Научная статья на тему 'ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СССР И РОССИИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ТЕКУЩИЕ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ'

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СССР И РОССИИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ТЕКУЩИЕ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение / военно-промышленный сектор / СССР / Россия / диверсификация / import substitution / military-industrial sector / USSR / Russia / diversification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.И. Алаухова

Негативная геополитическая обстановка и внешнее санкционное давление на Россию стали причинами усиления государственной политики импортозамещения. Несмотря на то, что в последнее время экономика России взяла курс на замещение зарубежных товаров отечественными, не всегда есть возможность производить достойные аналоги импортным товарам. Военно-промышленный комплекс является ведущим звеном в системе жизнеобеспечения вооруженной организации государства и потому импортозамещение в данном секторе является приоритетным направлением государственной политики. В текущих антироссийских санкционных реалиях, внутренний рынок остро нуждается в качественной отечественной продукции. Только внимательно изучив и актуализировав исторический опыт в сфере импортозамещения возможно создание комплексного, всестороннего подхода, необходимого для преодоления тяжелой экономической ситуации в стране, возникшей из-за внешнего санкционного давления. В статье рассматривается исторический опыт импортозамещения в военно-промышленном секторе СССР и в современной Российской Федерации. Выявлены слабые и сильные стороны политики импортозамещения в современной России. Рассмотрен зарубежный опыт замещения импорта и выявлены успешные зарубежные тенденции в этой сфере. Представлены ключевые компоненты успеха в сфере импортозамещения в текущих реалиях современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION IN THE USSR AND RUSSIA IN THE MILITARY-INDUSTRIAL SECTOR: HISTORICAL EXPERIENCE AND CURRENT REALITIES OF OUR TIME

The negative geopolitical situation and external sanctions pressure on Russia have become the reasons for the strengthening of the state policy of import substitution. Despite the fact that recently the Russian economy has taken a course towards replacing foreign goods with domestic ones, it is not always possible to produce worthy analogues of imported goods. The military-industrial complex is the leading link in the life support system of the armed organization of the state, and therefore import substitution in this sector is a priority of state policy. In the current anti-Russian sanctions realities, the domestic market is in dire need of high-quality domestic products. Only by carefully studying and updating the historical experience in the field of import substitution is it possible to create an integrated, comprehensive approach necessary to overcome the difficult economic situation in the country that arose due to external sanctions pressure. The article discusses the historical experience of import substitution in the military-industrial sector of the USSR and in the modern Russian Federation. Weaknesses and strengths of the import substitution policy in modern Russia are revealed. The foreign experience of import substitution is considered and successful foreign trends in this area are identified. The key components of success in the field of import substitution in the current realities of the present are presented.

Текст научной работы на тему «ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СССР И РОССИИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ТЕКУЩИЕ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ»

УДК 338

ОИ. Алаухова,

научный сотрудник Научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций,

Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СССР И РОССИИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ТЕКУЩИЕ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ

OJ. Alaukhova,

researcher at the Science Center on the study of the history and development of world civilizations,

V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: Lissavil@yandex.ru

IMPORT SUBSTITUTION IN THE USSR AND RUSSIA IN THE MILITARY-INDUSTRIAL SECTOR: HISTORICAL EXPERIENCE AND CURRENT REALITIES OF OUR TIME

Аннотация. Негативная геополитическая обстановка и внешнее санкционное давление на Россию стали причинами усиления государственной политики импортозамещения. Несмотря на то, что в последнее время экономика России взяла курс на замещение зарубежных товаров отечественными, не всегда есть возможность производить достойные аналоги импортным товарам. Военно-промышленный комплекс является ведущим звеном в системе жизнеобеспечения вооруженной организации государства и потому импортозамещение в данном секторе является приоритетным направлением государственной политики. В текщих антироссийских санкционных реалиях, внутренний рынок остро нуждается в качественной отечественной продукции. Только внимательно изучив и актуализировав исторический опыт в сфере импортозамещения возможно создание комплексного, всестороннего подхода, необходимого для преодоления тяжелой экономической ситуации в стране, возникшей из-за внешнего санкционного давления.

В статье рассматривается исторический опыт импортозамещения в военно-промышленном секторе СССР и в современной Российской Федерации. Выявлены слабые и сильные стороны политики импортозамещения в современной России. Рассмотрен зарубежный опыт замещения импорта и выявлены успешные зарубежные тенденции в этой сфере. Представлены ключевые компоненты успеха в сфере импортозамещения в текущих реалиях современности.

Ключевые слова: импортозамещение, военно-промышленный сектор, СССР, Россия, диверсификация.

Abstract. The negative geopolitical situation and external sanctions pressure on Russia have become the reasons for the strengthening of the state policy of import substitution. Despite the fact that recently the Russian economy has taken a course towards replacing foreign goods with domestic ones, it is not always possible to produce worthy analogues of imported goods. The military-industrial complex is the leading link in the life support system of the armed organization of the state, and therefore import substitution in this sector is a priority of state policy. In the current anti-Russian sanctions realities, the domestic market is in dire need of high-quality domestic products. Only by carefully studying and updating the historical experience in the field of import substitution is it possible to create an integrated, comprehensive approach necessary to overcome the difficult economic situation in the country that arose due to external sanctions pressure.

The article discusses the historical experience of import substitution in the military-industrial sector of the USSR and in the modern Russian Federation. Weaknesses and strengths of the import substitution policy in modern Russia are revealed. The foreign experience of import substitution is considered and successful foreign trends in this area are identified. The key components of success in the field of import substitution in the current realities of the present are presented.

Key words: import substitution, military-industrial sector, USSR, Russia, diversification.

Разделение труда между различными республиками Советского Союза, организованное со времен Сталина, было при-

звано способствовать экономической взаимозависимости с целью консолидации культурно и этнически разрозненной по-

литической структуры. С распадом СССР и массовой деиндустриализацией 1990-х годов эта взаимозависимость не исчезла полностью. Действительно, военно-промышленный сектор, в основном сосредоточенный в славянских республиках Союза, продолжал связывать бывшие социалистические республики [1].

После введения антироссийских санкций США и странами Запада в 2014 году и беспрецедентному ужесточению и увеличению их в 2022 г, после начала специальной военной операции России на территории Украины, правительство РФ минимизирует влияние санкционного давления на российскую экономику и оборонный сектор. Сейчас, в этот сложный период, стало ясно, что санкции не только являются вредосносным экономическим явлением, но и полезны для России, ведь позволяют ей развивать свою экономику путем замены импортных товаров продуктами местного производства. Чтобы облегчить этот процесс, российское правительство ввело контрсанкции, в основном ударив по продовольственному и сельскохозяйственному сектору Европейского Союза и Соединенных Штатов [2]. В военной области импортозамещение является стратегическим приоритетом для Москвы, которая не желает, чтобы зависимость от группы потенциально враждебных государств препятствовала ее внешней политике.

Исторически сложилось так, что стремление заменить импорт в стратегических областях не является чем-то новым для России. В советское время необходимость создания промышленной и технологической оборонной базы подтолкнула власти к покупке технологий и станков в 1930-х годах у идеологических врагов, таких как фашистская Италия, нацистская Германия или, опять же, Соединенные Штаты. Целью этого военного сотрудничества было копирование иностранных технологий, чтобы «догнать и превзойти» великие индустриальные державы. Хотя в большинстве случаев этот подход оказывался успешным и, в конечном итоге, позволил Советскому Союзу разрабатывать свои собственные технологии и устройства, этот успех не может быть воспроизведен в не-

которых передовых отраслях, таких как электроника.

После распада СССР, в 1990-х годах, многие политические деятели подчеркивали необходимость снижения зависимости российской обороны от отраслей промышленности, которые в настоящее время находятся на территории новых республик, получивших независимость. Однако контроль и влияние, осуществляемые Россией над этими новыми государствами, и в частности над их оборонной промышленностью, считался довольно сильным и не наблюдалось острой необходимости в изменении ситуации. Однако экономический, технологический спад в развитии, последовавший за крахом советской системы, нанесли существенный ущерб научному потенциалу России и подчеркнули общие недостатки ее военно-промышленного сектора. Сегодня, учитывая дипломатический контекст, зависимость от высокотехнологичной продукции, особенно производимой в странах НАТО, является проблемой суверенитета для России.

Спустя шесть лет после введения первых мер по снижению зависимости российской военной промышленности от иностранной продукции результаты трудно оценить с точностью, но глобальные тенденции можно обнаружить. В то время как успехи можно выявить в областях с низкой технологической сложностью, ситуация в ведущих секторах остается неясной. Кроме того, поскольку импортозамещение явно стало вопросом политического доверия, восприятие реальности его реализации в оборонном секторе вдвойне сложно.

1. Импортозамещение в оборонном секторе: стратегический и политический вопрос

Заявления официальных лиц и экспертов о реализации политики импор-тозамещения отличаются из года в год. Например, в 2018 году вице-премьером Дмитрием Рогозиным было подтверждено, что российские военные заказы не были задержаны из-за нехватки иностранных компонентов, последние были заменены аналогичным оборудованием, сделанным в России. Однако недавнее объявление

об отмене серийного производства спутников ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система), необходимых для противоракетной обороны страны, из-за отсутствия российских электронных компонентов демонстрирует более неоднозначную ситуацию.

Учитывая экономическую стагнацию России или финансовые и структурные трудности, с которыми сталкивается ее оборонная промышленность, становится легко понять, что необходимо, прежде всего, расширить возможности своего военного производства, чтобы обеспечить суверенитет РФ в области обороны, и, кроме того, построить стратегию импортозамещения таким образом, чтобы она эффективно ре-ализовывалась и была экономически жизнеспособной.

Запустив широкомасштабную кампанию в средствах массовой информации, российское правительство действительно пыталось доказать своему населению, что санкции на самом деле были возможностью для российской экономики. В результате успех стремления к автономии в военно-промышленном секторе теперь является вопросом политического доверия к правительству, тем более что процесс замещения импортной продукции не знает откровенного успеха [3].

Однако для реализации политики замещения импорта и развития отечественного производства необходимы финансовые ресурсы. Для того чтобы помочь российским производителям создавать продукты, аналогичные импортным, Россия потратила бы 637 миллиардов рублей (9,5 миллиарда долларов), из которых 70 миллиардов напрямую из государственных средств [4].

Однако в условиях сокращения государственных заказов российскому военно-промышленному сектору, импор-тозамещение также является средством поддержания финансово обескровленной отрасли на плаву. Осознавая эту проблему, правительство России продвигает политику импортозамещения и создает благоприятную основу для диверсификации в военно-промышленном секторе. Таким образом, к 2030 году 50% продукции оборонных предприятий должно быть предназначено для гражданского сектора. Дру-

гими словами, цель состоит в том, чтобы побудить производителей создавать товары для гражданского рынка так же, как это делают европейские, американские или китайские конкуренты. Однако целесообразность этого преобразования трудно оценить, поскольку она зависит главным образом от самого характера деятельности каждой отрасли. Диверсификация необходима для выживания российского военно-промышленного комплекса, но исследования и разработки, необходимые для запуска гражданского производства, могут увеличить задолженность компаний реализующих такую. Ввиду структурных проблем российской оборонной промышленности, таких как ее изоляция от гражданского сектора или административное бремя, диверсификация, вероятно, будет затруднена, ближайшие годы прольют больше света на осуществимость этой цели.

Таким образом, хотя политика диверсификации и замещения импорта коренится в стратегическом императиве, теперь это также политическая необходимость для державы. Через шесть лет после запуска программы импортозамещения уже можно измерить степень успеха российской оборонной промышленности в этой области.

2. Неравный успех импортозамещения в военном секторе

Несмотря на то, что в основном сообщается об успехе программы импортозамеще-ния, российские власти, похоже, осознали технологические недостатки, с которыми сталкивается военная промышленность. Таким образом, решение об увеличении инвестиций в исследования и разработки в период 2019-2021 годов принимался путем выделения 2,38 трлн рублей (36 млрд долларов), из которых 40% непосредственно потрачены на военные проекты. Однако общие расходы на исследования в России остаются очень низкими: бюджет на фундаментальные исследования составляет всего 0,15% ВВП в 2018 году (0,18% в 2021 году), что существенно ниже, чем, к примеру, в Польше или Венгрии. В общей сложности в период с 2015 по 2017 год правительством РФ было выделено на ис-

следования только 1,1% своего ВВП, что далеко от США, Китая, Японии или даже среднемирового показателя в 2,2% [5].

Однако в принятом на 2022-2024 годы «военном бюджете» России В абсолютных цифрах расходы на национальную оборону в 2022 году составят 3 510 419,6 млн рублей, в 2023 году — 3 557 223,3 млн рублей и в 2024 году — 3 811 777,5 млн рублей. Основное место в структуре расходов составляет подраздел «Вооруженные Силы Российской Федерации». Открытая его часть предусматривает в 2022 году в сумме 1 067,3 млрд рублей, в 2023 году в сумме 1 110,6 млрд рублей и 1 143,7 млрд рублей в 2024 году. Такой бюджет, по мнению комитета по обороне РФ, такой бюджет является сбалансированным и эффективным [6].

Для усовершенствования существующей стратегии импортозамещения необходимо внимательно следить за успешными зарубежными тенденциями в этой сфере. Значительным является анализ зарубежного опыта создания институтов государственной поддержки, планирования оперативных и стратегических мер по обеспечению информационной и технологической независимости от импорта. Стоит обратить внимание на исследования, целью которого было выявление лучших мировых практик государственной поддержки процесса импортозамещения и цифровиза-ции в тяжелой промышленности различных отраслей. [7]

Обобщая мировой опыт, выделим следующие ключевые компоненты успеха в сфере импортозамещения.

1. Создание центров компетенций, ориентированных на разработку и производство решений для локального рынка, но с обязательным последующим масштабированием за пределами страны (Китай, Малайзия).

2. Организация центров развития производственных компетенций для обучения и подготовки квалифицированных кадров, ориентированных на запросы различных отраслей промышленности (Саудовская Аравия, Китай, Малайзия).

3. Создание офисов цифровых инвестиций, которые оценивают, анализи-

руют и координируют цифровые инвестиционные проекты (например, инициативы в области развития людских ресурсов, сетей цифровой инфраструктуры и т.д.) (Малайзия).

4. Активное участие частных компаний в создании международных и местных промышленных сообществ (при поддержке государства) в форме платформ для взаимодействия бизнеса и науки с целью обеспечения быстрого доступа к рыночной информации и прямых контактов, обмена опытом и т.д. (Китай, Германия).

5. Реализация программ государственного финансирования, направленных на укрепление возможностей местных поставщиков по разработке, адаптации и поставке решений для частных отраслей, государственных компаний и крупных корпораций (гранты малым наукоемким предприятиям, кредиты с государственной гарантией и/или субсидируемой процентной ставкой) (Китай, Малайзия, Германия).

6. Создание специализированных фондов и агентств для поддержки ориентированных на экспорт инициатив компаний, занимающихся разработкой ИТ-решений (Малайзия, Китай) [7].

Таким образом, политика импортоза-мещения в российском оборонно-промышленном секторе является как вопросом суверенитета, так и внутренней политики. С учетом исторических недостатков российской промышленности потребуются десятилетия значительных инвестиций, чтобы наверстать упущенное в таких передовых областях, как электроника, промышленная робототехника и металлургия. В свете этой реальности некоторые возрастает озабоченность по поводу растущей зависимости России от Китая, который становится единственным альтернативным поставщиком передового оборудования.

Список литературы

1. Воронов В. Импортозамещение для Рогозина // Радио Свобода. — 10 января 2016. —

URL: https://svobodaradio.li ve jour nal. com/1215056.html

2. Корхонен Х.С.,Соланко Л.Санкции, контрсанкции и Россия — влияние на экономику, торговлю и финансы/ Банк Финляндии, Институт стран с переходной экономикой, 2018 // URL: https:// www.econstor.eu/handle/10419/251676.

3. Липко О. Импортозамещение в оборонной промышленности России: вызовы и достижения, 22 августа 2019 // URL: https://meta-defense. fr/ru/2 019/08/2 2/импортозамещение-в-оборонной-промышленности-россии-проблемы-и-достижения/

4. Гусак М.Ю. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления полномочиями в сфере

государственного оборонного заказа / М.Ю. Гусак // Право и государство: теория и практика. — 2022. — № 7 (211). — С. 142-145.

5. Тянь Нань, Флеран О., Куимова А., Везе-ман ПД, Веземан С.Т. Тенденции мировых военных расходов, 2021 год (PDF) / Стокгольмский международный институт исследований проблем мира. Архивировано с оригинала 25 апреля 2022 года.

6. Картаполов А. «Оборонный бюджет» на 20222024 сбалансирован и эффективен // URL: http://duma.gov.ru/news/52595/

7. Импортозамещение в России // TAdviser.ru. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Импортозамещение_в_России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.