Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 53:37.016
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Проблема внедрения цифровой техники в учебный процесс в ходе подготовки специалистов в образовательной области «Технология» требует творческого подхода поскольку собственно предметная база подготовки таких специалистов крайне широка. Активизация межпредметных связей как с естественнонаучными дисциплинами (физика, химия), так и с другими предметными блоками требует творчества в адаптации цифровой техники к конкретной учебной дисциплине.
Ключевые слова: компьютерное обучение, информационные технологии, педагогическая информатика, учебный процесс, компьютерные технологии.
Отличительной чертой современного периода развития образования и общества в целом является повсеместное использование компьютерных технологий с соответствующим программным обеспечением в любой сфере деятельности. Кроме того, современное общество испытывает потребность в деятельных, инициативных, компетентных людях, обладающих целым комплексом интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений. Поэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том, чтобы вооружить будущих специалистов знаниями и навыками использования современных компьютерных технологий; умениями легко ориентироваться в информационном пространстве, работать с текстом, выделяя его ключевые знаки, анализировать информацию, делать обобщения и выводы; способностями генерировать идеи, привлекая знания из других областей, находить множество вариантов решения проблемы и при этом точно прогнозировать последствия того или иного решения; и способностями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, лаконично и емко излагать свои мысли, обладать высокой речевой культурой. При этом необходимо всем обучающимся не просто дать утилитарные знания, а научить их грамотно применять для эффективного решения профессионально значимых задач в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, перед образованием стоит задача воспитания специалиста, обладающего интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями, реализовать которую можно, используя новые формы и методы обучения, среди которых все чаще используется новая технология - проектная методика. Одна из главных целей которой заключается в развитии познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Проектная методика представляет собой способ решения выделенной задачи через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным определенным образом. Кроме того, являясь результатом коллективных усилий, она предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины информационного обеспечения, творческого вклада каждого участника в разработку конечного продукта - проекта. В основе проектной методики лежит творческая составляющая, включающая в себя элементы научного исследования, проведения логического анализа, сложные межличностные отношения. Кроме того, использование проектной методики в образовании способствует повышению речевой и коммуникативной культуры, поскольку создание проекта предполагает постоянное творческое и деловое общение, активное обсуждение текущих проблем. Обучающиеся получают навыки работы с текстовым, табличным редактором, освоит навыки разработки презентации и web-сайта, а также освоит
МАМЕДОВ ИСРАИЛ МУСА ОГЛЫ
доктор философии по физике, АГПУ, Баку, Азербайджан
Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
основные принципы публичной защиты разработанного проекта, что позволит не только получить соответствующую оценку за проделанную работу, но и получить конструктивные замечания, которые будут способствовать продуктивной творческой работе в дальнейшей деятельности.
Итак, в основу проектной методики положены принципы самостоятельной исследовательской деятельности, которые в своей организации основываются на принципах проектирования. А сам исследовательский проект можно считать движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя-ученика и учителя-координатора, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как в результате получается реальный продукт в законченной и оформленной исследовательской работе. Кроме того, исследовательский проект становится не только формой, средством и принципом организации взаимодействия между участниками, но и мотивом этой деятельности.
Таким образом, использование проектной методики на основе средств информационных технологий в образовании заметно повышают интерес учащихся не только к отдельным образовательным программам, но и к образованию в целом, что позволяет увидеть динамику повышения эффективности обучения. Они способствуют развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений каждого участника, задействованного в проектной деятельности, так как формируют навыки грамотной работы с информацией (умения анализировать, обобщать и делать выводы), генерирования знаний из различных предметных областей, поиска множества вариантов решения проблемы и прогнозирования последствий, грамотного обоснования выбранной темы, владения диалогом.
1. И.М.Мамедов.А.Г.Рзаева.Применения современных информационных технологии на уроках физики//» XIV Глобальные науки и инновации 2021:Центральная Азия».Международный научно-практический журнал №3(14),22-27 октября 2021.II том.Нур-Султан(Астана),Казахстан.ст.84-86.
2. И.М.Мамедов.Использование проблемных ситуации на уроках физики для развития деятельностно-творческой компетенции учащихся//Научно-издательский центр»ВЕСТНИК НАУКИ»Научный журнал.Инновационные научные исследования:сетовой журнал-2021.№4- 2(6) апрель 2021.г.УФА.ст:95-103.
3. Мамедов.И.М.Применение комьпютерных моделей в процессе обучения.//Научно-издательский центр»ВЕСТНИК НАУКИ».Научный журнал.Инновационные научные исследования:сетовой журнал-2022 №4-2(18) г.УФА.ст:96-99.
4. Мамедов.И.М.Практическая реализация методики использования компьютерных технологии при изучения физики//ELS/Межд.науч.-практич.журнал.20 яанварья.2023.Алматы,Казахстан.ст:58-60.
5. Мамедов.И.М.Эффективность компьютерных моделей на уроках физики.//ELS/Межд.науч.-практич.журнал №2.7-15 июня 2024;Алматы,Казахстан 27-28
6. И,М,Мамедов,Сравнительная хазактеристика традиционного и инновационного методов обучения//ELS/Международный научно-практический журнал.№2; 5 февралья 2024. .Алматы,Казахстан.ст: 115-117.
7. Мамедов.И.М.Роль информационных технологий в организации проектой творческой деятельности.// Межд.научно- практич. журнал»Ш THE WORLD OF SCIENCE EDUCATION» 20 августа 2024/Б^/Астана,Казахстан.ст:32-34.
ЛИТЕРАТУРА