Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 53:37.016
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ДЛЯ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация: Учебный физический эксперимент представляет основную часть содержания школьного курса физики. Эксперимент служит источником знаний, даёт основу для теоретического анализа явления. Учебный эксперимент приближает учащихся к жизни и усвоению законов природы. Характер учебного эксперимента определяется целями и задачами обучения физике.
Ключевые слова: физический эксперимент, средняя школа, демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, компьютерные технологии.
В настоящее время система учебного физического эксперимента включает следующие его виды: демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, кратковременные практические работы, физический практикум, экспериментальные задачи.
Имеются недостатки работы с учебными программами по физическому эксперименту:
- материал подается в условной форме, сильно сжатой и однообразной;
- диалог с программой лишен эмоциональности;
- не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
- помимо ошибок в изучении учебного материала, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки;
- ошибки работы с программой;
-среди имеющегося программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок.
Компьютерные технологии можно использовать для любых целей. Например, используются компьютерные лабораторные работы, которые позволяют включать учащихся в совместную учебную деятельность, развивать у них экспериментальные умения, коммуникативные умения и первичные умения пользования компьютером, необходимые в современной профессиональной деятельности.
Предлагаются использовать компьютерные технологии для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Использует методический комплект «Живая физика», разработанный Институтом Новых технологий, который включает в себя:
- Компьютерные эксперименты;
- Задания для самостоятельной работы;
- Компьютерные иллюстрации.
Применяются на уроках физики тестирование, используя редакторы тестов SuperTest и MyTestX. Используя тесты по разной тематике, систематически контролирует знания учеников и постепенно приучает их к выполнению тестовых заданий.
Но есть ряд педагогов, которые сомневаются в реальности достижения компьютерной грамотности в средней школе по причинам:
• компьютеры есть еще одно средство отвлечения внимания детей в классе;
• учителя физики имеют недостаточную профессиональную подготовку в области вычислительной техники;
• компьютеризация даст поколение, не способное в уме складывать и вычитать;
• компьютер - очередная причуда, подобная лингафонным кабинетам и телестудиям в классах, не способная оказать заметного влияния на школьное образование. Следует отметить преимущества работы с учебными компьютерными программами.
МАМЕДОВ ИСРАИЛ МУСА ОГЛЫ
доктор философии по физике, АДПУ, Баку, Азербайджан
Это:
Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
> оптимизация темпа работы ученика естественным образом;
> легко достижимая уровневая дифференциация обучения;
^ становление учащегося субъектом обучения, так как программа
^ требует от него активного управления;
^ сокращение времени выработки необходимых технических навыков;
^ создание на уроке игровой, познавательной ситуации с помощью
> компьютерной анимации;
> диалог с программой приобретает характер игры, и у учащихся повышается мотивация учебной деятельности.
У современной школы нет иного выбора, кроме адаптации ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации - научить школьников обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. Если компьютерная деятельность ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а наоборот, способствовать развитию повышенного интереса к нему.
Таким образом, можно считать, что для достижения реальных качественных результатов обучения, необходимо разумно сочетать компьютерный и реальный эксперимент.
1. Каменецкий, С. Е. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы // С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева и др. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -384 с.
2. Капранова, М. Н. Школьное информационное пространство // Технологии. 2012. № 4 (4).
3. Падерин, Е. В. Возможности использования компьютера при обучении физике // Физика в школе. 2000. №6. - 27 - 34с.
4. Василенко Г.А. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя физики / Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: Материалы международной научно- методической конференции (29-30 октября 2014 г.). Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2014. - 143-144с.
5. Лаптев, В. В. Компьютерные технологии на уроках физики. - СПб.: Образование, 1995.- 68 с.
6. Умарова, Л. Х. Использование комплекса упражнений по физике, основанных на компьютерном модельном эксперименте: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2005. -
7. Смирнов, А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб заведений / А. В. Смирнов. - М.: Академия,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
27с.
161с.
2008. - 240с