Научная статья на тему 'Специфика реализации базовых принципов лингводидактики при использовании интерактивных средств обучения'

Специфика реализации базовых принципов лингводидактики при использовании интерактивных средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES / ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА / TRAINING TOOLS / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / DIDACTIC PRINCIPLES / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTIVE INTERACTION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE BOARD / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Нина Михайловна

Статья посвящена дидактическим возможностям использования интерактивных средств обучения при обучении иностранному языку. Проанализированы понятия компьютерных технологий, приведены основные принципы классификации компьютерных обучающих средств, рассмотрены функции работы педагога в компьютерной технологии. Автором изложены те дидактические принципы, которые являются наиболее характерными для процесса преподавания иностранных языков и имеют специфические способы реализации и особые функции при компьютерной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE REALIZATION OF THE BASIC PRINCIPLES OF LINGUADIDACTATICS AT THE USE OF INTERACTIVE MEANS OF TRAINING

The article is devoted to didactic opportunities of using interactive tutorials when teaching a foreign language. Concepts of computer technologies are analysed, the basic principles of classification of computer training tools are given, functions of the teacher's activity in computer technology are considered. The author stated those didactic principles, which are the most characteristic to the process of teaching foreign languages and have specific ways of realization and special functions at computer form of education.

Текст научной работы на тему «Специфика реализации базовых принципов лингводидактики при использовании интерактивных средств обучения»

7. Прозорова Г. Р. Использование приема "пазл" технологии критического мышления в дисциплинах математического цикла. Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Департамент образования и молодёжной политики ХМАО-Югры, Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Издательство: Сургутский государственный педагогический университет (Сургут) 2016. - С. 62-67.

8. Словари и энциклопедии на Академике [электронный ресурс] / 2000. - Режим доступа:http://translate.academic.ru/puzzle/en/ru/

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ЛИНГВОДИДАКТИКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Новикова Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Новороссийский филиал Краснодарского Университета МВД России 353911, Россия, г. Новороссийск, ул. Сухумийское шоссе, 12 км.

Аннотация: Статья посвящена дидактическим возможностям использования интерактивных средств обучения при обучении иностранному языку. Проанализированы понятия компьютерных технологий, приведены основные принципы классификации компьютерных обучающих средств, рассмотрены функции работы педагога в компьютерной технологии. Автором изложены те дидактические принципы, которые являются наиболее характерными для процесса преподавания иностранных языков и имеют специфические способы реализации и особые функции при компьютерной форме обучения.

Abstract: The article is devoted to didactic opportunities of using interactive tutorials when teaching a foreign language. Concepts of computer technologies are analysed, the basic principles of classification of computer training tools are given, functions of the teacher's activity in computer technology are considered. The author stated those didactic principles, which are the most characteristic to the process of teaching foreign languages and have specific ways of realization and special functions at computer form of education.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии, обучающие средства, дидактические принципы, интерактивное взаимодействие, интерактивная доска, принцип индивидуализации.

Keywords: information technologies, computer technologies, training tools, didactic principles, interactive interaction, interactive board, principle of individualization.

Компьютерные технологии в наше время используются во всех сферах жизнедеятельности человека, будь то работа, отдых или учеба. Их можно применять в процессе объяснения новой темы, при проверке знаний, для закрепления умений и во многом другом. Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

В своем исследовании проанализируем понятие "компьютерные технологии". Г.К. Селевко предлагал такое определение: "Компьютерные технологии - все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино)" [6,181]. П.И. Пи-дкасистый рассматривал это понятие в двух - узком и широком - смыслах. В узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком - многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе. [7,400]. У Ю.С. Осипова более глубокое определение. Он считает, что информационные технологии - это совокупность методов, программно-технических и технологических средств, обеспечивающих сбор, накопление, обработку информации [1,186].

Анализ работ позволил обнаружить общие точки зрения на понятие у всех авторов. В нашем исследовании мы возьмем за основу понятие "информационные технологии", предложенное Ю.С. Осиповым.

Существуют различные принципы классификации компьютерных обучающих средств. Они делятся на:

- универсальные средства, которые могут быть использованы для обучения различным видам речевой деятельности;

- специализированные средства, которые служат для формирования конкретных умений и навыков в определенном виде речевой деятельности;

- вспомогательные средства, которые предназначены для оказания поддержки обучаемым и обучающим в процессе обучения.

По виду учебной деятельности универсальные и специализированные компьютерные обучающие средства подразделяют на обучающие, контролирующие, тренировочные и комбинированные.

Обучающие средства обычно предлагают определенный теоретический материал, тренировочные упражнения, средства поддержки обучения в виде подсказок, ключей и правильных ответов.

Контролирующие компьютерные средства содержат серию упражнений тестового характера, а также средства учета количества ошибок, регистрации времени выполнения предлагаемых заданий и возможность осуществления итоговой оценки.

Тренировочные средства - это компьютерные средства, используемые для самостоятельной работы обучаемых.

Комбинированные компьютерные обучающие средства - это обучающие или тренировочные средства, включающие возможность осуществления компьютерного контроля. [2,94]

Вспомогательные компьютерные обучающие средства включают в себя различные справочники, энциклопедии, словари, находящиеся как на электронных носителях информации (CD, DVD), так и в сети Интернет.

С учетом целей и задач обучения иностранным языкам в вузе среди специализированных компьютерных обучающих средств Зубов А.В. выделяет средства для обучения: фонетике; грамматике; лексике; чтению. [2, 155]

Таким образом, компьютерные обучающие технологии имеют свои разновидности: компьютерный учебный курс, компьютерная обучающая система, компьютерный учебник, обучающие средства, контролирующие компьютерные средства, тренировочные средства, комбинированные компьютерные обучающие средства, вспомогательные компьютерные обучающие средства. Это позволяет реализовывать задачи различного типа уроков и достигать целей обучения.

При постоянной работе с информационными технологиями и различными их видами реализуются дидактические возможности в обучении иностранному языку. Технология электронного представления информации и, что особенно важно, организация поиска и доступа к этой информации позволяет само по себе эффективно решать некоторые частные дидактические задачи при обучении иностранным языкам. Чтобы выучить иностранный язык, нужно владеть огромным количеством информации, что актуально и при изучении родного языка. Однако родной язык мы изучаем продолжительное время, тогда как изучающие иностранный язык должны искать пути, чтобы в сжатые сроки получить и усвоить как можно больше. Изучающим иностранный язык нужны по возможности большие накопители информации дидактического и справочного характера, которые были бы всегда под рукой. Обычно роль таких накопителей играют различные учебные пособия на печатной основе. Но они не всегда под рукой, и поиск информации в них требует много времени, бывает, утомителен и непродуктивен. Часто можно просто не найти ответ на интересующий вопрос.

Практически неограниченные возможности электронных накопителей информации, простые и эффективные технологии ее организации и поиска позволяют аккумулировать огромные объемы лексической, грамматической, орфографической и даже аудиоинформации по изучаемому языку и решать указанные проблемы в полном объеме.

Федорова Л.М. утверждает, что при постоянной и систематической работе с компьютерными программами реализуются следующие концептуальные дидактические возможности:

возможность систематической работы с учебной информацией; предоставление надежной обратной связи и возможности оперативного управления процессом обучения;

возможности интенсивной коммуникации с компьютером.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В 1 и 2 вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. [8, 298].

Селевко Г.К. раскрывает возможности компьютерных технологий, сообщая что компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для обучаемого он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Селевко Г.К. говорит, что работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

- организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);

- организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.;

- индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный "человеческий" контакт с учеником. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы;

- подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного курса. [6, 242]

Федорова Л.М. отмечает, что при компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и общие, отражаемые в дидактических принципах. Ниже изложены те дидактические принципы, которые являются наиболее характерными для процесса преподавания иностранных языков и имеют специфические способы реализации и особые функции при компьютерной форме обучения. К ним относятся принципы: научности, сознательности, доступности (по-сильности), активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, индивидуализации и наглядности.

Принцип научности реализуется при компьютерном обучении в нескольких аспектах:

- в оптимизации процесса отбора учебного материала на основе применения преподавателями систем автоматизированного анализа текстов;

- в улучшении способов презентации и организации учебного материала с учетом закономерностей интеллектуальной деятельности человека;

- в повышении эффективности управления процессом усвоения знаний за счет использования возможностей компьютера по регистрации параметров обучения.

Принцип сознательности в условиях компьютеризированного учебного процесса обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели, а также предоставление обучаемому широкого спектра средств "поддержки" обучения, использование которых способствует повышению осознанности в действиях обучаемых и улучшению качества усвоения материала. Преимущество компьютера в том, что он предоставляет новую информацию по запросу учащегося именно в тот момент, когда обучаемый осознает ее необходимость. Поскольку такая информация вычленяется в качестве промежуточной цели в действиях учащегося, ее усвоение происходит сознательно и характеризуется наиболее высокими показателями.

Принцип доступности при компьютерном обучении реализуется благодаря ориентации процесса взаимодействия "человек - машина" на возрастные особенности пользователей, на их уровень владения иностранным языком и их навыки работы с компьютером. Можно также говорить о том, что уровень доступности в процессе усвоения учебного материала даже повышается за счет широких возможностей компьютера по предоставлению учащимися вспомогательной справочной информации и индивидуальной информационной поддержки.

Доступность информации обеспечивается дополнительной ее структуризацией. Одним из основных принципов организации информации, обеспечивающих обучаемому выбор содержания в процессе прохождения по информационной структуре в нужную точку выбора, является иерархическая классификация с родовым соотнесением понятий: на экране ЭВМ обучаемы "раскрывает" родовые понятия, углубляясь в нужном направлении.

Доступность информации обеспечивается также выбором стиля изложения, простотой и прозрачностью используемых преподавателями понятий. Правильный выбор преподавателем терминов, в которых он начинает представлять на ЭВМ содержание изучаемого материала, позволяет обучаемому принимать первичные стратегические решения.

Принцип активности обучаемого априори заложен в процессе компьютерного обучения, поскольку инициатором работы за компьютером всегда является пользователь. В условиях компьютеризированного учебного процесса принцип активности обучаемого трансформируется в специфической для компьютерной формы обучения принцип интерактивности.

Взаимодействие учащегося с компьютером должно быть интерактивным, т.е. обоюдно активным. Интерактивность проявляется в возможности участия в работе учащегося и компьютера в качестве равных партнеров при решении задач обучения и означает сознательную активность обучаемого, подкрепленную управляющей деятельностью компьютера. Интерак-

тивное взаимодействие играет особую роль при обучении иностранным языкам, потому что активные формы взаимодействия вызывают значительно более высокую заинтересованность со стороны обучаемых, чем пассивные; постоянное стимулирование активности обучаемых позволяет значительно повысить объем речевой практики. Именно поэтому интерактивность рассматривают как показатель дидактической эффективности компьютерной обучающей системы и выделяют в качестве требования к компьютерным обучающим программам.

Принцип систематичности и последовательности воплощается посредством управления учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи порций системно организованного учебного материала, подлежащего усвоении.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в условиях компьютеризированного учебного процесса приобретает практически гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях.

Особенно эффективно реализуется принцип наглядности в условиях компьютеризированного учебного процесса. При компьютерной форме обучения расширяются дидактические функции наглядности, поскольку кроме традиционных функций семантизации, презентации и систематизации языкового материала, создания коммуникативных ситуаций и психологической атмосферы компьютер позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования:

- статических визуальных средств (тексты, фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы);

- динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка);

- аудитивных средств (музыкальное, шумовое и текстовое сопровождение);

- их сочетаний (озвучивание предъявляемого на дисплее текста, видеофильм).

Все эти функции может выполнить интерактивная доска.

Интерактивная доска - высокотехнологичное устройство, обеспечивающее активное взаимодействие учащегося с учебным материалом. Но для реализации этого активного взаимодействия учебный материал должен быть специальным образом подготовлен. Программное обеспечение к интерактивным доскам ориентировано на учительское творчество. Например, редактор "Notebook" к интерактивной доске модели "Smart" оказался настолько эффективным, что учителя используют его в разработке интерактивных учебных заданий для использования классов, оснащенных компьютерами, но без интерактивной доски.

Интерактивная доска, еще несколько лет назад воспринимаемая как "волшебное" и редкое для учебных заведений явление, в настоящее время

прочно завоевала лидирующие позиции в ряду обучающих электронных устройств. Если сравнивать интерактивную доску с персональным компьютером, с монитора которого также может осуществляется демонстрация цифровых материалов на экран, то "умная доска" может создавать условия для коллективной работы. Многие авторы отмечают особый принцип наглядности, реализуемый интерактивной доской, "как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся" [3,15]

Рассмотрим принцип индивидуализации, который в компьютеризированном учебном процессе по иностранным языкам обеспечивается следующими факторами:

- индивидуальным способом управления учебной деятельностью (применение различных по степени сложности версий компьютерных программ на базе тестирования исходного уровня знаний обучаемых с возможностью перехода к более простым вариантам работы с программой в зависимости от успешности результатов);

- возможностью выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия обучаемого с компьютером);

- возможностью иметь доступ к учебной среде со своего рабочего места в любое удобное для себя время;

- предоставлением индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей);

- адаптацией формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным пользователем;

- возможностью обучаемому тренироваться до получения результата, что достигается за счет наличия большого числа упражнений и передачи средств контроля обучаемому.

Дидактики не случайно выдвигают принцип индивидуализации. Считают принцип индивидуального подхода необходимым и методисты. Г.В. Рогова пишет: "Одна из важнейших проблем технологии обучения - это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время" [5,37]. Коммуникативное обучение предполагает, прежде всего, так называемую личностную индивидуализацию. "Игнорируя личностную индивидуализацию, - пишет В.П. Кузовлев, -мы не используем богатейшие внутренние резервы личности". [4,47]

Организация обучения иностранному языку с использованием ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разно уровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т. ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у обучаемых творческую активность.

Как сказано выше, индивидуализация процесса обучения осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств и технологий.

Информационные технологии в последнее десятилетие прочно внедрились в процесс образования. И хотя они требуют обработки и подготовки к каждой аудитории, они значительно облегчают профессиональную деятельность педагога. Информационные технологии помогают реализо-вывать все дидактические принципы, в том числе и принцип индивидуализации.

Список литературы

1. Большая Российская энциклопедия / Гл. редактор Осипов Ю.С. -М.: 2008 541 с.

2. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: Учебное пособие / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - М.: Академия, 2009. - 144с.

3. Корчажкина О.М. Специфика применения интерактивной доски / Н.П. Каменская // Иностранные языки в школе. - 2012. - №6. - с.15-17

4. Кузовлев В.П. Английской язык: Кн. Для учителя к учеб. Для 5 кл/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.И. Перегудов. - М.: Просвещение. 2000. - 127 с.

5. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях.З-е издание, М.: Просвещение, 2000. - 205с.

6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии.: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

7. Словарь - справочник по педагогике / Авт-Сост.В.А. Мижеринов; ред.П.И. Пидкасистов. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.

8. Федорова Л.М. Реализация основных дидактических принципов обучения иностранным языкам при использовании компьютера в учебном процессе. Современные теории и методы обучения иностранному языку. -М.: Экзамен, 2006. - 381с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.