Научная статья на тему 'Import substitution in the current economic strategy of Russia'

Import substitution in the current economic strategy of Russia Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОЛИТИКА ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТА / СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / IMPORT DEPENDENCE / IMPORT SUBSTITUTION / STATE SUPPORT / IMPORT SUBSTITUTION POLICY / IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Kolotyrin Ye.A.

The paper states that in the current global economic situation and taking into account the economic sanctions imposed against Russia the implementation of the import substitution policy has gained particular importance. The paper aims to examine the degree of import dependence of the Russian economy and identify possible strategies for import substitution. The paper stresses the key issues of import substitution in Russia at the moment. The challenges of import substitution arise at all levels of the economic system: general macroeconomic level and microeconomic level of individual economic entities (companies). Goods produced for import substitution purposes must comply with international quality standards and be competitive on price. Consequently, state policy should be aimed at creating high-tech industries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Import substitution in the current economic strategy of Russia»

Евгений Алексеевич Колотырин,

аспирант кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

РОЛЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

В условиях современной международной экономической ситуации, с учетом введенных в отношении России санкций, реализация политики импортозамещения приобрела особую актуальность. Цель статьи - исследовать степень импортозависимости экономики России и определить возможные стратегии импортозамещения. В статье выделены ключевые проблемы замещения импорта в России в настоящий момент. Вопрос об импортозамещении возникает на всех уровнях хозяйственной системы: и на общеэкономическом, и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий). Товар, производимый на импортозамещающем производстве, должен соответствовать мировым стандартам качества и быть конкурентоспособным по цене. Следовательно, политика государства должна быть направлена на создание высокотехнологичных производств.

Ключевые слова: импортозависимость, импортозамещение, государственная поддержка, политика замещения импорта, стратегии импортозамещения.

Ye.A. Kolotyrin

IMPORT SUBSTITUTION IN THE CURRENT ECONOMIC STRATEGY OF RUSSIA

The paper states that in the current global economic situation and taking into account the economic sanctions imposed against Russia the implementation of the import substitution policy has gained particular importance. The paper aims to examine the degree of import dependence of the Russian economy and identify possible strategies for import substitution. The paper stresses the key issues of import substitution in Russia at the moment. The challenges of import substitution arise at all levels of the economic system: general macroeconomic level and microeconomic level of individual economic entities (companies). Goods produced for import substitution purposes must comply with international quality standards and be competitive on price. Consequently, state policy should be aimed at creating high-tech industries.

Keywords: import dependence, import substitution, state support, import substitution policy, import substitution strategy.

[email protected]

УДК 330.101.541

На фоне введенных и еще возможных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными. Российская экономика находится в сильной зависимости от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих ключевых отраслях промышленности доля импорта доходит до 80%, и появляется угроза для национальной безопасности страны [4]. Однако сложившаяся ситуация может послужить перспективной возможностью для реализации стратегии подъема отечественной промышленности.

Достижение успехов в политике импортозамещения возможно только при наличии достаточного количества свободных мощностей, способных выпускать конкурентоспособную и качественную продукцию.

Необходимо выделить ключевые меры для содействия импортозамещению:

- стандартизация - является средством обеспечения взаимозаменяемости элементов, повышения надежности;

- государственные закупки - необходимы для обеспечения первоначального спроса в период выхода отечественных производителей на требуемые рынком объемы производства;

- государственные субсидии - вливание средств на развитие инфраструктуры, модернизацию, субсидирование НИОКР.

Как мы видим, ключевую роль в продвижении политики импортозамещения играет государство. Именно с его помощью можно добиться успехов за достаточно короткий период времени. Следует также учитывать мировой опыт, где импортозамещение опирается на частную инициативу и при этом поддерживается госу-

дарством. Поэтому синтез государства и частного сектора очень важен для реализации данной стратегии. Развитие и поддержка отечественного производства не должны исключать возможности трансфера технологий из-за рубежа, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций.

На данный момент импортозамещение в Российской Федерации только набирает обороты, постепенно увеличивая свою долю в российской экономике. Недостающий объем замещается импортом из стран, не вводивших санкции по отношению к России.

Введенные санкции болезненно отразились на наших ключевых отраслях. Во-первых, они затронули технологии добычи нефти и газа, программного обеспечения, почти всей продукции двойного назначения. Чтобы заместить недостающие потребности в данных отраслях, требуются существенные вливания инвестиций как со стороны государства, так и из средств компаний.

Для обеспечения импортозамещения важны следующие условия: обеспечение притока инвестиций для модернизации существующих производственных мощностей, а также создание новых; налоговые послабления, обеспечение стабильности на рынках; смягчение кредитной политики.

Правительство называет приоритетными следующие отрасли: нефтегазовая, аграрная, сфера информационных технологий. Ключевыми с точки зрения импортоза-мещения также являются станкостроение, тяжелое машиностроение, легкая промышленность, фармацевтическая и медицинская промышленность.

На рисунке представлена степень импортозависимо-сти отраслей России.

Степень импортозависимости отраслей, % Источник: 1^1.: http://minpromtorg.gov.ru/

Как мы видим, в некоторых отраслях имеет место высокая степень зависимости от импортных поставок. В этом контексте детальный анализ положения дел в каждой отрасли имеет критическое значение. Кратко рассмотрим основные проблемные моменты по отраслям.

1. Космическая отрасль и оборонно-промышленный комплекс (ОПК).

Сейчас Россия импортирует 206 наименований продукции космической отрасли, из которых только для 58 есть российские аналоги. По трем групповым позициям (углеродные волокна, проводящие и диэлектрические пасты, нитрид бора) сложилась критическая ситуация, а по 102 наименованиям импортной продукции порядок замены вообще не определен. Так, по данным Роскосмо-са, на устранение негативных последствий в космической отрасли потребуется около 9 млрд руб. до 2018 г. Такая сумма необходима, чтобы полностью перейти на отечественные материалы, сырье и компоненты, а также наладить производство всех комплектующих в России [2].

С целью замещения комплектующих изделий и приборов необходимо провести ряд мероприятий в рамках Федеральной космической программы на сумму 925,5 млн руб., а также выделить в рамках федеральной целевой программы « Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» 1,4 млрд руб. [7].

Основными проблемами российского ОПК в области импортозамещения являются почти полное отсутствие в стране элементной базы для производства электронных приборов, недостаток современных станков для производства техники и вооружений, вопросы ИТ-безопасности и нехватка редкоземельных металлов.

В итоге, по данным Минпромторга России, в 2011 г. российские компании закупили за рубежом электронных компонентов на сумму 55 млрд руб. (речь идет только о закупках элементной базы). Электронных компонентов на 10 млрд руб. из этой суммы купили оборонные предприятия России [5].

2. Авиационная промышленность.

В настоящее время ситуация в различных секторах авиапрома складывается по-разному: если в военном авиастроении, вертолетостроении конкурентные позиции России в основном сохраняются на достаточно высоком уровне, а проблемы постепенно решаются, то в гражданском авиастроении положение остается сложным. В 2011 г. объем рынка самолетостроения, включая продукцию военного и гражданского применения, составил 109,5 млрд долл. Ожидается, что в связи с ростом мировых пассажиро- и грузопотоков спрос на новые воздушные суда увеличится к 2025 г. почти в 2,9 раза. Крупнейшей страной - производителем самолетов в 2013 г. являлись США. Россия практически не была представлена на мировом рынке новых гражданских самолетов (1,7%), при этом доля на мировом рынке военных и транспортных самолетов составила 14,7%.

По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) М. Погосяна, в текущем году удалось сохранить все договоренности с зарубежными партнерами, несмотря на введенные санкции, в том числе по проектам ЭикИо! Эире^ 100 и МС-21 [1, с. 27]. В то же время в сегменте авиационной техники военного назначения корпорация полностью независима от поставок

из-за рубежа и успешно реализует программу импортозамещения, заменяя иностранных поставщиков второго и третьего уровня (сырья и материалов) отечественными. В плане привлечения долгосрочного финансирования в первую очередь для авиаперевозчиков сотрудничество со странами ШОС становится особенно актуальным. Так, успешно продвигается реализация соглашения с КНР о разработке нового пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.

3. Нефтегазовое машиностроение.

Наиболее серьезные последствия для экономического роста России на среднесрочную и долгосрочную перспективу могут быть от санкций, направленных на подрыв развития нефтегазовой отрасли. Такие санкции угрожают, в частности, планам по освоению шельфовых нефтегазовых месторождений Арктики, в которых, по данным экспертов, сосредоточено свыше 80% углеводородных запасов всех шельфовых месторождений нашей страны.

Влияние этих санкций в наибольшей степени отразились на лидере по освоению шельфовых месторождений России - ОАО «НК "Роснефть"». Сейчас в ее распоряжении находятся 48 лицензионных участков с предполагаемыми запасами в 45 млрд т нефти [8]. Компания имеет целый ряд соглашений с компаниями США и Европы.

По данным председателя совета Союза нефтегазо-промышленников России Ю.К. Шафраника, доля импортного оборудования во всей нефтегазовой отрасли составляет около 25% [9]. При этом, по данным Министерства энергетики, около 80% оборудования, используемого при разработке трудноизвлекаемых запасов, является российским. В частности, у компании ОАО «Газпром» доля импортного оборудования и услуг составляет только 10% [6]. По мнению президента Союза нефте-газопромышленников России Г.И. Шмаля, проблема, связанная с запретом поставок оборудования из западных стран, может быть частично решена за счет поставок из Азии, в частности из Китая, а также за счет российского производства. Российские производители уже сейчас выпускают продукцию, например насосное оборудование, на уровне мировых стандартов.

Таким образом, в условиях нарастающего давления на российскую экономику со стороны западных стран Правительство Российской Федерации должно принимать экстренные меры как по стимулированию импортозамещения нефтегазового оборудования, так и по поиску новых партнеров в шельфовых проектах, связанных с использованием шельфовых платформ. Расширение круга стран, которые будут сотрудничать с Россией в Арктике, не только придаст стабильность освоению этого региона, но и диверсифицирует рынок сбыта углеводородов.

4. Фармацевтическая промышленность.

Здравоохранение является одной из основных задач

государственной политики. Одной из основных задач в этой сфере является удовлетворение потребностей населения в эффективных, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратах. Этой проблеме уделяется внимание во всех государствах.

По итогам 2013 г. Россия занимает 7-е место среди фармацевтических рынков мира. Его объем в стоимост-

ном выражении в 2013 г. составил 1 045 млрд руб. (в ценах конечного потребления), что на 14% больше, чем в 2012 г. Российский фармацевтический рынок остается импортоориентированным: в стоимостном выражении 75% приобретаемых населением лекарств производится за рубежом. Увеличение объемов импорта лекарств в натуральном и стоимостном выражении происходит за счет опережающих темпов поставок из стран Западной Европы. Около 22% иностранных лекарств поставляются из Германии.

В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, поддержки российских производителей лекарственных средств Минпромторг России разработал проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении ограничений на допуск лекарственных средств, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (размещен на сайте Минпромторга России 04.09.2014 г.) Предлагается отдавать предпочтение отечественным производителям только при государственных закупках; при этом запрещать зарубежным производителям лекарств участвовать в тендерах, особенно если такая иностранная компания - единственный поставщик лекарственного средства, не планируется.

По оценке Минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей, где государство является основным регулятором и основным покупателем, возможно достижение и более низких показателей.

Импортозамещение должно положить начало борьбе с импортозависимостью современной России. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно лишь за счет инноваций, стимулирования инвестиций и создания новых инновационных производств.

Можно сказать, что сейчас в реализации политики импортозамещения больше политики, чем экономики. На фоне ситуации, которая сложилась в связи с введенными санкциями, экстренное проведение политики импортозамещения носит больше вынужденный характер, так как существует большой риск непоставки стратегически важной продукции, которая до этого импортировалась (фармацевтика, отрасли ВПК).

Импортозамещение должно позволить в большей степени минимизировать отрицательный эффект от наложенных санкций, должно стать ключевым элементом промышленной политики России. Задача заключается в том, чтобы повысить инвестиционную привлекательность отечественной промышленности.

Полностью отказаться от импортной продукции невозможно. Однако необходимо рассматривать возможности его замещения. Программа импортозамещения может проходить по следующим направлениям:

- замещение импортной продукции, аналоги которой производятся на территории России за счет модернизации производства;

- создание новых производств тех товаров, для производства которых существует достаточная сырьевая база;

- импортозамещение тех товаров, производство которых экономически нецелесообразно или не хватает технологий, можно производить за счет поиска альтернативных поставщиков из дружественных стран, при этом ограничивая по возможности экспорт этих товаров.

Основными проблемами в области импортозамещения являются:

- отсутствие информации о заказах, которую предоставляли бы промышленные предприятия для широкого круга российских поставщиков;

- отсутствие сведений о технологических и производственных возможностях российских поставщиков;

- проблемы финансирования подготовки производства и обеспечения производителей оборотным капиталом;

- дороговизна сырья, используемого в производстве импортозамещающей продукции;

- недостатки таможенного регулирования при импорте сырья и готовой продукции.

С позиции экономики страны в целом можно выделить следующие государственные стратегии импорто-замещения:

- стратегия внутриориентированного импортозамещения. Данная стратегия подразумевает охват только внутреннего рынка. К недостаткам данной системы следует отнести то, что применение внутриориентированного импортозамещения может привести к стагнации инновационной деятельности на уровне предприятий, а также к отставанию национальной экономики в сфере технологического и научно-технического сотрудничества;

- стратегия внешнеориентированного импортозамещения. Предполагает нацеленность выхода импортоза-меняемой продукции на внешние рынки. Выполнение этой стратегии подстегивает предприятия к реализации НИОКР в соответствии с требованиями зарубежных рынков, что в конечном счете должно привести к росту конкурентоспособности отечественных отраслей на внутреннем рынке с последующим выходом на внешний рынок;

- стратегия смешанного импортозамещения. При реализации данной стратегии предприятие осуществляет импортозамещающую деятельность как на внутреннем, так и на внешнем рынках в различных соотношениях, что позволяет рационально распределить ресурсы, необходимые для импортозамещения.

Таким образом, наиболее актуальной для российской экономики является проблема импортозамещения на уровне всей хозяйственной системы страны, сохранение экономической безопасности. Однако в силу введения санкций и резкого падения курса отечественной валюты с проблемой импортозависимости столкнулись и отдельные предприятия, что привело к резкому увеличению себестоимости, потере занятых рынков и в отдельных случаях к невозможности дальнейшего производства товаров и услуг.

Можно рассмотреть нескольких стратегий, которыми предприятия могут воспользоваться для замещения импортной продукции. Выбор конкретной стратегии импортозамещения зависит от того, какие возможности текущей экономической ситуации являются для предприятия приоритетными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.