Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / проектная деятельность со школьниками / формирование исследовательской и информационной компетенций / educational process / project activity with schoolchildren / formation of research and information competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир. Важнейшие черты поведения ребёнка это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой творческой деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектный метод. Задача современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. В работе описан опыт реализации инновационного проекта со школьниками «Развитие исследовательской и информационной компетенций обучающихся в условиях взаимодействия Школа-ВУЗ» в рамках сотрудничества ФЕБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» и БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №135 им. Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientists claim that the child has a biologically determined need to explore the world. The most important features of a child's behavior are curiosity, the desire for observations, experiments and discoveries, the need to get fresh impressions, independent search activity. It is this orientation of children's behavior that generates the need to find ways to successfully organize such creative activity. The project method perfectly copes with the creation of the necessary environment for the realization of the needs for search activity. The task of a modern school is to create the necessary full-fledged conditions for the personal development of each child, the formation of an active position, the subjectivity of the student in the educational process. The paper describes the experience of implementing an innovative project with schoolchildren "Development of research and information competencies of students in the context of School-University interaction" within the framework of cooperation between the Omsk State Pedagogical University and the Omsk State Educational Institution "Secondary School No.135 named after. Hero of the Soviet Union Alexey Petrovich Dmitriev".

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

7. Реднева, Т.А. Реализация модели ESA в обучении иноязычной диалогической речи / Т.А. Реднева, A.C. Шимичев // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 79-4. - С. 176-180

8. Фролова, C.B. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / C.B. Фролова, E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10 -№4. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-6 (дата обращения 12.09.2023)

9. Чиркова, Е.И. Использование смешанных опор в смешанном обучении / Е.И. Чиркова, Е.М. Зорина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 4(77). -С. 355-361

10. Шимичев, A.C. Развитие творческого потенциала обучающихся на основе интегративного подхода к овладению иностранным языком / A.C. Шимичев // Обучение, тестирование и оценка: материалы Международ, конф. Нижний Новгород: НГЛУ,-2021. - Вып. 20,-С. 201-205

11. Шимичев, A.C. Творчество как компонент методической компетентности учителя иностранного языка / A.C. Шимичев //Мир университетской науки: культура, образование. -2020. -№ 8. - С. 81-84

12. Smiciklas, M. The Power of Infographies: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audience / M. Smiciklas. - Indianapolis, Indiana, USA, 2012. - 224 p.

13. Tufte, E.R. The visual display of quantitative information / Edward R. Tufte. - Cheshire (Conn.): Graphics press, Cop. 1983.- 197 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир. Важнейшие черты поведения ребёнка - это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой творческой деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектный метод. Задача современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. В работе описан опыт реализации инновационного проекта со школьниками «Развитие исследовательской и информационной компетенций обучающихся в условиях взаимодействия Школа-ВУЗ» в рамках сотрудничества ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» и БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №135 им. Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева».

Ключевые слова: образовательный процесс, проектная деятельность со школьниками, формирование исследовательской и информационной компетенций.

Annotation. Scientists claim that the child has a biologically determined need to explore the world. The most important features of a child's behavior are curiosity, the desire for observations, experiments and discoveries, the need to get fresh impressions, independent search activity. It is this orientation of children's behavior that generates the need to find ways to successfully organize such creative activity. The project method perfectly copes with the creation of the necessary environment for the realization of the needs for search activity. The task of a modern school is to create the necessary full-fledged conditions for the personal development of each child, the formation of an active position, the subjectivity of the student in the educational process. The paper describes the experience of implementing an innovative project with schoolchildren "Development of research and information competencies of students in the context of School-University interaction" within the framework of cooperation between the Omsk State Pedagogical University and the Omsk State Educational Institution "Secondary School No.135 named after. Hero of the Soviet Union Alexey Petrovich Dmitriev".

Key words: educational process, project activity with schoolchildren, formation of research and information competencies.

Введение. В настоящее время метод проектов набирает всё больше и больше популярности, ведь обладание умениями выполнения проектной деятельности является одним из критериев освоения, как основной образовательной программы основного общего образования, так и среднего общего образования. Проект предоставляет возможность современному ученику получить всевозможные готовые знания из разных источников, а кроме того проект предоставляет ему уникальную возможность по самостоятельному поиску истины в наиболее интересующем вопросе, углублению и расширению собственных познаний, а вместе с тем обучению совершенно новым навыкам самостоятельно или улучшению имеющихся. Кроме того в рамках работы над проектом дети, обучающиеся в школьных учреждениях, учатся такому навыку, как выявление проблемы из реальной (фактической) ситуации, а также грамотному и четкому формулированию цели, которая будет измерима и достижима, правильному формулированию и выражению своих мысли. Помимо этого, создание проекта по определенным стандартам позволяет ученикам понять формат данного вида деятельности, что определенно пригодиться им в будущем, а именно в ходе написания курсовых и дипломных работ [1].

Цели современного российского образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру, они сформулированы в нормативных документах, в том числе в законе РФ «Об образовании». Ведь именно от определения цели зависит выбор содержания, а также использование определенных средств и методов обучения. Основная цель современного образования заключается в формировании и развитии тех качеств личности, которые необходимы непосредственно самой личности и обществу для включения в социально значимую деятельность.

Изложение основного материала статьи. Проведенный анализ специализированной литературы по психологии, педагогике и методической деятельности, а кроме того анализ имеющегося практического опыта разных школ позволил сделать вывод о том, что интерес к применению, в рамках образовательного процесса, проектной деятельности (далее - ПД) прибывает на достаточно высоком уровне. Стоит отметить, что рассматриваемый вопрос изучается учеными на протяжении уже многих лет. В связи с этим нельзя не выделить наиболее выдающихся зарубежных и отечественных исследователей в

данной области: Д. Вилфорд, Д. Гласс, К. Ингенкамп, Дж. Стенли, В.П. Беспалько, В.Г. Кузнецов, А.Н. Майоров, А.И. Огорелков, П.И. Пидкасистый, С.С. Степанов, И.А. Цатурова, М.Б. Челышкова [8].

Внедрение ПД на уроках и во внеурочное время способствует: развитию у обучающихся творческого потенциала и имеющихся у них способностей; формированию таких условий, которые необходимы доя обретения каждым отдельным учеником универсальных (стандартных) навыков и знаний ПД; созданию на уроке такой ситуации, как ситуация «успеха»; активной подготовке обучающихся школьников к будущей жизни в обществе, где они могут столкнуться с различными проблемами и нестандартными ситуациями [2].

Под «ПД» понимается такая технология, которая основана на научном методе познания, а также она подразумевает под собой решение обучающимися всевозможных творческих задач под непосредственным руководством своего педагога. При этом под ПД школьников понимается познавательная, учебная и творческая деятельность, что способствует решению конкретной задачи, представленной в форме проекта. Подчеркивается, что использование в рамках образовательного процесса такого метода, как проектный метод предполагает раскрытие и развитие личности ученика при его самостоятельной деятельности именно с творческой стороны. Во главе ПД находится сам школьник, у которого появляется уникальная возможность реализовать себя со всех сторон, проявить активность и инициативность, а также и ощутить успех от результата. Следовательно, благодаря проектному методу обучающийся обладает возможностью объединить теоретические и практические знания и навыки, чтобы применить их на практике и добиться успеха [4].

Цель проектной образовательной технологии состоит в формировании таких условий, которые способствует всесторонней активизации у школьника: познавательного интереса, самостоятельного поиска и приобретения знаний из разных источников; формирования умения и навыков пользоваться всеми имеющимися знаниями для решения соответствующих познавательных задач; коммуникативных навыков и исследовательских навыков, а также развитие мышления [7].

В особенности важным и необходимым является развитие у школьника ряда интеллектуальных умений. К подобным умениям относятся: анализ, сравнение, систематизация, принятие решения, прогноз, сравнение полученных результатов с поставленной изначально целью. Но как показывает практика, полученные результаты школьник не сможет использовать в том случае, если не помочь ему развить не менее важную компетентность - социальную компетентность. Упомянутая компетентность проявляется в следующем: умение работать в коллективе (группе); коллективно обсуждать определенный вопрос (проблему) и коллективно приходить к единому решению по нему; исполнять различные социальные роли; владеть и применять культуру общения. Следует подчеркнуть, что метод проектов абсолютно во всех случаях направлен на реализацию самостоятельной деятельности школьников (индивидуальная, парная, групповая), которую они должны выполнить в строго определенный временной промежуток [2].

Выполнение проектных заданий и принятие непосредственного участия в том или ином проекте предоставляет возможность обучающимся увидеть реальную практическую пользу от получаемых ими знаний. Как следствие, у обучающихся возрастает интерес к учебному предмету, а также к исследовательской деятельности в рамках «добывания новых знаний» и их осознанного применения в последующих ситуациях, что приводит к росту у них коммуникативной компетенции, развитию личности в целом, и повышению заинтересованности к образовательной деятельности [6].

Сегодня существует ряд основных требований, которые предъявляются к написанию и подготовке проекта школьником. К данным требованиям относятся:

- Введение. Здесь раскрывается понятие проекта, ПД, проектной культуры. Представляется структура и типология проектов. Школьники должны знать основные понятия и типологию, а также уметь различать проекты и определять их структуру.

- Практико-ориентированный проект. Рассматриваемый тип проекта направлен на социальные и личные интересы школьников. В данном случае продукт определяется заранее, поэтому может быть применен, как во внутриклассной жизни, так и жизни города и т.д.

- Исследовательский проект. Рассматриваемый тип проекта в обязательном порядке должен включать в себя актуальность выбранной темы исследования; определение цели и задач доя ее достижения; результаты, достигнутые в ходе исследования.

- Информационный проект. Рассматриваемый тип проекта нацелен на сбор определенного комплекса информации об отдельно взятом объекте или явлении для проведения ее последующего анализа и обобщения полученного представления для широкой аудитории.

- Ролевой проект. Рассматриваемый тип проекта является наиболее сложным из всех других. Это обуславливается тем, что участие в нем предполагает принятие школьников на себя роли литературных или исторических персонажей.

- Творческий проект. Рассматриваемый тип проекта является наиболее свободным в своем содержании и свободным в оформлении полученных результатов.

- Оформление и оценка проекта. Обязательным пунктом является оформление полученных результатов ПД согласно требованиям, в том числе списка использованной литературы и приложений. Также в требованиях определены критерии, на основании которых проект подлежит оценке. И определены требования к защите проекта и критерии ее оценки [7].

Следовательно, используя в образовательном процессе ПД, учитель реализует образовательное и социальное направление. Так, например, обучащийся учится делиться своими идеями и мнениями с людьми, вовлечёнными в создание проекта; чётко формулировать свои мысли, сопоставлять новую информацию с уже изученным материалом; критиковать идеи, а не людей; задавать вопросы, направленные на более глубокое понимание проблемы.

В ходе работы с использованием литературных источников изучались понятие, виды, значение и организация проектной деятельности со школьниками. Эксперимент заключался в разработке, теоретическом обосновании и реализации модели развития исследовательской и информационной компетенции обучающихся в условиях взаимодействия «Школа -Вуз», а также в выявлении педагогических и методических условий её функционирования. Для определения уровня сформированности исследовательской компетенции обучающихся использовали авторскую анкету, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки для педагогов «Выявление исследовательских умений» по А.И. Савенкову. Для диагностики уровня информационной компетенции школьников использовали разработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В., Смирновой И.В. [4].

Инновационный проект «Развитие исследовательской и информационной компетенций обучающихся в условиях взаимодействия Школа-ВУЗ» проводился в рамках сотрудничества ФГБОУ ВО «ОмГПУ» и БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №135 им. Героя Советского Союза А. П. Дмитриева».

Актуальность разработки и реализации инновационного проекта обусловлена с одной стороны требованиями системы образования к овладению обучающимися школ способностями в познавательной, учебно-исследовательской и ПД и с другой - возникшим рядом проблем:

- дефицит активной самостоятельной исследовательской детальности обучающихся, отсутствие практического использования полученных ими результатов,

- узкое образовательное пространство педагогов школы, в приобщении обучающихся к научно-исследовательской деятельности,

- трудности студентов в непосредственном руководстве учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12 ФГОС ВО).

Идея инновации - объединение деятельности педагогических коллективов и обучающихся общеобразовательной школы и высшей профессиональной образовательной организации по проблеме развития исследовательской и информационной компетенции обучающихся. Проект предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на подготовку обучающихся общеобразовательных организаций к реализации самостоятельной исследовательской деятельности под руководством студентов педагогического вуза; развитие взаимовыгодного сотрудничества с образовательными организациями в условиях взаимодействия «Школа - вуз»; создание и реализация модели взаимодействия «Школа - вуз» по развитию исследовательской и информационной (далее - ИиИ) компетенций обучающихся; повышение уровня сформированности ИиИ компетенций обучающихся; расширение возможности по использованию, как проектных, так и информационных технологий в рамках обучающего процесса [3].

В 2022-2023 учебном году участие в проекте приняли 114 человек, из них: 37 студентов факультета естественнонаучного образования ФГБОУ ВО «ОмГПУ» (все профили обучения с 1-5 курсы), 5 преподавателей факультета, а также 4 учителя и 67 учащихся 5-8 классов БОУ г. Омска «СОШ №135 им. Героя Советского Союза А.П. Дмитриева».

24 марта 2023 года в рамках инновационного проекта «Развитие исследовательской и информационной компетенций обучающихся в условиях взаимодействия Школа-ВУЗ», проходила научно-практическая конференция «Эрудит», в которой ученики, под руководством студентов ОмГПУ представляли свои проекты, что стало итоговым мероприятием, которое предполагалось в рамках реализации рассматриваемого проекта в 2023 году. Победители были рекомендованы к участию в научно-практических конференциях школьников разного уровня. В 2023 году всего для участия в проекте было представлено 67 работ (рисунок 1), распределенных на 12 секций:

- Безопасность и здоровье человека. В секции представлены работы нацеленные на изучение влияния различных факторов на физическое здоровье человека.

- Хочу все знать! В данной секции представлены работы, направленные на изучение основ наук.

- Я есть то, что я ем! В данной секции представлены работы, направленные на изучение продуктов питания и их влияния на человеческий организм.

- Химия и физика вокруг нас. В секции представлены работы, направленные на изучение химических и физических процессов, а помимо этого и химического состава некоторых продуктов и его влияния на человека.

- Психологическая безопасность человека. В секции представлены работы, которые направлены на изучение влияния различных факторов на психологическое и эмоциональное состояние детей и подростков.

- Живой мир природы. В данной секции представлены работы, направленные на изучение интересных особенностей живых организмов их жизнедеятельности.

- Экология - это важно. В данной секции представлены работы, направленные на выявление и изучение проблем экологии, путей их решения и прогноза на ближайшее будущее.

- История - путь к познанию. В данной секции представлены работы, направленные на изучение различных моментов истории человечества, быта прошлого, известных личностей и политических деятелей.

- Удивительный мир чисел. В секции представлены работы, направленные на исследование вклада математики в технологии, её роль в жизни человека в общем и учеников, в частности.

- Цифровые технологии. В секции представлены работы, которые направлены на изучение современных технологий, их внедрению в современное общество и проблем, с которыми мы можем в ходе этого столкнуться.

- Я, ты, он, она... (обществознание и русский язык). В секции содержатся работы затрагивающие проблемы обучения и взаимодействия в повседневной жизни.

- Первые шаги в науке. В секции содержатся работы учеников, кто только начинает свой путь в проектной деятельности. Работы имеют различное направление.

■ Безопасностьи здоровье человека

■ Хочу все знать!

■ Я естьто, что я ем! Химия и физика вокруг нас

■ Психологическая безопасность человека

■ Живоймир природы

■ Экология это важно

■ История- путь к познанию

■ Удивительный мир чисел

■ Цифровые технологии

■ Я, ты, он, она...

■ Первые шаги в науке

.

Рисунок 1. Распределение работ по секциям конференции

Следует отметить, что в проекте принимали непосредственное участие обучающиеся 1-10-х классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №135 имени Героя Советского Союза А.П. Дмитриева» (рисунок 2).

2 1 2!

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс 10 класс

Рисунок 2. Распределение проектных работ школьников по классам

Для выявления уровня фактической сформированности ИиИ компетенций школьников была отобрана группа учащихся 7-10 классов (46 человек). Динамика этих показателей представлена на рисунках Зи4.

■ Констатирующий этап с Формирующий этап

0 100% 90%

а 80%

Высокий уровень Среднийуровень Низкий уровень

Рисунок 3. Динамика уровня сформированности исследовательской компетенции у обучающихся в ходе

реализации проекта

Выполненная в рамках исследования экспериментальная работа наглядно продемонстрировала, что ПД благоприятное воздействует на развитие у обучающихся школьников ИиИ компетенций. Так, количество обучающихся с низким уровнем сформированности упомянутых выше компетенций снизилось на 11%; со средним уровнем - повысилось на 5,6%; с высоким - повысилось на 5,5%.

□ Констатирующий этап с Формирующий этап

100% о 90%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 4. Динамика уровня сформированности информационной компетенции у обучающихся в ходе

реализации проекта

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение в образовательном процессе ПД предоставляет возможность школьнику получить всевозможные готовые знания из разных источников, а кроме того ПД предоставляет ему уникальную возможность по самостоятельному поиску ответа на интересующий вопрос, углублению и расширению собственных познаний, а вместе с тем обучению совершенно новым навыкам или улучшению имеющихся, и развитию ИиИ компетенций. Определено, что внедрение ПД способствует: развитию у обучающихся творческого потенциала и имеющихся у них способностей; формированию таких условий, которые необходимы доя обретения каждым отдельным учеником универсальных (стандартных) навыков деятельности; активной подготовке обучающихся школьников к будущей жизни в обществе, где они могут столкнуться с различными проблемами и нестандартными ситуациями в разных сферах человеческой деятельности.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций Л.В. Байбородова. -М.: Просвещение, 2013. - 175 с.

2. Гримовская, Л.М. «Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике / Л.М. Гримовская // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 6.

3. Ижойкина, Л.В. Развитие исследовательской компетенции обучающихся в условиях взаимодействия школы и вуза / Л.В. Ижойкина, А.Н. Петкевич // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. - С. 77.

4. Загребина, М.Г. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / М.Г. Загребина, А.Ю. Плотникова, О.В. Севостьянова, И.В. Смирнова. - Вып. 2 - Самара, 2006. - 69 с.

5. Кузнецова, Т.С. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин / Т.С. Кузнецова// Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - 2015. - Вып. 2. - С. 35-41

6. Мальцева, Г.Г. Использование метода проектов в преподавании биологии и экологии как средства развития участников образовательного процесса / Г.Г. Мальцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 1 - С. 20-23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Подгорнова, С.Н. Методические материалы для организации исследовательской работы / С.Н. Подгорнова. - М.: Инфоком, 2015. - 113 с.

8. Рязанова, Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л.П. Рязанова // Одаренный ребенок. - 2015. - №2. - С. 62-71

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Костюченко Роман Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат физико-математических наук Кузьмин Сергей Геннадьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ЭСТЕТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ИХ РЕШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного и среднего общего образования устанавливают требования к достижению учащимися личностных, метапредметных, предметных результатов. В статье уделяется внимание эстетическому воспитанию, входящему в группу личностных результатов. Гго непосредственно связывают с предметной областью искусства и литературы. Роль же математики в эстетическом воспитании многим видится лишь опосредованной. Между тем, воспитание является непрерывным процессом, который осуществляется на всех предметах и во внеурочной деятельности. Анализ ФГОС позволяет в обучении математике определить три направления эстетического воспитания: эстетика математических объектов, эстетика задач и их решений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.