УДК 53:37.016
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: В настоящее время изменяются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностноориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниевоориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечивают современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебновоспитательный процесс отечественной школы. Актуальна проблема внедрения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в систему методической подготовки преподавателя физики в университете.
Ключевые слова: творческая деятельность, средняя школа, исследовательская деятельность, образовательные программы, компьютерные технологии.
Отличительной чертой современного периода развития образования и общества в целом является повсеместное использование компьютерных технологий с соответствующим программным обеспечением в любой сфере деятельности. Кроме того, современное общество испытывает потребность в деятельных, инициативных, компетентных людях, обладающих целым комплексом интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений. Поэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том, чтобы вооружить будущих специалистов знаниями и навыками использования современных компьютерных технологий; умениями легко ориентироваться в информационном пространстве, работать с текстом, выделяя его ключевые знаки, анализировать информацию, делать обобщения и выводы; способностями генерировать идеи, привлекая знания из других областей, находить множество вариантов решения проблемы и при этом точно прогнозировать последствия того или иного решения; и способностями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, лаконично и емко излагать свои мысли, обладать высокой речевой культурой. При этом необходимо всем обучающимся не просто дать утилитарные знания, а научить их грамотно применять для эффективного решения профессионально значимых задач в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, перед образованием стоит задача воспитания специалиста, обладающего интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями, реализовать которую можно, используя новые формы и методы обучения, среди которых все чаще используется новая технология - проектная методика. Одна из главных целей которой заключается в развитии познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Проектная методика представляет собой способ решения выделенной задачи через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным определенным образом. Кроме того, являясь результатом коллективных усилий, она предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины информационного обеспечения, творческого вклада каждого участника в разработку конечного продукта - проекта. В основе проектной методики лежит творческая составляющая, включающая в себя элементы научного исследования, проведения логического анализа, сложные межличностные отношения. Кроме того, использование проектной методики в образовании способствует
МАМЕДОВ ИСРАИЛ МУСА ОГЛЫ
доктор философии по физике, АГПУ, Баку, Азербайджан
повышению речевой и коммуникативной культуры, поскольку создание проекта предполагает постоянное творческое и деловое общение, активное обсуждение текущих проблем. Обучающиеся получают навыки работы с текстовым, табличным редактором, освоит навыки разработки презентации и web-сайта, а также освоит основные принципы публичной защиты разработанного проекта, что позволит не только получить соответствующую оценку за проделанную работу, но и получить конструктивные замечания, которые будут способствовать продуктивной творческой работе в дальнейшей деятельности.
Итак, в основу проектной методики положены принципы самостоятельной исследовательской деятельности, которые в своей организации основываются на принципах проектирования. А сам исследовательский проект можно считать движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователяученика и учителя-координатора, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как в результате получается реальный продукт в законченной и оформленной исследовательской работе. Кроме того, исследовательский проект становится не только формой, средством и принципом организации взаимодействия между участниками, но и мотивом этой деятельности.
Таким образом, использование проектной методики на основе средств информационных технологий в образовании заметно повышают интерес учащихся не только к отдельным образовательным программам, но и к образованию в целом, что позволяет увидеть динамику повышения эффективности обучения. Они способствуют развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений каждого участника, задействованного в проектной деятельности, так как формируют навыки грамотной работы с информацией (умения анализировать, обобщать и делать выводы), генерирования знаний из различных предметных областей, поиска множества вариантов решения проблемы и прогнозирования последствий, грамотного обоснования выбранной темы, владения диалогом.
ЛИТЕРАТУРА
1. И.М.Мамедов, Использовании проблемных ситуаций на уроках физики для развития деятельностно-творческой компетенции учащихся/ШАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКИИ ЦЕНТР»ВЕСТНИК НАУКИ»НАУЧНЫИ ЖУРНАЛ;Инновационные научные исследования:сетовой журнал-2021;№4-2(6) Апрель2021,г,УФА,ст,95-103.
2. Мамедов.И.М.А.Г.Рзаева.Применения современного информационных технологии на уроках физики // ГЛОБАЛЬНЫЕ НАУКИ И ИННОВАЦИИ 2021:»ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ»МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ№3(14).22-27 октября 2021.Серия»Педагогические науки» Птом. Нур-Султан(Астана),Казахстан.ст.84-86
3. И.М.Мамедов.Применении компьютерных моделей в процессе обучения//Научно-издательский центр»ВЕСТНИК НАУКИ»Научный журнал:Инновационные научные исследования:сетовой журнал-2022№4-2(18) Апрель 2022.г.УФА.ст.96-99
4. Мамедов.И.М.Особенности внедрения компьютерных технологии в обучение физике в школе/ZENDLESS LIGHT IN SCIENCE:Международный научно-практический журнал.17 декабря2022.Алматы,Казахстан ст.29-31
5. Мамедов.И.М.Использовании компьютерного моделей для исследовательской деятельности учащихся по физике в профильных классах.//»Глобальные науки и инновации 2022:Центральная Азия».Международный научно- практический журнал№4(18) 15 декабрь 2022.Астана,Казахстан.ст.34-36.
6. Мамедов.И.М.Практическая реализация методики использования компьютерных технологии при изучение физики.//ENDLESS LIGHT IN SCIENCE/Международный научно-практический журнал.20 январья 2023.Алматы,Казахстан.ст.58-60.
7. Мамедов.И.М.Использовании компьютерною моделей на уроках физики.//ELS. Международный научно-практический журнал.30 нояабря2023.АлматыКазахстан.ст.27-28.
8. Мамедов.И.М.Сравнительная характеристика традиционного и инновационного методов обучения.//ELS/Международный научно - практический журнал №2.5 февраль2024.Алматы,Казахстан.ст.115-117
9. Мамедов.И.М.Инфозмационные технологии в физическом эксперименте для средней школы. SCIENCE AND TECHNOLOGIES /XI Международная научно-практическая конференция.25 мая2024.Алматы, Казахстан.ст.40-42.
10. Мамедов.И.М.Эффективность компьютерных моделей на уроках физики.//ELS/Между-народный научно-практический журнал№2.7-15июня2024.Алматы,Казахстан.ст.27-28.
11. Мамедов.И.М.Использовании компьютеров при обучении физике в средней школеУ/ELS Международный научно-практический журнал.№2/2 EXTRA,5 август 2024.Алматы,Казахстан.ст.19-21.
12. Мамедов.И.М.Возможности педагогического образования по создании электронных приложений к урокам по физикеУ/X Internftinal Scientific and practical conference" SCIENCE and TECHNOLOGIES'^ март 2024.Алматы,Казахстан.ст.151-152.