Научная статья на тему 'Компьютерная лингводидактика о дидактических принципах в компьютерной форме обучения иностранным языкам'

Компьютерная лингводидактика о дидактических принципах в компьютерной форме обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1524
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепкова С. П.

Опираясь на опыт работы по составлению и использованию в процессе обучения компьютерных обучающих программ для специальностей «Технология рыбы и рыбных продуктов» и «Водные биоресурсы и аквакультура», автор анализирует разнообразные дидактические принципы, наиболее характерные для процесса преподавания иностранных языков при компьютерной форме обучения, рассматривает специфические способы их реализации и подчеркивает адаптивность компьютерных средств обучения к нуждам конкретного обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная лингводидактика о дидактических принципах в компьютерной форме обучения иностранным языкам»

УДК 42 + 681.3

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА О ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С.П. Чепкова, Дальрыбвтуз, Владивосток

Опираясь на опыт работы по составлению и использованию в процессе обучения компьютерных обучающих программ для специальностей «Технология рыбы и рыбных продуктов» и «Водные биоресурсы и аквакультура», автор анализирует разнообразные дидактические принципы, наиболее характерные для процесса преподавания иностранных языков при компьютерной форме обучения, рассматривает специфические способы их реализации и подчеркивает адаптивность компьютерных средств обучения к нуждам конкретного обучаемого.

Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки становятся неэффективными. Значительный объем и разнообразие информационного потока в современной жизни, необходимость овладения современными методами изучения иностранного языка и внедрение технических средств обработки информации обуславливают интерес к возможности применения персональных компьютеров в обучении иностранным языкам. Теоретическими вопросами внедрения персональных компьютеров в учебный процесс занимается новая отрасль науки - компьютерная лингводидактика - самостоятельное направление дидактики и методики обучения языкам.

В настоящее время можно отметить наличие двух основных подходов, сложившихся в компьютерной лингводидактике: алгоритмического и когнетивно-интеллектуального. Независимо от вида используемой программы в компьютерной форме обучения

сохраняются основные закономерности учебного процесса и дидактические принципы, наиболее характерные для процесса преподавания иностранных языков. К ним относятся: принцип

научности (улучшение способов презентации и организации учебного материала с учетом закономерностей интеллектуальной деятельности человека); принцип сознательности (в условиях

компьютеризированного учебного процесса обучаемый обеспечивается возможностью сознательного выбора стратегии достижения учебной цели; принцип доступности (широкий доступ к вспомогательной

справочной информации); принцип наглядности (компьютер позволяет

сочетать все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования статических визуальных и аудитивных средств). Наиболее полно при компьютерной форме обучения реализуется принцип учета индивидуальных особенностей (возможность выбора индивидуального темпа, уровня сложности или последовательности выполняемых упражнений).

Однако в опыте внедрения в систему образования новых технологий существует одна удручающая закономерность, суть которой в том, что оптимистичные, многообещающие прогнозы на начальном этапе, в последующем, как правило, оказываются несостоятельными на практике. Одной из причин такого разочарования является изначально завышенная оценка дидактических возможностей самих технических средств. Это приводит к попытке решать с их помощью неадекватные по сложности педагогические задачи и в результате - отторжение внедряемых технических средств практикой обучения. Чтобы этого избежать, разработка методических основ обучения должна основываться на глубоком анализе их дидактических возможностей, учитывающем методическую специфику предмета обучения.

Технология электронного представления информации и организация поиска и доступа к ней позволяют сами по себе эффективно решать некоторые частные дидактические задачи при обучении иностранным языкам.

Чтобы выучить иностранный язык, нужно владеть достаточно большим количеством информации, что актуально и при изучении родного языка. Но родной язык мы изучаем длительное время, а изучающие иностранный язык должны искать способы получения и усвоения как можно большего объема материала в сжатые сроки. Изучающим иностранный язык нужны большие накопители дидактического и справочного характера, которыми бы можно было легко и удобно пользоваться и которые были бы всегда под рукой. Обычно роль таких накопителей играют различные учебные пособия на печатной основе. Но они не всегда под рукой, а поиск информации в них требует много времени и непродуктивен.

Практически неограниченные возможности электронных накопителей информации, простые и эффективные технологии ее организации и поиска позволяют аккумулировать огромные объемы лексической, грамматической, орфографической и даже аудиоинформации по изучаемому языку и решать возникающие проблемы в полном объеме.

При постоянной и систематической работе с компьютерными программами реализуются следующие концептуальные дидактические возможности:

- возможность систематической работы с учебной информацией;

- предоставление надежной обратной связи и возможности оперативного управления процессом обучения;

- возможности интенсивной коммуникации с компьютером.

При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и общие, отражаемые в дидактических принципах. К дидактическим принципам, характерным для процесса преподавания иностранных языков и имеющим специфические способы реализации и особые функции при компьютерной форме обучения, относятся уже частично упомянутые выше следующие принципы: научности, сознательности, доступности, активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, индивидуализации, наглядности.

Принцип научности реализуется в нескольких аспектах:

- в оптимизации процесса отбора учебного материала на основе применения преподавателем систем автоматизированного анализа текстов;

- в улучшении способов презентации и организации учебного материала с учетом закономерностей интеллектуальной деятельности человека;

- в повышении эффективности управления процессом усвоения знаний за счет использования возможностей компьютера по регистрации параметров обучения.

Важное достоинство компьютера как инструмента деятельности преподавателя заключается в том, что компьютер дает возможность подвергнуть анализу деятельность обучаемого, происходящую во внутреннем плане, построить на этой основе индивидуальную систему гибкого управления обучением для каждого учащегося,

Принцип сознательности обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемым собственного пути достижения учебной цели и предоставлением обучаемому широкого спектра средств «поддержки» обучения, использование которых способствует повышению осознанности в действиях обучаемых и улучшению качества усвоения материала. Преимущество компьютера в том, что он предоставляет информацию по запросу учащегося именно в момент осознания обучаемым ее необходимости. Усвоение такой информации идет сознательно и характеризуется наиболее высокими показателями, поскольку она выделяется в качестве промежуточной цели в действиях учащегося.

Принцип доступности при компьютерном обучении осуществляется благодаря ориентации процесса взаимодействия «человек - машина» на возрастные особенности пользователей, на их уровень владения иностранным языком и навыки работы с компьютером. Уровень доступности в процессе усвоения учебного материала даже повышается за счет широких возможностей компьютера по предоставлению учащимся вспомогательной справочной информации и индивидуальной информационной поддержки.

Доступность информации обеспечивается дополнительной ее структуризацией. Одним из основных принципов организации информации, обеспечивающим обучаемому выбор содержания в

процессе прохождения по информационной структуре в нужную точку выбора, является иерархическая классификация с родовым соотнесением понятий: на экране ЭВМ обучаемый «раскрывает» родовые понятия, углубляясь в нужном направлении.

Доступность информации обеспечивается также выбором стиля изложения, простотой и прозрачностью используемых преподавателем понятий. Правильный выбор преподавателем терминов, в которых он начинает представлять на ЭВМ содержание изучаемого материала, позволяет обучаемому принимать первичные стратегические решения.

Принцип активности априори заложен в процессе компьютерного обучения, поскольку инициатором работы за компьютером всегда является сам обучаемый. Принцип активности обучаемого здесь трансформируется в специфический для компьютерной формы обучения принцип интерактивности.

Взаимодействие учащегося с компьютером должно быть обоюдно активным, то есть интерактивным. Интерактивность проявляется в возможности участия в работе учащегося и компьютера в качестве равных партнеров при решении задач обучения и означает сознательную активность учащегося, подкрепленную управляющей деятельностью компьютера. Интерактивное обучение играет особую роль при обучении иностранным языкам, потому что активные формы взаимодействия вызывают значительно более высокую заинтересованность со стороны обучаемых, чем пассивные. Постоянное стимулирование активности обучаемых позволяет значительно повысить объем речевой практики. Именно поэтому интерактивность рассматривают как показатель дидактической эффективности компьютерной обучающей системы и выделяют в качестве требования к компьютерным обучающим программам.

Принцип систематичности и последовательности воплощается путем управления учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи частей системно организованного учебного материала, подлежащего усвоению.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков приобретает практически гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы для ликвидации проблем в знаниях.

Индивидуализация обучения иностранному языку состоит в создании оптимальных режимов работы и предоставлении своего рода помощи каждому студенту.

Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся наиболее полно может быть реализован именно при компьютерной форме обучения. Индивидуализация процесса обучения осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя. Появляется возможность не только

учитывать возрастные особенности и уровень подготовки групп учащихся, но и индивидуальные психологические характеристики каждого обучаемого.

Принцип индивидуальности при компьютерном процессе обучения иностранным языкам обеспечивается следующими факторами:

- индивидуальным способом управления учебной деятельностью (применение различных по степени сложности версий компьютерных программ на базе тестирования исходного уровня знаний обучаемых с возможностью перехода более сложным или более простым вариантом работы с программой в зависимости от успешности результатов;

- возможностью выбора индивидуального темпа работы (варьирования скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия обучаемого с компьютером);

- возможностью иметь доступ к учебной среде со своего рабочего места в любое удобное для себя время;

- предоставлением индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей);

- адаптацией формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным обучающимся;

- возможностью обучаемому тренироваться до получения результата, что достигается за счет наличия большого числа упражнений и передачи средств контроля учащемуся.

Специфической формой проявления индивидуального подхода в условиях компьютерного обучения является адаптивность компьютерных средств обучения к нуждам конкретного обучаемого, которая реализуется в возможности приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации. Компьютерная обучающая программа является адаптивной, если она обеспечивает возможность варьировать способы изложения учебного материала в зависимости от изменения внешних или внутренних условий обучения. На уровне программного обеспечения адаптивность компьютерных средств обучения трактуется как гибкость и характеризуется количеством процессов, которые может выполнять пользователь при помощи компьютера, а также возможностью учета разнообразных потребностей и различий в квалификации пользователей.

На уровне лингвометодического обеспечения адаптивность достигается путем входного тестирования и постоянного учета результатов учебной деятельности учащихся, предоставлением выбора темпа предъявления материала и режима работы, варьированием продолжительности этапа обучения и обеспечением возможности запроса вспомогательной информации.

По отношению к пользователю-преподавателю принцип адаптивности реализуется путем предоставления возможности

адаптации учебных материалов в зависимости от задач обучения и контингента учащихся посредством модификации баз данных в компьютерных обучающих программах открытого типа и создания новых компьютерных средств обучения с помощью генеративных программ.

Различают два вида адаптации: микроадаптацию (коррекция последующего задания в зависимости от результатов выполнения предыдущего) и макроадаптацию (выбор формы обучения и пути усвоения материала на основе выяснения способностей и индивидуальных особенностей обучаемого с учетом специфики содержания учебного материала).

По степени адаптивности компьютерные обучающие программы делятся на следующие группы:

- минимально адаптивные, рассчитанные на самого слабого обучаемого;

- частично адаптивные, в которых каждое последующее задание определяется предшествующим ответом обучаемого;

- адаптивные, учитывающие индивидуальные возможности учащихся на базе обобщения результатов обучения за определенный период либо оказывающие необходимую помощь с целью гибкого управления учебно-познавательной деятельностью.

Принцип наглядности в условиях компьютеризированного учебного процесса реализуется в форме представления материала, построенной на символических системах формы, цвета и текста. При компьютерной форме обучения расширяются дидактические функции наглядности, так как кроме традиционных функций семантизации, презентации и систематизации языкового материала, создания коммуникативных ситуаций и психологической атмосферы компьютер позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования:

- статистических визуальных средств (тексты, фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы);

- динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка);

- аудитивных средств (музыкальное, шумовое и текстовое сопровождение);

- их сочетаний (озвучивание предъявляемого на дисплее текста, видеофильм).

Особого внимания с точки зрения изучения иностранного языка заслуживает Интернет, во-первых, потому что в его основе лежит общение; во-вторых, он может обеспечить связь непосредственно с носителями изучаемого языка.

Преимущества Интернета перед традиционным обучением:

Традиционное обучение

1. Линейный текст (только текст, нет других источников).

2. Нередкое отсутствие мотивации и заинтересованности.

3. Ограниченное количество информации, ограниченный выбор, часто устаревшие сведения.

4. Контроль преподавателя.

5. Общение с преподавателем.

6. Процесс обучения ограничивается рамками урока и домашнего задания.

Обучение с привлечением Интернета

1. Мультимедийный гипертекст (видео-, аудио- возможности, связь с большим количеством различных источников).

2. Высокая мотивация и заинтересованность.

3. Неограниченное количество свежей информации, огромный выбор.

4. Самоконтроль и контроль преподавателя.

б. Возможность общения (синхронного/асинхронного) с носителем языка, знакомство с культурой страны и региона.

б. Значительное увеличение процесса обучения при наличии свободного доступа в Интернет.

В настоящее время постоянно растет число людей, особенно среди молодежи, студентов и специалистов, которые предпочитают ЭВМ как средство самостоятельного доступа к любой информации и самостоятельного изучения различных дисциплин, в том числе и иностранного языка.

Используя в учебном процессе свои компьютерные обучающие программы для студентов специальностей «Технология рыбы и рыбных продуктов» и «Водные биоресурсы и аквакультура», автор на практике убедился в том, что все основные закономерности учебного процесса, в том числе и общие, отражаемые в дидактических принципах, обеспечивают своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимся и преподавателем при компьютерной форме обучения. Поэтому использование современного потенциала высоких технологий в процессе обучения студентов Дальрыбвтуза английскому языку актуально и оправдано и должно активно внедряться в учебный процесс.

Библиографический список

1. Higgins J., Johns T. Cjmputers in Languageb Learninge. Wesley: Collins ELN, 1985.

2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: В вопросах и ответах. СПб., 2001. С. 65; 85; 179.

3. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск: ТетраСистемс, 2004. С. 36.

4. Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М.: Издат. корпорация «Логос», 1998.

5. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. № 5. С. 6-11. № 6. С. 18-24.

6. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. М.: Изд-во «Экзамен», 2о0б. 381 с.

7. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. С 11-25.

8. Teeler Dede, Gray P. Use the Internet in ELT. Longman, 2000. Р. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.