УДК 31
DOI 10.23672/SAE.2023.69.69.032
Петров Андрей Павлович
кандидат философских наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина [email protected]
Andrey P. Petrov
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor of the Department
of Theory, Methodology
and Legal Support State
and Municipal Management,
Ural Federal University named
after the first President of Russia B.N. Yeltsin
Хорошкевич Наталья Геннадьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Natalya G. Horoshkevich
Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor of the Department
of Theory, Methodology and Legal Support,
Ural Federal University named
after the first President of Russia B.N. Yeltsin
Политические традиции,
обычаи и ритуалы современной россии с позиций социологического исследования
Political traditions, customs
and rituals of modern russia from the standpoint of sociological research
Аннотация. В условиях развития нового типа общества - информационного - происходит формирование новых политических норм. Авторы статьи рассматривают такие из них как политические традиции, обычаи и ритуалы. В статье даны авторские определения политических норм, политических традиций, политических обычаев. Представлены группы традиций, обычаев и ритуалов, характерных для индустриального и информационного общества. Авторами поднимается вопрос об исследовании их с социологических позиций. Кратко рассмотрено современное состояние политических традиций, обычаев и ритуалов в российском обществе. Предложены перечни этих стандартов регулирования отношений в политике, которые можно рассматривать как критерии для эмпирического социологического исследования.
Ключевые слова: политическая культура, критерии социологического анализа, политические традиции, политические обычаи, политические ритуалы.
Annotation. In the context of the development of a new type of society - information society - new political norms are being formed. The authors of the article consider such of them as: political traditions, customs and rituals. The author's definitions of political norms, political traditions, and political customs are given in the article. Groups of traditions, customs and rituals characteristic of industrial and information society are presented. The authors raise the question of studying them from a sociological perspective. The current state of political traditions, customs and rituals in Russian society is briefly considered. Lists of these standards for regulating relations in politics are proposed, which can be considered as criteria for empirical sociological research.
Keywords: political culture, criteria of sociological analysis, political traditions, political customs, political rituals.
В современном мире формируется новый тип общества - общество информационное. Такой тип общества предполагает новую иерархию ценностей, новый тип человека, переосмысление
роли государства в жизни общества. Сегодня идет формирование новых общественных отношений практически во всех сферах жизни общества. Формируются новые формы взаимо-
действия, происходит отмирание старых и формирование новых норм формальных и неформальных.
Развитие новых традиций, ритуалов, церемониалов и т.д. касается также такой важной сферы взаимоотношений как политика. Именно в ней происходит решение вех наиболее важных вопросов жизни общества. Важность формирования новых политических традиций, обычаев, ритуалов отражается и в научной литературе в виде работ, посвященных этим явлениям. Это -Дж. Александер, Н.А. Баранов, М. Глюкман, Р. Гу-дин, М.Н. Марченко, Г.И. Мусихин, Дж. Остин, А.И. Черных и другие ученые. Однако эти исследования не такие частые, особенно в социологии. А между тем, важность их сегодня вполне актуальна, что объясняется функциями, выполняемыми данными стандартами поведения в обществе и сфере политических взаимодействий - они сохраняют и передают информацию, упорядочивают взаимодействие, объединяют население и т.д.
Авторы статьи рассматривают спектры традиций, обычаев и ритуалов с точки зрения критериев для их анализа в социологическим исследовании. Выделение критериев, обычно, связано со структурой политической культуры. Обычаи, традиции, ритуалы и церемониалы - это нормы. Тогда вышеперечисленные стандарты поведения относятся к нормативному компоненту в структуре политической культуры [1, с. 53-6].
Прежде чем исследовать вышеназванные стандарты взаимодействия в политике, целесообразно рассмотреть понятие «политическая норма» и соотношение традиций, обычаев и ритуалов с правовыми (формальными) и неправовыми (неформальными) политическими нормами.
Политические нормы означают стандарты поведения акторов в вопросах получения, использования и удержания власти, имеющие силу на территории всего государства.
Правовые нормы закреплены в законодательстве. Это Конституция РФ,
ФЗ от 14 апреля 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных организациях», ФЗ от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» и т.д.
Неправовые нормы поддерживаются обществом. Нужно заметить, что неформальные нормы - это очень широкое понятие и отметить соотношение традиций, обычаев и ритуалов с правовыми и неправовыми нормами. Они проявляются в традициях, обычая, ритуалах и т.д. Хотя, в ряде случаев, традиции и обычаи сочетаются с нормами права. Право либо санкционирует их, либо отвергает, либо молчит (так называемое
квалифицированное молчание права). Из этого не следует, что традиции и обычаи носят подчиненный по отношению к праву характер, как утверждают некоторые авторы, ссылаясь на случаи возникновения коллизий между правом и обычаем, когда первенство или приоритет остается за правом. Это естественно в силу того, что за правом стоит государство. Цепочку взаимоотношений между традициями, обычаями и нормами права можно проследить от традиции и обычая к норме права, а от нее — к новым тради-ци я м и обычаям [2].
Н о , в л ю бом случае, когда неформальные нормы составляют обычаи, традиции, ритуалы и т.д., и когда они закрепляются в формальных нормах, рассмотреть эти стандарты поведения стоит.
Традиции. Это - системы действий с точки зрения трансляции опыта взаимодействия. Эти понятия очень близкие по смыслу. Ряд ученых сегодня между некоторыми из них не делают различия. Но, все - таки, есть исследователи, кто их не отождествляет. Автор исследования тоже придерживается последней точки зрения.
Итак, традиции - это исторически сложившиеся нормы взаимодействия между акторами и передаваемые из поколения в поколение, регулирующие наиболее значимые моменты данных взаимодействий. Тогда, политические традиции - это исторически сложившиеся нормы в сфере политических отношений между акторами, передаваемые из поколения в поколение, регулирующие наиболее значимые моменты данных взаимодействий.
В настоящее время в России, когда идет развитие информационного общества, происходит становление новых политических традиций. Хотя, продолжают иметь место и старые, такие как:
- сакральность государственной власти;
- активность населения в решении муниципальных вопросов;
- сильное государство, которым гордятся и которого боятся;
- сильный политический лидер;
- дуализм во властных отношениях (традиции Востока и Запада);
- соборность и коллективизм;
- равенство, авторитарность [3, с. 210];
- слабость демократических институтов;
- неформальное урегулирование вопросов во властных структурах;
- само построение политических институтов, чтобы так урегулировать вопросы и т.д. [4, с. 81].
Но сегодня идет и формирование новых политических институтов. Это - цивилизационные приемы ведения дискуссий, способность убеждать
рациональными аргументами, использование компромисса, маневренность и создание союзов, использование СМИ, активное давление на власть разных политических сил, «завоевание улиц» (манифестации, демонстрации и т.д.) социальные союзы, проявление солидарности, толерантность не только как терпимость, но и готовность к взаимодействию, использование положительного опыта другой стороны [3, с. 210], многопартийность, разделение властей, гражданское общество, возрастание роли права [4, с. 81] и т.д.
Вышеперечисленные традиции старые и современные можно рассматривать как критерии оценки политических традиций в эмпирическом социологическом исследовании.
Обычай очень созвучен со словом обычно. Иногда его рассматривают как часть традиции, иногда - отождествляют с нею. Также, отмечают, что обычай более точен, чем традиция. Он регулирует обычные отношения, не выходящие «из ряда вон». Обычай - это нормы, регулирующие взаимодействия между акторами в повседневной жизни. Тогда, политические обычаи - нормы, регулирующие устоявшиеся, обыденные политические взаимодействия в сфере политики.
Политические обычаи выступают как конкретизированные нормы поведения различных организаций - структурных элементов политической власти - по поводу проведения избирательных кампаний, самих выборов и т.д. Объясняется это тем, что политические обычаи формируются на основе сложившихся политических отношений. Существование этих обычаев обусловлено и тем, что они выступают в роли своеобразных средств организации исполнения правовой нормы, сочетаются с ней и тесно переплетаются. Традиции же, тоже действуя в политической сфере, охватывают главные, существенные политические отношения, но они не предусматривают детальной регламентации, как обычаи [5].
Сохраняются старые политические обычаи. Это -получение политической информации гражданами по телевизору вечером в информационных программах, наличие упорядоченной процедуры процесса выборов, неформальное обсуждение политических новостей среди ближайшего окружения, наличие политических анекдотов и т.д.
К таким новым политическим обычаям может относиться присутствие на выборах независимых наблюдателей от разных организаций, наличие разных форма голосования (непосредственное посещение избирательного участка, онлайн-форма, посещение организаторами голосования тех, кто не может прийти по болезни и т.д.), обмен гражданами политической информацией, обмен мнениями в соц.сетях, возможность населением получения информации о политических событиях в интернете, процедура встречи Президента РФ с гражданами, транслируемая по телевизору, ее формат, где граждане задают вопросы, и т.д.
В качестве исследовательских критериев также может быть использован данный перечень старых и новых политических обычаев.
«Практическим воплощением символического содержания политических традиций является ритуал как особая модель политического действия. Ритуал - это культурно стандартизированный набор действий символического содержания, совершаемых в ситуациях, предписываемых традициями» [5]. Обычно, он проводится уполномоченными на это специалистами. Тогда, политический ритуал - это стандартизированный набор действий символического содержания в сфере политических взаимодействий.
Старые политические ритуалы - это вставание при исполнении гимна, вручение вверительных грамот послам, празднование 9 Мая, дипломатические приемы, регламентация заседания выборных органов власти, регламентация съездов политических партий, Военный Парад, посвященный Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., схождение главы государства с трапа самолета, порядок выступления кандидата перед избирателями, порядок встречи депутата с избирателями, государственные визиты, дипломатические приемы и т.д.
Политические ритуалы находят своё отражение и в формировании современной политической реальности в России, присущие политическим лидерам, которые зачастую ими пользуются. В связи с этим, можно проанализировать политические ритуалы с точки зрения их места в политической жизни современного российского общества и государства.
Новые политические ритуалы - послание Президента Федеральному Собранию, прямая линия с президентом, Торжественная церемония вступления в должность Президента РФ, новогоднее обращение Президента РФ [6, с. 30-35], и т.д.
Итак, сегодня активно используется интернет в процессе коммуникации по политическим вопросам. Возникают и развиваются новые, онлайновые формы политического взаимодействия власти и общества [7, с. 81] . Новые технические возможности дают новые способы воздействия на аудитории в политических целях для государства. Одновременно с появлением новых технологий распространения информации появляются новые механизмы цензуры и надзора над гражданами посредством использования возможностей интернета. Сегодня создаются новые неформальные нормы взаимодействия в сети интернет, а властные структуры стараются их активно использовать в целях реализации государственной политики [8, с. 37].
Таким образом, что касается современного состояния политических традиций, обычаев и ритуалов в современной России, то можно отметить следующие моменты:
- политические традиции медленно, но все-таки становятся более демократическими;
- все больше приобретает значение в общении, получении политических знаний интернет, поэтому обмен мнениями происходит активнее;
- интернет-ресурсы, интернет-традиции и ритуалы активно использует государство для своего влияния на население;
- снижается количество общенародных праздников как массовых сборов, гуляний населения. Эти праздники все более становятся обычными выходными [9, с. 106];
- политические ритуалы, чаще всего, относятся к формальным нормам и проводятся уполномоченными на это специалистами. В этой связи, гораздо меньше представляют интереса для конкретных социологических исследований.
Все вышеперечисленные политические обычаи и ритуалы можно использовать в качестве критериев оценки знаний и политической деятельности исследуемой совокупности той или иной
Литература:
1. Хорошкевич Н.Г. Исследование модели политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих постиндустриального общества / Н.Г. Хорошкевич // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 53-60.
2. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. 2016. URL : https://studref. com/619808/pravo/printsipy_normy_morali_nrav-stvennosti (дата обращения 15.03.2023).
3. Баранов Н.А. Политическая культура России: традиции и современность / Н.А. Баранов // Социология культуры: опыт и новые парадигмы. 2015. Т. 208. Ч. 2.
4. Перепеченов А.А. Политические традиции и проблемы формирования правового государства в современной России / А.А. Перепеченов // Электронный научный журнал 2 «Совремннное общество и власть». 2015. № 4(6).
5. Мамина Н.А. Политические традиции: понятие и структура / Н.А. Мамина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),М^ет Research of Social Problems. 2013. № 4(24). URL : file:///C:/Users/111/Down-loads/politicheskie-traditsii-ponyatie-i-struktura.pdf (дата обращения 11.03.2023).
6. Бондаренко И.С. Политические ритуалы в современной России / И.С. Бондаренко, А.В. Кокорев // Юный ученый. 2020. № 4(34). URL : https:// moluch.ru/young/archive/34/1988 (дата обращения 19.03.2023).
7. Михайленок О.М. Политические эффекты социальных сетей в России / О.М. Михайленок, Г.А. Малышева // Социологические исследования. 2019 № 2.
8. Вафин Р.Р. Роль государственных органов власти в процессе формирования неформальных политических норм современного общества /
социальной группа. Здесь можно исследовать знание о тех или иных вышеназванных стандартах (их спектр), отношение к ним, следование или не следование и т.д. Сравнить разные подгруппы традиций, ритуалов, обычаев.
Итак, политические традиции, обычаи и ритуалы как часть политических норм актуальны для исследований с позиций социологии. Это необходимо, так как эти стандарты поведения упорядочивают взаимодействие в политике. В информационном типе общества нужны свои, новые стандарты поведения. Именно социология может дать анализ взаимодействий разных общностей. Это необходимо для дальнейшего формирования трансляции опыта, упорядочивания отношений между акторами, отвечающие вызовам времени в сфере политических отношений.
Literature:
1. Khoroshkevich N.G. The study of the model of political culture of state civil and municipal employees of post-industrial society / N.G. Khoroshkevich // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. № 6. P. 53-60.
2. Marchenko M.N. Theory of State and law. Elementary course. 2016. URL : https://studref.com/ 619808/ pravo/printsipy_normy_morali_nravstven-nosti (date of the application 15.03.2023).
3. BaranovN.A. Political culture of Russia: traditions and modernity / N.A. Baranov // Sociology of Culture: experience and new paradigms. 2015. Vol. 208. Part 2.
4. PerepechenovA.A. Political traditions and problems of formation of the rule of law in modern Russia / A.A. Perepechenov // Electronic scientific journal 2 «Modern society and power». 2015. № 4(6).
5. Mamina N.A. Political traditions: concept and structure / N.A. Mamina // Modern studies of social problems (electronic scientific journal), Modern Research of Social Problems. 2013. № 4(24). URL : file:///C:/Users/111/Downloads/politicheskie-traditi sii-ponyatie-i-struktura.pdf (date of the application 11.03.2023).
6. Bondarenko I.S. Political rituals in modern Russia / I.S. Bondarenko, A.V. Kokorev // Young scientist. 2020. № 4(34). URL : https://moluch.ru/young/ar-chive/34/1988 (date of the application 03/19/2023).
7. Mikhailenok O.M. Political effects of social networks in Russia / O.M. Mikhailenok, G.A. Malysheva // Sociological research. 2019 № 2.
8. Vafin R.R. The role of state authorities in the process of forming informal political norms of modern society / R.R. Vafin, O.B. Poteryaeva, N.G. Khoroshke-
Р.Р. Вафин, О.Б. Потеряева, Н.Г. Хорошкевич // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020 № 4.
9. Мусихин Г.И. «Блеск и нищета» политических ритуалов / Г.И. Мусихин // Полития. 2015. № 2(77).
vich // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. № 4.
9. Musikhin G.I. «Brilliance and poverty» of political rituals / G.I. Musikhin // Politiya. 2015. № 2(77).