Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновация / инновационное обучения / новые технологий / информационные технология / исследовательская технология / обучения в сотрудничестве и.т.д. / Innovation / innovative learning / new technologies / information technology / research technology / collaborative learning and etc

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дилинур Рустемовна Джангабаева, Дилшода Абдухалим Кизи Абдурахимова

В статье рассматривается вопросы педагогических инновационных технологий в оптимизаций учебного процесса. Изменение роли образования в современном обществе обусловило большую часть инновационных процессов. А так же дана четкое понятия идею создания адаптивных условий для каждого обучающегося, максимальная ориентированный на самостоятельную личность. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях как: «новые технологий», «информационнная технология», «инновационный технология», которые отнюдь не так просты и однозначны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дилинур Рустемовна Джангабаева, Дилшода Абдухалим Кизи Абдурахимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considered the issues of pedagogical innovative technologies in the optimization of the educational process. The changing role of education in modern society has led to most of the innovation processes. And also given a clear notion of the idea of creating adaptive conditions for each student, the maximum oriented on an independent personality. Nowadays the education is increasingly focused on creating such technologies and ways of influencing the personality, in which a balance is ensured between social and individual needs. To learn how to develop a school competently, you need to freely navigate in such concepts as: “new technologies”, “information technology”, “innovative technology”, which are by no means so simple and unambiguous

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Дилинур Рустемовна Джангабаева

Чирчикский государственный педагогичекий университет drustamovna@internet.ru

Дилшода Абдухалим кизи Абдурахимова

Чирчикский государственный педагогичекий университет adilshoda0407@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопросы педагогических инновационных технологий в оптимизаций учебного процесса. Изменение роли образования в современном обществе обусловило большую часть инновационных процессов. А так же дана четкое понятия идею создания адаптивных условий для каждого обучающегося, максимальная ориентированный на самостоятельную личность.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях как: «новые технологий», «информационнная технология», «инновационный технология», которые отнюдь не так просты и однозначны.

Ключевые слова: Инновация, инновационное обучения, новые технологий, информационные технология, исследовательская технология, обучения в сотрудничестве и.т.д.

ABSTRACT

This article considered the issues of pedagogical innovative technologies in the optimization of the educational process. The changing role of education in modern society has led to most of the innovation processes. And also given a clear notion of the idea of creating adaptive conditions for each student, the maximum oriented on an independent personality. Nowadays the education is increasingly focused on creating such technologies and ways of influencing the personality, in which a balance is ensured between social and individual needs. To learn how to develop a school competently, you need to freely navigate in such concepts as: "new technologies", "information technology", "innovative technology", which are by no means so simple and unambiguous.

Keywords: Innovation, innovative learning, new technologies, information technology, research technology, collaborative learning and etc.

July, 2022

96

ВВЕДЕНИЕ

Интеграция в мировое образовательное пространство невозможна без кадров, подготовленных на качественно новом уровне, соответствующем международным стандартам. Решение данной проблемы подразумевает нововведения (инновации) в педагогической системе, способствующие оптимизации, интенсификации учебного процесса. Нововведения представлены инновационными технологиями, призванными обеспечить эффективное достижение результата педагогической деятельности. Инновации - это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целыо повышение их эффективности. "Инновационность" технологического подхода означает, что все обучение выстраивается в режиме субъект-субъектного взаимодействия, преломляется через мотивы, ценностные ориентации, профессиональные цели и соразмеряется с ними.В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности обучающихся на занятиях, что в свою очередь стимулирует потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Ценность приобретает тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем изучаемого материала; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д.[1]. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие за счет максимального раскрытия природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, -основные цели инновационной деятельности.

В соответствии с целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение обучающихся в креативную деятельность. Следует отметить, что современные педагогические технологии должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальным затратам

времени, сил, средств.

July, 2022

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий. Общепринятой классификации образовательных технологий в педагогике на сегодняшний день не существует. Среди приоритетных технологий выделяют: развивающее обучение; проблемное обучение; технология решения задач; проектно-исследовательские методы обучения; технологии модульного обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии и др.

В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого обучающегося, максимальная ориентация на самостоятельную личность. Разница технологий заключается в используемых методах, алгоритме, формах работы, т.е. процессуальных компонентах [2]. Так, в проблемном обучении основным методом познания является проблемный, суть которого в создании состояния интеллектуального затруднения, побуждающего познавательную деятельность. В программированном обучении - поэтапный метод при жесткой алгоритмизации; деловые игры - метод моделирования учебных ситуаций и т.д.

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, чаще других используемые в практике преподавания русского языка в национальных группах технического профиля, способствующие оптимизации учебного процесса: информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества (командная, групповая работа); проектно- исследовательская технология, модель учебной дискуссии. Отметим, что все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности обучающихся, применяются при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, при контроле знаний, а также во внеаудиторной работе.

Наиболее доступными являются информационные технологии. Использование их на занятиях русского языка повышает мотивацию и познавательную активность, расширяет кругозор обучающихся, позволяет строить процесс общения на занятиях более эффективно. Применение компьютерных программ позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность, мышление и творческие способности обучающихся.Возможны следующие формы использования информационных технологий на занятиях по языку: создание преподавателем и студентом компьютерных презентаций с помощью программы PowerPoint; работа с сайтами, ориентированными на обучение русскому языку;

July, 2022

98

использование электронных словарей и энциклопедий; выполнение студентами заданий с аудио- видеоматериалами из Интернета и др.

Согласимся с точкой зрения И.А. Суховой, утверждающей, что «необходимость поставить обучающегося в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов».

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между преподавателем и группой студентов, студентов между собо [3].. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. В ходе группового взаимодействия у обучающихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам); Групповая работа позволяет вовлечь всех участников группы в учебный процесс, обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие обучающихся, что особенно важно на уроках русского языка в рамках достижения коммуникативной цели занятия. Как показывает практика, студенты глубже и в большем объеме усваивают материал, тратят меньше времени на формирование умений и навыков, чем при индивидуальном обучении. Вместе с тем упрощается процедура контроля проделанной студентами работы со стороны преподавателя (вместо 10-14 отдельных письменных работ или устных высказываний ему достаточно выслушать 3 - 4 групповых отчета); более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы сокурсников.

Групповая работа помогает создать в аудитории "языковую среду", т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на русском языке в естественной обстановке.

Развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений направлено применение на занятиях русского языка проектно - исследовательской

July, 2022

99

технологии. Проектно - исследовательская технология - это инновационная технология обучения, при которой обучаемые приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного поиска или под руководством преподавателя. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для того, чтобы ее решить, студентам неязыковых факультетов требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным на занятиях русского языка можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся прежде всего умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Именно метод проектов активизирует познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, формирует и развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения обучающихсях [4]. Для реализации этого метода на практике необходимо определить тематику, близкую или совпадающую с учебным материалом, отражающую специфику той или иной специальности. Результаты выполненных проектов могут быть видеофильм, альбом, журнал путешествий, компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.

Как средство активизации, как способ углубленной работы с содержанием предмета, творческого применения получаемых знаний может выступать модель учебной дискуссии. Общение в ходе дискуссии побуждает обучающихся искать различные

July, 2022

100

способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения. Чем больше обучающиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных

сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал, тем выше их активность в процессе обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективными приемами организации дискуссий являются следующие: "Круглый стол", "Заседание экспертной группы", "Форум", "Дебаты", а также такие формы организации дискуссий, как Пирамида, Подкова, Аквариум. Хотелось бы отметить, что данная технология способствует развитию устной связной речи студентов неязыковых специальностей, умений правильно строить диалогические и монологические высказывания.

Таким образом, инновационные технологии в образовании - технологии, основанные на нововведениях: организационных (связанных с оптимизацией условий образовательной деятельности), методических (направленных на обновление содержания образования и повышение его качества) и управленческих. Инновационные технологии обеспечивают не только формирование коммуникативной компетенции, но и активизируют учебный процесс, воспитывают языковую личность, умеющую творчески мыслить, способствуют позитивной динамике качества знаний.

REFERENCES

1.Инновацион таълим технологиялари/ Муслимов Н.А., Усмонбоева М.Х,.,

2.Сайфуров Д.М., Тураев А.Б. — Т.: «Сано стандарт» нашриёти, 2015. — 81-б. Йулдошев Ж.Г., Усмонов С. Илгор педагогик технологиялар. — Т.Укитувчи,2004.

4.Дебердеева Т.Х.// Инновации в образовании, 2005. № 3. - С. 79.

5.Еркибаева Г.Г. Применение инновационных технологий в учебном процессе школы. Алматы: ГиГаТРЭЙД, 2012.

6.Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. Пособие для студентов пед.вузов. М.: Высш. шк., 2004.

7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. Е.С. Полат и др.

М.: Академия, 2000.

July, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.