СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
Рисунок 4 - Пример работы робота-рисовальщика
Проанализировав все вышесказанное, мы видим, что сделанный нами робот довольно полезное устройство, которое облегчает некоторую работу в области рисования. Мы не пропагандируем робототехнику, так как считаем, что работа, сделанная своими руками, ценнее всего. Но и нельзя отрицать, что современные технологии очень нам помогают, так как человеческие возможности не безграничны. Таким образом, благодаря нашей статье вы сможете из подручных средств собрать хорошего помощника, который будет удивлять вас и ваших близких. Список использованной литературы
1. Макаров И. М. Робототехника. История и перспективы. - М., Наука, МАИ, 2003. 352 с.
2. Мехатроника: компоненты, методы, примеры / Б. Хайман, Б. Герт, К. Попп, О. Репецкий. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2010. 602 с.
© Махонин Д. И., Волченко Е. А., 2018
УДК-62
Фролова Н.Х.
К.п.н., доцент НИУ ВШЭ, г. Нижний Новгород Фролов Е.С. Студент 4 курса НИУ ВШЭ, г. Нижний Новгород
СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
Дигитализация образования представляет собой длительный и сложный процесс. В статье рассматривается история внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования. Особое внимание уделяется современному этапу развития цифровых средств и использованию ИКТ в высших учебных заведениях, а именно интеграции технологии Web 2.0. в университеты страны. Статья освещает результаты ретроспективного исследования как положительных так и отрицательных последствий использования персонального компьютера и сети Интернет в обучении.
Ключевые слова: становление ИКТ, высшее образование, веб-сайты, Web 2.0.
19
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
Frolova N.H.
Ph.D., associate professor of The Higher School of Economics Nizhny Novgorod Frolov E.S. 4th year student of the Higher School of Economics Nizhny Novgorod
EMERGING AND DEVELOPMENT OF INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Abstract
Digitalization of education is a long and complex process. The article discusses the history of the introduction of information and communication technologies in the field of education. Special attention is paid to the modern stage of digital media development and the use of ICT in higher education institutions, namely the integration of Web 2.0 technology, to universities in the country, in particular. The article highlights the results of a retrospective study of both the positive and negative consequences of using a personal computer and the Internet in education.
Keywords:
ICT development, higher education, websites, Web 2.0.
В современном мире информация имеет ключевое значение во многих профессиональных сферах деятельности. Для эффективной работы в любом направлении требуется профессионализм и навыки использования информационно коммуникативных технологий (ИКТ), поэтому специалисты, объединяющие в себе вышеперечисленные показатели, являются более востребованными на рынке труда. В следствии этого, введение обязательного изучения информационных технологий в высших учебных заведениях является обоснованным шагом.
Для более точного понимания важности ИКТ необходимо проследить процесс их развития в нашей стране. На рубеже XX и XXI веков происходит резкий скачок в развитии информационных технологий. Информация становится еще одним видом ресурса, наравне с землей, трудом и капиталом, без которого невозможна успешная деятельность в любой сфере. Зачастую, в качестве основного капитала начинает выступать не владение сырьевыми запасами, а информационный потенциал страны.
Развитие информационных технологий в привычном для современного человека понимании началось во второй половине 1900-х годов и, безусловно, связано с появлением ЭВМ, изобретение которых продвинуло многие сферы далеко вперед. Стоит отметить, что данное событие позволило сместить фокус в информационных технологиях на обработку не формы, а содержания информации. Электронно-вычислительные машины постоянно модернизировались и совершенствовались, при этом область их применения также росла.
Наиболее ожидаемым продолжением процесса информатизации были информационные технологии, внедрявшиеся в процесс обучения, как в высших учебных заведениях, так и в учреждениях среднего образования. Уже в конце 1950-х годов появились первые работы по описанию применения ЭВМ в процессе образования, более того в 1960 году выпускники школы впервые получили классификацию «программист». [5] Если объединить все ключевые моменты истории развития компьютерного обучения то можно получить примерно следующие периоды:
• 1950-1970 гг. - Зарождение компьютеризации, которая не оказывает в тот период особого влияния на эффективность обучения;
• 1971-1980 гг. - «компьютеры» становятся средством поиска новых методов образования;
• 1981-1990 гг. - компьютеры способствуют самоорганизации познания и утверждению ценностей индивида, чему активно способствует появление сети Интернет
-( 20 J-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
• 1991-2000 гг. - раскрытие творческого потенциала личности человека, начало процесса виртуализации обучения, выбор технологий обучения становится свободным;
• 2001-2018 гг. - разработка новых технологий обучения на базе ИКТ, активное использование компьютерных средств обучения, возникновение и совершенствование единого образовательное пространства страны и его интеграция в международную образовательную среду.
Стоит остановиться на каждом из вышеуказанных периодов отдельно для понимания обоснованности данного разделения.
Первый период (50-70 годы). Данный период характеризуется первым внедрением ЭВМ в образовательный процесс в целом. Исходя из этого, становится понятна причина того, что на эффективности обучения, процесс информатизации никак не отразился. Конструктивные особенности ЭВМ требовали особого отношения и обслуживания, а работа обучающихся ограничивалась лишь использованием ЭВМ в качестве информационно-контролирующих устройств. Более того, такой уровень внедрения ИКТ могли позволить себе лишь некоторые вузы страны.
Второй период (70-80 годы). ЭВМ совершенствуются, появились средства отображения информации в виде дисплея. Появление персональных компьютеров позволило инициировать исследования в области управления образованием обучающегося. Данный этап не внес значимых изменений в процесс обучения по причине недопонимания управляющих структур университетов и школ необходимости интегрирования недавно появившихся средств обработки и передачи информации. К тому же, выпуск персональных компьютеров был очень ограниченным.
Третий период (80-е годы). В данный период происходит изменение характеристик компьютера, а также увеличивается их количество. Изменяется система взаимодействия человека и компьютера, который действительно оправдывает термин «персональный». Благодаря улучшению производительности машин растет и количество функций и задач, которые могут реализовываться посредством компьютера. Повышается возможность индивидуального обучения пользователя с помощью информационных технологий. В 1986 году вводится курс «Основы информатики и вычислительной техники» в образовательный процесс школ, что вызывало проблемы с подготовкой учителей информатики, так как педагогические вузы были не готовы к такому виду работы.
Четвертый период (90-е годы). Именно в этот период начинаются кардинальные действия по внедрению информационных технологий в образование. Это объясняется тем фактом, что в 1998 году относительно широко происходит внедрение в систему обучения глобальной сети Интернет. При совмещении данного события с процессом совершенствования персональных компьютеров становится необходимым внедрение инноваций в образовательную программу, с перспективой на увеличение роли самообразования.
Пятый период (XXI век). Данный этап связан не только с огромным скачком вперед в компьютерных характеристиках и их возможностях, но и активной интеграцией персональных компьютеров и их аксессуаров в процесс образования. Изменяется отношения к вычислительной технике со стороны педагогов и государства, вводятся обязательные дисциплины по их изучению.[3]
Безусловно, информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью качественного процесса образования. Их использование позволяет постоянно совершенствовать обучение, повышает интерес к данному процессу у детей дошкольного и школьного возрастов, а также расширить источники получаемой информации для студентов. Стоит отметить и другие немаловажные положительные моменты использования ИКТ в образовании. Например, Шильцова Т.А. и Ю.В. Мармулева в своей работе «Роль современных информационных технологий в повышении качества учебного процесса» выделяют следующие плюсы использования ИКТ [8]:
1. Автоматизация системы контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся;
2. Автоматизация процесса усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
3. Осуществление дифференциации и индивидуализации обучения;
4. Существенное повышение интерес к дисциплинам, что также определяет качество обучения;
-( 21 )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
5. Получение доступа и оперирование большим объемом информации
Стоит отметить, что с развитием сети Интернет и максимизацией ее использования эффективность использования ИКТ в образовательных учреждениях резко возросла. Инновационные программно-технические системы, виртуальные лаборатории, виртуальные диски и формы, способные хранить и накапливать учебную информацию, которой обучающиеся могут легко делиться и передавать.
Примером такого интегрирования информационных технологий в образовательный процесс является система LMS, которая была введена в 2010 году в Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики с целью оптимизации обучения. Вышеупомянутая информационная образовательная среда работает на платформе eFront и используется для создания единой образовательной среды для преподавателей и студентов ВШЭ. К тому же, при поддержке фонда образовательных инноваций ежегодно создаются новые образовательные продукты, и преподавательский состав мотивирован для применения вики технологий, а также различных веб инструментов и ресурсов Интернета в обучении. [1]
Согласно работе С.А. Золотухина под названием «Роль социальных сетей в информатизации образования» одной из множества причин расширения сферы применения Интернет сервисов и ИКТ в целом является существенное техническое изменение, которое понимается как преобразование Интернета в так называемый Web 2.0. Согласно данной теории пользователи перестали быть лишь пассивными потребителями доступной в сети информации, они стали ее активными производителями [2]. После данного преобразования начинают появляться инновационные платформы для создания и передачи информации -виртуальные сетевые сообщества. Среди самых популярных социальных сетевых сайтов студенты факультета Информатики, математики и компьютерных наук выделили особую роль VK, Facebook, Instagram. Данные социальные сети могут быть использовании не только как средства досуга и развлечения, а также интегрированы в образовательный процесс. [6]
Стоит отметить, что использование технологии Web 2.0 не требует особых знаний, что делает ее широкодоступной. Различные Интернет сервисы основанные на данный платформе отличаются процессом объединения людей в группы по их общим интересам, а также возможностью взаимодействия внутри этих групп с целью обмена интересующей их информацией. Именно эта характеристика делает данную технологию наиболее привлекательной для образовательной сферы за счет способности самостоятельного форматирования и изменения наполнения ресурсов самими студентами. [4]
Безусловно, несмотря на весь богатый спектр положительных моментов, связанных с интеграцией информационных технологий в образовательный процесс, существуют и негативные моменты.
Одним из главных минусов использования ИКТ является процесс замены живого общения преподавателя и обучающегося, что ухудшает понимание студентом изучаемой темы, и негативно сказывается на развитии эмоциональной сферы ребенка при обучении в школе. [7] Стоит отметить, то факт, что во время абстрагирования от ИКТ учитель реализует индивидуальный подход к каждому ученику, что становится невозможным при составлении единых информационных образовательных программ.
Таким образом, интегрирование информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность это очень сложный и еще до конца незавершившийся процесс, который начался еще в середине XX века. По мере развития самих технологий происходило и усиление их роли и значения в обучении, как в высших учебных заведениях, так и в школах. Оперирование большими объемами информации и получение доступа к ней это один из наиболее важных положительных моментов применения ИКТ в образовании. Более того, информатизация способствует повышению интереса к изучаемым дисциплинам со стороны обучающегося, что также влияет на качество обучения. Со стороны минусов наиболее выделяющимся является факт замещения вербального общения и обсуждения изучаемой темы с преподавателем на «сухое» взаимодействии с персональным компьютером.
Несмотря на существующие минусы, информатизация, внедрение ИКТ и дигитализация образования оказывают поступательное благотворное влияние на процесс обучения, как в высших учебных заведения, так и в школах. Однако, при всем многообразии решаемых персональных компьютером задач, он не должен полностью заменить «традиционное» обучение.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
Список использованной литературы:
1. HSE Informational Learning Space [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.lms.hse.ru/index.php (дата обращения: 01.12.2018)
2. Золотухин, С.А. Роль социальных сетей в информатизации образования // ДИСКУССИЯ.-2013. - № 5-6. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=120lastaccessed5.11.14. - дата обращения (25.11.18)
3. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231с. / [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/7283/1/2592_20110923.pdf (дата обращения: 02.12.2018)
4. Назаренко, А.Л. Технология Wiki для создания виртуальной обучающей среды дистанционного культурологического курса "the World of Britain" // Язык и культура. 2017. №40. [электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/tehnologiya-wiki-dlya-sozdaniya-virtualnoy-obuchayuschey-sredy-distantsionnogo-kulturologicheskogo-kursa-the-world-of-britain (дата обращения: 04.12.2018)
5. Фролова, Н.Х. Интеграция информационно-коммуникативных технологий в систему высшего образования: проблемы и перспективы: монография. - Н. Новгород, Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2014. - 174 с. - ISBN 978-5-91326-323-0
6. Фролова, Н.Х., Фролов, Е.С. Социальные сети в образовательном процессе: за и против. // Ежемесячный научный журнал Educatio. - 2017. - №4(30) - Новосибирск C. 16-19. ISSN 34567-1769
7. Шадриков, В.Д., Шемет, И.С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы // Высшее образование в России. 2009. №11. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-plyusy-i-minusy (дата обращения: 04.12.2018)
8. Шильцова ТА., Мармулева, Ю.В. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. - С. 281-282; [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11381 (дата обращения: 14.11.2018)
© Фролова Н.Х., Фролов Е.С. 2018
УДК 624.011
А.Н. Чемоданов
канд. техн. наук, профессор ПГТУ зав. каф. деревообрабатывающих производств г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, РФ E-mail: [email protected] И. Н. Паргунькин аспирант 2 года обучения ПГТУ E-mail: [email protected]
БУДУЩЕЕ ДЕРЕВЯННОГО ДОМОСТРОЕНИЯ Аннотация
Во все времена в России деревянные дома пользовались большой популярностью по сравнению с жильем из других материалов [1, с.42]. Это обусловлено множеством причин, которые объясняются преимуществами древесины по сравнению с другими строительными материалами. Хорошая, постоянно