planirovanie, organizacija i kontrol' vneauditornoj samostojatel'noj raboty studentov. [Planning, organization and control of students' independent work] Available at: http: // www.nntu.ru /RUS/NEWS/t1_d25.htm (accessed 10.11.2015). (In Russian)

21. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». - OxCHEPS, 2001. (Palfreyman D. The Oxford Tutorial:

«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcHTeTa» 2016 - № 1

Sacred Cow or Pedagogical Gem? The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». -OxCHEPS, 2001.)

22. Keith, Topping The effectiveness of peer tutoring in higher and further education: a typology and review of the literature (Keith, Topping The effectiveness of peer tutoring in higher and further education: a typology and review of the literature) Available at:http://www.fau.edu/CLASS/CRLA/Level_Three/The_effectiveness_of_pee r_tutoring_in_further_and_higher_educationa_typology_and_review_of_the_literature.pdf) (accessed 21.11.2015)

© Челнокова Е.А., Храбан Г.С., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Челнокова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: chelnelena@gmail.com

Храбан Галина Семёновна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика и управление инновационными проектами в промышленности», Белорусский национальный технический университет, г.Минск, Республика Беларусь, e-mail: Hcraban@mail. ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Chelnokova Elena - Ph.D., assistant professor of innovation management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: chelnelena@gmail.com

Hraban Galina Semyonovna - Ph.D., Associate Professor of «Economics and management of innovative projects in the industry», Belarussian National Technical University (BNTU), Minsk, Republic of Belarus e-mail: Hcraban@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.