Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ФЕНОМЕН / ХАРАКТЕРИСТИКА / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

Политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих этапа общества знаний в информационном обществе отличается от политической культуры данной социальной общности индустриального общества. Ее важность обусловлена ролью государственных и муниципальных служащих в проведении государственной политики в обществе. Все наиболее важные вопросы выносятся для решения в сферу политических отношений. А государственные и муниципальные служащие - реализаторы последних. И то, насколько они понимают и разделяют эти решения, политику государства, также зависит эффективность реализации государственной политики и интересов общества. Однако сегодня в социологии крайне редко встречаются исследования политической культуры данной социальной группы. Между тем, в целях более эффективного развития данного явления это делать необходимо. Цель статьи - исследование состояния политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих в современной России.В статье были использованы работы по политической культуре, таких авторов как: П. Бурье, П. Сорокин и др; результаты эмпирических исследований отечественных авторов. В качестве метода исследования - анализ документов. Анализ этих материалов позволил сделать следующие выводы. Сегодня в России происходит становление новой политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих информационного общества, его этапа - общества знаний. Это можно рассматривать как новый социальный феномен, обусловленный ролью этой социальной группы в обществе и самим новым обществом. Политическая культура представителей властных структур все еще содержит в себе элементы политической культуры индустриального общества, а не только общества знаний. И сегодня она не является ни авангардом политической, но и не является крайне отсталой. Необходимо ее дальнейшее исследование. Какой должна быть политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих в обществе знаний - это вопрос для дальнейшего ее исследования в целях более эффективного удовлетворения интересов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хорошкевич Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS AND FACTORS OF POLITICAL CULTURE OF STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEES AS A SOCIAL PHENOMENON OF MODERN SOCIETY

The political culture of state civil and municipal employees of the knowledge society stage in the information society differs from the political culture of this social community of industrial society. Its importance is due to the role of state and municipal employees in the implementation of state policy in society. All the most important issues are submitted for decision in the field of political relations. And state and municipal employees are the implementers of the latter. And how much they understand and share these decisions, the policy of the state, also depends on the effectiveness of the implementation of state policy and the interests of society. However, today in sociology, studies of the political culture of a given social group are extremely rare. Meanwhile, in order to more effectively develop this phenomenon, this must be done.The purpose of the article is to study the state and main state civil and municipal employees influencing the political culture in modern Russia.The article used works on political culture, such authors as: P. Burye, P. Sorokin, etc.; results of empirical studies of domestic authors. The study method is document analysis.The analysis of these materials made it possible to draw the following conclusions. Today, Russia is developing a new political culture of state civil and municipal employees of the information society, its stage is the knowledge society. This can be seen as a new social phenomenon, due to the role of this social group in society and the new society itself. The political culture of representatives of power structures still contains elements of the political culture of an industrial society, and not just a knowledge society. And today it is neither the vanguard of political, but also it is not extremely backward.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 31

DOI 10.23672/SAE.2023.97.48.001

Хорошкевич Наталья Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

natali.khoroshckewitch@yandex.ru

Natalia G. Khoroshkevich

Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin natali.khoroshckewitch@yandex.ru

Характеристики политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих как социального феномена современного общества

Characteristics and factors

of political culture of state civil and municipal employees as a social phenomenon of modern society

Аннотация. Политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих этапа общества знаний в информационном обществе отличается от политической культуры данной социальной общности индустриального общества. Ее важность обусловлена ролью государственных и муниципальных служащих в проведении государственной политики в обществе. Все наиболее важные вопросы выносятся для решения в сферу политических отношений. А государственные и муниципальные служащие - реализаторы последних. И то, насколько они понимают и разделяют эти решения, политику государства, также зависит эффективность реализации государственной политики и интересов общества. Однако сегодня в социологии крайне редко встречаются исследования политической культуры данной социальной группы. Между тем, в целях более эффективного развития данного явления это делать необходимо. Цель статьи - исследование состояния политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих в современной России.В статье были использованы работы по политической культуре, таких авторов как: П. Бурье, П. Сорокин и др; результаты эмпирических исследований отечественных авторов. В качестве метода исследования - анализ документов. Анализ этих материалов позволил сделать следующие выводы. Сегодня в России происходит становление новой политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих информационного общества, его этапа - общества знаний. Это можно рассматривать как новый социальный феномен, обусловленный ролью этой социальной группы в обществе и самим новым обществом. Политическая культура представителей властных структур все еще содержит в себе элементы политической культуры индустриального общества, а не только общества знаний. И сегодня она не является ни авангардом политической, но и не является крайне отсталой. Необходимо ее дальнейшее

Annotation. The political culture of state civil and municipal employees of the knowledge society stage in the information society differs from the political culture of this social community of industrial society. Its importance is due to the role of state and municipal employees in the implementation of state policy in society. All the most important issues are submitted for decision in the field of political relations. And state and municipal employees are the implementers of the latter. And how much they understand and share these decisions, the policy of the state, also depends on the effectiveness of the implementation of state policy and the interests of society. However, today in sociology, studies of the political culture of a given social group are extremely rare. Meanwhile, in order to more effectively develop this phenomenon, this must be done.The purpose of the article is to study the state and main state civil and municipal employees influencing the political culture in modern Russia.The article used works on political culture, such authors as: P. Burye, P. Sorokin, etc.; results of empirical studies of domestic authors. The study method is document analysis.The analysis of these materials made it possible to draw the following conclusions. Today, Russia is developing a new political culture of state civil and municipal employees of the information society, its stage is the knowledge society. This can be seen as a new social phenomenon, due to the role of this social group in society and the new society itself. The political culture of representatives of power structures still contains elements of the political culture of an industrial society, and not just a knowledge society. And today it is neither the vanguard of political, but also it is not extremely backward.

исследование. Какой должна быть политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих в обществе знаний - это вопрос для дальнейшего ее исследования в целях более эффективного удовлетворения интересов общества.

Ключевые слова: политическая культура, государственные гражданские и муниципальные служащие, феномен, характеристика, факторы.

Keywords: political culture, state civil and municipal employees, phenomenon, characteristic, factors.

А

ктуальность темы исследования.

Современный мир меняется. В настоящее время идет процесс развития нового типа общества - информационного, становление одного из его этапов - общества знания. Происходит переосмысление роли государства, и, как известно, следствием этого является изменение требований к государственным гражданским и муниципальным служащим.

Сегодня происходит формирование государственных и муниципальных служащих, соответствующих новым условиям, характерным для нового этапа развития общества. В данной работе речь пойдет об одном из аспектов данной социально-профессиональной группы - ее политической культуре.

В настоящее время в РФ отсутствует планомерная целенаправленная политика, направленная на развитие политической культуры данной социальной общности, как и всего общества в целом. Но, развивать политическую культуру крайне важно, особенно у представителей властных структур. Уже давно доказано представителями менеджмента, что наиболее эффективно сотрудники работают в том случае, если они понимают и разделяют политику организации. Чем больше будут отвечать взгляды государственных и муниципальных служащих вызовам времени, тем представители данной социальной общности будут более готовыми к прогрессивным переменам в обществе, более восприимчивыми к новым формам политического взаимодействия, новым политическим ценностям. И это важно, так как именно представители этой группы осуществляют государственную политику. А значит, будут более всесторонне решать различные социальные проблемы (все самые важные экономические, социальные, культурные вопросы выносятся на политический уровень) - удовлетворять потребности общества.

Цель статьи - исследование состояния политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих в современной России.

Объект - политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих как новый социальный феномен в обществе.

Предмет - характеристики политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих в современной России как нового феномена.

Для написания статьи был использован метод анализа документов.

Характеристики политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих в современной России.

В современном обществе постоянно возрастает ценность не только информации, а знания. Общество знания предполагает ценность не информации, а умение работать с ней и получать знания посредством ее анализа. Теперь индивид - это не просто человек, умеющий искать, использовать информацию , а человек способный сам получать из нее знание, думать, анализировать и т.д. В этих условиях меняется отношение к государству и к его служащим.

Явление политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих можно рассмотреть новое социальное явление, и новый социальный феномен [1]. Но, прежде чем исследовать политическую культуру как социальный феномен, необходимо ввести определение политической культуры. Политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих - это «часть общей культуры, характеризующая уровень политических отношений в обществе, состоящая из системы групп элементов культуры (политических ценностей, знаний, норм, оценок, языка, деятельности), регулирующих взаимодействие государственных гражданских и муниципальных служащих с другими акторами (социальными группами, институтами и т.д.) в процессе завоевания, удержания, использования ими государственной власти для достижения своих целей [2, с. 157].

В самой «широкой» трактовке под феноменом обычно понимают «явление, данное в чувственном созерцании» [3]. В обыденной речи этот термин может означать необычное явление, редкий факт [4].

В социологии рассматривают социальный феномен или социальное явление, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности. Социальные явления - это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к

сообществам, через социальные организации, институты» [5].

Признаки социального явления: взаимодействие акторов, повторяемость взаимодействий, принудительность правил, длительность, непрерывность, необходимость, многосторонность, обмен услугами [6].

Политическую культуру государственных гражданских и муниципальных служащих моно рассматривать как социальный феномен, т.к. это элемент социальной реальности (она имеет место в обществе), регулирует политические взаимодействия представителей данной социальной группы, а их немало - тогда явление массово. Эти взаимодействия происходят в новом обществе постоянно, по правилам новой политической культуры, регулируют разные аспекты политической деятельности. И политическая культура необходима данной группе, так как они отстаивают, благодаря ей, лучше свои политические интересы. Их взаимодействия, благодаря данной культуре, повторяемы, стандартизированы. Нормы культуры принуждают действовать определенным образом. Но, без них было бы сложнее взаимодействовать, был бы хаос. Политическая культура данной социальной группы общественно значима, так как эта социальная группа довольно массова и поводит политику государства в обществе. Социальный феномен предполагает обмен услугами. Здесь - это проведение государственной политики, с одной стороны, и отстаивание своих политических интересов, с другой. Тогда политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих в новом типе общества - это социальный феномен. Для любого нового типа общества характерна своя политическая культура, как у всего общества, так и отдельных его групп. Политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих общества знаний -это феномен, обладающий своими характеристиками, своей спецификой. Последняя обусловлена ролью данной социальной группы в обществе (они проводят политику государства) и спецификой самого общества знаний. Государственные гражданские и муниципальные служащие занимают особое место и выполняют особые функции в обществе. Это налагает на них более высокую ответственность, чем на большую часть населения. Они - представители государства, всегда на виду.

В этой связи, их политическая культура должна быть более передовой. Как отмечает Я. А. Гайдук, политическая культура государственных служащих должна быть «ядром социально-политического развития» [7]. Это значит, что государственные гражданские и муниципальные служащие должны стать проводниками государственной политики во всех сферах жизни общества, в том числе, и политической, и развивать политическую культуру населения. Это особенно касается нового типа общества. Общество знания - это не только умение человека работать с информацией и производить знание. Сегодня его рассматривают как новую стадию социально-экономического развития [8, с. 10-12], что вполне логично:

меняются технологии, меняются другие сферы жизни. Знание все больше создает условий, благоприятных для личности. Здесь более всего условий для воплощения идеи гуманизма, и население более требовательно к реализации его принципов. Оно более критично. Может само вырабатывать знания, анализируя информацию. Здесь все более становится популярна ценность личности, ее самореализации. Наступает время, когда во главу угла ставится личность, ее развитие. Это время личностного роста, раскрытия личности. А значит, и политика государства должна быть направлено на раскрытие личности, созданы для этого все условия, механизмы, институты и т.д. Тогда роль государственных и муниципальных служащих в обществе оно тоже меняется. Функции, которые обычно выполняют государственные чиновники, меняются. Государство сегодня все чаще пытается привлечь к решению проблем в обществе различные социальные общности. Оно отходит от роли, когда жестко контролировало все сферы жизнедеятельности общества. И в этом нет такой нужды. Значит, и роль его государственных служащих меняется. Пересматривается их назначение, государства и его сотрудников. Последние должны разделять идею гуманизма и создавать условия для ее воплощения в обществе. А значит, в политическом плане быть более прогрессивными, так как все наиболее важные вопросы экономики, социальные, выносятся на уровень политики.

Таким образом, они должны быть образцом, наиболее передовыми в политическом плане. Более того, государство должно развивать для этого политическую культуру данной социальной группы постоянно и целенаправлено. Кроме того, оно должно развивать политическую культуру общества, а государственные служащие должны эту политику реализовывать.

Это означает, что в информационном обществе, а именно на одном из его этапов - обществе знания, политическая культура должна обладать отличными характеристиками, обусловленными ролью данной политической группы уже в новом обществе. И это, действительно, феномен, отличный от каких-либо других социальных феноменов.

Характеристики политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих современного общества

Если рассматривать состояние политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих на данный момент, то можно сказать следующее.

Во-первых, так как чиновники являются частью населения РФ, то те характеристики политической культуры, которые характерны по стране в целом, присущи и чиновникам. Это - фрагментарность, патернализм и, в то же время, недоверие граждан государству, безверие в свои силы, отсюда - слабый интерес к политике и сосредоточение на экономических и социальных проблемах, вера в «доброго царя», противоречивость по очень важным вопросам, авторитаризм,

политическая дискретность, определенное сходство действий «верхов» и «низов», правовой нигилизм и верхов и низов, сильная персонификация власти, черты и Востока и Запада, атомарность населения в плане политического участия, неумение договариваться между собой разных социальных общностей, «верхов» и «низов», стихийность развития политической культуры т.д. Кроме того, сегодня происходит переосмысление ряда политических ценностей, таких как «государство», «суверенитет», «патриотизм», «справедливость» и т.д. Им придается новое понимание.

Тип политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих в России можно охарактеризовать скорее подданнический (следуя классификации политических культур. Предложенный Алмондом и Верба) с элементами партисипативной культуры.

С точки зрения классификации политических культу Э.Я. Баталова, в России у госслужащих скорее этатическая политическая культура, с элементами рыночной культуры. Эти элементы также имеют место в определенные годы и причем на макроуровне.

Для политической культуры государственных и муниципальных служащих в России скорее характерна двойственность (классификация Ю.Б. Ирх-ина). Это выражается в подданническом характере подчинения, слабый интерес к активному политическому участию, Но, в тоже время, развитие научно-технического прогресса приобщает к западным политическим ценностям. Это цифрови-зация, наличие Интернета.

В определенной мере, эти характеристики присущи всей социально-профессиональной группе государственных гражданских и муниципальных служащих, так как они также являются часть населения современной России.

Другой вопрос: Насколько это для них характерно? И как можно охарактеризовать их политическую культуру на фоне других групп населения?

Это можно сделать, исследуя компоненты политической культуры представителей данной социальной группы. В качестве компонентов исследовать политические ценности, политические нормы, политическое знание, политический язык, политическую деятельность.

Если следовать классификации ценностей М. Ро-кича, то все ценности делятся на ценности-цели и ценности-средства. В политической сфере также можно применить эту классификацию и поделить ценности на эти две группы. Ценности-цели - это право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, мир, на достоинство, равенство перед законом, на свободное определение национальности и языка, инновационность, социальная справедливость, глобализм, патриотизм, свобода передвижения, выбора места пребывания и проживания, выезда и возвращения в РФ, свободу вероисповедания, космополитизм, неприкосновенность частной жизни, жилища,

тайну (свободу) переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свободу информации, свободу слова, институцианализм, самореализацию [9, с. 244, 246]. Тогда, в качестве ценностей-средств можно отметить такие ценности как: высшая власть в государстве принадлежит народу, выборность представительных органов власти, различные формы выражения населением своего волеизъявления, государство как партнер, развивается инициатива граждан, верховенство закона, ответственность государственных служащих при принятии и реализации политических решений, многопартийность, плюрализм мнений, «прозрачность» всех выборных процедур в политике, толерантность, открытость к новым формам демократических процедур, субъектами политики могут выступать как политические организации, так и отдельные граждане, политическая культура граждан и государственных гражданских и муниципальных служащих [9, с. 243244].

Как показывают результаты анализа данных социологических исследований, проведенных в разных регионах РФ, политические ценности государственных гражданских и муниципальных служащих в современной России не всегда соответствуют ценностям постиндустриального общества, что обусловлено общей нестабильностью в обществе [10, с. 141; 11, с. 18].

Исследование политических ценностей на государственной службе среди федеральных служащих было проведено в 2021 г. К.А. Филковой Наиболее важными политическими ценностями для опрошенных ФГГС являются: равенство, конституционализм и национальная безопасность [12, с. 159]. Настораживает важность последней.

С каждым годом возрастает разрыв между политической элитой, чиновниками и населением. Это происходит как в социальных, экономических, так и в законодательных аспектах. Разрабатываемые Государственной Думой РФ нормативно-правовые акты, направлены не на повышение благосостояния россиян, а на предоставление большей свободы действий бюрократии. К примеру, депутаты Государственной Думы РФ одобрили в первом чтении проект закона, освобождающий представителей властных структур, судей, прокуроров, военнослужащих и другие категории граждан от наказания за нарушение антикоррупционных норм, если это произошло от не зависящим от чиновников обстоятельствам [12, с. 150]. В отношении остальных групп населения законодательство носит скорее запрещающий характер [12, с. 159-160].

Если сравнить выбор ценностей респондентами в данном исследовании с ценностями, которые относятся к обществам индустриальному и информационному, то большая часть политических ценностей, выбранных респондентами, все-таки, уже принадлежит к ценностям последнего. Однако некоторые ценности продолжают относиться к обществу индустриальному. Это - карьера, коллективизм. И они заняли близкие места после тройки наиболее сильных ценностей [12, с. 159].

Также, Филкова проранжировала предложенный ею спектр политических ценностей относительно пирамиды потребностей А.Маслоу. В ходе исследования было выявлено, что наиболее важные для ФГГС политические ценности относятся, согласно теории А. Маслоу, к потребностям в уважении, что на ступень ниже потребности общества в самореализации [12, с. 162]. Для сравнения, можно привести результаты исследования политической культуры россиян, проведенного в 2020 г. А.И. Ждановым и Р.Т. Мухаевым. Они сравнивали политические ценности россиян, начиная с 1990-х гг. прошлого времени и пришли к выводу, что последние претерпели сильные изменения. Политические ценности развивались по спирали. В 1990-е гг. были сильны, но на рубеже веков наступило разочарование в следствие результатов демократических реформ. И были сильны подданические, этатические, националистические и «правые» настроения. Сильна была ориентация на стабильность [13, с. 49].

На данный момент снова возрос интерес к ценностям демократии, политики, запрос на перемены, политическое участие [14, с. 49]. Свобода ценится выше справедливости и недоверия к государству. Мухаев и Жданов это связывают с наличием у граждан относительного достатка, личного капитала, возможностью индивидуальной мобильности и курсом государства на укрепление «традиционных ценностей» [13, с. 46]. Но это не говорит о том, что сейчас в обществе - только эти ценности. За них - больше половины населения. Но и политические ценности, превалировавшие на рубеже веков, продолжают иметь место. Сохраняется их эклетика. Но постепенно, население больше склоняется к более передовым ценностям. Также, следует отметит, что интерес к тем или иным политическим ценностям зависит от благосостояния россиян. Здесь есть прямая связь с удовлетворением потребностей по таблице А. Маслоу.

Чиновники различаются не только по оплате труда, но и по возможностям, информационным, административным и т.д. Государственные служащие, занимающие высокие руководящие посты, составляют часть элит регионального и федерального уровней, они составляют политико-административную элиту России. Согласно теории элит, элита более сплоченна, чем другие слои населения, они претендуют на управление обществом и могут это делать. А значит, административно-политическая элита также более политически активна и сплоченна в отстаивании своих интересов, чем чиновники, не входящие в элиту.

Сегодня российскому обществу хочется перемен, а элите и режиму - консервации своего положения при «реформаторской» риторике. Поэтому элиты транслируют ту политическую повестку, которая им удобна [14, с. 50]. Однако, как показывает история, если элита не шла навстречу потребности в назревших изменениях, то ее сменяла более прогрессивная элита.

Элита всегда выполняла определенные функции в обществе, а значит - в ней всегда была потребность, но в разное время эти функции были

разными [15, с. 56]. Сегодня, чтобы удержаться у власти, политическая элита должна пропагандировать демократические, гуманистические принципы и соответственно содействовать их претворению в жизнь. Современной российской политической элите следует лучше учитывать потребности в обществе, быстрее перестраиваться под них. Это - в ее интересах. Если элита тормозит прогрессивное развитие, то государственные служащие не всегда имеют возможность осуществлять передовую политическую культуру. Стоит принять во внимание и этот факт.

В настоящее время политические ценности социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих не являются авангардом, самыми передовыми в обществе. Но, они, все равно, подвергаются может и медленным, и не осознанным изменениям под влиянием внешней среды.

Что касается норм социальной группы государственных и муниципальных служащих, то здесь можно отметить следующее.

Во-первых, она имеет те же права в политическом плане, что и остальное население РФ. Однако часть их политических прав ограничена федеральными законами в целях более эффективного проведения ими государственной политики.

Во-вторых, сегодня происходит формирование новых политических норм и отмирание некоторых старых. В качестве примеров таких норм можно отметить прямые линии населения с Президентом. На смену получения информации из газет и ТВ приходит обмен мнением о политических событиях в соц. сетях. это деятельность организаций, которые пытаются решить не политические проблемы, но выносят их на политический уровень (например, проблемы охраны окружающей среды). Идет процесс расширения новых форм взаимодействия граждан с властью.

Структура политического знания государственных гражданских и муниципальных служащих может выглядеть следующим образом. Это - теории и методологии политики; знание российской и зарубежной политической истории; знание политического устройства РФ; современная политическая ситуация: в России; за рубежом; методы воздействия на ситуацию.

Анализ состояния политического знания государственных и муниципальных служащих затруднен отсутствием подобных социологических исследований. В связи с этим, проанализированы не все аспекты политического знания государственных гражданских и муниципальных служащих.

Уровень знания теории и методологии политики, политической истории России и зарубежных стран крайне сложно определить. Такие знания госслужащие получают в процессе освоения специальности «государственное и муниципальное управление» в вузе. В дальнейшем, аттестация, квалификационный экзамен, курсы повышения квалификации не предусматривают изучения подобных вопросов. Не поводятся на этот счет

исследования. Их нет ни в научной литературе, ни в отчетах по проводимым социологическим исследованиям в нутрии органов государственного и муниципального управления.

Государственные и муниципальные служащие имеют хорошую подготовку по вопросам внутреннего государственного устройства РФ и территорий, где замещают свои должности. При поступлении на государственную или муниципальную службу они проходят тестирование, где включены вопросы о государственном и территориальном устройстве РФ, политическом взаимодействии в РФ.

Перечни вопросов по этим испытаниям включают именно вопросы на знание федерального и местного законодательства об устройстве органов власти в РФ и территориях.

Государственные и муниципальные служащие отлично осведомлены о политических процесса, происходящих в РФ, тех территориях, областях или муниципальных образованиях, где эти чиновники замещают свои должности. Так как они, их материальное благополучие (останутся на службе или нет) несмотря на политическую нейтральность, предписанную и законодательством, непосредственно зависят от того, какой политический лидер придет к власти. Более того, имеют место случаи, когда на госслужащих оказывается давление со стороны руководства. Государственные и муниципальные органы власти используют административный ресурс в целях содействия нужному им кандидату. Продолжает сохраняться принцип личной преданности даже на самых высоких уровнях. Тому есть многочисленные примеры: смена правительства при смене глав государств [16].

Что касается еще одного компонента политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих - политического языка, то здесь можно отметить его «огрубление» в 1990-е гг. Это было связано с переходом нашей страны от социализма к капитализму и началу перехода от общества индустриального у постиндустриальному. П.Сорокин писал следующее о речи в период революционных событий. На первом этапе революции происходит «расторможение» речевых рефлексов. То, что раньше было под запретом, люди начинают говорить. Только на втором этапе, когда к власти приходят новые политические силы, совершившие революцию, люди начинают следить за тем что говорят, возвращается нормальная речь [17. с. 61]. Таким образом, в переходные периоды всегда происходит огрубление речи, в том числе и политической.

В настоящее время в России происходит «формирование нового политического словаря сопровождается процессами интенсивного фразео- и словотворчества» [18, с. 63]. Идет процесс смены пластов политического словарного запаса. Широко употребительные на определенном этапе слова уходят в пассивный запас, когда происходит смена исторических эпох (коммунистической, демократичной). Вводятся в обиход новые слова и выражения [18, с. 64]. Сюда относятся все

новые официальные названия, обозначающие административную систему власти: термины и номеклатурные наименования федеральной и местной власти: Президент РФ, Правительство РФ, Представитель Президента РФ, Федеральное собрание, законодательное собрание Свердловской области и т.д. Появились новые социоло-гемы, обозначающие понятийное поле государственных структур: «государственный аппарат», «социально-политические институты» «государственно-исполнительная власть» и т.д. [19, с. 5]. Сюда можно отнести новые лексические единицы: пропрезидентский, антитеррористический, псевдодемократия, конфликтогенный. Новые словосочетания: ближнее зарубежье, протестное голосование, вертикаль власти, административный ресурс [18. с. 45]. Одной из наиболее заметных примет современного политического языка, по мнению ряда исследователей, стала богатая метафорика. Например, растительные - это ветви власти; военные метафоры - предвыборные баталии, война компроматов; спортивные -предвыборная гонка и т.д. [18, с. 66]. Происходит интенсивное заимствование политических терминов из других языков. Они могут быть достаточно различны. Например, консенсус, плюрализм, саммит, инагурация, импичмент, электорат, экзит-пол(ехй ро11), пиар (РЯ, паблик рилейшнз) и т.д.

Идет процесс формирования нового политического жаргона. Например, оборонка, социалка, бюджетник, льготник, силовик, управленец и т.д. Излишняя жаргонизация - это свидетельство процесса огрубления политического языка, происходившего в 1990-е гг. [ 20, с. 232].

Говоря об изменениях политического языка современной России, необходимо отметить быстроту этих изменений. Последнее характерно для всех стран, входящих в информационное общество. Увеличение темпа изменений в политическом языке - следствие ускорения изменений в обществе, в языке, а значит и в политическом языке [20, с. 232-233].

Вышеперечисленные особенности, имеющие место в политическом языке современной России, в гораздо большей степени присущи политической речи представителей органов государственной и муниципальной власти, так как они составляют часть словарного запаса, который те используют в процессе работы [20, с. 232].

Еще один компонент политической культуры - это политическая деятельность. Государственные гражданские им муниципальные служащие могут выступать и объектом, и субъектом политических взаимодействий. С одной стороны, они, как и все остальные члены общества, испытывают на себе воздействие государственной политики, с другой, они сами проводят эту политику.

Как было отмечено выше, до сих пор имеют место случаи, когда госслужащих заставляют идти на выборы и голосовать за определенного кандидата [16]. Тогда здесь встает вопрос о добровольной активности госслужащих и их действительном мнении о политических лидерах.

Как показывают результаты исследования, молодые госслужащие более настроены что-то сделать и считают, что они смогут на что-то повлиять. Кстати, это одна из причин выбора в качестве места работы государственной службы. Однако с возрастом уверенность в свои возможности влияния на общественные процессы падает. Госслужащие более старшего возраста испытывают разочарование в своих властных полномочиях [11, с. 141, 143].

Если говорить о добровольном политическом участии госслужащих, то можно предположить, что она была бы не слишком высокой в сложившихся условиях, также как и у остального населения. Основная масса населения заняты решением своих материальных проблем. У госслужащих на первом месте также - собственное благополучие [14, с. 74]. На практике, госслужащие не проявляют большую заинтересованность в переменах. Например, по данным социологического опроса, наименьшую заинтересованность в переменах проявляют пенсионеры (43 %), военные и сотрудники правоохранительных органов (44 %), работники сферы финансов, услуг и торговли (45 %), сельские жители (47 %), госслужащие (48 %) [21, с. 122].

Формируются новые инструменты и институты общественного доверия государственной власти. Например, это ежегодные прямые линии Президента РФ с населением, в ходе которых устанавливается контакт всех граждан с главой государства [20, с. 57].

Новые институты и инструменты управления предполагают наличие доверия к государственным служащим со стороны общества. Эти ценности непосредственно связаны с качествами государственного служащего, его мотивациями и результатами практической деятельности. Общественное доверие также имеет многоплановое значение. Менеджмент доверия является, пожалуй, главной отличительной чертой деятельности государственного служащего в будущем [22, с. 60].

Литература:

1. Хорошкевич Н.Г. Политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих как феномен постиндустриального общества и пути ее развития / Н.Г. Хорошкевич // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 6. С. 52-55.

2. Хорошкевич Н.Г. Политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих с социологических позиций: понятийный аппарат / Н.Г. Хорошкевич // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 7. С. 104-107.

3. Феномен. Википедия. ЫЯЬ : ИНрвУ/ИНрвУ/ги. wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0 %В8%^0%ВР%^0%В5%^0%В4%^0%В8%^1%8 Р (дата обращения 25.07.2022).

Государственные служащие, которые поступили на государственную службу, руководствуясь мотивами служения обществу, чаще показывают готовность сменить место работы. Хотят остаться те, кто на первое место ставят карьеру, материальное благополучие [10, с. 407]. Это тоже - показатель того, что на практике государственные структуры не готовы, не имеют политических ценностей передового постиндустриального общества, строить которое пытается современная Россия.

Рассматривая политическое поведение госслужащих, стоит отметить влияние нового феномена в политических отношениях - сеть интернет. Интернет выступает еще одним инструментом реализации политики государства, что сегодня пытаются сделать госструктуры. Сегодня получают развитие новые, онлайновые формы политического взаимодействия и механизмы взаимосвязи властных структур и общества [10, с. 72].

Выше было рассмотрено состояние политической культуры государственных гражданских и муни-ц и п а л ьных служащих через рассмотрение ее отдельных компонентов. И сегодня их политическая культура не является передовой, хотя не стоит говорить, что она отсталая. В отдельных компонентах, чиновники проявляют высокую степень осведомленности: политическое знание, политические нормы. Но это связано с выполнением их должностных обязанностей. В остальном - политические ценности, политическая деятельность все еще содержат элементы индустриального общества. Хотя идет процесс преобразований: постепенно старые политические ценности вытесняются более прогрессивными. В период становления и развития нового общества исследование политической культуры (как одного из важных аспектов) функционирования социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих представляется очень актуальным в целях его дальнейшего корректиро-в а ния и совершенствования.

Literature:

1. Khoroshkevich N.G. Political culture of state civil and municipal employees as a phenomenon of postindustrial society and ways of its development / N.G. Khoroshkevich // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021. № 6. Р. 52-55.

2. Khoroshkevich N.G. Political culture of state civil and municipal employees from sociological positions: conceptual apparatus / N.G. Khoroshkevich // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. № 7. P. 104-107.

3. Phenomenon. Wikipedia. URL : https://ru.wikipe-dia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8 %D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8% D1%8F (date of the application 14.062022).

4. Феномен. Википедия. Словари и энциклопедия на академике. URL : https:https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/58305 (дата обращения 25.07. 2022).

5. Социальный феномен, определение, примеры кратко. URL : https://intellect.icu/sotsialnyj-fenomen-opredelenie-primery-9273 (дата обращения 14.06.2021).

6. Социальное явление. URL : https://studopedia. ru/9_120496_sotsialnoe-yavlenie.html (дата обращения 07.11.2022).

7. Гайдук Я.А. Политическая культура государственных гражданских служащих в современной России: автореферат дис. кандидата политических наук: 23.00.02. М., 2012. 26 с. URL : http:// dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a6 30.php (дата обращения 20.07.2021).

8. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний. М., 2009.

9. Хорошкевич Н.Г. Политические ценности государственных гражданских и муниципальных служащих в современной России / Н.Г. Хорошкевич // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 243-247.

10. Васильева Е.А. Ценностная трансформация в системе государственной службы (на примере Республики саха (Якутия)) / Е.А. Васильева // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 5. С. 139-147.

11. Бойко Е.А. Ценностная государственная служба и ценности государственных служащих: установление, измерение, формирование / Е.А. Бойко, В.Н. Меньшова; Под ред Е.Р. Метелевой // Евразийский интеграционный проект: цивилиза-ционная идентичность и глобальное позиционирование. Материалы международного Байкальского форума. 2018. С. 16-23.

12. Филкова К.А. Исследование влияния политических ценностей на ценностную ориентацию федеральных государственных гражданских служащих (на примере МЧС России) / К.А. Филкова // Вестник таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2021. № 2(87). С. 156-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Жданов А.И. Эволюция системы политических ценностей в современной России / А.И. Жданов, Р.Т. Мухаев // Социально-политические исследования. 2020. № 4(9). С. 43-52.

14. Вартанов А.А. Система мотивации государственных служащих: факторный анализ / А.А. Вартанов, О.А. Лымарева // Journal of Economy and Business. 2019. Vol. 10-1(56). P. 74-77.

15. Миллс Р. Властвующая элита. М. : Из-во иностранной литературы, 1959.

16. Госслужба и выборы. URL : https://pikabu.ru/ story/gossluzhba_i_vyiboryi_5659546 9 (дата обращения 25.12.2020).

4. Phenomenon. Wikipedia. Dictionaries and encyclopedia on academician. URL : https://dic.aca-demic.ru/dic.nsf/ruwiki/58305 (date of the application 14.062022).

5. Social phenomenon, definition, examples briefly. URL : https ://intellect.icu/sotsialnyj-fenomen-opre-delenie-primery-9273 (date of the application 14.062022).

6. Social phenomenon. URL : https://studopedia. ru/9_120496_sotsialnoe-yavlenie.html (date of the application 18.112022).

7. Gaiduk Ya.A. Political culture of state civil servants in modern Russia: abstract dis. Candidate of Political Sciences: 23.00.02. M., 2012. 26 p. URL : http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-disser-tatsii1/a630.php (date of the application 20.07. 2021).

8. Alekseeva I.Yu. What is a knowledge society. M., 2009.

9. Khoroshkevich N.G. Political values of state civil and municipal employees in modern Russia State and municipal management / N.G. Khoroshkevich // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 3. Р. 243-247.

10. Vasilyeva E.A. Value transformation in the system of public service (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)) / E.A. Vasilyeva // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2017. Vol. 12. № 5. Р. 139-147.

11. Boyko E.A. Value civil service and values of civil servants: establishment, measurement, formation / E . A. Boyko, V.N. Menshova; Ed by E.R. Meteleva // Eurasian integration project: civilizational identity and global positioning. Materials of the International Baikal Forum. 2018. Р. 16-23.

12. Filkova K.A. Study of the influence of political values on the value orientation of federal civil servants (on the example of the Russian Emergencies Ministry) / K.A. Filkova // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Social Sciences Series. 2021. № 2(87). Р. 156-164.

13. Zhdanov A.I. Evolution of the system of political values in modern Russia / A.I. Zhdanov, R.T. Mukhaev // Socio-political research. 2020. № 4(9). Р. 43-52.

14. VartanovA.A. Motivation system of civil servants: factor analysis / A.A. Vartanov, O.A. Lymareva // Journal of Economy and Business. 2019. Vol. 10-1 (56). Р. 74-77.

15. Mills R. The ruling elite. M. : Publishing House of Foreign literature, 1959.

16. Сivil Service and Elections. URL : https://pik-abu.ru/story/gossluzhba_i_vyiboryi_5659546 (date of the application 14.062022).

17. Сорокин П. Социология революции. М. : Аст-рель, 2008.

18. Бобровская Г.В. Об особенностях современного политического языка / Г.В. Бобровская // Русская речь. 2006. № 4. С. 63-67.

19. Воробьева О.И. Политическая лингвистика. Современный язык политики. М. : Из-во ИКАР; 2008.

20. Хорошкевич Н.Г. Политический язык государственных гражданских и муниципальных служащих в современном обществе / Н.Г. Хорошкевич // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 231-235.

21. Петухов В.В. Запрос на перемены: причины актуализации, ключевые слагаемые и потенциальные носители / В.В. Петухов, Р.В. Петухов // Полис. Политические исследования. 2019. № 5. С. 119-133.

22. Ювица Н.В. Государственный служащий будущего: модернизация качеств и доверие общества / Н.В. Ювица // Economics. Law. State. 2019. № 4(6). С. 55-61.

17. Sorokin P. Sociology of the revolution. M. : Actrel; 2008.

18. Bobrovskaya G.V. On the peculiarities of the modern political language / G.V. Bobrovskaya // Russian speech. 2006. № 4. Р. 63-67.

19. Vorobyova O.I. Political linguistics. Modern language of politics. M. : IKAR, 2008.

20. Khoroshkevich N.G. Political language of state civil and municipal employees in modern society / N.G. Khoroshkevich // State and municipal management. Scientific notes. 2020. № 2. Р. 231-235.

21. Petukhov V.V. Request for changes: reasons for updating, key terms and potential carriers / V.V. Petukhov, R.V. Petukhov // Policy. Policy studies. 2019. № 5. Р. 119-133.

22. Yuvitsa N.V. Civil servant of the future: modernization of qualities and trust in society / N.V. Yuvitsa // Economics. Law. State. 2019. № 4(6). Р. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.