Научная статья на тему 'Стратегическое управление региональным АПК на основе комплексной межотраслевой информационной системы'

Стратегическое управление региональным АПК на основе комплексной межотраслевой информационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхазеплов Т. М., Хамурзов А. Х., Тхостов Э. Ж.

В условиях становления рыночных отношений информатизация позволяет оптимизировать технологические процессы, повысить эффективность производства и качества продукции АПК. Современная система управления и организации научно-технической информации имеет недостатки: слабо координируются работы по проблемам совершенствования информационной деятельности в АПК, не сформирована единая система научно-технической информации в отрасли. Предприятия и организации АПК практически не получают актуальную информацию о передовом опыте и научно-технических достижениях, в результате чего сдерживается их освоение, что приводит к потерям в масштабе страны до 10% национального дохода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тхазеплов Т. М., Хамурзов А. Х., Тхостов Э. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление региональным АПК на основе комплексной межотраслевой информационной системы»

иным, чем в целом по России. И, тем не менее, представляется, что проведенные исследования позволяют с достаточной степенью полноты и точности делать вывод не только об основных факторах, сформировавших (и формирующих) структурные изменения в национальном хозяйстве России, но и описывать вполне адекватно эти изменения. Одним из важных и интересных явлений новой пространственной конфигурации/структуры является то, что в результате этих изменений в структуре национального хозяйства образовались специфические подвижные области или структуры.

Накладка на территориальную структуру отраслевой (отрасли, производящие товары и отрасли, производящие услуги) указывает на повышение уровня отраслей, производящих услуги. Однако, влияние данного фактора, который также может быть квалифицирован как долгосрочный, на динамику национального хозяйства (через структуру) незначительно. Причем, следует специально указать, что данный параметр влиял в основном на формирование структуры национального хозяйства средних групп, или так ^ называемого «ядра» структуры национального. Иными словами, смещение в сторону от-^ раслей, производящих услуги (что соответствует постиндустриальному типу структуры

0 национального хозяйства) наблюдалось в группах регионов, находящихся, как правило, X в структурных выступах, тогда как периферийные структуры/группы формировались регионами, в которых основной объем ВРП создавался в отраслях, производящих товары

□ (т.е. находящихся в индустриальном сегменте и исповедующих индустриальную модель ^ развития экономики). Эта модель была сформирована еще в середине и даже раньше про-Ш шлого века, но управляет по настоящее время.

° ЛИТЕРАТУРА

1. Башмаков И. Ненефтегазовый ВВП как индикатор динамики российской экономики //

□ Вопр.экон. 2006. № 5.

° 2. Илларионов А. Пивоварова Н. Экономические последствия ратификации Кийотского договора // Вопросы экономики. 2004. № 11.

3. Томпсон У. Морозная Венесуэла? «Проклятие природных ресурсов» и политика России // 2 Экономическая политика. 2006. № 4.

4. Фетисов Г. Альтернативы «сырьевой» модели развития российской экономики (как трансформировать «нефтедолларовые» доходы в высокие технологии) // РЭЖ. 2007. № 9-10.

ф

со ^

1

>

* ТХАЗЕПЛОВ Т.М., ХАМУРЗОВ А.Х., ТХОСТОВ Э.Ж.

В условиях становления рыночных отношений информатизация позволяет оптимизиро-

0

1 I

ф

£ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ АПК

& НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ

£ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

0_

1_ _

0

1_

о о

§ вать технологические процессы, повысить эффективность производства и качества продук-о ции АПК.

оь Современная система управления и организации научно-технической информации имеет Ц недостатки: слабо координируются работы по проблемам совершенствования информационен ной деятельности в АПК, не сформирована единая система научно-технической информации ® в отрасли. Предприятия и организации АПК практически не получают актуальную информацию о передовом опыте и научно-технических достижениях, в результате чего сдерживается о их освоение, что приводит к потерям в масштабе страны до 10% национального дохода.

На основе данных ТО ФСГС КБР нами проведен анализ темпов и масштабов трансформа-о ционного спада в региональном агропромышленном комплексе. В частности, за последние 5 о лет по сравнению с 2000 г. общий объем валовой продукции сельского хозяйства во всех ка-00 тегориях хозяйств сократился почти на 40%, более чем в 2 раза уменьшился выпуск пищевой

промышленной продукции, производство и потребление молока на душу населения уменьшилось в 2 раза. Число убыточных хозяйств с 5% в 1990 г. увеличилось в 2005 г. до 80%.

Одной из главных причин нарастания негативных процессов в АПК КБР и резкого спада агропромышленного производства, по нашему мнению, является то, что реформирование данного сектора происходит в условиях глубокого кризиса всей экономики страны, породившего инфляцию, дефицит бюджета, существенное удорожание кредитных ресурсов, неплатежи, ценовой диспаритет, потерю устоявшихся каналов сбыта продукции и приобретения материально-технических ресурсов. Следствием этого является уменьшение объемов работ по повышению плодородия почв и мелиорации земель, сокращение количества научных исследований в АПК, замедление внедрения перспективных технологий. На результатах агропромышленного производства отрицательно сказывается низкая покупательная способность населения республики, где треть имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Специфика информатизации АПК как межотраслевого комплекса заключается в том, что необходимо рассматривать не только информационные механизмы совместной эффективной ^ деятельности отдельных предприятий, связанных единым воспроизводственным процессом отраслей (на микроуровне), но и внутри этих предприятий (на интрауровне), а также на уров- [] не всего регионального межотраслевого комплекса в его отношениях с другими комплекса- ® ми, сферами и отраслями, секторами и сегментами региональной экономики (на мезоуровне), народнохозяйственными комплексами и национальной экономикой в целом (на макроуров- ^ не). Это позволит обеспечить пропорциональность, сбалансированность взаимосвязанных И производств и отраслей, их рациональное ресурсное и инфраструктурное обеспечение.

Учитывая межотраслевой характер АПК, выделим некоторые особенности развития сис темы управления межхозяйственным формированием: о

Ш

сохранение статуса юридического лица и хозяйственной самостоятельности первичных подразделений. Предполагается, что все участники межхозяйственных формирований

являются юридическими лицами с полной хозяйственной самостоятельностью. В дан- □ ном случае подразумевается то, что в зависимости от экономической целесообразности ^ каждый хозяйствующий субъект рынка может одновременно участвовать в нескольких О межхозяйственных формированиях; 0

- добровольность участия. Каждый хозяйствующий субъект рынка самостоятельно при- Ей нимает решение о вступлении в межхозяйственное формирование, исходя из экономи- § ческой целесообразности; ^

- передача части полномочий специальному органу управления, создаваемому для коор- § динации действий хозяйствующих субъектов, входящих в межхозяйственное формиро- > вание; 2

- внутрифирменное планирование и квотирование; ^

- экономическая ответственность и контроль. $

Составной частью экономического механизма являются способы регулирования (двух- о

сторонние и многосторонние договоры, положения, решения органов управления, уставы и о

о

т.п.). С развитием АПК можно ожидать широкого распространения передачи имущества под

разделений в доверительное управление, передачи части имущества в аренду физическим £5

лицам. £5

Экономическое регулирование, как и любой процесс, нуждается в организации. Сами по ^

себе средства регулирования не дадут результата без постоянного учета и контроля, прогно- §

зирования и планирования, взаиморасчетов и других организационных действий. Сегодня на о уровне сельскохозяйственного предприятия особо необходимо наладить жесткий контроль

о.

за расходом всех ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, природных. Позитивных | изменений во внутрихозяйственном экономическом механизме можно добиться, совершенс- о твуя все его составляющие - организационно-экономическую структуру, средства и способы ® регулирования.

Конкурентоспособность сельхозпредприятия во многом определяется правильностью о принимаемых руководством решений. Обоснованность принятия решений является наиболее сложной задачей управления в силу важности проблем стратегического развития сельхозпредприятия и невозможности быстрого изменения принятых решений. Высокая неопределенность, присущая прогнозированию экономики предприятия, многообразие альтернатив

т

0

1 О

о

приводят к необходимости использования научно обоснованного инструментария для поддержки принятия частных решений и для решения стратегических задач сельхозпредприятия. В этой связи актуальной является разработка алгоритмов предпочтения при принятии управленческих решений в условиях неопределенности. Не менее важным является выбор методов, применимых для моделирования обоснования принимаемых решений, их простота и эффективность использования. Прежде, чем принимать управленческие решения, необходимо проанализировать рынок сбыта продукции, спрос на продукцию, определить объемы выпускаемой продукции в зависимости спроса на нее. Таким образом, на первый план выходят вопросы:

- определения районов эффективной коммерческой деятельности предприятия сельскохозяйственного профиля;

- определения ассортимента и объемов производимой продукции в зависимости от спроса на нее и др.

^ Исходя из специфических особенностей АПК, возрастает роль использования методов _л антикризисного управления. Стратегия управления необходима на всех уровнях управле-

□ ния - республиканском, местном, на отдельном предприятии.

® На республиканском уровне важно определить общие объемы необходимого для республики продовольствия, соотношение между местной и завозимой продукцией, в том числе им-^ портной, минимально безопасные размеры каждой из отраслей сельского хозяйства, а также

условия их функционирования (паритет цен, генофонды и др.). ^ На местном уровне необходимо определить оптимальную специализацию территории, ;> создать условия для максимальной переработки сельскохозяйственного сырья на месте, так как это даст возможность получить более высокие доходы в местный бюджет.

В сельскохозяйственном предприятии, помимо решения стратегических задач, определяющих специализацию и уровень развития каждой отрасли, степень и способ использования

□ имеющихся ресурсов, необходимо постоянно решать организационные и технологические ^ проблемы, сообразуясь с экономической целесообразностью.

О Формирование рыночных отношений в отдельных регионах ЮФО (республиках, краях 0 и областях), имеющих своеобразные природно-экономические, исторические, националь-ш ные особенности, требует взвешенного и продуманного подхода, глубокого теоретическо-о го осмысления механизма функционирования предприятий различных форм собственности ти. Поэтому при проведении экономической реформы, утверждении структурной политики особенно важно проанализировать уровень развития и сложившуюся структуру отраслевых

В аграрных объединениях сложились самые разнообразные организационно-правовые

ным хозяйствованием. В свою очередь их можно подразделить на три подгруппы: хозяйственные товарищества (полные или на вере), производственные кооперативы, хозяйственные общества с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью и

> комплексов в отдельных регионах ЮФО в условиях перехода к рыночным отношениям и оп

5 ределить основные направления их социально-экономического развития.

I I

т формы предприятий. Условно их можно разделить на четыре большие группы. ^ К первой группе относятся предприятия с государственной формой собственности кол-^ лективным хозяйствованием.

0 Ко второй группе относятся предприятия с частной формой собственности и коллективен

1_

0

1_

о о

о акционерные (открытые и закрытые).

о К третьей группе относятся предприятия с коллективной (совместной) формой собствен-^ ности и коллективным хозяйствованием. Это, как правило, сохранившие свой статус совхозы. | К четвертой группе относятся предприятия с частной формой собственности индивиду-о альным хозяйствованием в этой группе выделяются крестьянские (фермерские) хозяйства и

6 личные подсобные хозяйства граждан.

При прогнозировании развития сельскохозяйственного производства в различных ор-о ганизационно-правовых формах следует ориентироваться на разумное сочетание крупных сельскохозяйственных предприятий со средними, мелкими и предприятиями крестьянскими о (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами граждан. о При прогнозировании развития АПК объединения используется индикативный подход. 00 В этом случае сельскохозяйственная сфера будет представлять сумму производственных по-

казателей предприятий различных организационных форм, т.е. планирование проводится от уровня хозяйства с обоснованием его основных перспективных технико-экономических показателей, проведения балансовых увязок между отраслями и вспомогательными производствами, определения выхода валовой и товарной продукции, заполнения сегментов районного продовольственного рынка. Учитывается эффективность и конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции.

Раньше в районах прогнозированием и планированием деятельности занималось несколько организаций: районные управления сельского хозяйства и продовольствия, комитет по земельным ресурсам и землеустройству, ассоциации крестьянских хозяйств и производственных кооперативов. Вместо директивного планирования внедрялись индикативные, прогнозные методы.

Приоритетные направления в развитии отраслевой системы НТИ - формирование и эффективное использование информационных ресурсов (ИР), основными из которых являются документы в справочно-информационных фондах (СИФ) и библиотеках, базы и банки данных. Это - базовые элементы в системе информационного обеспечения, фундамент проводи- ^ мых и планируемых НИР, разработок новых технологий и техники для АПК. []

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.97 г. ® «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» отраслевой информационный центр отвечает за формирование, ведение и организацию ис- ^ пользования отраслевых информационных фондов, баз и банков данных, подготовку и изда- И ние сигнальной и обзорной информации по основным научно-техническим направлениям и проблемам деятельности отрасли. Таким отраслевым центром в инженерно-технической системе АПК является Информагротех. о

Формируемые ИР должны обеспечит решение следующих важных задач развития научно-технического прогресса в АПК:

- прогнозирование развития сельскохозяйственной науки и техники; □

- экспертиза принимаемых научно-технических экономических и организационных ре- ^ шений; О

- создание информационного базиса для проведения научно-технической политики 0 АПК; ф

- комплексное информационное обслуживание на каждой стадии разработки, испыта- § ния, выпуска и эксплуатации машин и оборудования; ^

- информационная оценка технического уровня продукции; §

- маркетинговая деятельность по выпускаемой и новой продукции. >

Агропромышленный комплекс, как и другие социоприродохозяйственные системы, обладает следующими свойствами: динамичностью, наличием неопределенных и неконтролируемых факторов, многокритериальностью, иерархичностью.

Ш

0

1 I

ф

Иерархические системы характеризуются важными свойствами. Во-первых, каждый о уровень иерархии использует свою систему показателей, отражающих его место и роль в о хозяйственной системе, масштабы, формы и направления принимаемых решений, формируя свой «информационный» язык, концепцию и принципы хозяйствования. Во-вторых, на £5 каждом уровне иерархии происходит обобщение свойств объектов более низких уровней. £5 В-третьих, взаимосвязи между уровнями не симметричны. В экономических системах вер

о

хние уровни обладают приоритетом в действиях, но не располагают полной информацией § о нижних уровнях. о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сложность интегральной структуры современного хозяйствования в АПК определяется о-многообразием аспектов и критериев ее формирования - социально-экономическая, органи- | зационно-правовая, отраслевая, региональная, функциональная, субъектная, объектная, вос- о производственная, уровневая, - что предопределяет различные виды структур и сложность ® механизма их преобразования. Разные виды хозяйственных структур комплекса по-разному проявляют свою эластичность на тех или иных этапах трансформации, что обусловлено об- о щим ходом реформ. В настоящее время в условиях становления новых качеств в ходе приватизации значительную эластичность имеют организационно-правовая (показывающая рас- ^ пределение по формам предприятий), социальная (раскрывает стратификацию субъектов, § вовлеченных в отношения выявленных при анализе опыта других стран, а также дальней- ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.