Научная статья на тему 'ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Часть 2'

ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
структура политической культуры / индикаторы исследования / государственные гражданские и муниципальные служащие / political culture structure / research indicators / civil and municipal servants

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

В статье представлен авторский вариант структуры политической культуры, разработанный на основе вариантов структуры культуры Г.Е. Зборовского и структуры политической культуры Л.Н. Когана. К таким компонентам автор относит политические ценности, политические нормы, политические знания, политический язык и политическую деятельность. Они структурированы, и на этой основе выделены критерии политической культуры представителей властных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF RESEARCH ON THE POLITICAL CULTURE OF STATE CITCIVIL AND MUNICIPAL SERVANTS Part 2

The article presents the author's version of the structure of political culture, developed on the base of variants of the structure of culture by G.E. Zborovsky and the structure of political culture by L.N. Kogan. The author considers such components, as political values, political norms, political knowledge, political language and political activity. As they are structured, on this base the author highlights the criteria for the political culture of representatives of power structures.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Часть 2»

LIPIN Igor Dmitrievich, postraduate student of the Chair of National and Federal Relations, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (bld. 1, 84 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; Igor1Lipin@yandex.ru)

THE ROLE AND INFLUENCE OF MATERIAL VALUES ON THE POLITICAL PROCESS: A HISTORICAL-COMPARATIVE APPROACH

Abstract. The aim of the study is to analyze the influence of material values on political processes within the framework of a historical-comparative approach. Since the times of the Ancient World, philosophers have studied politics, political processes and described common problems regardless of the era, such as the use of power resources for personal economic interests. The study shows that not only government officials often put personal economic interests above state ones, but also representatives of different classes of society struggle to obtain if not the maximum economic benefits, then the minimum ones. The analysis shows that in order to minimize cases of using power for personal enrichment, it is necessary to refine the economic theorem of R. Coase.

Keywords: political process, R. Coase theorem, economic interests, material values, transaction costs

ХОРОШКЕВИЧ Наталья Геннадьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; natali.khoroshckewitch@yandex.ru); ORCID 0000-0003-4139-5654

ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Часть 2

Аннотация. В статье представлен авторский вариант структуры политической культуры, разработанный на основе вариантов структуры культуры Г.Е. Зборовского и структуры политической культуры Л.Н. Когана. К таким компонентам автор относит политические ценности, политические нормы, политические знания, политический язык и политическую деятельность. Они структурированы, и на этой основе выделены критерии политической культуры представителей властных структур. Ключевые слова: структура политической культуры, индикаторы исследования, государственные гражданские и муниципальные служащие

Данная статья является продолжением статьи «Индикаторы исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих», вышедшей в предыдущем номере журнала. Там были рассмотрены классификации структур политической культуры. В данной статье предложена авторская структура политической культуры, и на ее основе рас-

сматриваются индикаторы политической культуры для социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих.

Результаты исследования. В своем исследовании при составлении структуры политической культуры автор учитывал ряд ее элементов. В основу классификации, предложенной автором данной работы, была положена классификация компонентов культуры, разработанная Г.Е. Зборовским. Он выделял такие компоненты культуры, как ценности, нормы, обычаи, язык и деятельность [Зборовский 2004: 279-285]. Нужно отметить, что на сегодняшний день в научной литературе уже имеется достаточное число вариантов структуры политической культуры. Предложенная Зборовским классификация не содержит большого числа компонентов или элементов, но она включает основные из них, куда могут войти все остальные. Кроме того, классификация, предложенная автором работы, дополнена элементами из классификации Л.Н. Когана.

В качестве компонентов модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих автор статьи выделил такие, как политические ценности, политическое знание, политические нормы, политический язык и политическая деятельность [Хорошкевич 2020: 56]. Однако все эти компоненты очень неоднородны. Здесь не выделен отдельно макроуровень - политические институты, организации и т.д. Они входят в ценности, но узнать о них можно только через мнение - компонент знания. Свою политическую деятельность каждый индивид осуществляет через политические институты, социальные практики в сфере политики. На базе компонентов политической культуры обычно выделяют критерии и показатели политической культуры. Но структура политической культуры (ее компоненты) и индикаторы для конкретного социологического исследования - не одно и то же. В этой связи структура политической культуры будет рассматриваться более подробно и дополняться индикаторами анализа.

Политические ценности можно понимать как «совокупность значимых тех или иных явлений (предметов), способствующих удовлетворению политических потребностей, разделяемых разными социальными общностями в обществе, и, как следствие этого, на которые ориентируются акторы в процессе политических взаимодействий» [Хорошкевич 2020: 57]. Тогда политические ценности государственных гражданских и муниципальных служащих - это «совокупность значимых тех или иных явлений, способствующих удовлетворению политических потребностей, разделяемых разными социальными общностями в обществе, и, как следствие этого, на которые ориентируются представители социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих в процессе политических взаимодействий между собой и другими социальными группами и индивидами» [Хорошкевич 2020: 57].

Анализ политических ценностей в представленной работе будет производиться на основе сравнения перечней политических ценностей индустриального и информационного обществ. Также, согласно классификации М. Рокича, все ценности были разделены на две группы. В данном случае это инструментальные и терминальные политические ценности. К терминальным политическим ценностям индустриального общества относятся жизнь человека, мир, инструментализм, традиционализм, главные ценности - государство, патриотизм, равенство и т.д. Терминальные политические ценности информационного общества - это свобода (в новом понимании),

гуманизм, толерантность, свобода слова, самореализация, социальная справедливость, гражданское общество и т.д. Инструментальные политические ценности в индустриальном обществе - равенство граждан перед законом, всеобщее избирательное право, сильный политический лидер, национальное государство, сильная государственная власть и т.д. В информационном обществе это такие ценности, как правовое государство, многообразный спектр выражения политического мнения населением, прозрачность всех выборных процедур, верховенство закона, государство как партнер, политический плюрализм мнений, СМИ, решение важных политических вопросов на межгосударственном уровне, глобализация, приход политического лидера к власти через персонификацию, децентрализация власти в государстве, сетевая форма государства, власть, вписывающаяся в культурные коды, виртуализация политического пространства, своевременный доступ граждан к разной информации для решения их проблем и т.д.

Как известно, ценности - это то, что имеет значение. Именно вокруг значимых предметов, явлений акторы выстраивают свое поведение. И это характерно для любой сферы. Но в своем поведении, пытаясь завладеть теми или иными ценностями или поддерживать их, они вырабатывают определенные нормы взаимодействия, устанавливают границы приемлемого, допустимого в этих взаимодействиях. В сфере политических взаимодействий таковыми являются политические нормы. Политические нормы означают образцы поведения, рамки допустимого в процессе политических взаимодействий акторов - получения, использования и удержания власти. Политические нормы государственных гражданских и муниципальных служащих - рамки допустимого, образцы взаимодействия в сфере политических отношений, а именно получения, использования и удержания власти представителями социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих.

В настоящее время существуют разные классификации политических норм, самая известная из которых предполагает деление политических норм на нормы правовые и неправовые. Правовые политические нормы закреплены в современном российском праве. Государственные гражданские и муниципальные служащие как граждане имеют те же политические права, что и остальное население, согласно законодательству РФ. Это прежде всего Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Гл. 1. Ст. 6). Далее, это федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях», федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» и т.д. Однако для исключения использования административного ресурса в личных целях государственными гражданскими и муниципальными служащими их деятельность в политическом плане ограничена рядом нормативно-правовых актов. К ним относятся федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция), согласно которому (ст. 14) муниципальному служащему запрещено участие в управлении политической партией, профсоюзом (в т.ч. первичным), в избирательной комиссии муниципального образования, а также в съезде (конференции), общем собрании другой общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, това-

рищества собственников недвижимости. Согласно федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция), государственным гражданским служащим запрещено участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением случаев, когда речь идет о политике. Но это участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в т.ч. выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости. Также у чиновников отсутствует право публично высказывать свое мнение в СМИ относительно деятельности властных структур, только если это не входит в его должностные обязанности. Государственные гражданские служащие не могут использовать свое должностное положение для предвыборной агитации и агитации перед референдумом. Они не имеют права использовать свои должностные полномочия в интересах той или иной политической партии или иной организации, а также публично выражать свое мнение относительно нее как представителя властных структур, если только это не является частью его должностных обязанностей. На государственной гражданской службе чиновникам запрещено создавать в государственных органах власти структуры политических организаций, религиозных организаций, других общественных объединений, а также способствовать их созданию. Исключение составляют ветеранские союзы, профсоюзы и другие организации общественной самодеятельности. Об этом говорится в федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Также о подобных ограничениях говорится в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ. Однако в остальных правах в сфере политических отношений государственные и муниципальные служащие имеют все права граждан РФ.

Неформальные политические нормы - это стандарты поведения, не закрепленные в правовой системе государства и поддерживаемые только самим обществом. В период становления нового типа общества идет формирование новых политических неформальных практик, например, поиск и получение населением политической информации, обмен ею, обмен мнениями по поводу политических событий, создание и участие в интернет-сообществах, участие в социальных движениях [Вафин, Потеряева, Хорошкевич 2020: 36]. Однако в силу ряда ограничений в формальных политических нормах для государственных гражданских и муниципальных служащих они не используют весь спектр этих новых политических неформальных норм. Широкое распространение получил только поиск данных в Интернете [Богданов 2021: 89]. Неформальные нормы являются достаточно широким понятием. К ним относятся традиции, обычаи, ритуалы и т.д. В ряде случаев традиции и обычаи сочетаются с нормами права, но не противоречат официальному праву, т.к. именно оно либо санкционирует их, либо отвергает, либо относится нейтрально [Марченко 2016].

Некоторые авторы проводят различие между традицией и обычаем, некоторые - нет. В данной работе все-таки разграничено понимание обычая и традиции. Традиции - это системы действий с точки зрения трансляции опыта взаимодействия, регулирующие наиболее значимые моменты взаимодействий между акторами в той или иной сфере, разделяемые и поддерживаемые

населением страны. А политические традиции - это исторически сложившиеся стандарты, рамки взаимодействий в сфере политических отношений между акторами, передаваемые из поколения в поколение, регулирующие наиболее значимые моменты данных взаимодействий и поддерживаемые обществом.

В настоящее время в условиях развития в России нового типа общества - информационного - происходит становление новых политических традиций, хотя продолжают действовать и старые. Среди них сакральность государственной власти, сильное государство, которым хочется гордиться и которого боятся, сильный политический лидер, сочетание традиций Востока и Запада в государственном управлении, соборность и коллективизм, стремление к равенству [Баранов 2015: 210], недостаточная развитость демократических институтов, урегулирование рабочих вопросов в государственных и муниципальных структурах посредством связей, просмотр военного парада, посвященного Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., и т.д. [Перепеченов 2015: 81].

К новым политическим традициям можно отнести использование цивилизованных приемов ведения дискуссий, подкрепление своей позиции рациональными аргументами, компромиссы, умение маневрировать, создавать союзы, использовать СМИ, «завоевание улиц» (манифестации, демонстрации и т.д.), умение проявлять толерантность и т.д. Также следует отметить готовность взаимодействовать, учиться на положительном опыте другой стороны и использовать его [Баранов 2015: 210]. Вышеперечисленные старые и современные политические традиции можно рассматривать как критерии оценки политических традиций в эмпирическом социологическом исследовании.

Термин «обычай» созвучен со словом «обычно». Как уже говорилось выше, иногда его считают частью традиции, иногда - отождествляют с нею. Отмечают, что обычай более точен в сравнении с традицией. Это первое отличие. Второе его отличие от традиции состоит в том, что он регулирует обыденные, повседневные отношения, тогда политические обычаи - это нормы, регулирующие устоявшиеся, «рутинные» политические взаимодействия в сфере политики. Например, это могут быть взаимодействия по поводу проведения избирательных кампаний, самих выборов и т.д. Политические обычаи появляются и развиваются на основе сложившихся политических взаимодействий. Они могут выступать как исполнение правовой нормы, сочетаться с ней, тесно переплетаться [Марченко 2016].

К старым политическим обычаям можно отнести получение политической информации гражданами по телевизору вечером в информационных программах, наличие упорядоченной процедуры процесса выборов, неформальное обсуждение политических новостей среди ближайшего окружения, наличие политических анекдотов и т.д. И сегодня в политической культуре эти политические обычаи продолжают существовать. К новым политическим обычаям может относиться присутствие на выборах независимых наблюдателей от разных организаций, наличие разных форм голосования (непосредственное посещение избирательного участка, онлайн-форма, посещение организаторами голосования тех, кто не может прийти по болезни, и т.д.), обмен политической информацией, обмен мнениями в соцсетях, возможность получения информации о политических событиях в Интернете, процедура и формат встречи президента РФ с гражданами, транслируемая по телевизору, и т.д. В качестве исследовательских критериев также может быть использован данный перечень старых и новых политических обычаев.

На практике символическим проявлением политических традиций является ритуал. Ритуал - это стандартизированная совокупность действий символического содержания, регламентирующая ситуацию, регулируемую традицией [Мамина 2013], тогда политический ритуал - это стандартизированная совокупность действий символического характера в ситуациях, регламентированных политическими традициями.

В политической культуре современной России так же, как и в случаях с политическими традициями и обычаями, присутствуют, условно говоря, старые и новые политические ритуалы. Старые политические ритуалы -это прослушивание гимна стоя, участие в праздновании Дня Победы 9 мая, дипломатические приемы, наличие и исполнение регламента в ходе заседания выборных органов власти, съездов политических партий, встречи депутата и избирателей и т.д. В связи с этим можно проанализировать политические ритуалы с точки зрения их места в политической жизни современного российского общества и государства.

Новые политические ритуалы - это послания президента Федеральному собранию, прямая линия с президентом, торжественная церемония вступления в должность президента РФ, новогоднее обращение президента РФ [Бондаренко, Кокарев 2020] и т.д. Сегодня в процессе коммуникации по политическим вопросам активно используется Интернет. Имеют место и новые онлайн-формы политического взаимодействия властных структур и населения [Михайленок, Малышева 2019: 81]. Новые технические приемы позволяют государственным структурам воздействовать на аудиторию в соответствии с современными требованиями. Одновременно появляются новые способы и приемы цензуры, надзора посредством использования возможностей Интернета. Сегодня государственные структуры активно используют новые интернет-технологии для реализации политики государства [Вафин, Потеряева, Хорошкевич 2020: 37].

Итак, в современной России происходит процесс изменения политических традиций. Некоторые из старых традиций уходят в прошлое, происходит возникновение и развитие новых политических традиций, которые становятся более демократичными. Для связи все чаще используется Интернет, за счет чего увеличивается скорость обмена политической информацией. Когда речь идет о политике, государство активно использует интернет-ресурсы [Мусихин 2015: 106]. Политические ритуалы являются чаще всего формальными нормами и проводятся соответствующими специалистами. По этой причине они представляют меньше интереса для научных исследований в рамках социологии. Политические традиции, обычаи и ритуалы можно рассматривать как критерии оценки знаний и политической деятельности той или иной социальной общности, в т.ч. и государственных гражданских и муниципальных служащих.

Политическое знание не однородно. Л.Н. Коган хорошо описал уровни этого компонента, и они также используются автором. Это знание о фактах, мнения, идеи, идеологии, политическое мышление, политические эмоции и чувства. Знание о политических фактах, событиях может быть разным. Его можно поделить на международный, государственный, региональный, городской уровни. Если говорить о политических знаниях государственных гражданских и муниципальных служащих, то они покажут лучший уровень знаний в области, близкой к их профессиональной деятельности. Государственные гражданские служащие, являющиеся высокопоставленными чиновниками федерального уровня, будут лучше осведомлены о про-

исходящем на межгосударственном и федеральном уровнях. Областные чиновники, занимающие высокие руководящие должности, лучше будут знать политическую жизнь своей области. Муниципальные служащие районных центров покажут наилучшие знания о событиях политической жизни в своем городе. Можно изучать политическое знание подробнее, выделив составляющие на каждом уровне. Это знание о происходящих событиях, о функционировании политических институтов, о деятельности политических акторов. Так как новые политические события происходят все время, то знание о них постоянно меняется. В этой связи в данной работе не рассматриваются конкретные политические события в качестве индикаторов исследования.

Политические институты не появляются и не уходят в историю так быстро, как политические события. В этой связи целесообразно рассмотреть в статье такие институты, как государство, президент РФ, законодательная власть (Федеральное собрание), правительство РФ, судебная система (Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ), институт гражданской службы, гражданство как социальный институт, избирательное право, институт политических партий (организаций), армия, Русская православная церковь и др.

Необходимо исследовать политическую систему, ее структуру посредством анализа документов, ответив на следующие вопросы [Общая и прикладная... 1997]:

- с помощью каких методов происходит управление политической системой (демократических, авторитарных, тоталитарных и т.п.)?

- с помощью каких методов, способов происходит принятие и осуществление политических решений?

- при помощи каких методов происходит взаимодействие с другими политическими системами и институтами?

- какие методы используются для урегулирования политических конфликтов?

- какой тип электорального процесса используется (формы и методы организации выборов)?

- какие применяются способы защиты национальных интересов?

К политическим субъектам относятся ключевые фигуры в политике: президент РФ, председатель правительства РФ, главы наиболее поддерживаемых в стране политических партий. Если речь идет об отдельных территориях, то это ключевые фигуры во властных структурах, относящиеся к местной политической элите, местные политические лидеры (наиболее известные) партий и политических организаций.

По каждому из политических событий, субъектов чиновники могут иметь свое мнение и испытывать определенные чувства. Соответственно, можно выделить положительное, нейтральное, отрицательное мнения. Можно также выяснить уровень доверия, общий уровень удовлетворенности деятельностью.

Мнения могут зависеть от идеологии. В основе либерализма и либеральных ценностей лежат права и свободы человека, которые важнее интересов государства и власти. В экономике либералы - за свободу рынка и конкуренции, в политике - за правовое государство, ограничение вмешательства государства в общественную жизнь. Либералы призывают участвовать в управлении государством все социальные группы [Терновсков, Самыгин, Набиева 2018: 221]. В современной России либерализм представлен такими политическими партиями, как Партия народной свободы, Партия роста (Правое дело),

Демократическая партия России, Гражданская платформа, Гражданская инициатива, Демократический выбор.

Представители консерватизма выступают за порядок, стабильность, сохранение и поддержание традиций. В экономике консерваторы - за принципы частной собственности, свободу предпринимательства, свободный рынок. В политике они выступают за четкую социальную стратификацию. Управлять обществом должна элита, подготовленная группа, а граждане должны проявлять к ней лояльность. Наиболее известная консервативная партия -Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с Л. Слуцким. Своими основными ценностями они провозгласили либерализм, порядок, демократию, патриотизм, справедливость [Терновсков, Самыгин, Набиева 2018: 222].

Политическая идеология коммунизма сформировалась на основе марксизма. Коммунизм - за справедливое общество без эксплуатации человека, за отсутствие всех видов социального отчуждения человека - от результатов своего труда, от собственности и от управления обществом. Базовыми ценностями и главными целями коммунизма стало стремление к идеалу равенства людей в обществе. Коммунисты - за равенство результатов, в то время как либералы пропагандируют равенство возможностей. Коммунизм считает правильным национализировать всю собственность, искоренить в сознании людей идею материального обогащения, заменяя ее моральными стимулами к труду, и т.д. Такая идеология сегодня осуществляется Коммунистической партией Российской Федерации. Эта партия - за патриотизм, державность, народовластие и духовность.

В современной России также актуальна социал-демократическая идеология. Она провозглашает принципы свободы, справедливости и солидарности. Представители социал-демократии пропагандируют демократические принципы во всех сферах жизни общества. В политике они выступают за наибольшее участие трудового населения в государственном управлении. В экономической сфере социал-демократы выступают за повышение уровня благосостояния граждан, справедливое распределение доходов и трудовую занятость; с социальной - за возможность получения образования гражданами, качественную медицинскую помощь, реализацию права на труд, отдых, жилье, достойное пенсионное обеспечение, а также устранение неравенства по половому признаку. В итоге наиболее крупными и значимыми продолжателями социал-демократии в России осталась Справедливая Россия (де-юре, де-факто же это оспаривается) и Коммунистическая партия Российской Федерации, где социал-демократическая идеология представлена фракцией и наиболее молодыми политиками, в то время как в правлении и верхушке партии до сих пор сохраняется реакционно-коммунистическое большинство. Современным представителем социал-демократии в России считается партия «Левое социалистическое действие».

Всероссийская политическая партия «Единая Россия» - крупнейшая политическая партия Российской Федерации. Партия «Единая Россия» поддерживает общий политический курс президента Российской Федерации. Единая Россия характеризуется политологами как «партия власти», правящая партия. Сегодня именно эта партия является наиболее сильной и влиятельной в нашей стране. Программа «Единой России» состоит из двух основных разделов: «Благополучие людей» и «Сильная Россия». Каждый из них включает в себя темы, которые в совокупности охватывают все сферы жизни каждого жителя страны. В разделе «Благополучие людей» затрагиваются такие

вопросы, как занятость населения, семья, здоровье человека, поддержка нуждающихся, наука и образование, экология и т.д. Во второй раздел - «Сильная Россия» - вошли такие темы, как экономическое развитие, проблемы развития сельской местности, транспорта и инфраструктуры, поддержание, сохранение и развитие культуры, внешней политики и т.д. Программа партии охватывает самые разные сферы жизнедеятельности общества1. Партия опирается на самый широкий круг избирателей.

Используя в работе анализ мнений о предпочтениях политических партий, можно узнать, какая идеология ближе, какие ценности ближе той или иной группе респондентов.

Следующий компонент - политический язык. Г.Е. Зборовский определяет язык как «систему коммуникации, осуществляемую на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения» [Зборовский 2004: 283]. Политический язык можно рассматривать как систему, состоящую из звуков и символов, имеющих определенное значение и предназначенную для коммуникации в сфере политических взаимодействий. Таким образом, политический язык государственных гражданских и муниципальных служащих -это «система символов, звуков, их сочетаний, передающих определенный смысл, используемая в процессе взаимодействия по поводу власти государственными гражданскими и муниципальными служащими» [Хорошкевич 2020: 56].

В 1990-е гг. в России происходил процесс «огрубления» политического языка. В своей речи россияне стали употреблять много жаргонизмов, например таких, как «оборонка», «бюджетник», «силовик», «прихватизация» и т.д. [Бобровская 2006: 65]. Это было связано с переходным периодом в развитии общества: от социализма к капитализму и от общества индустриального - к постиндустриальному. Жаргонизмы до сих пор присутствуют в речи не только рядовых граждан. Их можно услышать в СМИ. Сегодня в России идет процесс создания и развития нового политического языка, происходит формирование нового политического словаря [Воробьева 2008: 5]. По мнению ряда исследователей (А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский, Ю.Н. Караулов, А.П. Чудинов), одной из особенностей политического языка в РФ является наличие множества метафор (ветви власти; предвыборные баталии и т.д.). В 90-е гг. прошлого века произошло и идет до сих пор активное заимствование политической терминологии из иностранных языков - консенсус, плюрализм, инаугурация, импичмент. Сегодня в современной политической речи можно отметить такие заимствования, как электорат, пиар (РЯ, паблик рилейшнз) и т.д. (У последнего термина имеется широкий словообразовательный и семантический потенциал - пиарить, черный пиар и т.д. [Бобровская 2006: 65].) Есть еще группа часто употребляемых заимствованных слов - это слова-экзоты, например ваххабизм, шахид, джихад.

В период создания нового общества всегда появляются социологемы, которые обозначают новые названия властных структур, должностей, например президент РФ, Государственная дума РФ, губернатор и т.д. Все эти новые обозначения входят в политический язык чиновников [Воробьева 2008: 5]. Появились новые лексические единицы: пропрезидентский, антитеррористический, конфликтогенный, словосочетания: ближнее зарубежье, партия власти, вертикаль власти, административный ресурс [Бобровская 2006: 65].

1 Единая Россия. - Википедия. Доступ: https://гu.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4% D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1% 8F#%D0%9D% (проверено 10.03.2024).

Обновилась терминология, обозначающая политические события международного значения. Это такие термины, как аболиционизм, лоббирование, открытое правительство, баланс сил, политический конформизм, политические технологии, страны Африки, коллективный Запад и т.д.

В современный политический словарный запас чиновников входят такие политические акторы, как международные крупные организации - ООН, ОПЕК, НАТО, БРИКС, Евросоюз и др.; влиятельные политические партии стран - ведущих игроков на мировой арене, например Лейбористская партия, Коммунистическая партия Китая и т.д. Высокий уровень политической культуры предполагает знание государственными служащими имен ведущих российских политиков и государственных служащих, занимающих ключевые посты в государственном аппарате РФ; зарубежных политиков и крупных чиновников.

Последний компонент в предложенной структуре политической культуры - политическая деятельность. Здесь целесообразно рассмотреть сначала само понятие деятельности. Часто в толковых словарях под этим понятием понимается «процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения)»1. Политическая деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих - это взаимодействие по поводу власти государственных гражданских и муниципальных служащих с другими акторами и между собой, где последние ориентируются на свои политические потребности, политические интересы, политические ценности, политические нормы и политическое знание [Хорошкевич 2020: 59].

В обществе знания политическая культура государственных гражданских муниципальных служащих должна быть передовой, образцом для остальной части общества. Представители этой группы могут использовать только конвенциональные формы политического поведения. Сегодня считается, что в общественной жизни политическая деятельность проявляется в двух аспектах - теоретическом и практическом. Под теоретической политической деятельностью понимают формирование политического сознания, политических знаний и т.д. Она основывается на таких принципах, как творчество, политическое проектирование, планирование и т.д. К практической политической деятельности относят конкретное управление, руководство, подбор и расстановку кадров, разработку и принятие решений, организацию деятельности органов государственной власти, их взаимодействие с политическими акторами [Бригеда 2000].

Политическая деятельность может проходить на двух уровнях. Первый (низший) - это политическое участие. К легитимным формам, если речь идет о государственных гражданских и муниципальных служащих, относятся участие в политических выборах, их организация и проведение, принятие законов, отслеживание и осмысление политической информации, участие в деятельности политических партий и др. [Бригеда 2000]. Второй (высший) уровень предполагает профессиональное занятие политикой. Это работа

1 Деятельность. - Википедия. Доступ: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2229 (проверено 23.06.2024).

руководителей политических партий, исполнение своих должностных обязанностей крупными чиновниками в «ветвях власти» [Социология... 2020].

Индикаторы обычно определяют как доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого социального объекта. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, исследуемый признак. Показатель - это численная характеристика признака. Предложенные компоненты политической культуры с их характеристиками можно рассматривать как индикаторы исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих.

Выводы. В настоящее время изучение политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих является актуальным ввиду их роли в обществе и государственном управлении в условиях развития нового типа общества - информационного. В этой связи крайне важным становится вопрос изучения индикаторов исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. В основе выделения критериев оценки могут выступать компоненты структуры политической культуры. В работе анализируются варианты структуры политической культуры с точки зрения возможности применения их для разработки индикаторов конкретного социологического исследования. На основе классификаций политической культуры Л.Н. Когана и структуры культуры, предложенной Г.Е. Зборовским, автор разработал свой вариант структуры политической культуры, взятый в качестве индикаторов социологического исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. Автор изучил работы российских ученых за последние несколько лет по тем или иным аспектам, элементам, компонентам политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. На основе этого в статье описано состояние каждого из элементов и предложены критерии оценки политической культуры.

Список литературы:

Баранов Н.А. 2015. Политическая культура России: традиции и современность. - Социология культуры: опыт и новые парадигмы. Т. 208. Ч. 2. С. 203-213.

Бобровская Г.В. 2006. Об особенностях современного политического языка. - Русская речь. № 4. С. 63-67.

Богданов А.В. 2021. Технологии формирования политической культуры молодежи в современной России. - Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. Т. 21. Вып. 1. С. 86-90.

Бондаренко, И.С., Кокарев, А.В. 2020. Политические ритуалы в современной России. - Юный ученый. № 4(34). С. 30-38.

Бригеда А.Ю. 2000. Основы политологии: учебное пособие. М.: Финансы и статистика. 312 с.

Вафин Р.Р., Потеряева О.Б., Хорошкевич Н.Г. 2020. Роль государственных органов власти в процессе формирования неформальных политических норм современного российского общества. - Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 4. С. 36-38.

Воробьева О.И. 2008. Политическая лингвистика. Современный язык политики. М.: ИКАР. 296 с.

Зборовский Г.Е. 2004. Общая социология: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики. 592 с.

Мамина Н.А. 2013. Политические традиции: понятие и структура. -Современные исследования социальных проблем: электронный научный жур-

нал. № 4(24). Доступ: https://cyberleninka.ra/article/n/politicheskie-traditsii-ponyatie-i-struktura/viewer (проверено 23.06.2024).

Марченко М.Н. 2016. Теория государства и права. Элементарный курс. М.: Норма; ИНФРА-М. 304 с.

Михайленок О.М., Малышева Г.А. 2019. Политические эффекты социальных сетей в России. — Социологические исследования. № 2. С. 78-87.

Мусихин Г.И. 2015. «Блеск и нищета» политических ритуалов. - Полития. № 2(77). С. 98-109.

Общая и прикладная политология: учебное пособие (под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова). 1997. М.: МГСУ; Изд-во «Союз». 992 с.

Перепеченов А.А. 2015. Политические традиции и проблемы формирования правового государства в современной России. - Современное общество и власть: электронный научный журнал. № 4(6). С. 80-83.

Социология. Методика проведения социологических исследований: учебное пособие для вузов (под ред. И.Е. Тимерманиса, А.Г. Тановой). 2020. М.: Юрайт. 118 с.

Терновсков В.Б., Самыгин Г.К., Набиева Э.Д. 2018. Основные политические идеологии в современной России. - Наука и инновации в XXIвеке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». В 3 ч. С.220-223.

Хорошкевич Н.Г. 2020. Исследование модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих постиндустриального общества. — Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 6. С. 53-60.

KHOROSHKEVICH Natalia Gennadievna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of the Chair of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin (UrFU) (19 Mira St, Ekaterinburg, Russia, 620002; natali.khoroshckewitch@yandex.ru); ORCID 0000-0003-4139-5654

INDICATORS OF RESEARCH ON THE POLITICAL CULTURE OF CIVIL AND MUNICIPAL SERVANTS

Part 2

Abstract. The article presents the author's version of the structure of political culture, developed on the base of variants of the structure of culture by G.E. Zborovsky and the structure of political culture by L.N. Kogan. The author considers such components, as political values, political norms, political knowledge, political language and political activity. As they are structured, on this base the author highlights the criteria for the political culture of representatives of power structures. Keywords: political culture structure, research indicators, civil and municipal servants

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.