УДК 339
А.М. Зобов
к.э.н., доцент, зав.кафедрой «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, г. Москва
A.M. Zobov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the of Marketing Department,
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow (8-916-585-72-92 ch ernysh eva_ am@rudn. un iversity)
А.М. Чернышева к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, г. Москва
A.M. Chernysheva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department,
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow (8-916-585-72-92 ch ernysh eva_ am@rudn. un iversity)
Е.А. Дегтерева к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, г. Москва
E.A. Degtereva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department,
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow (8-916-585-72-92 ch ernysh eva_ am@rudn. un iversity)
А. Трофимова ассистент кафедры «Маркетинг», Российский университет дружбы народов, г. Москва
A. Trofimova
assistant of the department "Marketing", Peoples' Friendship University of Russia, Moscow (8-916-585-72-92 ch ernysh eva_ am@rudn. un iversity)
ИССЛЕДОВАНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ В СТРАНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ВОЗМОЖНОЙ АДАПТАЦИИ
В РФ
Аннотация. Целью настоящей статьи стало исследование зарубежного опыта формирования и внедрения политики импортозамещения. Для достижения поставленной цели были рассмотрены опыт внедрения политики импортозамещения южноамериканских стран и стран Азии, а также рассмотрен опыт стран ОДКБ.
Предполагается, что внедрение импортозамещения позволит повысить конкурентоспособность российских товаров как внутри страны, так и зарубежом, а также усилит экономические позиции России на мировой арене. Для проверки данной гипотезы анализировались документы размещенные в открытом доступе по странам, активно внедряющим политику импортозамещения либо имеющим на текущий момент достаточный опыт. Было доказано, что на современном этапе усиления глобализации важнейшим элементом усиления конкурентоспособности является устойчивый экономический рост, возможен при достижении определенного уровня самообеспечения промышленности. При этом импортозаменяемый продукт должен создаваться не только для внутреннего рынка, но и для внешнего. "Статья подготовлена при финансовой поддержке экономического факультета РУДН в рамках реализации проекта "Перспективы импортозамещения в реальном секторе стран-участниц ЕАЭС и ШОС в контексте санкционной политики развитых стран"
Annotation. The purpose of this article was to study foreign experience in the formation and implementation of import substitution policies. To achieve this goal, the experience of implementing the policy of import substitution of South American countries and Asian countries was considered, as well as the experience of the CSTO countries.
It is assumed that the introduction of import substitution will increase the competitiveness of Russian goods both domestically and abroad, and will also strengthen Russia's economic position in the world arena. To test this hypothesis, the documents placed in the public domain were analyzed, actively implementing the import substitution policy or having sufficient experience at the moment. It was proved that at the present stage of strengthening globalization the most important element of strengthening competitiveness is sustainable economic growth, it is possible when a certain level of
self-sufficiency in industry is reached. At the same time, the import-replaceable product should be created not only for the domestic market, but also for the external one.
The article was prepared within the framework of the project "The article was prepared with the financial support of the PFUR Economic Department within the framework of the project" Prospects of import substitution in the real sector of the EEA member states and the SCO in the context of the sanctions policy of the developed countries"
Ключевые слова: импортозамещение, экспортоориентированное импортозамещение, внутриориентированная стратегия импортозамещения, внешнеориентированная стратегия импортозамещения.
Key words: import substitution, export-oriented import substitution, intra-oriented strategy of import substitution, foreign-oriented strategy of import substitution.
Импортозамещение представляет собой определенную политику государства, которая формирует определенную защиту собственного производителя для создания безопасности страны, замещая импортную продукцию.
Стратегию импортозамещения внедряют многие страны. Еще в 50-х - 60-х годах девятнадцатого столетия США и страны Западной Европы использовали данную стратегию. В 60-х годах двадцатого столетия была сформулирована «теория зависимости» аргументирующая важность импортозамещения. Представители данной теории исходили из того, что между развивающимися странами и западными странами существует неравноценный обмен, поскольку сырьевая продукция продается по низким ценам, и импортируемые промышленные товары продаются по высокой цене. Данная ситуация усиливает экономическую зависимость развивающейся страны. А значит, необходимо развивать производство собственных промышленных товаров.
На текущий момент в России экономика испытывает давление с двух сторон: с одной стороны - в денежно-кредитной политике происходит снижение инвестиций, что влечет за собой снижение производства и рост цен. С другой стороны - бюджетно-налоговая политика, которая характеризуется изъятием налогов больше, чем возвращает денежных средств в развитие экономике. Но при внедрении политики импортозамещения необходимо развивать промышленное и сельскохозяйственное производство, что достаточно сложно сделать при снижении спроса потребителей в следствие снижения доходов населения вследствие снижения доходов населения и сложности получения кредита. Однако, при этом расширение производственных мощностей имеет потенциал более 40%, что сопровождается значительной базой трудовых и материальных ресурсов.
Реализация политики импортозамещения предполагает формирование искусственных стимулов (технических, кредитных, административных и т.д.), которые увеличивают конкурентоспособность российских предприятий на отечественном рынке. Соответственно, при внедрении политики импортозамещения необходимо осуществлять следующие мероприятия:
- формирование преимуществ для российских предприятий при проведении государственных закупок;
- создание экспортных преференций для российской готовой продукции;
- внедрение мероприятий, направленных на стимулирование инвестирования в импортозамещающие сектора экономики и промышленности;
- создание своеобразных кластеров, имеющих налоговые льготы и другие преимущества.
Для разработки более конкретных и детальных рекомендаций требуется изучение и систематизация существующей практики в ведущих странах реализации политики импортозамещения, ее правового, экономического и маркетингового обеспечения. Ведь внедрение лишь протекционистских мер может привести к тому, что промышленные предприятия перестают внедрять инновации и рассчитывают лишь на определенные льготы государства.
Чтобы избежать подобной ситуации страны Азии применяли доктрину «Летящих гусей» (Канаме Акамацу), которая предполагает постепенное технологическое развитие страны, ориентируясь на впереди стоящие по развитию страны, что формирует увеличение экспортного потенциала. Таким образом, в экономике отсутствуют дискриминационные меры в отношении импортных товаров. А значит данная доктрина формирует естественное развитие экономики. При этом экономика, для которой характерен избыток трудовых ресурсов и
отсутствие достаточного уровня капитала, постепенно становится конкурентоспособной. Сформированные сбережения переходят в резерв капитала, а образование в формирование резерва квалифицированных трудовых ресурсов, что в свою очередь приводит к росту конкурентоспособности всей экономики. В применении данной модели важно сформировать экспортную платформу, которая предусматривает создание анклава, с возможностями иностранного инвестирования без инфраструктурных проблем. Одной из таких экспортных платформ является Тайвань, который реализовал модернизировал доктрину «Летящих гусей», которая получила название «экспортоориентированное импортозамещение». В дополнение к этому Тайвань достаточно сильно проводил контроль инвестиционной экспансии.
Азиатские «тигры» внедряли политику импортозамещения, находясь по большей части на уровне развития более низком, чем страны Латинской Америки. При этом политика импортозамещения включала технологический вариант, предусматривающий активную модернизацию и производство высококачественное наукоемкой продукции. Стремительное внедрение инноваций в продукцию, имеющую лидирующие места, позволяли получить доходы, которые направлялись на формирование социальной и производственной инфраструктуры. Доля высокотехнологичных отраслей в экономике постоянно увеличивалась.
В целом, анализируя опыт стран Азии наиболее успешными стратегиями импортозамещения являются те, которые совмещаются с наращиванием экспорта. При этом стратегия импортозамещения подразделяется на:
- внутриориентированная стратегия импортозамещения, в рамках которой основой является освоение внутреннего рынка с достижением структурных сдвигов для индустриализации эклномики;
- внешнеориентированная стратегия импортозамещения, в рамках которой происходит поддержка производителей на мбждународном рынке.
Страны Азии проводили политику импортозамещения с упором на переориентацию производства на наукоемкие и техникоемкие технологии с внедрением НИОКР с экспортом на международные рынки.
Страны Латинской Америки также диверсифицировали структуру своего экспорта, но при этом был сохранен больше акцент на импортозамещении. Таким образом, правительство Бразилии и Мексики, в свое время, использовало в основном административные барьеры вследствие чего отсутствовала модернизация, а значит ресурсы использовались недостаточно эффективно. Так, например, для поддержки авиационной компании «Эмбрайер» (Бразилия) активно использовались государственные заказы и были использованы «налоговые каникулы». Благодаря, данным мероприятиям компания стала одним из лидеров авиастроения, опередив в Бразилии компании «Боинг» и «Эрбас».
Политика импортозамещения стран Латинской Америки прошла три этапа. Первый этап проходил с 1930г. по 1950 г. и характеризовался активным развитием отрасли легкой промышленности, предприятий, производящих несложное оборудование и продукцию промежуточного потребления. Такое развитие было обусловлено защитными действиями руководства стран Латинской Америки и определенным эконмическим застоем западных стран.
Второй этап приходился на период с 1950г. по 1970г., когда активно развивалась тяжелая промышленность и производство технически сложных товаров предварительного выбора, например, автомобилей. При этом развитие обеспечивалось кредитами и иностранными инвестициями. Данный этап закончился осознанием узости рынка, недостатка квалифицированных трудовых ресурсов и ростом инфляции.
Третий этап характеризуется бразильским экономическим «чудом», которое основывалось на одиннадцати государственных предприятий, семи иностранных компаний и двух частных компаний. В рамках политики импортозамещения произошла реструктуризация государственных компаний, которые контролировали производство электроэнергии, металлургию и добычу, и переработку нефти. К 1975 году Бразилия по росту ВВП стала занимать восьмое место в мире, экспортировать автомобили, сельскохозяйственную технику, теле и радиоаппаратуру, станки, двигатели, энергетическое оборудование. Негативным моментом данного этапа стала значительное расслоение населения по доходам.
Зарубежный опыт свидетельствует о более эффективной политики импортозамещения совмещенной с диверсификацией (товарной\географической) экспорта нежели о внедрении только политики импортозамещения. Так, первый вариант стратегии применяли азиатские страны, вторую же - страны Латинской Америки, которые в итоге получили рост инфляции,
сокращение сбережений, снижение инвестиционной активности и дефицит платежного баланса. Таким образом, странам не удалось провести перестроить собственную экономику, заменив в достаточном количестве импортные товары на отечественные. Компании, получившие административную поддержку, не смогли увеличить свою конкурентоспособность, поскольку прибыль, полученная в результате политики протекционизма, не направлялась на модернизацию производства и внедрения инноваций.
Исследуя опыт ЕАЭС и ШОС интересен пример Республики Беларусь, которая разработала и приняла программу импортозамещения. В рамках данной программы важное место занимает налогово-бюджетное регулирование, с помощью которого предоставляются займы предприятиям стратегических отраслей экономики. В рамках денежно-кредитной политики, кроме льготного кредитования, используются инновационные фонды, финансирующие инвестиционные проекты с помощью таких механизмов как лизинг, проектное и венчурное финансирование, концессия. Важным недостатком данной программы является проблема отсутствии спроса на освоенный и внедренный в производство импортозамещающий товар (в первую очередь речь идет о легкой и пищевой промышленности). Данная проблема не затронула те предприятия, которые ориентированы на В2В рынок, например, предприятия машиностроительной отрасли и электроники. В целом, политика импортозамещения предусматривает использование в большей степени адресной помощи, льготного кредитования, введение технических барьеров.
Производители Казахстана испытывают сильное конкурентное давление со стороны зарубежных производителей даже на своем внутреннем рынке. Учитывая данное положение, с 1999 года была внедрена программа импортозамещения, содержащая тридцать проектов в том числе в машиностроении и горно-металлургическом комплексе.
Политика импортозамещения Казахстана предполагает активное технико-экономическое сотрудничество с партнерами по ЕАЭС. Так, производством судов и подводных роботов занимается уральский НИИ «Гидромаш» и завод «Зенит», по заказу из России производятся поставки тормозных парашютов атырауского «Шельфа».
Еще одним направлением политики импортозамещения является освоение абсолютно новой продукции. Так, оборонное предприятие «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» наладил выпуск оборудования для нефтегазового комплекса, производство мобильного бурового комплекса.
Программа импортозамещения Кыргызстана предполагает формирование кластерообразующих предприятий, которые ориентированы на экспорт и производят свыше 30% ВВП. Создание кластера позволит обеспечить рост на товары смежных отраслей. Так основой для кластера становятся АО ТНК «Дастан» и ОАО «Майлуу-Сууйский электроламповый завод», имеющие долю экспорта от 70 до 97% от объема произведенной продукции.
Важнейшим элементом программы импортозамещения Кыргызстана является поддержка тех товаров, которые имеют высокую добавленную стоимость, а также помощь предприятиям с технологически близкими производственными мощностями, имеющими собственные источники сырья и высококвалифицированный персонал. Такая поддержка достигается за счет изменения налогового законодательства, импортных пошлин, экспортных субсидий и создания Фонда развития, финансирующего ключевые предприятия реального сектора экономики.
В США политика импортозамещения активно стала внедрятся в начале 80-х годов 20 ст., которые характеризовались значительным снижением темпов экономического роста, инвестиционной активности и т.д. В автомобилестроении доля продаж снизилась с 96% до 79%, в станкостроении с 97 до 74%, по вычислительной технике - с 95 до 57%1. При этом на изменение структуры потребительского спроса в мировой экономике промышленность США реагировала достаточно медленно. Следовательно, руководство страны было вынуждено принимать определенные меры, способствующие развитию американской экономики. К таким мероприятиям можно отнести активное внедрение квотирования импорта, введение импортных пошлин, регулирование объемов поставок определенных видов продукции. Однако, внедренные меры с одной стороны снизили уровень конкуренции на внутреннем рынке США, с другой стороны - не стали влияющим фактором для проведения модернизации производства.
Именно поэтому следующим шагом в реализации импортозамещения стала цель -повышение конкурентоспособности промышленности на основе лидерства в освоении
инноваций и укрепление внешнеторговых связей. На практике это означало создание и выпуск импортозамещающей продукции, производимой на новом технологическом уровне высококвалифицированным персоналом компании. Вследствие реализации данной политики повысили конкурентоспособность такие сферы, как генная инженерия, роботостроение, электроника и т.д. При этом очень часто ключевым инвестором выступало министерство обороны. Политика импортозамещения, основанная на коммерциализации инновация, выявилась для США достаточно успешной.
Китай при реализации стратегии импортозамещения снизил свою зависимость от приобретения импорта станков, путем покупки лицензий ведущих западных компаний, а также приобретение предприятий, в том числе и создание совместных.
При реализации политики импортозамещения в Российской Федерации необходимо учитывать следующие факторы: значительный внутренний рынок, ослабление рубля, введение санкций, наличие отраслей, высокой зависимостью от импорта (выше среднемирового уровня). К отраслям с высокой зависимостью от импорта относятся: медицинская промышленность и фармацевтика (зависимость 70-80%), легкая промышленность (70-90%), радиоэлектроника (8090%).
В целом, устойчивый экономический рост в стране возможен при достижении определенного уровня самообеспечения промышленности, особенно при нестабильности мировой экономики. Ключевым источником импульса роста при этом становятся доходы от экспорта. Однако, импортозаменяемый продукт должен создаваться не только для внутреннего рынка, но и для внешнего. При этом важным моментом является развитие именно инновационного производства, которые сокращает зависимость от сырьевой отрасли. Источники:
1. Татаркин А., Макарова И., Рудаков Р. Уроки зарубежного опыта импортозамещения // Экономист, № 5, Май 2016, C. 14-29.
2. Чернышева А.М. Оценка современного уровня торгово-инвестиционного сотрудничества России со странами-участницами БРИКС // Наука и бизнес: пути развития.- 2016. - №10 (81)
3. Zobov, A.M., Degtereva, E.A., Chernova, V.Y., Starostin, V.S., «Comparative analysis of the best practices in the economic policy of import substitution», European Research Studies Journal, Volume 20, Issue 2, 2017.
4. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/competitiveness-rankings/#series=GCI.B.05
5. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016 Sources:
1. Tatarkin A., Makarova I., Rudakov R. Lessons of foreign experience of import substitution // Economist, No. 5, May 2016,
P. 14-29.
2. Chernysheva A.M. Assessment of the current level of trade and investment cooperation between Russia and BRICS
member countries// Science and business: ways of development. - 2016. - No. 10 (81).
3. Zobov, A.M., Degtereva, E.A., Chernova, V.Y., Starostin, V.S., «Comparative analysis of the best practices in the
economic policy of import substitution», European Research Studies Journal, Volume 20, Issue 2, 2017.
4. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/competitiveness-rankings/#series=GCI.B.05
5. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016