Научная статья на тему 'Школьная Информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны'

Школьная Информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2569
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING OUTCOMES / КИТАЙ / CHINA / SCHOOLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Босова Людмила Леонидовна

В статье описаны структура и содержание подготовки китайских школьников в области информатики и информационных технологий. Проведены параллели с российским курсом школьной информатики: выделены общие содержательные линии и специфические черты китайского курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School Informatics in China: the ideas that can be useful

The article dwells upon the structure and content of training Chinese students in computer science and information technology. Parallels are drawn with the Russian school course of Informatics and general substantial lines and specific features in the Chinese course are described.

Текст научной работы на тему «Школьная Информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны»

педагогический i

поиск|

1УДК 004.9 ББК 32.97

ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В КИТАЕ: ИДЕИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ НАМ ПОЛЕЗНЫ1

Л. Л. Босова

Аннотация. В статье описаны структура и содержание подготовки китайских школьников в области информатики и информационных технологий. Проведены параллели с российским курсом школьной информатики: выделены общие содержательные линии и специфические черты китайского курса.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, школьное образование, результаты обучения, Китай.

SCHOOL INFORMATICS IN CHINA: THE IDEAS THAT CAN BE USEFUL

L. L. Bosova

Abstract. The article dwells upon the structure and content of training Chinese students in computer science and information technology. Parallels are drawn with the Russian school course of Informatics and general substantial lines and specific features in the Chinese course are described.

Keywords: computer science, information technology, schooling, learning outcomes, China.

Продолжительность школьного обучения в Китае составляет 12 лет: 6 лет в начальной школе, 3 года в средней и 3 года в старшей. Предмет, по содержанию близкий к нашей школьной информатике, называется в Китае информационными технологиями (ИТ). Опыт обязательного изучения ИТ китайскими школьниками сравнительно невелик. До 2012 г. в обязательном порядке он изучался только в старшей школе и включал в себя базовый (инвариантный) модуль «Основы ИТ», а также пять модулей по выбору («Разработка алгоритмов и программирование», «Мультимедиа», «Интернет», «Базы данных», «Искусственный интеллект»).

Три года назад (в 2012 г.) в Китае принята и реализуется программа, которую можно назвать непрерывным курсом ИТ, охватывающим всех учащихся на всех ступенях школьного образования. Аналогом нашей примерной программы по курсу информатики в Китае являются Требования к учебному плану по предмету «Информационные технологии» [1]. Согласно этому документу, основная цель школьного курса ИТ состоит в формировании, развитии и совершенствовании информационной грамотности учащихся, выражающейся в их способности: посредством инструментов ИТ получать, обрабатывать, выражать и передавать инфор-

Работа поддержана Департаментом образования города Москвы, проект «Проведение сравнительного анализа эффективности образовательных программ по предметам математики, физики, информатики, химии, биологии в системах общего образования Китая, Ю. Кореи, Сингапура с целью распространения лучшего мирового опыта в системе образования».

мацию, управлять информационными ресурсами; выражать свои взгляды, обмениваться мнениями, развивать сотрудничество и решать практические задачи в учебе и жизни с помощью ИТ; понимать сущность изменений, происходящих в современном обществе под воздействием ИТ, соблюдать нормы и правила информационного общества. Особо подчеркивается, что формирование информационной грамотности является многоаспектным и непрерывным процессом: программа для младших классов фокусируются на базовых знаниях и использовании базовых ИТ; в программе для средних классов приоритетное внимание уделяется развитию навыков анализа и оценки возможностей ИТ, воспитанию на этой основе способностей к критическому мышлению и познанию; в старших классах главный акцент делается на различных областях применения ИТ, на формировании достаточно глубоких знаний и умений использовать программные продукты с учетом индивидуальных предпочтений и способностей учащихся.

Курс «Информационные технологии» имеет следующую структуру.

Начальная школа:

• базовый модуль «Введение в ИТ» (72 ч);

• дополнительный модуль «Знакомство с разработкой алгоритмов и программированием» (36 ч);

• дополнительный модуль «Знакомство с роботом» (36 ч);

Средняя школа:

• базовый модуль «Информационные технологии» (36 ч);

• дополнительный модуль «Разработка алгоритмов и программирование» (36 ч);

• дополнительный модуль «Проектирование и создание роботов» (36 ч);

Старшая школа:

• вариативный модуль 1 «Практическое использование сетевых технологий» (36 ч);

• вариативный модуль 2 «Практическое использование мультимедийных технологий» (36 ч);

• вариативный модуль 3 «Разработка алгоритмов и программирование» (36 ч).

Для всех учащихся начальной и средней школы базовые модули являются обязательными; кроме того, в зависимости от имеющихся в конкретной школе условий им могут быть

предложены от одного до четырех дополнительных модулей, расширяющих представления учащихся о сфере ИТ. Для учащихся старших классов каждая школа должна выбрать не менее двух из трех перечисленных модулей. Таким образом, рассматриваемые требования, определяя общую рамку предмета, позволяют каждой школе наилучшим образом учитывать имеющиеся условия и актуальные потребности развития учеников.

Моменту введения обязательного изучения ИТ во всех школах Китая предшествовала большая работа отдельных школ в данном направлении. Так, в ряде школ накоплен значительный опыт по робототехнике, существенно превосходящий рамки принятых требований (модули «Знакомство с роботом» и «Проектирование и создание роботов). Таким школам рекомендуется не только строить учебные планы с учетом уже имеющегося опыта, но и идти вперед, продолжая исследования в области изучения ИТ.

Вводить изучение предмета «Информационные технологии» рекомендуется с 3-го класса; минимальное время, отводимое на его изучение, в 3-8-х классах составляет 1 академический час, в 10-12-х классах - 2 академических часа.

Базовый модуль «Введение в ИТ» ориентирован на учащихся 3-4-х классов. В нем раскрываются темы «Аппаратное и программное обеспечение», «Обработка и запись информации», «Всемирная паутина и обмен информацией».

Планируемые результаты изучения рассматриваемого модуля китайскими школьниками очень близки к результатам, которые должны демонстрировать их российские сверстники; в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования формирование ИКТ-компе-тентности - одна из важных задач нашей начальной школы [2].

Приведем некоторые требования к результатам обучения по модулю «Введение в ИТ», которые должны быть достигнуты выпускниками китайской начальной школы.

Результаты изучения темы «Аппаратное и программное обеспечение» представлены в блоках «Комплектующие и цифровое оборудование», «Программное обеспечение (ПО)» и

«Информационная безопасность». Изучив эту тему, учащиеся должны:

1) визуально определять основные компоненты компьютера и называть их (компьютер, монитор, клавиатура, мышь и т. д.);

2) распознавать и использовать кнопки включения и выключения на компьютере и других компьютерных устройствах (кнопка включения, кнопка перезагрузки, USB-порт, аудиовход и т. д.);

3) знать названия и назначение цифрового оборудования (планшет, тач-скрин, принтер, сканер, цифровая камера, мобильный телефон и др.);

4) научиться работать с мышью и клавиатурой;

5) уметь пользоваться стандартными программами;

6) знать значки на рабочем столе и уметь ими управлять;

7) знать основные типы файлов, уметь создавать и хранить файлы, присваивать имена файлам и папкам, управлять файлами и папками;

8) научиться сжимать и распаковывать файлы;

9) знать и использовать основные возможности разных операционных систем (Windows, Linux или Android и т. д.);

10) знать и использовать основные элементы диалогового окна;

11) знать о вирусах и троянах, уметь избавляться от них;

12) сформировать привычку резервного копирования файлов;

13) уметь устанавливать на компьютер антивирусное ПО.

Результаты изучения темы «Обработка и запись информации» представлены в блоках «Текст», «Таблицы», «Изображение», «Звук», «Анимация», «Видео», «Мультимедиа». Они практически идентичны требованиям к ИКТ-компетентности выпускника российской начальной школы [3].

При изучении темы «Всемирная паутина и обмен информацией» предполагается не только формирование умений, связанных с поиском информации в сети Интернет; особый акцент делается на необходимости проверки достоверности найденной информации, на выработке при-

вычки получения информации из достоверных источников, на уважении прав интеллектуальной собственности. Также младших школьников учат организовывать совместный доступ к файлам, знакомят с облачными технологиями. Планируемые результаты по теме представлены в блоках «Компьютерные сети», «Получение информации», «Обмен информацией».

Завершая рассмотрение модуля «Введение в ИТ» для учащихся 3-4-х классов китайской школы, следует отметить, что требования к результатам его изучения представлены конкретнее и полнее, чем аналогичные требования в рамках формируемой ИКТ-компетентности у выпускников российской начальной школы. В первую очередь, это касается вопросов информационной безопасности и использования ресурсов сети Интернет. Кроме того, следует отметить различие в организационных моделях изучения ИТ в российской и китайской школах. Курс информатики, который может вводиться в наших начальных школах по выбору участников образовательных отношений, носит скорее теоретический характер; освоение ИТ происходит у нас в процессе изучения всех без исключения предметов; в Китае для этих целей существует самостоятельная учебная дисциплина, хотя при этом и подчеркивается, что изучение ИТ не должно вестись изолированно от других дисциплин: знания и умения, получаемые на занятиях по ИТ, должны иметь практическую направленность, демонстрируя школьникам возможность и целесообразность их применения при изучении других предметов, во внеурочной и внешкольной жизни.

Значительно больший интерес представляет для нас содержание дополнительных модулей, ориентированных на учеников 5-6-х классов. Первый из них называется «Знакомство с разработкой алгоритмов и программированием». Основная идея этого модуля состоит в признании приоритетности развития алгоритмического мышления школьников; программирование не сводится к тренировке в написании кода - гораздо важнее понимание его сущности как особого метода обработки информации.

В рамках рассматриваемого модуля школьники учатся переходить от описания жизненных ситуаций на естественном языке к их пред-

ставлению с помощью блок-схем; рассматривают линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы из повседневной жизни; знакомятся со средой визуального программирования; разрабатывают простые алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции, пишут соответствующие им программы в среде визуального программирования.

Заметим, что курс «Алгоритмика» [4] с содержанием, близким к рассматриваемому, был достаточно широко распространен в российских школах в конце прошлого века. В настоящее время обязательное изучение информатики в 5-6-х классах в нашей стране не предусмотрено. Тем не менее в ряде образовательных организаций за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, преподавание информатики в этих классах ведется, и основными приоритетами этого курса является формирование основ информационной и алгоритмической культуры школьников [5].

Второй дополнительный модуль («Знакомство с роботом») предназначен для учащихся, заинтересованных в изучении робототехники. Современная робототехника - это наукоемкая технология, служащая одним из главных показателей уровня технологического развития страны, информатизации и модернизации национальной экономики. Занятия робототехникой помогают воспитывать техническую грамотность учащихся, повышают их способность к инновациям, комплексному проектированию и практическому применению современных ИТ. В рамках изучения модуля «Знакомство с роботом» школьники узнают об основных функциях роботов и областях их применения; знакомятся электронными компонентами робота (микропроцессор); узнают про источник питания (батарейка, внешний источник), функции электромотора; узнают основные функции различных датчиков; обсуждают функции человека, которые может симулировать робот. Школьники знакомятся с простейшими механическими конструкциями (рычаги, оси) и практикуются в сборке простых роботов; они знакомятся с системой команд робота и создают простые программы, решающие практические задачи. В итоге ученики должны уметь согласно предлагаемой схеме выбрать необходи-

мые компоненты и осуществить сборку и программирование простого робота.

В нашей стране робототехника распространена преимущественно в системе дополнительного образования. В последние годы элементы робототехники начали включаться в курс технологии начальной школы и 5-6-х классов. Школы делают это в инициативном порядке; в нормативных документах требования к планируемым результатам по робототехнике для учащихся рассматриваемых возрастных категорий не зафиксированы.

Завершая сопоставительный анализ подготовки в области информатики и ИТ учащихся 1-6-х классов китайских и российских школ, следует еще раз подчеркнуть ее общность на уровне содержательных линий при различии подходов к организации учебного процесса: введение в младших классах обязательного изучения ИТ, включающего алгоритмику и робототехнику, позволяет китайским коллегам в отличие от нас более четко формулировать требования к результатам, которые должны быть достигнуты школьниками.

В средних классах китайской школы существует базовый модуль «Информационные технологии», продолжающий и углубляющий тематические блоки соответствующего базового курса для начальной школы, а именно «Аппаратное и программное обеспечение», «Обработка и запись информации», «Сетевые коммуникации и обмен информацией». Среди требований к результатам овладения этим модулем наряду с перечнем конкретных практических навыков есть и результаты, предполагающие серьезную аналитическую деятельность. Так, наблюдая и сравнивания разные типы компьютера (настольный компьютер, моноблок, ноутбук, планшет), учащиеся должны уметь выявлять в них общее и различия; знать основные направления и историческую эволюцию развития компьютеров; знать исторические факты, позволяющие давать объективную оценку национальным достижениям в отрасли ИТ. Учащиеся должны не просто получить опыт работы на различных типах компьютеров и с различными операционными системами, но и уметь выявлять сходства и различия интерфейсов, способы работы с устройствами и их функции. Школьники должны по-

нимать и указывать разницу между коммерческим ПО, ПО с демоверсией, ПО с открытым исходным кодом и бесплатным ПО; понимать, какое влияние на общество оказывает развитие ПО с открытым кодом; уметь находить, устанавливать и использовать бесплатное ПО для решения возникающих практических задач. Рассмотренные вопросы, хотя и не так полно, представлены в отечественном курсе школьной информатики. Значительно полнее в нашем курсе информатики представлен круг вопросов, позиционируемых как математические основы информатики. В рассматриваемом модуле к этому направлению могут быть отнесены требования пропедевтического рассмотрения метода двоичного кодирования, получения общего представления о кодировании текстовой, графической и звуковой информации, знакомства с единицами измерения информации. Таким образом, теоретические аспекты ИТ представлены минимально. Что же касается аспектов практических, то они в полной мере учитывают современное состояние ИТ, направлены на формирование у китайских школьников актуальных умений и навыков. Вместе с тем время, отводимое на формирование всего комплекса практических умений и навыков в рамках базового блока ИТ, сравнительно невелико - всего 36 ч.

Дополнительные блоки «Разработка алгоритмов и программирование» и «Проектирование и создание роботов» ориентированы на учеников 8-9-х классов, но с учетом условий конкретной школы их изучение может начинаться и в 7-м классе.

Содержание модуля «Разработка алгоритмов и программирование» очень близко к содержанию тематического блока «Алгоритмы и элементы программирования» современного российского курса информатики для основной школы [6]. Среди требований к результатам -представления об истории возникновения, классификации и тенденциях развития языков программирования; понимание значения языков программирования высокого уровня; достаточно полное знакомство с объектно-ориентированным языком программирования. Для того чтобы дать более полное представление о содержание модуля, приведем несколько примеров типовых задач, программы решения

которых должны уметь разрабатывать ученики 7-9-х классов.

1. Скорость поезда в некий момент времени равна 40 км/ч. Ускорение поезда составляет 0,15м/с2. Чему будет равна скорость поезда через 2 минуты и какое расстояние он преодолеет за это время?

2. В торговом центре продаются яблоки. Известно, что при покупке свыше 2 килограммов покупатель получает скидку в 20% на все остальные покупаемые им яблоки. Разработайте программу, которая вычисляет итоговую стоимость Х кг яблок с учетом скидки.

3. Разработайте программу по подсчету очков для конкурса пения в школе, если всего в оценке конкурсантов участвуют 10 судей. Программа должна автоматически выставлять оценку - среднее арифметическое самого высокого и самого низкого баллов из выставленных судьями.

Содержание блока «Проектирование и создание роботов» для средней школы продолжает и развивает идеи одноименного модуля для начальной школы: роботы становятся несколько сложнее по своему устройству, состоят из большего количества компонентов, обладают более широким спектром возможностей, могут решать более сложные практические задачи. При этом подчеркивается, что робототехника в наше время не может быть уделом только избранных; учитывая роль робототехники в современном обществе и в перспективе, с этим направлением ИТ должен познакомиться каждый китайский школьник.

Ранее мы уже отмечали, что робототехника хотя и робко, но уже входит и в российские школы. Так, на уровне основного образования она представлена модулем по выбору в курсе информатики 7-9-х классов [6]. Внешне тематика российского блока робототехники достаточно близка к тематике соответствующего китайского модуля, хотя и является более «теорети-зированной» в отличие от своего практико-ориентированного китайского собрата. Кроме того, в китайской школе в младших и средних классах на курс робототехники может быть выделено до 72 академических часов. У нас требования к результатам изучения робототехники в стандартах для начальной школы не представлены совсем, а для основной - сформули-

рованы в минимальном объеме и носят рекомендательный характер.

В целом, сравнивая содержание подготовки в области информатики и ИТ учащихся 7-9-х классов китайских и российских школ, необходимо отметить усиление ее фундаментальной (математической) направленности у нас и практической направленности в Китае. При этом мы уступаем Китаю по широте охвата учащихся знакомством с робототехникой.

В старшей школе Китая изучение ИТ продолжается в рамках модулей «Практическое использование сетевых технологий», «Практическое использование мультимедийных технологий», «Разработка алгоритмов и программирование». Напоминаем, что ученики 10-12-х классов в обязательном порядке должны освоить любые два из этих модулей.

Модуль «Практическое использование сетевых технологий» состоит из таких блоков, как «Принципы передачи данных по Интернету» и «Проектирование и разработка интернет-приложений».

Требования к результатам освоения учащимися первого блока достаточно серьезны; они включают в себя следующее: понимание основных преимуществ компьютерных сетей, областей их использования и основных функций; наличие представлений о классификации сетей, умение объяснить разницу между LAN (Local Area Networks), MAN (Metropolitan Area Networks) и WAN (World Area Networks); наличие представлений об эталонной сетевой модели взаимодействия открытых систем; знание основных функции сети Интернет, протокола TCP/IP, IP-адресации, классов IP-адресов, основных понятий системы доменных имен, структуру доменного имени, понятие сетевого сервера; умение создать небольшую локальную сеть, настроить в ней службы печати и совместный доступ к ресурсам; знание способов подключения сети к Интернет, в том числе беспроводных технологий (мобильный интернет); понимание назначения различных видов сетевого оборудования, умение настраивать подключение локальной сети к сети Интернет; наличие опыта использования WEB 2.0, облачных технологий; наличие представлений о TriplePlay (комплексный широкополосный канал передачи данных видео и речи) и других современных сетевых технологиях.

Содержание второго блока включает в себя вопросы, касающиеся общих представлений о сетевых приложениях, практических аспектов создания веб-сайтов, использования и проектирования баз данных. В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь создавать веб-страницы, содержащие гиперссылки, списки, таблицы, рисунки; знать и использовать основные элементы HTML и JavaScript для простейшего программирования веб-страниц. Что касается баз данных, то учащиеся должны знать области их применение и значение; владеть соответствующей терминологией (база данных, реляционная база данных, СУБД, поле, запись, типы полей, связи между таблицами и др.); иметь представление о функциях MySQL, Access, SQL Server и Oracle; уметь строить запросы, формы и отчеты в одной из СУБД. Кроме того, учащиеся должны иметь представление о новейших языках веб-программирования (ASP. NET, Python или PHP); обладать знаниями о сетевой безопасности и навыками использования соответствующих технологий.

Тематика модуля «Практическое использование сетевых технологий» достаточно полно представлена в нашем курсе информатики для старшей школы углубленного уровня; раскрывается она в трех независимых тематических блоках: «Компьютерные сети», «Создание вебсайтов» и «Базы данных». Требования к результатам освоения этих блоков представлены у нас более полно и системно; на их изучение может быть выделено до 50 ч [7]. Что касается базового уровня изучения информатики в старших классах (а эта модель в российских школах является основной), то здесь ученики могут получить в рассматриваемых областях только самые общие представления и скромные практические умения [8].

Применение мультимедийных технологий имеет огромное значение для улучшения взаимодействия между человеком и компьютером, для повышения эффективности обмена информацией и крепления сотрудничества между людьми. Модуль «Практическое использование мультимедийных технологий» направлен на усиление теоретических знаний и практических умений учащихся 10-12-х классов в области компьютерной обработки графической, звуковой и видеоинформации. В нем находят свое ло-

гическое продолжение содержательные линии базовых модулей, изучавшихся на начальной и средней ступенях школьного образования, представленные в старшей школе тематическими блоками «Графические изображения», «Звук», «Анимация», «Видео» и «Мультимедиа». Содержание первых четырех модулей выстроено по единой схеме и направлено на формирование у учащихся: 1) представлений об основных методах цифровой записи, обработки, передачи и хранения того или иного вида информации, знаний основных форматов соответствующих файлов; 2) умений в зависимости от поставленной задачи выбирать и использовать инструменты для сбора того или иного вида информации; 3) способности выбирать подходящие инструменты (в том числе профессиональное ПО) и использовать их при обработке того или иного вида информации (регулировка цвета и тона, специальные эффекты, работа со слоями, фильтрами, масками и т. д. для графических изображений; редактирование шума, звука, добавление специальных эффектов и т. д. для звуковой информации; создание двухмерной и трехмерной анимации; создание видеоклипа, добавление к нему специальных аудио- и видеоэффектов); 4) способности сравнивать возможности различного ПО, предназначенного для работы с тем или иным видом информации. При изучении данного модуля учащиеся знакомятся с технологией виртуальной реальности: они рассматривают примеры использования виртуальной реальности в повседневной жизни; получают опыт работы с соответствующими инструментами для создания объектов виртуальной реальности и взаимодействия с ними.

Пятый блок рассматриваемого модуля направлен на формирование у учащихся представлений о разнообразных сферах использования и основных направлениях развития мультимедийных технологий, влиянии мультимедийных технологий на жизнь, работу и обучение людей. Школьники анализируют разнообразные мультимедийные продукты, созданные специалистами, учатся понимать их смысл, оценивают их. Также в рамках данного блока учащиеся получают практический опыт планирования, проектирования и создания собственных мультимедийных продуктов для решения той или иной практической задачи. Важ-

ным аспектом при этом является соблюдение норм информационной этики и права.

Программа рассматриваемого блока является довольно насыщенной, в то время как на ее освоение отводится всего 36 ч. Ясно, что за такое время освоить в полном объеме все представленное содержание невозможно. В зависимости от имеющихся условий при организации обучения по данному модулю школы имеют право сфокусировать внимание на одном или нескольких из его блоков.

Сравнивая подходы к изучению мультимедийных технологий в старших классах российской и китайской школы, следует отметить, что этой тематике у нас не уделяется столь серьезного внимания ни в рамках базового, ни в рамках углубленного уровней изучения предмета, хотя соответствующая тематика присутствует в российских программах и учебниках для старшей школы [7; 8]. Приоритетом российского школьного курса информатики является его математическая составляющая, что связано в том числе и с требованиями единого государственного экзамена по информатике. Что же касается мультимедийных технологий, то с ними наши учащиеся активно работают уже в начальной школе и к старшим классам имеют некоторый опыт их использования. Получение навыков работы с профессиональным ПО реализуется чаще всего в рамках элективных курсов и в системе дополнительного образования.

Линия алгоритмизации и программирования является, по сути, сквозной, в школьном курсе информационных технологий Китая. В модуле «Разработка алгоритмов и программирование» для старшей школы продолжается реализация курса на решение практических задач, содержание которых связано так или иначе с реальной жизнью. Что касается выбора языка программирования, то это принципиального значения не имеет. Желательно, чтобы он удовлетворял таким требованиям, как визуаль-ность и объектоориентированность, и легко осваивался учащимися.

Сами задачи имеют умеренный уровень сложности, хотя их решение предполагает знание и использование некоторых методов и алгоритмов (аналитический метод, метод полного перебора, рекурсивный метод, алгоритмы последовательного и бинарного поиска, алго-

ритмы сортировки и т. д.). Вот несколько примеров задач, решаемых учащимися 10-12-х классов в рамках данного модуля.

1. Имеется металлическая проволока длиной L. Можно ли из нее сделать прямоугольник площадью Попробуйте рассчитать длину а и ширину Ь этого прямоугольника. (Подсказка: используйте квадратное уравнение.)

2. В квитанции есть пятизначное число. Однако некоторые цифры там стерты. Разработайте программу, которая найдет это число, если известно, что оно кратно 57 и 67. (Подсказка: воспользуйтесь методом полного перебора.)

3. Напишите программу, которая отсортирует спортивные достижения учеников класса в порядке убывания.

Также ученики рассматривают математические модели, решают несложные задачи с математическим и физическим содержанием. Завершается модуль разработкой несложных приложений для мобильных устройств.

Следует отметить, что в российских курсах школьной информатики углубленного уровня линия алгоритмизации и программирования представлена глубже; задачи, решаемые российскими школьниками, имеют более высокий уровень сложности, чем те, которые решают их китайские сверстники.

Подводя итоги анализа подготовки китайских школьников в области информатики и ИТ, нельзя не отметить ряд аспектов, которые могут быть полезны для дальнейшего развития нашего образования:

1) непрерывность формирования информационной грамотности учащихся на всех ступенях школьного образования;

2) блочно-модульный подход к построению примерной программы подготовки учащихся в области информатики и ИТ, обеспечивающий каждой школе возможность построения своей траектории в рамках единой государственной стратегии;

3) учет основных тенденций развития ИТ, использование в учебном процессе современного ПО;

4) насыщенность содержания обучения заданиями, имеющими ярко выраженную практическую направленность.

Китайские педагоги - новички в преподавании информационных технологий, но они уве-

ренно движутся вперед. Так, в период подготовки этой статьи на портале http://www.ictedu.cn появилась информация о том, что готовятся новые требования к учебному плану по предмету «Информационные технологии», более полно отвечающие вызовам современного мира.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Требования к учебному плану по предмету «Информационные технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ictedu.cn/UploadFiles/201253174311426.pdf (дата обращения: 12.08.2015).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015 /08/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-pro gramma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija. pdf (дата обращения: 12.08.2015).

4. Алгоритмика: 5-7 классы: учебник и задачник для общеобразоват. учеб. заведений / А. К. Звонкин, А. Г. Кулаков, С. К. Ландо, А. Л. Семенов, А. Х. Шень. - М.: Дрофа, 1996. - 304 с.

5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 88 с.

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015 /09/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-pro gramma-osnovogo-obshchego-obrazovanija. pdf (дата обращения: 12.08.2015).

7. Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ресурс]: 10-11 классы. Углубленный уровень: метод. пособие для учителя / авт.-сост. М. Н. Бородин. - Эл. изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 197 с.

8. Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ресурс]: 10-11 классы. Базовый уровень: метод. пособие для учителя / авт.-сост.: М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. - Эл. изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 86 с.

REFERENCES

1. Trebovaniya k uchebnomu planu po predme-tu "Informatsionnye tekhnologii". Available at: http://www.ictedu.cn/UploadFiles/2012 53174311426.pdf (accessed: 12.08.2015).

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovani-ya. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 48 p.

3. Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnogo obshchego obrazovani-ya. Available at: http://fgosreestr.ru/wp-con-tent/uploads/2015/08/primernaja-osnovna ja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija.pdf (accessed: 12. 08.2015).

4. Zvonkin A. K., Kulakov A. G., Lando S. K., Se-menov A. L., Shen A. Kh. Algoritmika: 5-7 klassy: uchebnik i zadachnik dlya obshcheo-brazovat. ucheb. zavedeniy. Moscow: Drofa, 1996. 304 p.

5. Bosova L. L., Bosova A. Yu. Informatika. Programma dlya osnovnoy shkoly: 5-6 klassy. 7-9 klassy. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2014. 88 p.

6. Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma osnovnogo obshchego obrazovani-ya. Available at: http://fgosreestr.ru/wp-con-tent/uploads/2015/09/primernaja-osnovna ja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (accessed: 12. 08.2015).

7. Borodin M. N. Informatika. UMK dlya starshey shkoly: 10-11 klassy. Uglublennyy uroven: metod. posobie dlya uchitelya. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2013. 197 p.

8. Tsvetkova M. S., Khlobystova I. Yu. Informatika. UMK dlya starshey shkoly: 10-11 klassy. Bazovyy uroven: metod. posobie dlya uchitelya. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2013. 86 p.

Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, зав. лабораторией математики в начальной школе Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: akull@mail.ru

Bosova Ludmila L., ScD in Education, Director, Mathematics laboratory in elementary school, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University e-mail: akull@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.