Научная статья на тему 'ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ. Часть 1'

ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
классификации структур политической культуры / государственные гражданские и муниципальные служащие / индикаторы социологического исследования / classifications of political culture structures / state civil and municipal employees / indicators of sociological research

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

Сегодня в научной литературе крайне редко можно встретить исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. Но не стоит недооценивать этот аспект в силу роли данной социальной группы в обществе. В работе представлен авторский вариант классификации структур политической культуры. В первую группу вошли варианты структуры политической культуры, интересные с точки зрения ее системности, схематичности, включающие макро– и микроуровни, но более сложные для их использования в эмпирическом исследовании (если на основе их компонентов выделять индикаторы). Во вторую группу вошли варианты структуры политической культуры, куда включены компоненты, касающиеся индивида (его сознания, поведения), и более доступные для использования их в качестве основы для индикаторов в конкретном социологическом исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF RESEARCH ON THE POLITICAL CULTURE OF STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEES. Part 1

Today in the scientific literature, it is extremely rare to find studies of the political culture of state civil and municipal employees. However, this aspect should not be underestimated due to the role of this social group in society. The work presents the author's version of the classification of structures of political culture. The first group includes variants of the structure of political culture, interesting in terms of its systematic, schematic, including macro– and micro-levels, but more difficult to use in empirical research (if indicators are distinguished on the basis of their components). The second group includes variants of the structure of political culture, which includes components concerning the individual (consciousness, behavior), and more accessible for use as a basis for indicators in a particular sociological study.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ. Часть 1»

ХОРОШКЕВИЧ Наталья Геннадьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) (620002, Россия, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; natali.khoroshckewitch@yandex.ru); ORCID 0000-0003-4139-5654

ИНДИКАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Часть 1

Аннотация. Сегодня в научной литературе крайне редко можно встретить исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. Но не стоит недооценивать этот аспект в силу роли данной социальной группы в обществе. В работе представлен авторский вариант классификации структур политической культуры. В первую группу вошли варианты структуры политической культуры, интересные с точки зрения ее системности, схематичности, включающие макро- и микроуровни, но более сложные для их использования в эмпирическом исследовании (если на основе их компонентов выделять индикаторы). Во вторую группу вошли варианты структуры политической культуры, куда включены компоненты, касающиеся индивида (его сознания, поведения), и более доступные для использования их в качестве основы для индикаторов в конкретном социологическом исследовании. Ключевые слова: классификации структур политической культуры, государственные гражданские и муниципальные служащие, индикаторы социологического исследования

Введение

В современной науке исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих достаточно редки. Обычно можно встретить исследования отдельных ее компонентов. Более активно изучением данного феномена занимались во второй половине прошлого века. Однако именно политическая культура регулирует все политические взаимодействия, сферу политики, где решаются многие наиболее важные общественные проблемы. В связи с этим изучение политической культуры остается актуальным.

Изучение политической культуры социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих является актуальным в силу той роли, которую играет данная социальная страта в обществе. Ее представители принимают и реализуют государственные решения. Уже в классических теориях управления говорится о целесообразности привлечения работников к процессу управления в организации, развития их инициативы, о необходимости понимания и принятия сотрудниками целей и ценностей их фирмы, перспектив ее дальнейшего развития. «На всех ступенях социальной лестницы инициатива повышает рвение и деятельность служащих. Инициатива всех, присоединенная к инициативе начальства и, по необходимости, ее пополняющая, - большая сила для предприятия. Это бывает особенно заметно в трудные моменты», - писал А. Файоль [Файоль 1916]. В настоящее время в менеджменте используются не только социально-экономические, но и психологические методы управления. Последние позво-

ляют лучше учитывать и использовать потенциал работников организации [Докукина 2015: 68]. Результативность государственной политики тесно связана с пониманием государственными гражданскими и муниципальными служащими значимости принимаемых ими на всех уровнях и реализуемых ими политических решений. Понимая государственную политику, разделяя ее ценности, государственные и муниципальные служащие станут более эффективными в ее реализации.

С учетом сказанного выше становится актуальным вопрос об индикаторах изучения политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. А это также важно для проведения социологических исследований по изучаемой проблеме, т.к. от правильности составления программы исследования зависит качество вопросов анкеты (или интервью), что, в конечном итоге, повлияет на полученные результаты опроса.

Изучение структуры политической культуры в научной литературе

Обычно в политологии и социологии критерии оценки политической культуры формируют, отталкиваясь от структуры политической культуры [Богданов 2021: 86]. Выделять критерии оценки политической культуры на основе представлений о ее структуре более целесообразно, т.к. дает системность этих критериев. В этой связи в представленной работе рассматриваются варианты структуры политической культуры, в разное время разработанные разными учеными.

Объект данного исследования - политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих. Предмет исследования - критерии и показатели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. Цель статьи - разработка индикаторов исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. Для ее достижения были выделены следующие задачи: изучение классификаций компонентов политической культуры в научной литературе; разработка структуры политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих; изучение вопроса критериев и показателей компонентов политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих.

В научной литературе структуру политической культуры исследовали такие ученые, как Г. Алмонд, Э.Я. Баталов, А.В. Богданов, С. Верба, И.Н. Гомеров, В.И. Жуков, Т.В. Карадже, Л.Н. Коган, Б.И. Краснов, Л.Е. Куббель, Б. Малиновский, З. Нойманн, А.С. Паначева, У. Розенбаум, Г.Л. Тульчинский, О.В. Халлисте, А.П. Чередниченко и другие ученые.

Автор работы разделил возможные классификации политической культуры на две группы. В первую группу вошли варианты структуры политической культуры, интересные с точки зрения ее системности, схематичности, включающие макро- и микроуровни, но более сложные для их использования в эмпирическом исследовании (если на основе их компонентов выделять индикаторы). Во вторую группу вошли варианты структуры политической культуры, в которые входят компоненты, касающиеся индивида (его сознания, поведения), и более доступные для использования их в качестве основы для индикаторов в конкретном социологическом исследовании.

В качестве примера можно назвать структурные элементы политической культуры, выделенные О.В. Омеличкиным [Омеличкин 2017: 6]:

- политический язык, символика;

- политическое знание;

- идеалы, мифы, стереотипы, ценности, политические ориентации, установки, идеалы;

- политические нормы (ритуалы и традиции);

- политические чувства, эмоциональные оценки политических феноменов, мотивы политического участия;

- образцы и модели поведения, технологии, умения, навыки, опыт в данной сфере и т.д.

И.Н. Гомеров предлагает три модели политической культуры. Это модели политических систем, политической деятельности и политических отношений субъектов и контрсубъектов политических взаимодействий. Существуют три основные группы элементов - моделей политической культуры:

- недифференцированные (синкретические); к ним относятся игровые, традиционально-нормативные, мифологические, теологические и художественные элементы-модели, в которых знания, оценки и нормы либо не дифференцированы (не отделены) вообще, либо дифференцированы (отделены) частично и недостаточно четко;

- дифференцированные (аналитические); к ним относятся рационально нормативные (мораль, право), оценочные и познавательные элементы-модели, в которых знания, оценки и нормы, сохраняя взаимосвязь друг с другом, достаточно четко и полно дифференцированы (отделены) друг от друга;

- интегративные (синтетические), к которым относятся те или иные программы политической деятельности, так или иначе интегрирующие (синтезирующие) в себе хорошо дифференцированные знания, оценки и нормы [Гомеров 2012]. Здесь выделены теологический и игровой элементы. Первый из них крайне редко изучают, если речь идет о политической культуре.

Вторую группу примеров структуры политической культуры составляют подходы, в которых имеют место блоки структурных элементов, при этом там есть макро- и микроуровни, где изучается статическое и динамическое состояние политической культуры. Э.Я. Баталов так определил политическую культуру: это система исторически сложившихся, устойчивых убеждений, представлений, установок, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей работы макроуровня - политических институтов, политической системы, проявляющейся в развитии политического процесса [Баталов 2002: 10].

В свое время очень подробную классификацию политической культуры предложил советский ученый Л.Н. Коган. Он изложил ее в первой главе коллективной монографии «Политическая культура социализма». Исследование Л.Н. Когана является ценным и для уточнения современных представлений о классификации политической культуры.

Всю политическую культуру Л.Н. Коган поделил на два блока: субстанциональный и функциональный. В первый входят ценности, нормы, институты политической культуры. Функционирование политической культуры происходит через функциональные элементы. К ним он отнес три функциональных уровня политической культуры личности. На первом уровне находятся духовные элементы (знания, чувства, оценки, ориентации, мышление). Таким образом, сначала он исследует «тело», субстанцию, а потом ее становление, движение [Политическая культура... 1984: 29].

Ценностью Л.Н. Коган называет то, что способно удовлетворить общественные или личные потребности. В качестве политических норм у него выступают нормы, аккумулирующие исторический опыт социального коллектива, обладающие императивной силой по отношению к его членам, обеспечиваемые механизмами социализации и социального контроля, устойчивые (стере-

отипные) образцы, в соответствии с которыми осуществляются психические процессы и поведенческие акты индивидов и групп [Политическая культура... 1984: 36].

Отдельно рассматриваются институты политической культуры. К ним относятся: первая группа - учреждения (государство и его органы, организации) и вторая группа - совокупность устойчивых норм и культурных образцов [Политическая культура. 1984: 39].

Но как функционирует политическая культура? Как идет процесс овладения ценностями и нормами? - задает вопрос ученый. И отвечает: субстанциональные элементы политической культуры тесно связаны с функциональными элементами. Субстанциональные элементы - это опредмеченные результаты деятельности, а функциональные - это ступеньки, этапы движения к овладению системой политической культуры [Политическая культура. 1984: 41].

В структуре политической культуры личности Коган выделяет три уровня. Первый уровень образуют духовные элементы. Это политические знания, чувства, политические оценки, ориентации личности, политическое мышление. Политическое знание также состоит из уровней. Самые простые из них - это представления о конкретных фактах и явлениях действительности. На основе представлений формируется мнение, где есть уже оценка явлений. Потом появляются идеи. Идея - это форма постижения мыслей объективной реальности, включающая в себя осознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира [Политическая культура. 1984: 44].

На втором уровне находятся политические убеждения, навыки и умения политической деятельности. Здесь все те элементы, которые превращают политические знания в реальные действия.

Третий уровень составляет сама политическая деятельность личности, политическое поведение, политическая активность [Политическая культура. 1984: 42].

Политическое знание содержит в себе также три уровня: представления, мнения, знание, идеи, идеология (система идей). Политические идеи раскрывают закономерности политической жизни общества, связи между событиями политической жизни, их отношения. Идеи выступают как единство знания, оценки явлений и преобразования окружающего мира. Но у идеи есть не только теоретическая (познавательная) сторона, но и практическая преобразовательная цель. И если идея овладевает массами, то она становится идеологией. Под политическим мышлением Коган понимает политический инструмент, используя который, индивид получает и систематизирует новые знания, осознает суть происходящего в политике, создает новые идеи, которые это объясняют [Политическая культура. 1984: 46]. Политическое мышление имеет тесную связь с политическими чувствами. Политические чувства - это осмысленные чувства, когда человек может ясно и четко дать рациональное объяснение тех или иных политических событий. Во второй уровень входят политические убеждения. Убеждения содержат и знание, и ценностные ориентации, и эмоционально-чувственное начало, и волю. Тот или иной актор может иметь знания о политических событиях, но знания переходят в метод и способ деятельности только тогда, когда они становятся побудительной силой или убеждением. Убеждение порождает готовность человека к практическим действиям, сознательную установку на проведение их в жизнь [Политическая культура. 1984: 51-52]. Для политических действий мало убеждений. Нужны также навыки и умения. Политическая деятельность выступает частью политической культуры, ее элементом «лишь в своем человекотворческом (куль-

турном) аспекте. Опыт социально-преобразующей деятельности включается в систему политической культуры не в своем функциональном качестве и не в зависимости от степени своего развития, а как выражение развития самого социального субъекта, как способ объективизации и закрепления его сущностных сил» [Политическая культура... 1984: 53]. Безусловно, предложенная выше структура политической культуры очень подробна и имеет большую ценность для изучения последней как феномена.

Таким образом, в первой части статьи (в данном номере журнала) были рассмотрены классификации структур политической структуры. Во второй части статьи (она выйдет в следующем номере журнала) будет предложена авторская классификация структуры политической культуры, и на основе ее представлены индикаторы исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих.

(Продолжение следует)

Список литературы

Баталов Э.Я. 2002. Политическая культура России сквозь призму civic culture. - Pro et Contra. Т. 7. № 3. С. 7-22.

Богданов А.В. 2021. Технологии формирования политической культуры молодежи в современной России. — Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. Т. 21. Вып. 1. С. 86-90.

Гомеров И.Н. 2012. Политическая культура: лекция. Новосибирск: Изд-во НГУ. 37 с.

Докукина С.М. 2015. Управление человеческим фактором в организации и его роль в современном менеджменте. — Стратегическое и проектное управление: сборник научных статей. Пермь: Изд-во ПГНИУ. С. 68-75.

Омеличкин О.В. 2017. Структура и функции политической культуры. — Вестник КемГУ. Сер. Политические, социологические и экономические науки. № 1. С. 4-11.

Политическая культура социализма (А.К. Карыпкулов, Л.Н. Коган, Б.Б. Багиров и др., редкол.: А.А. Алтмышбаев и др.). 1984. Фрунзе: Илим. 467 с.

Файоль А. 1916. Общее и промышленное управление. 64 с. Доступ: http://library. asue.am/open/4218.pdf (проверено 24.04.2020).

KHOROSHKEVICH Natalia Gennadievna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of the Chair of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin (19 Mira St, Ekaterinburg, Russia, 620002; natali.khoroshckewitch@yandex.ru); ORCID 00000003-4139-5654

INDICATORS OF RESEARCH ON THE POLITICAL CULTURE OF STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEES

Part 1

Abstract. Today in the scientific literature, it is extremely rare to find studies of the political culture of state civil and municipal employees. However, this aspect should not be underestimated due to the role of this social group in society. The work presents the author's version of the classification of structures of political culture. The first group includes variants of the structure of political culture, interesting in terms of its systematic, schematic, including macro- and micro-levels, but more difficult to use in empirical research (if indicators are distinguished on the basis of their components). The second group

includes variants of the structure of political culture, which includes components concerning the individual (consciousness, behavior), and more accessible for use as a basis for indicators in a particular sociological study. Keywords: classifications of political culture structures, state civil and municipal employees, indicators of sociological research

ГРИНМАН Николай Михайлович — аспирант кафедры федеративных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 82; Gn3151507@gmail. com)

МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Цель данной статьи - представить новую модель проектирования для повышения эффективности правительственных инициатив и программ, принимая во внимание постоянно меняющуюся среду. Методы исследования, используемые в работе, включают моделирование и факторный анализ. В статье представлена ситуационная модель проектирования и изложены ее ключевые особенности для дальнейшего развития проектов и программ государственного сектора. Автор подробно описывает основные методы и стратегии реализации этой модели, а также приводит основные результаты. Для определения проблемной области и визуализации желаемого результата был разработан двухэтапный подход.

Ключевые слова: ситуативная модель, гибкие подходы, государственное и муниципальное управление, управление проектами, ТРИЗ, жизненный цикл проекта, модель проектирования, управление рисками, разработка и инициализация проектов

В постоянно изменяющихся условиях необходима полная трансформация процессов между всеми сторонами внутри проекта; быстрое принятие решений и реагирование на изменения играют важную роль. Когда мы рассматриваем гибкие подходы в управлении, то при этом имеем в виду исключительно инструменты, которые носят технический характер, однако в первую очередь важно сформировать определенный фундамент для применения этих инструментов. Этим фундаментом должна служить управленческая модель проектирования. В нее вкладывается процессная структура взаимодействия и инструменты, которые дадут максимальный эффект от принятых решений. Модель управления - это универсальная структура взаимодействия, в которую закладывается определенный смысл для достижения максимального результата. Это своего рода основа для правильного декомпозирования ситуации и дальнейшего решения поставленной задачи.

Когда рассматриваем такой сложый и многогранный процесс, как моделирование и проектирование, то необходимо четко понимать запросы, сложности, видение каждого заинтересованного лица.

Модель имеет важные функции, которые позволяют реагировать гибко, быстро и наглядно. Это:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.