Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротков Сергей Геннадьевич

Введение. Данная статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование системы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга. Данная проблема является одной из наиболее актуальных и востребованных в теории и практике высшего образования. Рассматриваемая проблема требует разработки механизмов совершенствования организации научно-исследовательской работы в вузе, одним из которых выступает разработка и апробация модели исследуемого процесса средствами педагогического консалтинга как технологии активизации научно-исследовательской деятельности студентов. Цель статьи - выявить и охарактеризовать основные структурные компоненты модели организации научно-исследовательской деятельности студентов университета в современных условиях. Материалы и методы . Для достижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в образовании, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления научно-исследовательской деятельностью. Результаты исследования по совершенствованию структуры подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности позволили конкретизировать модель исследуемого процесса, включающую взаимосвязанные компоненты, функционирующие на основе системы педагогического консалтинга являющегося ключевым фактором для достижения результата - повышения уровня сформированности научно-исследовательских компетенций студентов. Заключение. Таким образом, важным средством совершенствования процесса подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности является разработка и внедрение в образовательный процесс научно обоснованной модели, направленной на формирование исследовательских компетенций на основе применения методов и форм педагогического консалтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PREPARING STUDENTS FOR RESEARCH ACTIVITIES BY MEANS OF PEDAGOGICAL CONSULTING.

Introduction. This article is devoted to the consideration of such an urgent problem as improving the system of preparing students for research activities by means of pedagogical consulting. This problem is one of the most urgent and demanded in the theory and practice of higher education. The problem under consideration requires the development of mechanisms for improving the organization of research work at a university, one of which is the development and testing of a model of the process under study by means of pedagogical consulting as a technology for enhancing students' research activities. The purpose of the article is to identify and characterize the main structural components of the model for organizing research activities of university students in modern conditions. Materials and methods. To achieve the goal of scientific research, a complex was used: theoretical methods: the study of scientific and methodological, special literature on the problems and prospects of the implementation of the competence approach in education, inductive-deductive methods of the fundamental provisions of psychology and pedagogy of higher education, conceptual and theoretical description of advanced methods of management of scientific and research activities. The results of the study on improving the structure of preparing students for research activities made it possible to concretize the model of the process under study, including interrelated components functioning on the basis of the pedagogical consulting system, which is a key factor for achieving the result - increasing the level of formation of students' research competencies. Conclusion. Thus, an important means of improving the process of preparing students for research activities is the development and implementation into the educational process of a scientifically grounded model aimed at the formation of research competencies based on the application of methods and forms of pedagogical consulting.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА»

УДК: 378

DOI: 10.30914/2072-6783-2021 -15-1-44-52

Модель подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности

средствами педагогического консалтинга С. Г. Короткое

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Данная статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование системы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга. Данная проблема является одной из наиболее актуальных и востребованных в теории и практике высшего образования. Рассматриваемая проблема требует разработки механизмов совершенствования организации научно-исследовательской работы в вузе, одним из которых выступает разработка и апробация модели исследуемого процесса средствами педагогического консалтинга как технологии активизации научно-исследовательской деятельности студентов. Цель статьи -выявить и охарактеризовать основные структурные компоненты модели организации научно-исследовательской деятельности студентов университета в современных условиях. Материалы и методы. Для достижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в образовании, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления научно-исследовательской деятельностью. Результаты исследования по совершенствованию структуры подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности позволили конкретизировать модель исследуемого процесса, включающую взаимосвязанные компоненты, функционирующие на основе системы педагогического консалтинга являющегося ключевым фактором для достижения результата - повышения уровня сформированности научно-исследовательских компетенций студентов. Заключение. Таким образом, важным средством совершенствования процесса подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности является разработка и внедрение в образовательный процесс научно обоснованной модели, направленной на формирование исследовательских компетенций на основе применения методов и форм педагогического консалтинга.

Ключевые слова: модель, научно-исследовательская деятельность, педагогический консалтинг, структурные компоненты, исследовательские компетенции

Для цитирования: Короткое С.Г. Модель подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 1. С. 44-52. DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-1-44-52

Model of preparing students for research activities by means

of pedagogical consulting

s. G. Korotkov

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. This article is devoted to the consideration of such an urgent problem as improving the system of preparing students for research activities by means of pedagogical consulting. This problem is one of the most urgent and demanded in the theory and practice of higher education. The problem under consideration requires the development of mechanisms for improving the organization of research work at a university, one of which is the development and testing of a model of the process under study by means of pedagogical consulting as a technology for enhancing students' research activities. The purpose of the article is to identify and characterize the main structural components of the model for organizing research activities of university students in modern conditions. Materials and methods. To achieve the goal of scientific research, a complex was used: theoretical methods: the study of scientific and methodological, special literature on the problems and prospects of the implementation of the competence approach in education, inductive-deductive methods of the fundamental provisions of psychology and pedagogy of higher education, conceptual and theoretical description of advanced meth-

ods of management of scientific and research activities. The results of the study on improving the structure of preparing students for research activities made it possible to concretize the model of the process under study, including interrelated components functioning on the basis of the pedagogical consulting system, which is a key factor for achieving the result - increasing the level of formation of students' research competencies. Conclusion. Thus, an important means of improving the process of preparing students for research activities is the development and implementation into the educational process of a scientifically grounded model aimed at the formation of research competencies based on the application of methods and forms of pedagogical consulting.

Keywords: model, research activities, pedagogical consulting, structural components, research competencies

For citation: Korotkov S.G. Model of preparing students for research activities by means of pedagogical consulting. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 1, pp. 44-52. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-l-44-52

Введение

Постоянно изменяющиеся социально-экономические процессы в обществе, возрастающая конкуренция между вузами обуславливают необходимость отслеживания и внедрения инноваций и поиска факторов, составляющих основу конкурентоспособности вузов. Анализ исследований показывает, что к таким факторам относят внешнюю макросреду и внутренние факторы, одним из которых выступает активное участие преподавателей и студентов в научно-исследовательской деятельности.

Таким образом вопросы совершенствования организации, поиска новых подходов и методов привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности (далее НИДС) в вузе достаточно актуальны и своевременны [4].

Как известно, научно-исследовательская работа — это специфический вид деятельности, который сегодня, в связи информатизацией и цифровизацией процесса обучения, выходит на первоочередное место в структуре деятельности высших учебных заведений и характеризует, в первую очередь, деятельность преподавателей и научных сотрудников [2].

Анализ теоретических источников, посвященных организации научно-исследовательской деятельности студентов, показал, что в многочисленных психолого-педагогических исследованиях изучены различные аспекты организации научно-исследовательской деятельности: выделены ключевые компоненты НИДС, раскрыты характерные особенности организации и активизации научного поиска, определены структура и содержание научно-исследовательской деятельности студентов и так далее. [1; 7; 9]. Вместе с тем, на сегодняшний день многие вопросы

разработки и использования новых образовательных технологий, экономических и социально-психологических методов организации научно-исследовательской деятельности в современных условиях остаются малоизученными.

Неразработанность механизмов и технологий организации научно-исследовательской работы студентов обусловили выбор проблемы исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: какова модель подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе. Соответственно, цель исследования можно сформулировать следующим образом - разработать модель организации научно-исследовательской деятельности студентов университета средствами педагогического консалтинга.

Материалы и методы

Для достижения цели научного исследования был использован комплекс методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам компетентностного подхода в образовании, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления научно-исследовательской деятельностью.

В рамках исследования были отобраны две группы студентов. В контрольной группе организация научно-исследовательской работы предполагалась в рамках инвариативного элемента содержательного компонента. В экспериментальной группе осуществлялось целенаправленное управление научно-исследовательской деятельностью студентов посредством организации

педагогического консультирования. В роли консультантов выступали руководители научных кружков, обеспечивающие формирование профессиональной направленности и коррекцию педагогического взаимодействия для достижения наивысших результатов в научно-исследовательской деятельности студента и обеспечении формирования компонентов предложенной модели.

Результаты исследования

В нашем исследовании под НИДС мы понимаем поисковую деятельность научного характера, регулируемую сознанием и активностью личности, направленную на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование.

Являясь неотъемлемой частью учебного процесса, НИДС позволяет не только значительно поднять уровень профессиональной подготовки специалиста [10], но и является одной из основных форм привлечения студентов к углубленному и целенаправленному освоению специальности.

Как правило, участие студентов в научно-исследовательской работе осуществляется в учебном процессе при написании курсовых работ, подготовке докладов и выступлении на ежегодных конференциях, организуемых в рамках университета. Вовлечение студента в работу студенческого научного общества позволяет развивать коммуникативные умения, стимулирует интерес к занятию научно-исследовательской работой, однако зачастую носит единичный характер. Низкая заинтересованность к участию в НИД обусловлена прежде всего трудностями, которые возникают перед студентом при подготовке доклада или написании курсовой работы. Отсутствие мотивации успеха в учебном процессе приводит к нежеланию принимать участие в работе студенческого научного общества, что приводит в целом к снижению количества студентов, вовлеченных в научную работу и качества работ, выполняемых студентом.

В качестве одного из механизмов совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов мы предлагаем использовать возможности педагогического консалтинга. В самом широком смысле, под консалтингом (от англ. consulting - консультирование) понимается вид интеллектуальной деятельности, основная

задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Консалтинг в образовании имеет свои особенности, обусловленные спецификой рассматриваемой области. Учреждения высшего образования, с одной стороны, оказывают консалтинговые услуги разным целевым аудиториям, а с другой — могут быть потребителями консалтинговых услуг при внедрении программ развития, разработке системы мотивации, обучении и профессиональной переподготовке персонала, позиционировании учреждения на рынке образовательных услуг [8].

В настоящее время можно выделить следующие основные направления консалтинговой деятельности в образовательной сфере:

- помощь в разработке программ развития школ, колледжей, вузов посредством корпоративного, группового и индивидуального консультирования и обучения;

- осуществление инновационных разработок в области образования детей и взрослых в рамках государственного заказа и по контрактам с различными фирмами;

- помощь учащимся различного возраста (и при необходимости - их родителям и другим членам семьи) в выборе образовательных маршрутов и решении проблем, связанных с трудностями в обучении;

- реализация различных программ повышения квалификации для сотрудников, в том числе организация индивидуальных и групповых стажировок и подготовки тьюторов;

- разработка информационных ресурсов, в том числе интернет-сайтов, по вопросам образования и просвещения;

- разработка образовательных программ, учебных планов и учебных программ, а также учебно-методических материалов по реализации этих программ;

- проведение консультаций по вопросам организации образовательной деятельности;

- сопровождение процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации направлений, специальностей обучения, включая проведение консультаций по действующим лицензионно-нормативным требованиям к образовательным организациям и оказание услуг

по подготовке пакета документов по лицензированию.

Возможности педагогического консалтинга в плане совершенствования организации научно-исследовательской деятельности студентов в учреждениях высшего образования реализуются через:

- проведение различных видов диагностики и локальных социально-педагогических исследований для научно-методических центров, образовательных учреждений инновационного типа и экспериментальных площадок с целью обобщения опыта работы и определения перспективных направлений развития;

- содействие в обобщении и представлении результатов опытной и экспериментальной работы в области образования, в том числе корпоративного обучения и дистанционных технологий;

- услуги по научно-методическому сопровождению исследований в различных областях наук;

- научная, методическая и организационная помощь в проведении конференций по проблемам образования;

- совершенствование отдельных направлений организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности;

- управление организацией научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза;

- разработку и обновление технологий сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов.

С учетом вышесказанного была разработана модель подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга. Моделирование представляет собой один из основных путей теоретического познания, метод прогностического решения проблемы, так как дает возможность проецировать систему процесса обучения в целом [5]. Модель как система объектов или знаков является отражением сущностных признаков изучаемого объекта, его свойств, структуры, динамики, особенностей функционирования реальных объектов.

Разработанная нами модель имеет блочную структуру и включает взаимосвязанные компоненты:

- целеориентационный (в модели представлен целью и задачами);

— содержательный (инвариативный и вариативный элементы);

— процессуальный (формы, методы и средства);

— результативный (критерии, уровни и виды мониторинга).

Необходимо отметить, что перечисленные компоненты НИД студентов можно рассматривать как нормативно необходимые для успешной научно-исследовательской деятельности в современных условиях. При этом, как отмечалось выше, все они тесно взаимосвязаны. Каждый последующий продуктивен лишь при наличии предыдущего, сформированного в необходимой и достаточной степени.

Целеориентационный компонент включает цель, задачи, вопросы мотивации и планирования по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга.

Планирование в рассматриваемой нами модели осуществляется посредством организации педагогического консалтинга, направленного на совершенствование подготовки и управление научно-исследовательской деятельностью студентов. Педагогический консалтинг подразумевает прежде всего организацию целенаправленной работы между преподавателем и студентом, проявляющуюся в регулярных консультациях, наставничестве, совместной работе над проектами. При этом педагог берет на себя функции управления научной работой студента, направляет его, опираясь на методы и принципы управления.

Содержательный компонент модели в нашем исследовании представлен инвариативным и вариативным элементами.

Инвариативный элемент предполагает организацию НИДС в рамках учебного процесса:

— проблемные лекции, семинары, организация курсового и дипломного проектирования, подготовка докладов, рефератов, защита проектов содержащих элементы научного исследования и другое;

— выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственной или учебной практики;

— изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований (планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных) в рамках некоторых курсов.

Вариативный элемент научно-исследовательской работы студентов, выполняемый во внеучеб-ное время, организуется в форме:

— индивидуального или группового участия студентов в выполнении госбюджетной или хоздоговорной тематики, выполняемой на кафедрах;

— участия в студенческих научных мероприятиях различного уровня (вузовские, региональные, всероссийские, международные). К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры-конкурсы научных и учебно-исследовательских работ;

— работы в студенческих научных обществах, научных кружках.

Вариативный элемент подразумевает целенаправленную работу по совершенствованию:

— организации на факультете общего и профессионального образования системы НИР студентов (студенческого научного общества);

— использования педагогического консалтинга как средства повышения эффективности научно-исследовательской деятельности студентов университета в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Процессуальный компонент модели направлен на повышение эффективности организации самостоятельной работы, на формирование умений организации научного исследования, выделение проблемы и поиск возможных решений.

Содержание данного компонента предполагает формирование следующих исследовательских умений и навыков:

— умение организовать работу, рационально распределять время и ресурсы;

— организация целенаправленного взаимодействия между консультантом (наставником) и студентом для коррекции и повышения эффективности организации самостоятельной работы;

— следование логике написания научных текстов;

— использование различных приемов поиска, накопления и хранения научной информации;

— презентация научного исследования.

Организация НИД студента осуществляется

при помощи разнообразных средств, методов и форм, которые непосредственно ведут к повышению уровня сформированности исследовательских компетенций студентов вуза.

В качестве основного фактора организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе, пронизывающего все компоненты модели, выступает технология педагогического консалтинга, реализуемая наставниками-консультантами как в учебное, так и во внеучебное время (работа студентов в научных кружках, организация проектных групп, создание студенческих конструкторских бюро, участие в научно-практических конференциях и семинарах) [9].

Применение педагогического консалтинга в рамках разработанной модели подразумевает следующие направления работы:

— формирование мотивации к занятиям научно-исследовательской деятельностью [4];

— организация целенаправленных консультаций в рамках научных кружков либо созданных проектных групп;

— организация знакомства студентов с видами научных работ, алгоритмами и особенностями оформления конкурсной документации, научных работ и авторских свидетельств;

— применение проблемных, поисковых и исследовательских методов при реализации исследования [10].

Представляя студентам широкий выбор форм НИД, стимулирующих проявление инициативы, создание творческих объединений, необходимо отметить, что педагогическое консультирование позволяет контролировать и регулировать выбор, советовать, рекомендовать и проводить коррекцию условий и ситуаций развития. Эффективным средством выступает система студенческого самоуправления и соуправления, как совместная деятельность педагогов и студентов по управлению деятельностью своего научного сообщества, которое в вузе представлено студенческим научным обществом, советом молодых ученых. В процессе совместной управленческой деятельности студенты приобретают способность к управлению и саморегуляции своей научной деятельности.

Результативный компонент сконструированной модели подразумевает проведение вводной, промежуточной, контрольной диагностики и представлен низким, средним и высоким уровнями сформированности компетенций студентов в области научно-исследовательской деятельности [6].

о >

о о о о сл

со

о ?

3

о

ч

00' >

о о.

о

о <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5'

ста

га >73

к

о

8 №

>73

В

га >73 Ю

■в ¡5 к в й В ноа » н ™

о и

3 5 о я

а Й ? »

Е- ^

о

<-1

и

о о

сз* Я

С: о

а*

>73 О

а.

р ао о ао

В'

ао

о

Я

■ и га й о м

о «

о

я: »

га Й

№ я о

Цель: совершенствование деятельности вуза по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга

Задачи:

- создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества молодежи, результатах научных и научно-технических разработок;

- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской и инновационной деятельности;

- развитие способности использовать научные знания и быстро адаптировать при изменении ситуации, готовности к повышению квалификации и переподготовке;

- использование педагогического консультирования как средства повышения эффективности управления различными внеучебными формами организации науч-но-исследовательской деятельности студентов

Содержание работы

Инвариативный элемент - НИД, включенная в учебный процесс

Вариативный элемент - НИД, выполняемая во внеучебное время

Организационные формы

научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры-конкурсы научных и учебно-исс-ледовательских работ, самостоятельная творческая проектная работа, курсовые и дипломные работы, конференции и так далее

Методы обучения:

проблемные, частично-поисковые и исследовательские частично-поиско-вые, проблемное изложение, исследовательские

Средства обучения

ФГОС, ПС., учебные планы и программы, ГСО, инструментальное оборудование, дидактические материалы, тренажеры ^станки) и другое

Критерии: интегральный критерий «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности»

Уровни:

- низкии; - среднии; - высокий

Мониторинг: вводная диагностика, промежуточная диагностика, контрольная диагностика

Результат: высокий уровень сформированное™ научно-исследовательских компетенций студентов

Педагогический консалтинг:

- содействие в обобщении и представлении результатов опытной и экспериментальной работы в области образования, в том числе корпоративного обучения и дистанционных технологий;

- услуги по научно-методическому сопровождению исследований в различных областях наук;

- научная, методическая и организационная помощь в проведении конференций по проблемам образования;

- совершенствование отдельных направлений организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности;

- управление совершенствованием организации научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза;

- разработку и обновление технологий сопровождения научно-исследо-вательской деятельности

С и

сЛ

н

2 НН

И

о

ч

н И

и

> Я

НН

сл

н

>

н

и

2 НН

С и Я

сл

НН

Н

с

о

ы о ы

ЧО

Педагогический консалтинг в рамках данного компонента подразумевает организацию мониторинга и при необходимости коррекцию результатов на каждом из этапов реализации модели совершенствования подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности студентов средствами педагогического консалтинга.

На основе анализа результатов опытно-экспериментальной работы для оценки уровня сформированности исследовательских компетенций нами выделен интегральный критерий «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности», который включает в себя совокупность следующих компонентов:

— критерий сформированности профессионально значимых качеств, характеризующий наличие у студентов определенного набора профессиональных качеств, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности;

— мотивационный критерий, характеризующий степень сформированности профессиональной мотивационной сферы студентов в процессе их обучения, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, интенсивность волевых усилий и эмоциональных реакций обучаемых;

— когнитивный критерий, свидетельствующий о сформированности когнитивных умений будущих специалистов, их грамотном оперировании теоретических и практических знаний в учебно-познавательной и профессиональной деятельности;

— деятельностно-практический критерий, свидетельствующий о сформированности у студентов профессиональных умений навыков.

Результаты исследования показали, что педагогический консалтинг, целенаправленно организованный в рамках предложенной модели в качестве системообразующего компонента, позволяет значительно повысить эффективность

организации научно-исследовательской деятельности студентов. Таким образом, введение в структуру НИДС системы педагогического консалтинга в рамках вариативного элемента организации НИДС позволяет повысить уровень сформированности исследовательских компетенций, способствует развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, формированию осознанного профессионального выбора, формированию команд с предпринимательским геном и стратегическим видением в технологическом поле.

Итак, в ходе исследования нами была разработана и апробирована модель подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности студентов средствами педагогического консалтинга, включающая целеориентационный, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Таким образом, проблема подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга является одной из приоритетных задач высшего образования, а предложенная к рассмотрению модель данного процесса является эффективным инструментом совершенствования исследуемого феномена. Представленная модель подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на достижение конкретной цели - повышение уровня сформированности научно-исследовательских компетенций студентов. Эффективность реализации модели зависит от полноты использования возможностей педагогического консалтинга на всех этапах подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем, модель является открытой, постоянно развивающейся системой и, при необходимости, может быть дополнена новыми компонентами.

Список литературы

1. Большакова О.Н. Концептуальная модель системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Высшее образование сегодня. 2014. № 10. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-sistemy-podgotovki-studentov-vuza-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кокаева Л.Х. Моделирование научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза: из опыта работы // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2 (95). С. 92-94.

3. Коротков С.Г. Повышение конкурентоспособности российских вузов: возможности теоретического осмысления // Подготовка педагогических кадров в системе высшего образования: история, современность и перспективы: материалы региональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2018. С. 73-76.

4. Коротков С.Г., Крылов Д.А., Бахтина Е.С. Педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 33-40. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1964 (дата обращения: 10.10.2018).

5. Крылов Д.А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1. С. 31-35. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23270941_ 16938912.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

6. Куртась С.А. Модель формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы // Веснж Мазырскага дзяржаунага педагапчнага ушверсггэта 1мя 1.П. Шамякша. 2013. № 2 (39). С. 49-54. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24435405 (дата обращения: 7.03.2020).

7. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Консалтинг в системе профессионального образования: основные направления развития // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 11-7 (43). С. 67-70. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_36587366_95730111.pdf (дата обращения: 27.02.2019).

8. Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2011. 233 с.

9. Шадчин И.В. Конкурс научно-исследовательских работ как направление работы с одаренными обучающимися в организациях СПО // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4 (24). С. 104-111.

10. Яковлева-Чернышева А.Ю. Об опыте организации научно-исследовательской работы в вузе // Вестник УРАО. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ob-opyte-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-v-vuze (дата обращения: 16.02.2021).

Статья поступила в редакцию 18.02.2021 г.; одобрена после рецензирования 04.03.2021 г.; принята к публикации 20.03.2021 г.

Об авторе

Коротков Сергей Геннадьевич

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, 424000, Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1, [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

1. Bolshakova O.N. Kontseptual'naya model' sistemy podgotovki studentov vuza k nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti [Conceptual model of the system for training the tertiary students in research activities]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today. 2014, no. 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-sistemy-podgotovki-studentov-vuza-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (accessed 16.02.2021). (In Russ.).

2. Kokaeva L.Kh. Modelirovanie nauchno-issledovatel'skoi raboty studentov pedagogicheskogo vuza: iz opyta raboty [Simulation of research work of students of pedagogical university: from work experience]. Global'nyi nauchnyi potentsial = Global Scientific Potential, 2019, no. 2 (95), pp. 92-94. (In Russ.).

3. Korotkov S.G. Povyshenie konkurentosposobnosti rossiiskikh vuzov: vozmozhnosti teoreticheskogo osmysleniya [Increasing the competitiveness of Russian universities: opportunities for theoretical understanding]. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov v sisteme vysshego obrazovaniya: istoriya, sovremennost' i perspektivy: materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Training of teaching staff in the higher education system: history, modernity and prospects: materials of the regional scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, 2018, pp. 73-76. (In Russ.).

4. Korotkov S.G., Krylov D.A., Bakhtina E.S. Pedagogicheskie usloviya organizatsii nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov na vneauditornykh zanyatiyakh v vuze [Pedagogical conditions for organizing research activities of students in extracurricular classes at the University]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2020, vol. 14, no. 1, pp. 33-40. Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1964 (accessed 10.10.2018). (In Russ.).

5. Krylov D.A. Model' formirovaniya proektnoi kul'tury budushchego pedagoga v usloviyakh sovremennogo vuza [The model of the formation of the future pedagogue of project culture in conditions of modern university]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2015, no. 1, pp. 31-35. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23270941_16938912.pdf (accessed 10.10.2018). (In Russ.).

6. Kurtas S.A. Model' formirovaniya otsenochnoi kompetentnosti budushchikh prepodavatelei vysshei shkoly [Model of the formation of the estimated competence of future teachers of higher education]. VesnikMDPU im. I.P. Shamyakina = Vestnik MSPU named after I.P. Shamyakin, 2013, no. 2 (39), pp. 49-54. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24435405 (accessed 03.07.2020). (In Russ.).

7. Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Konsalting v sisteme professional'nogo obrazovaniya: osnovnye napravleniya razvitiya [Consulting in the system of vocational education: the main directions of development]. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremen-nom mire = Actual research in the modern world, 2018, no. 11-7 (43), pp. 67-70. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_36587366_95730111.pdf (accessed 27.02.2019). (In Russ.).

8. Pecherkina, A.A., Symanyuk E.E., Umnikova E.L. Razvitie professional'noi kompetentnosti pedagoga: teoriya i praktika: monografiya [Development of teacher's professional competence: theory and practice: monograph]. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., 2011, 233 p. (In Russ.).

9. Shadchin I.V. Konkurs nauchno-issledovatel'skikh rabot kak napravlenie raboty s odarennymi obuchayushchimisya v organi-zatsiyakh SPO [Competition of scientific research works as a direction of work with gifted students in SPO organizations]. Inno-vatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of vocational education, 2019, no. 4 (24), pp. 104-111. (In Russ.).

10. Yakovleva-Chernysheva A.Yu. Ob opyte organizatsii nauchno-issledovatel'skoi raboty v vuze [The experience of organizing a research work in a higher educational institute]. Vestnik URAO = Herald of the URAE, 2016, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-opyte-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-v-vuze (accessed 16.02.2021). (In Russ.).

Submitted 18.02.2021; approved 04.03.2021; revised 20.03.2021.

About the author Sergey G. Korotkov

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, 1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation, [email protected]

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.