Научная статья на тему 'Устойчивое Развитие отрасли животноводства: проблемы и решения'

Устойчивое Развитие отрасли животноводства: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бунчиков Олег Николаевич, Холодова Марина Александровна, Черкасов Николай Николаевич

В статье рассмотрены особенности планомерного развития отрасли животноводства в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Развитие АПК». Обобщены первые итоги развития отрасли мясного скотоводства по приоритетным направлениям на примере функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бунчиков Олег Николаевич, Холодова Марина Александровна, Черкасов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEADY DEVELOPMENT OF cattle breeding: PROBLEMS AND DECISIONS

In paper features of systematic development of branch of animal industries within the limits of realization of the priority national project "Development of agrarian and industrial complex" are considered. The first results of development of branch of meat cattle breeding in priority directions on an example of functioning of managing subjects of the Rostov area are generalized.

Текст научной работы на тему «Устойчивое Развитие отрасли животноводства: проблемы и решения»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА:

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Бунчиков О.Н., Холодова М.А., Черкасов H.H.

В статье рассмотрены особенности планомерного развития отрасли животноводства в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Развитие АПК». Обобщены первые итоги развития отрасли мясного скотоводства по приоритетным направлениям на примере функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области.

Существенным импульсом обеспечения устойчивого и планомерного развития животноводства и отдельных его отраслей в среднесрочной перспективе стала начавшаяся в 2006 г. реализация приоритетного Национального проекта «Развитие АПК».

Основной проблемой сельскохозяйственного сектора Ростовской области остается низкий уровень развития отрасли мясного скотоводства. Мясной продкомплекс региона развивается в условиях нарушения экономических и производственных связей, растущего диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. При этом наблюдается рост платежеспособного спроса населения и повышение уровня государственной поддержки

сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках приоритетного Национального проекта «Развитие АПК».

Начиная с 90-х гг. в регионе, как и в стране в целом, отмечаются негативные тенденции в развитии животноводства. Здесь наиболее болезненно протекает адаптация отрасли к условиям становления рыночных отношений.

Процессы, происходящие в отрасли животноводства, привели к снижению производства продукции, уменьшению численности животных всех видов, особенно в сельскохозяйственных организациях, уменьшению численности ферм, ухудшению генетического потенциала животных, потере целостности и управляемости процессов в отрасли. Животноводство из крупнотоварного, специализированного стало превращаться в мелкотоварное, частное.

Как показали исследования, в Ростовской области за период 1990-2006 гг. общая численность поголовья крупного рогатого скота сократилась на 74 %, поголовья свиней - на 60,2 %, овец и коз - на 80,7 %. Существенно уменьшилось производство основных видов животноводческой продукции. Производство мяса во всех категориях хозяйств области в 2006 г. сократилось в 2,8 раза по сравнению с 1990 г., молока - в 2 раза, яиц - в 1,4 раза.

В настоящее время одним из основных направлений повышения эффективности животноводства в целом и отдельных его отраслей является применение планирования и прогнозирования аграрного производства на уровне государства, направленных на стабилизацию и устойчивое развитие сельского хозяйства.

С точки зрения планирования и прогнозирования приоритетный Национальный проект «Развитие АПК» следует рассматривать как производственную программу поддержки технико-технологического переоснащения сельского хозяйства («Ускоренное развитие животноводства»), развития рыночной инфраструктуры в сельской местности (потребительские кооперативы), смягчения социальных рисков

предстоящего присоединения к ВТО («Стимулирование развития малых форм хозяйствования»), преодоления демографического кризиса («Обеспечение жильем молодых семей»), а его реализацию следует назвать классическим примером среднесрочного индикативного планирования [10].

В рамках реализации проекта «Развитие АПК» система планирования и прогнозирования развития аграрного сектора экономики переходит на новое качество постепенно. Планирование в большей степени приобретает свойства индикативного с преобладанием прогнозов и программ; развивается путем совершенствования управления развитием АПК, приспособляемости к конъюнктуре рынка, и в то же время принципиально изменяет свой характер, предоставляя хозяйствующим субъектам необходимую свободу действий.

Для успешной реализации проекта в 2006 г. в стране был принят ряд федеральных законов, регулирующих различные аспекты отношений в аграрной сфере и в области земельных отношений.

Основы государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства России определяются Федеральным законом № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства», который устанавливает целый ряд принципиальных правовых положений: закрепляет понятие государственной аграрной политики как одной из составляющих социально-экономической политики государства, определяет цели и меры по реализации аграрной политики в стране и устанавливает целый ряд основных направлений государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Законом впервые предусмотрено принятие пятилетней государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков на период с 2008 по 2012 гг., закрепляющей на среднесрочную перспективу все финансовые и экономические показатели действий государства по развитию отрасли. Это является неотъемлемым элементом системы планирования и прогнозирования аграрного производства. При этом государственная программа должна обязательно содержать основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, показатели результативности и расходные обязательства, в том числе распределение финансовых средств на достижение целей и задач на предстоящий период по годам [11].

На реализацию приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» в Ростовскую область за период 2006-2007 гг., по предварительным данным, было направлено финансовых средств на сумму 1878,25 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 1564,7 млн. руб.

Чтобы объективно оценить первые итоги реализации приоритетного проекта в Ростовской области необходимо сопоставить достигнутые результаты с запланированными.

Так, по одному из основных направлений «Ускоренное развитие животноводства» в регионе к 2008 г. было запланировано увеличить производство мяса на 9 % по сравнению с производством 2005 г. путем предоставления дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. При этом основным механизмом привлечения инвестиций должно было стать субсидирование части процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов.

На эти цели из федерального бюджета планировалось выделить 158,1 млн. руб. в 2006 г. и 204,1 - в 2007 г.

При этом, для реализации мер по стимулированию развития малых форм хозяйствования предусматривалось направить из федерального бюджета 111,4 млн. руб., из областного - 5,9 млн. руб., что должно позволить ЛПХ и КФХ привлечь кредитные ресурсы на сумму 1,2 млрд. руб.

Первые итоги реализации приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» в Ростовской области свидетельствуют, что в 2006 г. производство мяса увеличилось с 245,4 тыс. тонн (2005 г.) до 262,0 тыс. тонн (на 6,8 %). Однако, его производство в расчете на душу населения в 2006 г. в регионе меньше рациональной нормы потребления на 45,6 %. Дефицит мяса и мясной продукции покрывается за счет поступления на продовольственные рынки области импортного сырья и продуктов питания (импорт составляет около 25 %).

Сельскохозяйственные организации региона, участвующие в реализации национального проекта, в 2006 г. получили поддержку из областного бюджета по следующим направлениям:

• создание и модернизация животноводческих ферм (44,05 млн. руб.);

• компенсация части стоимости на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота и овец мясного направления (60 млн. руб.);

• компенсация части затрат на содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы в племенных и генофондных хозяйствах (60,9 млн. руб.) [14].

В рамках реализации приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» в регионе осуществляются меры по развитию отрасли свиноводства. Например, за период с 2006 по 2008 гг. производство мяса свинины планируется увеличить на 4 %. Проведенные за период с 2006-2007 гг. работы по строительству, реконструкции и модернизации свиноводческих комплексов позволяют выращивать до 520 тыс. голов в год.

Рост объема производства мяса свинины в регионе предопределяет ряд производственных и экономических факторов. Рассмотрим более подробно производственные факторы. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ производства (реализации) мяса свиней в сельскохозяйственных организациях Ростовской области, а также факторов, оказывающих влияние на него, позволил определить меру влияния последних на результативный показатель. В качестве основных факторов, предположительно влияющих на производство (реализацию) мяса свиней, исследовались следующие: х, - среднесуточный привес, г; х2- расход кормов на 1 голову молодняка, ц. к.е.; х3- падеж к обороту стада, %; х4- производство (реализация свиней в убойном весе) на 100 га пашни, кг; х5 - приплод на 100 свиноматок, гол.

В ходе проведенного корреляционного анализа в окончательный вариант расчета были включены все факторы, кроме х 5 (количество поросят на 100 свиноматок):

7 = 2,447 + 0,442 ^ + 1,789 + 1,366 Хз + 0,112 Х4 (1)

Коэффициент множественной корреляции R=0,96 свидетельствует о достаточно тесной связи объемов производства (реализации) мяса свиней в сельскохозяйственных организациях Ростовской области с включенными в модель факторами.

Наиболее значимым проектом в свиноводстве является проект компании ЗАО «Русская свинина», который предусматривает реализацию мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию свинокомплексов в Каменском, Миллеровском и Кашарском районах Ростовской области.

Общий объем инвестиций в создание каждого свинокомплекса оценивается в 1,6 млрд. руб. Выпуск продукции начнется в середине 2008 г., срок окупаемости проекта составит шесть лет с начала выпуска готовой продукции.

Отдельный свинокомплекс рассчитан на единовременное содержание 4,8 тыс. свиноматок и откорм 100 тыс. животных в год. Мощность одного комплекса составит около 11 тыс. тонн фасованного охлажденного мяса в год. При этом каждый свинокомплекс объединяет несколько производственных площадок, в частности, селекционно-генетический центр, участки доращивания, откорма и другие. Содержание животных будет осуществляться по технологии и с применением оборудования немецкой фирмы Big Dutcman.

В рамках реализации проекта ЗАО «Русская свинина», в конце 2007 г. завершив строительство участков откорма свинокомплекса в Каменском районе Ростовской области, приступило к строительству комбикормового завода, мясохладобойни и мясокомбината. Работы по строительству свинокомплексов в Миллеровском и Кашарском районах области были начаты в середине 2007 г.

Существует аналогичный проект строительства свинокомплекса на 100 тыс. гол. животных в Зерноградском районе при поддержке агрохолдинга «Черкизовский». Необходимо отметить, что до начала реализации приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» таких мощных комплексов по выращиванию и откорму свиней у нас в стране было только два: в Белгородской области и Краснодарском крае. Одно из самых крупных свиноводческих хозяйств Ростовской области ЗАО «Батайское» к 2008 г. планирует закончить строительство новых и модернизировать существующие помещения с целью увеличения поголовья свиней до 60 тыс. голов. Инвестиционная программа по увеличению его производственных мощностей с общим вложением капитальных затрат на сумму 270 млн. руб. была разработана Ростовским колбасным заводом ООО «РКЗ-Тавр», заинтересованным в наращивании мощностей производства свинины, с целью обеспечения своих мясоперерабатывающих предприятий собственным качественным сырьем в необходимом объеме.

Стремительными темпами в регионе развивается отрасль птицеводства. Так, в Белокалитвенском районе Ростовской области ООО «Производственная компания «Оптифуд» произвела реконструкцию ОАО «Птицефабрика «Надежда», где было запущено крупное предприятие по производству и забою мяса птицы. В Каменском районе компанией «Оптифуд» введена первая очередь комплекса по выращиванию бройлеров мощностью 12,4 тыс. т мяса в год.

В Октябрьском (сельском) районе Ростовской области в 2006 г. было завершено строительство крупнейшего в России птицекомплекса по выращиванию и переработке мяса индейки. Это совместный российско-израильский проект, который с российской стороны реализует ООО «ЕвроДон», с израильской - автор высокой технологии по производству индюшатины компания «M.A.D.», имеющая 30-летний опыт в сфере птицеводства и животноводства.

Базовое строительство мясокомбината и комбикормового завода будет осуществляться с учетом проектной мощности - 63 тыс. тонн мяса в год. Реализация масштабного проекта, стоимость которого составляет 38,2 млн. евро, осуществляется при поддержке областного и федерального бюджетов путем субсидирования процентной ставки по кредитам. Финансирует проект Внешторгбанк.

Как отмечает министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области В. Василенко, «... в 2006 году в области было произведено 28 тысяч тонн мяса птицы. Запуск нового производства компании «ЕвроДон» позволит уже через 2 года увеличить производство мяса птицы в области до 50 тысяч тонн» [14].

В целях увеличения производства продукции животноводства в регионе между администрацией Ростовской области и шестью кредитными учреждениями (ОАО «Россельхозбанк», Юго-Западный Банк Сбербанка России, ОАО «Ростпромстройбанк», ООО «Донской народный банк», ООО КБ «Донинвест», ОАО РАКБ «Донхлеббанк») заключены Генеральные соглашения о сотрудничестве, предметом которых является создание доступных условий для привлечения кредитных ресурсов не только сельскохозяйственными организациями, но и личными подсобными хозяйствами населения.

Итоги реализации Национального проекта «Развитие АПК» за 2006 г. свидетельствуют о том, что предприятиями и организациями АПК, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами региона были заключены договоры на 35 инвестиционных кредитов, 27 из которых были привлечены на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм). Сумма заключенных кредитов на эти цели составила 2147,016 млн. руб., в том числе: ОАО «Россельхозбанк» выделил 898,022 млн. руб.; ЮЗБ СБ РФ - 292,993 млн. руб.; ООО «Донской народный банк» -8,9 млн. руб.

Кроме того, в кредитовании участвовали банки, не заключившие Генерального соглашения с администрацией области, такие как ОАО КБ «Центр-Инвест», Банк внешнеэкономической торговли СССР, ОАО КБ «Возрождение» и ОАО «АКБ «ИнтрастБанк», на долю которых приходилась почти половина предоставленных кредитных ресурсов, что составило 947,099 млн. руб.

Для увеличения объемов закупок молока и скота в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, улучшения животноводческого сырья и обеспечения его дальнейшей переработки губернатором Ростовской области В.Ф. Чубом подписано постановление от 02.05.2007 г. № 178 «О порядке использования средств областного бюджета на компенсацию части затрат по приобретению молоковозов, охладителей молока и скотовозов». На эти цели из бюджета области в 2007 г. предусмотрено выделить 45,5 млн. руб.

Исследования динамики производства мяса скота и птицы (в убойном весе) во всех категориях хозяйств Ростовской области свидетельствуют о том, что производство основных видов продукции животноводства (мяса) сместилось в сторону личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ). По данным комитета статистики Ростовской области, в 2006 г. доля ЛПХ в общем объеме производства мясного сырья составила 65,7 %, сельскохозяйственных предприятий - 28,2 %, крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) - 6,1 %.

Поэтому реализации направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» администрация области уделяет особое внимание. Так, в 2006 г. хозяйствам населения и крестьянским (фермерским) хозяйствам региона было выдано

кредитных ресурсов на сумму 1,5 млрд. руб. Еще 154,0 млн. руб. кредитных ресурсов предоставлено сельскохозяйственным кредитным, снабженческо-сбытовым и перерабатывающим потребительским кооперативам. Однако, большую их часть освоить не удалось.

Особую роль в кредитовании малых форм хозяйствования играет Россельхозбанк. На его долю в 2006 г. приходилось 64,0 % выданных ссуд. По соглашению администрации Ростовской области с ОАО «Россельхозбанк» о реализации государственной финансово-кредитной поддержки предприятий АПК, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских подворий за период 2006-2008 гг. будет выделено кредитов на сумму 4,5 млрд. руб. Для облегчения доступа к кредитным ресурсам предусмотрено расширение филиальной сети ОАО «Россельхозбанк» в сельской местности.

Первые итоги реализации направления «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» свидетельствуют, что в 2006 г. 546 участникам Национального проекта «Развитие АПК» перечислено 145,7 млн. руб. субсидий (в том числе за счет средств федерального бюджета - 62,7 млн. руб., областного - 83,0 млн. руб.). Приобретено и построено 35 тыс. кв. метров жилья. В 2007 г. приобретено и построено около 39 тыс. кв. метров жилья, что позволило улучшить свои жилищные условия 600 молодым специалистам и молодым семьям. Наряду с этим, в Ростовской области разработана программа по увеличению объемов строительства и ввода в эксплуатацию малоэтажных домов в сельской местности. Так, определены площадки для возведения малоэтажных домов и новых поселков для молодых специалистов села и их семей в таких районах, как Азовский, Багаевский, Боковский, Егорлыкский, Константиновский, Мартыновский, Октябрьский, Усть-Донецкий, Целинский и Шолоховский [12].

В ходе реализации Национального проекта «Развитие АПК» в Ростовской области некоторые проблемы не позволили обеспечить выполнение отдельных его показателей. Так, государство оказалось не готово к росту отечественного производства животноводческой продукции. В результате насыщения рынка мясопродуктов дешевым импортным сырьем сохраняются низкие закупочные цены на мясо. При этом в стране не введено квотирование импорта животноводческой продукции и не урегулированы стандарты ее качества.

Многие участники национального проекта столкнулись с трудностями залогового обеспечения инвестиционных кредитов, т.к. земля и недвижимость, которые могут выступать в качестве залога, зачастую не оформлены в собственность в соответствии с законодательством.

В регионе медленно развивается кредитная кооперация. Кооперативов создано больше, чем запланировано на 2006 г., однако получение ими займов в банках пока затруднено из-за отсутствия залоговой базы.

Наряду с этим изложенные меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей при производстве животноводческой продукции, в т.ч. мяса, не носят системного характера, а незначительные объемы дотаций и компенсаций, получаемые сельскохозяйственными организациями Ростовской области на развитие животноводства (табл. 1), не могут существенно влиять на повышение эффективности производства.

Таблица 1

Динамика уровней дотаций и компенсаций затрат на развитие отрасли животноводства в сельскохозяйственных организациях Ростовской области

Приходится дотаций и компенсаций на: 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

1 руб. затрат на производство продукции животноводства, руб. 0,015 0,001 0,009 0,012 0,012 0,011 0,029

1 руб. продукции животноводства, руб. 0,052 0,005 0,029 0,037 0,029 0,026 0,066

Рассчитано по данным Ростовстата.

Практика хозяйствования показывает, что существующая в настоящее время система поддержки и регулирования деятельности сельскохозяйственных животноводческих комплексов не позволяет осуществлять финансирование производственно-хозяйственной деятельности за счет собственных средств по следующим причинам: большое количество организаций убыточны; размер собственных оборотных ресурсов не позволяет финансировать текущие производственные операции; отсутствуют частные инвестиции в производство продукции животноводства (мяса); уровень государственной поддержки недостаточен для эффективного функционирования отрасли мясного скотоводства.

Поэтому в условиях реализации Национального проекта «Развитие АПК» планирование и прогнозирование в животноводстве приобретают особое значение. Известно, что отрасль животноводства имеет свои ярко выраженные особенности и конкурентные преимущества, но одновременно и недостатки. Так, крупный рогатый скот по конверсии корма и скороспелости уступает птицеводству и свиноводству. Однако, для получения высококачественного диетического мяса говядины используют недорогие сочные и грубые корма. Чтобы усилить преимущества и нейтрализовать недостатки, возникает необходимость планирования и прогнозирования производства животноводческой продукции, т.к. именно план и прогноз способствуют оптимизации выбора в условиях ограниченности ресурсов, обеспечивая снижение издержек и рост прибыли [13].

Потребность в планомерном развитии отечественной отрасли животноводства, как и агропромышленного производства в целом, вызвана самим процессом экономического развития и его главной целью - повышением эффективности производства, который включает в себя следующие аспекты производственно-хозяйственной деятельности: совершенствование обеспечения материально-техническими ресурсами, способствующего сокращению затрат труда на единицу продукции; привлечение инвестиций, способных разрешить ключевые проблемы отрасли мясного скотоводства; интеграцию и кооперацию производства; сбалансированность экономического и социального развития [4].

Планирование и прогнозирование развития АПК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления имеет свои особенности. Эти особенности определяются, прежде всего, задачами устойчивого и планомерного развития АПК и путями их решения, а также выбором наиболее характерных тенденций, которые станут в перспективе определяющими для агропромышленного комплекса. Современная практика организации планово-прогнозной работы в АПК нашей страны представлена на рисунке.

федеральный уровень

Рис. 1. Практика планово-прогнозной работы в АПК (по данным [6])

Так, Министерством экономического развития РФ определяется перечень показателей, необходимых для составления российского прогноза и других нужд центра, сценарные условия функционирования экономики и методические рекомендации по формированию отдельных показателей и разделов прогноза или дополнения и изменения к ним на предстоящий прогнозный период, и доводятся до субъектов РФ. В свою очередь, последние выполняют те же действия по отношению к сельским административным районам.

На муниципальном уровне решаются вопросы социального развития территории, определяются ориентирующие показатели производства продукции, которые являются информационной базой для разработки прогноза социально-экономического развития региона. На региональном уровне данные по району уточняются и корректируются в соответствии с тенденциями статистической динамики, составленный прогноз направляется в Министерство экономического развития и торговли РФ.

Показатели прогноза, в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком его разработки, выступают в качестве основных ориентиров для бюджетного планирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Следовательно, прогноз не является инструментом прямого воздействия на процесс управления экономикой, его влияние осуществляется через бюджеты [6].

В настоящее время большинство хозяйств АПК не полностью используют возможности планирования как инструмента повышения эффективности своего производства: полностью отсутствует система составления текущих и среднесрочных планов; такие важные элементы планирования, как прогноз и сценарий, не разрабатываются.

По нашему мнению, основным препятствием при осуществлении эффективной прогностической деятельности в управлении аграрным производством является недостаточная развитость соответствующей базы и ее составляющих: кадровой, методологической, аппаратно-программной и информационной.

С позиции планирования и прогнозирования деятельности предприятий в условиях рынка необходимо, чтобы план и прогноз не были формальными документами, а выражали глубоко продуманную стратегию и тактику ведения хозяйственной деятельности, способствовали продвижению продукции на новые рынки сбыта и улучшению социального положения работников.

Сложившаяся сегодня в аграрном производстве методология и методика планирования и прогнозирования базируется на концепции централизованного народнохозяйственного планирования и не в полной мере соответствует рыночному механизму хозяйствования. Основным недостатком данного подхода является следующее: сельхозтоваропроизводители необоснованно отказались от перспективного планирования и прогнозирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды.

Принимаемые плановые решения охватывают период не более года. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и прогнозирования, снижает эффект от их применения в производственно-хозяйственной деятельности. Планово-прогнозные документы, будучи по своей форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации. Вместо обоснованных прогнозных значений используются основные показатели производственно-финансовых планов, которые корректируются

интуитивно, согласно уровню знаний специалистов. Разделы текущих планов разрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-финансовой деятельности и структурным подразделениям предприятия [1].

Одной из причин такого положения является отсутствие методического обеспечения, формирование которого относится к обязанностям не только соответствующих подразделений органов управления отраслью сельского хозяйства, но и науки [2].

Во всех зарубежных странах существует единое мнение, что АПК как важнейший сегмент экономики требует для своего нормального развития долговременных прогнозов и программ. Только долгосрочное прогнозирование позволяет разумно инвестировать средства в сферы агропромышленного комплекса.

Прогнозирование развития аграрного производства в странах с развитой рыночной экономикой играет вполне конкретную роль: во-первых, показывает тенденции и направления развития сельского хозяйства за счет своих внутренних факторов и факторов внешней экономической среды, особенно рынка без вмешательства государства; во-вторых, служит определенной базой для программ аграрной политики.

Важнейшей формой планирования в США является прогнозирование на длительную перспективу - стратегическое планирование, применяемое на федеральном уровне, штатов и организаций. Его суть заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, в реализации которых основную роль играет государство, обеспечивая основу для всех управленческих решений. Кроме того, в США наблюдается широкое развитие регионального и отраслевого прогнозирования, которое позволяет уточнить и оптимизировать общегосударственные прогнозы и программы по регулированию сельскохозяйственного производства [7].

В большинстве стран Западной Европы разрабатываются среднесрочные прогнозы развития, которые финансируются за счет средств, выделяемых на регулирование экономики.

Особенностью азиатской системы планирования и прогнозирования АПК (Япония и Китай) является использование системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технологических программ. Планы-программы носят индикативный характер и разрабатываются по заданию правительства. Рычагами и стимулами для достижения целей в планах-программах являются: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, госзаказ [9].

В условиях становления рыночных отношений хозяйствования одной из основных статей планирования и прогнозирования отечественного производства продукции животноводства (мяса) является учет затрат, поскольку именно затраты характеризуют себестоимость производимой продукции, ее конкурентоспособность и рентабельность. Более глубокий анализ затрат на производство продукции отрасли мясного скотоводства в Ростовской области позволяет выявить основные направления совершенствования системы планирования и прогнозирования деятельности сельскохозяйственных организаций при производстве мяса.

Наиболее эффективный анализ затрат отрасли мясного скотоводства при планировании производства животноводческой продукции (мяса) в сельскохозяйственных организациях можно получить при использовании индексного метода, который позволяет выявить закономерности изменений затрат и себестоимости в

динамике, исследовать факторы, влияющие на их формирование, изучить себестоимость производства отдельных видов продуктов. Объектом нашего исследования выступают сельскохозяйственные организации Ростовской области.

Так, расчет индекса ассортиментных сдвигов позволит выявить динамику себестоимости продукции отрасли мясного скотоводства региона, а также определить продукты, производство которых следует увеличить (табл. 2). Индекс ассортиментных сдвигов рассчитывается как отношение агрегатного индекса, взвешенного по весам текущего периода. Применительно к себестоимости продукции он имеет следующий вид:

J _ ^ . .

ассорт. сдвигов V ' ' V ' ' V /

Исследования показали, что данный индекс можно определить и с помощью отношения агрегатных индексов физического объема продукции, где в качестве весов выступает себестоимость продукции текущего и базисного периодов:

т _ . 1г0

ассорт.сдвигов V ' ' V ' ' V /

ог1 / ,&о2о

где - количество продукции за базисный и отчетный периоды;

год - себестоимость единицы продукции за базисный и отчетный периоды.

Результаты расчетов по выше приведенным формулам совпали. Индекс ассортиментных сдвигов в целом по отрасли мясного скотоводства региона в 2006 г. по сравнению с 2000 г. составил 99,9 %. При выращивании и откорме КРС индекс ассортиментных сдвигов составил 98,99 %, свиней - 99,99 %, овец и коз - 100,1 %, птицы - 100,0%.

Из этого следует, что ассортиментные сдвиги не оказали существенного влияния на снижение затрат как по отдельным видам продукции, так и в целом по отрасли мясного скотоводства.

Индекс себестоимости, взвешенный по весам текущего периода, оказался меньше индекса, взвешенного по весам базисного периода. Данный факт указывает на наличие обратной корреляционной зависимости между индивидуальными индексами себестоимости и индивидуальными индексами производства отдельных видов продукции. Следовательно, экономически эффективно увеличивать производство продуктов, по которым в отчетном периоде добились наибольшего относительного снижения себестоимости по сравнению с базисным, что является одной из причин резкого увеличения поголовья свиней, птицы, овец и коз в сельскохозяйственных организациях региона.

Определить изменение уровня затрат за счет изменения физического объема продукции можно путем деления агрегатной формы индекса физического объема затрат на индекс ассортиментных сдвигов. Так, в наших расчетах изменение затрат при увеличении объемов производства мяса составило в целом по отрасли мясного скотоводства 136,8 %; по КРС - 95,1 %; по свинине - 124,8 %; овцам - 131,3 %; птице - 213,9 %. На основании изложенного можно сделать вывод, что при планировании и прогнозировании производства мяса в сельскохозяйственных организациях существенное влияние на формирование структуры затрат отрасли мясного скотоводства оказывает себестоимость производства отдельных видов мяса скота и птицы.

Таблица 2

Индексный анализ затрат отрасли мясного скотоводства в сельскохозяйственных организациях

Ростовской области за 2000 - 2006 гг.

Продукция Объем производства, тыс. т Себестоимость 1 тонны, руб. . * и, раз • * % Затраты на производство, млн. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 г. 2006 г. 2000 г. 2006 г. Шъ 2181 2081 21Й0

Мясо (в убойном весе), всего 144,8 187,0 X X X 129,1 3165,9 8293,6 4143,0 6623,5

В том числе: КРС 41,0 39,0 16510 43723 2,6 105,1 676,9 1705,2 643,9 1792,6

свиней 80,0 99,8 25203 51350 2,0 124,8 2016,2 5124,7 2515,3 4108,0

овец и коз 3,2 4,2 10432 31301 3,0 131,2 33,4 131,5 43,8 100,2

птицы 20,1 43,0 21861 30982 1,4 213,9 439,4 1332,2 940,0 622,7

Итого по мясному скотоводству X X X X X X 3165,9 8293,6 4143,0 6623,5

*См. формулы (2), (3).

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что применяемые в настоящее время государством различные варианты методов планирования и прогнозирования производства продукции животноводства недостаточны для комплексного и эффективного решения задач структурной перестройки и конкурентоспособного развития отрасли мясного скотоводства.

Мы считаем, что запланированные в рамках Национального проекта «Развитие АПК» меры по поддержке отрасли мясного скотоводства, такие как доступность кредитных ресурсов, наращивание генетического потенциала сельскохозяйственных животных и другие, должны стать основой коренных преобразований мясной отрасли. При этом, с точки зрения планирования и прогнозирования, реализация направления «Ускоренное развитие животноводства» должно способствовать притоку в отрасль мясного скотоводства полномасштабных финансовых ресурсов, эффективных мер государственной поддержки и специализированных механизмов регулирования.

Мы разделяем точку зрения некоторых экономистов, считающих, что необходима государственная целевая программа развития мясного подкомплекса России, в том числе мясного скотоводства, которая «... должна стать не формальным «обозначением приоритетов», а действенным фактором структурных преобразований - по крайней мере, до тех пор, пока в мясной подкомплекс не начнут поступать частные отечественные и зарубежные инвестиции [8].

Разработка и реализация целевой программы развития мясного комплекса на уровне государства позволит добиться устойчивого и конкурентоспособного роста отечественного производства мяса во всех категориях хозяйств, обеспечить и сохранить на длительную перспективу продовольственную безопасность страны.

При этом планомерное и устойчивое развитие отрасли мясного скотоводства предполагает осуществление со стороны государства как закупочных интервенций, так и товарных интервенций для регулирования рынка животноводческой продукции.

Такой программой развития отрасли мясного скотоводства может стать региональная госпрограмма «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков на период 2008 -2012 гг.», разработанная Министерством сельского хозяйства Ростовской области, где большое внимание уделяется развитию мясопродуктового продкомплекса региона. В соответствии с этой госпрограммой к 2012 г. прогнозируется увеличение производства мяса во всех категориях хозяйств региона по первому сценарию на 27 %, по второму - на 31 % по сравнению с производством 2007 г.

При этом для наиболее вероятного выполнения условий первого (инерционного) сценария необходимо сохранить сложившиеся тенденции роста отрасли мясного скотоводства, т.к. в основу экстраполяционных расчетов заложены их темпы развития.

Второй (инновационный) сценарий предполагает наряду с привлечением дополнительных финансовых ресурсов разработку на уровне государства экономических рычагов, обеспечивающих устойчивое и планомерное развитие животноводства, основными из которых являются: льготное кредитование и налогообложение; оптимизация ценовой политики; квотирование импорта животноводческой продукции; государственное планирование; разработка целевых программ и т.п.

В целом выполнение мероприятий, предусмотренных Национальным проектом «Развитие АПК», должно обеспечить устойчивое и планомерное развитие отечественной отрасли животноводства, повысить инвестиционную активность и конкурентоспособность мясного скотоводства, увеличить потребление основных продуктов питания на душу населения и вклад АПК в удвоение валового внутреннего продукта.

В будущем развитие аграрного сектора должно способствовать формированию эффективного и устойчивого агропромышленного производства, при котором будет обеспечена продовольственная безопасность страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бортников B.C. Типологизация форм и видов планирования // Модели индикативного планирования социально-экономического развития сельских территорий: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ВНИИЭиН, РГЭУ «РИНХ», 2006. С. 61 - 66.

2. Гарькавый В.В. Планирование сельского социально-экономического развития - интегральный и динамический процесс // Модели индикативного планирования социально-экономического развития сельских территорий: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ВНИИЭиН, РГЭУ «РИНХ», 2006. С. 3 - 9.

3. Горбунов Г. Путь к масштабному обновлению отечественного агропроизводства // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 7. С. 3 - 4.

4. Милосерд ob B.B. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и пути их решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 5. С. 4 - 6.

5. Миндрин A.C. Экономическая сущность индикативного планирования // Модели индикативного планирования социально-экономического развития сельских территорий: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ВНИИЭиН, РГЭУ «РИНХ», 2006. С. 20 - 24.

6. Модели прогнозирования сельскохозяйственного производства/ Под ред. академика РАСХН В.В. Кузнецова. Ростов н/Д: ВНИИЭиН, 2003. 43 с.

7. Петрюк H.H., Губская Е.В. Планирование и прогнозирование развития АПК: учебное пособие. Белгород: Изд. БелГСХА, 2005. 166 с.

8. Посунько А., Посунько В. Мясной подкомплекс России и мировой рынок // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. № 3. С. 11.

9. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие по экон. специальностям вузов / В.И. Борисевич, Ю.М. Трушин, Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. Минск.: Экоперспектива, 2000. 432 с.

10. Тарасов А.Н. Индикативное планирование в системе государственного регулирования сельского хозяйства: прогнозы и национальный проект развития АПК // Модели индикативного планирования социально-экономического развития сельских территорий: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ВНИИЭиН, РГЭУ «РИНХ», 2006. С. 9 - 14.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

12. Чуб В.Ф. По пути динамичного устойчивого развития // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 5. С. 14-15.

13. Экономическое прогнозирование производства основных видов сельскохозяйственной продукции на юге России / В.В. Кузнецов, А.Н. Тарасов, В.Л. Дунаев и др. Ростов н/Д: ВНИИЭиН, 2005. 202 с.

14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Шр:/Лу\у\у. donland.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.