Научная статья на тему 'Исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих и их место в социологическом знании'

Исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих и их место в социологическом знании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИИ / СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / STRUCTURE OF SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE / BRANCH SOCIOLOGY / SOCIOLOGY OF POLITICAL CULTURE / CIVIL CIVIL AND LOCAL GOVERNMENT OFFICERS / SOCIOCULTURAL APPROACH / KONFLIKTOLOGICHESKY APPROACH / INSTITUTIONAL APPROACH / STRUCTURALLY FUNCTIONAL APPROACH / SOCIAL GROUPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

Актуальность изучения политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих обусловлена тем, что последние являются реализаторами государственной политики. В социологии изучение политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих возможно с позиций разных подходов. Автор статьи поднимает вопрос о месте исследований политической культуры данной социально-профессиональной группы и рассматривает их как одно из исследовательских направлений в социологии социологию политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF POLITICAL CULTURE OF CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEES AND THEIR PLACE IN SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE

The relevance of the study of the political culture of civil servants and municipal employees due to the fact that the latter are implementers of public policy. In sociology, the study of political culture of civil servants and municipal employees is possible from the standpoint of different approaches. The author raises the question of the place of research of political culture of this socio-professional group and considers them as one of the research areas in sociology sociology of political culture of civil and municipal employees.

Текст научной работы на тему «Исследования политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих и их место в социологическом знании»

УДК 316.7 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-203-207

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ МЕСТО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

Хорошкевич кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии Наталья и правового обеспечения государственного и муниципального Геннадьевна управления, Уральский федеральный университет им. первого

Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19). E-mail: natali.khoroshckewitch@yandex.ru Аннотация

Актуальность изучения политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих обусловлена тем, что последние являются реализаторами государственной политики. В социологии изучение политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих возможно с позиций разных подходов. Автор статьи поднимает вопрос о месте исследований политической культуры данной социально-профессиональной группы и рассматривает их как одно из исследовательских направлений в социологии - социологию политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих.

Ключевые слова: структура социологического знания, отраслевые социологии, социология политической культуры, государственные гражданские и муниципальные служащие, социокультурный подход, конфликтологический подход, институциональный подход, структурно-функциональный подход, социальные группы.

В настоящее время европейские страны, США, Россия пытаются осуществить переход в новый тип общества - постиндустриальный. Любой подобный переход всегда сопровождается изменением общественных отношений. В этой связи особенно актуальной становится роль государства как гаранта стабилизации общественных отношений, обеспечивающего социальную защищенность разных общественных групп, и возникает необходимость более интенсивного изучения роли государства, тенденций и перспектив его развития. Для реализации политики государства необходим государственный аппарат, состоящий из государственных гражданских и муниципальных служащих. И от того, насколько эффективно они станут ее реализовывать, зависит интенсивность и стабильность общественного развития.

Невозможно проводить эффективную государственную политику и способствовать стабильности и развитию общества без знания взаимодействия в нем разных социальных групп, их мнений, культуры (ценности которой регулируют их деятельность). Учитывая особую роль данной социальной группы в управлении обществом, необходимо изучение ее взаимодействий в рамках социологии в сфере политики. Поскольку взаимодействия в любой сфере отношений регулирует ее культура, то целесообразно исследовать политическую культуру государственных гражданских и муниципальных служащих c социологических позиций.

В целях предотвращения социальных потрясений государство должно стать новатором, инициатором наиболее прогрессивных политических идей постиндустриального развития общества (разумеется, не слишком опережая развитие всего общества). Государственные гражданские и муниципальные служащие должны не только проводить, но и понимать, и разделять политику государства, в том числе и в политической сфере. В этой связи необходимо передовое развитие госслужащих в политическом плане, а значит, развитие их политической культуры, являющейся координатором и регулятором взаимодействий, поведения представителей данной социальной общности в сфере политических отношений.

В настоящее время в рамках различных наук накоплен достаточный опыт по исследованию политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. Если рассматривать историю исследований политической культуры, то нужно отметить, что так или иначе отдельные ее аспекты изучались такими известными учеными, как: Аристотель, И. Кант, Конфуций, Ш. Монтескье, Платон, А. Токвиль. Впервые в научный оборот понятие «политическая культура» ввел немецкий просветитель И. Герцер в своей работе «Идеи к философии истории человечества». Как научную проблему теорию политической культуры стали изучать с 60-х годов ХХ века.

В большей мере политическая культура исследовалась политологами, чем социологами. Среди известных зарубежных ученых, внесших наибольший вклад в изучение политической культуры, были: Г. Алмонд, А. Браун, А. Боднар, С.ерба, Н. Верт, Р. Пайпс, Г. Пауэл, У. Розенбаум, Р. Такер, С. Уайт, С. Хатингтон, Д. Элазар, П. Эстер и другие ученые.

В отечественной социологии в дореволюционный период взаимоотношения в сфере политики исследовали Н.Я. Данилевский, М.А. Бакунин, Б.А. Кистяковский, В.О. Ключевской, Н.К. Михайловский и другие. Среди социологов советского и постсоветского периода проблему политической культуры разрабатывали Л.Н. Арутюнян, Е.М. Бабосов, Э.Я. Баталов, Т.Н. Бурлацкий, К.С. Гаджиев, А.А. Галкин, А.В. Дмитриев, Л.Н. Коган, Г.В. Осипов, Е.И. Перина, В.Г. Смолянский, Ж.Т. Тощенко, О.В. Халлисте, Л.Н. Шлык и других авторы.

Среди политологов проблему политической культуры изучали: Г.В. Атаманчук, В.Н. Витрук, К.С. Гаджиев, Я.А. Гайдук, Д.В. Гудименко, Г.Г. Диллигенский, К.Ф. Завершинский, В.Н. Иванов, Б.Г. Капустин, Н.М. Кейзеров, Н.В. Лаптева, Н.П. Медведев, В.А. Михайлов, М.М. Назаров, А.В. Оболонский, А.С. Панарин, В.В. Смирнов, М.Х. Фарукшин, Е.Б. Шестопал и другие исследователи.

В зарубежной социологии аспекты политической культуры рассмотрены в трудах П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, Г. Лебона, Н. Лумана, Ч.Р. Миллса, Т. Парсонса, К. Поппера, Г. Тарда, С. Хантингтона, П. Штомпки и других ученых.

Исследованием социальной группы государственных служащих среди зарубежных социологов занимались П. Бергер, Т. Бернхем, В. Брудер, М. Вебер, Э. Гидденс, М. Крозье, Т. Лук-ман, Н. Луман, Р. Мертон, Д. Норт, Дж. Роулз, П. Штомпка и другие авторы. Среди отечественных социологов можно отметить работы Г.В. Осипова, Г.Е. Асцатурова, Ю.А. Левады, Е.В. Охотского и других ученых.

В современной отечественной социологии гораздо меньше в постсоветский период исследовалась политическая культура, а применительно к социально-профессиональной группе государственных гражданских служащих такие исследования не проводились. Однако в силу важности и особого положения данной социальной общности в обществе, ее роли, ее взаимодействия с политикой, целесообразно изучать и ее политическую культуру, так как последняя является регулятором всех взаимодействий представителей данной социальной общности в сфере политики.

Исходя из специфики социологического изучения явлений в обществе, в социологии сформировались различные подходы к исследованию социального явления. Это - системный, структурно-функциональный, социокультурный, исторический, интегралистский, дея-тельностный, конфликтологический и др. подходы. Каждый из подходов в зависимости от целей и задач позволяет более всего изучить тот или иной аспект в исследуемом явлении.

В первую очередь, политическую культуру отдельной социальной общности можно рассмотреть с позиций социокультурного подхода, предполагающего изучение развития общества с точки зрения развития культуры. В этом плане интересна работа П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали». Он писал: «... по мере роста социальности совершается постепенное нравственное восхождение на новые и новые ступени; то, что раньше делалось только под влиянием кар и наград, в дальнейшем - раз оно социально полезно - становится внутренне потребным долгом, совершается без всяких наград, а, следовательно, и сами награды, делаясь излишними, падают и теряют свое значение» [1, с. 450].

В рамках данного подхода политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих - это показатель развития общества и данной социальной группы в политическом плане. Более того - это центральный показатель, который регулирует взаимодействия в сфере культуры государственных гражданских и муниципальных служащих во взаимоотношениях с государством, другими социальными общностями и внутри группы, так как именно он содержит политические ценности. Какие политические ценности господствуют в обществе, отражается на политических ценностях любой социальной группы, а данной - в особенности в силу ее особого взаимодействия с государством.

Основой для дальнейших научных исследований политической культуры государственных гражданских служащих в рамках такого подхода можно считать работы П. Сорокина,

М. Вебера, Д. Белла, П. Бергера, П. Бурдье, Э. Гидденса, В.А. Кистяковского, Л.Н. Когана, Н. Лу-мана, Т. Парсонса, С. Хантингтона и других авторов.

Как следствие особого положения данной социальной общности в государстве, ее функций в нем, у государственных служащих может возникнуть конфликт, когда речь идет об их поведении в политической сфере. Тогда здесь применим конфликтологический подход.

У государственного служащего в сфере политических взаимодействий может возникнуть внешний и внутренний конфликт. Внешний конфликт - противоречие его политических убеждений с тем, что от него требует вышестоящее руководство. Политический чиновник обязан выполнять приказы, даже если они расходятся с его собственным мнением, но он их выполняет под ответственность более вышестоящего руководителя. Политик же берет ответственность за принимаемые решения [2, с. 666]. Их политическая культура может идти вразрез с политической культурой населения. Так, согласно теории В. Парето, революции происходят в результате того, что или происходит замедление циркуляции элиты, или элементы низкого качества начинают накапливаться в высших слоях. В ходе революции к власти приходит элита, которая более соответствует требованиям времени [3, с. 323]. Но в этом случае они вынуждены уйти из системы государственных органов власти. С другой стороны, существует и внутренний конфликт, если они подчиняются требованиям руководства, но внутри испытывают дискомфорт.

Для изучения политических отношений государственных служащих в рамках данного подхода основой могут быть работы: К.Э. Боулдинга, М. Вебера, Н. Лумана, В. Парето и других авторов.

Политическую культуру государственных гражданских и муниципальных служащих можно рассмотреть с позиции институционального подхода, так как она обладает всеми наиболее важными признаками социального института: сложная социальная практика, в ней есть потребность со стороны общества (или его части), жесткий социальный контроль посредством санкций (позитивных и негативных), многочисленность.

Так, по мнению Э. Гидденса, социальные практики - это использование индивидом разных методов и техник в той или иной тематической ситуации [4, с. 123]. В настоящее время уже есть множество методов и техник, которые используют государственные гражданские и муниципальные служащие, когда взаимодействуют внутри или вне своей социальной общности по вопросам политического характера. Это их политическая культура в период выборов, выражение своего политического мнения и т.д. Общественная потребность в политической культуре всегда была у данной социальной группы. Во-первых, такая потребность есть у любой социальной группы; когда речь идет о ее взаимодействиях в сфере политики, последняя крайне важная сфера [5]. Во-вторых, существует потребность в развитии политической культуры именно данной социально-профессиональной группы в силу положения последней относительно власти. Данная социальная группа всегда являлась «ядром социально-политического развития» [6]. Именно ее представители всегда проводили политику государства в обществе во всех его сферах, в том числе и политической.

Как граждане РФ, государственные гражданские и муниципальные служащие имеют все права в политической сфере. Однако в силу специфики их служебной деятельности они в этой сфере имеют ряд ограничений. В настоящее время поведение государственных гражданских и муниципальных служащих в России регулируется рядом нормативно-правовых актов: Конституция РФ от 12 декабря 1993г., Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.п.

В современной науке профессиональные группы относятся к большим социальным группам [7]. Среди известных ученых в социологии по данной проблеме работали: П. Бергер, П. Бурдье, М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Э. Гидденс, Б.А. Кистяковский, Н. Лукман, К. Маркс, Т. Парсонс, Г. Спенсер, А. Кравченко и другие.

Более полно изучить и разработать практические рекомендации позволит анализ политической культуры данной социальной группы в рамках структурно-функционального подхода. Сущность последнего заключается в анализе явления в рассмотрении общества как системы, состоящей из элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой

посредством определенных механизмов, и где каждый из элементов имеет свое функциональное назначение.

Интерес представляет влияние политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих, т.е. ее функциональный характер. Р. Миллс писал об этом: «Сама ли элита определяет свою роль или же могущество элиты определяется теми функциями, которые предоставлены ей в возглавляемых ею институтах? Общий ответ ... должен быть таков, что зависимость элиты от предоставленных ей функций в разные времена и при разной структуре общества глубоко различна;.» [8, с. 56]. Таким образом, элита всегда выполняла определенные функции в обществе, а значит, в ней всегда была потребность. Но менялись и потребности общества, а значит и в функциях, выполняемых элитой, также потребность менялась, т.е. политическая элита в функциональном плане должна была становиться другой. Согласно теории В. Парето, революции происходят в результате того, что или происходит замедление циркуляции элиты, или элементы низкого качества начинают накапливаться в высших слоях. В ходе революции к власти приходит элита, которая более соответствует требованиям времени [3, с. 323-326].

Симптомы начала революции описал в своей работе П. Сорокин «Социология революции»: «С приходом революции картина резко меняется. Всякая государственно-политическая революция в первой своей стадии характеризуется прежде всего угасанием громадного количества реакций повиновения у значительной части граждан. Условные связи между стимулами повиновения в лице «агентов власти» (полицейского, короля), их актов и символов, с одной стороны, и соответствующими реакциями повиновения со стороны граждан, с другой разрываются» [9, с. 73].

В разные периоды истории в зависимости от потребностей общества элиты «.могут легко сломать одну структуру и создать другую, в которой они затем будут играть совершенно иные роли» [8, с. 58]. Сегодня, чтобы удержаться у власти политическая элита должна пропагандировать демократические, гуманистические принципы и, соответственно, содействовать их претворению в жизнь.

Реализаторами политических решений, т.е. решений политической элиты, являются госслужащие, которые должны возглавить демократическое развитие общества, а это означает, что необходимо развивать политическую культуру госслужащих в соответствие с требованиями демократии в постиндустриальном обществе. Основами для дальнейшего изучения политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих в рамках данного подхода являются работы Э.Я. Баталова, М. Вебера, Л.Н. Когана, М. Крозье, Р. Мертона, Ч.Р. Миллса, Т. Парсонса, П. Сорокина, Л. Уайта, Ж.Т. Тощенко и др.

Изучение политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих позволит спроецировать дальнейшее развитие норм и ценностей политической культуры данной социальной группы и порекомендовать наиболее результативные способы их развития. Также дать возможность разработать более полно критерии оценки политической культуры, которые необходимы в социологических исследованиях при ее изучении.

С точки зрения социологического знания, политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих не может претендовать на роль теории, объясняющей развитие всего общества. Она охватывает только один из аспектов во взаимодействиях индивидов определенной социальной группы, определенную совокупность знаний, частично сгруппированных, проанализированных, которые можно в дальнейшем изучать, обобщать и развивать их далее. Они соединяют общие социологические теории и конкретные социологические исследования.

Учитывая вышесказанное, социологическое знание, касающееся политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих, можно рассматривать как новое направление исследований в социологии, одну из отраслевых социологий - социологию политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих.

Литература

1. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Питирим Александрович Сорокин; вступ. Статья, сост. и примеч. В.В.Сапова. - М.: Астрель, 2006. 618 с.

2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост. общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. 808 с. - (Социологич. мысль Запада).

3. Кон И.С. История буржуазной социологии XIX - начала XX века. - М.: Изд-во Наука, 1979. 344 с.

4. ГидденсЭ. Социология / при участии К. Бердсолл. - М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.

5. Егорова Н.И. Системно-политические представления о потребностях, интересах и полити-

ко-идеологических ценностях социальных групп // https://psibook.com/sociology/sistemno-politicheskie-predstavleniya-o-potrebnostyah-interesah-i-politiko-ideologicheskih-tsennostyah-sotsialnyh-grupp.html (дата обращения - 20.01.2019).

6. Гайдук Я.А. Политическая культура государственных гражданских служащих в современной России. Автореферат. М., 2012. // http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a630.php (дата обращения - 25.12.2018).

7. Национальная психологическая энциклопедия // https://vocabulary.ru/termin/bolshaja-gruppa.html (дата обращения - 20.01.2019).

8. Миллс Р. Властвующая элита / Перевод с англ. Е.И. Розенталь, Л.Г. Рошаль, В.Л. Кон. - М.: Издательство иностранной литературы, 1959. 844 с.

9. Сорокин П. Социология революции / П.А. Сорокин. вступ. статья Ю.В.Яковца; предисловие И.Ф. Куроса, И.И. Лукинова, Т.И. Деревянкина; подготовка текста, составление и комментарии В.В.Сапова. - М.: Астрель, 2008. 783 c.

Khoroshkevich Natalia Gennadyevna, candidate of sociology, associate Professor of theory, methodology and legal support of state and municipal management, Ural Federal University by the name of the first President of Russia B. N. Yeltsin (19, Mira str., Ekaterinburg, 620002, Russian Federation). E-mail: natali.khoroshckewitch@yandex.ru

STUDIES OF POLITICAL CULTURE OF CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEES AND THEIR PLACE IN

SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE Abstract

The relevance of the study of the political culture of civil servants and municipal employees due to the fact that the latter are implementers of public policy. In sociology, the study of political culture of civil servants and municipal employees is possible from the standpoint of different approaches. The author raises the question of the place of research of political culture of this socio-professional group and considers them as one of the research areas in sociology - sociology of political culture of civil and municipal employees. Keywords: structure of sociological knowledge, branch sociology, sociology of political culture, civil civil and local government officers, sociocultural approach, konfliktologichesky approach, institutional approach, structurally functional approach, social groups.

References

1. Sorokin P. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada: sociologicheskij ehtyud ob osnovnyh formah ob-shchestvennogo povedeniya i morali // Pitirim Aleksandrovich Sorokin; vstup. Stat'ya, sost. i primech. V.V. Sapova. - M.: Astrel', 2006. 618 p.

2. Veber M. Izbrannye proizvedeniya: Per. s nem. / Sost. obshch. red. i poslesl. YU.N. Davydova; Predisl. P.P.Gajdenko. - M.: Progress, 1990. 808 p. - (Sociologich. mysl' Zapada).

3. Kon I.S. Istoriya burzhuaznoj sociologii XIX - nachala XX veka. - M.: Izd-vo Nauka, 1979. 344 p.

4. Giddens EH. Sociologiya / pri uchastii K. Berdsoll. - M.: Editorial URSS, 2005. 632 p.

5. Egorova N.I. Sistemno-politicheskie predstavleniya o potrebnostyah, interesah i politiko-ideologicheskih cennostyah social'nyh grupp // https://psibook.com/sociology/sistemno-politicheskie-predstavleniya-o-potrebnostyah-interesah-i-politiko-ideologicheskih-tsennostyah-sotsialnyh-grupp.html (data obrashcheniya - 20.01.2019).

6. Gajduk YA.A. Politicheskaya kul'tura gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih v sovremennoj Ros-sii. Avtoreferat M., 2012. // http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a630.php (data obrashcheniya - 25.12.2018).

7. Nacional'naya psihologicheskaya ehnciklopediya // https://vocabulary.ru/termin/bolshaja-gruppa.html (data obrashcheniya - 20.01.2019).

8. Mills R. Vlastvuyushchaya ehlita / Perevod s angl. E.I. Rozental', L.G. Roshal', V.L. Kon. - M.: Izdatel'stvo

inostrannoj literatury, 1959. 844 p.

9. Sorokin P. Sociologiya revolyucii / P.A. Sorokin. vstup. ctat'ya YU.V.YAkovca; predislovie I.F. Kurosa, I.I.

Lukinova, T.I. Derevyankina; podgotovka teksta, sostavlenie i kommentarii V.V.Sapova. - M.: Astrel', 2008. 783 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.