УДК 53:37.016
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ ВУЗА
МАМЕДОВ ИСРАИЛ МУСА ОГЛЫ
доктор философии по физике, АГПУ, Баку, Азербайджан
Аннотация. Для современного образования характерно противоречие между увеличением объема знаний, необходимых для подготовки специалиста и ограниченными возможностями усвоения обучающимися. Рассматриваются различные подходы к организации обучения, в том числе, подходы с использованием различных информационных технологий. Выстраивается новое направление в науке - педагогическая информатика. Понятие компьютеризации обучения используется в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широкое многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе.
Ключевые слова: компьютерное обучение, информационные технологии, педагогическая информатика, учебный процесс, методическая подструктура.
Структуру педагогической системы образуют две взаимосвязанные между собой группы: группа элементов, формулирующих педагогическую задачу (учащиеся, цели образования, содержание образования) и группа элементов, образующих педагогическую технологию (процессы обучения, организация обучения, учителя, средства обучения), гарантированно решающую эту задачу. Варианты педагогических систем (ПС): ПС традиционного обучения, ПС псевдокомпьютерного обучения, ПС с участием компьютера, компьютеризированное обучение. Каждая система характеризуется различной степенью внедрения информационных технологий.
Подчеркнем эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
- на этапе предъявления учебной информации обучающимся: использование мультимедийного оборудования на лекциях и лабораторных занятиях в целях демонстрации;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером: использование компьютера для постановки задачи, предоставления блока заданий для решения, в том числе демонстрации путей решения;
- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений): использование локальной сети для предъявления блока самостоятельной работы и ее результатов;
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения: получение задания и дополнительной информации, использование тестирующих оболочек Exam и АСТ для текущего и промежуточного контроля и самоконтроля с сохранением и последующим анализом результатов, обратная связь с преподавателем;
- на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов.
Представляется целесообразным рассматривать функциональные возможности компьютера с учетом взаимодействия всех участников компьютеризированного учебного процесса: компьютера, обучающих (преподаватель, методист), обучаемых (студентов, школьников).
По отношению к обучаемому, компьютер выполняет несколько функций, выступая в качестве: обучающего (преподавателя и репетитора), обучаемого (модель взаимодействия), эксперта достижений, партнера в конкретном виде деятельности, партнера по коммуникации, инструмента, оказывающего информационную и техническую поддержку, инструментального средства, обеспечивающего процесс общения между партнерами по коммуникации, технического средства организации дистанционного обучения.
Для преподавателя компьютер является: инструментом деятельности, оказывающего информационную, техническую и профессиональную поддержку; устройством, замещающим
преподавателя в учебном процессе путем имитации отдельных его функций (тестирование, возможность организации коллективной работы, предоставления блока учебной информации, блока заданий из банка заданий, дистанционная форма обучения).
Следовательно, функции компьютера в процессе обучения целесообразно рассматривать в двух аспектах: компьютер как инструмент деятельности участников учебного процесса (преподавателя и студента) и компьютер в качестве средства реализации отдельных функций участников учебного процесса.
Обоснование применения информационных технологий в обучении, опирается на внутренние закономерности обучения: связи между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения.
Дидактическая структура занятия с использованием компьютера. Урок состоит из нескольких частей, которые связаны между собой и в проходят в определенной последовательности. Считается, что структура занятия должна быть трехуровневой: дидактический уровень (актуализация прежних знаний и опыта, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного), деятельность обучаемого (воспроизведение прежних знаний в новых условиях, восприятие новых понятий, осознание, осмысление, применение), методическая (деятельность преподавателя).
Методическая подструктура: преподаватель осуществляет общее управление процессом обучения, компьютер в связке «человек-машина» не заменяет преподавателя, а выступает как средство обучения, выполняющее некоторые функции преподавателя: опрос (тестирование), иллюстрация процесса, опыта, интерактивная демонстрация решения задачи, предоставление банка задач и т.д.
При интеграции компьютера в процесс обучения сохраняется и усиливается реализация основных дидактических принципов: научности (оптимизация процесса отбора учебного материала, улучшение способов презентации и организации учебного материала), повышение эффективности управления процессом усвоения знаний за счет использования возможностей компьютера по регистрации параметров обучения, сознательности (ориентация процесса человек-машина на возрастные особенности пользователей, их уровень владения учебными навыками), активности (интерактивности), систематичности и последовательности, прочности усвоения (наличие постоянной обратной связи, расширение возможностей на самостоятельную работу по ликвидации пробелов), учета индивидуальных особенностей (адаптация к конкретному пользователю, тестирование исходного уровня и определение степени сложности, выбор индивидуального темпа работы, набор средств поддержки), наглядности (форма представления материала - все виды вербальной и невербальной наглядности).
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
И.М.Мамедов.А.Г.Рзаева.Применения современных информационных технологии на уроках физики//» XIV Глобальные науки и инновации 2021:Центральная Азия».Международный научно-практический журнал №3(14),22-27 октября 2021.II том.Нур-Султан(Астана),Казахстан.ст.84-86.
И.М.Мамедов.Использование проблемных ситуации на уроках физики для развития деятельностно-творческой компетенции учащихся//Научно-издательский
центр»ВЕСТНИК НАУКИ»Научный журнал.Инновационные научные
исследования:сетовой журнал-2021.№4- 2(6) апрель 2021.г.УФА.ст:95-103. Мамедов.И.М.Применение комьпютерных моделей в процессе обучения.//Научно-издательский центр»ВЕСТНИК НАУКИ».Научный журнал.Инновационные научные исследования:сетовой журнал-2022 №4-2(18) г.УФА.ст:96-99.
Мамедов.И.М.Практическая реализация методики использования компьютерных технологии при изучения физики//ELS/Межд.науч.-практич.журнал.20
яанварья.2023.Алматы,Казахстан.ст:58-60.
Мамедов.И.М.Эффективность компьютерных моделей на уроках
физики.//ELS/Межд.науч.-практич.журнал №2.7-15 июня 2024;Алматы,Казахстан 27-28 И,М,Мамедов,Сравнительная хазактеристика традиционного и инновационного методов обучения//ELS/Международный научно-практический журнал.№2; 5 февралья 2024. .Алматы,Казахстан.ст: 115-117.
Мамедов.И.М.Роль информационных технологий в организации проектой творческой деятельности.// Межд. научно- практич. журнал» IN THE WORLD OF SCIENCE EDUCATION» 20 августа 2024/ELS/Астана,Казахстан.ст:32-34.