- демонстрация и иллюстрация текстов, формул, фотографий при изучении нового материала;
- демонстрация анимационных экспериментов;
- иллюстрация методики решения сложных задач;
- проведение компьютерных лабораторных работ;
- контроль уровня знаний учащихся по методике дифференцированного обучения;
- моделирование физических процессов и явлений;
- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- составление собственных лекций и экспериментов;
- осуществление текущего контроля.
Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.
Список литературы:
1. Румбешта Е.А. Обучение деятельности на уроках физики: журн. Физика в школе // Первое сентября. - 2003. - № 7.
2. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя. - М.: Изд.центр ВЛАДОС, 2007.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000.
4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. - 1997. - № 4.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Светозарова Н.С.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва Средняя общеобразовательная школа № 1378, г. Москва
В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, такие как проектная методика, использование Интернет ре-
* Аспирант кафедры Французского языка и лингводидактики МГПУ, учитель английского языка высшей категории ГБОУ СОШ № 1378.
сурсов на уроках, способствующие практическому владению иностранным языком как средством межкультурной коммуникации. Рассматриваются вопросы организации и оптимизации учебного процесса с применением современных педагогических технологий в том числе информационно-коммуникативных.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, компьютерные технологии, современные технологии, проектная методика, проектная деятельность учашдхся, internet.
Расширение диапазона экономических, политических и культурных связей между различными странами, глобальная интеграция, демократизация образования, миграция профессиональных ресурсов, распространение средств массовой коммуникации - способствуют формированию единой мировой поли-этничной, кросскультурной и мультиязычной среды с новыми закономерностями развития, без учета которых невозможен переход к языковому образованию как адекватному требованию времени. Среди важных обстоятельств, свидетельствующих в пользу востребованности иностранных языков в современном мировом сообществе, можно назвать доступ к опыту и знаниям в мире, к информационным и интеллектуальным запасам, к качественному образованию в России и за рубежом, межгосударственную интеграцию в сфере образования, глобализацию интеграционных общественных процессов.
Теория обучения иностранным языкам в условиях глобальной информационно-образовательной среды непосредственным образом связана с развитием электронных, цифровых, телекоммуникационных технологий и их непрерывным динамичным усовершенствованием. Информатизация образования становится насущной необходимостью. Под информатизацией образовательного процесса следует понимать, прежде всего, ускорение динамики оборота знаний и информации в образовательной системе. В перспективе, в ходе информатизации и глобализации, само содержание понятия «образование» изменится и будет осуществлен переход к понятию открытого содержания образования как непрерывно изменяющейся среды, включающей информационные и телекоммуникационные среды, наиболее оперативно отражающие эти изменения. В ходе информатизации трансформируется и представление общества о природе знания, адекватное изменившимся условиям. На техническом уровне, в узком смысле, информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения и воспитания. Этот процесс неизбежно ведет к информатизации самого процесса обучения, его техническому переоснащению, пересмотру и поиску новых педагогических форм и методов. В настоящий момент информатизация образования переходит на качественно новый уровень: решается задача активизации использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образова-
нии. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - прежде всего, интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие» - принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы), позволяющая развивать активно--деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное расширение спектра учебной работы.
В последнее десятилетие школьное образование превращается в динамично изменяющуюся систему, меняются и требования, предъявляемые к учащихся средней и старшей школы. Меняется и представление о старшем школьном возрасте, который представляет собой кардинально значимый этап развития и становления личности. В старшем школьном возрасте формулируются задатки, определяющие будущую профессиональную пригодность выпускника школы [1]. Одним важных требований времени сегодня для школьников, вступающих в жизнь, является владение компьютерными технологиями на высоко квалифицированном уровне, умение логически мыслить, систематизировать и применять на практике полученные знания, а также обладать коммуникативными качествами, реализуемыми не только на своём родном, но и на иностранных языках. Знание английского языка и владение умениями профессионального общения в иноязычном формате и в рамках другой культуры рассматривается Н.И. Алмазовой и А.В. Рубцовой как качественная характеристика специалиста, реализующаяся в полной мере в способностях к деловому межкультурному взаимодействию и работе в команде не только на национальном, на и на международном уровнях [6]. Английский язык, интегрируясь с дисциплинами социально-гуманитарного цикла, становится инструментом познания, культурного обогащения и коммуникативного саморазвития.
Основная мотивация профессионального развития в старшем школьном возрасте - получение престижной, высокооплачиваемой работы, вследствие чего старшеклассники осознают необходимость качественной сформиро-ванности коммуникативной компетенции в рамках общения на иностранных языках, востребованной в современном профессиональном контексте. Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к выпускнику школы, его компетенциям. Под компетенциями мы понимаем взаимосвязанные качества личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимые для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [2]. Компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, которая необходима и обязательна для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [4]. Уровень приобретаемой старшими школьниками иноязычной коммуникативной компетенции должен позволить им эффективно использовать иностранный язык в сфере общения (устного и письменного), а так-
же быть психологически готовым к такому общению. Акцент в такой ситуации должен быть поставлен на обучение иностранному языку на уровне практического владения им как средством межкультурной коммуникации, обеспечение возможности продолжения образования и, в дальнейшем, профессиональной деятельности в иноязычной среде.
Современные педагогические технологии, такие как проектная методика, Интернет - ресурсы позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня образованности, интересов, эффективно формируют информационно-коммуникативные компетенции у учащихся. Применение современных технологий, в частности компьютеров, Internet-ресурсов, специальных обучающих мультимедийных программ, а так же современных технических средств (DVD, видеокамер, диктофонов), позволяет воздействовать на повышение мотивации за счет активной вовлеченности в процесс живой коммуникации; воспитание самостоятельной личности благодаря навыкам находить, извлекать, оценивать и анализировать релевантную информацию; повышение активности учебного процесса, позволяющее рационально организовать учебный процесс, как в рамках аудиторных занятий, так и в условиях самостоятельной работы; развитие профессионально-коммуникативных навыков [3].
Использование Интернет в учебном процессе даёт возможность изучать некоторые темы совместно с другими школами. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка позволяют:
- успешно мотивировать учебную деятельность школьников;
- использовать широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности;
- формировать информационно-коммуникативную компетентность школьников;
- повышать активность учащихся;
- обеспечивать переход учащегося из состояния пассивного слушателя в активного участника образовательной деятельности.
Применение на уроках английского языка технологий проблемного обучения, интерактивные приемы работы, позволяет учащимся мыслить, анализировать, сравнивать, сопоставлять факты, обобщать и делать выводы. Немаловажную роль при обучении английского языка играет системная интеграция ИКТ, разработка и внедрение соответствующей целевой программы, что продиктовано необходимостью внедрения личностно-ориентиро-ванного обучения и воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.
Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ребенка. При формировании навыков ауди-
рования, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению - может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов. Использую на уроках такие компьютерные программы, как «Bridge to English», «Professor Higgins» и «Listen + Read + Learn» (Interactive English Language Lessons).
Изучение иностранного языка предоставляет большие возможности для проектной деятельности старших школьников. Проектная деятельность наиболее характерна для реализации личностно-ориентированного обучения, которое означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим старшими школьниками информационных, познавательно -коммуникативных и исследовательских задач. Реформирование школьного образования в аспекте проектной деятельности и внедрение её в полном объёме в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, повышения их компетенций, в том числе информационной, способности к применению полученной информации в практической деятельности [5]. Работа в группах формирует ответственность за порученный блок работы. Технология метода проектов учит планировать и выполнять задуманное, работать самостоятельно с литературой, осваивать новые программные продукты. Метод проектов позволяет развить специфические навыки работы с информацией, предоставляет широкие возможности использования компьютерных программ для получения информации, ее отбора, статистической обработки, дает превосходную возможность для ее качественного и творческого представления при защите проекта.
Современные методики и технологии, несомненно, делают формы работы разнообразными, расширяют осознанную индивидуальную самостоятельную деятельность учеников на уроках и при выполнении творческого домашнего задания, способствуют развитию критического мышления, повышают заинтересованность в предмете, развивают собственную требовательность к процессу обучения и самосовершенствования.
Список литературы:
1. Алмазова Н.И., Рубцова А.В. Принципы реализации продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании (психолого-дидактические аспекты) [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ - 2011. -Апрель. - С. 140.
2. Болонский процесс: середина пути [Текст]. - М.: Веди, 2005. - С. 163.
3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука [Текст] / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 2012. - С. 8.
4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст]. - М.: Эйдос, 2012. - С. 3.
5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]. - М., Сентябрь, 2008. - С. 83-128.
6. Алмазова Н.И., Рубцова А.В. Процессуально-деятельностные параметры технологии модульного обучения продуктивному филологическому чтению на иностранном языке // Научно-технические ведомости СПбГПУ -2011. - Апрель. - С. 81.