Научная статья на тему 'Актуальные вопросы обеспечения единства информационного пространства «школа-вуз»'

Актуальные вопросы обеспечения единства информационного пространства «школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатика / непрерывное образование / информационные технологии / information science / continuous education / information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Елена Викторовна

Рассматривается актуальность обеспечения единства системы образования «школа-вуз» в области информатики. Это позволит оптимальным образом подготовить специалистов высокого уровня в области информатики, способных применять ее в различных направлениях экономики, бизнеса, науки и производства. Отмечается, что для реализации этих целей существенную роль играют: стандартизация и преемственность этих стандартов на стыке школа-вуз, вариативность и доступность образовательных ресурсов. Процесс формирования единого информационного пространства школа-вуз предполагает совершенствование, а также серьезную переориентацию компьютерно-информационной составляющей в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of providing a unified school-university educational system in the sphere of information science is discussed. It is argued that such a system will allow to train specialists in information science who will be able to apply it in various branches of economy, business, science and industry. It is emphasized that for achieving this goal the following aspects should be taken into consideration: standardization of education in information science, continuity of these standards at the school-university link, variety and availability of educational resources. The process of creation of the information space unity in the school-university education requires serious improvement and reorientation of the computer-information component in modern education.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы обеспечения единства информационного пространства «школа-вуз»»

Е. В. Ситникова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА «ШКОЛА—ВУЗ»

Рассматривается актуальность обеспечения единства системы образования «школа—вуз» в области информатики. Это позволит оптимальным образом подготовить специалистов высокого уровня в области информатики, способных применять ее в различных направлениях экономики, бизнеса, науки и производства. Отмечается, что для реализации этих целей существенную роль играют: стандартизация и преемственность этих стандартов на стыке школа—вуз, вариативность и доступность образовательных ресурсов. Процесс формирования единого информационного пространства школа—вуз предполагает совершенствование, а также серьезную переориентацию компьютерно-информационной составляющей в обучении.

Ключевые слова: информатика, непрерывное образование, информационные технологии.

E. Sitnikova

CURRENT ISSUES

OF PROVIDING INFORMATION SPACE SCHOOL—UNIVERSITY UNITY

The importance of providing a unified school—university educational system in the sphere of information science is discussed. It is argued that such a system will allow to train specialists in information science who will be able to apply it in various branches of economy, business, science and industry. It is emphasized that for achieving this goal the following aspects should be taken into consideration: standardization of education in information science, continuity of these standards at the school—university link, variety and availability of educational resources. The process of creation of the information space unity in the school—university education requires serious improvement and reorientation of the computer-information component in modern education.

Keywords: information science, continuous education, information technologies.

В условиях глобальной информатизации всех отраслей человеческой деятельности и проникновения информатики во все другие науки можно смело утверждать о связи методики преподавания информатики практически с любой наукой. Особенно усилилась эта связь в связи с переходом системы общего среднего образования России на профильное обучение: вне сомнений, элективные курсы по информатике будут вос-

требованы во всех профилях и школьных дисциплинах. При этом объектом изучения в курсе методики преподавания информатики выступят не только понятия и методы информатики, содержание, структура и специфика которых учитываются «по определению», но и те науки (разделы наук), которые будут в той или иной мере интегрированы с информатикой в элективных курсах.

Система образования должна обеспечить человеку:

— непрерывность образования в течение всей его жизни;

— многообразие типов и видов образовательных учреждений, в которых возможно обучение;

— вариативность образовательных программ, способствующих индивидуализации образования;

— личностно ориентированное обучение и воспитание; преемственность уровней и ступеней образования;

— создание программ, реализующих разные ступени образования, основанных на информационных технологиях и развитии дистанционного обучения.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что образовательная политика государства должна быть направлена на:

— оптимизацию структуры образования;

— компетентностный подход в обеспечении содержания образования — знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности;

— фундаментализацию и информатизацию образования, оптимизацию методов обучения;

— опережающее развитие системы образования на основе информационных технологий, на развитие системы обеспечения качества профессиональной подготовки.

Наряду с этим широкомасштабные социокультурные трансформации 90-х годов ХХ века определили пути развития открытого информационного общества. Закон РФ «Об образовании» открыл невиданные до того возможности роста разнообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности учебных программ, сроков их освоения, форм и методов обучения, использования инновационных технологий, в том числе контрольно-оценочной деятельности, альтернативности видов отчетности обучающихся.

Демократизации образования способствовало разграничение полномочий и компетенций между государственными и негосударственными образовательными учреждениями, федеральными, региональными и муниципальными органами. Более того, субъектами образования были названы не только учитель и ученик, студент и преподаватель; непосредственно или опосредованно ими стали родители и представители общественности, бизнеса, работодатели. Совершенно новым и перспективным стал «Образовательный кредит», открывающий реальные пути для получения образования большому количеству желающих.

Интенсивно начавшаяся в 90-е годы демонополизация образования усиливается с января 2005 года, открывая перспективу сокращения доли государственных образовательных учреждений, что, однако, не означает «уход» государства из системы образования. Его присутствие осуществляется разными способами, в числе которых — наличие Государственных образовательных стандартов (к сожалению, длительно находящихся в состоянии проектов). С одной стороны, они продолжают действие регламентирующей функции (если не диктата по поводу «обязательности» предметных областей, специальностей, сроков и объемов изучения дисциплин, их содержания), с другой — защитную функцию от произвола в образовании (в том числе его содержания и критериев результативности образовательного процесса).

Стандарт (англ. standard — норма, образец, мерило, основа) — как понятие связано с достижением определенных норм качества, сводимых к типовым показателям. Акцентируем внимание на интерпретации понятия «стандарт» как мерила качества, основы качества, что противоречит весьма распространенному представлению о стандарте как минимуме, в том числе в получении знаний и умений.

Вариативность (лат. varians, variantis — изменяющийся) — видоизменение, разно-

видность — предполагает отход от заданной нормы, тем самым диктует расширение пространства познания, открывая возможность освоения других знаний и умений.

Идея стандарта (инварианта) и вариативности стала актуальной прежде всего потому, что в советском образовании о вариативности не было и речи. Но особенно — в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство, стимулируемое жизнью в открытом обществе, приоритетами национальной стратегии стабильного развития. На основании этого следует отметить, что образование в современной России, несмотря на кризисные процессы и значительные трудности их преодоления, развивается даже более высокими темпами, имеет много позитивных результатов, однако далеко не всегда измеряемых и измеримых по критерием качества, связанным с идеей стандартов и вариативности в контексте новой, гуманистически ориентированной образовательной парадигмы.

Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — понятие, сравнительно недавно вошедшее в научный аппарат педагогики, стало широко употребляться и связываться с целостными представлениями о системе методологических, теоретических и аксиологических установок, принятых современным научным сообществом в качестве образца для решения теоретических и практических задач. Парадигмальный подход в педагогике продуктивен в научном поиске теоретико-методологических основ практики гуманистической ориентации, с ним связан процесс обновления ее понятийно-категориального аппарата.

Так открылось проблемное поле, обусловленное необходимостью и возможностью определиться в стандартах и вариативности образования, актуализирующих такие понятия, как личностно развивающее обучение, многоуровневое образование, продуктивность и деструктивность образовательного процесса, полноценная (и ущербная) учебная деятельность, педагоги-

ческая поддержка, сопровождение, свобо-досообразность и свободоспособность в образовании, отчуждение от образования. Эти и сопряженные с ними понятия и категории обогащают современное информационное пространство, исходя из методологических основ новой парадигмы, имеющей целью и результатом, а также одним из инструментальных критериев качества человеческое измерение.

Именно этот критерий поставил вопросы о необходимости пересмотра целей и ценностей в информационном пространстве школа—вуз. Чтобы ответить на вопрос, зачем обучать, надо принять во внимание потребности общества и личности, но также и возможности культуры, связанные с ее дальнейшим развитием. Это три матрицы в разработке стратегии перспективного развития образования (антропологическая, со-циумная и культурная, по Л. А. Беляевой), актуальны в связи с глобализацией жизни и интеграционными процессами вхождения России в мировое информационно-образовательное пространство, потребовавшими приведения образовательной системы в соответствие с общемировыми стандартами [1].

Расхождения отечественной системы образования с европейской оказались весьма значительными с методологических, теоретических и особенно технологических позиций.

В настоящее время речь идет об освоении идей непрерывного образования (life-long education; education permanent), 12-летнего школьного, многоуровневого высшего (трех уровней — undergraduate, graduate, postgraduate), об использовании разнообразия форм обучения, о расширении количества специальностей, о применении кредитной, накопительной многобалльной системы оценки знаний, о значительном увеличении доли самостоятельной работы школьников и студентов, выполнения ими социально и практико-ориентированных проектов («все от жизни и для жизни») и, наконец, о праве обучающихся выбирать преподавателей. Все нацелено на стремле-

ние сделать образование мобильным, а выпускника — не только конкурентоспособным на рынке труда.

И если вхождение России в Болонский процесс ставит перед отечественной системой образования много вопросов и какие-то уже решаются, то не менее значимыми представляются и проблемы сохранения национальной идентичности, российских традиций, более того, обогащения мирового образовательного пространства тем лучшим, что составляет нашу национальную гордость [4].

Таким образом, одной из главных задач модернизации системы обучения и воспитания является реализация современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства и обеспечения единого информационного пространства.

Идентичность требований образовательных стандартов для всех субъектов единого образовательного пространства обеспечивает свободную миграцию обучающихся в целях продолжения образования и взаимное признание документов об образовании, что является положительным фактором в государственном регулировании и рынка образовательных услуг, и рынка рабочей силы. Сохранение единого образовательного пространства является одной из приоритетных целей образовательной политики и деятельности органов управления образованием РФ.

В последнее десятилетие полипарадиг-мальность педагогики, внедрение новых информационных технологий обучения привели к становлению информационной парадигмы образования: удовлетворение потребности человека в познании новой информации, в ее понимании для адаптации и выживания в окружающем социальном мире.

Образование осуществляется в процессе информационного взаимодействия путем общения людей (обучающих и обучаемых,

воспитателей и воспитуемых), общения, которое Л. А. Брудный определяет как отношение людей к действительности, выраженное через передачу информации от человека к человеку, ибо обмен информацией есть необходимое условие совместной деятельности, существования личности. Взаимопонимание субъектов информационного процесса является необходимым условием его успешности, формирования информационных потребностей, грамотности, культуры [3].

Переход к непрерывному образованию предполагает системную реализацию совокупности его принципов, каждый из которых рассматривается применительно к тем или иным уровням и направленности конкретного вида образования. Принцип вариативности подразумевает разнообразие образовательных программ, разрабатываемых «под потребителя». Идея вариативности предметно-содержательного наполнения образования основана на многообразии образовательных потребностей личности, путей, способов и средств включения ее в образовательный процесс. Анализ принципов и процессов современного непрерывного профессионального образования позволил нам предложить уточненное определение понятия «Вариативное информационно-образовательное пространство». Вариативное информационно-образовательное пространство — это непрерывный образовательный процесс, учитывающий возможные варианты движения личности в пространстве информации и профессионального обучения, воспитания и развития по наиболее целесообразным программам, обоснованным с учетом особенностей профессионального становления будущего специалиста.

Формирование вариативного информационно-образовательного пространства школа—вуз требует создания специальных структур в организационно-методической системе вуза. Такими структурами, на наш взгляд, могут стать:

— центр новых информационных технологий;

— центр адаптационной подготовки;

— центр довузовской подготовки;

— центр дистанционного образования.

С помощью единого информационного пространства решается целый комплекс образовательных задач, важнейшими из которых являются:

• доступность любого образовательного ресурса всем участникам образовательного процесса;

• мобильность, т. е. возможность получения образовательных услуг вне зависимости от географической привязки к конкретному региону;

• учет индивидуальных особенностей учащегося;

• многовариантность выбора образовательных программ, учебников, справочного материала и т. п.;

• интерактивность обучения и т. д.

С учетом сказанного выше, все ресурсы единого информационного пространства должны быть представлены в таком виде, чтобы их можно было размещать на web-серверах в Интернете.

Вполне очевидно, что идеи единого информационного пространства применительно к высшей школе нашли свое воплощение в дистанционном обучении, получившем широкое распространение во всем цивилизованном мире.

Данное пространство предполагает наличие некоторых возможностей педагогического сообщества по созданию электронных приложений к урокам. Рассмотрим это более подробно.

Современный уровень развития компьютеризации общеобразовательной школы позволяет каждому учителю применять на уроках не только готовые программные продукты, но и собственные электронные разработки. Процесс подготовки электронных приложений предполагает наличие у педагога навыков владения специальными технологиями, обеспечивающими:

• создание пособий, пригодных для использования на персональном компьютере;

• доставку электронных продуктов конечному пользователю.

Рассмотрим второе направление более подробно, так как его роль в условиях единого информационного пространства возрастает. Транспортная функция реализуется с помощью:

• так называемой «кейсовой» технологии — доставка программных продуктов пользователю осуществляется с помощью съемных носителей информации: дискет, СD-дисков, DVD-дисков, Flash-накопителей и т. д.;

• интернет-технологий — доставка приложений через Интернет.

Очевидно, что интернет-технологии являются более универсальными по своей сути, и именно они в полной мере соответствуют идеологии единого информационного пространства. Их широкому распространению в образовательной среде в настоящее время мешают технические аспекты — низкий процент подключенности школ и вузов к Интернету и отсутствие специальных знаний у авторов, которые позволили бы им создавать приложения, совместимые с интернет-средой [2].

Таким образом, наиболее обозначенными проблемами обеспечения единого информационного пространства являются различные подходы и технологии обучения информатике в школе и высшем учебном заведении. При этом демократизация общества, гуманизация отношений, ассимиляция культур, интеграция стран и повышение требований компетентности и конкурентоспособности выпускников школ и первокурсников преобразуют информационное образовательное пространство из гетерогенного качества в гомогенное состояние. Учащиеся города или сельской местности находятся в принципиально различных информационных пространствах, хотя и наблюдают тенденции к такому преобразованию с разницей в большей или в меньшей степени.

В современном российском обществе формирование единого информационного пространства школа—вуз обусловлено ско-

рее культурологическими характеристиками, нежели профессиональными, социальными или даже национальными. Решающими выступают основы жизни, а не ее частные конкретизированные детали.

Процесс формирования единого информационного пространства школа—вуз предполагает совершенствование, а также серьезную переориентацию компьютерно-информационной составляющей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева Л. А. Педагогическое целеполагание в контексте современной философии образования // Образование в Уральском регионе: научные основы развития инноваций: Тезисы докладов III Региональной научно-практической конференции 11-15 апреля 2005 г. Екатеринбург, 2005. С. 13-15.

2. Макфедрис П. Создание Web-страниц. Шаг за шагом. М.: АСТ; Астрель, 2004.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. С. 14-15.

4. Кингсли-Хью Э., Кингсли-Хью К. JavaScript 1.5: Учебный курс. Программирование. СПб., 2001.

REFERENCES

1. Beljaeva L. A. Pedagogicheskoe celepolaganie v kontekste sovremennoj filosofii obrazovanija // Obra-zovanie v Ural'skom regione: nauchnye osnovy razvitija innovacij: Tezisy dokladov III Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 11-15 aprelja 2005 g. Ekaterinburg, 2005. S. 13-15.

2. Makfedris P. Sozdanie Web-stranic. Shag za shagom. M.: AST; Astrel', 2004.

3. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: Uchebnoe posobie. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. S. 14-15.

4. Kingsli-Hju Je., Kingsli-HjuK. JavaScript 1.5: Uchebnyj kurs. Programmirovanie. SPb., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.