Научная статья на тему 'Индикативное планирование деятельности региона с применением информационных технологий'

Индикативное планирование деятельности региона с применением информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INDICATIVE PLANNING / REGION DEVELOPING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гальчич М. А., Басюк Е. А.

Рассмотрена взаимосвязь различных принципов управления, а также этапы государственного регулирования АПК региона на основе индикативного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE PLANNING OF ACTIVITY OF REGION WITH APPLICATION OF AN INFORMATION TECHNOLOGY

The interrelation of various principles of management, and also stages of state regulation of agrarian and industrial complex of region on the basis of indicative planning is considered.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование деятельности региона с применением информационных технологий»

УДК: 631.15:658.5

М.А. Гальчич, канд. экон. наук, доцент Е.А. Басюк, аспирантка

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее время принятие управленческих решений и процесс планирования в масштабах предприятия, региона и государства невозможны без информационных технологий. Информационные технологии, используемые в экономике, можно разделить на две группы. Первая связана с автоматизацией сбора, обработки, хранения и анализа информации, что обеспечивает экономию затрат труда, повышает оперативность управления, исключает случайные ошибки в расчетах, предоставляя руководству всех уровней управления регионального АПК более надежную информационную базу для принятия решений. Вторая группа, которая еще не в полной мере нашла адекватное воплощение на практике, — это программное обеспечение, реализующее экономико-математические методы в практике прогнозирования и планирования.

Сегодня можно совершенно свободно получать данные прямо из источника в реальном режиме времени и сразу же их обрабатывать. Однако возможности персональных компьютеров, имеющихся на многих сельскохозяйственных предприятиях и в учреждениях, используются далеко не полностью. Очень часто персональный компьютер выступает в роли дорогой печатной машинки [1].

Неудовлетворительное частное, фрагментарное применение современных технических средств сбора, передачи, обработки и отображения информации не создает условий для эффективного регулирования региональной экономики, в частности агропромышленного комплекса, иногда приводит к принятию запоздалых или необоснованных решений. А ведь полнота, точность и своевременность информации — неотъемлемые условия выработки осознанных и обдуманных решений.

Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. Как отечественный, так и мировой опыт становления, развития рыночных экономик свидетельствует о необходимости вмешательства государства в экономические процессы.

Государственное регулирование в контексте применения информационных технологий представляет собой прежде всего информационный процесс, предполагающий выполнение функций по сбору, передаче, хранению, обработке и анализу информации, необходимой для прогнозирования и пла-

60

нирования развития аграрного сектора экономики, а также для определения масштабов, форм и методов государственного регулирования [2].

Региональный агропромышленный комплекс представляет собой сложную социально-экономическую систему. Изучением организации и управления сложных систем с использованием информационных технологий занимается кибернетика.

Кибернетические принципы управления отражают целостность и взаимосвязь принципов управления в единстве их проявления в любой управляемой системе. Кибернетические принципы тесно взаимодействуют и согласуются с социально-экономическими принципами управления (рис. 1).

Роль информационных связей в сложных кибернетических системах сложно переоценить, ибо они выступают основой, краеугольным камнем последних. Информация, будучи величиной измеримой, служит мерой упорядоченности систем, степенью их настройки на достижение цели, характеризует уровень их управляемости. Информация уменьшает энтропию условий функционирования системы.

Чем выше информационный уровень функционирования системы, тем, при прочих равных условиях, экономнее расходует она трудовые, энергетические и сырьевые ресурсы [1]. Кроме того, сама информация, как отметил известный английский кибернетик Стаффорд Бир, «.. .организованная надлежащим образом .при условии ее использования в реальном времени является важнейшим национальным ресурсом».

Необходимо упомянуть еще одно из ключевых понятий кибернетики, непосредственно связанное с понятием «информация», — «обратная связь».

Обратная связь позволяет осуществлять постоянный контроль, принимать объективные и оперативные решения. Обратная связь выражает реакцию объекта управления на управляющее воздействие.

Обратная связь осуществляется через бухгалтерский (управленческий) учет, через статистические и отчетные данные о производственных резервах, запасах сырья, кормов, семян, о незавершенном производстве [3].

В информационную эпоху, в которую мы вступили, когда имеются все предпосылки и возможности для широкого использования информационных

Единство

интересов

с

я

а

X

Я

а

е

Согласование

целей

Делегирование и централизация полномочий

ЕЕ

С

*

Л

Мотивация

(Оптимально сть\ и гибкость 1 управления

-і/

Повышение

упровляемости

Повышение

информативности

участников

производства

Формирование обратных связей

/-

\|-

Оптимальность

функционирования

Информационные и обратные связи

Соответствие управляющей и управляемой подсистем

с

я

а

я

я

а

е

я

Рис. 1. Взаимосвязь кибернетических и социально-экономических принципов управления

технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в государственном регулировании социально-экономической системы обратная связь становится главным фактором работы системы [1].

В процессе планирования и государственного регулирования переменных систем, коими являются все экономические системы, изменяющихся в ответ на внешние и внутренние возмущения в направлении их компенсации, отрицательные обратные связи корректируют регулирующие воздействия, а также показатели индикативных планов. То есть под влиянием обратных связей процессы регулирования и планирования становятся гибкими и адаптивными.

Индикативное планирование представляет собой процесс, позволяющий определять наиболее важные, приоритетные цели социально-экономического развития, целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечивать более эффективно их реализацию. Индикативное планирование дает ясные и понятные ориентиры на ближайшую и более отдаленную перспективу, носит информационно-ориен-тирующий, мотивационный характер и предполагает ориентирование и мобилизацию государственных и частных предприятий на выполнение задач, сформулированных государством, в общенациональных интересах. Разработка индикативных планов осуществляется на ос-

нове многоступенчатых итераций с использованием прямых и обратных связей.

Если рассматривать государственное регулирование и планирование как информационные процессы, тогда схема государственного регулирования АПК региона на основе индикативного планирования будет иметь вид, представленный на рис. 2.

В этой схеме модель «Индикативное планирование» включена в контур обратной связи системы государственного регулирования АПК региона.

В блоке «Анализ полученной информации и разработка индикативного плана» происходит анализ состояния объекта индикативного планирования, позволяющий выявить тенденции и определить проблемы, перспективу развития объекта.

Анализ уровня социально-экономического развития АПК региона, его отраслей включает комплексное изучение темпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, подотраслями в границах территорий районов, а также направлен на выявление межтерриториальных пропорций.

Завершается анализ состояния социально-экономической сферы объекта в предплановый период общей оценкой уровня ее развития. Аналитические данные — основа для формирования целей на планируемый период.

Перед формированием системы индикаторов социально-экономического развития АПК регио-

АПКРЕГИОНА

Индикативное планирование

Рис. 2. Система государственного регулирования АПК региона на основе индикативного планирования:

R — ресурсы; P — продукция, услуги; U — регулирующее воздействие на основе показателей плана

р

Е

на, разработкой прогнозов, программ и планов устанавливаются цели развития объекта на планируемый период.

Продолжением аналитической части должна быть разработка прогноза спроса и предложения на продукцию и услуги для населения региона, а также прогноза социально-экономического развития АПК региона.

Прогнозирование — основа при формировании проектов бюджета, региональных программ, инвестиционных проектов и индикативных планов. Прогноз должен стать основой для разработки пороговых значений индикаторов и формирования индикативного плана на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Далее в блоке «Оценка и выбор варианта индикативного плана» экспертной группой осуществляется выбор индикативного плана, отвечающего заданным параметрам функционирования отраслей, подотраслей АПК [3].

Нормативно-законодательной и методической основой реализации индикативного планирования АПК региона являются нормативно-правовая база фе-

дерального и регионального уровней, а также методики и порядки, разрабатываемые региональными министерствами и ведомствами сельского хозяйства.

Данная модель может служить основой для построения автоматизированной системы управления АПК региона в рамках федеральной целевой программы.

В заключение отметим, что формирование и развитие информационно- телекоммуникационной инфраструктуры является неотъемлемым условием выхода из кризиса агропромышленного комплекса региона.

Список литературы

1. Щетинина, Г. Основные аспекты информатизации сельского хозяйства / Г. Щетинина // Экономика сельского хозяйства России. — 2008. — № 4. — С. 24.

2. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — М.: Экономика, 2009. — 576 с.

3. Иванов, П.М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель управления / П.М. Иванов // Экономика и математические методы. — 2006. — Т. 42. — № 2. — С. 51-59.

УДК 631.115(571.54)

Е.Б. Батуева, аспирантка

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В России в результате аграрных реформ сложилось три основные формы хозяйствования: сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. Эти организационные формы отражают определенный целесообразный способ упорядочения количества работников, земельной площади, средств и предметов труда, задействованных во всех случаях хозяйственной деятельности, который достигается посредством регулирования как организационнотехнических, так и экономических, правовых и социальных отношений. Организационно-правовая форма представляет собой управленческую конструкцию, которая соответствует природе используемых элементов производительных сил и отраслевой специфике для обеспечения эффективного регулировании хозяйственных процессов, протекающих в организации.

В Республике Бурятия к 2008 г. насчитывалось 56 сельскохозяйственных организаций*, 2497 кре-

стьянских (фермерских) хозяйств, 153 тыс. семей имели личные подсобные хозяйства. В последние годы на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 13.17 % всей валовой продукции сельскохозяйственной отрасли республики, фермерскими хозяйствами производится примерно 2,5.. .3,5 % и личными подсобными хозяйствами — 79.84 % (табл. 1).

Как видно из табл. 1, в республике сложилось четкое разделение труда между различными категориями хозяйств, которое объясняется разницей в уровне обеспеченности трудовыми, земельными, материально-техническими и другими ресурсами, масштабом производства. Так, производство зерна требует значительных земельных ресурсов, возможно только при высоком технико-технологическом уровне организации производства. Вследствие этого в производстве зерна преобладают сельскохозяйственные предприятия, на втором месте — крестьянские (фермерские) хозяйства. Развитие производства зерна на небольших участках хозяйств населения неоправданно, эта категория хозяйств

* Крупные и средние сельскохозяйственные организации.

62 -------------------------------------- ВестникФГ0УВП0МГАУ№5'20'10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.