Научная статья на тему 'Об оценке эффективности реализации государственной программы импортозамещения'

Об оценке эффективности реализации государственной программы импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЕГИОНЫ / IMPORT SUBSTITUTION / THE STATE PROGRAM OF IMPORT SUBSTITUTION / EFFICIENCY ASSESSMENT / REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Ирина Константиновна, Мищенко Валерий Викторович

В статье поставлена проблема достоверной оценки экономической эффективности реализации государственной программы импортозамещения. Охарактеризован предлагаемый учеными методический инструментарий, в том числе использование интегрального показателя, комплексной оценки эффективности реализации импортозамещения, отмечена его условность и ограниченность ввиду невозможности охвата множества факторов, влияющих на процессы замещения импорта товаров отечественным производством. В краткосрочном периоде, по мнению авторов, оценку эффективности импортозамещения целесообразно проводить на основе анализа достигнутых результатов как важнейшей составляющей эффективности. Проанализированы конкретные результаты, полученные отдельными отраслями национальной экономики, в реализации программы импортозамещения, по итогам 2017 года. Наиболее значимые успехи были достигнуты в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, фармацевтике, оборонно-промышленном комплексе, автомобильной промышленности. Деятельность других отраслей не столь успешна. Пока не оправдываются надежды на то, что импортозамещение станет мощным стимулом технологической модернизации. Источниками информации послужили официальные данные Росстата, корпоративная статистика, отраслевые издания, авторские исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мищенко Ирина Константиновна, Мищенко Валерий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of reliable assessment for economic efficiency of the import substitution state program. The authors describe the proposed methodological tools, including the use of an integral indicator, a comprehensive assessment of the effectiveness of the import substitution implementation, noted its conditionality and limitations due to the impossibility of covering a variety of factors affecting the processes of import substitution by domestic production. In the short term, according to the authors, it is advisable to assess the effectiveness of import substitution based on the analysis of the results achieved as the most important component of efficiency. The specific results obtained by individual sectors of the national economy in the implementation of the import substitution program, according to the results of 2017, are analyzed. The most significant successes have been achieved in agriculture, food industry, pharmaceuticals, military-industrial complex, automotive industry. The activities of other industries are not so successful. The hopes that import substitution will become a powerful stimulus for technological modernization have not been justified yet. Sources of information were official data of Rosstat, corporate statistics, industry publications, author's research.

Текст научной работы на тему «Об оценке эффективности реализации государственной программы импортозамещения»

УДК 338.2 ГРНТИ 06.39.02

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Мищенко Ирина Константиновна

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг», Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул,

просп. Ленина, д. 54, Россия E-mail: IKMischenko @fa.ru

Мищенко Валерий Викторович

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры региональной экономики и управления, Алтайский государственный университет, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, просп. Ленина, д.61, Россия E-mail: ikmischenko @mail. ru

Аннотация. В статье поставлена проблема достоверной оценки экономической эффективности реализации государственной программы импортозамещения. Охарактеризован предлагаемый учеными методический инструментарий, в том числе использование интегрального показателя, комплексной оценки эффективности реализации импортозамещения, отмечена его условность и ограниченность ввиду невозможности охвата множества факторов, влияющих на процессы замещения импорта товаров отечественным производством. В краткосрочном периоде, по мнению авторов, оценку эффективности импортозамещения целесообразно проводить на основе анализа достигнутых результатов как важнейшей составляющей эффективности.

Проанализированы конкретные результаты, полученные отдельными отраслями национальной экономики, в реализации программы импортозамещения, по итогам 2017 года. Наиболее значимые успехи были достигнуты в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, фармацевтике, оборонно-промышленном комплексе, автомобильной промышленности. Деятельность других отраслей не столь успешна. Пока не оправдываются надежды на то, что импортозамещение станет мощным стимулом технологической модернизации.

Источниками информации послужили официальные данные Росстата, корпоративная статистика, отраслевые издания, авторские исследования.

Ключевые слова: импортозамещение, государственная программа импортозамещения, оценка эффективности, регионы.

ON EFFICIENCY EVALUATION OF THE IMPORT SUBSTITUTION STATE PROGRAM IMPLEMENTATION

Irina K. Mischenko

Candidate of Economics, Associate professor at the Department of

Economics, Management and marketing, Barnaul branch of the Financial university under the Government of the Russian Federation, Barnaul, Lenin St.,

bld. 54, Russia

Valery V. Mischenko

Candidate of Economics, Associate professor at the Department of Regional Economics and management of the Altai State University, 656049, Barnaul, Lenin St., bld. 61, Russia

Abstract. The article raises the problem of reliable assessment for economic efficiency of the import substitution state program. The authors describe the proposed methodological tools, including the use of an integral indicator, a comprehensive assessment of the effectiveness of the import substitution implementation, noted its conditionality and limitations due to the impossibility of covering a variety of factors affecting the processes of import substitution by domestic production. In the short term, according to the authors, it is advisable to assess the effectiveness of import substitution based on the analysis of the results achieved as the most important component of efficiency.

The specific results obtained by individual sectors of the national economy in the implementation of the import substitution program, according to the results of 2017, are analyzed. The most significant successes have been achieved in agriculture, food industry, pharmaceuticals, military-industrial complex, automotive industry. The activities of other industries are not so successful. The hopes that import substitution will become a powerful stimulus for technological modernization have not been justified yet.

Sources of information were official data of Rosstat, corporate statistics, industry publications, author's research.

Key words: import substitution, the state program of import substitution, efficiency assessment, regions.

Летом 2018 года исполнилось три года с тех пор, как импортозамещение в России было объявлено в качестве одного из главных направлений государственной экономической политики. За прошедший срок появилось немало негативных оценок результатов импортозамещения, к примеру [1], а также утверждений об исчерпании резервов роста в отдельных отраслях национального хозяйства, в частности в АПК [2].

Скажем прямо: за три года нереально полностью перестроить промышленность, сельское хозяйство, банковское дело, IT-сферу и другие сектора национального хозяйства. Многолетняя сырьевая ориентация экономики страны не только поставила государство в глобальную зависимость

51

от конъюнктуры цен на энергоносители и от импорта значительно ассортимента товаров и услуг, но и привела к запрету поставок в Российскую Федерацию определенных технологий, оборудования и другой высокотехнологичной продукции по политическим причинам. Обеспечить равноценную замену части из них в краткосрочном периоде невозможно. Чтобы радикально изменить ситуацию, необходимы большие инвестиции, дешевые кредиты, внедрение современных технологий и методов в управление национальным хозяйством, приоритет экономических интересов над политическими и множество других факторов. Все это требует времени.

Рассмотрим один из аспектов оценки импортозамещения -экономическую эффективность реализации данной программы на уровне Федерации, поскольку только там можно найти достаточное количество источников достоверной статистической информации.

Государственная программа импортозамещения - условное название комплекса нормативных документов, мероприятий и механизмов, направленных на частичный отказ от свободного доступа в национальное хозяйство зарубежных товаров, полноценное замещение товаров иностранного производства отечественными изделиями, которые обеспечивали бы внутренние потребности страны и производились на экспорт.

После введения санкций западными странами в 2014 году Россия приняла ответные меры, внеся изменения в действующие нормативные акты и приняв ряд новых. В частности, в новой редакции была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»; принят План содействия импортозамещению в промышленности; утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве из 19 составных элементов, охватывающих развитие всего отечественного сельского хозяйства, включая и продовольственную безопасность, до 2020 года; принята Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования. К концу 2014 года 43 региона представили в Минпромторг 1878 отраслевых планов (программ) по импортозамещению, из которых были утверждены 40.

В 2015 году Минпромторг, Минкомсвязь, Минтранс и Минэнерго совместно разработали 19 отраслевых программ по импортозамещению, охватывающих такие отрасли, как фармацевтика, тяжелое машиностроение, авиастроение, судостроение и др. В 2016 году по требованию Минэкономразвития РФ все регионы - субъекты Российской Федерации представили региональные планы (программы) мероприятий по содействию импортозамещению до 2020 года, составленные в отраслевом разрезе по видам экономической деятельности.

Помимо тактических задач замещения выпуска отдельных товаров, в перечисленных документах предусматривалось восстановление, и даже новое освоение стратегических производств в машиностроении - критических видов готовой продукции, оборудования, комплектующих, необходимых для долгосрочного устойчивого функционирования отраслей промышленности,

52

сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности страны. За счет государственной поддержки отечественных товаропроизводителей планировалось достигнуть оптимальных сдвигов в структуре экономики, стабильности производства, а значит и роста уровня жизни населения страны.

В настоящее время не существует единого подхода к оценке эффективности реализации программ импортозамещения, как на уровне Федерации в целом, так и в регионах. Соответственно нет общих критериев и единой системы оценочных показателей.

Отдельными учеными [3; 4] предпринимаются попытки разработать методический инструментарий и интегральный показатель комплексной оценки эффективности реализации импортозамещения, но подобная оценка требует учета множества факторов и во многом носит условный характер.

Органы исполнительной власти в докладах и отчетах используют большое число показателей, которые прямо или косвенно относятся к импортозамещению. При этом положение отдельного региона в конкретной отрасли может быть охарактеризовано при помощи нескольких десятков параметров, причем некоторые из них оценивают только темпы реализации программ по импортозамещению, а не успешность их выполнения. Это существенно затрудняет сравнение регионов и оценку эффективности процессов импортозамещения. Кроме того, многие программы реализуются крупными корпорациями, имеющими свои предприятия в различных регионах.

Таким образом, оценка успешности реализации отраслевых программ по импортозамещению в субъектах Федерации в определенной степени является приблизительной, основанной на базовых трендах и показателях ведущих отраслей (видов деятельности), регионов и экономики в целом.

Воспользуемся официальными данными Росстата, чтобы оценить достигнутые результаты в реализации государственной программы импортозамещения.

По итогам 2017 года наиболее значимые успехи следует отметить в сельском хозяйстве: в стране был собран рекордный урожай зерновых - 140 млн. тонн в бункерном весе. Соответственно Россия стала крупнейшим экспортером зерна, поставив за рубеж 50 млн. тонн зерна и продуктов его переработки, и вышла в лидеры по экспорту пшеницы, увеличив годовой объем поставок на внешние рынки до 32,2 млн. тонн пшеницы и пшеничной муки (в пересчете на зерно).

Меньше рост производства среди других продуктов питания (овощи, картофель, фрукты), но тем не менее объемы выпуска растут.

За последние годы Россия сократила импорт продовольствия в 3,5 раза. Страна практически отказалась от импорта свинины и куриного мяса, резко выросло производство говядины. При этом компании федерального и международного уровня реализуют в регионах крупномасштабные инвестиционные проекты, существенно наращивая как объем выпускаемой продукции, так и долю на рынке. Благодаря этому мясо птицы, свинина и

говядина становится более доступным, а оптовые поставки отечественных производителей - более надежными.

Вместе с тем в молочной отрасли, требующей «длинных» инвестиций, импортозамещения не произошло. Потребность в импорте молочной продукции сейчас составляет 7,5 млн. тонн. На полное замещение, по оценкам министерства сельского хозяйства, потребуется не менее 10 лет, при условии достижения ежегодных темпов прироста не менее 3%.

На базе растущего выпуска сельскохозяйственного сырья во многих регионах России, даже промышленно развитых, ведущей отраслью стала пищевая промышленность. Значительно увеличился экспорт подсолнечного и соевого масла, муки. Кроме того, страна начала экспорт сахара.

Весомый рост объемов производства достигнут в фармацевтической промышленности. По данным DSM Group, объём фармацевтического рынка России в 2017 году вырос на 8% к уровню предыдущего года. При этом доля лекарств импортного производства на рынке в денежном выражении составила 70%, а в натуральном (в упаковках) - 38%. Отмечена четкая тенденция к сокращению удельного веса импортных препаратов и увеличению доли отечественных лекарств на рынке. Импортозамещение в большей мере заработало в сегменте госзакупок: +2% к 2016 году; в коммерческом сегменте доля отечественных препаратов росла более медленными темпами (+0,5%) [5].

Определенные позитивные результаты имеются в оборонно-промышленном комплексе по изготовлению комплектующих, программного обеспечения, которые можно использовать при производстве как военной, так и гражданской продукции. Так, в 2016 году объем валютных средств, полученных «Рособоронэкспортом», составил 12,3 млрд. дол., портфель заказов - 42,7 млрд. дол. При этом экспорт продукции военного назначения «Ростеха», главным образом продукции авиационной промышленности, достиг 13,1 млрд дол., а объем производства гражданской продукции вырос на 11% до 374 млрд. руб. «Росатом» нарастил десятилетний портфель экспортных заказов до 137 млрд. дол. Экспорт российской продукции наноиндустрии вырос за год на 49% [6]. Но пока слишком мало информации, которая позволяет оценить, насколько реформирование ОПК носит системный характер.

Хорошие результаты достигнуты также в производстве автомобилей. По оценкам Минпромторга, по итогам 2017 года рост авторынка и производства автомобилей составил около 10% [7]. По официальным данным Росстата, в России в 2017 году было выпущено 1,4 млн. легковых автомобилей, что на 21% больше по сравнению с 2016 годом; грузовых автомобилей -соответственно 162 тыс. единиц (рост на 18,2%); выпуск автобусов увеличился на 3,9% до 26,8 тыс. единиц.

Следует подчеркнуть, что, хотя страна и резко уменьшила импорт и наращивает собственное производство, она не стала поставщиком автомобилей в другие страны: многие из них изначально были рассчитаны на потребление в российских регионах. Фактически это служит предупреждением, что импортозамещение в обрабатывающих производствах

54

не может быть, во-первых, только сборочным производством, и во-вторых, -не ориентированным на экспорт.

Деятельность других отраслей промышленности по освоению новой высокотехнологичной российской продукции взамен импортной не столь успешна. Наибольшие результаты достигнуты при решении задач по замене украинских поставок, а также в тех случаях, когда российским предприятиям доводились государственные заказы на определенные отечественные изделия. Надежды на то, что импортозамещение станет мощным стимулом технологической модернизации, пока не оправдываются. Минимальные результаты на текущий период достигнуты и с импортозамещением в сфере услуг. В регионах ситуацию с реализацией программ по импортозамещению обостряет кадровая проблема, прежде всего дефицит специалистов рабочих и инженерных профессий [7]. Например, в Алтайском крае, по данным авторского исследования, 85% опрошенных предпринимателей и руководителей предприятий указали на нехватку кадров как на фактор, ограничивающий эффективность реализации региональной программы по импортозамещению [8]. Некоторые эксперты уже говорят об необходимости «импортозамещения кадров».

Таким образом, для комплексной оценки эффективности реализации государственной программы импортозамещения пока прошло еще недостаточно времени. Пока можно оценить лишь итоги краткосрочных, быстроокупаемых проектов, и они, безусловно, значительные, но для создания мощного высокотехнологичного экспортоориентированного сектора российской экономики потребуются десятилетия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ;

1. Соловьева О. Импортозамещение приказало долго жить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketsignal.ru/2018/02/06/importozameshhenie-prikazalo-dolgo-zhit/.

2. Комраков А. Агропром исчерпал резервы роста: Продовольственное эмбарго перестало работать // Экономика: Интернет-версия, 06.05.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2018-05-06/100_agroprom0605.html.

3. Ершова И.Г., Ершов А.Ю. Оценка эффективности мер государственного регулирования политики импортозамещения // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3 (часть 2). - С. 375-379.

4. Матвеева Л.Г., Чернова O.A., Климук В.В. Оценка эффективности политики импортозамещения в промышленности: методический инструментарий // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2015. - № 3(75). - С. 3-13.

5. Фармацевтический рынок 2017: годовой отчет DSM Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/Annual_Report_2017_rus.pdf.

5. Эффективность госкорпораций. Спецпроект [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gazeta.ru/goscorp/.

55

6. Итоги 2017: Как автопром справляется с ростом рынка и сокращением господдержки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/593707.

7. Социально-экономическое развитие региона: состояние и перспективы: монография / под общ. ред. И.К.Мищенко. - Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. - 136 с.

8. Мищенко В.В., Мищенко И.К. Импортозамещение в Алтайском крае: промежуточные результаты и перспективы развития // ЭКО. - 2017. - №2 5 (515). - С. 125-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.