PEDAGOGICAL SCIENCES
E-LEARNING: ON THE QUESTION OF EFFICIENCY
Nazarchuk U.
Candidate ofphilological science, associate professor of the Chair Foreign languages St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Назарчук Ю.И.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Abstract
The article considers the directions of the modern education system with the use of e-learning and distance learning technologies. The definition and role of the teacher in the modern electronic educational space is given. Various platforms and their advantages and disadvantages are considered. Also, various tools for designing e-courses are presented. In this regard, new models of teaching students as a means of improving the effectiveness of education are relevant. Mixed types of learning are presented.
Аннотация
Рассмотрены направления современной системы образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Оценивается роль учителя в современном электронном образовательном пространстве. Рассматриваются различные платформы, их преимущества и недостатки. Также представлены различные инструменты для проектирования электронных курсов. Представлены актуальные модели обучения в контексте повышения эффективности образования.
Keywords: e-learning, distance learning technologies, online platform, course design tools, content, mixed learning.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-платформа, инструменты проектирования курсов, контент, смешанное обучение.
Одним из наиболее активно развивающихся направлений современной системы образования является реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Современному человеку необходимо постоянно учиться и познавать мир, расширяя свою эрудицию и повышая востребованность в своей профессиональной области. В наши дни образование легко получить из разных источников, используя компьютер и интернет. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1, с. 5].
Любой желающий может создать простой онлайн-курс, однако повышение эффективности онлайн-обучения - это более глубокий и проблемный вопрос. Создание эффективного курса электронного обучения с высококачественным контентом требует много времени и усилий.
К основным критериям, которые могут помочь при создании высокоэффективного курса электронного обучения независимо от материала или учебной программы, относятся:
- во-первых, знание своего предмета в совершенстве. Нигде не сказано, сколько времени вам нужно потратить на создание идеального контента, но одно несомненно - нужно потратить время на исследование материала, прежде чем сделать его доступным для ваших учеников. Студенты по-разному воспринимают
демонстрируемые изображения в зависимости от того, какова была информация, которую они получили от демонстрируемого на лекции материала. Недопустимо сокращение времени, при котором обучаемый не успевает рассмотреть предлагаемый материал и проделать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного. Преподавателю необходимо помнить также о конкретном количестве наглядного материала на одно занятие, этот вопрос целесообразно решать в соответствии с психолого-педагогическими задачами, стоящими перед данным занятием. Иногда это может быть одна, тщательно подобранная иллюстрация, в других случаях -несколько. Также, вы должны быть готовы к тому, что некоторым из них могут потребоваться
дополнительные объяснения с помощью примеров или дополнительных доказательств;
- во-вторых, создаваемые онлайн-курсы должны подходить для всех стилей обучения. Дизайн онлайн-курса должен учитывать каждый стиль обучения. Например, в то время как один студент может извлечь выгоду из визуальных мультимедийных презентаций курсовой работы и уроков, другой - может лучше усваивает информацию, когда она представлена в текстовой форме. Эффективный курс электронного обучения всегда учитывает эти различные стили обученияпри создании уроков;
- в-третьих, п реподавателю онлайн-курсов нужно тратить гораздо больше усилий, чтобы удерживать внимание аудитории. На вебинарах вас могут воспринимать только на слух и следить за демонстрационным экраном. На занятии может быть от 20 до 50 студентов, они могут отвечать на вопросы преподавателя и задавать свои вопросы в чате. Где-то уместна шутка, где-то интересный вопрос, который поможет вовлечь студентов в процесс обучения; периодически необходимы паузы и уточнения, всё ли понятно; целесообразно приводить какие-то истории из жизни, из своей практики, подбирая понятные для студентов аналогии. Кроме того, с туденты и преподаватели должны иметь возможность установить открытую линию связи. Также, преподаватели должны указать, какие средства общения они предпочитают и расписание консультаций. Это будет гарантировать, что студенты получат помощь или поддержку, в которой они нуждаются . Кроме того, студенты должны иметь контактную информацию сотрудников систем ИТ-поддержки . Примерами того, как студенты могут общаться со своими преподавателями, являются дискуссионные форумы, социальные сети, чаты, электронная почта, видеоконференции и другие технологии [2, с.25];
- в-четвертых, образовательные программы и образовательные стандарты должны быть доступны каждому обучающемуся . Учебные документы, такие как учебный план, должны быть доступны для просмотра студентами, особенно в начале семестра. Это гарантирует, что студент знает, какие (предметы) лекции, практические и семинарские занятия будут изучены на протяжении всего курса, а также могут использовать учебный план в качестве руководства на протяжении всего процесса обучения. Преподавателям же данные документы помогают структурировать свои рабочие программы, а значит и свои онлайн-курсы ;
- в-пятых, недопустимо отсутствие четких рекомендаций о том, как достичь целей обучения. Частью учебного плана любого курса должно быть объяснение, что нужно сделать , сроки выполнения , и что необходимо для успешного выполнения заданий. Поэтому важно, чтобы все преподаватели ставили своим ученикам четкие цели и, чтобы они были уверены, что студенты их поняли и смогут воплотить их в жизнь;
- в-шестых, платформа должна быть проста в навигации и функциональна. При проектировании сайта и платформы электронного обучения, простота навигации и функциональность должны быть главным приоритетом. Хорошо организованная и интуитивно понятная веб-учебная платформа позволяет студентам сосредоточиться на обучении , а не на решении технических проблем, которые могут возникнуть из-за плохо спроектированных сайтов и систем [3, с.95].
Остановимся подробнее на платформах для дистанционной работы. M oodle - б есплатная платформа с широкими возможностями кастомизации . Устанавливается только на свой сервер. Есть множество плагинов для расширения функционала. Требует навыков web-разработки для администрирования. ISpring - платформа, ориентированная для корпоративного сектора. Готова к работе сразу после регистрации. Поддержка всех видов учебных материалов, вебинары , подробная статистика и редактор курсов, позволяющий быстро создать курсы и тренажеры из офисных документов и видео. Web Tutor - модульная HRM-платформа, позволяющая не только выстроить обучение, но и все HR-процессы: оценку компетенции, автоматизировать подбор и первичную подготовку кадров. Сложная система с широкими возможностями. Teachbase -облачная платформа для обучения. Есть встроенный редактор курсов - страница с курсом собирается на Tilda , как обычная посадочная страница. Есть возможность продавать курсы. GetCourse - самая популярная платформа среди инфобизнесменов . Вебинары , интеграция с множеством платежных систем, защита от кражи курсов. Memberlux - плагин для WordPress , позволяющая создать учебный портал на основе обычного сайта. Единоразовая оплата, подойдет для начинающих инфобизнесменов .
Moodle - бесплатная система электронного обучения с открытым кодом. За годы разработки вокруг Moodle сформировалось сильное сообщество, которое и создает новые модули ( плагины ) для платформы. Модуль - это ZIP-архив, который при установке на платформу добавляет новые функции или изменяет дизайн. Сегодня Moodle переведена более чем на 100 языков и поддерживает свыше 1500 плагинов . Moodle подходит как для организации обучения в вузах и учебных центрах, так для корпоративного обучения [1*].
Особенности Moodle :
- настройка платформы через плагины .
Функционал и дизайн Moodle изменяется с помощью плагинов , которые можно бесплатно скачать из интернета или создать самому;
-открытый код подразумевает возможность разработки плагинов самими пользователчями , которые затем выкладывают их в интернет для общего доступа;
- интеграция с другими сервисами . Moodle легко объединить с другими платформами, как, например, WordPress или вебинарами Zoom .
Поддержка контента : Moodle поддерживает самые популярные стандарты в электронном обучении: IMS, AICC и SCORM. Кроме того, в Moodle можно загружать презентации, изображения, видео, аудио и текстовые файлы.
Создание контента . В Moodle можно создавать текстовые лекции и опросы. Если подключить плагин Interactive Content H5P, вы сможете добавлять учебный контент с H5P: веб-сервиса для создания интерактивных обучающих материалов. Для создания более качественных уроков можно использовать отдельные программы, например, iSpring Suite .
Управление пользователями. По умолчанию пользователям можно назначать роли и объединять их в группы. Все другие функции, вроде массового назначения курсов и настройки условий регистрации, добавляются с помощью плагинов .
В качестве примера приведем наиболее популярные:
- Email-based self-registration with admin confirmation - включает саморегистрацию пользователей;
- AutoEnrol - автоматически добавляет новых пользователей к прохождению курса;
- File Upload - при регистрации пользователи могут загрузить уже готовую анкету с информацией о себе;
- Inactive User Cleanup - удаляет неактивных пользователей из системы;
- Merge User Accounts - позволяет объединять две учетные записи в одну.
Система отчетности. В Moodle вы можете настроить систему отчетов под себя - выбрать лишь те данные, которые нужны для анализа успеваемости учеников. Например, можно посмотреть, сколько времени они тратят на изучение курса, как часто заходят на платформу, какие ошибки в тестах допускают.
Набор отчетов в вашей системе, зависят от плагина , который вы установите. Всего их 38. Например, можно настроить статистику по успеваемости пользователей и их активности, популярности курсов, работе платформы (сбор ошибок, количество заходов и т.д.).
iSpring предлагает комплексное решение для корпоративного онлайн-обучения . В него входит учебный портал iSpring Learn и конструктор курсов iSpring Suite . Решение ориентировано на быстрый запуск онлайн-обучения [2*].
Особенности iSpring :
- конструктор курсов . С помощью iSpring Suite можно создавать учебный контент : курсы, тесты, диалоговые тренажеры и скринкасты ;
- безлимитное хранилище . В iSpring Learn можно загружать неограниченное количество файлов;
- интеграция с другими сервисами . iSpring Learn легко интегрируется с другими системами
клиента через открытый API. Например, это может быть кадровая система или корпоративный портал;
- быстрый запуск платформы . Платформу не нужно долго настраивать. Достаточно зарегистрироваться, загрузить курсы и пригласить пользователей.
Поддержка контента . iSpring Learn поддерживает электронные курсы в формате SCORM. Курсы, созданные в iSpring Suite и опубликованные в iSpring Learn позволяют собирать детальную статистику по обучению, как при стандарте xApi ( Tin Can ). На платформу также можно загружать презентации, изображения, видео и аудиофайлы . Если вы хотите просматривать текстовые файлы на платформе, то перед загрузкой конвертируйте их с помощью iSpring Flip (входит в Suite ). Объем загружаемых файлов, как и самого хранилища, не ограничен.
Создание контента . За создание учебного контента отвечает конструктор курсов iSpring Suite. Это надстройка для PowerPoint , которая позволяет создавать электронные курсы из презентаций. В Suite входит шесть модулей, позволяющие создавать интерактивные курсы, тесты, диалоговые тренажеры, видеокурсы и книги.
Управление пользователями. Новых пользователей можно зарегистрировать вручную, автоматически списком из CSV-файла, пригласить по email . Также есть функция саморегистрации -сотрудник заходит на портал, регистрируется и проходит нужный курс. Пользователей можно объединять в группы и организации, записывать их на курсы и учебные программы и рассылать им сообщения. Если вы проводите очные тренинги, то можете создать мероприятие в календаре, а после тренинга внести результаты в систему.
Система отчетности. В iSpring Learn можно выгружать 8 видов отчетов. Для удобства отчеты разбиты на группы по:
- тестам, диалогам, заданиям. Вы узнаете какие ошибки в тесте сотрудники допустили, удалось ли им до конца пройти диалоговый тренажер и что показалось им сложным в домашнем задании;
- пользователям. Здесь можно узнать, какие пользователи и группы самые активные и какие материалы они просматривают;
- материалам . Здесь можно узнать действия, совершенные над материалом, как часто его просматривали и сводку достижений пользователей;
- мероприятиям. Здесь можно узнать, сколько мероприятий было проведено и кто их посетил;
- программам обучения. Здесь можно узнать, как хорошо пользователи проходят программы обучения.
WebTutor - система онлайн-обучения с модулями для управления и оценки персонала.
Особенности WebTutor :
- настройка платформы через модули. WebTutor предлагает модули - отдельные программы с функционалом. Например, есть модули дистанционного обучения, подбора
персонала, вебинарной комнаты, чат-ботов . Всего модулей 12, каждый оплачивается отдельно;
- интеграция с другими системами . Web Tutor можно интегрировать с системами IT-инфрактрустуры клиента: 1С, Oracle EBS, SAP HR и др ;
- конструктор курсов . У WebSoft есть конструктор курсов CourseLab , который приобретается отдельно. С его помощью можно создавать учебный контент [3 *].
Поддержка контента . Модуль СДО WebTutor поддерживает стандарты SCORM, AICC и xAPI . Кроме этого, на платформу можно загружать изображения, видео, аудио и текстовые файлы. Загруженные файлы будут доступны для просмотра пользователями, и их можно использовать в качестве вложений к курсам, однако собирать сами курсы из них нельзя. Учебные материалы создаются с помощью отдельной программы CourseLab .
Создание контента . С помощью программы WebSoft CourseLab можно создавать интерактивные курсы, тесты и диалоговые тренажеры. Если каких-то функций нет - их можно добавить, прописав Java-скрипты прямо в программе.
Управление пользователями. В WebTutor пользователей в систему можно добавить путем импорта из файла ( csv , xls , txt ). Новых пользователей можно распределять по группам, записывать их на курсы и проверять их успеваемость. Также WebTutor позволяет создавать уникальные роли для пользователей и настраивать для них права. Роли определяют доступ к контенту в системе, управлению другими пользователями и настройке модулей.
Система отчетности. WebTutor позволяет собирать статистику по любым данным системы и выгружать ее в виде графика или таблицы. Например, можно создать отчет с информацией по пользователю и тому, какие курсы он купил. Таким образом можно формировать узко специализированные отчеты. Дополнительно в каждом модуле есть отчеты, позволяющие просмотреть детальную статистику. Например, в модуле СДО можно узнать отчет по курсам, разделам, сотрудникам, задачам, целям курса, комментариям, динамике обучения.
Teachbase - платформа для создания и продажи онлайн-курсов Teachbase - веб-сервис для дистанционного обучения. На платформе можно организовать как дистанционное обучение сотрудников, так и продажу курсов [4*] .
Особенности Teachbase :
- интеграция с другими системами . Teachbase можно интегрировать со сторонними CRM и платежными системами;
- площадка для вебинаров . Teachbase позволяет проводить вебинары прямо на платформе без сторонних сервисов.
Поддержка контента . В хранилище Teachbase можно загружать текстовые документы, презентации, изображения и видео. Загруженные
материалы затем используются для создания курсов в редакторе контента .
Создание контента . В Teachbase есть встроенный редактор контента , позволяющий создавать тесты и курсы. Курсы на платформе представляют собой последовательность текстов, презентаций, изображений и видео.
Управление пользователями. Пользователей можно приглашать по email или импортом из CSV-файла. Пользователей можно объединять в группы и записывать на курсы. На платформе также доступны следующие роли:
- слушатель - обычный пользователь;
- наставник - закрепляется за группой, следит за выполнением заданий;
- специалист - создает курсы, проводит вебинары и назначает их слушателям;
- менеджер - все возможности специалиста, плюс может добавлять других специалистов на платформу. Только менеджер имеет доступ к отчетам.
Система отчетности. В Teachbase можно просматривать статистику по пользователям, учебным материалам, вебинарам и активности. Отчеты можно выгрузить в формате CSV.
Антитренинги
Платформа подойдёт HR-менеджерам, руководителям компаний, отделов продаж, обслуживания клиентов. Она также ориентирована на репетиторов, коучей , инфобизнесменов и тренинговые центры [5*].
За пять лет существования сервис положительно зарекомендовал себя в интернете. На его страницах размещено более 23 тысяч курсов.
Среди возможностей площадки « Антитренинги » :
- интуитивно понятный личный кабинет для пользователей;
- пошаговые курсы с теорией, практическими заданиями и автоматическими тестами;
- встроенная CRM-система и колл-центр с телефонией, задачами, SMS и записью звонков;
- геймификация с целями, рейтингами, баллами и подарками;
- интеграции с email-сервисами, платёжными системами и другими CRM;
- приём платежей любых стран, рекуррентные платежи (автоблокировка, добавление учащихся в зависимости от оплаты);
- рейтинги и статистика;
- защита от скачивания, отслеживание точек входа и привязка к номеру телефона.
Особенности « Антитренинги »:
- множество интеграций;
- быстрая техподдержка ;
- геймификация делает обучение интересным для аудитории;
- возможность брендирования ;
- разные форматы обучения ( вебинары , уроки, курсы);
- автоматизация работы со студентами;
- удобная организация отдела продаж;
- бесплатный переезд с другой площадки;
- возможность делегирования.
We Study . Сервис предназначен для быстрого запуска и монетизации онлайн-курсов , развития клиентов и обучения отдела продаж. Он также подойдёт для создания и монетизации офлайн-мероприятия , обучения дилеров и партнёров [6*].
Возможности площадки :
- смешанное обучение ( вебинары , онлайн-курсы и офлайн-мероприятия );
- мобильное приложение для участия в вебинарах;
- инструменты для оценки знаний в ручном и автоматическом режиме;
- статистика по урокам, курсам, отдельным студентам и группам;
- ручная и автоматическая выдача сертификатов;
- интеграции с «1С» и CRM через API;
- приём оплаты через встроенный сервис;
- настройка рассылок;
- редактор курсов с поддержкой RealtimeBoard , видеохостингов и всех типов файлов.
Особенности We Study :
- возможность проводить курсы онлайн и офлайн;
- приложение для мобильных пользователей;
- сертификация учеников;
- ручная и автоматическая проверка знаний;
- статистика по обучению;
- встроенная система для приёма платежей;
- интеграции с другими сервисами.
GetCourse - сервис для онлайн-обучения и
проведения вебинаров . GetCourse - сервис для инфобизнеса , совмещающий в себе площадку для тренингов, вебинарную комнату и CRM. С помощью платформы можно организовать продажу контента для обучения.
Особенности GetCourse :
- п родажа курсов . На GetCourse можно продавать тренинги и вебинары , создавать рассылки и отслеживать эффективность продаж;
- а втоматизация бизнес-процессов . GetCourse делает за инфобизнесменов всю рутинную работу: напоминает ученикам о предстоящем вебинаре , проверяет тесты и выдает пользователям сертификаты после успешного прохождения курса.
Поддержка контента . В тренинги можно добавлять изображения и видео без конвертации, а также загружать любые файлы для скачивания другими пользователями. Размер хранилища зависит от плана подписки.
Создание контента . В GetCourse можно создавать тренинги - задания, которые могут состоять из текстовых вставок, изображений, видео и тестов (вопросы с единственным выбором) [7*].
Управление пользователями. Для пользователей можно создавать анкеты, управлять их правами, просматривать статистику по их действиям. GetCourse позволяет настраивать индивидуальные права для каждого пользователя. Например, права настройки CMS, работы со статистикой или управления рассылками.
Система отчетности. В GetCourse можно получать статистику по задачам, пользователям, продажам, бизнес-процессам, трафику на сайте и ROI. Всего три вида отчета: таблица, график и накопительная.
Рассмотрев данные платформы, создание и внедрение онлайн-курсов уже кажется не столь сложным, как можно было думать ранее. На самом деле, благодаря достижениям в области современных технологий, процесс проектирования простого курса электронного обучения может проходить без стресса (при условии, если у вас уже есть утвержденная образовательная программа и четкое представление о том, какой контент вы хотели бы включить).
Существует огромное количество программ, используемые при обучении. Но проработав в этом году онлайн , можно сделать вывод, что полностью перевести в онлайн будет неэффективно. Таким образом, можно сделать следующий вывод, что можно использовать смешанное обучение.
Что такое смешанное обучение и как его можно использовать?
Смешанное обучение - это сочетание автономного (очного, традиционного обучения) и онлайн-обучения таким образом, что одно дополняет другое.
Это дает студентам возможность наслаждаться процессом обучения используя все ресурсы. Например, учащиеся посещают занятия в аудитории, а затем дополняют план урока, выполнив интерактивное
мультимедийное курсовое задание. Таким образом, студент может получать образование онлайн и выполнять дополнительные задания оффлайн , работая в своем собственном темпе (и не беспокоясь о проблемах планирования). Смешанное обучение часто также называют «гибридным» обучением и может принимать различные формы в онлайн-образовательных средах. Хотя некоторые организации могут использовать смешанные методы обучения лишь в редких случаях, другие могут использовать их в качестве основного метода обучения в рамках своей учебной программы [4, c. 56].
Существует два ключевых принципа, обычно связанных с смешанным обучением (которые являются «секретами» его успеха):
- студенты, которые могут обмениваться информацией и работать с другими студентами непосредственно в совместной обстановке, имеют более богатый опыт обучения;
- сотрудничество между студентами может быть улучшено, если групповая деятельность опирается на информацию, собранную из онлайн-ресурсов или уроков.
Также можно предположить, что студенты, которые завершают онлайн-курсовую работу с последующим интерактивным, очным классом, имеют более богатый образовательный опыт.
Инструменты и платформы, дополняющие смешанное обучение, включают LMS и
мобильные устройства, такие как планшеты и смартфоны.
Преимущества социального и совместного электронного обучения. Совместное обучение -это подход к электронному обучению, при котором учащиеся могут социально взаимодействовать с другими учащимися, а также с преподавателями. По существу, учащиеся работают вместе, чтобы расширить свои знания по конкретному предмету или навыку. В средах электронного обучения это обычно делается через живые чаты, доски объявлений или мгновенные сообщения.
Совместное обучение основано на принципе, что студенты могут обогатить свой опыт обучения, взаимодействуя с другими и извлекая выгоду из сильных сторон друг друга. В ситуациях совместного обучения студенты несут ответственность за действия и задачи друг друга, что также способствует совместной работе [5, а 40].
Преимущество данного обучения состоит в том, что этот метод обучения может использоваться либо в автономном режиме, либо в интернете, и может быть асинхронным или синхронным. Это позволяет студентам учиться на основе идей, навыков и опыта других участников курса. Участвуя в совместном задании (будь то проект или урок), учащиеся получают возможность овладеть различными навыками, такими как групповой анализ и навыки совместной работы в команде. Кроме того, студенты, которые не могут участвовать в
онлайн-обсуждении , могут участвовать в совместном обучении, благодаря оффлайн-форумам , доскам объявлений и другим различным сайтам размещения, которые не зависят от взаимодействия в режиме реального времени.
Выводы: В дидактике высшей школы метод обучения традиционно определяется как двусторонний процесс, характеризующийся взаимодействием субъектов образования и направленностью на цель. В основе метода обучения лежит закономерная причинно-следственная связь «цель-средство-результат». Новая ситуация общественного развития изменяет качественные характеристики метода обучения: его направленность на цель и двусторонний характер. В этих условиях сосуществуют разные модели образования, укореняющиеся в идеях рыночной и цифровой экономик. Различия в целевых установках образования определяются прежде всего разным пониманием личностных характеристик обучающегося - будущего профессионала, востребованного современным обществом. Рыночная модель образования ориентируется на ролевые теории личности обучающегося. Студент, получающий образование в техническом или гуманитарном вузе, выступает как носитель в основном профессиональных компетенций. Однако социальный заказ на узкоспециализированных специалистов сегодня уходит в прошлое. Всё больше начинает цениться функциональная грамотность в сочетании с
эрудицией и готовностью обновлять свои знания. Цифровая модель образования ориентируется на теории личности, согласно которым «работники нового типа изначально ориентированы на оперирование информацией и знаниями, крайне мобильны и, как правило, стремятся заниматься деятельностью, открывающей широкое поле для самореализации и самовыражения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабиева, Н.А., Ключенко, Т.И., Дрешер, Ю.Н. Потенциал вуза в процессе обучения информатике и информационным технологиям/ Н.А. Бабиева, Т.И. Ключенко, Ю.Н. Дрешер // Научные и технические библиотеки. 2018. № 5. С. 36-46. URL: http ://www. gpntb.ru/
ntb/ntb/2018/5/NTB5_2018_%D0%905_4.pdf
2. Баймулдина, Н.С., Калмуханбетова, С.У. Инновационные образовательные технологии в обучении иностранному языку / Н.С. Баймулдина, С.У. Калмухамбетова// «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»: сб. материалов XI Международной научно-практич. конференции. Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ» - Б., 2016. - С. 131-143.
3. Башмаков, А.И., Башмаков, И.А. Разработка компьютерных учебников и обучачающих систем / А. И. Башмаков, И.А. Башмаков // - М.: Филинъ, 2016. - С. 56.
4. Дудченко, В.В., Карелин, В.П. Влияние информационных технологий и глобализации на инновационные процессы в сфере профессионального образования /В.В. Дудченко, В.П. Карелин// «Информационные и коммуникационные технологии в обра ии»: сб. материалов XI Международной научно-практич. конференции. Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ» - Б., 2016. - С. 50-70.
5. Долятовский, В.А., Мазур, О.А., Мелешко, Е.Н. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием / В.А. Долятлвский, О.А. Мазур, Е.Н. Мелешко // -Невинномысск: СКНЦ ВШ-РГУ, 2013. - С. 70-89.
6. Калмыкова, О. В. Онлайн-обучение - высшее образование для всех / О. В. Калмыкова // Перспективы развития информационных технологий : сб. материалов XIX Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск, 2014. - C. 115-119.
7. Фомина, А. С. Некоторые вопросы применения ИКТ в учебном процессе вуза / А. С. Фомина // Педагогика и психология - 2015 : сб. материалов междунар. науч. конф., 2-я сессия. - М., 2015. - С. 70-79.
8. Жданкин, Н. А. Как организовать эффективное обучение сотрудников / Н. А. Жданкин // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. - 2015. - № 4. - С. 50-57.
9. Козелков, О. В. Дистанционное обучение в высшем образовании: реальность и перспективы / О. В. Козелков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-1. - С. 9193.
10. Лебедева, М. Б. Массовые открытые он-лайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева // Человек и образование. - 2015. -№ 1(42). - С. 105-108.
11. Махаметова, М. М. Плюсы и минусы он-лайн-обучения / М. М. Махаметова // Современная педагогика. - 2017. - № 5(54). - С. 1-2.
12. Пиневич, Е. В. Дистанционное обучение: проблемы и решения / Е. В. Пиневич // Международный научный журнал. - 2017. - № 6. - С. 106110.
13. Смирнова, Ж. В. Дистанционное образование как процесс управления обучением / Ж. В. Смирнова, Ж. В. Чайкина // Мир науки. - 2017. -Том 5. - № 2. - С. 1-7.
CONTINUITY AS A CONCEPT OF PIANO LEARNING IN CHINA
Yang Pei
China
PhD student Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК КОНЦЕПТ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ В КИТАЕ
Ян Пэй
Китай
Аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Санкт-
Петербург, Россия
Abstract
The article considers piano training in China from the standpoint of continuity between all levels of music education (primary, secondary, higher); continuity of traditions of leading piano schools; continuity of principles of formation of educational programs and educational repertoire. The methodology of this research is based on a systematic approach to the issue of continuity as a concept, as well as the basic principles of the analytical method, which identifies the main priorities for the development of piano learning in China and formulate prospects for further research.
Аннотация
В статье рассматривается фортепианное обучение в Китае с позиции преемственности между всеми звеньями музыкального образования (начальный, средний, высший); преемственности традиций ведущих фортепианных школ; преемственности принципов формирования учебно-образовательных программ, учебных планов и учебного репертуара и т.д. Методология данного научного исследования опирается на системный подход к рассмотрению вопроса преемственности как концепта, а также основные принципы аналитического метода, дающего определить главные приоритеты развития фортепианного обучения в Китае и сформулировать перспективы дальнейших исследований.
Keywords: piano training in China, the principle of continuity, traditions, curriculum, piano repertoire.
Ключевые слова: фортепианное обучение в Китае, принцип преемственности, традиции, учебно-образовательная программа, фортепианный репертуар.
В современных условиях интеграционные процессы в современной системе музыкального образования наполняют фортепианное обучение в Китае новым содержанием, методами и принципами, при этом сохраняя уже сложившиеся музыкально -педагогические традиции практики обучения игре на фортепиано, принципы построения учебных программ и планов, а также алгоритмы формирования репертуара. Именно поэтому развитие и поэтапное формирование современной школы игры на фортепиано в Китае имеют большое значение в контексте общего развития музыкальной культуры и традиций в стране.
Различные аспекты становления и развития системы фортепианного образования в Китае получили освещение научных исследованиях Хоу Юэ, Лю Цин, Ян Бохуа, Лю Гэ, Чэнь Го, Ван Пэйюаня,
Сяо Чаожань, Цзин Ли, Чжэн Ли, Лу Миндэ, Ли Сюй, Сюй Вэймин, У Ген-Ира и др.
Изучение вопроса особенностей национального фортепианного образования широко представлено в исследованиях Чжан Жун, Цзян Явэнь, Ду-ань Сяоцзюнь, Чжао Ли, Лян Цзицзин, Линь Цзин, Цао Цзунхуа, Ван Си, Ван Ди , Ма Цин, Хоу Гуюэ , Чэнь Диюнь , Хуан Тин, Цю Сюань, Ян Дэгуан, У Минвэй, Фан Цуй, Чжэн Юань, Дун Вэйвэй, Ван Цзицзя, Гуань Сяоцзя, Цю Гэ, Хэ Сыюань, Ван Фэй, Чжэн Вэнья и др.
Проблема преемственности является предметом изучения многих научных сфер (философии, культурологии, педагогики, психологии, искусствоведения и т.д.).
В Большом энциклопедическом словаре понятие «преемственность» определяется как «связь между явлениями в процессе развития в природе,