Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
877
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ / ПЛАТФОРМА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОНЛАЙН / INFORMATION STORAGE / LEARNING PROCESS MANAGEMENT / PLATFORM FOR ORGANIZING QUALITY EDUCATION ONLINE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коваленко С.А., Барабанов А.В., Гребенникова Н.И., Малиновкин В.А.

В настоящий момент система онлайн-образования принимает новые масштабы. Потребность в платформе, в которой будет гармонично сочетаться современный функционал и простота пользования, всё больше и больше увеличивается. Использование новейших технических разработок позволяет создавать электронные платформы для организации качественного онлайн-обучения. Представлен обзор платформ, а именно: «Moodle», «iSpring Learn» и «Google Calssroom». Рассматриваемые сервисы имеют большую целевую аудиторию и высокий спрос в сфере онлайн-образования. С помощью них можно осуществлять как очное, так и заочное обучение, хранение информации курса, тестов и лекций, а также производить контроль за прохождением обучения и вести отчётность. Были рассмотрены преимущества и недостатки каждого сервиса. Сравнение платформ производится по ряду характеристик, а именно: удобство интерфейса, мобильность системы (развертывание системы без привлечения специалистов), наличие встроенного редактора курса, наличие видеоконференции, доступность основного функционала, наличие дополнительного функционала, поддержка различного рода файловых расширений, гибкость системы, наличие мобильных приложений, денежные затраты при использовании платформы. Эти аспекты выступают основными при выборе платформы, так как они являются ключевыми при использовании сервисов онлайн-обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF POPULAR PLATFORMS FOR LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS

At the moment, the online education system is taking on new dimensions. The need for a platform that will harmoniously combine modern functionality and ease of use is increasing. Creating electronic platforms using the latest technical developments allows you to organize high-quality online education. This article provides an overview of the platforms, namely: "Moodle", "iSpring Learn" and "Google Calssroom". These services have a large target audience and high demand in the field of online education. They can be used for both full-time and part-time training, storing course information, tests, and lectures, as well as monitoring training progress and maintaining reports. We considered the advantages and disadvantages of each service. We compare the platforms by a number of characteristics, namely: usability, mobility of the system (deployment system without the involvement of specialists), the presence of the built-in editor of the course, the availability of video conferencing, the availability of core functionality, additional functionality, support of various kinds of file extensions, the flexibility of the system, the availability of mobile applications, costs when using the platform. These aspects are the main ones when choosing a platform, as they are key when using online learning services

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ»

DOI 10.36622/VSTU.2020.16.6.002 УДК 004.4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ОБУЧЕНИЕМ

С.А. Коваленко, А.В. Барабанов, Н.И. Гребенникова, В.А. Малиновкин Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия

Аннотация: в настоящий момент система онлайн-образования принимает новые масштабы. Потребность в платформе, в которой будет гармонично сочетаться современный функционал и простота пользования, всё больше и больше увеличивается. Использование новейших технических разработок позволяет создавать электронные платформы для организации качественного онлайн-обучения. Представлен обзор платформ, а именно: «Moodle», «iSpring Learn» и «Google Calssroom». Рассматриваемые сервисы имеют большую целевую аудиторию и высокий спрос в сфере онлайн-образования. С помощью них можно осуществлять как очное, так и заочное обучение, хранение информации курса, тестов и лекций, а также производить контроль за прохождением обучения и вести отчётность. Были рассмотрены преимущества и недостатки каждого сервиса. Сравнение платформ производится по ряду характеристик, а именно: удобство интерфейса, мобильность системы (развертывание системы без привлечения специалистов), наличие встроенного редактора курса, наличие видеоконференции, доступность основного функционала, наличие дополнительного функционала, поддержка различного рода файловых расширений, гибкость системы, наличие мобильных приложений, денежные затраты при использовании платформы. Эти аспекты выступают основными при выборе платформы, так как они являются ключевыми при использовании сервисов онлайн-обучения

Ключевые слова: хранение информации, управление процессом обучения, платформа для организации качественного образования онлайн

Введение

В современном мире большое внимание уделяется хранению различного рода информации с предоставлением быстрого доступа к ней. Это может быть хранение не только отдельных файлов данных, но и взаимосвязанных структур, содержащих системы и подсистемы, управление которых становится нетривиальной задачей. В настоящее время важно решение задач, связанных с хранением обучающего материала, который используют как для дистанционного обучения, так и для очного обучения [1], а также с управлением процесса обучения и отчётностью проведённой работы.

Обзор функциональных возможностей платформы «Moodle»

Одна из популярных платформ, которая берется за решение данных проблем, является «Moodle». «Moodle» это веб-приложение, позволяющее создавать систему обучения с кастомизи-рованным управлением [2]. Эта платформа предназначена для решения задач корпоративного обучения, учебных центров и образовательных учреждений. Но для работы необходимо обслуживание и настройка, а именно: установка на хостинг, настройка системы и обновления ее и т.д.

© Коваленко С.А., Барабанов А.В., Гребенникова Н.И., Малиновкин В.А., 2020

Рассмотрим функциональные возможности приложения, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Функциональные возможности «Moodle»

Наличие мобильного приложения Обучение возможно через мобильное приложение и в офлайн -режиме

Работа с форматами Поддержка всех форматов. По умолчанию поддерживаются такие форматы, как SCORM, AICC, IMS. Чтобы использовать xAPI, необходимо использовать плагин (Logstore API)

Система обратной связи Конфигурация, чатов, форумов, системы оповещения

Работа с различными форматами файлов Возможность загрузки любого типа файлов: изображения, текстовые файлы, тесты и курсы. Презентации можно загрузить при использовании плагина Presentation. Есть возможность загрузки видео с сервисом Medial

Разнообразие в обучении Использование элементов гейми-фикации

Работа с другими сервисами Чтобы подключить CRM или WordPress системы, рекомендуется воспользоваться плагинами Arlo или Edwiser Bridge. Проведение вебина-ров реализуется через плагины BigBlueButton или OpenMeetings

Отчетность Возможность выгрузки разного вида отчетности (доступно только при использовании плагинов, которые отвечают за вид отчета и выгрузку информации)

Данная платформа имеет широкие возможности для создания обучающей системы. Это

является решающим фактором при организации дистанционного обучения. Каждая система, созданная на платформе «Moodle», благодаря плагинам и веб-разработке, обладает рядом уникальных свойств и может функционировать, выполняя действия, необходимые конкретной группе пользователей с требуемым результатом.

Существенные недостатки системы «Moodle»: нет встроенного редактора курсов, нет встроенной видеосвязи для проведения видеоконференций (только при установке соответствующих плагинов), расширенный функционал доступен лишь при использовании различных плагинов, что усложняет реализацию, уменьшает стабильность и увеличивает затраты на управление. Без использования плагинов система имеет скудный функционал, для внедрения требуются специалисты и время [3].

Обзор функциональных возможностей платформы «iSpring Learn»

Рассмотрим вторую платформу, которая тоже имеет популярность у целевой аудитории -«iSpring Learn». «iSpring Learn» это облачная система домашнего обучения с понятным и удобным интерфейсом, которую можно развернуть без дополнительной помощи специалистов и за короткий период времени [4].

Рассмотрим основные возможности данной платформы, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Благодаря редактору «iSpring Suite» возможно создавать и загружать в систему курсы, диалоговые тренажеры, тесты и опросы. Существует возможность разработки контента через

внутренние платформы, например, лонгриды. Также платформа имеет современный и простой в управлении интерфейс, есть возможность быстро начать работу. Нет ограничения на количество загружаемых материалов, реализована возможность формирования подробного отчета по любому пользователю и материалу.

Основные минусы данной системы: так как данная система не является бесплатной и для полной реализации функционала, рассмотренного выше, необходимы дополнительные траты, не очень удобный интерфейс организации групп и добавления пользователей в группы, отсутствие уведомлений о новых ответах.

Обзор функциональных возможностей платформы «Google Classroom»

Рассмотрим следующую платформу -«Google Classroom». «Google Classroom» — это бесплатный сервис, который упрощает создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом [5].

Рассмотрим основные возможности данной платформы, представленные в табл. 3.

Таблица 3

Основные возможности «Google Classroom»

Общий доступ Возможность с помощью кода присоединиться к сообществу без создания заранее созданных реестров

Работа с другими сервисами Интеграция с продуктами Google (Google Drive)

Распространение копий документов Возможность каждому обучающемуся предоставить индивидуальные копии документов, если задания были созданы с помощью Google-документа

Работа с заданиями При создании задания преподаватель имеет возможность указывать сроки выполнения работы. Если ученик предоставил задание до начала срока, то на его документе появляется статус «Просмотр» для сортировки

Обратная связь Преподаватель имеет возможность обеспечить обратную связь в тот момент, когда обучающийся находится в режиме «Просмотр». Когда работа возвращается обучающемуся, он переходит в режим «Редакция» и возобновляет работу над заданием

Контроль Возможность контролировать работу нескольких классов. Педагоги и обучающиеся могут видеть все задания на главном экране приложения

Мониторинг выполнения заданий Возможность у педагогов и обучающихся всегда поддерживать связь и мониторить статус каждого задания.

Основные недостатки системы «Google Classroom»: отсутствует возможность проведения вебинаров, отсутствует создание тестов, для использования данного сервиса пользовате-

Основные возможности «iSpring Learn»

Работа с различными форматами файлов Поддержка документов (PDF, DOC, XLS, SCORM), видео (FLV), аудио (MP3), презентации (PPT) и другие и их загрузка. Также возможность хранения и импорта интерактивных диалогов, курсов тестов, обучения

Работа с контентом Работая с «iSpring Suite», есть возможность создания и редактирования курсов

Добавление пользователей Возможность добавлять пользователей с дальнейшим объединением в группы. Также предоставление доступа к учебным материалам

Разнообразие в обучении Использование геймификации

Наличие мобильного приложения Поддержка обучения через мобильное приложение и в режиме офлайн

Наличие видеосвязи Возможность проведения вебинаров, а также их запись

Отчётность Возможность формирования полных отчетов по пользователям, мероприятиям и курсам

лю необходимо иметь аккаунт Google, отсутствует отчётность о выполненных заданиях.

Сравнительный анализ платформ «Moodle», «iSpring Learn» и «Google Classroom»

Вывод

Исходя из проведенного анализа вышеупомянутых систем, можно сделать вывод, что рассмотренные платформы не предоставляют требуемый функционал в полной мере и в должном качестве. Следовательно, необходимо разработать такую систему, которая не только ре-

большим спросом в России по организации обучения, хранению информации и организации дистанционного обучения.

В табл. 4 представлена сравнительная характеристика электронных платформ [6].

Таблица 4

шала бы поставленные проблемы, но и была удобной в эксплуатации.

Литература

1. Полат Е.С., Моисеева М.И., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Система электронного обучения МооШе: обзор

Рассмотренные системы пользуются

Анализ платформ «Moodle», «iSpring Learn» и «Google Calssroom»

Сравнительные особенности «МосхИе» «iSpring Learn» «Google Classroom» Разрабатываемая платформа

Удобный интерфейс Для разбора функционала необходимо много времени и дополнительные источники Простой, доступный интерфейс, но не всегда дружелюбный по отношению к пользователю Простой, удобный интерфейс Простой, удобный и интерактивный интерфейс

Мобильность системы (развертывание системы без привлечения специалистов) Отсутствует. Необходимо привлечение помощи разработчиков Присутствует Отсутствует Присутствует

Встроенный редактор курса Отсутствует Отсутствует Есть возможность создавать лекции, задания, но не тесты Присутствует

Видеоконференция Только с использованием дополнительных плагинов Присутствует Отсутствует Присутствует

Доступный функционал Ограничен, предусмотрено использование дополнительных плагинов Ограничен, предусмотрено использование дополнительного платного программного обеспечения Скудный, но есть хорошая интеграция со всеми сервисами Расширенный функционал в основной версии

Дополнительный функционал Реализовывается плагинами Платное программное обеспечение «iSpring Suite» Отсутствует Планируемая интеграция с «МооШе» для переноса данных

Поддержка различного рода файловых расширений Есть Есть Есть Есть

Гибкость системы Система обладает низкой гибкостью Система обладает средней гибкостью Система обладает средней гибкостью Система обладает высокой гибкостью

Поддержка мобильных приложений Есть Есть Нет Предусматривается мобильная верстка

Затраты Система бесплатная, но возможен платный дополнительный функционал Система платная. Дополнительный функционал платный Полностью бесплатная Полностью бесплатная

возможностей и функционала. [Электронный ресурс]. URL: https://lmslist.ru/free-sdo/obzor-moodle

3. Мерецков О.В. Применение ИКТ в вузе. ЛитРес: Самиздат, 2019. 60 с.

4. Обзор СДО iSpring Learn: возможности и решаемые бизнес-задачи [Электронный ресурс]. URL: https://lmslist.ru/sdo/obzor-ispring-online/

5. Google Classroom: функционал и краткая инструкция по созданию онлайн-курса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduneo.ru/google-classroom/

6. Зырянова Е.В., Мащенко М.В. Платформы для организации электронного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/4670.pdf (дата обращения: 01.02.2016).

Поступила 29.10.2020; принята к публикации 18.12.2020 Информация об авторах

Коваленко Сергей Александрович - аспирант, Воронежский государственный технический университет (394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84), e-mail: sergpc@yandex.ru

Барабанов Александр Владимирович - канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный технический университет (394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84), e-mail: bav33@mail.ru

Гребенникова Наталия Ивановна - канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный технический университет (394006, Россия, г Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84), e-mail: g-naty@yandex.ru

Малиновкин Владислав Алексеевич - магистрант, Воронежский государственный технический университет (394006, Россия, г Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84), e-mail: malinovkin@mail.ru

COMPARATIVE ANALYSIS OF POPULAR PLATFORMS FOR LEARNING MANAGEMENT

SYSTEMS

S.A. Kovalenko, A.V. Barabanov, N.I. Grebennikova, V.A. Malinovkin Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia

Abstract: at the moment, the online education system is taking on new dimensions. The need for a platform that will harmoniously combine modern functionality and ease of use is increasing. Creating electronic platforms using the latest technical developments allows you to organize high-quality online education. This article provides an overview of the platforms, namely: "Moodle", "iSpring Learn" and "Google Calssroom". These services have a large target audience and high demand in the field of online education. They can be used for both full-time and part-time training, storing course information, tests, and lectures, as well as monitoring training progress and maintaining reports. We considered the advantages and disadvantages of each service. We compare the platforms by a number of characteristics, namely: usability, mobility of the system (deployment system without the involvement of specialists), the presence of the built-in editor of the course, the availability of video conferencing, the availability of core functionality, additional functionality, support of various kinds of file extensions, the flexibility of the system, the availability of mobile applications, costs when using the platform. These aspects are the main ones when choosing a platform, as they are key when using online learning services

Key words: information storage, learning process management, platform for organizing quality education online

References

1. Polat E.S., Moiseeva M.I., Petrov А.Е. "Distance learning pedagogical technologies" ("Pedagogicheskie tekhnologii dis-tantsionnogo obucheniya"), study guide, Moscow, Akademiya, 2006.

2. "Moodle e-learning system: overview of features and functionality", available at: https://lmslist.ru/free-sdo/obzor-moodle

3. Meretskov О.У "Application of ICT in a university" ("Primenenie IKT v VUZe"), LitRes, Samizdat, 2019, 60 p.

4. "iSpring Learn - distance learning system overview: opportunities and business challenges", available at: https://lmslist.ru/sdo/obzor-ispring-online/

5. "Google Classroom: functionality and short instructions for creating an online course", available at: https://www.eduneo.ru/google-classroom/

6. Zyryanova E.V., Mashchenko M.V "E-learning platforms", available at: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/4670.pdf.

Submitted 29.10.2020; revised 18.12.2020 Information about the authors

Sergey A. Kovalenko, Graduate student, Voronezh State Technical University (84 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh 394006, Russia), e-mail: sergpc@yandex.ru

Aleksandr V Barabanov, Cand. Sc. (Technical), Associate Professor, Voronezh State Technical University (84 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh 394006, Russia), e-mail: bav33@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nataliya I. Grebennikova, Cand. Sc. (Technical), Associate Professor, Voronezh State Technical University (84 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh 394006, Russia), e-mail: g-naty@yandex.ru

Vladislav A. Malinovkin, MA, Voronezh State Technical University (84 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh 394006, Russia), e-mail: malinovkin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.