EDN: KBJPCN
А.М. Чернышева - к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, chernysheva-am@rudn.university,
A.M. Chernysheva - candidate of economic sciences, associate professor of the department of marketing, People's Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia;
А.М. Зобов - к.э.н., заведующий кафедры «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, zobov-am@rudn.university,
A.M. Zobov - candidate of economic sciences, head of the department of marketing, People's Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ
ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF EXPORT-ORIENTED IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN RUSSIA IN THE POST-PANDEMIC PERIOD
Аннотация. Пандемия COVID-19 ограничила мировой рынок торговли, что привело к определенному дефициту продукции, произведенной за рубежом. Такая ситуация еще больше обострила проблемы реализации экспортоориентиро-ванной политики импортозамещения в России для обеспечения удовлетворения собственных внутренних потребностей, а также возможного экспорта национальных товаров.
Целью настоящей статьи стало рассмотрение текущего состояния реализации экспортоориентированной политики импортозамещения в России, а также перспективы ее реализации, в том числе за счет сотрудничества с Китаем. Для достижения поставленных целей были проанализировано состояние российской экономики и ее изменения в пандемийный период, рассмотрена степень реализации государственных программ направленных на импортозамещение, а также перспективы сотрудничества в данном направлении с Китаем.
Предполагается, что не смотря на действия санкционной политики стран Европы и США, российская экономика будет наращивать темпы реализации политики импортозамещения, в том числе благодаря стратегическим альянсам с китайскими компаниями с локализацией производства в России.
В целом было доказано, что экспортоориентированная политика импортозамещения позволит Российской Федерации оптимально распределить свои ресурсы и выйти на новый уровень взаимодействия со своими стратегическими партнерами, укрепляя свое положение на мировой арене.
Abstract. The COVID-19 pandemic has limited the global trade market, which has led to a certain shortage of products manufactured abroad. This situation further aggravated the problems of implementing an export-oriented policy of import substitution in Russia to ensure the satisfaction of its own domestic needs, as well as the possible export of national goods.
The purpose of this article was to review the current state of the implementation of the export-oriented policy of import substitution in Russia, as well as the prospects for its implementation, including through cooperation with China. To achieve the goals set, the state of the Russian economy and its changes during the pandemic period were analyzed, the degree of implementation of state programs aimed at import substitution, as well as the prospects for cooperation in this direction with China, were considered.
It is assumed that despite the actions of the sanctions policy of European countries and the United States, the Russian economy will increase the pace of implementation of the import substitution policy, including through strategic alliances with Chinese companies with the localization of production in Russia.
In general, it has been proven that an export-oriented policy of import substitution will allow the Russian Federation to optimally distribute its resources and reach a new level of interaction with its strategic partners, strengthening its position on the world stage.
Ключевые слова: экспортоориентированная политика импортозамещения, пандемия COVID-19, локализация производства, устойчивое экономическое развитие.
Keywords: export-oriented import substitution policy, COVID-19 pandemic, production localization, sustainable economic development.
Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на мировую экономику в целом и на национальные экономики стран в частности. Мировая экономика оказалась на определенной развилки своего развития, поскольку пандемия выявила новые системные кризисные явления в экономике и в обществе. В 2021 году темпы роста мировой экономики замедлились после выхода из рецессии после активного роста в конце 2020 года, что было обусловлено новыми вспышками COVID-19, а также сохранением проблем с логистикой товаров. Так, в Российской Федерации экономический рост в первом полугодии 2021 года составил 4,3 %, а вот уже во втором полугодии он замедлился [6]. Также в течении 2021 года наблюдалось ускорение инфляции, а Центральный банк России начал проводить достаточно жесткую денежно-кредитную политику, так ключевая ставка повышалась шесть раз и в октябре 2021 года составила 7,5 %. При этом конец 2021 года показал сокращение дефицита бюджета с 3,8 % до 1 %, а объем нефтегазовых доходов увеличился на 60 %, а поступления от каждого из трех налогов (НДС, НДФЛ и
налог на прибыль организаций) на 30%. Рынок труда также к концу 2021 года смог восстановиться, показав рост вакансий на 24 %, а средняя скорость роста реальной заработной платы составила 2,5 % [3].
В целом, национальные экономики по-разному отреагировали на вызовы пандемии COVID-19. Так, индустриально развитые страны, такие как Франция, Германия, Великобритания, Япония и Италия стали лидерами по совокупным объемам поддержки по отношению к ВВП, при этом высокая доля поддержки принадлежит государственным гарантиям и «квазигосударственным» инструментам финансирования, например, программам кредитования. Лидером среди стран G20 является США, которые активно использовали бюджетные расходы на поддержку экономики. Также в список стран-лидиров вошли Австралия, Япония и Германия. Россия же входила в число стран-аутсайдеров по удельным объемам финансовой поддержки. К таким стран также относятся Китай, Индия, Саудовская Аравия, Аргентина, Мексика и Индонезия, где прямые бюджетные и налоговые расходы преобладали в финансовой поддержке, кроме Индии, где преобладали государственные гарантии компаниям сельского хозяйства.
Российская Федерация активно проводила до наступления пандемии COVID-19 политику им-портозамещения, которая усилилась в разрезе последних политических и экономических событий. Таким образом, идеи раннего и позднего меркантилизма стали особо актуальными не только в период пандемии COVID-19, так и в период 2022 года, когда санкционное противостояние России и западных стран усилилось. За первые полгода количество санкционных пакетов достигло шести, и они в себя включили ограничения в сфере международной торговли, национализации активов, замораживании золотовалютных запасов и так далее, что активизировало и усилило внедрение политики им-портозамещения. Однако, не только пандемия COVID-19 и новый виток санкционной политики в 2022 году способствовали развитию политики импортозамещения в России, также способствовала необходимость обеспечить высокий уровень глобальной конкурентоспособности страны в процессе перехода экономики к шестому технологическому укладу.
Формирование экспортоориентированной политики импортозамещения, прежде всего, связано с формированием экономической безопасности. Политика импортозамещения, реализуемая в России, базируется, с одной стороны, на условиях масштабных санкций и ограничений, а с другой стороны, ставит своей целью формирование национальных производств, конкурентоспособных в том числе и на внешних рынках [2]. Таким образом, государство не только поддерживает и развивает рынок труда и обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие, но и усиление конкурентных позиций страны на мировом рынке. Соответственно, можно выделить два направления решения поставленных задач:
1. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития России необходимо поддерживать те отрасли и предприятия, где:
- высокая доля импорта в технологическом процессе;
- высокая доля уязвимости к ограничениям извне;
- высокая доля обеспечения жизнедеятельности страны;
- высокая доля технологической критичности;
- низкая доля логистических альтернатив поставок для производства.
2. Для обеспечения усиления конкурентных позиций страны необходимо поддерживать те отрасли и предприятия, где:
- с высоким технологическим потенциалом;
- с высокой долей востребованности на мировом рынке;
- с технологическим потенциалом;
- с высоким уровнем качества человеческого капитала;
- с ресурсным и научно-исследовательским потенциалом;
- с наличием альтернативных логистических маршрутов для сбыта.
В 2021 году в России наблюдался рост импорта на 26,5% по сравнению с 2020 годом, что, в первую очередь, было обусловлено пандемией COVID-19 и связанных с этим, межстрановых ограничений. В отчете за 2022 год ожидается значительное снижение объема внешней торговли вследствие, как введения санкционных ограничений, так и сворачивания деятельности на территории Российской Федерации крупных западных компаний. Однако, в структуре импорта за 2021 год лидирующее место занимал Китай (24,8 %), на четвертом месте - Республика Беларусь (5,3 %), на девятом и десятом местах - Казахстан (2,4 %) и Турция (2,2 %), что внушает осторожный оптимизм значительного их присутствия в структуре импорта в 2022 году.
Особое внимание политике импортозамещения стало уделяться в 2014 году, когда активно началась применяться в отношении России санкционная политика, что с одной стороны придало импульс производству российских аналогов импортным, а с другой - сформировали основу для разработки комплексных мероприятий для развития экспортоориентированной политики импортозамеще-ния, в том числе государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», Программа научно-технологического развития и многие другие. Стоит отметить, что с 2014 по 2021 год доля импорта отдельных товаров уменьшилась на 10,37 % [8].
В 2022 году внедрение импортозамещения наблюдалось:
- компания «Ростелеком» внедрила отечественную роботизированную систему управления бизнес-процессами;
- компания «Росатом» внедряет российские системы математического моделирования и инженерного анализа;
- пермский машиностроительный завод стал выпускать детали двигателя для самолета ПД-14;
- рост производства продукции теплиц: производство 60 % помидоров и 94 % огурцов являлось отечественным.
В 2022 году приоритетными отраслями импортозамещения стали:
- фармацевтическая отрасль: доля импорта в 2021 году составила 49,23 %;
- электронное производство: доля импорта - 67,73 %;
- легкая промышленность: доля текстиля - 42,12 %, доля одежды и обуви - 38,22 %;
- тяжелая промышленность: доля легковых автомобилей - 66,18 %, доля машин и импортного оборудования - 41,39 %;
- промышленное станкостроение: доля пищевой промышленности - 50%, доля нефтедобывающей - 60 %.
На конец 2022 года образовались определенные ниши, которые могут занять российские компании, поскольку иностранные компании, занимавшие их покинули или планируют их покинуть:
- магазин приложений для различных гаджетов;
- сервисы для краткосрочной и среднесрочной аренды жилья;
- комплектующие из железа;
- производство бумаги и картона;
- выпуск термоупаковки;
- изготовление ударопрочных кварцевых трубок;
- производство мебели;
- выпуск лифтов и комплектующих;
- производство спортивного оборудования;
- выпуск косметической и парфюмерной продукции.
На текущий момент были приняты меры поддержки российских предпринимателей, призванные активизировать реализацию политики импортозамещения:
- Правительство РФ направило 37 млрд руб. на создание тридцати пяти индустриальных центров, направленных на создание и внедрение российского программного обеспечения;
- Создан сервис для взаимодействия отечественных заказчиков и поставщиков, который призван помочь найти и приобрести российские аналоги импортных продуктов (Министерство промышленности и торговли и Министерство цифрового развития);
- Правительство РФ отменило налоговые проверки и комиссию за оплату использования СБП, сформировало возможность получить кредиты на льготных условиях или воспользоваться кредитными каникулами;
- Были разработаны нормативно-правовые акты позволяющие получать приоритет при участии в государственных закупках разработчикам российского программного обеспечения, российским товарам, услугам и работам, запрет на государственные закупки определенных иностранных промышленных товаров; увеличение грантовой поддержки на создание российских аналогов комплектующих; упрощение процедуры государственной закупки медицинского оборудования.
Стоит отметить, что несмотря на критику многих глобалистов о трудностях политики им-портозамещения на внутреннем рынке в виде сужения международных торговых связей и снижения качества продукции на отечественном рынке, стране необходимо обеспечивать определенный порог «национальной безопасности», который составляет 51 % от потребности на рынке. На 2020 год Российская Федерация насчитывала в сфере высоких технологий до 80 % импорта [1]. Для избежания низкого уровня качества российской продукции необходимо на государственном уровне вести речь
именно об экспортоориентированной политики импортозамещения, которая направлена не просто на обеспечение производства отечественными аналогами, но и на будущий их экспорт на мировой рынок, что позволит удержать их качество на достаточно высоком уровне и обеспечить устойчивое экономическое развитие страны.
«Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года» предусматривает переход на отечественную продукцию в девятнадцати секторах, в том числе тяжелое, транспортное, энергетическое, нефтегазовое, пищевое машиностроение, авиастроение, производство судов, вертолетов, фармпродукции, автомобилей, радиоэлектроники, а также химическая, электротехническая, кабельная и другие. При этом доля многих секторов к 2035 году должна увеличиться в два раза. Так, доля производства гражданских самолетов должна вырасти с 38 % до 75 %, фармацевтической отрасли с 30,8 % до 65 % и т.д [4].
Также Стратегия предусматривает обеспечения локализации производства, т.е. создание на российской территории промышленных производств зарубежных производств, часто, в форме стратегического альянса с отечественным производителем.
Локализация производства в рамках стратегического альянса с иностранной компанией можно проводить в следующие этапы:
1. первичная локализация, направленная на снижение затрат производителя в результате замещения традиционной продукции на инновационную, в том числе и производство необходимых компонентов для ее создания. На этом этапе необходимо целевым способом поддерживать производителей, реализующих политику инновационного импортозамещения;
2. вторичная локализация предусматривает наращивание прибыли производителем, в том числе и за счет привлечения услуг аутсорсинговых компаний, с целевым их стимулированием;
3. диффузия инновационной локализации характеризуется привлечением субподрядчиков и переходом к экспортоориентированное политике импортозамещения. На этом этапе важно принятие на государственном уровне национальных программ развития экономики с помощью экспортоориен-тированной политики импортозамещения.
Компания «Рексофт Консалтинг» исследовала опыт успешного внедрения политики импортозамещения Китая, Малайзии, Саудовской Аравии и Германии и выделила определенные факторы эффективности:
1) формирование центров компетенции, разрабатывающих производственные решения для национального рынка с дальнейшим экспортом (опыт таких стран, как Китай и Малайзия);
2) развитие центров разработки индустриальных компетенций подготовки и переподготовки кадров целенаправленно под запросы отдельных отраслей экономики (опыт таких стран, как Китай, Малайзия и Саудовская Аравия);
3) создание центров цифровых инвестиций, курирующих и координирующих цифровые инвестиционные проекты (опыт Малайзии);
4) участие частных компаний в деятельности кластера при поддержке государства и взаимодействие с научными организациями (опыт таких стран, как Китай и Германия);
5) реализация мер государственной поддержки в форме выделения грантов научным организациям, льготного кредитования предприятий и другие формы поддержки (опыт таких стран, как Китай, Малайзия и Германия);
6) формирование специальных фондов для поддержки компаний-разработчиков в области информационных технологий, а также поддержка экспорта их продукции и услуг.
На текущий момент все, созданные кластеры, и образованные на них стратегические альянсы, предполагают имеют в своем составе якорные (базовые) компании с получением государственной поддержкой, на при этом, довольно часто, производится локальный продукт в интересах якорных предприятий без учета экспортоориентированной политики, что необходимо в ближайшее время изменять на государственном уровне [5].
Наиболее вероятной стороной якорной компании в стратегическом альянсе станет Китай. В условиях масштабных санкций со стороны западных стран необходимо углублять и расширять экономические отношения со странами Азии, Африки и Южной Америки. Для России наиболее вероятным стратегическим партнером является Китай, поскольку соперничество между последним и США значительно обостряется. Между тем сохраняется угроза применения вторичных санкций в отношении китайских компаний со стороны за США вследствие сотрудничества с Россией, которые могут повлиять на потерю рынка западных стран.
Однако, в 2022 году сотрудничество между Российской Федерацией и Китаем должно активизироваться вследствие необходимости решения следующих задач:
1) замещение импортных товаров, которые вследствие санкционной политики, прекратили поставляться на территорию России, особенно в области высокотехнологичного и промышленного оборудования, в том числе электроники, оборудования для переработки нефти, станков, машин и деталей, что может заменить китайская промышленность;
2) российской Федерации необходим новый рынок сбыта экспорта своей продукции, в том числе для нефти, угля, черной металлургии, газа. И Китай может стать частью нового рынка сбыта;
3) для России необходимы страны-партнеры, которые позволят наладить эффективный механизм финансовых транзакция и позволят обеспечить надежную двустороннюю торговлю.
Для Китая усиление двустороннего сотрудничества может быть выгодно по ряду следующих причин:
1) санкции повлияли на образование рыночных ниш в России, которые могут быть привлекательны для китайских предпринимателей;
2) китай имеет возможность приобрести сырьевую продукцию со значительными скидками;
3) китайская Народная Республика может стать новым международным финансовым центром в случае, если юань станет одной из основных валют в международных транзакциях.
Несмотря на значительные преимущества, Китай развивает сотрудничество постепенно, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, в Китае до сих пор сохраняется высокий уровень ограничений связанных с пандемией COVID-19, что ограничивает деловую активность.
Во-вторых, китайские предприятия опасаются вторичных санкций со стороны США и других западных стран. Такое возможно в случае, например, при взаиморасчетах китайских компаний с российскими при расчетах в долларах США и/или евро. Либо поставки китайских товаров, произведенных по лицензии США, например продукции электроники. Так, в свое время, китайская компания ZTE подверглась обвинениям в поставках оборудования с комплектующими из США в Иран без разрешения, что вынудило компанию заплатить штраф в размере одного млрд.долл.США. Также обвинениями со стороны США подверглась компания COSCO SHIPPING Tanker за предполагаемые перевозки иранской нефти.
Тем не менее экспортный контроль не распространяется на продукцию, произведенную по китайской технологии, а данных товаров становится все больше. Власти Китая стремятся изменить свое законодательство для защиты от санкционной политики западных стран, особенно в случае валюты расчета в юанях.
Начиная с 2010 года, Китай стал вторым торговым партнером после стран Евросоюза, а в 2021 году товарооборот превысил 140 млрд.долл.США и увеличился на треть. В течение 2021 года на первом месте по экспорту в Россию из Китая были механизмы, оборудование и транспортные средства, на втором месте - продукция химической промышленности. Ключевыми импортными направлениями в Китай из России были нефть и газ, при этом расчеты осуществлялись не только в долларах США, но и в российских рублях и юанях, доля расчетов которых выросла с 9 % до 31 %. При этом Россия, кроме нефти и газа, экспортировала зерновые и растительные масла, корма, рыбу, металлы, летательные аппараты и турбореактивные двигатели. Импорт же России из Китая составлял текстиль, одежду, сельскохозяйственную продукцию, мебель и игрушки. Объем внешней торговли Китая и России активно развивался, как в предпандемийный и пандемийный период (таблица 1) [7].
Таблица 1 - Объем внешней торговли Китая и России
Год 2017 2018 2019 2020 2021
Импорт, млрд долл.США 48 52,2 54,1 54,9 72,7
Экспорт, млрд долл.США 38,9 56,1 56,8 49,1 68
Товарооборот, млрд долл.США 86,9 108,3 110,9 104 140,7
С апреля 2022 года Федеральная Таможенная Служба РФ перестала предоставлять статистические данные по экспортно-импортным операциям. По данным китайской таможни за шесть месяцев товарооборот между КНР и РФ увеличился на 27,2 % и составил 80,7 млрд долл.США, однако, такое увеличение произошло, прежде всего, за счет роста экспорта из России на 48,2 %, в основном за счет нефти, угля и стали. Импорт же увеличился всего на 2,1 %. Также Россия стала строить второй газопровода, ресурсной базой которого станет морское Южно-Киринское месторождение.
Для снижения логистических трудностей в 2022 году был открыт первый автомобильный мост, соединяющий Амурскую область и провинцию Хэйлунцзян, также были запущены два контейнерных поезда из Китая в Россию перевозчиком Fesco, которые предназначены для перевозки комплектующих из электроники, строительных материалов, бытовой техники и одежды.
Также наблюдается увеличение поставок микросхем (в два раза по сравнению с аналогичным периодом), рост поставок смартфонов малоизвестных в России брендов из Китая (Realme, Vivo, Mi, Tecno, Infinix, iTel, например, в 2021 году бренд Realme продал в РФ 486 тыс.шт. смартфонов, а уже в 2022 году - 1,1 млн шт.). Также часть китайских компаний уже готова стать якорными предприятиями в кластере с локализацией производства:
1) металлургическая Xibao Group планирует построить в Липецке завод за 3,7 млрд руб.;
2) автомобильный концерн Sokon намерен запустить под Липецком производство электромобилей. Также на российский рынок выходят бренды автомобилей Omoda, Hongqi, Tank, а в 2023 году ожидается приход бренда Voyah.
Таким образом, можно сделать заключение, что в современных реалиях существуют благоприятные условия для создания кластеров на условиях стратегического альянса между китайскими и российскими компаниями с локализацией производства в отраслях автомобильной промышленности, электроники, металлургии и бытовой техники, в первую очередь.
Источники:
1. Ельшин Л.А., Гафаров М.Р., Савушкин М.В. - Стратегические ориентиры импортозамещения в России в условиях системных преобразований // Теоретическая и прикладная экономика. - 2022. - № 3. - С. 60 - 71. DOI: 10.25136/2409-8647.2022.3.38523.
2. Зобов А.М., Чернышева А.М., Дегтерева Е.А., Трофимова А. Исследование и систематизация существующей практики в странах реализации политики импортозамещения для возможной адаптации в РФ // Вестник академии знаний №3 (26), 2018, с.374-379.
3. Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Мау В.А., д-ра экон. наук Радыгина А.Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. - Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. - 712 с. : ил.
4. Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года // Распоряжение правительства РФ от 06.06.2020, №1512-р.
5. Тюкавкин Н.М., Анисимова В.Ю. Инновационная локализация промышленного производства, как фактор организации импортозамещения выпускаемой продукции // Московский экономический журнал. 2022. № 7 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_429.
6. Чернышева А.М., Зобов А.М. Влияние пандемии COVID-19 на тренды мировой экономической системы и преимущества политики импортозамещения (на примере АПК РФ) // Вестник академии знаний №46 (5), 2021, с.332-337.
7. https://customs.gov.ru/ - Сайт ФТС (Федеральная таможенная служба).
8. https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A 1%D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D 1 %8F:%D0%98%D0%BC%D0% BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B 8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81 %D1%81 %D0%B8%D0%B8 - Государственная поддержка им-портозамещения 2022 год.
References
1. Elshin L.A., Gafarov M.R., Savushkin M.V. - Strategic guidelines for import substitution in Russia in the context of systemic transformations // Theoretical and Applied Economics. - 2022. - No. 3. - P. 60 - 71. DOI: 10.25136/24098647.2022.3.38523.
2. Zobov A.M., Chernysheva A.M., Degtereva E.A., Trofimova A. Research and systematization of existing practice in countries implementing the import substitution policy for possible adaptation in the Russian Federation // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 3 (26), 2018 , p.374-379.
3. Russian economy in 2020. Trends and prospects. (Issue 42) / [Under scientific. ed. Dr. Econ. Sci. Kudrin A.L., Doctor of Economics Sciences Mau V.A., Doctor of Economics Sciences Radygina A.D., Doctor of Economics Sciences Sinelniko-va-Muryleva S.G.]; Institute of Gaidar. - Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar, 2021. - 712 p. : ill.
4. Consolidated strategy for the development of the manufacturing industry of the Russian Federation until 2024 and for the period until 2035 // Order of the Government of the Russian Federation of 06.06.2020, No. 1512-r.
5. Tyukavkin N.M., Anisimova V.Yu. Innovative localization of industrial production as a factor in the organization of import substitution of manufactured products. Moscow Economic Journal. 2022. No. 7 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_429.
6. Chernysheva A.M., Zobov A.M. The impact of the COVID-19 pandemic on the trends of the global economic system and the benefits of import substitution policy (on the example of the agro-industrial complex of the Russian Federation) // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 46 (5), 2021, pp. 332-337.
7. https://customs.gov.ru/ - Website of the Federal Customs Service (Federal Customs Service).
8. https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BC% D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0% B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81 %D1 %81%D0%B8%D0%B8 - State support for import substitution 2022.