Становление организации обучения школьной информатике: от алгоритмизации до Образования 2.0
И.Н. Розина
д.пед.н., НОУ ВПО “Институт управления, бизнеса и права”, пр. М. Нагибина 33А/47, Ростов-на-Дону, 344068 [email protected] Л.А. Филимоненко аспирант, Педагогический институт, Южный федеральный университет,
МОУ лицей №7, г. Новочеркасск [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается история становления организации обучения школьной информатики, отражающей развитие научного, технического и прикладного направления в информатике и информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). На основе изменений в техническом, аппаратно-программном обеспечении, а также в нормативных документах, влияющих на учебно-методическое и организационное обеспечение школ, выделены пять периодов развития школьной информатики. Если начальный период обучения школьной информатике характеризовался алгоритмизацией и программированием, которые входят в концепцию фундаментальной подготовки, то последующие изменения отражали концепции компьютеризации, информатизации и модернизации, а также опирались на инновационные группы методов (компетентностные, деятельностные, продуктивные и пр.). Последние изменения в обучении информатике и другим предметам характеризуются переходом к информационно-коммуникативным средам на основе технологий веб 2.0 и к Образованию 2.0.
The article is devoted to the history of school Informatics reflecting the development of scientific, technical and applied approaches in Information and Communication Technology (ICT). The five periods in developing of school informatics can be indentified due to the changes in technical firmware and the documents influencing the methodological and organizational supplies of school Informatics. Algorithming and programming can be characterized as the basics at the beginner stage of school Informatics instruction, while the further changes reflected the concepts of computerization, informatization and modernization with the help of such innovative methods as competentive, active, productive, etc. The article views the latest changes in school Informatics as well as other subjects teaching that are characterized by the shift to the information-communication environment based on the usage of Web 2.0 and Education 2.0.
Ключевые слова
школьная информатика, веб 2.0, Образование 2.0 school Informatics, Web 2.0, Education 2.0
Введение
Современный этап развития общего образования характеризуется значительными изменениями, которые приносит освоение информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Этот процесс,
начавшийся с решения о включении в программу средней школы уроков информатики в середине 1980-х годов, приобретает интегративный характер, охватывая другие школьные предметы не только естественнонаучного, но и гуманитарного цикла [18]. По-видимому, эту тенденцию можно охарактеризовать изменением акцентов в образовании: переход от подхода: «ИКТ в образовании» к новой ситуации: «образование в интеграции с ИКТ» или «ИКТ-насыщенные образовательные среды» [17; 51; 52; 64]. В последние годы Правительством Российской Федерации, начиная с 2001 г. принято несколько национальных программ: «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Образование» на 2009-2012 гг., «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы», «Электронная Россия» на 2002-20010 гг.», проект Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (2009), в которых ставятся задачи интеграции образования с ИКТ.
В целом история развития обучения школьной информатике тесно связана с научными, техническими и прикладными достижениями в отечественной информатике и ИКТ [18, с.5; 36]. Школьная информатика прошла путь от алгоритмического подхода в обучении программированию до современного подхода формирования информационной грамотности в таких концепциях как проектная, исследовательская, деятельностная, продуктивная [43; 46], а также
ультрасовременная - социальная (средовая) на основе технологии веб 2.0, условно обозначаемая как Образование 2.0 [8; 34]. Рассмотрим основные этапы этого эволюционного развития подходов и концепций к обучению информатике, провоцируемого стремительным развитием ИКТ.
Начальный период развития информатики и школьной информатики
Известно, что в конце 1970-х годов информатику определяли как дисциплину, изучающую «структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности”1. Этот социально-технический подход, предложенный А.И. Михайловым, А.И. Черным, Р.С. Гиляревским (см., например, [31; 32]), часто называемый "информатика в смысле Михайлова", определял научную концепцию развития информатики, связывая ее библиотековедением, библиографией, методами поиска информации в массивах документов [13, с.8; 54, с. 112]. Этот период, по мнению К.К. Колина, характеризует информатику как гуманитарную науку [20]. В это время только в некоторых школах осуществлялось обучение программированию (школы с математическим уклоном), элементам кибернетики (эксперименты В.С. Леднева, А.А. Кузнецова), математике с применением программирования на ЭВМ (факультативные курсы), вычислительной технике и программированию (на базе учебно-производственных комбинатов, УПК), прививавшее школьникам алгоритмическую культуру [26, с. 17].
Дальнейшее развитие информатики в эти годы, ввиду ее ограниченности областью научной коммуникации, привело к формированию направлений по отраслям применения, таких как статистическая, патентная, музейная, социологическая, педагогическая информатика и т.п. Так, А.Д. Урсулом была выдвинута концепция социальной информатики, предметом которой стали
1 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1987. -С.499
взаимодействие общества и компьютерной техники, закономерности и тенденции этого взаимодействия [54, с. 152].
Затем, в 1980-х годах, под информатикой стали понимать совокупность технических наук, изучающих процессы ввода, обработки, хранения и вывода информации, прародительницей которой определена кибернетика [15, с.35; 29, с.4]. Изменение в понимании сути информатики, как информационно-кибернетической науки, произошло после создания в Академии наук СССР отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации в 1983 г., когда был организован академический Институт информатики (наряду с Институтом кибернетики). Кроме того, к 1984 году были проработаны организационно-методические мероприятия по компьютеризации школы, отразившиеся в сборнике документов и материалов «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Информатика как научная дисциплина сменилась на компьютерную трактовку, связанную с именем А.П. Ершова - "информатика в смысле Ершова". Отметим, что в США, Канаде и некоторых других зарубежных странах информационные процессы изучались в компьютерной науке (Computer Science), а во Франции - в рамках науки, называемой Informatique [13, с.8; 25, с.18; 26, с.24; 49, с.350].
Таким образом, развитие информатики 1970-1980-е годы как научного направления в целом происходило в тесной связи с гуманитарными, техническими и естественными науками, в первую очередь с математикой, кибернетикой и техникой, а также с социальными науками. Эта связь характеризуется направлениями исследований, входящими сегодня в структуру информатики, например, теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии и социальная информатика [15 с.36; 21]. Согласно Д.А. Поспелову в ее структуру входят следующие направления: теория алгоритмов, логические модели, базы данных, искусственный интеллект, бионика, распознавание образов, теория роботов, инженерия математического обеспечения, теория компьютеров и вычислительных сетей, компьютерная лингвистика, числовые и символьные вычисления, системы человеко-машинного взаимодействия, нейроматематика и нейросистемы, использование компьютеров в замкнутых системах [42].
В истории школьной информатики в СССР и затем в России различают несколько периодов, тесно связанных с развитием обозначенных концепций информатики и кибернетики в целом, а также со следующими факторами: изменения в техническом обеспечении школ вычислительной техникой и соответствующее видоизменение программного обеспечения, разработка отвечающего им учебнометодического обеспечения и поддержка организационного обеспечения программ обучения [26, с.38]. Эти процессы изменения содержания образовательной области информатики в связи с изменением предметной области можно охарактеризовать при помощи нормативных документов, определяющих преподавание информатики в школе. К ним, кроме Закона РФ «Об образовании» (1992), относится Государственный образовательный стандарт общего образования, который включает федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. На его основе утверждаются сопутствующие нормативные акты и документы, среди которых основным является федеральный базисный учебный план (БУП) и примерные программы по учебным дисциплинам, а также контрольно -измерительные материалы для аттестации выпускников (например, единый государственный экзамен, ЕГЭ) и критерии присвоения грифов [29, с.25].
Следует отметить, что нормативная база преподавания информатики, несмотря на многолетние усилия по ее совершенствованию, довольно сложна и противоречива, что приводит к различающейся практике ее применения в отдельных регионах и школах. Тем не менее, выделяют начальный, пропедевтический период обучения (модуль предмета «Технология» в III-IV классах и предмет «Информатика и ИКТ» в V-VII классах за счет регионального компонента и компонента образовательного
учреждения) [5], который переходит в базовый курс среднего звена (вторая ступень обучения в УП-1Х классах), а затем в курсы дифференцированного обучения общего образования (Х-Х1 классы). Можно выделить несколько периодов в развитии компьютеризации/ информатизации/ модернизации школы и организации обучения по предмету школьной информатики (см., например [30; 43]).
Первый период характеризуется введением в 1985 году обязательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) (А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, В.М. Монахов) в школьную программу, который отражал концепцию «Программирование - вторая грамотность». Этот период начала компьютеризации среднего образования характеризовался отсутствием специальной подготовки учителей для преподавания ОИВТ и недостаточностью оборудования компьютерной техникой в школах из-за бюрократического организационного подхода в ее поставке и покупке для дисплейных классов школ [29]. Проблему с кадрами Министерство просвещения СССР решало при помощи краткосрочных курсов повышения квалификации (учителя физики и математики) и организации регулярной подготовки учителей информатики и вычислительной техники на базе физико-математических факультетов пединститутов. Для решения методологических проблем в 1986 году был учрежден новый научно-методический журнал «Информатика и образование» [26, с.24], разработаны первые учебно-методические пособия2. Таким образом, первый период развития школьной информатики характеризовался алгоритмизированным подходом и обучением программированию, которые определяют фундаментальную методическую систему обучения информатике [45].
Последующие периоды развития школьной информатики
Второй период развития 1991-1993-х годов и программа компьютеризации среднего образования осуществлялись за счет предприятий, работающих со школами и УПК и помогающих в закупке ЭВМ (УКНЦ, "АГАТ", "Корвет", 1ВМ РС с 286-ми и 386-ми процессорами) [57; 33]. Поэтому наличие компьютерных классов в школе этого периода правомерно связать с субъективными чертами директора школы и учителя информатики (дальновидность, предприимчивость, инициативность и т.п.), а не со стремлением государства решать объективно возрастающие запросы общества на компьютерную и информационную грамотность выпускников средней школы.
Обсуждение вопросов основной цели и форм изучения школьной информатики в общеобразовательной школе, как самостоятельной или включенной в состав других дисциплин [28], продолжаются до сих пор [4; 11; 29, с.8; 33], хотя в 1993 году Министерство образования утвердило новые учебные программы для средних школ (БУП-1993), с курсами информатики в УП-Х1 классах, как вариативных [6; 7; 22]. С 1994 году во многих средних учебных заведениях информатике отводилось по 2 часа в неделю в Х-Х1 классах за счет школьного или регионального компонента образования. Но наиболее инициативные школы и регионы осуществляли непрерывное изучение информатики, начиная с I класса (минимально по 1 часу в неделю за счет вариативной части БУП-1993) [26, с.96].
Третий период, по-видимому, можно связать со II конгрессом ЮНЕСКО «Образование и информатика» в 1996 году в Москве, когда была заявлена концепция информатизации образования [41], а также определены задачи изучения информатики как предмета в школе (школьная информатика) и вузе [15, с.34; 26,
2
Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей / Под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова. Ч.1; Ч.2. М.: 1985; 1986; Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1990; 1991; 1993; 1996. Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991.
с.40; 29, с.6]. Вероятно, под влиянием этих решений в 1998 году был подготовлен очередной БУП, в котором информатика вошла в инвариантный федеральный компонент, но в блоке с математикой, что уменьшило количество часов и усилило проблему определения ее места в учебном плане и, соответственно, целей и содержания информатического образования [3; 26, с.96]. Тем не менее, не запрещалось проведение факультативных занятий с I по Х1 классы за счет вариативной части БУП-1998, что использовалось в передовых школах и регионах.
Четвертый период развития информатики можно связать с заметным появлением массового интереса к выполнению прикладных задач на ЭВМ в обществе того времени, как, например, подготовка электронных сообщений в текстовом редакторе и проведение расчетов в электронных таблицах. Программирование утратило свою былую актуальность, но вырос интерес к научным методам работы с информацией (формализация, структурирование, анализ). Этот период конца 1990 -начала 2000-х годов характеризуется не только переходом на 12-летний учебный план, но и началом массовой компьютеризации школ на основе персональных компьютеров [26, с.100; 35] и их объединения в локальные сети с подключением к Интернету. Такие национальные проекты, как «Компьютеризация сельских школ -2001» и «Компьютеризация городских и поселковых школ» подготовили базу для перехода к массовой информатизации школ регионов [15, с.18]. В 2000 году Правительством одобрена «Национальная доктрина образования РФ» (включает три этапа: 2000-2003, 2004-2010 и 2011-2025 годы), в которой среди основных целей и задач отмечены информационные технологии и дистанционное образование.
Кроме того, в 2000 был утвержден БУП, в котором, также как и в предыдущем БУП-1998, информатика и ИКТ инвариантно изучались в К и Х классах (минимальный объем - 68 учебных часов с возможностью увеличения до 136 часов за два года), причем с разрывом в обучении после ПЫУ классов и исключением курса в ХЪХП классах [59]. Основными задачами предмета информатики становятся формирование алгоритмического мышления, ознакомление с различными ИКТ и освоение правил поведения в информационном обществе или ключевая информационная грамотность или компетентность [16; 19]. Отметим, что по рекомендациям к БУП-2000, интеграция информатики возможна не только с математикой, но и с технологиями (национально-региональный компонент), кроме того, непрерывность обучения в У-УШ классах можно обеспечить за счет регионального или школьного компонента [26, с.100]. Поэтому в этот период активно разрабатываются региональные стандарты и концепции, например, “Пермская версия”, проекты в Самаре, Воронеже, Свердловске (Екатеринбурге) [29, с.31]. Как отмечает в своем исследовании Е.А. Ракитина, концепции обучения информатике отражают преобладающую коллективную или авторскую точку зрения на структуру изучаемой области действительности (например, алгоритм - информация -компьютер, В.М. Монахов, информация - информационная модель -информационный процесс, М.П. Лапчик, информация - информационный объект -информационный процесс, Н.В. Макарова) [43, с.7]. Знаменательно расширение предмета информатики в этот период на прикладную область ИКТ, в том числе в концепции фундаментализации обучения информатике [27, с. 17].
Современный период развития школьной информатики
Современный, пятый период начался с обнародования Министерством образования РФ в 2004 году Федерального компонента государственного стандарта общего образования для системы общего образования, куда вошла программа «Информатика и ИКТ» (части I и II для начального и среднего общего образования) [55], знаменующего начало процесса модернизации российского образования на
период до 2010. Концепция модернизации в Федеральном БУП-2004 характеризуется увеличением количества учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики (обеспечение всеобщей компьютерной грамотности). Компьютерная концепция, модульная структура (в III - IV классах в качестве учебного модуля, в V-VII классах в качестве межпредметных (метапредметных) связей и с VIII класса - самостоятельного учебного предмета [5; 24; 55]) и методические разработки типовых программ обучения характеризуют постепенный переход к активному освоению информационных и затем информационно-коммуникационных технологий («Основы компьютерных технологий»3, «Информатика и информационные технологии»4, «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»5). Данный стандарт предполагает поэтапную модернизацию образования с завершением процесса в текущем 2010 году.
Как и предыдущие периоды, современный период развития информатики и ИКТ тесно связан с освоением Интернета [2; 17; 27, с.33; 30]. Последующие изменения в области информатизации школ и школьной информатики можно предположить как переход к модели «один ученик - один компьютер, 1:1» [48], к организации учебного процесса в ИКТ-насыщенной образовательной среде [51; 52], к технологиям e-Learning [40] и сервисам веб 2.06 [8; 9; 10; 37]. Так, результаты запроса в наиболее популярные поисковые системы по ключевым словам «веб 2.0 образование» представляют значительное число ресурсов, затрагивающих проблемы освоения веб 2.0 в образовании (на 10.05.2010 Яндекс - 4 млн., Рамблер - 5 млн., Nigma - 26 млн., Гугл - 616 тыс. страниц). Тем не менее, согласно теории распространения инноваций (Diffusion of innovations1), этой сравнительно новой технологии еще предстоит достичь значимого числа приверженцев для инициирования ее существенного продвижения (более 15%), особенно в отечественном образовании. Рассмотрим возможности для продвижения широкого спектра технологии веб 2.0 [39; 47] в школьном образовании на основании косвенных статистических данных. Несомненно, что для принятия решений в долгосрочной перспективе недостаточно оценки внешних показателей состояния информатизации школ, потребуется также учет внутренних характеристик образовательной среды учреждения и формирование специфических моделей развития (см., например, кластерную модель [52]).
Так, в 2009 году, согласно усредненным данным Международного союза электросвязи (МСЭ) [14, с.1], фиксированная широкополосная связь, на которой строится комфортная работа с технологиями веб 2.0, была доступна примерно 7, мобильная связь - 67, Интернет - 25,9 из 100 человек в мире. Заметим, что в западном образовательном сообществе, где большинство европейских стран обгоняет Россию по технологическому развитию, интерес к этим технологиям, начал проявляться примерно с 2005 года [60; 63]. Россия на сегодняшний день, согласно статистическим данным МСЭ, занимает далеко не первое место по индексу развития ИКТ (IDI) - 48 место (2008 год) и 46 место (2007 год), а по индексу сетевой
3 Шафрин Ю.А. М.: АБФ, 1997; Чернякова М.В., Петрушина А.С. Основы компьютерных технологий и систем. М.: Наук, 2004. - 444 с.; Хомоненко А.Д. Основы современных компьютерных технологий. 2-е изд. М.: Корона Принт, 2009. - 672 с.
4 Лесничая И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. М.: Эксмо, 2008. - 592 с.; Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Академия, 2008. - 384 с.; Елочкин М. Е., Брановский Ю. С., Николаенко И. Д. Информационные технологии. М.: Оникс, 2007. - 256с.
5 11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2006 г. 224 с.; Семакин И.Г. Базовый курс: 9 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. - 371 с.
6 Образование 2.0: взгляд педагога http://school.mykostroma.ru/index.php?topic=292.0;prev_next=prev
Web 2.0 в образовании. Применение технологии Web 2.0 в образовании с научной точки зрения. Блог Н.В. Куркова http://web2-science.ru/blog/
7
http://en.wikipedia.org/wiki/Difiusion_of_innovations
готовности (КМ) Мирового экономического форума - 80 место из 133 стран мира8. По данным Фонда общественного мнения пользователи Интернета составляют 37% населения России (в возрасте 18 лет и старше, т.е. не включают школьников9), причем 81% пользователей выходят в сеть из дома, с работы - 31%10 Так как развитие широкополосного доступа в сеть демонстрирует позитивную динамику в различных регионах РФ11, в передовых школах формируется переход к инновационной модели «1:1», то в скором времени, при последовательной деятельностной заинтересованности государства в развитии информационной грамотности [16], можно ожидать появление технологических возможностей для полноценного использования образовательного портала, Интернета и веб 2.0 в отечественном образовании в целом и в сегменте школьного образования, в частности (проекты «Образование», «Наша новая школа») [53]. Хотя и сегодня, согласно исследованию Фонда развития Интернета, только 5% опрошенных школьников 8-11 классов не пользуются Интернетом, 20% - активно пользуются каждый день, а практически каждый шестой школьник "живет в Интернете" (15%), как «цифровой абориген» [50].
Рассмотрим преимущества, которые несут технологии веб 2.0 для образования, в том числе для обучения информатике12' Так, например, в ходе сетевого проектного обучения онлайновые сервисы веб 2.0 позволяют организовать совместное редактирование контента вики-сайта [37] или документа (текстовый, табличный, презентация, календарь), создание интеллект-карт или диаграмм связей13, подборку по изучаемой теме на социальных закладках14, информационно-коммуникативную поддержку деятельности учебной группы на веб-сайте, блоге15 или в социальной сети, обмен мультимедиаресурсами (видео, фото, аудио, презентации)16. Причем эти технологии по своей сути поддерживают известную студент-центрическую модель обучения, т.к. воплощают в жизнь групповые интерактивные методы взаимодействия участников проекта или обучаемых по курсу, обеспечивают мобильность участников, способствуют осуществлению мониторинга или оценки размещаемых ресурсов и материалов, проведению оценки и самооценки активности участников [53; 61; 62]. Творческий совместный поиск идей по освоению технологий веб 2.0
8 Networked Readiness Index, NRI, The Global Information Technology Report 2009-2010 http://www.networkedreadiness.com/gitr/main/fullreport/index.html
9
По данным исследования Pew Internet & American Life Project 2007 года в США 93% школьников 12-17 лет используют Интернет, 64% - создают контент на основе технологий веб 2.0 http://www.pewmtemet.org/~/media//Files/Reports/2007/PIP_Teens_Social_Media_Final.pdf.pdf
10 Интернет в России Методика и основные результаты исследования. Выпуск 28. Зима 2009-2010, http://bd.fom.ru/pdf/int_zima09_10.pdf
11 Скорость доступа в Интернет..., 10 авг 2009 http://rumetrika.rambler.ru/review/3/4011 iKS-consulting. Регионы удивляют темпами роста подключений к ШПД. 25 мар 2010 http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4298
12
Возможности социальных сервисов для образования http://www.openclass.ru/node/6007
13
Карты для «мозгового штурма» http://bubbl.us/ Карты разума и FreeMind http://www.nestor.minsk.by/kg/2008/04/kg80413.html Диаграммы связей FreeMind. http://ru.wikipedia.org/wiki/FreeMind
14
1009 социальных закладок и для чего они нужны http://www.sarafannoeradio.org/novosti/185-1009-socialnih-zakladok-i-dlja-chego-oni-nujny.html
БобрДобр. Материал из Letopisi.Ru http://letopisi.ru/ - см. БобрДобр
15 Технологическая карта семинара Блоги в деятельности педагога (МОУ СОШ N° 30) http://www.openclass.ru/stories/109272
ИКТ в начальной школе: Классный блог - единое информационное пространство для учеников, учителя, родителей http://www.nachalka. com/ikt_9
Блог учителя информатики (Мукминов Марат Наилевич) http://blog-ikt.ru/
Весёлые ребята - классный блог! (Блог учеников 5 класса) http://293detki.blogspot.com/
Звездочки. Блог 4 "б" МОУ Уренской СОШ№1 Нижегородской области. http://zwezdochki.blogspot.com/
16 100+ Examples of the Use of Social Media in Learning http://c4lpt.co.uk/handbook/examples.html
предпринимается профессиональными сообществами учителей [11], в том числе реализующих обучение в формате Образования 2.0 (Летописи, Открытый класс, Сеть творческих учителей, Планета школ17).
Таким образом, с широким распространением домашних компьютеров и школьных нетбуков, массовым оснащением классов современной компьютерной техникой, доступностью широкополосного доступа к Интернету у школьников значимо вырастает эмоционально-мотивационный интерес к грамотному освоению компьютера и ИКТ [1, с.189; 23; 26, с.108]. Тогда как в прошлые периоды можно было говорить о единичных случаях личного интереса к ЭВМ и программированию, а также о заинтересованности при необходимости сдавать экзамен по предмету для поступления в профильный вуз (3-5% учащихся, согласно [58]), сейчас учителя отмечают изменения в мотивации учащихся [56], например, при освоении школьной информатики в проектной деятельности на основе веб 2.0 [38; 44].
Выводы
Таким образом, можно сказать, что развитие концепций информатики осуществлялось по спирали, вернувшись на новом витке к задачам, обозначенным в конце 1970-х годов как приоритет научной обработки информации. Школьная информатика отражает изменения и достижения в научном, техническом и прикладном направлениях информатики и ИКТ, все больше акцентируясь на социальном взаимодействии с использованием преимуществ информационно -коммуникационной среды веб 2.0, модели «1 ученик : 1 компьютер». Сможет ли школьная образовательная среда и образование, которые на сегодняшний день можно охарактеризовать как Образование 1.0, опираясь на обучение информатике и другим предметам не традиционными репродуктивными, а инновационными группами методов (проектные, деятельностные, продуктивные и пр.), приблизиться к цели всеобщей компьютерной и информационной грамотности, развивая необходимые навыки 21 века (Образование 2.0), покажет время.
Литература
1. Бабаева Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. М.: Сканрус, 2003. - 336 с.
2. Бернерс-Ли Т., Шэдболт Н. Рождение науки об Интернете // В мире науки, № 1,
2009. иКЬ: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=621 (дата обращения
10.05.2010).
3. Бешенков С.А., Мозолин В.П., Ракитина Е.А. Некоторые проблемы содержания и методики обучения информатике в общеобразовательной школе // Компьютерные инструменты в образовании. СПб.: Информатизация образования, 2000, №3-4. С.9-14.
4. Бешенков С.А., Мозолин В.П., Ракитина Е.А. Профильные курсы информатики в общеобразовательной школе //Профильная школа, 2005, № 4. - С. 9-13.
5. Босова Л.Л. Пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние, перспективы. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_09_29.html (дата обращения 10.05.2010).
17
Летописи - общенациональный образовательный проекта с международным участием http://letopisi.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru Планета школ - портал для школьников, учителей и родителей http://planetashkol.ru/
Сеть творческих учителей - учительский интернет-проект http://www.it-n.ru/
6. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование: Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.
7. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование: Пояснительная записка. М., 1993.
8. Гольдин А. Образование 2.0: взгляд педагога // Компьютерра-Онлайн, 06 января
2009 года URL: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/ (дата обращения
10.05.2010).
9. Горошко Е.И. Класс 2.0: от теории к практике (часть 2) // Образовательные технологии и общество, 12(3), 2009. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/ v12_i3/html/9r.htm (дата обращения 10.05.2010).
10. Горошко Е.И. Образование 2.0 - это будущее отечественного образования? (Попытка теоретической рефлексии. Часть 1) // Образовательные технологии и общество, 12(2), 2009. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v12_i2/html/11.htm (дата обращения 10.05.2010).
11. Драхлер А.Б. Актуальные проблемы развития сетевых педагогических сообществ. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_11_24.html (дата обращения 10.05.2010).
12. Еремин Е.А. Об общем направлении школьного курса информатики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник докладов научно-практической конференции: учебно-методическое пособие. Под ред. проф. В. А. Сухомлина. М.: 2009. - 848 с. URL: http://2009.it-edu.ru/docs/Sekziya_7/ 11_Eremin_1256537521071129.doc (дата обращения 10.05.2010).
13. Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск). СПб., 2002. 188 с.
14. Измерение информационного общества, 2010 год. Международный союз
электросвязи (ITU), 2010 URL: http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/idi/2010/
Material/MIS_2010_Summary_R.pdf (дата обращения 10.05.2010).
15. Информатика: учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистка, 1997. - 768 с.
16. Информационная грамотность: международные перспективы / Под ред. Х. Лау. Пер. с англ. М.: МЦБС, 2010. - 240 с.
17. Информационные и коммуникационные технологии для среднего образования: Программа специализированного учебного курса / Коцик Б.Я. - М.: Изд. дом «ОбучениеСервис», 2006. - 16 с.
18. Ишакова Е.Н. Информатика: гуманитарно-технический аспект: Учебное пособие. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2003. - 119 с.
19. Колин К. К. О структуре и содержании образовательной области “Информатика” // Информатика и образование, 2000. N 10. - С.5-10.
20. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы //Системы и средства информатики. Спец. вып. «Научно-методологические проблемы информатики» /Под ред. К.К. Колина. М.: ИПИ РАН, 2006. - С. 7-57.
21. Колин К.К. Эволюция информатики и проблемы формирования нового комплекса наук об информации // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1995. N5. - С.1-8.
22. Концепция содержания общего среднего образования. Рекомендации по формированию нового содержания. М., 1993.
23. Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. - С.314-332.
24. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) // Информатика и образование, 2005, N 1-6
25. Лаптев В.В. Методическая система фундаментальной подготовки в области
информатики: теория и практика многоуровневого педагогического
университетского образования / В.В. Лаптев, М.В. Швецкий. СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та, 2000. - 508 с.
26. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. 3-е изд. М.: Aкадемия, 200б. - б24 с.
27. Левченко И.В. Развитие системы методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования: Aвтореферат ...дисс. док. пед. н.. М., 2009. - 45 с.
28. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.
29. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. 271 с. http://www.vspu.ac.ru/~mvv/mpi/mpi-uch.htm
30. Минныханова AM. Становление и развитие информатики как учебной дисциплины // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The EmissiaOffline Letters): электронный научный журнал. Декабрь 2007, ART 1218. СПб., 2007. URL: http://www.emissia.org/offline/2007/i2i8.htm (дата обращения 10.05.2010).
31. Михайлов A.H Научные коммуникации и информатика / A.H Михайлов, A.H Черный, Р.С. Гиляревский. М.: Наука, 197б. 755 с.
32. Михайлов A.n Основы информатики / A.n Михайлов, A.n Черный, Р.С. Гиляревский. М., 19б8.
33. Молоков Ю.Г. Информатизация школы: история, проблемы и перспективы // 1-ая
Межд. науч.-практ. телеконф. «Информационные технологии в общеобразовательной школе", 2000. URL: http://www.websib.ru/ites/2000/06-01.htm (дата обращения
10.05.2010).
34. Образование 2.0: Версия 2 [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.google.com/View?docid=dg96mpq2_778drhhcv (дата обращения 10.05.2010).
35. Олейник A3. Компьютеризация школ России // Информатизация сельской школы ("Инфосельш-2004"). Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума (Aнана, 13-17 сентября 2004 г.). М.: Изд-во МГПУ им. МА. Шолохова, 2004. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/004661//r1.pdf (дата обращения 10.05.2010).
36. Очерки истории информатики в России / Составители: Поспелов Д. A., Фет Я. И. Новосибирск: НИЦ ИГГМ СО РAН, 1998.
37. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Веб 2.0 - управление, изучение и копирование //
Образовательные технологии и общество, 10(2), 2007. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i2/html/2.htm (дата обращения 10.05.2010).
38. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Формирование личного учебного пространства в сети электронных коммуникаций // Образовательные технологии и общество, 11(2), 2008. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i2/html/8.htm (дата обращения
10.05.2010).
39. Первый словарь Веб 2.0 терминологии. Словарь социальных сетей http://www.sarafannoeradio.org/analitika/20i-perviy-slovar-sotsialnih-setey.html (дата обращения 10.05.2010).
40. Позднеев Б.М., Сутягин М.В. Состояние и перспективы стандартизации e-learning // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. док. науч.-практ. конф.: учебю-метод. пособие. Под ред. проф. В. A. Сухомлина. М.: 2009. - 848 с. URL: http://2009.it-edu.ru/docs/Sekziya_2/5r_Pozdneev_BM_i253i8967i972699.doc (дата обращения 10.05.2010).
41. Политика в области образования и новые информационные технологии // Национальный доклад России. II-й Международный конгресс ЮНЕСКО “Образование и информатика”. М., 199б.
42. Поспелов ДА. Становление информатики в России // Информатика, 1999, №19. С.7-І0. URL: http://www.websib.ru/ites/2000/06-0i.htm (дата обращения 10.05.20І0).
43. Ракитина ЕА. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. - 485 c.
44. Рожкова С. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках
информатики 12.12.2009. URL: http://pedsovet.org/forum/topic6i77.html (дата
обращения 10.05.2010).
45. Рыжова Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: Aвтореферат ...дисс. док. пед. н. СПб.: Изд-во РГПУ им. A.n Герцена, 2000. - 43 с.
46. Савенков A.H Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. 2002 URL: http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_lxitfn.html (дата обращения 10.05.2010).
47. Словарь терминов Web 2.0 - определения нового медиа
http://www.webtag.ru/news/expanded/26-ii-web2glossary.php
48. Создание среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер» для 21 века.
Информационное руководство Intel World Ahead. 2008. URL: http://cache-
www.intel.com/cd/00/00/42/i6/42i6i8_42i6i8.pdf (дата обращения 10.05.2010).
49. Соколов, A3. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во ВА. Михайлова, 2002. - 46І с.
50. Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Межрегиональное исследование "Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009" URL: http://www.fid.ru/projects/research/mysafernet/full/
51. Уваров A. Ю. Информатизация школы на пути к модели «1:1» // ИТО-РОИ-2009 / Публикации. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_04_i4.html
52. Уваров A. Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования: Aвтореф. ...д.пед.н., М., 2009. - 41 с.
53. Уваров A. Ю. Модель новой школы с индивидуализированной системой учебной работы на основе школьного портала // ИТО-РОИ-2010. Тематические публикации/ URL: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-uvarov.html
54. Урсул A^. Информатизация общества. Введение в социальную информатику: учеб. пособие. М., 1990. С.152.
55. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть
II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. М. 2004. - 2бб с.
56. Харитонова Л.Г. Aктивизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике и информатике с применением информационных технологий // I Ежегод. межрег. науч. -прак. конф. "Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии", Смоленск, 7-8 февраля 2008. URL: www.ict.edu.ru/vconf/files/l07l8.doc
57. Черемхина И. Компьютерный парк школьного периода // Межд. комп. еженед. "Computer world", 1998, №28-29 (І4І-142). С.40-4І.
58. Шафрин Ю. Что делать со школьной информатикой? //Компьютерра, №12, 1998.
59. Экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. М. 2001.
60. Alexander, B. Web 2.0: A new wave of innovation for teaching and learning? // EDUCAUSE Review, 41 (2), 2006. - P.32-44. URL: http://www.educause.edu/ir/library/ pdf/ERM0621.pdf (дата обращения 10.05.2010).
61. McWilliam E. (2005) Unlearning Pedagogy // Journal of Learning Design, 1(1). P.i-ii URL: http://www.jld.qut.edu.au/publications/volinoi/documents/unlearning_pedagogy.pdf (дата обращения 10.05.2010).
62. Richardson T. How Web 2.0 has changed the face of education // ITadviser, Issue 55, Autumn 2008. URL: http://www.nccmembership.co.uk/article/?articleref=305924 (дата обращения 10.05.2010).
63. Thompson, J. Is Education І.0 ready for Web 2.0 students? // Innovate 3 (4). 2007. URL: http://www.innovateonline.info/index.php?view=article&id=393 (дата обращения
i0.05.20i0).
64. Trentin G. (1996). Internet: Does in Really Bring Added Value to Education? // Education Technology Review, 6. - P. 10-13.