Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 53:37.016
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ К УРОКАМ ПО ФИЗИКЕ
МАМЕДОВ ИСРАИЛ МУСА ОГЛЫ
доктор философии по физике, АГПУ, Баку, Азербайджан
Аннотация. Современный уровень развития компьютеризации позволяет каждому учителю применят на уроках не только готовые программные продукты, но и собственные электронные разработки. Очевидно, что Интернет-технологии являются более универсальными по своей сути. К настоящему времени наиболее активные члены педагогического сообщества с помощью компьютерных технологий создают электронные версии уроков, учебных пособий, дидактического материала.
Ключевые слова: традиционное обучение; инновационной метод обучения; авторитарный метод; интернет-технологии; дидактической материал.
В настоящее время изменяются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностноориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниевоориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечивают современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебновоспитательный процесс средней школы.
Опыт показывает, что овладение навыками использования ИКТ протекает гораздо эффективней, если это происходит не только на уроках информатики, а находит свое продолжение и развитие на уроках учителей-предметников. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных ИКТ.
Процесс подготовки электронных приложений предполагает наличие у педагога навыков владения специальными технологиями, обеспечивающими:
• создание пособий, пригодных для использования на ПК;
• доставку электронных продуктов конечному пользователю.
Рассмотрим второе направление более подробно. Транспортная функция реализуется с помощью:
• т.н. «кейсовой» технологии - доставка программных продуктов пользователю осуществляется с помощью съемных носителей информации: дискет, CD-дисков, DVD-дисков, Flash-накопителей и т.д.;
• Интернет-технологий- доставка приложений через Интернет.
Чаще всего, в качестве рабочего инструментария используются приложения, входящие в состав офисного пакета компании Microsoft: PowerPoint, Publisher, а также самостоятельные программные продукты типа FrontPage или ей подобные. Эти программы относятся к категории так называемых визуальных редакторов. Они имеют богатые функциональные возможности, интуитивно понятный интерфейс, не требуют от пользователя наличия специальных знаний и потому нашли самое широкое применение не только по своему первоначальному предназначению - для создания презентаций, но и в педагогической практике для создания электронных приложений к уроку.
Обладая несомненными достоинствами, все визуальные редакторы, тем не менее, не лишены и некоторых недостатков, самыми существенными из которых являются следующие:
1. Файлы, созданные данными программами, имеют сравнительно большие размеры, исчисляемые мегабайтами. Это обстоятельство препятствует их широкому
Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
распространению в Интернете. Наличие у большинства пользователей Глобальной Сети обычных малоскоростных (модемных) подключений к Интернету накладывает серьезные ограничения на размеры просматриваемых html-страниц. Наиболее оптимальными принято считать страницы, «вес» которых находится в диапазоне 50-100 кб, в этом случае загрузка файлов на ПК происходит достаточно быстро. Поэтому приходится констатировать тот факт, что приложения, созданные с помощью визуальных редакторов можно использовать только для «кейсовой» технологии. Размещение в Интернете объемных файлов нецелесообразно и по материальным соображениям: каждый пользователь ПК вынужден будет нести дополнительные денежные расходы на серфинге.
2. Отсутствие универсальных программ для просмотра, так называемых Viewerов. Иными словами, на компьютере пользователя должны быть установлены специальные программы, с помощью которых можно было бы работать с созданными электронными версиями учебных пособий. Пользователь, в свою очередь, должен обладать навыками инсталляции программного обеспечения на свой ПК, что в случае с учащимися средней общеобразовательной школы представляется весьма проблематичным.
Интернет-технологии лишены подобных недостатков. Язык разметки гипертекстовых документов HTML (HyperText Markup Language) является универсальным средством, с помощью которого создаются web-страницы-основные документы, отображающие информацию в киберпространстве, получившем название World Wide Web (WWW). Знание этого языка позволяет создать небольшие по размерам электронные документы, способные в считанные секунды достичь пользователя в любой точке земного шара. Неоспоримыми преимуществами html-документов являются их доступность в удобное для пользователя время, совместимость со всеми видами операционных систем и типами ПК. Для их просмотра на компьютере достаточно иметь одну единственную программу- браузер, который встроен в операционную систему по умолчанию, т.е. отпадает необходимость в инсталляции дополнительного программного обеспечения. Вместе с тем, web-технологии достаточно сложны, требуют специальных знаний от авторов электронных приложений и, потому еще не получили широкого распространения в педагогической среде.
1. Кингсли-Хью Э. Кингсли-Хью К. JavaScript 1.5. Учебный курс. Программирование. С-Петербург. 2001.
2. Макфедрис Пол Создание Web-страниц. Шаг за шагом. Москва. АСТ. Астрель. 2004.
3. Л.А.Кирик., Л.Э.Генденштейн Методические материалы для учителя, М.: Илекса, 2005. -
4. В.П.Орехов, А.В.Усов Методика преподавания физики М.: Просвещение 2006.-430с.
5. Мамедов И. М. Сравнительная характеристика традиционного и инновационного методов
обучения. ENDLESS LIGHT IN SCIENCE МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2. 5 FEBRUARY 2024 Almaty, Kazakhstane. ст. 301-303
ЛИТЕРАТУРА
400 с.