УДК 31
Хорошкевич Наталья Геннадьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Natalya G. Horoshkevich
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Theory, Methodology and Legal Support State and Municipal Administration, Ural Federal University First President of Russia B.N. Yeltsin
natali.khoroshckewitch@yandex
Исследование модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих постиндустриального общества
Model study
on the political culture of state civil servants and municipal employees post-industrial society
Аннотация. Современная Россия находится совершает переход от индустриального типа развития к постиндустриальному. В этих условиях происходит формирование нового типа политической культуры всего общества и в среде государственных гражданских и муниципальных служащих. Автор работы ставит вопрос о необходимости изучения политической культуры данной социально-профессиональной общности с позиций социологии. В работе рассматривается понятие модели: приводится авторская трактовка.
В статье предложен авторский вариант модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих РФ. Она состоит из компонентов: политические ценности, политическое знание, политические нормы, политический язык, политическая деятельность. Даны авторские трактовки понятий вышеназванных компонентов.
Ключевые слова: государственные гражданские и муниципальные служащие, постиндустриальное общество, модель.
Annotation. Modern Russia is making the transition from an industrial type of development to a post-industrial one. In this context, a new type of political culture is being developed throughout society and among State civil servants and municipal employees. The author of the work raises the question of the need to study the political culture of this social and professional community from the point of view of sociology. In the work the concept of model is considered: author 's interpretation is given.
The article proposes an author 's version of the model of political culture of state civil and municipal employees. It consists of components: political values, political knowledge, political norms, political language, political activity. Author 's interpretations of the above components are given.
Keywords: civil and municipal servants, post-industrial society, model
В настоящее время экономически стабильные страны занимаются строительством постиндустриального общества. Россия также пытается перейти к постиндустрии. Более совершенный тип общества предполагает требования другого уровня к государству и государственным гражданским и муниципальным служащим. Последние являются реализаторами политики государства в обществе. То, насколько успешно они станут проводить государственную политику, зависит развития прогресса в обществе. В этой связи целесообразно исследование данной социальной общности на научной основе, изучение ее различных аспектов, в том числе - ее политической культуры, так как именно эта часть культуры регулирует взаимодействия данной социальной группы в обществе в сфере политики, где достигаются консенсусы по поводу обладания властью между
разными социальными общностями, а в конечном итоге - и ресурсами.
Автор работы рассматривает политическую культуру государственных гражданских и муниципальных служащих с позиций социологии. Так как именно в рамках данной науки изучаются взаимодействия между социальными общностями. Сегодня это крайне актуально в условиях перехода к постиндустриальному типа развития общества, где осуществляется переход от типа политической культуры индустриального общества к типу политической культуры постиндустриального общества, как в обществе в целом, так и в среде государственных гражданских и муниципальных служащих в целях снижения социальной напряженности и более прогрессивного развития общества.
В настоящее время целесообразно развивать политическую культуру представителей властных структур на государственном уровне, так как именно они проводят политику государства в обществе. Их политическая культура должна быть авангардом политической культуры современного общества.
В этой связи необходимо не только проводить мониторинговые исследования, но подойти комплексно, системно к развитию этой части культуры у представителей власти Автор работы ставит вопрос о целесообразности разработки теоретической модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих, актуальной для постиндустриального типа развития общества.
Однако прежде чем детально разрабатывать подобную модель, необходимо исследовать ее понятийный аппарат. В данной статье рассматривается само понятие модели и понятие модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих, предложен вариант модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих.
В настоящее время в социологических словарях можно разделить на группы. В социологических словарях присутствует ряд интерпретаций понятия модели, взятые из других сфер. Например, в Социологическом энциклопедическом словаре дана трактовка модели из психологии. Здесь модель - это «образец для подражания» [1, с. 186]. Или модель - это «Компьютерные модели, позволяющие моделировать процессы реального мира» [2, а 430].
К другой группе трактовок можно отнести такие, где модель - это «мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты» [3, с. 186]. Также черты могут быть отображены символически, графически. Например, в этом же словаре есть еще такая трактовка модели, где модель это «символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах» [3, с. 186]. Или моделью может быть «формальное (то есть математическое или логическое) представление совокупности отношений» [3, с. 186]. Но, в любом случае модель -это аналог объекта, где отражены наиболее важные его характеристики в точки зрения целей исследования.
К третьей группе определений можно выделить трактовки, носящие теоретико-методологический характер. Например, модель - это «формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений» [3, с. 186]. Или модель - это «интеллектуальные построения, которые тем или иным образом, обычно через аналогию, представляют собой феномены. Дело может касаться графических моделей, а в недавнее время и математических, созданных путем компьютерной обработки сложных взаимосвязей
явлений с выделением схем социального взаимодействия» [4, с. 229].
Итак, модель в социологии - это:
- образ или аналог;
- отражает основные черты явления (процесса);
- схематично, формально отражает совокупность отношений;
- отражает структуру, типы поведения, образцы взаимодействия в явлении ли процессе;
- значимых с точки зрения цели исследования.
Таким образом, моделью в социологии можно считать образ, схематически отражающий основные взаимоотношения изучаемого явления (процесса), значимые с позиций исследования.
Теория - это «система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов» [5].
Кроме понятия модели существует понятие структуры. Но, это не одно и тоже. В словарной литературе чаще всего под структурой понимают «строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей» [5].
Тогда моделью можно считать формализованную теорию, схематично отображающая основные основных отношения, характеристики изучаемого явления, значимых с позиций исследования, объясняющая их причинно-следственные связи и делающая обоснованные предположения.
Политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих
представляет собой часть общей культуры, состоящая из системы групп компонентов культуры, регулирующих взаимодействие государственных гражданских и муниципальных служащих с другими акторами в процессе завоевания, удержания, использования ими государственной власти для достижения своих целей.
В целях ее лучшего изучения, а потом и внедрения целесообразно рассматривать ее схематично, по компонентам. Для этого необходимо понятие модели политической культуры государственных гражданских служащих.
Учитывая ранее сказанное о характеристиках модели модель политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих можно рассматривать как формализованную теорию, систему обобщенного знания, объясняющую и предсказывающую функционирование политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих в сфере политики, их основных характеристик в политической сфере, взаимодействий с
другими акторами, регулируемых при помощи элементов политической культуры (политических ценностей, знаний, норм, оценок, языка, деятельности), по поводу завоевания, удержания и использования власти для достижения своих целей.
Автор статьи предлагает вариант модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих, которую целесообразно использовать в исследованиях политической культуры данной социальной группы. В основу этой модели положена классификация компонентов культуры, разработанная Г.Е. Зборовским. Он выделяет следующие компоненты: ценности, нормы, обычаи, язык и деятельность [6, с. 279-285]. Нужно отметить, что к настоящему времени в научной литературе имеется достаточное количество вариантов структуры политической культуры. Она не содержит большого количества компонентов или элементов. Предложенная классификация компонентов достаточно емкая.
Но, эта классификация предложена для всей культуры общества. Автор статьи в исследовательских целях предлагает в качестве компонентов модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих следующие: политические ценности, политическое знание, политические нормы, политический язык и политическая деятельность представителей данной социально-профессиональной группы.
Политическое знание - достаточно объемный и специфический аспект политической культуры. Он во многом влияет на оценку ситуации в процессе принятии политического решения (при принятии политического решения используется знание текущей ситуации, накопленный опыт, знание о манипулировании общественным сознанием и т.д.), т.е. политическую деятельность. Однако сегодня недостаточно уделяют внимания в исследованиях, посвященных политической культуре представителей данной социальной общности.
Центральный компонент этой модели - политические ценности. Они связаны с политическими потребностями, которые можно трактовать как надобность в чем-либо (влиянии, власти) в сфере политических взаимодействий, конечная цель этого получение власти для наилучшего варианта для данного актора в данной ситуации деления материальных благ. Однако понятие потребности не является социологическим. По этой причине политические потребности (разновидность потребностей) не включено в данную модель. Таким образом, ключевой компонент представленной модели - это политические ценности.
Политические ценности можно понимать как совокупность значимых тех или иных явлений (предметов), способствующие удовлетворению политических потребностей разделяемых разными социальными общностями в обществе, и как следствие этого на которые ориентируются акторы в процессе политических взаимодействий.
Тогда политические ценности государственных гражданских и муниципальных служащих -
это совокупность значимых тех или иных явлений, способствующие удовлетворению политических потребностей разделяемых разными социальными общностями в обществе, и как следствие этого на которые ориентируются представители социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих в процессе политических взаимодействий между собой и другими социальными группами и индивидами.
Для исследования политических ценностей данной социально-профессиональной группы можно и спользовать известную классификацию ценностей М. Рокича, где все ценности он делит на два класса ценностей [7]: ценности-цели и ценности-средства. В качестве политических ценностей-целей у представителей данной социальной группы можно отметить: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, мир, на достоинство, инновационность, глобализм, патриотизм, свободу информации, свободу слова, институци-анализм, самореализацию и т.д. [8, с. 244]. В качестве ценностей-средств этой группы могут быть: высшая власть в государстве принадлежит народу, выборность представительных органов власти, различные формы выражения населением своего волеизъявления, государство как партнер, развивается инициатива граждан, верховенство закона, ответственность государственных служащих при принятии и реализации политических решений. «прозрачность» всех выборных процедур в политике, толерантность, открытость к новым формам демократических процедур и т.д. [8, с. 246].
Особую осознанную ценность к предмету называют интересом. Тогда политический интерес можно отнести к политическим ценностям, но, которые на данный момент имеют особую осознанность, которая побуждает к конкретным действиям в сфере политических взаимодействий в вопросах, связанных с приобретением, использованием, удержанием власти.
Чтобы предпринять действия, направленные на удовлетворение политических интересов, необходимо оценить реальную возможность этого и принять решение. Принятие политического решения происходит с учетом существующих норм, т.е. рамок поведения, знания ситуации, политического мышления и сопровождается политическими чувствами. Все это возможно только благодаря наличию политического языка - системы трансляции смыслов, т.е. информации.
В зависимости от того, какое явление, объект ценны, акторы выстраивают свое поведение. Со временем утверждаются образцы поведения, максимально отвечающие ориентации на ценные объекты. Так формируются нормы поведения, т.е стандарты поведения. Это касается любой сферы социального взаимодействия, в том числе и сферы политических отношений. Взаимодействия в ней регулируют политические нормы, которые означают стандарты поведения акторов в вопросах получения, использования и
удержания власти, имеющие силу на территории всего государства.
Если в обществе ценностями являются мир, воля народа, в качестве примеров норм политического права можно привести следующие. Например, согласно Конституции РФ (ст. 31), граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия на митинги и выражать свое мнение [9]. В соответствие со ст. 4., они могут выражать свое мнение через представителей в федеральные и региональные органы власти [9].
Сегодня существуют различные классификации политических норм. Одним из востребованным их делением можно назвать классификацию, где нормы делятся на официальные и неофициальные. Официальные нормы закреплены в действующем законодательстве государства и обеспечивают ориентацию общества на наиболее важные политические ценности.
Итак, политические взаимодействия регулируются политической культурой. Политическими ценностями, нормами. Но, чтобы правильное оценить ситуацию и принять решение как поступить, необходимо политическое знание, т.е. знание, которым обладает актор, общество, определяющее принятие решений в сфере политических взаимодействий. Политическое знание государственных гражданских и муниципальных служащих - знание, которым владеют представители данной социально-профессиональной группы и руководствуются им в процессе своего политического поведения.
Содержание политического знания зависит от ряда объективны факторов: времени, социальной позиции в обществе, рода профессиональной деятельности, должности. Также это зависит от ряда субъективных факторов: пола, возраста, любознательности. В случае, если профессиональная деятельность предполагает хороший уровень политического знания, то влияние субъективных факторов снижается за счет дополнительных личных усилий в целях достижения должного уровня этого знания.
Как известно, в процессе общения необходима система трансляции информации, т.е. язык. Это касается любой сферы, в том числе политических отношений.
В работе исследуется именно политический язык, а не речь. Понятие «речь» тесно связано с понятием язык, но это не одно и тоже. Язык определяют как знаковую систему. Она имеет содержательное наполнение понятий и звучание и написание. Речь - это использование языка, точнее его правил, лексического содержания понятий в процессе коммуникации. Еще говорят, что речь -это применение языка на практике.
Второе понятие, еще более близкое понятию «политический язык» - это «язык политики». Некоторые учёные разделяют эти понятия, считая, что второй содержит терминологию и риторику, используемые в политической деятельности. Этот язык, используется ими с целью манипулирования.
А политический язык открыт для всех членов языкового сообщества [10, с. 1786]. Автор статьи также придерживается этого подхода. В статье под политическим языком понимается как «особая знаковая система, предназначенная именно для политической коммуникации» [11, с. 108].
Итак, политический язык государственных гражданских и муниципальных служащих -
это система символов, звуков, их сочетаний, передающих определенный смысл, используемая в процессе взаимодействия по поводу власти государственными гражданскими и муниципальными служащими.
«Профессия государственного служащего относится к лингвоинтенсивным профессиям, так как на государственной службе важную роль играет речевое общение» [12]. Язык - это политика, а политика - это язык, так как правительство не может полагаться на физические, экономические силы, то ему необходимо вести себя гармонично с классами людей, наделяющих власть [10, с. 1786]. Авторитет государственной власти складывается из авторитета государственных служащих, представляющих её [13].
Для политической сферы каждой социальной общности, времени характерен свой политический язык. У социально-профессиональной группы государственных гражданских и муниципальных служащих политический язык также должен иметь свои особенности. Постиндустриальное общество предполагает более высокий уровень культуры во всем обществе. Это означает повышение культурного уровня представителей властных структур, чтобы достойно представлять государство и проводить его политику. Тогда политический язык государственных гражданских и муниципальных служащих должен отличаться: грамотностью, правильным построением предложений, отсутствием жаргонизмов, широким современным, актуальным лексическим запасом.
Как было отмечено выше, политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих - это своего рода система координат, которая помогает ориентироваться каждому из ее членов в сфере политических взаимодействий. Если следовать теории Т. Парсонса [14], то любое решение представителя ее группы в сфере политики, проявляющееся в последствии как действие, - это результат составляющих у актора: цели, ситуации и норм (куда входят вышеперечисленные компоненты политической культуры: постановка цели зависит от того что ценно, в ситуацию невозможно оценить без знания). Если рассматривать действие актора на макроуровне (в качестве актора взять не отдельного данной представителя социальной группы, а всю группу), то политической взаимодействие ее членов происходит в социальной системе, с учетом факторов еще трех систем: культуры, личностных факторов и физиологической среды [15].
Как известно, политическая культура у каждой социальной группы в данном обществе несколько отличается от культуры всего общества, а культура отдельного ее представителя - от
политической культуры данной группы и общества в целом. Политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих представляет собой систему координат наиболее оптимально преломляющую в коллективном сознании данной социальной группы основные аспекты политической культуры общества в целом, из последней отбирает наиболее для данной группы преемлимые ориентиры в сфере политических взаимодействий. Тогда компонент, являющейся результатом влияния всех предыдущих компонентов политической культуры представителей данной социальной группы - это их политическое поведение. Также нужно заметить, что все названные компоненты являются результатом воздействия на них других систем [15]. Поэтому ни один компонент политической культуры представителей данной социальной группы не может быть каким-то иным в данных условиях.
Прежде чем перейти к характеристикам понятия политической деятельности, необходимо рассмотреть понятие «деятельность». Сегодня в толковых словарях под деятельностью могут понимать «процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения)» [17]. Есть сходное с ним понятие - поведение. Сегодня в словарной литературе есть различные трактовки понятия «поведение» можно разделить. Достаточно часто можно встретить такую: «присущее живым организмам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [17] или «совокупность поступков и действий; образ жизни и действий» [18]. Как видно из определений, деятельность представляет собой цепочку, осмысленную последовательную совокупность действий. «Поведение - это внешняя сторона совокупности произведенных актов, ...лишь видимая форма проявления деятельности [19]. Деятельность всегда имеет цель, у поведения нет цели [19]. Деятельность - это более широкое понятие. Оно предполагает не только совокупность каких-то действий, но отдельные акты поведения, если вписываются в образ жизни, если им обусловлены, то их можно рассматривать как деятельность.
В статье последним компонентом представленной модели политической культуры - политическая деятельность. Это более широкое и системное понятие. Представители властных структур не могут быть вне политики в силу их положения, функций в обществе. Хотя они не занимаются политикой как профессиональные политики, точнее только часть представителей властных структур, являются политиками, вследствие избрания их на
1 Мышление. ЫЯЬ : //М1р8://ш^1к1ре<1а.огдЛмк1/% Р0%
9С%01%8В%01%88%00%ВВ%00%В5%00%В0%00% В8%00%В5_(%Р0%ВР%01 %81%Р0%В8%Р1 %85%Р0
эти должности в результате выборов. Учитывая также этот факт, в представленной модели использовано понятие «политической деятельности».Понятие политического поведения входит в деятельность, так как поведение - это отдельные акты деятельности.
Политическая деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих -
это деятельность по поводу властных отношений государственных гражданских и муниципальных служащих с другими акторами и между собой, с ориентацией на свои политические потребности, политические ценности, политические нормы и политическое знание.
В настоящее время в психологии выделяют умственную и физическую формы деятельности. Тогда в сфере политических взаимодействий можно отметить также умственную деятельность и физическую, последняя выражена поведенческими актами.
В психологии мышление определяют как «высший этап обработки информации», или «психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений» [20]1. Его результатом являются оценки, выводы, идет и т.д. К операциям, производимым мышлением, психологи относят: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию, индукцию, дедукцию, классификацию, обобщение [20]2. Тогда, политическое мышление представляет собой психический процесс обработки информации политическим актором, в результате чего у него появляются представления о явлениях (их взаимосвязи), происходящих в сфере политических взаимодействий.
Такими политическими актороми являются государственные гражданские и муниципальные служащие. В современном обществе государственные гражданские и муниципальные служащие должны обладать отличными навыками анализа обработки политической информации. В результате чего, они должны уметь объективно анализировать действительно информацию, имеющую наибольшее значение о происходящих явлениях и процессах, уметь делать объективные оценки, выводы и т. д.
Как отмечают современные исследователи, политическое мышление всегда сопровождается политическими чувствами. Сегодня имеется достаточно трактовок политического мышления, где отмечают не только его когнитивную сторону, но и эмоциональную.
Однако в статье все-таки рассмотрим отдельно эмоциональную составляющую политической культуры. Например, М.В. Гамезо определяет чувства как наиболее устойчивые переживания личности, появляющиеся при удовлетворении (или неудовлетворении) социальных потреб-
%ВЕ%00%ВВ%00%ВЕ%00%В3%00%В8%01%8Р) (дата обращения - 13.05.2020). 2 См.: Там же.
ностей [21]1. По мнению Е.П. Ильина, чувство -это выражение индивидом своего положительного (или отрицательного), т.е. оценочного отношения к чему-либо, характеризующееся устойчивостью [21]2. В толковом словаре Ушакова переживания рассматриваются как особые психические состояния, выражающееся в наличии каких-либо впечатлений, чувств, ощущений, переживаемых кем-нибудь [22]3. Тогда, эмоции можно рассматривать как ставшее результатом удовлетворения или неудовлетворения потребностей устойчивое психическое состояние человека относительно какого-либо объекта, содержащее отношение к последнему.
Политические эмоции - это устойчивые психические состояния актора, выражающие его отношение к тем или иным политическим субъектам, явлениям, их взаимодействию, напрямую зависящее от удовлетворения его политических ценностей и политических интересов. Политические эмоции государственных гражданских и муниципальных служащих зависят от удовлетворения их политических ценностей и политических интересов, которые детерминированы, с одной стороны их потребностями (Пирамида А.Маслоу) , а с другой, объективными факторами, которые в достаточной мере способствуют удовлетворению их потребностей: экономическим уровнем развития общества, доминированием идеи гуманизма.
Политическое поведение государственных гражданских и муниципальных служащих -
это совокупность действий по поводу властных отношений государственных гражданских и муниципальных служащих с другими акторами и между собой, с ориентацией на свои политические потребности, политические ценности, политические нормы и политическое знание.
Учитывая, что политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих должна быть образцом для остального населения государства, то в постиндустриальном обществе она должна быть передовой. Тогда следует сделать сразу оговорку, что представители этой группы могут использовать только конвенци-альные формы политического поведения. Это
означает соблюдение законности. В РФ для государственных гражданских и муниципальных служащих это означает соблюдение законодательство, регулирующее политическое взаимодействие граждан РФ, а также соблюдение ограничений, которые есть в законодательстве, регламентирующих государственную гражданскую и муниципальную службу и касающееся политического поведения представителей властных структур.
К активным, законным формам политического поведения представителей данной профессиональной группы можно отнести: постоянное получение политической информации из различных СМИ, обмен мнением, участие в выборах, референдумах, участие в работе политических партий. Если характеризовать данный компонент политической культуры представителей властных структур, то в постиндустриальном обществе он должен обладать вышеназванными действиями, и последние должны быть регулярны.
Учитывая, что политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих должна быть образцом для остального населения государства, то в постиндустриальном обществе она должна быть передовой. Тогда следует сделать сразу оговорку, что представители этой группы могут использовать только конвенци-альные формы политического поведения. Это означает соблюдение законности. В РФ для государственных гражданских и муниципальных служащих это означает соблюдение законодательство, регулирующее политическое взаимодействие граждан РФ, а также соблюдение ограничений, которые есть в законодательстве, регламентирующих государственную гражданскую и муниципальную службу и касающееся политического поведения представителей властных структур.
Итак, в статье были рассмотрены понятия: политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих, модель политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих, а также понятия каждого из представленных в модели компонентов политической культуры членов данной социально-профессиональной группы.
Литература:
1. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. М. : Издательская группа ИНФРА - М - НОРМА, 1998. 488 с.
2. Джери Д. Большой толковый социологический словарь (Collins) : в 2т. Т. 1 (А-О) / Д. Джери, Д. Джэри; Пер. с англ. М. : Вече, АСТ, 1999. 544 с. С. 430.
Literature:
1. Sociological encyclopedic dictionary. In Russian, English, German, French and Czech. Editor-coo rdi-nator - academician of the Russian Academy of Sciences G.V. Osipov. M. : Publishing group INFRA -M - NORMA, 1998. 488 c.
2. Gerry D. The Great Interpreted Sociological Dictionary (Collins) : In 2 t. T. 1 (A-O) / D. Gerry, D. Jary; Trans. from English. M. : Veche, AST, 1999. 544 p. P. 430.
1 Приводится по: Эмоции и чувства. URL : https:// studopedia.ru/1_104255_emotsii-i-chuvstva.html (дата обращения 12.05.2020).
2 Приводится по: Эмоции и чувства. URL : https://
studopedia.ru/1_104255_emotsii-i-chuvstva.html (дата обращения 12.05.2020).
3 См.: Толковый словарь Ушакова. URL : //https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/926406 (дата обращения 12.05.2020).
3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г.В.Осипов. М. : Издательская группа ИНФРА - М - НОРМА, 1998. 488 с.
4. Лоусон Т. Социология. А-Я: Словарь-правоч-ник / Т. Лоусон, Д. Гэррод; Пер. с англ. К.С. Тка-ченко. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. 608 с.
5. Краткий словарь философских терминов. URL : http://nenuda.ru/%D0%BA%D1 %80%D0%B0%D1 % 82%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0% BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D 0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1% 85-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC% D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2.html (дата обращения 23.01.2019).
6. Зборовский Г.Е. Общая социология : учебник для вузов. 3-е изд., исправленное и дополненное. Екатеринбург, 2003. 720 с.
7. Методика «ценностные ориентации» (М. Ро-кич). URL : //http://mosmetod.ru/files/%D0%9C% D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0 %BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0% B8%D1%87%D0%B0.pdf (дата обращения 15.04. 2019).
8. Хорошкевич Н.Г. Политические ценности государственных гражданских и муниципальных служащих в современном обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. Ростов-н/Д., 2019. № 3.
9. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL //http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (дата обращения 15.04.2019).
10. Djachy К. The Peculiarities of the Political Vocabulary in French and Georgian Languages / К. Djachy, М. Pareshishvili // Theory and Practice in Language Studies. 2014. Vol. 4. № 9. P. 1786-1791.
11. Баранов А.Н. Парламентские дебаты: традиции и новации / А.Н. Баранов, Е.Г. Казакова. М. : знание, 1991. 218 с.
12. Иванова А. Язык госслужащих / А. Иванова, М. Панова. URL : http://ido-rags.ru/?p=7245 (дата обращения 28.04.2020).
13. Содержание демократии и ее возникновение. URL : https://studwood.ru/1057892/politologiya/ soderzhanie_demokratii_i_ee_vozniknovenie (дата обращения 10.12.2019).
14. Парсонс Т. О структуре социального действия. М. : Академический проект, 2000.
15. Парсонс Т. Социальная система. М. : Академический проект, 2018.
3. Sociological encyclopedic dictionary. In Russian, English, German, French and Czech. Editor-coo rdi-nator - academician of the Russian Academy of Sciences G.V. Osipov. M. : Publishing group INFRA -M - NORMA, 1998. 488 p.
4. Lawson T. Sociology. A-Ya: Dictionary-Legal / T. Lawson, D. Garrod; Trans. from English K.S. Tka-chenko. M. : FAIR-PRESS, 2000. 608 p.
5. Short dictionary of philosophical terms. URL : http://nenuda.ru/%D0%BA%D1 %80%D0%B0%D1 % 82%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0% BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D 0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1% 85-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC% D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2.html (date of appeal 23.01.2019).
6. Zborovsky G.E. General sociology: a textbook for universities. 3rd ed., Corrected and Supplemented. Yekaterinburg, 2003. 720 p.
7. Method «value orientations» (M. Rokich) URL : //http ://mosmetod. ru/files/%D0%9C%D0%B5% D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0 %B0_%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1% 87%D0%B0.pdf (date of appeal 15.04. 2019).
8. Khoroshkevich N.G. Political values of state civil and municipal employees in modern society//State and municipal administration. Scientific notes. Ros-tov-on/D., 2019. № 3.
9. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ). URL : //http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (date of the address 15.04.2019).
10. Djachy К. The Peculiarities of the Political Vocabulary in French and Georgian Languages / ^ Djachy, М. Pareshishvili // Theory and Practice in Language Studies. 2014. Vol. 4. № 9. P. 1786-1791.
11. Baranov A.N. Parliamentary debates: traditions and innovations / A.N. Baranov, E.G. Kazakov. M. : knowledge, 1991. 218 p.
12. Ivanova A. Language of government employees / A. Ivanova, M. Panova. URL : //http://ido-rags.ru/?p=7245 (date of the address 28.04.2020).
13. Content of democracy and its emergence. URL : https://studwood.ru/1057892/politologiya/soderzha-nie_demokratii_i_ee_vozniknovenie (date of appeal -10.12.2019).
14. Parsons T. On the Structure of Social Action. M. : Academic Project, 2000.
15. Parsons T. Social System. M. : Academic Project, 2018.
16. Деятельность. Википедия. URL : https://dic. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2229 (дата обращения 20.04.2020).
17. Большая психологическая энциклопедия. URL : https://psychology.academic.ru/1651/%D0%BF%D0 %BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B D%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 16.04.2020).
18. Поведение. Викисловарь. URL : https://ru. wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D 0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0% B5 (дата обращения 16.04.2020).
19. Отличие поведения от деятельности // https://thedb. ru/items/Otlic h ie_POVEDENI YA_ot_D EYATELNOSTI/ (дата обращения 20.04.2020).
20. Мышление. URL : //https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B 5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81 %D0%B8%D1 %85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D 0%B3%D0%B8%D1%8F) (дата обращения 13.05. 2020).
21. Приводится по: Эмоции и чувства. URL : https://studopedia.ru/1_104255_emotsii-i-chuvstva. html (дата обращения 12.05 2020).
22. Толковый словарь Ушакова. URL : //https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/926406 (дата обращения 12.05.2020).
16. Activity. Wikipedia. URL : //https://dic.aca-demic.ru/dic.nsf/ruwiki/2229 (date of appeal -20.04.2020).
17. The great psychological. URL : https://psychol-ogy.academic. ru/1651 /% D0%BF%D0%BE%D0% B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8 %D0%B5 (date of appeal 16.04.2020).
18. Behavior. Wiktionary. URL : https://ru. wiktion-ary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5 %D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (date of appeal 16.04.2020).
19. Repudiation of conduct from activ-ity//https://thedb.ru/items/Otlichie_POVEDENIYA_ ot_DEYATELNOSTI/ (date of appeal 20.04.2020).
20. Thinking. URL //https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B 5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF% D1 %81 %D0%B8% D1 %85%D0%BE%D0%BB%D0%BE% D0%B3%D0%B8%D1%8F) (date of appeal 13.05. 2020).
21. Quoted by: Emotions and feelings. URL : //https://studopedia.ru/1_104255_emotsii-i-chu-vstva.html (date of appeal 12.05 2020).
22. Explanatory dictionary by Ushakov URL : //https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/926406 (date of appeal 12.05 2020).