Научная статья на тему 'Опыт проведения Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец — 2022»'

Опыт проведения Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец — 2022» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / научное общество учащихся / летняя исследовательская школа / проектные лаборатории / исследовательская деятельность / supplementary education / scientific society of students / summer research school / project laboratories / research activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

В данной статье рассмотрен опыт проведения Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец — 2022». Данная летняя школа имеет в своей основе научный уклон и включает проведение проектных лабораторий, лекций и мастер-классов. В статье описаны виды деятельности, связанные с воспитанием школьников, раскрыты цели, задачи и результаты работы лабораторий Летней школы 2022 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Kurchatovets 2022 Summer Research School of Chelyabinsk Scientific Society of Students

This article examines the experience of the Kurchatovets 2022 Summer Research School of the Chelyabinsk Scientific Society of Students. This Summer School has a scientific focus and includes project laboratories, lectures, and master classes. The article also describes the types of activities related to the education of children, outlines the goals, tasks, and results of the laboratories of the Summer School 2022.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец — 2022»»

ш

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

Опыт проведения Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец — 2022»

Experience of Kurchatovets 2022 Summer Research School of Chelyabinsk Scientific Society of Students

Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт проведения Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец — 2022». Данная летняя школа имеет в своей основе научный уклон и включает проведение проектных лабораторий, лекций и мастер-классов. В статье описаны виды деятельности, связанные с воспитанием школьников, раскрыты цели, задачи и результаты работы лабораторий Летней школы 2022 года. Ключевые слова: дополнительное образование, научное общество учащихся, летняя исследовательская школа, проектные лаборатории, исследовательская деятельность

Abstract. This article examines the experience of the Kurchatovets 2022 Summer Research School of the Chelyabinsk Scientific Society of Students. This Summer School has a scientific focus and includes project laboratories, lectures, and master classes. The article also describes the types of activities related to the education of children, outlines the goals, tasks, and results of the laboratories of the Summer School 2022.

Keywords: supplementary education, scientific society of students, summer research school, project laboratories, research activity

В практике сложилось немало форм и направлений организации учебно-исследовательской деятельности школьников, в том числе она организуется как урочная (проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные проекты и т. п.) и являющаяся ее логическим продолжением внеурочная деятельность.

Целью национального проекта «Успех каждого ребенка» является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий

Емельянова

Юлия Александровна,

методист отдела по работе со способными и одаренными детьми в муниципальной образовательной системе МАУДО «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской», г. Челябинск e-mail:

olymp74centr@inbox.ru

Шалдина

Олеся Игоревна,

педагог-организатор отдела по работе со способными и одаренными детьми в муниципальной образовательной системе МАУДО «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской», г. Челябинск e-mail:

lisika32@gmail.com

Yulia

Emelianova,

Methodologist, Department of Gifted and Talented Children, N. Krupskaya Pioneers and Students Palace, Chelyabinsk

Olesya

Shaldina,

Teacher for After School Activities, Department of Gifted and Talented Children, N. Krupskaya Pioneers and Students Palace, Chelyabinsk

для воспитания гармонично развитом и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80 % от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Существуют такие формы организации внеурочной исследовательской деятельности школьников,как:

• исследовательская практика учащихся, которая может проводиться в самой школе, на базе внешних образовательных и научных учреждений или в полевых условиях;

• образовательные экспедиции: походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными учебно-исследовательскими задачами;

• факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета;

• выполнение выпускных квалификационных работ;

• организация ученических научно-исследовательских обществ;

• проведение предметных олимпиад, ученических конференций, интеллектуальных конкурсов, дней науки.

К формам организации учебно-исследовательской деятельности школьников во внеурочное время (позволяющей им не только расширять свои познания в какой-либо предметной области, но и развивать творческий и интеллектуальный потенциал, удовлетворить собственные интересы и познавательные потребности) мы предлагаем отнести и летние школы, где ребята из разных учебных заведений и классов приобщаются к исследованию, выполняя индивидуальные и групповые проекты в сотрудничестве с опытными наставниками.

Идея сборов научного общества учащихся в виде Летней исследовательской школы «Курчатовец» возникла еще в 1969 году. Первые делегаты собрались в Симе, на родине Игоря Васильевича Курчатова. В гостях у «курчатовцев» побывали ученые НИИ атомной энергии им. Курчатова, специалисты учреждений образования, науки и культуры.

С 8 по 25 августа 2022 года в Детском оздоровительном лагере «Солнечная поляна», расположенном в поселке Каштак, в 53-й раз прошла смена Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец — 2022» (далее — Летняя школа).

Организаторами, осуществляющими разработку и реализацию программы Летней школы, являлись Комитет по делам образования города Челябинска и Отдел координации работы со способными и одаренными детьми в муниципальной образовательной системе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска».

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

Участниками стали учащиеся 4-11-х классов образовательных организаций, проявившие интерес к проектной и исследовательской деятельности и заинтересованные в развитии своих коммуникативных навыков и лидерских качеств.

Вся информация по набору и проведению смены публиковалась в официальной группе Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец»: https://vk.com/kurcatovec.

Целью проведения Летней школы является поддержка и развитие интеллектуально и творчески одаренных детей через научно-исследовательскую и проектную деятельность в условиях загородной смены.

В ходе реализации программы Летней исследовательской школы Челябинского научного общества учащихся «Курчатовец — 2022» были поставлены и решены основные задачи по:

• формированию у учащихся навыков и умений исследовательской, коммуникативной деятельности через привлечение учащихся к различным формам интеллектуальной и творческой деятельности;

• созданию предпосылок для развития социально значимых личностных качеств учащихся на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности и стимулирования процесса саморазвития личности ребенка;

• обучению детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных ситуаций, развитию самостоятельной деятельности;

• обеспечению индивидуальной и групповой рефлексии эффектов коллективной проектной деятельности, обучению личности в контексте образа жизни профессионального научно-исследовательского сообщества;

• формированию у подростков положительного отношения к окружающим и осознанию своей индивидуальности, воспитанию культуры поведения, основанной на принципах сотрудничества, взаимопомощи, толерантности и формирования у школьников навыков общения;

• оздоровлению детей через выбор оптимального режима физической активности и психологического климата, формированию мотивации к здоровому образу жизни. Новизна программы Летней школы заключается в интеграции системы дополнительного образования и системы отдыха и оздоровления, а также организации сетевых форм реализации образовательных программ с использованием кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов различных организаций, в том числе образовательных организаций разных видов, организаций науки, культуры и спорта, а также реального сектора экономики и предприятий.

В соответствии с целью, задачами, а также условиями реализации Летней исследовательской школы «Курчатовец — 2022» смена была разделена на три периода:

1. Организационный период смены (1-2-й дни смены)

Основные задачи этапа: организация знакомства отрядов

с программой смены, лагерем, персоналом; презентация содержания программы смены; создание условий для формирования индивидуальных маршрутов развития детей; самопрезентация и самореализация участников смены.

Ключевые мероприятия этапа: распределение по отрядам; игры и тренинги на знакомство в отрядах; экскурсии по лагерю; отрядный огонек знакомств; презентация отрядных уголков; заполнение индивидуальных мониторинговых карт; формирование органов самоуправления отрядов; открытие смены и презентация отрядов; презентация конкурсной программы и системы индивидуального стимулирования.

2. Основной период смены (3-15-й дни смены)

Основные задачи этапа: обеспечение функционирования

различных пространств деятельности и самореализации участников смены; формирование детского актива смены; реализация образовательного, физкультурно-спортивного и досугово-го модуля программы смены; реализация полученных знаний и умения в ходе образовательного модуля программы на практике — подготовка индивидуальных и групповых проектов детей; реализация конкурсной игровой программы на индивидуальном и отрядном уровнях.

Ключевыемероприятия этапа: посещение отрядами учебных занятий образовательного модуля (проектных лабораторий, лекций, мастер-классов); участие в традиционном мероприятии «День науки», разработанном совместно с Советом кураторов НОУ; реализация конкурсной программы смены на индивидуальном и отрядном уровнях; проведение образовательных экскурсий, спортивных праздников, тематических дней.

3. Итоговый период смены (16-18-й дни смены)

Основные задачи этапа: обобщение результатов и подведение итогов реализации программы смены; обобщение результатов учебной и творческой работы, награждение активных участников смены; организация работы на последействие; завершение реализации конкурсной программы смены.

Ключевые мероприятия этапа: отрядные огоньки с обсуждением и анализом индивидуальных достижений участников смены; презентация индивидуальных и групповых проектов; вручение индивидуальных сертификатов участников профильной смены; награждение победителей индивидуальной и отрядной конкурсных программ; реализация ритуалов прощания с отрядом, лагерем; торжественное закрытие смены; церемония прощания с лагерем.

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

Описание концепции смены

Основным лейтмотивом в содержании программы Летней школы в 2022 году стало разделение отрядов на «Иннополисы», а мотивирующая система проходила по принципу знаменитой игры Sims. Участники Летней школы получали за все мероприятия разрешение на строительство того или иного блока города. Самые активные участники проектных и творческих лабораторий, лекций и мастер-классов, мероприятий «Дня науки» зарабатывали от преподавателей разрешения на строительство университетов, лабораторий и научных кампусов. После получения разрешения ребята «строили» в своем отрядном уголке на специально подготовленной для этого площадке свои новые здания. В течение всей Летней школы ребята строили свои научные города будущего, создавая инфраструктуру и отношения между городами других отрядов. Руководители отрядов помогали ребятам создать свои системы правления, подсказывали, как можно усовершенствовать свой проект.

Итогом Летней исследовательской школы стала защита проектов научных городов: 1-й отряд представил «Город культуры будущего», 2-й отряд защитил «Город здорового образа жизни», 3-й отряд презентовал «Город медицины и инноваций». Второй отряд лучше всего продумал жизнедеятельность города и по всем критериям оценивания победил и получил сувенирные призы. Такая программа позволила не только за-мотивировать участников Летней школы активнее участвовать в мероприятиях в течение всей смены, но и окунуться в работу градостроителей, политиков, экономистов, архитекторов и так далее. Самые активные участники программы получили возможность вступить в Ученический совет Челябинского научного общества учащихся.

Аппарат самоуправления «курчатовца»

Главным органом детского самоуправления Летней школы стал Совет командиров. Основной целью организации детского самоуправления являлось привлечение учащихся к участию в общественном управлении, воспитание в них организаторских способностей, лидерских качеств, умения анализировать и прогнозировать творческие дела, проявлять взаимопомощь, формировать культуру поведения в духе лучших «курчатовских» традиций. На ежедневных заседаниях Совета командиров, в который входили командиры отрядов и дежурные командиры, происходил анализ прошедшего дня и планирование предстоящего. Физорги в отрядах несли ответственность за участие отряда в спортивных мероприятиях, организовывали утреннюю зарядку.

Научная составляющая Летней исследовательской школы: научные лаборатории, лекции, День науки

Для успешного обеспечения познавательной деятельности и активизации творческой направленности личности в рамках образовательного блока Летней школы были организованы следующие научно-просветительские мероприятия:

• интенсив по профориентации (выбор проектной лаборатории) «Твой выбор»: ведущая — Лямцева Елена Валерьевна, директор Автономной некоммерческой организации Ресурсный центр выявления, поддержки и сопровождения способных и одаренных детей и молодежи «Интеграл»;

• лекция «Устойчивое развитие — устойчивый мир»: лектор — Горин Николай Владимирович, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский Федеральный ядерный центр — Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е. И. Забабахина»;

• лекции с элементами тренинга «Эмоциональный интеллект» и «Конфликтология»: лектор — Ветхова Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Центра информационно-методической и аналитической деятельности МАУДО «ДПШ»;

• лекция «Про смерть (теории клеточной смертности и теории старения)»: лектор — Сударикова Елена Владимировна, антрополог, старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея;

• лекция «Атомная энергетика в России: от науки к производству»: лектор — Орел Антон Александрович — аналитик Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

• лекция «Как защитить свое интеллектуальное право?»: лектор — Рубцова Любовь Владимировна, старший преподаватель кафедры «Государственно-правовых дисциплин» Челябинского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС;

• проект ИЦАЭ «Профпримерка. Предприниматель»: ведущий — Гришин Дмитрий Валерьевич, директор проектного офиса АО «Русатом Инфраструктурные Решения»);

• профориентационная квест-игра «Филилог_и_Я»: ведущие — Шалдина Олеся Игоревна, Даутова Екатерина Артуровна, Сибирякова Екатерина Сергеевна — магистранты ФГБОУ ВО «ЧелГУ»;

• мастер-класс по криминалистике: ведущий — Янин Михаил Геннадьевич, старший преподаватель кафедры уголовного

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

процесса и экспертной деятельности Института права ФГБОУ ВО «ЧелГУ»;

• мастер-класс «Технологии, меняющие мир»: Голлай Александр Владимирович, доктор технических наук, доцент, профессор, директор Высшей школы электроники и компьютерных наук ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»;

• мастер-класс «Математические основы искусственного интеллекта»: Замышляева Алена Александровна, доктор физико-математических наук, профессор, директор института естественных и точных наук ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»;

• лекция «Основы вооружения и ракетной техники» и интерактив «Работа пиротехнических изделий и правила обращения с ними»: Киесш Ирина Егоровна, Антонов Дмитрий Олегович, Реброва Дарья Владимировна — Аэроокосмический факультет Политехническогого института ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)».

Обязательным компонентом реализации образовательного раздела программы Летней школы стало традиционное мероприятие — День науки. Первой частью этого мероприятия стала пресс-конференция с представителями ведущих вузов города Челябинска (ФГАОУ ВО «ЮУрГУ» (НИУ), ФГБОУ ВО «ЧелГУ», ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, ФГБОУ ВО «ЧГИК»), с представителями Комитета по делам образования города Челябинска и представителями власти на тему «Десятилетие науки и технологий в Российской Федерации». Участники смены задавали спикерам вопросы о предстоящих мероприятиях в рамках инициатив Плана мероприятий десятилетия науки и технологий в Российской Федерации.

В период проведения Летней школы работали 10 проектных лабораторий. Продолжительность работы каждой лаборатории составила 18 часов. Участники Летней школы занимались в лаборатории по 3 академических часа в день. С 8 по 15 августа проходил 1-й образовательный блок, 2-й образовательный блок реализовывался в период с 19 по 24 августа.

В первом образовательном блоке (08.08.2022 — 15.08.2022) работали пять проектных лабораторий:

1. «Личный бренд», руководитель — Дмитриева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике факультета математики, физики, информатики ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». В данной лаборатории работали 9 участников Летней школы.

Цель работы лаборатории «Личный бренд» — выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области построения личного бренда, пропаганды научных знаний.

Задачи лаборатории: создать мотивационные условия для исследовательской деятельности участников проектной лаборатории, совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся об истории развития науки и ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговый проект. Данная лаборатория предполагала групповую форму работы.

В результате работы лаборатории участниками был создан собственный Telegram-канал «курчатовца» с наполнением, и этот проект был представлен на Защите научных проектов участников Летней школы в рамках мероприятий «Дня науки» 16 августа 2022 года. Участники проектной лаборатории «Личный бренд» отметили, что умения, полученные в ходе обучения в данной лаборатории, будут использованы в дальнейшем для создания, упаковки и продвижения собственных каналов личного бренда.

2. «Литература в мультимедийном мире (создание бук-трейлеров по книгам)», руководитель — Полушкин Александр Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «ЧелГУ». В лаборатории прошли обучение 11 участников Летней школы.

Цель программы проектной лаборатории «Литература в мультимедийном мире» — выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области литературоведения, пропаганды научных знаний.

Задачи: совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся об истории развития науки и в ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговый проект «Буктрейлер по произведению».

Результат работы данной лаборатории: учащиеся сформировали навыки аналитического чтения и комментирования, а также грамотной литературоведческой интерпретации художественного текста, овладели различными методиками и приемами анализа художественного текста, расширили читательский и литературоведческий кругозор, приобрели навыки сценарной работы и деятельности по переводу литературного текста в кинотекст, овладели приемами и принципами проектной деятельности и работы в малых группах и выступили с двумя проектами «Буктрейлер по книгам о Гарри Поттере» и «Буктрейлер по книге «Повелитель мух» на Защите научных

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

проектов участников Летней школы в рамках мероприятий «День науки» 16 августа 2022 года.

3. «Юный медик», руководитель — Пешиков Олег Валентинович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. В лаборатории прошли обучение 14 участников Летней школы.

Цель лаборатории: развитие и отработка навыков, необходимых врачу хирургического профиля.

Задачи: совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся об истории развития науки и ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговые проекты.

Результатом работы для учащихся в данной лаборатории стали овладение навыками амбидекстрии, умение вязать хирургические узлы и накладывать хирургические швы, умение планировать проектную деятельность, выступление участников проектной лаборатории на Защите научных проектов участников Летней школы в рамках мероприятий «День науки» 16 августа 2022 года.

4. «Лаборатория роста кристаллов», руководитель — Стариков Андрей Юрьевич, аспирант Политехнического института ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)». В лаборатории прошли обучение 16 участников Летней школы.

Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области материаловедения, пропаганды научных знаний.

Задачи: ознакомление со структурой и механизмом роста кристаллов, освоение методов планирования и проведения эксперимента, приобретение навыков по подготовке отчета, совершенствование навыков исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширение представления учащихся об истории развития науки и ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории, подготовка и презентация с участниками проектной лаборатории итоговых проектов.

Результатом работы для учащихся в данной лаборатории стали умение планировать проектную и экспериментальную деятельность, ознакомление с основами теории и методами получения кристаллов, участие в планировании, подготовке и проведении эксперимента на основе знаний о методах получения кристаллов, умение описывать полученные результаты в ходе проведения эксперимента, подготавливать отчет в соответствии с заданной структурой и выступление участников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проектной лаборатории на Защите научных проектов участников Летней школы в рамках мероприятий «День науки» 16 августа 2022 года. Участники данной лаборатории отметили, что полученные умения и знания были полезны, и они будут использовать их в своей учебной деятельности.

5. «Школа общения», руководитель — Степанов Олег Валентинович, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. В лаборатории прошли обучение 19 участников Летней школы.

Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области коммуникаций, пропаганды научных знаний.

Задачи: совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся о навыках общения и конфликтологии, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговый проект.

Результатом работы для учащихся в данной лаборатории стали ознакомление с основами коммуникаций и базовыми эмоциями, отработка упражнений на общение, умение планировать проектную деятельность, выступление участников проектной лаборатории на Защите научных проектов участников Летней школы в рамках мероприятий «День науки» 16 августа 2022 года. Участники данной лаборатории отметили, что полученные навыки межличностного общения были полезны и будут использоваться в учебной деятельности и повседневной жизни.

Второй образовательный блок (19.08.2022 — 24.08.2022) был представлен шестью проектными лабораториями:

1. «Проектныйменеджмент (управление проектом)», руководитель — Дмитриева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике факультета математики, физики, информатики ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». В лаборатории прошли обучение 9 участников Летней школы.

Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области управления проектами, пропаганды научных знаний.

Задачи: совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся об истории развития науки и ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории, научить детей использовать различные методы управления проектами, познакомить с современными тенденциями в сфере управления проектами, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговые проекты.

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

Результатом работы для учащихся в данной лаборатории стали умение планировать исследовательскую и экспериментальную деятельность, использовать современное программное обеспечение, презентация результата проектной лаборатории на Защите научных проектов участников Летней школы 24 августа 2022 года.

2. «Лес и человек», руководитель — Красуцкий Борис Викторович, профессор, доктор биологических наук, доцент кафедры общей экологии ФГБОУ ВО «ЧелГУ». В лаборатории прошли обучение 9 участников Летней школы.

Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области экологии, пропаганды научных знаний.

Задачи: создать мотивационные условия для исследовательской деятельности участников проектной лаборатории, совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся об истории развития науки и ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории.

В ходе занятий участники овладели знаниями о структуре лесного биогеоценоза на примере памятника природы «Каштакский бор». Занятия проходили в виде экскурсии на природу со сбором фактического материала: растения, грибы, беспозвоночные и позвоночные животные Каштакского бора. Участники этой лаборатории подготовили и презентовали итоговый проект «Видовое разнообразие флоры и фауны Каштакского бора» на Защите научных проектов второго научного блока Летней школы 24 августа 2022 года.

3. «Культурные проекты ХХвека», руководитель — Татаркина Альфия Рамильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и права ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». В лаборатории прошли обучение 11 участников Летней школы.

Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области предметов гуманитарного цикла (история, обществознание, искусство/мировая художественная культура), пропаганды научных знаний.

Задачи: совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся об истории развития науки и ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговый проект.

Работая в лаборатории, участники изучили такие темы: «Социокультурная ситуация на рубеже Х1Х-ХХ вв.: ключевые

НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ

проблемы общественного развития», «Градостроительные проекты первой половины XX в.: от идеи до практики», «Архитектурные стили первой половины XX в.», «Искусство будущего» в проектах художников-модернистов первой половины XX в.», «Особенности развития культуры во второй половины XX в.», «Ключевые проблемы развития современного города и возможности их решения».

Результатом работы для учащихся в данной лаборатории стали умение планировать исследовательскую и экспериментальную деятельность, выступление участников проектной лаборатории на Защите научных проектов второго научного блока Летней школы 24 августа 2022 года.

4. «Прикладная механика», руководитель — Попов Алексей Дмитриевич, инженер, старший преподаватель кафедры «Техническая механика» Политехнического института ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)». В лаборатории прошли обучение 13 участников Летней школы.

Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области теоретической механики, сопротивления материалов, конструкторской разработки, пропаганды научных знаний.

Задачи: совершенствовать навыки проектной деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся об истории развития науки и ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговый проект.

В рамках этой лаборатории участники изучили основы предмета «Сопротивление материалов», предмета «Теоретическая механика», планирования эксперимента проектирования стержневых конструкций. Ребята произвели расчеты крановой конструкции и создали саму конструкцию с проверкой ее готовности.

Результатом работы для учащихся в данной лаборатории стали умение планировать исследовательскую и экспериментальную деятельность, выступление участников проектной лаборатории на Защите проектов второго научного блока Летней школы 24 августа 2022 года.

5. «Лаборатория сплавов», руководитель — Пунда Александр Юрьевич,инженер-исследователькафедры«Материаловедение и технология материалов» Политехнического института ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)». В лаборатории прошли обучение 10 участников Летней школы.

Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской)

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

деятельности в области материаловедения, пропаганды научных знаний.

Задачи: совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся об истории развития науки и ее современных достижениях, соответствующих направлению проектной лаборатории, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговые проекты.

Результатом работы для учащихся в данной лаборатории стали умение планировать исследовательскую и экспериментальную деятельность, выступление участников проектной лаборатории на Защите проектов второго научного блока Летней школы 24 августа 2022 года.

6. «Школа общения», руководитель — Степанов Олег Валентинович, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. В лаборатории прошли обучение 15 участников Летней школы.

Цель: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в области коммуникаций, пропаганды научных знаний.

Задачи: совершенствовать навыки исследовательской деятельности, исследовательской культуры и культуры научной коммуникации, расширить представление учащихся о навыках общения и конфликтологии, подготовить и презентовать с участниками проектной лаборатории итоговый проект.

Результатом работы для учащихся в данной лаборатории стали ознакомление с основами коммуникаций и базовыми эмоциями, отработка упражнений на общение, умение планировать проектную деятельность, выступление участников проектной лаборатории на Защите научных проектов участников Летней школы 24 августа 2022 года. Участники данной лаборатории отметили, что полученные навыки межличностного общения были полезны и будут использоваться в учебной деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, в работе проектных лабораторий приняли участие 9 специалистов из высших учебных заведений, таких как ФГБОУ ВО «ЮУрГУ» (НИУ), ФГБОУ ВО «ЧелГУ», ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России.

Коллективно-творческая составляющая смены

В основе коммуникативно-творческого раздела программы Летней школы, общей продолжительностью 18 дней, лежала деятельность, направленная на развитие творческого

потенциала личности, коммуникативных и социокультурных компетенций. Формами реализации являлись работа творческих лабораторий и ежедневные вечерние мероприятия (КТД).

Творческая лаборатория — это форма организации деятельности учащихся. Участники Летней школы по желанию объединялись в творческие группы и осуществляли свою деятельность в рамках творческой лаборатории. Результатом работы творческих лабораторий стала творческая презентация на «Фестивале творчества».

На протяжении всей смены для участников работали следующие лаборатории:

1. Творческая лаборатория «Дефиле: Основы моды и стиля», руководитель — Самкова Полина Александровна, студентка 5-го курса ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»). Форма занятий: групповая, срок реализации — 24 часа. Количество участников — 8 человек.

Цель: формирование всесторонне развитой личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с особым упором на развитие эстетического воспитания подростков. Обучение сценической ходьбе, умению держать себя на сцене, основам стилистики и визажа.

Задачи: сформировать представление об основах знаний о пластике, чувстве ритма, владении телом, изучить основы искусства дефиле, ознакомить с основными элементами дефиле, сформировать представление об эстетике движения, развить уверенность, обаяние и женственность, выработать чувство ритма, умения «слышать» и «слушать» музыку.

Результатом деятельности данной лаборатории стало групповое выступление участников в литературно-музыкальной композиции на «Фестивале творчества» 24 августа 2022 года.

2. Творческая лаборатория «Журналистика», руководитель — Павлова Алена Александровна, выпускница ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» и ФГБОУ ВО «ЧГИК» г. Челябинска. Программа лаборатории включала в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 24 часа. Форма занятий: групповая, количество участников лаборатории составило 8 человек.

Цель: ознакомление участников с основами профессии тележурналиста, оператора, создание условий для раскрытия творческого потенциала участников и повышения их технического мастерства.

Пройдя курс обучения в рамках творческой лаборатории «Журналистика», подростки приобрели начальные навыки профессии тележурналиста, оператора, узнали историю, виды и формы СМИ, виды жанров телевизионной журналистики, научились собирать и обрабатывать информацию. По итогам участники лаборатории презентовали видеоролик о «Курчатовце — 2022» на «Фестивале творчества» 24 августа 2022 года.

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

3. Творческая лаборатория «Интеллектуальные игры», руководитель — Онопченко Анастасия Денисовна, студентка 4-го курса ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». Лаборатория включала в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 24 часа, носила групповую и индивидуальную форму работы. Количество участников 8 человек.

Цель: создать представление о способах организации и проведения интеллектуальных игр, создать и провести интеллектуальную игру («Что? Где? Когда?», «Своя игра»).

Задачи: дать представление об истории создания и развития интеллектуальных игр, научиться отличать телевизионные версии от спортивных, уметь различать типы вопросов, способы взятия вопросов в игре «Что? Где? Когда?», уметь различать типы вопросов, способы взятия вопросов в игре «Своя игра», уметь составлять вопросы для интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра».

Результатом деятельности данной лаборатории стало проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» 16 августа 2022 года.

4. Творческая лаборатория «Настольные игры», руководитель — Запорожский Егор Владимирович, студент 3-го курса РУДН, г. Москва. Содержание лаборатории включало в себя теоретическую и практическую части, рассчитано на 24 часа.

Цель: развитие критического мышления путем повышения внимательности, проведение турнира по настольным играм.

Задачи: повышение внимательности, скорости принятия решений, воображения, а также эрудированности.

По итогам участники секции провели турнир по настольным играм 24 августа 2022 года.

5. Творческая лаборатория «Рисунок как элемент арт-терапии», руководитель — Емельянова Юлия Александровна, руководитель Летней исследовательской школы «Курчатовец — 2022». Содержание лаборатории включало в себя теоретическую и практическую части, рассчитано на 24 часа.

Цель: изучение рисунка как элемента арт-терапии и умение применять это на практике.

Задачи: ознакомление с основами нейрографики, пра-вополушарного рисования, построения мандал с целью релаксации.

Результатом работы лаборатории стала выставка, включающая готовые результаты труда обучающихся, 24 августа 2022 года.

6. Творческая лаборатория «Спортивные игры. Футбол», руководитель — Агенцигер Сергей Андреевич, студент 4-го курса ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». Содержание лаборатории включало в себя теоретическую и практическую части, рассчитано на 24 часа.

Цель: развитие физического воспитания, заложение основ здорового образа жизни, формирование интереса к физической культуре. Задачи:

• личностные — формирование общественной активности личности, формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни, формирование мотивации к физическому труду, работе на результат;

• метапредметные — развитие физической активности личности, способности к самосовершенствованию, формирование опыта в спортивной сфере, овладение воспитанниками основами физической культуры и спорта;

• образовательные — формирование, развитие и совершенствование двигательных способностей, умений и навыков, развитие таких психофизических качеств, как ловкость, сила, гибкость и т. д., овладение элементарными знаниями о своем организме, его строении, функционировании, о роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья.

Результатом работы лаборатории стало проведение между отрядами спортивных соревнований по футболу и игры «Веселые старты» 11 августа 2022 года.

7. Творческая лаборатория «Спортивные игры. Волейбол», руководитель — Шитяковаа Анастасия Сергеевна, студентка 4-го курса ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». Содержание лаборатории включало в себя теоретическую и практическую части, рассчитано на 24 часа.

Цель: развитие физического воспитания, заложение основ здорового образа жизни, формирование интереса к физической культуре. Задачи:

• личностные — формирование общественной активности личности, формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни, формирование мотивации к физическому труду, работе на результат;

• метапредметные — развитие физической активности личности, способности к самосовершенствованию, формирование опыта в спортивной сфере, овладение воспитанниками основами физической культуры и спорта;

• образовательные — формирование, развитие и совершенствование двигательных способностей, умений и навыков, развитие таких психофизических качеств, как ловкость, сила, гибкость и т. д., овладение элементарными знаниями о своем организме, его строении, функционировании, о роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья.

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

Результатом работы лаборатории стало проведение между отрядами спортивных соревнований по волейболу и игры «Веселые старты» 11 августа 2022 года.

8. Творческая лаборатория «Игра на гитаре», руководитель — Лизунов Данила Павлович, студент 5-го курса ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». Содержание лаборатории включало в себя теоретическую и практическую части, рассчитано на 24 часа.

Цель: развитие музыкальных и эстетических способностей ребенка через овладение искусством исполнения на гитаре несложных классических, современных, эстрадных и авторских произведений. Задачи:

• личностные — формирование общественной активности личности, формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни;

• метапредметные — развитие познавательной активности и способности к самообразованию, развитие творческого, культурного, коммуникативного воспитанника, формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере, расширение музыкального кругозора воспитанника;

• образовательные — формирование системы знаний и умений, позволяющих воспитаннику пользоваться музыкальной литературой, овладение приемами игры на инструменте, овладение вокальными навыками. Результатом деятельности данной лаборатории стали музыкальные выступления участников на «Фестивале творчества» 24 августа 2022 года.

9. Творческая лаборатория «Школа конферанса», руководитель — Лысякова Алена Никитична, студентка 5-го курса ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». В ходе реализации программы лаборатории каждый участник прошел обучение по программе продолжительностью 24 часа.

Цель программы: формирование творческой, уверенной в себе, деятельной личности, владеющей навыками и приемами сценического выступления с помощью средств театрального искусства.

В ходе работы творческой лаборатории были реализованы следующие задачи:

• личностные — формирование и удовлетворение творческих и коммуникативных потребностей детей, расширение кругозора, уверенности в своих силах;

• метапредметные — развитие мотивации к саморазвитию, самостоятельности, ответственности, активности, создание атмосферы добра, взаимопомощи, взаимопонимания, честности и порядочности;

• образовательные — освоение основ ораторского искусства, культуры и техники речи, сценического движения, их практическое применение в условиях публичного выступления.

Результатом деятельности данной лаборатории стали выступления участников в роли ведущих на «Фестивале творчества» и «Голубой лампы» 24 августа 2022 года.

Таким образом, в работе творческих лабораторий лежала коллективно-творческая деятельность, которая включала в себя формы, направленные на развитие творческого потенциала личности, коммуникативных и социокультурных компетенций.

Выводы

Результаты Летней школы можно представить в двух категориях.

1. Социально значимые результаты:

• расширение взаимодействия школьников в формах научной и культурной коммуникации различного уровня;

• пополнение информационной базы данных о талантливых и одаренных детях города Челябинска;

• систематизация и разработка форм организации образовательной и социально-досуговой деятельности подростков в условиях летней школы;

• формирование актива научного общества учащихся.

2. Личностно значимые результаты:

• самоопределение учащихся в области научных знаний;

• формирование ценностного отношения школьников к равноправному, справедливому образу жизни;

• приобретение учащимися опыта общения и бесконфликтных отношений на основе культурных норм совместного проживания и совместной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие умения сочетать личные и общественные интересы;

• продолжение формирования мотивации к здоровому образу жизни.

Для обеспечения индивидуальной и групповой рефлексии коллективной проектной деятельности для участников Летней школы были организованы: отрядные огоньки, совет командиров в рамках воспитательной программы, а также мероприятия Дня науки и «Фестиваль творчества» в рамках образовательной программы.

В ходе реализации воспитательной и образовательной программ Летней школы через выбор оптимального режима физической активности и психологического климата были созданы условия для оздоровления детей. Формирование мотивации к здоровому образу жизни было продолжено через систему спортивно-оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка,

Емельянова Юлия Александровна, Шалдина Олеся Игоревна

спартакиада, туристическая тропа), а также через систему воспитания положительного отношения к чистоте (гигиена и поддержка порядка в комнатах).

В ходе реализации образовательной программы проектных и творческих лабораторий через привлечение учащихся к различным формам интеллектуальной и творческой деятельности у участников Летней школы было продолжено формирование навыков и умений исследовательской, коммуникативной деятельности, способов достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных ситуаций, развитие самостоятельной деятельности, созданы предпосылки для развития социально значимых личностных качеств учащихся на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности и стимулирования процесса саморазвития личности ребенка через реализацию воспитательной программы и органов самоуправления, созданных в отрядах Летней школы.

Литература:

Ермилин, Ермилина, 2015 — Ермилии А. И., Ермилииа Е. В. Умные каникулы: летние исследовательские смены // Народное образование, 2015. № 2 (1445). С. 149-154.

Ермилин, Перфильева, 2011 — Ермилии А. И., Перфильева Е. И. Дополнительное научное образование как фактор развития детской одаренности // Вестник ННГУ, 2011. № 4 (1). С. 18-24.

Маланов, Голавская, 2005 — МалаиовИ. А., ГолавскаяН. И. Внеурочная деятельность как фактор формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005. 136 с.

Рожкова и др., 2015 — Рожкова О. Ю, Таций Т. В., Федулова Т. В. и др. Интеллектуальное воспитание школьников в период летних каникул. «Школа юного исследователя» по естественнонаучному направлению // Инновационные проекты и программы в образовании, 2015. № 1. С. 43-59.

Федотова, 2009 — ФедотоваН. А. Развитие исследовательских компетенций старшеклассников в условиях летней школы // Исследователь/ Researcher, 2009. № 3-4. С. 222-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.