Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОМ СЕКТОРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОМ СЕКТОРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТОР ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абанина Ирина Николаевна, Басова Анастасия Геннадьевна, Оглоблина Елизавета Валентиновна

В статье рассматриваются перспективы развития политики импортозамещения высокотехнологичной продукции в России в условиях введения санкционной политики со стороны третьих стран. Проведенный в работе анализ направлен на выявление возможностей и оценку факторов, содействующих реализации государственных мер в области развития аналогов импортной продукции. Также рассмотрены стратегические инициативы, реализованные как государственными органами, так и отдельными организациями по направлению импортозамещения. Результаты, полученные в результате проведения анализа основных характеристик и инициатив в секторе высоких технологий, проведенного с помощью гипотетико-дедуктивного, статистического, сравнительного и дедуктивного методов научного исследования, могут быть использованы при формировании национальной политики импортозамещения, а также при разработке мер по снижению санкционного давления. В настоящее время основной целью политики импортозамещения является обеспечение производства товаров первой необходимости в секторе высоких технологий, а также стратегически важных продуктов для развития экономики в замкнутом цикле. Первостепенной задачей должно быть не полное замещение зарубежной продукции, а сокращение доли такой продукции в конечном товаре. В исследовании отмечается, что существует несколько типов государственной поддержки развития производства в высокотехнологичном секторе: компенсация прямых затрат, модернизация объектов производства, привлечение высококвалифицированных кадров, инвестиционное и льготное кредитование и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN THE RUSSIAN HIGH-TECH SECTOR IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

The authors discuss the prospects for the development of a policy of import substitution of high-tech products in Russia in the context of the introduction of sanctions policy by third countries. The analysis is aimed at identifying opportunities and assessing the factors that contribute to the implementation of government measures in the field of development of analogues of imported products. The strategic initiatives of individual organizations in the direction of import substitution will also be considered. The results obtained through the analysis of the main characteristics of the high-tech sector, carried out using hypothetical-deductive, statistical, comparative and deductive methods of scientific research, can be used in the formation of a national import substitution policy, as well as in the development of measures to reduce the impact of sanctions. Currently, the main goal of the import substitution policy is to ensure the production of essential goods in the high-tech sector, as well as strategically important prod- - 74 -ucts for the development of the economy in a closed cycle. At the moment, the primary task should be not completely replace foreign products, but to reduce the share of such products in the final product. The authors note that there are several types of state support for the development of production in the high-tech sector: compensation for direct costs, modernization of production facilities, attraction of highly qualified personnel, investment and concessional lending, and others.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОМ СЕКТОРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 10. С. 74-84. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 10. P. 74-84.

Научная статья УДК 338:303.42

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.10.10

Перспективы развития политики импортозамещения в российском секторе высоких технологий в современных экономических условиях

Ирина Николаевна Абанина1, Анастасия Геннадьевна Басова2, Елизавета Валентиновна Оглоблина3

123Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0449-5894 2AGBasova2021 @edu.fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-8834-622X [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1946-4385

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития политики импортозамещения высокотехнологичной продукции в России в условиях введения санкционной политики со стороны третьих стран. Проведенный в работе анализ направлен на выявление возможностей и оценку факторов, содействующих реализации государственных мер в области развития аналогов импортной продукции. Также рассмотрены стратегические инициативы, реализованные как государственными органами, так и отдельными организациями по направлению импортозамещения. Результаты, полученные в результате проведения анализа основных характеристик и инициатив в секторе высоких технологий, проведенного с помощью гипотетико-дедуктивного, статистического, сравнительного и дедуктивного методов научного исследования, могут быть использованы при формировании национальной политики импортозамещения, а также при разработке мер по снижению санкционного давления. В настоящее время основной целью политики импортозамещения является обеспечение производства товаров первой необходимости в секторе высоких технологий, а также стратегически важных продуктов для развития экономики в замкнутом цикле. Первостепенной задачей должно быть не полное замещение зарубежной продукции, а сокращение доли такой продукции в конечном товаре. В исследовании отмечается, что существует несколько типов государственной поддержки развития производства в высокотехнологичном секторе: компенсация прямых затрат, модернизация объектов производства, привлечение высококвалифицированных кадров, инвестиционное и льготное кредитование и другие.

Ключевые слова: сектор высоких технологий, импортозамещение, санкции, индустриализация Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Для цитирования: Абанина И.Н., Басова А.Г., Оглоблина Е.В. Перспективы развития политики импортозамещения в российском секторе высоких технологий в современных экономических условиях // Теория и практика общественного развития. 2022. № 10. С. 74-84. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.10.10.

Original article

Prospects for the Development of Import substitution Policy in the Russian High-tech Sector in the Current Economic Conditions

Irina N. Abanina1, Anastasia G. Basova2, Elizaveta V. Ogloblina3

123Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0449-5894 2AGBasova2021 @edu.fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-8834-622X [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1946-4385

Abstract. The authors discuss the prospects for the development of a policy of import substitution of hightech products in Russia in the context of the introduction of sanctions policy by third countries. The analysis is aimed at identifying opportunities and assessing the factors that contribute to the implementation of government measures in the field of development of analogues of imported products. The strategic initiatives of individual organizations in the direction of import substitution will also be considered. The results obtained through the analysis of the main characteristics of the high-tech sector, carried out using hypothetical-deductive, statistical, comparative and deductive methods of scientific research, can be used in the formation of a national import substitution policy, as well as in the development of measures to reduce the impact of sanctions. Currently, the main goal of the import substitution policy is to ensure the production of essential goods in the high-tech sector, as well as strategically important prod-

© Абанина И.Н., Басова А.Г., Оглоблина Е.В., 2022

ucts for the development of the economy in a closed cycle. At the moment, the primary task should be not completely replace foreign products, but to reduce the share of such products in the final product. The authors note that there are several types of state support for the development of production in the high-tech sector: compensation for direct costs, modernization of production facilities, attraction of highly qualified personnel, investment and concessional lending, and others.

Keywords: high-tech sector, import substitution, sanctions, industrialization

Funding: the reported study is based on the results of the research carried out at the expense of budget funds provided to the Financial University as part of the State contract.

For citation: Abanina, I.N., Basova, A.G. & Ogloblina, E.V. (2022) Prospects for the Development of Import Substitution Policy in the Russian High-tech Sector in the Current Economic Conditions. Theory and Practice of Social Development. (10), 74-84. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.10.10 (In Russian)

Актуальный этап развития мировой экономики обусловлен новым форматом индустриализации, который, в свою очередь, является центральным компонентом формирующейся модели экономического развития России. По мнению Президента Всемирного экономического форума в Давосе Клауса Шваба, мир находится на границе новой эпохи, которая непосредственно связана с развитием инноваций. Основными характеристиками такого изменения являются: скорость, масштабы и системное влияние. Четвертая промышленная революция трансформирует целые системы производства и управления. Во всех сферах жизнедеятельности есть явные доказательства того, что технологии, лежащие в основе революции, оказывают серьезное влияние на бизнес. Во многих отраслях внедряются инновационные технологии, которые создают новые способы удовлетворения существующих потребностей клиентов и существенно нарушают существующие цепочки создания стоимости в отраслях. Кроме того, меняется и структура рынка. Так, «инновационные» конкуренты, имеющие доступ к глобальным цифровым платформам для исследований, разработок, маркетинга, продаж и дистрибуции могут быстрее, чем когда-либо, вытеснять хорошо зарекомендовавших себя производителей, повышая уровень качества, увеличивая скорость или повышая стоимость.

Несмотря на уровень промышленного производства, которое, в свою очередь, выросло на 3 % в марте 2022 г. по сравнению с аналогичным показателем 2021 г.1, доля импортных товаров преобладает в структуре российского экспорта и импорта.

В мае 2022 г. было опубликовано исследование Европейского центрального банка о торговых потоках с Россией после марта 2022 г. Эмпирический анализ показал, что первый пакет санкций в марте 2022 г. привел к сокращению российского импорта на 15 %. На основе выборки из 59 стран-торговых партнеров России, охватывающих около 86 % всего российского импорта в 2021 г., было доказано, что в марте 2022 г. по сравнению с предыдущим месяцем, когда санкции не действовали, российский импорт из стран, подпадающих под санкции, был на 20 процентных пунктов ниже, чем импорт из стран, не подпадающих под санкции2.

Примечательно, что руководителями ряда российских организаций также отмечается критическая зависимость от импортной продукции. Около 50-60 % в конечном товаре занимает зарубежная составляющая, представленная либо в формате программного обеспечения, либо как отдельные компоненты или оборудование3.

Одним из барьеров развития политики импортозамещения является отсутствие крупных промышленных кластеров по технологическим, цифровым и экологическим параметрам, соответствующих установленным требованиям новой волны индустриализации. Также в качестве проблем до марта 2022 г. отмечалась нехватка кадров и государственного финансирования в российском секторе высоких технологий.

Научная новизна представленного исследования заключается в комплексном изучении и классификации санкционных мер, установленных в отношении сектора высоких технологий в России, анализа возможностей отечественного производства и выявления факторов, способствующих переходу на политику импортозамещения, а также формировании мер, направленных на реализацию такой политики.

1 Динамика промышленного производства в марте 2022 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/163079# (дата обращения: 23.09.2022).

2 Trade flows with Russia since the start of its invasion of Ukraine [Электронный ресурс] // European Central Bank. 2022. URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/economic-bulletin/focus/2022/html/ecb.ebbox202205_01~9a64e27f6f.en.html (дата обращения: 23.09.2022).

3 Критическая зависимость индустрии от импорта оборудования стабильно высока [Электронный ресурс] // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5270361 (дата обращения: 23.09.2022).

Объектом исследования является стратегия импортозамещения в секторе высоких технологий, а в качестве предмета рассматривается возможность ее реализации в условиях ведения санкционной политики в отношении России.

Согласно теории «Преимущества позднего развития», развивающаяся страна с целью достижения собственных технологических улучшений может воспользоваться таким инструментом, как перетекание и распространение новых современных технологий из развитых стран. Однако если это будет прямой обмен технологиями между странами, то, как следствие, такие сделки приведут к потере большинства национальных рынков и повышению уровня зависимости от зарубежной продукции (Huiyang et al., 2019). Во избежание данной ситуации необходимо реализо-вывать меры по развитию национальной промышленности и возможности производить аналоги любой продукции зарубежных стран.

Внедрить стратегию импортозамещения в соответствии с теорией профессора Джиажи Фу (1998) означает начать ведение инновационной деятельности, при которой компании будут преодолевать технологические барьеры, получать достижения в области НИОКР, коммерциализировать технологические результаты и получать прибыль от ведения такой экономической дея-тельности1. Импортозамещение в секторе высоких технологий означает не только производство инновационной продукции на территории страны, но также и повышение уровня исследований и развития отечественного сектора НИОКР (Hu et al., 2005).

Политика импортозамещения в секторе высоких технологий в России была начата еще в 2014 г. Согласно установленной стратегии, были определены приоритетные цели развития промышленности и механизмы повышения ее конкурентоспособности2, разработан отдельный план импортозамещения программного обеспечения3, различных составляющих в секторе авиастроения4 и других высокотехнологичных отраслях. По состоянию на конец 2018 г. в соответствии с результатами опроса руководителей в промышленном и высокотехнологичном секторах, проводимом экспертами Института Гайдара о политике импортозамещения 2015-2018 гг., было отмечено, что полученные результаты проводимых инициатив в секторе импортозамещения не в полной мере соответствовали заявленным целям. Кроме того, с течением времени все разработанные механизмы и реализуемые государственно-частные инициативы были сняты с контроля руководящих органов по мере возрастания экономического потенциала страны.

В начале 2022 г. мировые экономические рынки, по большей мере европейские, а также российский, претерпели изменения в связи со сложными политическими конъюнктурными изменениями. В отношении России были установлены определенные ограничительные меры в секторе высоких технологий.

На основании изученных характеристик сектора высоких технологий5 (Malecki, 1984; Mal-ecki, 1985; Sharif, 1988; Steenhuis, Bruijn, 2006; Villamizar et al., 2017), которые были представлены в ряде отечественных и зарубежных научных источников, было сформулировано определение данному сектору. Так, под технологией понимается наличие достаточных знаний и умений, которые необходимы для производства инновационных продуктов, а высокие технологии отличаются более быстрыми процессами получения и формирования знаний, значительными структурными изменениями в продуктах и, в связи со сложностью разработки и внедрения, требуют проведения регулярных исследований и обновлений. Отмечается, что определение высоких технологий динамично, иными словами, оно будет изменяться по мере перехода страны на новую индустриальную ступень развития.

Согласно сформированному определению, к высокотехнологичным отраслям в России можно отнести авиационный и космический сектор, сектор телекоммуникаций, электронно-вычислительных машин, биотехнологий и вооружения. Данные области имеют прямую корреляцию с сектором НИОКР. По состоянию на начало 2021 г. по данным направлениям были достигнуты представленные в рамках рисунков 1 и 2 показатели.

1 Fu J. Theory of Technological Innovation. Beijing: Press of Tsinghua University, 1998. (in Chinese)

2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 : ред. от 24.08.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения [Электронный ресурс] : Приказ Минкомсвязи России от 01.04.2015 N 96. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Приказ Минпромторга России от 02.08.2021 N 2914. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 AECMA, "Facts & Figures 2000", Brussels, Belgium, 2001.

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рисунок 1 - Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП, в %1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Образование Научные исследования и разработки

Производство медицинских изделий

Производство электронных компонентов,

аппаратуры для радио, телевидения и связи

Производство офисного оборудования и вычислительной техники

Производство фармацевтической продукции

Производство летательных аппаратов, включая космические

2020 2018 2015

Рисунок 2 - Доля высокотехнологичных наукоемких отраслей в ВВП, в %2

На основании рис. 1 и 2 можно сделать вывод об увеличении доли сектора высоких технологий в структуре ВВП, как следствие, его влияния на экономическое развитие России. Одним из признаков российского сектора высоких технологий было использование в производстве товаров и услуг зарубежных составляющих, что послужило барьером развития данного сектора в условиях введения санкционной политики в отношении России.

С февраля 2022 г. регулирующие органы Европейского союза ввели семь пакетов санкций против России3, включая адресные ограничительные меры (индивидуальные санкции), экономические санкции и дипломатические меры. В рамках экономических мер таможенные органы ЕС ввели ряд импортных и экспортных ограничений в отношении России. Это означает, что европейские

1 По данным Росстата: Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/dolya_VN_v_VVP%20(OKVED2).xlsx (дата обращения: 23.09.2022).

2 По данным Распоряжения Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р об утверждении Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/jwsYsyJKWGQQAaCSMGrd7q82RQ5xECo3.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

3 EU adopts seventh package of Russia sanctions [Электронный ресурс] // SANCTIONS & EXPORT CONTROLS UPDATE. URL: https://sanctionsnews.bakermckenzie.com/eu-adopts-seventh-package-of-russia-sanctions/ (дата обращения: 24.09.2022).

предприятия не могут продавать определенную продукцию в Россию (экспортные ограничения), а российские предприятия не могут поставлять ряд товаров в ЕС (импортные ограничения).

Список запрещенных продуктов составлен с целью усиления негативного влияния санкций на российскую экономику при одновременном ограничении последствий для бизнеса и граждан ЕС. Однако отмечается, что в рамках экспорта и импорта исключаются товары, предназначенные в первую очередь для потребления, а также товары, связанные со здоровьем, фармацевтикой, продуктами питания и сельским хозяйством. Данная мера необходима для предотвращения вреда населению России. Перечень включает в себя, среди прочего: передовые технологии (например, квантовые компьютеры и передовые полупроводники, высокотехнологичную электронику и программное обеспечение), специфические товары и технологии, необходимые для нефтепереработки, оборудование и технологии для энергетического сектора, товары и технологии авиационной и космической промышленности (например, самолеты, запчасти или любое оборудование для вертолетов, топливо для реактивных двигателей) и др.1

Кроме того, введены новые ограничения на экспорт техники морской навигации и радиосвязи. Российский морской регистр судоходства был добавлен в список государственных организаций, на которые распространяются ограничения в финансировании, а также введено положение о предварительном обмене информацией об экспорте оборудования для обеспечения безопасности на море.

Европейский Совет также принял решение о продлении санкций, введенных в ответ на незаконную аннексию Крыма и Севастополя, еще на один год - до 23 июня 2023 г. Так, запрещен ввоз продукции с данных территорий в ЕС, ограничены инфраструктурные или финансовые инвестиции, запрещен экспорт определенных товаров и технологий крымским компаниям или их использование в крымском секторе высоких технологий2.

Правительство США, в свою очередь, расширило финансовые санкции в отношении технологического сектора России, начиная от спонсируемых государством технологических компаний и заканчивая коммуникационными и финансовыми компаниями, поддерживаемыми российскими банками. Данные меры нацелены на ключевых поставщиков технологий, необходимых для российских вооруженных сил, таких как микропроцессоры и полупроводники3.

В мае 2022 г. был установлен дополнительный экспортный контроль в отношении России и Беларуси, который не только ужесточил ограничительные меры в секторе торговли предметами роскоши в этих странах и из них, но также наложил дополнительные лицензионные требования на экспорт, реэкспорт и передачу в Россию или в пределах России товаров сектора высоких технологий4. Запрет, в частности, влияет на поставки полупроводников, информационных и коммуникационных технологий.

С 18 марта 2022 г. правительство Японии также запретило экспорт высокотехнологичной продукции в РФ5. В список были включены 57 объектов, запрещенных к вывозу. К ним относится 31 вид продукции и 26 видов программного обеспечения и технологий, таких как полупроводники, оборудование для обработки сигналов и связи, датчики, радиолокационное и навигационное оборудование. Несмотря на то, что доля японского экспорта полупроводников в Россию небольшая, данная инициатива также снижает темпы роста российской экономики. Японское правительство намерено и дальше координировать свои действия с США и Европейским союзом в отношении

1 EU sanctions against Russia explained [Электронный ресурс] // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/restrictive-measures-against-russia-over-ukraine/sanctions-against-russia-explained/ (дата обращения: 24.09.2022).

2 Crimea and the city of Sevastopol: EU extends sanctions over Russia's illegal annexation by one year [Электронный ресурс] // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/06/20/crimea-and-the-city-of-sevastopol-eu-extends-sanctions-over-russia-s-illegal-annexation-by-one-year/ (дата обращения: 24.09.2022).

3 Sanctions by the Numbers: Economic Measures against Russia Following Its 2022 Invasion of Ukraine [Электронный ресурс] // Center for a New American Security. URL: https://www.cnas.org/publications/reports/sanctions-by-the-numbers-economic-measures-against-russia-following-its-2021-invasion-of-ukraine (дата обращения: 24.09.2022).

4 Expansion of Sanctions Against Russian Industry Sectors Under the Export Administration Regulations (EAR) Ukraine [Электронный ресурс] // Federal register. URL: https://public-inspection.federalregister.gov/2022-10099.pdf (дата обращения: 24.09.2022).

5 Sanction Measures following the launch of military actions by Russia in Ukraine (Statement by Foreign Minister HAYASHI Yoshimasa) [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press6e_000371.html (дата обращения: 24.09.2022).

формирования новых ограничений для российской военной, судостроительной, аэрокосмической, технологической и других областей.

На основании вышеперечисленных принятых мер зарубежных стран можно сделать вывод, что их совместные действия направлены на усиление многосторонних экономических санкций, введение все более жестких финансовых ограничений и формирование новой политики экспортного контроля в отношении ключевых секторов российской экономики. На основе анализа различных санкционных направлений были получены следующие статистические данные: количество ограничений в банковском секторе - 229 наименований, энергетике - 8, секторе отдельных технологий - 8, обороне и транспорте - 480.

Кроме того, на сектор высоких технологий оказало влияние полное прекращение или долгосрочное приостановление деятельности около 253 компаниями, сокращение почти всех корпоративных операций 248 организациями, но без их окончательного выхода или продажи активов, сокращение объемов финансирования новых российских проектов и уже реализуемых инициатив 96 компаниями. Только со стороны 162 зарубежных организаций не было объявлено о существенных добровольных изменениях ни в своей деятельности, ни в своих инвестиционных решениях в стране. Основная часть вышеучитываемых участников рынка относится к нефтегазовому, энергетическому и сектору высоких технологий1.

Таким образом, санкции в отношении конкретных технологий и финансовые ограничения со стороны ряда государственных корпораций и частных компаний отделяют Россию от поставок высокотехнологичных товаров. Сочетание установленных ограничений, общественного давления и репутационных рисков ряда корпораций способствовало уходу зарубежных поставщиков технологий с российского рынка. В связи с этим, российскими государственными органами было принято решение сформировать и реализовать меры, направленные на осуществление инициатив в рамках политики импортозамещения. Однако необходимо учитывать тот факт, что в краткосрочной перспективе без взаимодействия с другими странами отдельная экономика не может воспроизвести все возможности глобальной сети в секторе высоких технологий2.

Так, стоит стремиться к повышению доли отечественных комплектующих в конечном товаре, то есть обеспечивать приблизительно 60-90 %, но не 100 % их доминирования, поскольку в большинстве случаев подобные комплектующие или промежуточные товары, необходимые для изготовления более целостных товаров, требуют значительных ресурсов, инфраструктуры и материально-технического оснащения.

В подобном случае экономическая целесообразность заключается в том, чтобы только несколько заводов производили определенный товар на весь рынок сбыта. В противном случае это будет дотационный бизнес для государства. Такая динамика сложилась ввиду в целом усложнения производства продукции, а также мировой тенденции на глобализацию.

Россия на протяжении нескольких десятилетий зависела от импорта продукции сектора высоких технологий. Данный показатель равен почти 19 млрд долларов США в год. Наибольшая доля в 45 % приходится на страны ЕС, 21 % - на США, 11 % - на Китай и 2 % - на Великобританию. Основными категориями импорта являются аэрокосмические товары (стоимостью почти 6 млрд долларов США) и товары для информации и связи (почти 4 млрд долларов США в 2019 г.). Главным поставщиком ядерных технологий в 2019 г. был ЕС - около 68 %. Кроме того, ЕС является главным импортером биотехнологий, электроники, медико-биологических наук и гибких производственных товаров. Китай был основным поставщиком оптоэлектроники, а США - аэрокосмической продукции.

Мировой опыт показывает, что для формирования успешной стратегии импортозамещения необходимо соблюдать и обеспечивать два базовых условия: наличие емкого внутреннего рынка продукции сектора высоких технологий и значительных внутренних сырьевых и финансовых ресурсов.

Государственные органы власти уже реализовали ряд мер, направленных на поддержку высокотехнологического сектора, кроме того, на уровне отдельных организаций также запущены стратегические программы по снижению уровня зависимости России от зарубежных товаров и услуг. В таблице 1 представлен неисчерпывающий перечень основных инициатив.

1 Some of the Biggest Brands Are Leaving Russia. Others Just Can't Quit Putin. Here's a List. [Электронный ресурс] // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/interactive/2022/04/07/opinion/companies-ukraine-boycott.html (дата обращения: 24.09.2022).

2 The decoupling of Russia: high-tech goods and components [Электронный ресурс] // Bruegel. URL: https://www.bruegel.org/blog-post/decoupling-russia-high-tech-goods-and-components (дата обращения: 24.09.2022).

Таблица 1 - Перечь государственных инициатив, направленных на развитие российского сектора высоких технологий_

Мера Содержание инициативы

Налоговое послабление Российские IT-компании на 3 года освобождены от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами.

Льготные кредиты Для организаций предусмотрены кредиты по сниженной ставке - не более 3 %.

Льготные кредиты для закупок приоритетной импортной продукции. Условия выдачи - по ставке не более 30 % ключевой ставки ЦБ РФ + 3 п.п.

Субсидии Предоставление субсидий на компенсацию 50 % расходов на покупку российского ПО.

Системообразующие организации в IT-сфере смогут получить кредиты на пополнение оборотных средств по льготной ставке 11 % годовых.

Субсидирование предоставляется компаниям на компенсацию до 70 % затрат на проведение работ по НИОКР в рамках реализации такими организациями инновационных проектов.

Социальная поддержка Сотрудникам IT-компаний, непосредственно вовлеченных в разработку и внедрение программного обеспечения, предоставляется отсрочка от армии до 27 лет.

Поддержка инноваций Меры поддержки участникам инновационного кластера. Выделяется грант в размере расходов, которые связаны с пилотным тестированием инновационных решений.

Финансирование грантов до 100 % по импортозамещению Увеличение доли до 100 % государственного финансирования в грантах на разработку конструкторской документации на комплектующие изделия для импортозамещения.

Примечание: составлено авторами.

Как видно из таблицы 1, регулирующие органы предпринимают ряд мер для совершенствования сектора высоких технологий, развития кадрового потенциала, модернизации оборудования, повышения конкурентоспособности российской продукции и отдельных составляющих, а также развития конкретных сфер в данной области с целью выполнения пунктов поручения Президента Российской Федерации, связанных с внедрением и реализацией политики импортозамещения в секторе высоких технологий.

Инициатива импортозамещения должна быть реализована не только по распоряжению государственных органов, но также стать одной из определяющих целей каждой компании. Так, необходимо разрабатывать собственные стратегии импортозамещения на операционном уровне организации.

Авторы отмечают отдельный продукт, разработанный Газпромбанком и направленный на поиск и реализацию российских аналогов товаров.

Сервис разработан, с одной стороны, с целью поиска российской продукции, с другой - для выхода на новые рынки сбыта. По состоянию на июль 2022 г. на бирже импортозамещения было зарегистрировано более 350 тыс. заказчиков и более 850 тыс. поставщиков, насчитывается приблизительно 540 тыс. уникальных лотов и более 2 млн листов с ценовыми диапазонами на ту или иную продукцию1. Основные преимущества онлайн-сервиса представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Преимущества для клиентов биржи импортозамещения

Преимущества для заказчика Преимущества для поставщика

Сокращение времени осуществления закупки продукции Возможность размещения продукции для широкой аудитории

Снижение расходов на приобретение продукции Наращивание объемов продаж

Поиск и анализ аналогов продукции по проблемной номенклатуре Выход на новые рынки сбыта

Вариативность логистической цепочки Получение уведомления о начале проведения торгов с представляемой продукцией поставщика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предоставление расширенной аналитики рынка Бесплатное размещение лота в случае, если поставщик дает согласие на указание категории продукции, которая является аналогом зарубежным товарам

Анализ рынка цен соответствующей продукции

Примечание: составлено авторами.

Кроме указанных в таблице 2 преимуществ данный сервис имеет ряд других характеристик, которые позволяют повышать уровень конкурентоспособности российских поставщиков товаров и услуг, а также развивать отечественный сектор высоких технологий в рамках реализации стратегии

1 Сервис импортозамещения [Электронный ресурс] // Электронная торговая площадка Газпромбанка. URL: https://etpgpb.ru/portal/import-substitution/ (дата обращения: 24.09.2022).

импортозамещения. Так, на сайте сервиса представлена широкая база поставщиков, как следствие - разнообразные товары и услуги. За счет дополнительных финансовых сервисов, например, банковской гарантии, лизинга и факторинга, услуг кредитования, клиенты сокращают как временные, так и финансовые издержки. Еще одной положительной характеристикой является удобство интерфейса биржи как для заказчиков, так и для поставщиков. Каталог предложений представлен в формате двух категорий: санкционные товары и вся импортозамещающая продукция.

Похожие сервисы были запущены рядом российских корпораций, финансовые организации разработали стратегию по замещению зарубежных программных обеспечений отечественными сервисами, также были совершены закупки необходимого оборудования и комплектующих из Китая, Индии и других дружественных стран.

Вместе с тем, введенные санкции оказывают непосредственное негативное влияние на развитие МСП сектора высоких технологий. Российские компании были не готовы к резкому сокращению инвестиций и ограничениям в поставках необходимой продукции со стороны зарубежных стран. Но несмотря на сложную геополитическую ситуацию, российские поставщики модернизируют отечественную инфраструктуру и создают аналоги зарубежной продукции. В связи с тем, что сектор высоких технологий является сложным по структуре, высокие темпы роста можно будет отметить только через определенный промежуток времени, но не в краткосрочной перспективе.

Экономист Института переходных экономик Банка Финляндии Х. Симола в аналитическом докладе «Сделано в России? Оценка потенциала России в области импортозамещения» отметила, что доля импорта в России с 2011 по 2021 гг. держится на одном уровне в 20 % ВВП, что также подтверждает факт высокого уровня зависимости отечественного производства от импортной продукции. Необходимо предпринять кардинальные меры для создания эффективного и развивающегося производства в секторе высоких технологий1.

Авторы выявили основные проблемы, существующие в отечественном секторе высоких технологий и препятствующие высокому росту данной области, и сформулировали дополнительные меры, реализация которых направлена на совершенствование процессов перехода импортозамещения:

- развивать международное сотрудничество путем подписания соглашений о кооперации в секторе ИТ - таким образом будет увеличена доля России, которая по состоянию на июль 2022 г. равна 2 % всего мирового рынка, как создателя и поставщика продуктов ИТ-сектора; на сегодняшний день ИТ-область является лидирующей из всего сектора высоких технологий;

- увеличить количество образовательных программ, поскольку заметна динамика дефицита высококвалифицированных кадров в секторе; возможным представляется разработать не только коммерческие предложения от различных образовательных организаций, но также запустить программы высшего образования по данному направлению;

- предотвратить отток специалистов: примерно 70 тыс. квалифицированных кадров из 200 тыс. переехали за рубеж, такой 80 % отток связан с тем, что иностранные компании выплачивали российским специалистам заработную плату в валюте, но в связи с наложением санкций на 7 российских крупнейших банков (Банк Открытие, Новикомбанк, Промсвязьбанк, Банк Россия, Сов-комбанк, Внешэкономбанк (ВЭБ) и Банк ВТБ2), а также введением отдельных ограничений на снятие денежных средств в валюте, работники перестали иметь доступ к своим активам; примечательно, что даже на новый формат получения денежных средств были наложены ограничения: так, были установлены лимиты на депозиты на криптокошельки3;

- обеспечить разработку программного обеспечения, облачных сервисов, технологий поддержки уже существующих программ и других цифровых инструментов - отечественные компании сектора высоких технологий в области информации и связи покрывают только 20 % от требуемого объема в секторе В2В, такой низкий показатель связан с тем, что российские компании создавали не готовые продукты, а дополнительные надстройки к зарубежным товарам;

- развивать государственно-частное партнерство в области импортозамещения - в рамках крупных корпораций по мере увеличения объемов внутренних инвестиций в собственные разработки увеличивается способность компании в области НИОКР, между тем, квалифицированные организации могут повысить качество инноваций за счет эффекта масштаба;

1 Heli Simola Made in Russia? Assessing Russia's potential for import substitution [Электронный ресурс] // HELDA - Digital Repository of the University of Helsinki. URL: https://helda.helsinki.fi/bof/bitstream/han-dle/123456789/18404/bpb2203.pdf?sequence=1 (дата обращения: 24.09.2022).

2 Timeline - EU restrictive measures against Russia over Ukraine [Электронный ресурс] // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/restrictive-measures-against-russia-over-ukraine/history-restrictive-measures-against-russia-over-ukraine/ (дата обращения: 24.09.2022).

3 Russia's military aggression against Ukraine: EU bans certain Russian banks from SWIFT system and introduces further restrictions [Электронный ресурс] // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/03/02/russia-s-military-aggression-against-ukraine-eu-bans-certain-russian-banks-from-swift-system-and-introduces-further-restrictions/ (дата обращения: 24.09.2022).

- принять эффективные меры для повышения качества инноваций - необходимо внедрять технологические решения в операционные процессы компаний: так, за счет использования искусственного интеллекта, блокчейна и других технологий можно ускорить процессы производства отечественной продукции;

- обеспечить компенсацию части прямых затрат производителей и поставщиков благодаря предоставлению дополнительных субсидий и гарантий как за счет государственных бюджетных средств, так и за счет привлечения частных инвестиций, компании будут предоставлять отчеты о расходовании полученных средств в государственные органы; кроме того, целесообразно разработать методологию оценки проектов и верификации компаний, которые подпадают под критерии получения таких субсидий и гарантий;

- модернизировать объекты производства - так, например, в Ростовской области функционирует завод «Роствертол», который является одним из лидеров авиапромышленной отрасли, основными продуктами являются вертолеты как гражданской, так и военной версии, однако в настоящее время потенциал завода не используется в должном формате, так как часть строений находится в непотребном для использования состоянии;

- обеспечить подключение большего числа участников к государственной информационной системе «Капиталовложения» - с помощью данного цифрового инструмента стало возможным заключать в электронном виде Соглашения о защите и поощрении капиталовложения, цифровая система была запущена Федеральной налоговой службой РФ и Министерством экономического развития РФ в июне 2022 г.;

- повышать осведомленность и привлекать новых поставщиков и потребителей в информационную систему «Одно окно» - цифровая экосистема позволяет экспортерам получать он-лайн-доступ из одной точки к государственным и иным услугам, которые необходимы для экспорта товаров и услуг, в настоящее время с ее помощью поставщики могут подать онлайн-заявку на подтверждение нулевой ставки нДс или направить заявление на участие в выставках и бизнес-миссиях, получить сертификат свободной продажи, который подтверждает, что товар произведён в соответствии с российским законодательством; с помощью системы представляется возможным проводить анализ российского рынка товаров и услуг, изучать спрос потребителей, тем самым развивая отечественные отрасли производства и повышая качество товаров и услуг для удовлетворения потребностей граждан;

- предоставить дополнительное субсидирование из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям российского сектора высоких технологий в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов;

- создать подразделение по оценке проектов в секторе высоких технологий при регулирующем органе, например, Министерстве экономического развития РФ, по результатам предоставления заключения которого станет доступно дополнительное инвестиционное кредитование для компаний - поскольку уже реализуются меры по поддержке МСП сектора высоких технологий, данная инициатива направлена на выявление проектов, которые можно реализовать в краткосрочной перспективе;

- повышать осведомленность о существующих мерах поддержки и динамики развития сектора высоких технологий путем проведения ряда мероприятий по приоритетной теме импортозамещения, в рамках которых формируются кооперации, связи и коммуникация между представителями государственных органов, МСП высокотехнологичного сектора и общественностью. Например, недавно в Красноярске был проведен форум «Импортозамещение», организованный центром «Мой бизнес», РЭЦ, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и агентством развития МСП в рамках национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт» и «Производительность труда», число зарегистрированных компаний превысило 300 юридических лиц из 23 регионов России1;

- развивать сотрудничество по направлению импортозамещения и предпринять меры по адаптации региональных форматов сотрудничества в экономической сфере и сфере безопасности, например, в рамках ЕАЭС или СНГ, поскольку существует вероятность того, что санкционное давление не будет снято в среднесрочной перспективе;

- обеспечить международное научно-техническое сотрудничество, в рамках которого эффективно будут использованы трансграничные ресурсы: в данном направлении возрастает роль общественных и научных организаций2; кроме того, в рамках данной меры целесообразно:

1 В Красноярске открылся Всероссийский форум «Импортозамещение» [Электронный ресурс] // РЭЦ. URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/v-krasnoyarske-otkrylsya-vserossiyskiy-forum-importozameshchenie/ (дата обращения: 24.09.2022).

2 [Электронный ресурс] // Sputnik. URL: https://sputniknews.cn/20220629/1042213051.html (дата обращения: 24.09.2022).

• сформировать кадровый потенциал высококвалифицированных специалистов;

• создать единую цифровую платформу научно-технического сотрудничества;

• образовать фонд для увеличения финансирования НИОКР.

Примером такого сотрудничества является разработанный Российской ассоциацией международного научно-технического сотрудничества и Пекинским университетом совместный Интернет-ресурс, позволяющий выделить единый канал связи и сформировать базу данных между государственными, общественными и научными организациями, отдельными инвесторами и частным сектором1.

В настоящее время в рамках четвертой промышленной революции и новой волны индустриального развития экономика любой страны неразрывно связана с уровнем развития отечественного сектора высоких технологий. Высокие показатели темпов экономического роста показывают те страны, которые на протяжении последних 5 лет создавали ИТ-продукты и совершенствовали инфраструктуру отечественного производства. Поэтому необходимость реализации мер по совершенствованию производства является неотъемлемым инструментом повышения экономического роста России.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что политика импортозамещения является значимым фактором современного экономического развития России, направленным на обеспечение стабильного развития национальной экономики вне зависимости от внешнеэкономических и политических факторов. Результатом реализации такой стратегии является повышение конкурентоспособности страны на международной арене, значимости в системе международного разделения труда, увеличение темпов экономического роста и объемов продаваемых продуктов и услуг, расширение и модернизация производства.

2022 г. может стать ключевым в формировании кардинально новой системы международных отношений. На сегодняшний день можно отметить «экономический разворот на Восток», однако, не стоит повышать уровень зависимости нашей страны от других азиатских партнеров2.

Список источников:

Huiyang, L., Zuogong, W., Duan, Y., Liping, Y. Technology imports and self-innovation in the context of innovation quality // International Journal of Production Economics. 2019. № 214. P. 44-52. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2018.11.023.

Hu A.G.Z., Jefferson G.H., Qian J.C. R&D and technology transfer: firm-level evidence from Chinese industry // The Review of Economics and Statistics. 2005. vol. 87(4). P. 780-786.

Malecki, E.J. High Technology and Local Economic Development // Journal of the American Planning Association. 1984. Vol. 50:3. P. 262-269. https://doi.org/10.1080/01944368408976593.

Malecki E.J. Industrial Location and Corporate Organization in High Technology Industries // Economic Geography. 1985. Vol. 61:4. P. 345-369. https://doi.org/10.2307/144054.

Sharif M.N. Basis for techno-economic policy analysis // Science and Public Policy. 1988. Vol. 15, iss. 4. Pp. 217-229.

Steenhuis, H.-J., Bruijn, E.J. High technology revisited: definition and position // Management of Innovation and Technology, 2006 IEEE International Conference on Volume: 2. 2006. 1080-1084. https://doi.org/10.1109/ICMIT.2006.262389.

Villamizar, M.A., Cobo, A., & Rocha, R. Characterisation of the Manufacturing Sectors of High and Medium-High Technology Compared with Other Industrial Sectors // Journal of technology management & innovation. 2017. Vol. 12 (1). P. 39-48. https://dx.doi.org/10.4067/S0718-27242017000100005.

References:

Huiyang, L., Zuogong, W., Duan, Y., Liping, Y. (2019) Technology imports and self-innovation in the context of innovation quality. International Journal of Production Economics. (214). 44-52. Available from: doi:10.1016/j.ijpe.2018.11.023.

Hu, A.G.Z., Jefferson, G.H., Qian, J.C. (2005) R&D and technology transfer: firm-level evidence from Chinese industry. The Review of Economics and Statistics. (87/4). 780-786.

Malecki, E.J. (1984) High Technology and Local Economic Development. Journal of the American Planning Association. (50:3), 262-269. Available from: doi:10.1080/01944368408976593.

Malecki, E.J. (1985) Industrial Location and Corporate Organization in High Technology Industries. Economic Geography. (61:4), 345-369. Available from: doi: 10.2307/144054.

Sharif, M.N. (1988) Basis for techno-economic policy analysis. Science and Public Policy. (15:4). 217-229.

Steenhuis, H.-J., Bruijn, E.J. (2006) High technology revisited: definition and position. Management of Innovation and Technology, 2006 IEEE International Conference on Volume: 2. 1080-1084. Available from: doi:10.1109/ICMIT.2006.262389.

Villamizar, M.A., Cobo, A., & Rocha, R. (2017). Characterisation of the Manufacturing Sectors of High and Medium-High Technology Compared with Other Industrial Sectors. Journal of technology management & innovation. 12 (1), 39-48. Available from: doi: 10.4067/S0718-27242017000100005.

1 2022-2023 ^ Й ffi [Электронный ресурс] // Sputnik. URL: https://sputniknews.cn/20220711/1042431791.htmll (дата обращения: 24.09.2022)

2 Российско-китайский диалог: модель 2022 [Электронный ресурс] // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2022/ (дата обращения: 24.09.2022).

Информация об авторах И.Н. Абанина - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных финансов Департамента мировой экономики и международного бизнеса Факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=706768.

А.Г. Басова - младший научный сотрудник Института мировой экономики и международных финансов Департамента мировой экономики и международного бизнеса Факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1104829.

Е.В. Оглоблина - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных финансов Департамента мировой экономики и международного бизнеса Факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=699114.

Information about the authors I.N. Abanina - PhD in Economics, Associate Professor, Leading Research Fellow, Institute of World Economy and International Finance, World Economy and International Business Department, International Economic Relations Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=706768.

A.G. Basova - Junior Research Fellow, Institute of World Economy and International Finance, World Economy and International Business Department, International Economic Relations Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1104829.

E.V. Ogloblina - PhD in Economics, Leading Research Fellow, Institute of World Economy and International Finance, World Economy and International Business Department, International Economic Relations Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=699114.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 04.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.