Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 17. С. 97-106. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 17. P. 97-106.
Научная статья УДК 378.147
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-17-97-106
НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
1 2 Любовь Павловна Латышева , Анна Юрьевна Скорнякова ,
Елена Леонидовна Черемных3, Татьяна Дмитриевна Лаптева4
1,2,3,4 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия
Аннотация. Дано общее описание задач научно-исследовательской деятельности студентов педвуза в условиях современных требований к подготовке специалиста с высшим педагогическим образованием. Отмечена роль цифровой образовательной среды в вузовском обучении педагогов, которая конкретизируется на примере практической подготовки будущих учителей математики с использованием возможностей педагогического технопарка «Кванториум» имени В. С. Мерлина. Представлен двухлетний опыт апробации обновленного содержания и форм проведения учебной и производственной практики по модулю «Научно-исследовательская деятельность» обучающихся математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Одна из таких форм связана с организацией в рамках производственной практики конкурса видеоработ, создаваемых студентами по результатам собственных учебных и методических исследований с использованием оборудования подразделения Кванториума «Медиа Кластер». В частности, обозначены особенности конкурсов в 2021-2022 и 2022-2023 учебных годах, один из которых был проведен преподавателями математического факультета совместно со студентами факультета иностранных языков Пермского педуниверситета в рамках проекта «Наука in English». Раскрыто содержание выполненных студентами в мини-группах конкурсных работ, указаны критерии оценки студенческих материалов и общие итоги конкурсов. Охарактеризованы содержательные изменения в проведении учебной практики по получению первичных навыков научно-исследовательской работы студентов второго курса. Отмечена роль их взаимодействия со школьниками в рамках профильной смены Краевого летнего лагеря при МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики» г. Перми и образовательного проекта «TESTO», реализованного в форме летней проектной школы Домом научной коллаборации имени А. А. Фридмана. Сформулированы выводы о целесообразности предлагаемого подхода к организации научно-исследовательской практики студентов в связи с изучением математических дисциплин для повышения уровня мотивации учебной деятельности будущих учителей, для успешного овладения ими новыми информационно-коммуникационными технологиями и формирования специальной профессиональной компетенции в предметной области «Математика».
Ключевые слова: математическое образование, педагогический вуз, студент, научно-исследовательская практика, конкурс видеороликов, технопарк.
Для цитирования: Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л., Лаптева Т. Д. Новые формы организации научно-исследовательской практики в педагогическом вузе // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 17. С. 97-106. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-17-97-106
Original article
NEW FORMS OF ORGANIZATION OF RESEARCH PRACTICE IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Lyubov P. Latysheva1, Anna Yu. Skornyakova2, Elena L. Cheremnykh3, Tatyana D. Lapteva4
1 , 3 4 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
2 [email protected] 43 [email protected] 4 [email protected]
© Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л., Лаптева Т. Д., 2024
Abstract. A general description of the tasks of research activity of students of a pedagogical university in the conditions of modern requirements for the training of a specialist with a higher pedagogical education is given. The role of the digital educational environment in the university teaching of teachers is noted, which is concretized on the example of the practical training of future mathematics teachers using the capabilities of the Quantorium pedagogical technopark named after V. S. Merlin. A two-year experience of approbation of the updated content and forms of educational and industrial practice in the module «Research activity» of students of the Faculty of Mathematics of Perm State Humanitarian Pedagogical University is presented. One of these forms is associated with the organization of a competition of video works created by students based on the results of their own educational and methodological research using the equipment of the Quantorium Media Cluster division as part of the internship. In particular, the features of the competitions in the 2021-2022 and 2022-2023 academic years are outlined, one of which was held by teachers of the Faculty of Mathematics together with students of the Faculty of Foreign Languages of Perm State Humanitarian Pedagogical University as part of the Science in English project. The content of the competitive works performed by students in mini-groups is disclosed, the criteria for evaluating student materials, as well as the overall results of the competitions are indicated. Substantial changes in the conduct of educational practice for obtaining the primary skills of research work of second-year students are characterized. The role of their interaction with schoolchildren in the framework of the profile shift of the Regional summer camp at Municipal Autonomous General Educational Institution «General Secondary School № 146 with in-depth study of mathematics, physics, computer science» in Perm and the educational project «TESTO», implemented in the form of a summer project school by the House of Scientific Collaboration named after A. A. Fridman. Conclusions are formulated about the feasibility of the proposed approach to the organization of research practice for students in connection with the study of mathematical disciplines to increase the level of motivation for the educational activities of future teachers, for their successful mastery of new information and communication technologies and the formation of special professional competence in the subject area «Mathematics».
Keywords: mathematical education, pedagogical university, student, research practice, video contest, technopark.
For citation: Latysheva L. P., Cheremnykh A. Yu. S, Cheremnykh E. L., Lapteva T. D. New forms of organization of research practice in pedagogical university. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;17:97-106. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-17-97-106
Введение
В условиях стремительно развивающегося информационного общества важным для современного педагога является умение работать в цифровой среде. В ходе осуществления национального проекта «Образование», который направлен на достижение важной цели - обеспечение возможности самореализации и развития талантов, с 1 января 2021 года продолжает успешно внедряться федеральный проект «Цифровая образовательная среда», ориентированный на создание и использование в учебных организациях цифрового образовательного пространства, и, в целом, реализацию цифровизации системы образования [Латышева, Скорнякова, Черемных, Бабин, Лаптева 2021: 32; Латышева, Скорнякова, Черемных, Лаптева, Мельникова 2022: 65; Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»]. При этом активно обновляется материально-техническая база педагогических вузов, появляются современное оборудование и специально оснащенные пространства, освоение которых напрямую влияет на качество подготовки будущих учителей и требует применения новых форм, методов организации образовательного процесса, в том числе нацеленных на овладение исследовательскими компетенциями, повышающими уровень профессионализации личности [Галиуллина 2007; Стромов, Сысоев 2017: 75].
Современный педагог - учитель креативный, который не только сам мыслит нестандартно, но и формирует эту способность у своих учеников, поэтому одним из ведущих направлений повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать актуальные задачи общеобразовательной школы, предвидеть перспективы их развития, является научно-исследовательская деятельность (НИД) в вузе [Косинцева, Хвощ 2019: 74; Моисеев, Карелина, Кирова, Комарова 2021: 181; Морозов, Лобут 2015: 241; Яркова 2013: 217].
Проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов обсуждается в работах многих авторов ([Вакджира 2012: 140; Морозова, Лабут 2015] и др.). Традиционно в вузе НИД реализуется в процессе написания курсовых и выпускных квалификационных работ, при участии в деятельности кафедральных лабораторий, студенческих научных кружков и т. п., а также в ходе выполнения заданий учебных и производственных практик [Шульга, Новосельцева, Михайлова 2016: 175]. Учеными выделяется семь ключевых факторов, которые оказывают заметное влияние на эффективность научно-исследовательской работы студентов. Среди них, в частности, - включение обучающихся
в исследовательскую работу, имеющую практическую пользу; «широкое и наглядное объяснение значения научно-исследовательской работы на примерах лучших студентов»; освещение итогов их исследований и формирование личной известности через открытые интернет-источники; «создание постоянных научных групп в популярных социальных сетях; учет научных интересов студентов при участии в научных работах» [Шульга, Новосельцева, Михайлова 2016: 175]. Практическая подготовка сегодня является ведущим звеном в высшем педагогическом образовании, где кристаллизуются все ключевые компетенции будущего специалиста, в том числе исследовательские [Чумичева 2009].
В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (111 ГПУ) научно-исследовательская деятельность студентов имеет свою специфику: будущие учителя получают опыт исследования как в предметной (специально-научной) области, так и в области методики преподавания, что отражено в матрице компетенций, закрепленных за научно-исследовательской практикой в учебных планах образовательных программ. Анализ такой матрицы по профилю «Математика и Дополнительное образование» показывает, что в ходе учебной и производственной научно-исследовательских практик студенты должны овладеть довольно широким спектром качеств: способностью использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в предметной области и образовании; умениями проводить поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, вести деловую коммуникацию в устной и письменной формах; способностью выполнять целенаправленную воспитательную деятельность, управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития с учетом принципов образования в течение всей жизни; осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний. Поэтому важным является поиск эффективных форм организации научно-исследовательской практики, позволяющих в комплексе решать образовательные задачи подготовки современного педагога, связанные с развитием обозначенных выше качеств его личности.
Основная часть
На данный момент активно ведется работа по оснащению образовательных организаций современным оборудованием, развитию цифровых сервисов и контента для профессиональной деятельности. С целью расширения арсенала доступных для изучения студентами современных цифровых технологий и реализуемых на их основе новых образовательных программ на базе педвузов создаются технопарки для формирования соответствующих профессиональных компетенций будущих учителей [Широколобова, Ларионова, Ачкасова, Широколобов 2022: 190]. Так, в 2о21 году на базе ПГГПУ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» [Национальный проект «Образование»] создан педагогический технопарк «Кванториум» имени В. С. Мерлина. Использование возможностей технопарка позволяет студентам максимально быстро включиться в различные виды деятельности, которые осваиваются в ходе разного рода учебных и производственных практик. Например, производственная практика по модулю «Научно-исследовательская деятельность» на математическом факультете ПГГПУ проводится в целях получения умений и опыта учебно-исследовательской работы, развития компетенций и личностных качеств студентов в сфере профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Высшего образования [Приказ Минобрнауки России ...].
В частности, важными задачами практики наряду с формированием исследовательских умений в области математического образования, способности к поиску, выбору, интерпретации информации и принятию профессиональных решений являются также следующие:
1) изучение образовательной среды математического факультета с целью последующего повышения качества учебного процесса;
2) развитие творческого подхода к работе, воспитание у студентов стремления к самосовершенствованию для достижения успехов в выбранной профессии.
Традиционно в содержание практики входит участие в научных мероприятиях факультета, в том числе ежегодной конференции студентов, и в работе инициативных творческих групп, написание тезисов и редактирование научных текстов студенческих работ. Появление педагогического технопарка позволило обогатить содержание практики
через освоение нового пространства (Медиа Кластера) и современных технологий по созданию мультимедийного видеоконтента. Уже в течение двух лет в рамках производственной научно-исследовательской практики студентов третьего курса одним из заданий является представление результатов собственных исследований в форме разработки учебного или научно-познавательного видеоролика по математике для школьников. Для его выполнения студенты делятся на команды, каждая из которых самоопределяется с выбором темы видеоработы (табл. 1, 2), придумывает сценарий и, используя имеющиеся возможности Медиа Кластера и студии самозаписи ПГГПУ, реализует свой проект. Роли (сценарист, методист, оператор видеосъемки, монтажер и др.) участники команды выбирают самостоятельно в соответствии с интересами и способностями.
Таблица 1. Темы и содержание видеоматериалов (2021-2022)
№ команды Тема видеоролика Содержание
1 Как не учить тригонометрические формулы Показано, как можно легко и быстро вывести основные формулы тригонометрии
2 Математика Древнего Египта Описаны способы записи чисел в Древнем Египте, используемые 5000 лет назад, представлено задание на определение числа по его иероглифу
3 Математические ребусы Даны рекомендации по разгадыванию математических ребусов и приведены примеры
4 Применение треугольника Паскаля Показана роль треугольника Паскаля при выводе формул сокращенного умножения
5 Математика в музыке Описана связь математики с музыкой, приведены интересные исторические сведения
Таблица 2. Темы и содержание видеоматериалов (2022-2023)
№ команды Тема видеоролика Содержание
1 Геометрические понятия и фигуры на английском языке Представлены характеристики геометрических фигур на английском языке
2 Общие черты математики и английского языка Показана связь математики и английского языка, отмечены их общие черты
3 Прямоугольник и квадрат. Периметр и площадь. 3 класс Охарактеризованы понятия периметра и площади прямоугольника и квадрата на английском языке
4 Обыкновенные дроби Дано определение обыкновенной дроби и приведены примеры дробей на английском языке
5 Математика & английский язык Описаны некоторые математические понятия и арифметические действия на английском языке
Для повышения мотивации и вовлеченности студентов выполнение задания проводится в форме тематического конкурса. Тематика его определяется ежегодно. Цель конкурса - формирование интереса студентов к демонстрации важности математических знаний на основе применения современных информационных технологий, приобретение опыта создания видеоконтента для популяризации математики среди обучающихся, апробация результатов научно-исследовательской практики. Конкурс проходит в два этапа. Первый этап предполагает создание командами видеоработ в течение двух недель, отведенных на практику. На втором - производится оценивание. Во время итоговой конференции созданные работы команды защищают перед экспертным жюри, состоящим из преподавателей. Затем ролики размещаются в сети Интернет (https://www.youtube.eom/@user-vz1cs8fk9h и https://rutube.ru/channel/27045740/), и в дистанционной форме проводится голосование среди всех студентов математического факультета по выбору лучшего из них на основе шести критериев (табл. 3). Кроме того, по желанию участие в опросе принимают и школьники. Это позволяет, в свою очередь, авторам роликов получить наиболее полную обратную связь о качестве выполненных видеоработ.
"аблица 3. Критерии экспертной оценки конкурсных роликов
Критерий Параметры для оценки Максимальное количество баллов
Характеристика 1. Математическая грамотность 5
содержания 2. Новизна, оригинальность идеи 10
3. Информативность 5
Техническая 4. Качество видеосъемки и монтажа 10
характеристика 5. Уровень использования специальных выразительных средств 10
6. Эстетичность работы 10
По итогам голосования и экспертной оценки определяется победитель. Так, в 2021-2022 учебном году конкурс имел название «Математика в фокусе» и предполагал представление результатов учебных исследований студентов для раскрытия роли, значимости предмета, повышения интереса школьников к его изучению. Лауреатом этого конкурса стала команда с работой «Математика в музыке» (табл. 4, рис. 1).
Таблица 4. Сводная таблица итогов конкурса «Математика в фокусе» в 2021-2022 учебном году
Видеоролики
Как не учить тригонометрические формулы Математика Древнего Египта Математ. ребусы Применение треугольника Паскаля Математика в музыке
Итог (баллы) 1692 1771 1735 1826 1880
Место 5 3 4 2 1
Рис. 1. Кадры видеоролика «Математика в музыке» (https://www.youtube.com/watch?v=P5ElIZywyDc)
В 2022-2023 учебном году конкурс имел название «Математика и английский язык» и проходил в рамках проекта «Наука in English», реализованного на математическом факультете ПГГПУ. Победителем стала команда с работой «Прямоугольник и квадрат. Периметр и площадь. 3 класс» (табл. 5, рис. 2).
Таблица 5. Сводная таблица итогов конкурса «Математика и английский язык» в 2022-2023 учебном году
Видеоролики
Геометрии-ческие понятия и фигуры на английском языке Общие черты математики и английского языка Прямоугольник и квадрат. Периметр и площадь. 3 класс Обыкновенные дроби Математика & английский язык
Итог (баллы) 2719 2701 2954 2887 2761
Место 4 5 1 2 3
Прямоугольник - rectangle L rrlttarjçtijl]
W
(TV Wed la JO
Rectangle length is 8 dm, width is 7 dm. Find its area and say the answer in English.
* & H 4* «м/ы-м
Рис. 2. Кадры видеоролика «Прямоугольник и квадрат. Периметр и площадь. 3 класс» (https://rutube.ru/video/0342b898eafb9890e6cbacb6555869d5/)
Проведение такого рода конкурсов, безусловно, повышает интерес студентов не только к практике, но и, в целом, к профессиональной деятельности [Москвина, Кочемасова 2019: 130]. Учебная практика по получению первичных навыков научно-исследовательской работы нацелена на формирование базовых компетенций, необходимых студенту для выполнения курсового исследования. Поэтому традиционно она реализуется в виде комплекса заданий, направленных на оформление научного текста курсовой работы, презентации и доклада для защиты в соответствии с указанными требованиями.
Вместе с тем, одной из задач учебной научно-исследовательской практики в ПГГПУ является формирование компетенций в области самообразования и саморазвития, осуществления педагогической деятельности на основе специальных научных знаний. В этой связи содержание практики дополняется новыми видами заданий и формами проведения.
Для студентов второго курса такой формой стало участие будущих учителей математики в работе со школьниками в рамках летней школы «TESTO» (образовательного проекта для старшеклассников, организованного Домом научной коллаборации имени А. А. Фридмана) и во время профильной смены Летнего Краевого физико-математического лагеря (его организатор - МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики» г. Перми).
Практика в Краевом лагере дала возможность студентам поработать с одаренными детьми, познакомиться с методикой углубленного изучения школьной математики в рамках внеурочной деятельности, изучить опыт работы преподавателей и аспирантов ведущих вузов и школ Перми,
Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, являвшихся членами жюри предметных олимпиад школьников. Участие студентов в работе летней проектной школы «TESTO» позволило им не только овладеть основами фрактальной геометрии, но и освоить на практике приемы организации исследовательской и проектной деятельности школьников в указанной области.
По итогам учебной практики был проведен анонимный опрос для изучения уровня удовлетворенности студентов с позиции оценки личностного роста и повышения профессиональных компетенций. Две трети респондентов отметили полезность новых форм практической подготовки, а 45 % участников опроса оценили практику как значительно и существенно способствующую развитию личностных качеств. Среди мероприятий и форм работы со школьниками наиболее интересными были отмечены следующие:
1) живые игры;
2) устная олимпиада для школьников 6-10 классов, познавательные беседы;
3) рефлексия по итогам каждого дня;
4) организация номеров художественной самодеятельности воспитанников на различных конкурсах, помощь в проведении занятий, олимпиад.
Некоторые студенты оставили развернутые отзывы о практике. Приведем один из них: «Мы были в свободном формате и могли непринужденно пообщаться с ребятами, благодаря этому мы очень быстро нашли общий язык. В конце недели было даже грустно их отпускать, неделя лагеря заменила несколько месяцев знакомства и ежедневных встреч. Дети замечательные, я очень рада, что именно они были под моим кураторством».
Заключение
Представленное выше позволяет отметить, что обогащение содержания научно-исследовательской практики с помощью новых форм ее организации способствует повышению уровня мотивации к обучению будущих учителей, овладению более широким спектром универсальных и профессиональных компетенций и формированию специальной компетенции в предметной области «Математика» [Латышева, Скорнякова, Черемных 2020: 60].
В перспективе это позволит создать основу для полноценного вовлечения студентов в проектную деятельность в области решения актуальных задач современного образования, подготовить выпускника не только как знающего свой предмет учителя, но и как уверенную в своем потенциале, способную внести свой вклад в развитие общества творческую личность [Течиева 2019: 89].
Список литературы
1. Вакджира М. Б. Организация научно-исследовательской деятельности студентов // МНКО. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 05.07.2023).
2. Галиуллина Ф. Ш. Перспективные формы организации научного творчества студентов в педагогическом вузе // Вестник ТГГПУ. 2007. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-formy-organizatsii-nauchnogo-tvorchestva-studentov-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 05.07.2023).
3. Косинцева Т. Д., Хвощ Р. Н. Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе в современном российском вузе // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-v-sovremennom-rossiyskom-vuze (дата обращения: 05.07.2023).
4. Латышева Л. П.. Скорнякова А. Ю.. Черемных Е. Л. Профессионализирующая деятельность студентов математического факультета педвуза и методическая компетентность будущего учителя // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11. № 1(41). С. 58-71.
5. Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л., Бабин А. С., Лаптева Т. Д. Особенности непрерывной подготовки учителей математики в условиях цифровой трансформации образования // Информатика и образование. 2021. № 1. С. 20-32.
6. Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л., Лаптева Т. Д., Мельникова Е. В. Формирование ИКТ-компетенций будущего учителя математики при обучении стохастике в условиях цифровой трансформации образования // Информатика и образование. 2022. № 2. С. 64-77.
7. Моисеев В. В., Карелина Е. А., Кирова И. В., Комарова О. А. Научно-исследовательская работа студентов в Российской Федерации // Современное педагогическое образование. 2021. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.07.2023).
8. Москвина А. В., Кочемасова Л. А. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2019. № 2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurs-nauchno-issledovatelskih-i-tvorcheskih-rabot-kak-forma-samorealizatsii-studentov (дата обращения: 06.07.2023).
9. Морозов Г. Б., Лобут А. А. Об одной эффективной форме активизации научно-исследовательской и проектной деятельности студентов неюридической специальности // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-odnoy-effektivnoy-forme-aktivizatsii-nauchno-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-studentov-neyuridicheskoy-spetsialnosti (дата обращения: 05.07.2023).
10. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 01.07.2023).
11. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50358) (с изм. и доп.. вступ. в силу с 01.09.2021). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293562/ (дата обращения: 05.07.2023).
12. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze (дата обращения: 05.07.2023).
13. Течиева В. З. Новые формы организации практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-organizatsii-praktiko-orientirovannogo-obucheniya-v-usloviyah-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 05.07.2023).
14. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 09.07.2023).
15. Чумичева Р. М. Формирование исследовательских компетенций у студентов в процессе педагогической практики // Вестник НВГУ. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskih-kompetentsiy-u-studentov-v-protsesse-pedagogicheskoy-praktiki (дата обращения: 01.07.2023).
16. Широколобова А. Г., Ларионова Ю. С., Ачкасова О. Г., Широколобов Г. В. Формирование цифровых компетенций педагогов в процессе повышения квалификации в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovyh-kompetentsiy-pedagogov-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii (дата обращения: 05.07.2023).
17. Шульга Н. Н., Новосельцева С. Н., Михайлова И. Г. Направления активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. № 14 (235). URL: https://cyberleninka.m/article/n/napravleniya-aktivizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-vuzov (дата обращения: 01.07.2023).
18. Яркова Т. А. Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-osnovy-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 05.07.2023).
References
1. Vakdzhira M. B. Organizatsiya nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov [Organization of student research activities]. MNKO. 2012, no. 3. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov (accessed: 05.07.2023).
2. Galiullina F. Sh. Perspektivnye formy organizatsii nauchnogo tvorchestva studentov v pedagogicheskom vuze [Promising forms of organizing scientific creativity of students at a pedagogical university]. Vestnik TGGPU. 2007, no. 11. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-formy-organizatsii-nauchnogo-tvorchestva-studentov-v-pedagogicheskom-vuze (accessed: 05.07.2023).
3. Kosintseva T. D., Khvoshch R. N. Organizatsiya nauchno-issledovatel'skoi raboty studentov v obrazovatel'nom protsesse v sovremennom rossiiskom vuze [Organization of scientific research work of students in the educational process in a modern Russian university]. Izvestiya vuzov. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. 2019, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-v-sovremennom-rossiyskom-vuze (accessed: 05.07.2023).
4. Latysheva L. P., Skornyakova A. Yu., Cheremnykh E. L. Professionaliziruyushchaya deyatel'nost' studentov matematicheskogo fakul'teta pedvuza i metodicheskaya kompetentnost' budushchego uchitelya [Professionalizing activities of students of the Faculty of Mathematics of a Pedagogical University and the methodological competence of the future teacher]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2020, vol. 11, no. 1(41), pp. 58-71. (In Russ.).
5. Latysheva L. P., Skornyakova A. Yu., Cheremnykh E. L., Babin A. S., Lapteva T. D. Osobennosti nepreryvnoi podgotovki uchitelei matematiki v usloviyakh tsifrovoi transformatsii obrazovaniya [Features of continuous training of mathematics teachers in the context of digital transformation of education]. Informatika i obrazovanie. 2021, no. 1, pp. 20-32. (In Russ.).
6. Latysheva L. P., Skornyakova A. Yu., Cheremnykh E. L Lapteva T. D., Mel'nikova E. V. Formirovanie IKT-kompetentsii budushchego uchitelya matematiki pri obuchenii stokhastike v usloviyakh tsifrovoi transformatsii obrazovaniya [Formation of iCT competencies of a future mathematics teacher when teaching stochastics in the context of digital transformation of education]. Informatika i obrazovanie. 2022, no. 2, pp. 64-77. (In Russ.).
7. Moiseev V. V., Karelina E. A., Kirova I. V., Komarova O. A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v Rossiiskoi Federatsii [Research work of students in the Russian Federation]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021, no. 9. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: 05.07.2023).
8. Moskvina A. V., Kochemasova L. A. Konkurs nauchno-issledovatel'skikh i tvorcheskikh rabot kak forma samorealizatsii studentov [Competition of scientific research and creative works as a form of self-realization for students]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2019, no. 2 (42). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurs-nauchno-issledovatelskih-i-tvorcheskih-rabot-kak-forma-samorealizatsii-studentov (accessed: 06.07.2023).
9. Morozov G. B., Lobut A. A. Ob odnoi effektivnoi forme aktivizatsii nauchno-issledovatel'skoi i proektnoi deyatel'nosti studentov neyuridicheskoi spetsial'nosti [About one effective form of enhancing research and project activities of students of non-legal specialty]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015, no. 7. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-odnoy-effektivnoy-forme-aktivizatsii-nauchno-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-studentov-neyuridicheskoy-spetsialnosti (accessed: 05.07.2023).
10. Natsional'nyi proekt «Obrazovanie» [National project "Education"]. (In Russ.). Available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accessed: 01.07.2023).
11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 125 (red. ot 08.02.2021) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki)» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 02/22/2018 No. 125 (as amended on 02/08/2021) "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 03/44/05 Pedagogical education (with two profiles of training)"]. (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293562/ (accessed: 05.07.2023).
12. Stromov V. Yu., Sysoev P. V. Model' organizatsii nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov v vuze [Model for organizing student research activities at a university]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 10. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/model-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze (accessed: 05.07.2023).
13. Techieva V. Z. Novye formy organizatsii praktiko-orientirovannogo obucheniya v usloviyakh pedagogicheskogo vuza [New forms of organizing practice-oriented training in a pedagogical university]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2019, no. 1. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-organizatsii-praktiko-orientirovannogo-obucheniya-v-usloviyah-pedagogicheskogo-vuza (accessed: 05.07.2023).
14. Federal'nyi proekt «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» [Federal project "Digital educational environment"]. (In Russ.). Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (accessed: 09.07.2023).
15. Chumicheva R. M. Formirovanie issledovatel'skikh kompetentsii u studentov v protsesse pedagogicheskoi praktiki [Formation of research competencies among students in the process of teaching practice]. VestnikNVGU. 2009, no. 3. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskih-kompetentsiy-u-studentov-v-protsesse-pedagogicheskoy-praktiki (accessed: 01.07.2023).
16. Shirokolobova A. G., Larionova Yu. S., Achkasova O. G., Shirokolobov G. V. Formirovanie tsifrovykh kompetentsii pedagogov v protsesse povysheniya kvalifikatsii v usloviyakh tsifrovoi transformatsii obrazovaniya [Formation of digital competencies of teachers in the process of advanced training in the context of digital transformation of education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2022, no. 3 (23). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovyh-kompetentsiy-pedagogov-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii (accessed: 05.07.2023).
17. Shul'ga N. N., Novosel'tseva S. N., Mikhailova I. G. Napravleniya aktivizatsii nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov vuzov [Directions for intensifying research activities of university students]. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2016, no. 14 (235). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-aktivizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-vuzov (accessed: 01.07.2023).
18. Yarkova T. A. Nauchnye osnovy organizatsii nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov v pedagogicheskom vuze [Scientific basis for organizing students' research activities at a pedagogical university]. Vestnik YuUrGGPU. 2013, no. 3. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-osnovy-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-pedagogicheskom-vuze (accessed: 05.07.2023).
Информация об авторах
Л. П. Латышева - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра высшей математики и методики обучения математике, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; А. Ю. Скорнякова - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра высшей математики и методики обучения математике, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Е. Л. Черемных - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра высшей математики и методики обучения математике, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Т. Д. Лаптева - преподаватель, кафедра высшей математики и методики обучения математике, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the authors L. P. Latysheva - Ph. D. (Education), Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Perm State Humanitarian Pedagogical University; A. Yu. Skornyakova - Ph. D. (Education), Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Perm State Humanitarian Pedagogical University; E. L. Cheremnykh - Ph. D. (Education), Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Perm State Humanitarian Pedagogical University; T. D. Lapteva - Lecturer, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 10.07.2023; одобрена после рецензирования 20.08.2023; принята к публикации 25.10.2023.
The article was submitted 10.07.2023; approved after reviewing 20.08.2023; accepted for publication 25.10.2023.