Научная статья на тему 'Взаимодействие форм хозяйствования в аграрной экономике республики Бурятия'

Взаимодействие форм хозяйствования в аграрной экономике республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / COUNTRY (FARMER) ECONOMY / AGRICULTURAL ORGANISATIONS / INDICATIVE PLANNING / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батуева Е. Б.

Дан анализ развития форм хозяйствования в Республике Бурятия на основе социологических исследований данных гостатистики. Рассмотрены вопросы совершенствования взаимодействия форм хозяйствования и управления ими в условиях многоукладной экономики, а также индикативного планирования; предложены меры сбалансированного подхода к развитию всех форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF FORMS OF MANAGING IN AGRARIAN ECONOMY REPUBLICS BURYATIYA

The analysis of developing of forms of managing in Republic Buryatiya on the basis of social researches of the statistics data is given. Questions of perfection of interaction of forms of managing and management by them in the conditions of multistructure economy, and also indicative planning are considered; measures of the balanced approach to developing of all forms of managing are offered.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие форм хозяйствования в аграрной экономике республики Бурятия»

на, разработкой прогнозов, программ и планов устанавливаются цели развития объекта на планируемый период.

Продолжением аналитической части должна быть разработка прогноза спроса и предложения на продукцию и услуги для населения региона, а также прогноза социально-экономического развития АПК региона.

Прогнозирование — основа при формировании проектов бюджета, региональных программ, инвестиционных проектов и индикативных планов. Прогноз должен стать основой для разработки пороговых значений индикаторов и формирования индикативного плана на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Далее в блоке «Оценка и выбор варианта индикативного плана» экспертной группой осуществляется выбор индикативного плана, отвечающего заданным параметрам функционирования отраслей, подотраслей АПК [3].

Нормативно-законодательной и методической основой реализации индикативного планирования АПК региона являются нормативно-правовая база фе-

дерального и регионального уровней, а также методики и порядки, разрабатываемые региональными министерствами и ведомствами сельского хозяйства.

Данная модель может служить основой для построения автоматизированной системы управления АПК региона в рамках федеральной целевой программы.

В заключение отметим, что формирование и развитие информационно- телекоммуникационной инфраструктуры является неотъемлемым условием выхода из кризиса агропромышленного комплекса региона.

Список литературы

1. Щетинина, Г. Основные аспекты информатизации сельского хозяйства / Г. Щетинина // Экономика сельского хозяйства России. — 2008. — № 4. — С. 24.

2. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — М.: Экономика, 2009. — 576 с.

3. Иванов, П.М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель управления / П.М. Иванов // Экономика и математические методы. — 2006. — Т. 42. — № 2. — С. 51-59.

УДК 631.115(571.54)

Е.Б. Батуева, аспирантка

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В России в результате аграрных реформ сложилось три основные формы хозяйствования: сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. Эти организационные формы отражают определенный целесообразный способ упорядочения количества работников, земельной площади, средств и предметов труда, задействованных во всех случаях хозяйственной деятельности, который достигается посредством регулирования как организационнотехнических, так и экономических, правовых и социальных отношений. Организационно-правовая форма представляет собой управленческую конструкцию, которая соответствует природе используемых элементов производительных сил и отраслевой специфике для обеспечения эффективного регулировании хозяйственных процессов, протекающих в организации.

В Республике Бурятия к 2008 г. насчитывалось 56 сельскохозяйственных организаций*, 2497 кре-

стьянских (фермерских) хозяйств, 153 тыс. семей имели личные подсобные хозяйства. В последние годы на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 13...17 % всей валовой продукции сельскохозяйственной отрасли республики, фермерскими хозяйствами производится примерно 2,5.. .3,5 % и личными подсобными хозяйствами — 79.84 % (табл. 1).

Как видно из табл. 1, в республике сложилось четкое разделение труда между различными категориями хозяйств, которое объясняется разницей в уровне обеспеченности трудовыми, земельными, материально-техническими и другими ресурсами, масштабом производства. Так, производство зерна требует значительных земельных ресурсов, возможно только при высоком технико-технологическом уровне организации производства. Вследствие этого в производстве зерна преобладают сельскохозяйственные предприятия, на втором месте — крестьянские (фермерские) хозяйства. Развитие производства зерна на небольших участках хозяйств населения неоправданно, эта категория хозяйств

* Крупные и средние сельскохозяйственные организации.

62 -------------------------------------- ВестникФГ0УВП0МГАУ№5'20'10

ных подсобных хозяйств (ЛПХ) с участками в среднем по 0,58 га, 76,6 тыс. семей коллективных садоводов и 1,8 тыс. семей коллективных огородников с участками в среднем по 0,1 га. Основу этого уклада составляют личные подсобные хозяйства населения. В современной многоукладной экономике ЛПХ выполняют функции, связанные с удовлетворением потребности населения в основных продуктах питания и восполнении недостающих денежных доходов. В связи с углублением кризисной ситуации в сельском хозяйстве республики и страны в целом личные подсобные хозяйства выступают главным стабилизирующим фактором.

Качественно новым укладом, основанным на частной собственности, являются крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). В основном КФХ создавались на базе личных подсобных хозяйств населения, а также путем выделения колхозника или рабочего совхоза из состава сельскохозяйственного предприятия с наделом земли и имущества. Ведение фермерского хозяйства в современных рыночных условиях требует осуществления предпринимательской деятельности, не просто бизнеса. Ведение фермерского хозяйства предполагает инициативу, ответственность и, безусловно, связано с риском. Необходимо отметить, что все категории хозяйств внутри себя неоднородны. Хозяйства существенно различаются по размерам, возможностям доступа к различным ресурсам, уровню товарности и другим показателям, поэтому необходимо разработать четкие критерии отнесения хозяйств к фермерским и личным подсобным.

Таблица 2

Сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм*

Организационно-правовая форма 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Организации по производству сельскохозяйственной

продукции — всего 151 130 103 95 63 56

в том числе:

государственные предприятия 8 8 8 6 4 4

открытые акционерные общества 5 10 9 11 10 3

закрытые акционерные общества 3 5 3 2 3 3

товарищества на вере 5 4 5 2 - -

общества с ограниченной ответственностью 6 9 11 13 13 13

производственные кооперативы 109 85 56 53 31 29

ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств 2 1 1 1 1 1

прочие 13 8 10 7 1 1

* Данные приведены по крупным и средним сельскохозяйственным организациям по данным специализированных форм бухгалтерской отчетности.

лидирует в производстве картофеля и овощей — продуктов, требующих больших затрат ручного труда.

В аграрном секторе Бурятии, как и во всей стране, многие годы преимущественно развивались две формы сельскохозяйственных предприятий — колхозы и совхозы. В условиях рыночной экономики они реорганизовываются, происходит их разукрупнение. Современные организации, составляющие категорию сельскохозяйственных предприятий, являются своеобразными преемниками совхозов и колхозов. Сюда вошли колхозы и совхозы, сохранившие свой статус, а также новые предприятия различных организационно-правовых форм (табл. 2).

За годы реформ получил широкое развитие своеобразный социально-экономический уклад — хозяйства населения, представляющие наиболее многочисленную группу сельскохозяйственных товаропроизводителей Бурятии. На начало 2008 г. в республике насчитывалось 153,0 тыс. лич-

Таблица 1

Удельный вес различных форм хозяйствования в производстве продукции сельского хозяйства в среднем за 2002-2008 гг., %

Продукция Сельскохозяйственные организации Крестьянские (фермерские) хозяйства Личные подсобные хозяйства

Всего 14,1 3,2 82,6

в том числе:

растениеводства 16,3 2,5 81,2

животноводства 12,9 3,7 83,5

Основные продукты:

зерно 92,6 7,1 0,3

картофель 2,3 1,2 96,5

овощи 7,2 3,5 89,3

скот и птица на убой 12,6 3,5 83,9

молоко 9,2 3,9 86,9

яйца 60,0 0,7 39,3

Каждая форма хозяйствования имеет свою социально-экономическую природу и занимает свою определенную нишу в экономике аграрного сектора республики, но все «работают» на реализацию одной общей функции — удовлетворение потребностей общества в продуктах питания и производ-ства—в сельскохозяйственном сырье. Государственной аграрной политикой предусмотрено приоритетное развитие малых форм хозяйствования. Однако мы не можем не согласиться с мнением большинства исследователей относительно необходимости ориентации политики на развитие крупного производства. При этом необходимо отметить, что эффективно функционировать и развиваться формы хозяйствования могут лишь в единстве, во взаимодействии, дополняя друг друга. Ни одну из категорий хозяйств нельзя рассматривать в отрыве от других. Взаимодействие всех форм хозяйствования позволит решить назревшие вопросы развития сельской местности.

Наиболее остро стоит проблема повышения уровня занятости сельского населения, смягчения сезонного характера занятости. К 2008 г. уровень безработицы сельского населения Бурятии составил 18,8 %, при этом сохраняется негативная тенденция сокращения источников занятости — наряду с сокращением числа предприятий наблюдается сокращение числа работников в среднем на одну организацию со 108 до 87. Положение усугубляется тем, что в сельской местности по сравнению с городом ограничен выбор сфер приложения труда. В этой связи большое значение приобретает развитие сфер несельскохозяйственной занятости на селе. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занятости и расширение ее видов, уменьшение влияния фактора сезонности и рост доходов и благосостояния сельских жителей, более полное использование местных ресурсов.

Анализ динамики развития различных форм хозяйствования за последние годы свидетельствует о том, что сельскохозяйственные организации (СХО) и семейный сектор развиваются в противоположных направлениях: удельный вес валовой продукции СХО падает, а семейного сектора (хозяйств населения и фермерских хозяйств) — повышается. Разрушение сельскохозяйственных предприятий, уменьшение оплаты труда в общественном производстве, отсутствие других источников занятости на селе вынуждают сельское население вести личное подсобное хозяйство. Важной характеристикой формы ЛПХ является взаимосвязь с СХО. Общественное производство предоставляет возможность получения владельцами ЛПХ технических средств, кормов, семенного материала, помощи в обработке посевных площадей и других ресурсов для облегчения деятельности хозяйства. Однако в Республике Бурятия взаимосвязь между ЛПХ и сельскохо-

64

зяйственным предприятиями практически полностью утрачена: по результатам проведенного нами социологического опроса семей, имеющих личное подсобное хозяйство, ни одна семья не получает какой-либо помощи от сельхозорганизаций в ведении хозяйства. Важно также отметить, что около 85 % респондентов сомневаются в целесообразности и возможности восстановления взаимосвязей с общественным производством. Напрашивается вывод, что хозяйства населения производят продукцию независимо от того, с какой эффективностью и сколько продукции производят сельхозпредприятия.

Данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. свидетельствуют о разрушении крупного производства в сельском хозяйстве, что во многом вызвано проведенной реорганизацией колхозов и совхозов. Так, за годы реформ прекратили свою деятельность 23,8 % СХО, при этом более половины из них составляют крупные и средние предприятия. Общее ухудшение экономической ситуации, диспаритет цен негативно отражаются на перспективах развития сельскохозяйственных организаций и семейного сектора. По результатам исследования индикаторов деятельности сельскохозяйственных предприятий республики (в выборку вошли предприятия, являющиеся получателями государственной поддержки в соответствии с заключенным соглашением об оказании мер государственной поддержки) наблюдается некоторая положительная динамика показателей финансовых результатов, объемов производства, производительности труда. Кроме того, отмечается рост рентабельности производства продукции, однако рентабельность производства с учетом государственной поддержки все еще в разы превышает этот показатель без учета государственной поддержки (44,5 % и 16,1 % соответственно в 2008 г.). Существует необходимость пересмотра порядка и системы предоставления государственной поддержки, поскольку лишь единицы товаропроизводителей обеспечивают поступление платежей в бюджет, превышающее объемы государственной поддержки. Кроме того, вызывают опасения и прогнозные значения показателей объемов государственной поддержки.

Положение усугубляется плановым уменьшением расходов республиканского бюджета в 2010 и 2011 гг. с 269393,1 (2009 г.) до 161197,7 и 165293,7 в 2010 и 2011 гг. соответственно. С учетом определяющего влияния фактора государственной поддержки на развитие СХО планируемое увеличение объема господдержки не способствует самостоятельному поиску путей повышения эффективности деятельности организаций. Состояние СХО определяет возможности хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в области обеспече-

нии материально-техническими ресурсами, сбыте продукции. Устойчивое развитие фермерских хозяйств и хозяйств населения невозможно без их кооперации как между собой, так и с другими сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, осуществляющими заготовку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сервисное обслуживание. В ходе опроса, проведенного нами среди глав крестьянских (фермерских) хозяйств, было установлено, что только около 12 % хозяйств являются членами сельскохозяйственных кооперативов. Также на необходимость развития отношений кооперации указывает структура затрат, связанных с ведением КФХ (первое место большинство респондентов отдали затратам на покупку молодняка скота, второе — затратам на покупку и ремонт инвентаря и транспортных средств, на третьем месте — затраты, связанные с реализацией продукции). Из-за разрыва производственных связей сельского хозяйства с другими сферами агропромышленного комплекса возникают многие экономические проблемы села: диспаритет цен, монополизм в отношениях с сельскохозяйственными товаропроизводителями, убыточность сельскохозяйственных предприятий, потери производственных мощностей и другие негативные явления.

Создание условий для развития АПК и сельских территорий приобретает особое значение для

социально-экономического развития республики в целом. Агропромышленный комплекс Республики Бурятия обеспечивает значительную часть занятости населения — 22,9 % работающих. В сельской местности проживает 415,8 тыс. человек, что составляет более 40 % населения Бурятии. Устойчивое развитие сельскохозяйственной отрасли республики требует новой стратегической политики в отношении отдельных форм хозяйствования и их взаимодействия.

Управление социально-экономическим развитием отрасли сельского хозяйства в республике осуществляется в форме индикативного планирования, сущность которого заключается в целенаправленной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития. Индикативное планирование выступает средством реализации социально-экономической политики государственной власти и представляет собой разработку и научное обоснование целей, принципов, приоритетов, пропорций и структур социально-экономического развития региона на перспективу с указанием способов достижения целей. Индикативное управление можно рассматривать как механизм поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению. При таком понимании механизмов индикативного планирования ре-

Система целей стратегии

Таблица 3

Каскадирование и декомпозиция аспектов стратегии

Аспекты стратегического планирования и управления Уровень

Р М О

Анализ макроокружения и внешней среды ■ + ■

SWOT-анализ ■ ■ ■

Анализ внутренних взаимодействий ■ + +

Анализ лучших практик ■ + ■

Целевые сегменты ■ + ■

Рынки и продукты + + ■

Главные цели ■ + ■

Стратегические приоритеты + ■ ■

Стратегические карты ■ ■ ■

Карты сбалансированных показателей ■ ■ ■

Стратегические программы ■ ■ +

Стратегические проекты + ■ ■

Обозначения:

■ — каскадирование аспекта более высокого уровня; + — декомпозиция аспекта более высокого уровня.

гионального развития система сбалансированных показателей хозяйств, отраслей становится логичным его дополнением. Использование системы сбалансированных показателей индикативного планирования экономики сельского хозяйства позволит, на взгляд автора, повысить эффективность стратегического менеджмента социально-экономического развития отрасли и региона.

Формирование и реализация стратегии развития сельского хозяйства должны быть основаны на научном управлении взаимосвязанным развитием всех категорий хозяйств и разработке частных стратегий для каждой из них. В целом стратегия организации форм хозяйствования должна включать в себя цели достижения устойчивого развития отдельных форм и их объединений. Описать стратегию можно, используя систему целей и причинно-следственных связей между ними (см. рисунок). Определение и понимание зависимостей целей и значимости самих целей способствует формированию единого понимания стратегии и улучшает работу на всех уровнях управления, позволяет гармонизировать различные представления о путях реализации стратегии.

Система управления различными формами хозяйствования отличается сложностью и представляет собой взаимосвязь нескольких уровней управления: республиканский (Р), местный (М) и уровень конкретных организаций (О). Поэтому для доведения и реализации стратегии на каждом из уровней необходимо применять различные методы каскадирования (табл. 3).

Процесс интегрирования сбалансированной системы показателей в систему управления

АПК, где управляемой системой является сложная и разнообразная совокупность организаций различных форм хозяйствования и взаимосвязей между ними, отличается сложностью и долговременностью. Экономический эффект от внедрения заключается, главным образом, в наращивании объемов производства хозяйствами всех форм и повышении товарности производства. Предполагаемый социальный эффект внедрения новой технологии управления проявляется в росте социальных показателей сельскохозяйственных территорий, в повышении привлекательности сельскохозяйственной занятости, а также в доведении и принятии общей стратегии развития сельскохозяйственной отрасли отдельными товаропроизводителями.

Система сбалансированных показателей индикативного планирования представляет собой инструмент эффективной реализации стратегии, позволяющий четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных задач, увязать стратегические цели с результатами деятельности на каждом уровне управления. Воплощение в жизнь стратегии, основанной на сбалансированном подходе к развитию всех форм хозяйствования, позволит:

• повысить технологический уровень производства в малых формах хозяйствования;

• снизить сезонность занятости сельского населения, повысить эффективность труда;

• реализовать преимущества и более полно использовать потенциал всех форм хозяйствования и их объединений;

• в итоге — создать условия для улучшения условий и повышения уровня жизни сельского населения, улучшения продовольственного обеспечения населения Бурятии.

Список литературы

1. Емельянов, А. Взаимодействие форм хозяйств в аграрной экономике / А. Емельянов // Вопросы экономики. — 2003. — № 11. — С. 120-132.

2. Авраменко, Н. Место и роль сбалансированной системы показателей в системе управления стратегией / Н. Авраменко // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 6. — С. 49-56.

3. Лысенко, Е.Г. Основы стратегического управления развития форм хозяйствования. Ч. I / Е.Г. Лысенко. — М.: Россельхозакадемия, 2009. — 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.