Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / INFORMAL POLITICAL NORMS / CIVIL AND MUNICIPAL SERVANTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вафин Рашид Рафхатович, Потеряева Ольга Борисовна, Хорошкевич Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается становление новых политических неформальных норм, характерных для постиндустриального общества, и роль государственных структур в этом процессе. Государственные гражданские и муниципальные служащие активно участвуют в освоении появляющихся новых неформальных политических норм, что связано с их профессиональной деятельностью. Причина - неформальные политические нормы - один из инструментов воздействия на сознание граждан со стороны государства, которое остается сегодня главным актором на политической арене страны. Также, в работе ставится вопрос о целесообразности изучения проблемы освоения новых политических норм представителями данной социальной группы. Это объясняется выполняемыми ими функций в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Вафин Рашид Рафхатович, Потеряева Ольга Борисовна, Хорошкевич Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF STATE AUTHORITIES IN THE PROCESS OF FORMATION INFORMAL POLITICAL NORMS OF MODERN SOCIETY

The article considers the emergence of new political informal norms characteristic of post-industrial society and the role of State structures in this process. Civil and municipal servants are actively involved in the development of new informal political norms, which are linked to their professional activities. The reason is informal political norms - one of the tools of influence on the consciousness of citizens by the state, which remains today the main actor in the political arena of the country. The work also raises the question of the feasibility of studying the problem of learning new political norms by representatives of this social group. This is due to their functions in the State.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2020.2020.61541

Вафин Рашид Рафхатович

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления,

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина r.r.vafin@mail.ru

Потеряева Ольга Борисовна

кандидат философских наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления,

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина ob-urgu@mail.ru

Хорошкевич Наталья Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления,

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

natali.khoroshckewitch@yandex.ru

Роль государственных

ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье рассматривается становление новых политических неформальных норм, характерных для постиндустриального общества, и роль государственных структур в этом процессе. Государственные гражданские и муниципальные служащие активно участвуют в освоении появляющихся новых неформальных политических норм, что связано с их профессиональной деятельностью. Причина - неформальные политические нормы - один из инструментов воздействия на сознание граждан со стороны государства, которое остается сегодня главным актором на политической арене страны. Также, в работе ставится вопрос о целесообразности изучения проблемы освоения новых политических норм представителями данной социальной группы. Это объясняется выполняемыми ими функций в государстве.

Rasheed R. Vafin

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor

of the Theory, Methodologies

and Legal Support State

and Municipal Management,

Ural Federal University

name of the First President of Russia

B.N. Yeltsin

r.r.vafin@mail.ru

Olga B. Poteryaeva

Candidate of Philosophical Sciences,

Associate Professor of the Theory,

Methodologies and Legal Support State

and Municipal Management,

Ural Federal University

name of the First President of Russia

B.N. Yeltsin

ob-urgu@mail.ru

Natalya G. Horoshkevich

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor of the Theory,

Methodology and Legal Support State

and Municipal Management,

Ural Federal University

name of the First President of Russia

B.N. Yeltsin

natali.khoroshckewitch@yandex

Role of state authorities

IN THE PROCESS OF FORMATION INFORMAL POLITICAL NORMS OF MODERN SOCIETY

Annotation. The article considers the emergence of new political informal norms characteristic of post-industrial society and the role of State structures in this process. Civil and municipal servants are actively involved in the development of new informal political norms, which are linked to their professional activities. The reason is informal political norms - one of the tools of influence on the consciousness of citizens by the state, which remains today the main actor in the political arena of the country. The work also raises the question of the feasibility of studying the problem of learning new political norms by representatives of this social group. This is due to their functions in the State.

Ключевые слова: неформальные политические нормы, государственные гражданские и муниципальные служащие.

Keywords: Informal political norms, civil and municipal servants.

В настоящее время европейские страны, ряд других государств, в том числе, и Россия, осуществляют строительство постиндустриального типа общества, который предполагает изменение во всех сферах жизнедеятельности: экономике, образовании, семье и т.д. Для новых общественных отношений характерна другая культура, более высокого ценностно-нормативного уровня.

В целях совершенствования управления современным обществом государственные структуры должны развиваться, ориентируясь на ценности постиндустриального общества. Это необходимо делать в политической сфере в том числе, которая выводит распределение материальных и других ресурсов в сферу политических отношений, т.е., цивилизованных. В этой связи целесообразно развивать политическую культуру общества, регулирующую все взаимодействия в сфере политических отношений, являющуюся, в том числе, инструментом управления политическим поведением всех социальных групп в обществе.

Сегодня в России происходит процесс формирования новой политической культуры в обществе, но он происходит неуправляемо под воздействием изменений объективных факторов. Он мог бы осуществляться быстрее и результативнее в рамках государственной политики.

В статье рассматривается один из компонентов политической культуры - политические нормы, точнее одна из групп этих норм - неформальные политические нормы. Также рассмотрена деятельность социально-профессиональная группа государственных гражданских и муниципальных служащих в процессе становления этих ценностей. Последние исследуются с социологических позиций, так как именно социология изучает формальные и неформальные взаимодействия в обществе различных социальных общностей, что позволяет иметь целостные представления государственным структурам о процессах, происходящих в современном обществе, знание которых необходимо для эффективного управления в целях повышения стабильности и благосостояния населения страны.

В настоящее время в современной социологии ведутся исследования неформальных политических норм, но чаще всего изучается одна из таких норм. Это может быть неформальное движение, общение в соц.сетях и т.д., но крайне редко можно встретить исследования о создании новых неформальных политических норм и реакции на это представителей властных структур.

Начиная с 1990-х гг., в России идет процесс формирования новых политических норм, в первую очередь, формальных, на базе которых создаются неформальные нормы. По мнению исследователей, в 1990-е гг. «в условиях институциональной неопределенности и повышенной мобиль-

ности роль неформальных практик...» [1, с. 14] возрастала, так как происходил пересмотр формальных норм. Однако в период стабилизации общества увеличение значения неформальных практик должно спадать и прийти в состояние потребности в неформальных практиках стабильных обществ.

Современное состояние неформальных практик можно определить как находящихся в процессе институционализации. Последняя «.означает, что они обретают устойчивость и повторяемость в силу своего соответствия базовым ценностям общества [1, с. 14].

В качестве примеров новых политических неформальных норм можно назвать такие, как поиск и получение населением информации из интернета о новых политических событиях, обмен мнением по поводу тех или иных политических событий, формирование интернет сообществ со сходными политическими взглядами, выражение своего политического мнения в рамках действий социальных движений.

В настоящее время в интернете можно встретить разнообразные формы получения политической информации. Сегодня их принято делит на социальные медиа, т.е., виртуальные средства производства и распространения информации виртуальные средства межличностного и группового общения. К первым относятся блог-службы, форумы, мессенджеры, новостные сайты, социальные каталоги и библиотеки, службы обмена данными (медиахостинги), многопользовательские сетевые игры и другие социальные интернет-сервисы [2, с. 79]. Но, по данным исследований, в рейтинге целей использования Интернета населением России собственно политическая тематика занимает одно из последних мест (не более 3,3 %) [3]. И все же - это новая норма получения политической информации, которая в условиях дальнейшей цифровизации, компьютеризации имеет перспективу дальнейшего развития.

Происходит обмен мнением в социальных сетях о происходящем в политической жизни страны. Появляются сообщества, члены которых обладают сходным мнением о тех или иных политических событиях «.в условиях, когда разрушена связь между формальной гражданской принадлежностью и индивидуальным ощущением гражданства, ... принадлежность к виртуальным сетевым сообществам начинает выполнять функцию новой, сетевой формы гражданской идентичности» [2, с. 81]. Это новые политические практики, которые возможны в условиях постиндустриального общества, где есть условия для быстрого обмена и получения информации.

Виртуальное социальное пространство рассматривается не просто как коммуникативная среда, а, в том числе, как пространство для реализации

публичной политики. Возникают и развиваются новые, онлайновые формы политического взаимодействия власти и общества [2, с. 81].

Новые технические возможности дают новые способы воздействия на аудитории в политических целях для государства. Одновременно с появлением новых технологий распространения информации появляются новые механизмы цензуры и надзора над гражданами посредством использования возможностей интернета.

В России государство всегда было главным актором в сфере политических отношений. Гражданскому обществу отводилась второстепенная роль. Эта традиция и сегодня оказывает влияние на использование интернета властными структурами как доминирующего игрока в процессе манипулирования массовым сознанием [2, с. 85]. Таким образом, можно считать, что сегодня создаются новые неформальные нормы взаимодействия в сети интернет, а властные структуры стараются их активно использовать в целях реализации государственной политики.

Как новую неформальную политическую норму можно рассматривать неформальные общественные движения, точнее, участие в них граждан при достижении политических целей. Здесь следует также сделать оговорку по поводу трактовки понятий. В отечественной научной литературе отсутствует четкое деление между понятиями: «общественное движение» и «социальное движение». Обычно их отождествляют. Авторы статьи придерживаются трактовки этого понятия, данной в Федеральном законе «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (последняя редакция) (ст. 9), где под общественным движением понимается, как «...состоящее из участников и не имеющее членства общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения» [4].

Рост количества общественных движений - это тенденция конца XX в. - начала XXI в. Тематика общественных движений крайне разнообразна и включает: проблемы экологии, права женщин, ксенофобия и т.д. По мнению Н. Лумана, социальные движения (он их называет протестными) объединяет сам протест. Форма протеста дает понять, что ее участники хотят политического влияния, но делают это не нормально. Эта форма дает возможность, в то же время, понять, что речь идет о неотложном, которое не решить обычным путем [5, с. 287], но они не готовы войти в правительство в качестве оппозиции и вести там свою политику, хотя протест у протестных движений -это не самоцель [5, с. 293]. Если общество реагирует на протест, пытается выполнить требование, то протестное движение теряет тему. Если про-тестное движение успешно, то оно имеет свои ведомства в администрациях, а иногда даже партии [5, с. 288-289]. Но так реагируют на социальные движения зарубежные государственные структуры.

В России выражение политического мнения через социальное движение происходит гораздо сложнее. Это связано с недостатком возможностей у движений добиваться поставленных целей (политических, социальных и т.д.). Так, Скобелина Н.А. делит возможности развития общественных движений в России на три группы: социально-экономические, организационные и политические. К первой относятся политические возможности. Это - доступ к политической информации, оценка населением роли социальных движений в политической жизни общества, степень известности этих движений, удовлетворенность взаимодействием с органами власти и т.д. Для России характерны низкие политические возможности общественных движений: низкая степень осведомленности населения о деятельности движений, потребности в общественных объединениях и т.д. [6, с. 171].

Во вторую группу возможностей входят социально-экономические возможности. Результаты социологических исследований указывают на недостаточность необходимой материальной базы, на слабую поддержку со стороны общества, государства, социальных и политических институтов [6, с. 172].

К третьей группе возможностей относятся организационные возможности движений, т.е., способность (желание, готовность) участников к интеграции собственных усилий для достижения целей их движения. Российские движения имеют достаточные организационные возможности. Их лидеры и активисты составляют постоянно действующий орган, умеют четко формулировать цели, задачи, определять направление деятельности, планировать мероприятия. В каждом движении есть участники движений, которые принимают эпизодическое участие в проводимых акциях [6, с.172].

Можно говорить о противоречии, когда у отечественных общественных движений при слабой материальной и информационной базе есть хорошие организационные возможности. Однако отсутствие двух первых групп возможностей - показатель ограниченности возможностей для развития социальных движений в современной России [6, с. 172]. Также, Скобелина Н.А. пишет о политических условиях. А именно принятие Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» вытиснило общественно-политические движения на обочину политического поля, и теперь они могут участвовать в выборах только в блоке с какой-либо партией, поддерживая ее (ст. 2950) [6, с. 173]. В общественно-политической жизни большое значение для участников имеет институциональный дизайн движений, т.е., формальные и неформальные возможности, которые предоставляются объединениям политической системой [6, с. 177]. Это означает ограниченность достижения политических целей в рамках этих движений их участниками. В современных условиях российские государственные структуры слабо участвуют в развитии подобной неформальной политической нормы. Это также можно объяснить неготовностью самих структур в большей степени передавать свои полномочия гражданскому обществу.

Учитывая вышесказанное можно, сделать следующие выводы:

- сегодня в России идет процесс их создания и институционализации новых неформальных политических норм;

- госструктуры активны в освоении влияния новых форм воздействия на граждан у них лидирующие позиции, так как активно используют последние как политический инструмент воздействия на население;

- новые неформальные практики подвержены влиянию технического прогресса;

- но государственные органы власти активны в использовании и формировании только тех политических неформальных норм, через которые

Литература:

1. Подхомутникова М.В. Неформальные политические практики в современной России: субъекты институционализации : автореф. на соиск. уч. ст. к.п.н. Краснодар, 2010.

2. Михайленок О.М. Политические эффекты социальных сетей в России / О.М.Михайленок, Г.А. Малышева // Социологические исследования. 2019. № 2.

3. Индикаторы цифровой экономики: 2018. Статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2018. URL : https://www.hse.ru/primarydata/ice2018 (дата обращения 01.02.2020).

4. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (последняя редакция). URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/ cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения 01.02. 2020).

5. Луман Н. Дифференциация / Н. Луман; Пер. с нем. Б. Скуратов. М. : Издательство «Логос», 2006.

6. Скобелина Н.А. Политические возможности общественных движений: от теории к российской практике // Политическая экспертиза: политэкс. 2015. Т. 11. № 4.

можно лучше поводить политику государства. Это объясняется неготовностью самого государства перейти к ценностям постиндустриального общества на практике. Сегодня оно остается главным актором на политической арене страны;

-в социологии есть исследования неформальных политических норм населением, однако, отсутствуют исследования, посвященные освоению этих норм государственными гражданскими и муниципальными служащими;

- целесообразно проведение социологических исследований процесса становления новых политических неформальных норм. Это необходимо для более эффективного развития на государственном уровне гуманистических принципов в обществе.

Literature:

1. Podhomutnikov M.V. Informal political practices in modern Russia: subjects of institutionalization : autoreferat on a co-search. Registered degrees. Krasnodar, 2010.

2. Mikhail O.M. Political Effects of Social Networks in Russia / O.M. Mikhail, G.A. Kolcheva // Sociological Research. 2019. № 2.

3. Indicators of the digital economy: 2018. Statistical collection. MOSCOW: NIS HSE, 2018. URL : https://www.hse.ru/primarydata/ice2018 (date of appeal 01.02.2020).

4. Federal Law «On Public Associations» dated 19.05.1995 № 82-03 (last edition). URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (date of appeal 01.02.2020).

5. Luman N. Differentiation. Lane with it. / N. Luman; B. Skuratov. M. : Logos publishing house, 2006.

6. Skobelina N.A. Political possibilities of social movements: from theory to Russian practice // Political expertise: politex. 2015. T. 11. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.