Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / УСТОЙЧИВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева А.М., Зобов А.М., Дегтерева Е.А.

На современном этапе развития мировая экономика проходит очередной процесс трансформации, который все больше подталкивает страны развивать свой внутренний потенциал. Соответственно, возникает вопрос преимущества опыта различных стран в формировании наиболее эффективной политики импортозамещения.Целью настоящей статьи стал анализ эффективности внедрения политики импортозамещения в России, а также рассмотрения опыта китайской экспортоориентированной политики импортозамещения и ее трансформации для обеспечения экономического процветания страны. Для достижения поставленных целей были рассмотрены латиноамериканский и азиатский путь развития политики импортозамещения, реализация политики импортозамещения в России и переход ее в экспортоориентированную в условиях пандемийного периода, а также опыт развития экспортоориентированной политики импортозамещения Китая..Предполагается, что азиатский подход наиболее востребован в российских реалиях, в том числе опыт Китайской Народной Республики, несмотря на реализацию санкций стран Европы и США, при ее адаптации к текущим ограничениям.. В целом было доказано, что экспортоориентированная политика импортозамещения позволит России при усилении роли государственной поддержки формирования и развития международных стратегических альянсов в условиях пандемийного и постпандемийной реальности, позволит добиться ведущего положения в мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышева А.М., Зобов А.М., Дегтерева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EXPORT-ORIENTED IMPORT SUBSTITUTION POLICY: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND CHINA

At the present stage of development, the world economy is undergoing another process of transformation, which is increasingly pushing countries to develop their internal potential. Accordingly, the question arises of the advantage of the experience of various countries in the formation of the most effective import substitution policy.The purpose of this article was to analyze the effectiveness of the implementation of the import substitution policy in Russia, as well as to consider the experience of the Chinese export-oriented import substitution policy and its transformation to ensure the economic prosperity of the country. To achieve the goals set, the Latin American and Asian ways of developing the import substitution policy, the implementation of the import substitution policy in Russia and its transition to an export-oriented policy in the context of the pandemic period, as well as the experience of developing China's export-oriented import substitution policy were considered.It is assumed that the Asian approach is most in demand in Russian realities, including the experience of the People's Republic of China, despite the implementation of sanctions by European countries and the United States, while adapting to current restrictions.In general, it has been proven that an export-oriented policy of import substitution will allow Russia, while strengthening the role of state support for the formation and development of international strategic alliances in the context of pandemic and post-pandemic reality, will allow it to achieve a leading position in the global economy.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ»

EDN: KJBRQT

А.М. Чернышева - к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, chernysheva-am@rudn.university,

A.M. Chernysheva - candidate of economic sciences, associate professor of the department of marketing, People's Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia;

А.М. Зобов - к.э.н., заведующий кафедры «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, zobov-am@rudn.university,

A.M. Zobov - candidate of economic sciences, head of the department of marketing, People's Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Е.А. Дегтерева - д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, degtereva-ea@rudn.university,

E.A. Degtereva - doctor of economic sciences, professor of the department of marketing, People's Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ:

ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ TRANSFORMATION OF EXPORT-ORIENTED IMPORT SUBSTITUTION POLICY: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND CHINA

Аннотация. На современном этапе развития мировая экономика проходит очередной процесс трансформации, который все больше подталкивает страны развивать свой внутренний потенциал. Соответственно, возникает вопрос преимущества опыта различных стран в формировании наиболее эффективной политики импортозамещения.

Целью настоящей статьи стал анализ эффективности внедрения политики импортозамещения в России, а также рассмотрения опыта китайской экспортоориентированной политики импортозамещения и ее трансформации для обеспечения экономического процветания страны. Для достижения поставленных целей были рассмотрены латиноамериканский и азиатский путь развития политики импортозамещения, реализация политики импортозамещения в России и переход ее в экспортоориентированную в условиях пандемийного периода, а также опыт развития экспортоориентированной политики импортозамещения Китая..

Предполагается, что азиатский подход наиболее востребован в российских реалиях, в том числе опыт Китайской Народной Республики, несмотря на реализацию санкций стран Европы и США, при ее адаптации к текущим ограничениям..

В целом было доказано, что экспортоориентированная политика импортозамещения позволит России при усилении роли государственной поддержки формирования и развития международных стратегических альянсов в условиях пан-демийного и постпандемийной реальности, позволит добиться ведущего положения в мировой экономики.

Abstract. At the present stage of development, the world economy is undergoing another process of transformation, which is increasingly pushing countries to develop their internal potential. Accordingly, the question arises of the advantage of the experience of various countries in the formation of the most effective import substitution policy.

The purpose of this article was to analyze the effectiveness of the implementation of the import substitution policy in Russia, as well as to consider the experience of the Chinese export-oriented import substitution policy and its transformation to ensure the economic prosperity of the country. To achieve the goals set, the Latin American and Asian ways of developing the import substitution policy, the implementation of the import substitution policy in Russia and its transition to an export-oriented policy in the context of the pandemic period, as well as the experience of developing China's export-oriented import substitution policy were considered.

It is assumed that the Asian approach is most in demand in Russian realities, including the experience of the People's Republic of China, despite the implementation of sanctions by European countries and the United States, while adapting to current restrictions.

In general, it has been proven that an export-oriented policy of import substitution will allow Russia, while strengthening the role of state support for the formation and development of international strategic alliances in the context of pandemic and post-pandemic reality, will allow it to achieve a leading position in the global economy.

Ключевые слова: экспортоориентированная политика импортозамещения, пандемия COVID-19, локализация производства, устойчивое экономическое развитие.

Keywords: export-oriented import substitution policy, COVID-19 pandemic, production localization, sustainable economic development.

Начиная с 2014 года Российская Федерация реализует политику импортозамещения для увеличения конкурентоспособности собственных позиций на мировом рынке. Россия изначально внедряла политику внутреориентированной стратегии импортозамещения, которая впервые началась применяться странами Латинской Америки. Так, правительства стран Аргентины, Бразилии и Мексики для достижения цели удовлетворения потребностей национального рынка за счет собственного производства, осуществляли следующие мероприятия [2]:

1) субсидирование и льготное кредитование промышленности, не учитывая их уровень конкурентоспособности и производственные возможности;

2) с помощью введение квот и высоких промышленных пошлин внедрение высоких барьеров входа на национальный рынок для зарубежных компаний;

3) снижение трансфертных цен и цен на ресурсы отдельных отраслей для внутреннего рынка.

Однако, применение данного вида политики импортозамещения привели страны Латинской

Америки к экономическому кризису 70-80-хх годов 20 ст., который характеризовался низким уровнем жизни населения и низкой степенью насыщенности рынка потребительских товаров, поскольку активно импортозамещение развивалось в направлении машиностроения и отдельных направлений сельского хозяйства, при этом сохраняя ограничения на импорт по всем отраслям. Таким образом, введенная политика импортозамещения снизила экспортные возможности стран и в целом, привела к высоким темпам инфляции, низким темпам роста ВВП, дефициту платежного баланса, низкой рентабельности государственных инвестиций в экономику и сокращению инвестиционной активности.

Экспортоориентированную политику импортозамещения активно применяли азиатские страны, в первую очередь, такие как Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Таиланд. Данные страны внедряли политику импортозамещения в отдельных отраслях экономики, которые могли конкурировать не только на национальном, но и на мировом рынке, что привело к значительным успехам не только в экономике стран, на и на международной арене. Можно сделать вывод, что экспортоориентированная политика импортозамещения позволяет сформировать модель долгосрочной работы национальной экономики.

Начиная с 1991 года Российская Федерация не активно внедряла политику импортозамещения, что привело к формированию высокой зависимости от импорта западных стран. Тем не менее, к 1998 году импортозависимость снизилась на 20 %, а к 1999 году - еще на 28 %. Начиная с 2012 года, и усиливаясь в 2014 году правительство страны стало активно развивать политику импортозамещения, вследствие применения санкционной политики западных стран. Реализация экспортоориентиро-ванной политики импортозамещения является долгосрочной стратегией, что подтвердили результаты 2014-2016 года, когда товарная структура страны практически не изменилась [1]. Некоторые результаты данной политики проявились в пандемийный период 2020-2021 годов. Санкционная политика западных стран особенно в 2022 году приводит к сложностям в реализации экспортоориентирован-ной политики импортозамещения, поскольку осуществляется поддержка всех производств вне зависимости от экспортной ориентации отрасли промышленности или предприятия [6].

Допандемийный период политика импортозамещения характеризовалась, прежде всего, поддержкой тех отраслей и предприятий, которые были рентабельными, за исключением направлений, обеспечивающих национальную безопасность. Пандемия, а также события 2022 года расширили действие государственной поддержки, в том числе и на те отрасли и предприятия, деятельность которых целесообразна для государства. На современном этапе реализации политики импортозамещения поддержка государства сконцентрировалась на следующих отраслях:

- транспортное машиностроение, в частности производство подвижного состава и дизелей большой мощности;

- автомобильная промышленность, в том числе развитие универсальной компонентной базы (автоматическая коробка передач и приводы);

- фармацевтика, в частности локализация производства субстанций для ЖНВЛП;

- судостроение;

- авиастроение, в том числе производство гражданских самолетов;

- малая и среднетоннажная химия;

- производство среднего и крупнотоннажного сжиженного природного газа;

- радиоэлектроника, в том числе электронная компонентная база и ее составные части, электронная и радиоэлектронная аппаратура, телекоммуникационное оборудование и т.д.

По проектам, отобранным в 2022 году гранты Агентства по технологическому развитию, могут покрывать 100 % затрат, в дальнейшем - до 80 % [8].

При этом несмотря на негативный прогноз уже успешно реализован ряд проектов по им-портозамещению, в том числе:

- были разработаны и внедрены в полномасштабное производство преобразователи давления ЭМИС-БАР (приборостроительная отрасль);

- освоено производство моноблочных чиллеров для систем кондиционирования зданий (завод холодильного оборудования ТехноФрост);

- налажено производство стиролакриловых, полиуретановых, винилацетатных дисперсий и клеев, до 2022 года была введена линия по производству полиуретановых клеевых систем, применяемых в строительной и автомобильной отраслях (ОЭЗ «Кулибин»);

- освоено прооизводство печей для термического разложения аммиака («Коксохиммонтаж-Волга», Ярославль);

- началось производство микротрубок для кабельной канализации различной конфигурации («Поилипластик», Москва);

- наложено серийное производство стрелочных электроприводов для трамвайных путей («Термотрон-Завод», Брянск);

- Ростех освоил и призвел образец монокристаллического кремния, необходимого для производства кремнеевых пластин для электронных силовых приборов;

- освоено производство тросовых дорожных ограждений (Мордовия);

- выпущена первая тонна металлического натрия (ПАО «СЭЗ имени Серго Орджоникидзе», Саратов);

- налажен выпуск комплектующих для топливных насосов дизельных двигателей («Мезон», Вологодская область);

- освоено производство саморегулирующих нагревательных кабелей для водосточных систем, кровель зданий, трубопроводов нефти и нефтепроводов («Лидер-Компаунд», Саранск) и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что Программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 15.04.2014 г. уже дает свои результаты. Однако, не все импортные продукты получается заменить импортными аналогами, например, в области цифровых продуктов, где зависимость от импорта достигает 90 %. Для поддержки развития IT отрасли был создан Реестр российских программных продуктов, который освобождает своих участников от уплаты НДС, а компании, покупающие российское программное обеспечение получают от государства компенсацию в размере 50 % от своих затрат.

Правительство Российской Федерации в октябре 2022 года утвердило комплекс проектов по реализации политики импортозамещения на 5,2 трн.руб. с реализацией до 2030 года, всего планируется направить 123,6 млрд руб. до 2030 года [3]. В комплекс вошли 162 проекта, из них по химической промышленности - 54, по черной металлургии - 27, по лесопромышленному комплексу - 18, по железнодорожному машиностроению - 16, по фармацевтике - 12, по автомобильной промышленности - 8, по металлургии и строительно-дорожного машиностроения - по 5, по станкостроительной промышленности и тяжелого машиностроения - по 3, по авиационной промышленности - 2, по другим отраслям - 3.

Несмотря на введение активной санкционной политики со стороны западных стран, для Российской Федерации открывается ряд преимуществ. Так, была создана национальная платежная система, стала развиваться российская промышленность, были внедрены государственные меры поддержки для агропромышленного комплекса. Тем не менее, есть ряд фактор, тормозящий развитие политики им-портозамещения: четвертый уровень технологического уклада промышленности, высокий уровень морального и физического износа промышленных средств, низкий уровень прямых инвестиций. Нивелировать негативные явления позволит участие зарубежных компаний в политике импортозамещения.

Важным этапом в развитии экспортоориентированной политике импортозамещения является создание локализованных совместных предприятий с иностранными партнерами в виде стратегических альянсов, в том числе, и как с первоочередным шагом - в виде контрактного производства. При этом можно выделить два типа компаний по степени участия в производстве продукции с иностранными компаниями. Первые - контрактные производства - это компании, производящие продукцию по собственной торговой маркой, и в случае простоя производственных площадей - догружают линию производством других брендов [5]. И контрактные предприятия - компании, которые изначально работают над производством продукции под чужими брендами. Что в первом, что во втором случаях контрактным компаниям остается значительный опыт зарубежных брендов, позволяющий обеспечить развитие технологий мирового уровня.

Наиболее перспективной стороной контрактного производства в рамках кластера стратегического альянса можно обозначить Китай, который прошел значительный путь к экспортоориентиро-ванной политике импортозамещения и который частично возможно перенять, поскольку данная модель позволила Китаю не только эффективно преодолеть различные экономические кризисы, в том числе и вызванные пандемией COVID-19, но и показывать темпы экономического роста, став одним из крупнейших экспортеров мира, а в отдельные годы, оказавшись на первом месте.

Изначальной основой внешней политики Китая было положение «расширение экспорта любимыми средствами». Наращивание положительного внешнеторгового сальдо приводило к финансированию дефицита внешних расчетов США, таким образом на долю Китая стало приходиться четверть долга США, что означает высокий уровень зависимости КНР. На текущий момент экспортоориентирован-ная политика импортозамещения является основой расширения влияния КНР и его валюты юаня в регионе [4]. В целом, Китай проделал огромный путь экономического развития (таблица 1).

Таблица 1 - Эволюция модели экономического развития Китая

Первый этап

Импортозамещающая модель догоняющего развития (Начальный этап индустриализации Китая (1950-60-е годы))

Основные характеристики модели Развитие экспортного сектора

Удовлетворяет нужды национального рынка, активно использует политику протекционизма, как правило, внедряет государственную монополию внешней торговли (основа -теория меркантилизма) Снижение конкурентоспособности отечественных предприятий и экспортных товаров и, как следствие, снижение экспортных объемов, ограничение присутствия иностранного капитала на национальном рынке и др.

Второй этап

Экспортоориентированная модель развития догоняющего типа (Этап проведения политики «реформы и открытости»)

Ориентация отраслей национальной промышленности на мировой рынок, открытость экономики, интенсивное стимулирование экспорта, привлечение иностранного капитала к локализации производства Активное развитие экспорта, расширение его диверсификации, привлечение иностранных инвестиций из-за рубежа.

Третий этап

Сочетание элементов режима импортозамещения со стратегией экспортной ориентации (С 1990-х годов по 2000-е гг.)

Рост импортозамещающих производств после удовлетворения нужд национального рынка обусловил рост экспорта, что повлекло за собой появление смежных импортозамещающих производств Сохранение высокого темпа экспорта и его значительной доли в экономическом росте, повышение конкурентоспособности предприятий, увеличение доли продуктов с высокой добавленной стоимостью в экспорте и т.д.

Четвертый этап

Модель, базирующаяся на расширении внутреннего спроса (Во время и после мирового финансового кризиса)

КНР взял курс на развитие национального рынка, стремясь достичь эффекта «компенсации» или «замещения» внешнего спроса внутренним для поддержания темпов роста экономики. Экспорт немного снизился, но спустя время компенсаторный эффект проявился.

Создание специальных экономических зон позволило Китаю развить экспортный сектор и обеспечить конкурентоспособность национальных отраслей. При этом китайское законодательство позволяло участие иностранных компаний только при соблюдении следующих условий: сложная процедура регистрации, инвестирование возможно только в новые созданные компании, доля участия - не более 49 %, в пределах определенных экономических зон, обязательна передача инновационных технологий и развитие производства высокотехнологичных продуктов.

Базой развития экспортоориентированной политики импортозамещения стала способность китайских предприятий оперативно и эффективно внедрять инновационные технологии зарубежных компаний, а не разрабатывать собственные технологии. Также мощным стимулом продвижения китайской продукции на мировой рынок стал экспорт китайского капитала. Вначале китайские компании за рубежом занимались обслуживанием экспортно-импортных операций Китая, затем стала экспортировать сельскохозяйственную продукцию, транспорт, общественное питание, связь, финансовое и страховое дело и прочее. При этом торговые предприятия создавались исключительно китайским капиталом, а производственные компании - в форме совместных компаний, и компании по освоению природных ресурсов - на контрактной основе. Основная инвестиционная деятельность Китая приходится на соседние страны, страны Латинской Америки и Африки, что позволило усилить позиции в регионе во всех сферах: экономической, финансовой и политической. Внутри региона (кроме Японии) больше половины расчетов осуществляется в юанях, что может свидетельствовать о будущих перспективах юаня, как резервной валюты, а также превратиться в регионального кредитора. Таким образом, можно сделать вывод об универсальной, гибкой и адаптивной китайской модели экспорто-ориентированной политики импортозамещения.

Высокую устойчивость экономической китайской модели придают собственные производственные силы: развивая важные отрасли экономики, формируя базу для развития внутреннего рынка и стимулируя внутренний спрос, сохраняя высокий мобилизационный потенциал роста. Такой опыт Китая может стать стратегическим ориентиром для развития экспортоориентированной политики им-портозамещения Российской Федерации.

В рамках взаимодействия китайско-российских стратегических альянсов можно отметить, что в истории Россия и Китай заключали три масштабных альянса. Первый альянс состоялся в 1896 году, когда Российская Империя планировала заниматься строительством железной дороги, использовать китайские порты и помогать Китаю в случае нападения Японии. В 1904 году началась русско-японская война, при этом Китай остался нейтральным, что нивелировало положения «Договора о взаимной помощи против врага».

Второй альянс состоялся в 1945 году, когда СССР и КНР подписали «Договор о дружбе и союзе между СССР и КНР», в рамках которого Китай признал независимость Монголии, СССР смог разместить свои вооруженные силы в порту Китая и совместно управлять китайской железной дороги. В 1950 г. данный договор был расторгнут СССР.

Третий альянс состоялся в том же 1950 году при заключении «Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР». Данный договор предусматривал не только взаимопомощь в случае нападения Японии, но и взаимодействие в областях экономики, политики, безопасности и т.д. В 1980 году срок договора истек, и стороны решили его не продлять.

Несмотря на не совсем позитивный опыт взаимоотношений, наиболее перспективным партнером Российской Федерации является Китайская Народная Республика. Российско-китайское партнерство развивается достаточно устойчивым по внешним и внутренним направлениям. И Китай, и Российская Федерация находятся под определенным стратегическим сдерживанием и давлением США и других западных стран, и совместное партнерство, а также партнерство предприятий принесут ощутимую экономическую пользу.

Если рассмотреть ведущие страны экспортно-импортных операций для Российской Федерации за 2021 год [7], то можно отметить ведущую роль Китайской Народной Республики в двух направлениях (таблица 2).

Таблица 2 - Ключевые страны экспортно-импортных операция Российской Федерации в 2021 г.

Экспорт Импорт

Страна Доля Страна Доля

Китай 13,9 % (68 млрд Ш$) Китай 24 % (72 млрд Ш$)

Нидерланды 8,56 % (42 млрд Ш$) Германия 9,31 % (27 млрд Ш$)

Германия 6,02 % (29 млрд Ш$) США 5,88 % (17,2 млрд Ш$)

Турция 5,36 % (26 млрд Ш$) Республика Беларусь 5,32 % (15,6 млрд Ш$)

Республика Беларусь 4,69 % (23 млрд Ш$) Южная Корея 4,42 % (12,9 млрд Ш$)

Великобритания 4,52 % (22 млрд Ш$) Франция 4,16 % (12,2 млрд Ш$)

Италия 3,91 % (19,2 млрд Ш$) Италия 4,1 % (12 млрд Ш$)

Казахстан 3,75 % (18,4 млрд Ш$) Япония 3,1 % (9,12 млрд Ш$)

США 3,6 % (17,7 млрд Ш$) Казахстан 2,43 % (7,13 млрд Ш$)

Южная Корея 3,43 % (16,8 млрд Ш$) Турция 2,21 % (6,51 млрд Ш$)

Несмотря, на то, что данные, представленные в таблице, относятся к 2021 году, а в 2022 году произошли значительные политические и экономические изменения, можно предположить, что товарооборот с такими странами, как Китай, Турция, Республика Беларусь и Казахстан увеличился, а со странами Западной Европы и США снизился.

Анализируя структуру экспортно-импортных операций Китая за 2021 год, можно обратить внимание, что Россия не вошла в первую десятку стран (таблица 3).

Таблица 3 - Ключевые страны экспортно-импортных операция Российской Федерации в 2021 г.

Экспорт Импорт

Страна Доля Страна Доля

США 17,1 % (577 млрд Ш$) Прочие страны Азии 9,3 % (249 млрд Ш$)

Гонконг 10,3 % (349 млрд Ш$) Южная Корея 7,95 % (213 млрд Ш$)

Япония 4,93 % (165 млрд Ш$) Япония 7,65 % (205 млрд Ш$)

Южная Корея 4,42 % (148 млрд Ш$) США 6,74 % (180 млрд Ш$)

Вьетнам 4,1 % (137 млрд Ш$) Австралия 6,09 % (163 млрд Ш$)

Германия 3,42 % (115 млрд Ш$) Тайвань 5,84 % (156 млрд Ш$)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нидерланды 3,04 % (102 млрд Ш$) Германия 4,46 % (119 млрд Ш$)

Индия 2,9 % (97 млрд Ш$) Бразилия 4,09 % (109 млрд Ш$)

Великобритания 2,58 % (87 млрд Ш$) Малайзия 3,65 % (98 млрд Ш$)

Малайзия 2,34 % (78 млрд Ш$) Вьетнам 3,43 % (92 млрд Ш$)

Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод, что Китай активно развивает свое региональное влияние, а также активно развивает торговые операции с ведущими экономиками стран Европы и США.

В таблице 4 представлена структура экспортно-импортных операций России и Китая, которая позволит определить точки соприкосновения в развитии стратегических альянсов на основе кластеров на территории Российской Федерации.

Таблица 2 - Ключевые страны экспортно-импортных операция Российской Федерации в 2021 г.

Российская Федерация

Китайская Народная Республика

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

43% (212 млрд USD): 27 - Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные_

18,5% (54 млрд USD): 84 -Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

26% (898 млрд USD): 85 -Электрические машины и оборудование, их части;

24% (668 млрд USD): 85 - Электрические машины и оборудование, их части

6,41% (31 млрд USD): 71 - Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни

12,5% (36 млрд USD): 85 -Электрические машины и оборудование, их части;

3,56% (120 млрд USD): 87 -Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности

14,9% (402 млрд USD): 27 - Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

5,86% (28 млрд USD): 72 - Черные металлы

9,12% (26 млрд USD): 87 -Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности

16,2% (547 млрд USD): 84 -Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

10,1% (272 млрд USD): 26 - Руды, шлак и зола

2,53% (12,4 млрд USD): 31 - Удобрения

4,69% (13,7 млрд USD): 30 -Фармацевтическая продукция

4,14% (139 млрд USD): 94 -Мебель; постельные принадлежности, матрацы,

8,61% (231 млрд USD): 84 - Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

2,38 % (11,7 млрд USD): 44 - Древесина и изделия из нее; древесный уголь

4,3 % (12,6 млрд USD): 39 -Пластмассы и изделия из них

3,89 % (131 млрд USD): 39 -Пластмассы и изделия из них

4,06 % (109 млрд USD): 90 - Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности_

2,18 % (10,7 млрд USD): 84 - Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

2,95 % (8,67 млрд USD): 90 - Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности_

2,89 % (97 млрд USD): 90 -Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности

3,21 % (86 млрд USD): 87 -Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности

1,86 % (9,17 млрд USD): 10 - Злаки

2,19 % (6,44 млрд USD): 73 -Изделия из черных металлов

2,84 % (95 млрд USD): 73 -Изделия из черных металлов

2,88 % (77 млрд USD): 71 -Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни_

Исходя из данных экспортно-импортных операций России и Китая, наиболее перспективными направлениями взаимодействия можно выделить следующие: сырьевые отрасли, ювелирные украшения, оборудования для ядерных реакторов, электрические машины и оборудование, средства наземного транспорта, пластмассы и изделия из них.

Анализируя общую направленность правительства Российской Федерации на реализацию экспортоориентированной политики импортозамещения и поддержку в формировании совместных предприятий в рамках стратегических альянсов, необходимо адаптировать опыт Китая для России и создавать инновационные кластеры на российской территории с привлечение китайский партнеров, как якорных компаний.

Источники:

1. Ельшин Л.А., Гафаров М.Р., Савушкин М.В. - Стратегические ориентиры импортозамещения в России в условиях системных преобразований // Теоретическая и прикладная экономика. - 2022. - № 3. - С. 60 - 71. DOI: 10.25136/2409-8647.2022.3.38523.

2. Зобов А.М., Чернышева А.М., Дегтерева Е.А., Трофимова А. Исследование и систематизация существующей практики в странах реализации политики импортозамещения для возможной адаптации в РФ // Вестник академии знаний №3 (26), 2018, с.374-379.

3. Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Мау В.А., д-ра экон. наук Радыгина А.Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. - Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. - 712 с. : ил.

4. Строганов А.О., Жилина Л.Н. К истории вопроса об импортозамещении в России // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12-6. - С. 1278-1282.

5. Тюкавкин Н.М., Анисимова В.Ю. Инновационная локализация промышленного производства, как фактор организации импортозамещения выпускаемой продукции // Московский экономический журнал. 2022. № 7 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_429.

6. Чернышева А.М., Зобов А.М. Влияние пандемии COVID-19 на тренды мировой экономической системы и преимущества политики импортозамещения (на примере АПК РФ) // Вестник академии знаний №46 (5), 2021, с.332-337.

7. https://trendeconomy.ru/ - Портал TrendEconomy - это хранилище данных, содержащее более миллиарда макроэкономических временных рядов из различных национальных и глобальных источников со всего мира.

8. https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A 1%D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D 1 %8F:%D0%98%D0%BC%D0% BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B 8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81 %D1%81 %D0%B8%D0%B8 - Государственная поддержка им-портозамещения 2022 год.

References:

1. Elshin L.A., Gafarov M.R., Savushkin M.V. - Strategic guidelines for import substitution in Russia in the context of systemic transformations // Theoretical and Applied Economics. - 2022. - No. 3. - P. 60 - 71. DOI: 10.25136/24098647.2022.3.38523.

2. Zobov A.M., Chernysheva A.M., Degtereva E.A., Trofimova A. Research and systematization of existing practice in countries implementing the import substitution policy for possible adaptation in the Russian Federation // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 3 (26), 2018 , p.374-379.

3. Russian economy in 2020. Trends and prospects. (Issue 42) / [Under scientific. ed. Dr. Econ. Sci. Kudrin A.L., Doctor of Economics Sciences Mau V.A., Doctor of Economics Sciences Radygina A.D., Doctor of Economics Sciences Sinelniko-va-Muryleva S.G.]; Institute of Gaidar. - Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar, 2021. - 712 p. : ill.

4. Stroganov A.O., Zhilina L.N. On the history of the issue of import substitution in Russia // Fundamental Research. - 2015. -No. 12-6. - S. 1278-1282.

5. Tyukavkin N.M., Anisimova V.Yu. Innovative localization of industrial production as a factor in the organization of import substitution of manufactured products. Moscow Economic Journal. 2022. No. 7 doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_429.

6. Chernysheva A.M., Zobov A.M. The impact of the COVID-19 pandemic on the trends of the global economic system and the benefits of import substitution policy (on the example of the agro-industrial complex of the Russian Federation) // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 46 (5), 2021, pp. 332-337.

7. https://trendeconomy.ru/ - The TrendEconomy portal is a data repository containing over a billion macroeconomic time series from various national and global sources from around the world.

8. https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BC%D0%BF%D 0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 % B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81 %D1%81 %D0%B8%D0%B8 - State support for import substitution 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.