Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ТРЕНДЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АПК РФ)'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ТРЕНДЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АПК РФ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
политика импортозамещения / экспортоориентированная политика / АПК / мировая экономическая система / кризисные явления / import substitution policy / export-oriented policy / agro-industrial complex / world economic system / crisis phenomena

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.М. Чернышева, А.М. Зобов

Пандемия COVID-19 сильно повлияла на мировую экономическую систему -начались и глобальные кризисные явления, а также национальные. Текущие кризисные явления имеют определенные особенности, которые вызваны, прежде всего тем, что их природа имеет не экономический характер, а биологический (природный). Целью настоящей статьи стало изменений мировой экономической системы, определение ее трендов и анализ преимущества политики импортозамещения в условиях пандемии COVID-19. Для достижения поставленной цели были рассмотрены противоречия кризисных явлений 2020-2021 года, применяемые сценарии антикризисной политики, проведен анализ взаимосвязи между применяемыми антикризисными мерами и экономическим ростом, а также экономические изменения в сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации. Предполагается, что использование отдельных элементов нескольких сценариев антикризисных мер, а также используемая с 2014 года политика импортозамещения позволит Российской Федерации оптимально нивелировать кризисные элементы экономики. Для проверки данной гипотезы анализировались документы, размещенные в открытом доступе, в том числе и данные по применению политики импортозамещения Российской Федерации в агропромышленном комплексе. В целом было доказано, что на современном этапе развития важно использовать различные элементы сценариев антикризисных мероприятий, а также внедрять политику импортозамещения, как эффективный инструмент нивелирования угроз локдауна и изменения логистических цепочек, а также как основу для последующего перехода к экспортоориентированной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.М. Чернышева, А.М. Зобов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON TRENDS OF THE GLOBAL ECONOMIC SYSTEM AND ADVANTAGES OF IMPORT SUBSTITUTION POLICIES (ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION AGROINDUSTRIAL COMPLEX)

The COVID-19 pandemic had a strong impact on the global economic system global crisis phenomena, as well as national ones, began The current crisis phenomena have certain features, which are caused, first of all, by the fact that their nature is not economic in nature, but biological (natural). The purpose of this article was to change the global economic system, determine its trends and analyze the benefits of import substitution policy in the context of the COVID-19 pandemic. To achieve this goal, the contradictions of the crisis phenomena of 2020-2021 were considered, the scenarios of anti-crisis policy used, the analysis of the relationship between the applied anti-crisis measures and economic growth, as well as economic changes in the agricultural sector of the Russian Federation was carried out. It is assumed that the use of individual elements of several scenarios of anti-crisis measures, as well as the import substitution policy used since 2014 will allow the Russian Federation to optimally level the crisis elements of the economy. To test this hypothesis, we analyzed publicly available documents, including data on the application of the import substitution policy of the Russian Federation in the agricultural sector. In general, it was proved that at the present stage of development it is important to use various elements of anti-crisis scenarios, as well as to introduce an import substitution policy, as an effective tool for leveling lockdown threats and changing supply chains, as well as as a basis for the subsequent transition to an export-oriented policy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ТРЕНДЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АПК РФ)»

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-332-337

А.М. Чернышева - к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг», ФГАО ВО РУДН, cher-nysheva-am@rudn.university,

A.M. Chernysheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing People's Friendship University of Russia (RUDN University);

А.М. Зобов - к.э.н., заведующий кафедры «Маркетинг» ФГАО ВО РУДН, zobov-am@rudn.university,

A.M. Zobov - Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Marketing People's Friendship University of Russia (RUDN University).

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ТРЕНДЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

И ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АПК РФ) IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON TRENDS OF THE GLOBAL ECONOMIC SYSTEM AND ADVANTAGES OF IMPORT SUBSTITUTION POLICIES (ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION AGROINDUSTRIAL COMPLEX)

Аннотация. Пандемия COVID-19 сильно повлияла на мировую экономическую систему -начались и глобальные кризисные явления, а также национальные. Текущие кризисные явления имеют определенные особенности, которые вызваны, прежде всего тем, что их природа имеет не экономический характер, а биологический (природный).

Целью настоящей статьи стало изменений мировой экономической системы, определение ее трендов и анализ преимущества политики импортозамещения в условиях пандемии COVID-19. Для достижения поставленной цели были рассмотрены противоречия кризисных явлений 2020-2021 года, применяемые сценарии антикризисной политики, проведен анализ взаимосвязи между применяемыми антикризисными мерами и экономическим ростом, а также экономические изменения в сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации.

Предполагается, что использование отдельных элементов нескольких сценариев антикризисных мер, а также используемая с 2014 года политика импортозамещения позволит Российской Федерации оптимально нивелировать кризисные элементы экономики. Для проверки данной гипотезы анализировались документы, размещенные в открытом доступе, в том числе и данные по применению политики импортозамещения Российской Федерации в агропромышленном комплексе.

В целом было доказано, что на современном этапе развития важно использовать различные элементы сценариев антикризисных мероприятий, а также внедрять политику импортозамещения, как эффективный инструмент нивелирования угроз локдауна и изменения логистических цепочек, а также как основу для последующего перехода к экспортоориентированной политики.

Abstract. The COVID-19 pandemic had a strong impact on the global economic system - global crisis phenomena, as well as national ones, began. The current crisis phenomena have certain features, which are caused, first of all, by the fact that their nature is not economic in nature, but biological (natural).

The purpose of this article was to change the global economic system, determine its trends and analyze the benefits of import substitution policy in the context of the COVID-19 pandemic. To achieve this goal, the contradictions of the crisis phenomena of 2020-2021 were considered, the scenarios of anti-crisis policy used, the analysis of the relationship between the applied anti-crisis measures and economic growth, as well as economic changes in the agricultural sector of the Russian Federation was carried out.

It is assumed that the use of individual elements of several scenarios of anti-crisis measures, as well as the import substitution policy used since 2014 will allow the Russian Federation to optimally level the crisis elements of the economy. To test this hypothesis, we analyzed publicly available documents, including data on the application of the import substitution policy of the Russian Federation in the agricultural sector.

In general, it was proved that at the present stage of development it is important to use various elements of anti-crisis scenarios, as well as to introduce an import substitution policy, as an effective tool for leveling lockdown threats and changing supply chains, as well as as a basis for the subsequent transition to an export-oriented policy.

Ключевые слова: политика импортозамещения, экспортоориентированная политика, АПК, мировая экономическая система, кризисные явления.

Keywords: import substitution policy, export-oriented policy, agro-industrial complex, world economic system, crisis phenomena.

Весь 2020 и 2021 года находятся под влиянием пандемии COVID-19, которая сопоставима с влиянием мирового кризиса 2008-2009 годов, структурного кризиса 1970 года, Великой депрессией 1930 года. Однако, существенное отличие данного кризиса - это его неэкономическая природа. Таким образом, существующий экономический кризис является итогом действия экзогенных факторов природного катаклизма, что делает его нецикличным, нефинансовым и неструктурным, что приводит к уникальности ситуации.

Перед странами мира стал выбор между сворачиванием экономик (локдаун) либо применения мягких мер, позволяющих максимально снизить давление на экономику. Крайне жесткие меры были приняты в таких странах как Китай, Южная Корея, Сингапур, наиболее мягкие меры были приняты в Швеции.

Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, имеет определенные противоречия:

1) используемое в разных странах стимулирования фискального и монетарного характера имеют ограниченную эффективность в условиях пандемии, поскольку они не могут влиять на причины порождения кризиса;

2) основные проблемы данного кризиса не лежат в плоскости эффективной или неэффективной деятельности компании, таким образом, действие денежных влияний значительно ограничено;

3) переплетение кризисов спроса и предложения, которые для нивелирования их последствий, требуют противоположные действия. Так, в случае кризис спроса используют, в первую очередь, денежное стимулирование, а в случае кризис предложения денежное стимулирование ведет к стагфляции.

Текущий кризис начинался как кризис предложения, однако, он был вызван остановкой предприятий не из-за собственной неэффективности, а вследствие локдаунов и закрытия границ. Таким образом, вливание денежных средств не сможет решить вопрос физического ограничения, а только вызовет инфляцию. Кризис предложения вызвал кризис спроса, что при низкой инфляции позволяют ограниченно использовать мероприятия денежного регулирования.

В Российской Федерации первый квартал 2020 года характеризовался снижением цен на экспорт нети и углеводороды, а также вследствие снижения роста мировой экономики сокращение спроса на другую продукцию отечественного производства. Данная ситуация на мировом рынке сопровождался снижением внутреннего спроса, в том числе за счет сокращения валового национального дохода и реальных доходов населения.

В условиях закрытия компаний происходило сокращение объемов капитала и трудовых ресурсов. Также данный период характеризовался повсеместным сокращением производительности труда вследствие перевода деятельности компаний на удаленный режим в экстренном формате, что в дальнейшем может стать наоборот фактором роста производительности труда [1]. Все перечисленные выше факторы и привели к возникшему экономическому кризису, который только усугубляется вследствие неопределенности продолжительности пандемии COVID-19. Поскольку данный экономический кризис не был вызван структурными изменениями, что позволяет утверждать о его преодолении в случае устранения внешних факторов.

Практически все страны осуществляли ряд мероприятий стимулирующего характера, которые можно объединить в три группы: поддержка граждан, сохранение рабочих мест и помощь бизнесу, особенно малому и среднему.

Выделяют несколько сценариев антикризисной политики в период пандемии COVID -19, применяемых в различных странах мира:

1. Государства с регулируемым рынком применяют, прежде всего, меры, направленные на защиту рабочих мест и экономической активности. Однако, такие мероприятия сдер-

живают рост экономической эффективности. К странам с такой политикой можно отнести Южную Корею и другие страны с устойчивой социально-экономической моделью.

2. Государства с ориентацией на поддержку свободного рынка используют поддержку, в первую очередь, населения, и только во второю очередь - бизнесу, таким образом, увеличивая социальные расходы.

3. Государства с развивающейся экономикой стремятся воздействовать на теневой сектор экономики, который занимает значительную часть экономики. Также данные страны имеют достаточно ограниченные возможности по привлечению финансовым ресурсам, что вынуждает их идти на недостаточно приемлемые условия.

Российская Федерация использует отдельные элементы каждого сценария: оказывается социальная помощь населению, оказывается помощь по отдельным направлениям малому и среднему бизнесу. При этом незначительная величина государственного долга позволяет привлекать финансовые ресурсы для решения экономических проблем.

Экономический кризис, вызванный пандемией СОУГО-19, вызвал на первый план вопросы модернизации здравоохранения и развитие цифровизации. Ученые -экономисты в начале 2020 года полагали, что на антикризисные меры необходимо направить около 10 % ВВП. Однако, на текущий момент, анализируя данные 2020 года можно отметить, что значительной корреляционной связи между процентом от ВВП, направленный на антикризисные меры, и экономическим ростом не наблюдается (см.таблицу 1) [2].

Таблица 1 - Соотношение антикризисных мер и экономического роста в 2020 году ведущих стран мира

Страны Бюджетные антикризисные меры, % ВВП Изменение реального ВВП в 2020 г., % за год

Германия 39,1 -5,4

Италия 37,9 -9,2

Япония 35 -5,1

Ве лико бр итания 30,2 -10,0

Новая Зеландия 23,6 -6,1

Франция 22,6 -9,0

США 18,6 -3,4

Испания 18 -11,1

Канада 16,8 -5,5

Австралия 15,8 -2,9

Дания 14,9 -3,9

Южная Корея 13,8 -1,1

Норвегия 11,4 -3,5

Швеция 10,6 -3,4

Финляндия 9,6 -4,3

Нидерланды 8,9 -4,1

Бразилия 14,7 -4,5

Турция 13,8 1,2

Чили 10,7 -6,0

ЮАР 9,6 -7,5

Индия 7 -8,0

Аргентина 6 -10,4

Китай 5,9 2,3

Россия 4,6 -3,1

Индонезия 3,9 -1,9

Саудовская Аравия 3,2 -3,9

Мексика 1,1 -8,5

Денежное стимулирование в условиях низкого уровня инфляции является достаточно ограниченным инструментом. В Российской Федерации с более высоким темпом инфляции (около 4 %) возможности были широкими. Центральный Банк РФ снижал в течении 2020 года процентную ставку, что позволило нормализовать бюджетно-денежную политику.

В период пандемии COVID-19 важную роль в экономики играет государство. Индекс Doing Business изначально (в 2003 году) базировался на понимании важности и необходимости экономических свобод и дерегулирования в формировании благоприятного предпринимательского климата. Однако уже к 2021 году признавалась важность роли государства для создания благоприятной среды развития компаний.

На протяжении последних лет темпы глобализации значительно замедлились, особенно это проявилось в период пандемии COVID-19 на фоне соперничества США и Китая. Также этому процессу активно способствовали такие процессы, как закрытие границ и приостановка производств, что в свою очередь привело к разрыву различных хозяйственных связей и цепочек. В целом влияние пандемии COVID-19 можно объединить в следующие направления:

- ограничение в перемещении продукции и передвижении людей с целью недопущения распространении вирусной инфекции;

- правительства различных стран разработали и внедрили комплекс мер по усилению национальной безопасности и независимости от внешних рынков по отдельным направлениям экономических отраслей;

- вырос интерес к развитию достаточно узких экономических партнерств;

- усилилось внимание к формированию региональных партнерств в рамках развития региональной глобализации.

Пандемия COVID-19 оказывала и оказывает значительное влиянию на экономику всех стран мира. Учитывая ее влияние, можно выделить следующие возможные тенденции развития мировой экономики:

1. Снижение объема мировой торговли на 9,2 % в 2020 году, и увеличение на 7,2 % по сравнению с предыдущими периодами. При этом лидером по объему импорта по прогнозам ВТО станут страны Европы (8,7 %), а лидером по объему экспорта - Северная Америка (10,7 %) [9].

2. Снижение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые уже сократились в 2020 году на 40 %, а в 2021 еще в среднем на 10%. По прогнозам ЮНКТАД падение ПИИ затронет, в первую очередь, развивающиеся страны. Так, по Латинской Америке падение составит до 50 %, Африки - до 40 %, в Азии и в странах с переходной экономики - до 45 % и т.д. [6].

3. Инфляция, которая по прогнозам рейтингового агентства Fitch Ratings в России вырастет на 3,9 %, в США - на 0,6 %, в Китае - на 0,8 %, в Великобритании - на 0,5 %, в странах ЕС - на 0,6 % [7].

4. Падение цен на нефть. Так, средняя цена за баррель нефти марки Brent составит 46,7 долл.США [8]. Тем не менее, уже в 2022 году цена может вырасти до 55 долл.США.

5. Сокращение спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию [4].

6. Развитие применения удаленного режима работы, использование проектного подхода, максимальная автоматизация бизнес -процессов.

7. Развитие цифровизации, в том числе активное использование таких программ, как Microsoft Teams, Skype, Cisco's Webex и Zoom.

8. Активное развитие стриминговых сервисов, которые активно замещают традиционные сервисы. Например, в США прогнозируется снижение доли домохозяйств с традиционным ТВ с 2019 года по 2023 год с 68,3 % до 56,5 % соответственно [3].

9. Активное развитие цифровой трансформации государственного сектора, а также компаний в различных отраслях, в том числе в предоставлении образовательных транспортных и финансовых услуг.

10. Увеличение рисков невыполнения поставленных целей устойчивого развития, в случае продолжительного влияния пандемии. Так, до пандемии прогнозировалось, что при реализации первой цели устойчивого развития «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах» 6,1 % населения мира останется в условиях крайней нищеты к 2030 году. В условиях пандемии данный процент будет еще выше. По второй цели - «Ликвидация голода обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства» в 2019 году голодали 690 млн.человек. На текущий момент

данный показатель вырос на 130 млн.человек [5].

11. Увеличение количества закрытия образовательных организаций вследствие сокращения финансирования и снижения реальных доходов домохозяйств. В условиях пандемии COVID-19 образование перестает быть приоритетным направлением как и на уровне государства, так и на международном уровне.

12. Переход здравоохранения на цифровые платформы и технологии, в том числе автоматизация результатов тестирования и решения других задач администрирования, использование телемедицины, внедрение инструментов мониторинга здоровья и т.д.

Влияние пандемии COVID-19 отразилось в том числе на экономике Российской Федерации, для которой характерны все те изменения, присущие остальным странам мира. Примером изменения позиций в отрасли можно рассмотреть агропромышленный комплекс России. Так девальвация рубля сделала национальных производителей более конкуре нтоспо-собными на мировом рынке, хотя часть валюты также содержится в себестоимости сельскохозяйственной продукции, в том числе закупки определенной части техники, мощностей, посевных и т.д. Тем не менее, фактором противовеса является усложнения логистического процесса вследствие влияния пандемии, что сдерживает рост конкурентоспособности предприятий. Еще одним фактором противовеса то, что продажа продукции, идущая на экспорт, осуществляется в долларах. Именно поэтому наиболее перспективными экспортными направлениями в АПК являются экспорт подсолнечника, мяса птицы, овощей и зерновых.

Начиная с 2014 года, когда под влиянием санкций в России стала активно развиваться политика импортозамещения, которая позволила выйти на самообеспечение по многим направлениям, например, 100 % самообеспечение свининой на национальном рынке, а экспорт в 2019 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 80 %. Однако, в других направлениях импорт еще продолжается, например, в отношении молока и молочной продукции. Таким образом, импортозависимость сельскохозяйственной продукции снизилась процентов на 30, но полного замещения не произошло.

Принятая политика импортозамещения позволила получить определенные дивиденды именно в условиях пандемии COVID-19, поскольку в условиях закрытия границ и сложностей с логистикой, импорт сельскохозяйственной продукции был затруднен. На текущий момент импортозамещение позволило обеспечить в разнице около 90 % национальной продукции.

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, частично отложил модернизацию сельскохозяйственной техники вследствие ограниченности бюджета, а также подтолкнул к укрупнению хозяйств АПК и их цифровизации.

В целом, АПК был отнесен к тем отраслям, которые затронуло сокращение ассигнований из государственного бюджета, поскольку отрасль менее пострадала в результате пандемии. Таким образом данный процесс, а также сокращение доходов домохозяйств, рост цен на импортную технику, изменение структуры логистических цепочек повлияли на коррекцию плановых значений, так вместо роста на 15,1 % к 2025 год, прогнозируется рост на 13,9 %. В целом, не исключается внесение изменений в Федеральный проект «Экспорт продукции АПК» для соответствия его текущей емкости рынка, падению потребительского спроса, изменению поведения потребителя и обострению конкурентной борьбы. Тем не менее, сельскохозяйственная отрасль сохраняет определенные позиции, как на национальном рынке, так и на мировом.

В целом, можно отметить, что кризисные явления пандемии COVID-19 повлияли на АПК, однако, не так значительно ка другие отрасли. На текущий момент, применяемая политика импортозамещения, позволила сельскохозяйственной отрасли обеспечить устойчивое развитие, в том числе и внедрение инноваций и процессов цифровизации. А также стать предпосылкой для развития и внедрения экспортоориентированной политики в области АПК.

Источники:

1. Зобов А.М., Чернышева А.М., Дегтерева Е.А, Трофимова А Исследование и систематизация

существующей практики в странах реализации политики импортозамещения для возможной

адаптации в РФ // Вестник академии знаний №3 (26), 2018, с.374-379.

2. Объем поддержки - МВФ (URL: https://www.imf.org/en/ropics/imf-and-covid19/ Policy-Responses-to-COVID-19); Fiscal Monitor // IMF. October 2020. (URL: https://www.imf.org/ en/Publications/FM/Issues/2020/09/30/october-2020-fiscal-monitor); Россия - оценка РАНХиГС. Изменение реального ВВП - IMF World Economic Outlook Update, January 2021: Policy Support and Vaccines Expected to Lift Activity (imf.org); Еврокомиссия. Autumn 2020 Economic Forecast (europa.eu), Россия - первая годовая оценка Росстата (от 1 февраля 2021 г.).

3. Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина АЛ., д-ра экон. наук Мау В. А, д-ра экон. наук Радыгина АД., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. - Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. -712 с. : ил.

4. http://www.fao. org/3/ca8861en/CA8861EN. pdf - OECD/FAO (2020), OECD-FAO Agricultural Outlook 2020-2029, FAO, Rome/OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/1112c23b-en.

5. https://ach.gov.ru/upload/pdf/%D0%94%D0%B0%D0%B8%CC%86%D0%B4%D0%B6%D0%B5 %D1%81%D1%82_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D1%8 B_2021.pdf - Перспективы развития: прогнозы на 2021 год Дайджест подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества Счетной Палаты РФ, 2020.

6. https://unctad.org/system/files/official-document/wir2020_overview_en.pdf - The Overview is prepared based on the in-depth analysis contained in World Investment Report 2020: International Production Beyond the Pandemic (United Nations publication, Sales No. E.20.II.D.23).

7. https ://www. fitchratings. com/research/sovereigns/global-economic-outlook-december-2020-07-12-2020 - исследования специализированного агентства Fitch Ratings.

8. https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2020/09/30/world-economic-outlook-october-2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Международный валютный фонд, 2020. Перспективы развития мировой экономики: долгое и трудное восхождение. Вашингтон, округ Колумбия, октябрь, 2020.

9. https://www.wto.org/english/news_e/pres20_e/pr862_e.htm - Официальный сайт ВТО. References:

1. Zobov AM., Chernysheva AM., Degtereva E.A, Trofimova A Research and systematization of the existing practice in the countries implementing the import substitution policy for possible adaptation in the Russian Federation // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 3 (26), 2018 , pp. 374-379.

2. Amount of support - IMF (URL: https://www.imf.org/en/Topics/imf-and-covid19/ Policy-Responses-to-COVID-19); Fiscal Monitor // IMF. October 2020. (URL: https://www.imf.org/ en / Publications / FM / Issues / 2020/09/30 / october-2020-fiscal-monitor); Russia - RANEPA assessment. Real GDP Change - IMF World Economic Outlook Update, January 2021: Policy Support and Vaccines Expected to Lift Activity (imf.org); European Commission. Autumn 2020 Economic Forecast (europa.eu), Russia - Rosstat's first annual estimate (as of February 1, 2021).

3. Russian economy in 2020. Trends and Prospects. (Issue 42) / [Under scientific. ed. Dr. econ Sciences Kudrina AL., Doctor of Economics. Sci. Mau V.A., Ph.D. Sciences Radygina AD., Ph.D. sciences Sinelnikova-Muryleva SG]; Gaidar Institute. - Moscow: Publishing house of the Institute of Gaidar, 2021. - 712 p. : ill.

4. http: //www.fao.org/3/ca8861en/CA8861EN.pdf - OECD / FAO (2020), OECD-FAO Agricultural Outlook 2020-2029, FAO, Rome / OECD Publishing, Paris, https: // doi .org / 10.1787 / 1112c23b-en.

5. https://ach.gov.ru/upload/pdf%D0%94%D0%B0%D0%B8%CC%86%D0%B4%D0%B6%D0%B5 %D1%81%D1 % 82_% D0% 9F% D1% 80% D0% BE% D0% B3% D0% BD% D0% BE% D0% B7% D1% 8B_2021.pdf - Development prospects: forecasts for 2021 Digest prepared by the Department of International and Regional cooperation of the Accounts Chamber of the Russian Federation, 2020.

6. https://unctad.org/system/files/official-document/wir2020_overview_en.pdf - The Overview is prepared based on the in-depth analysis contained in World Investment Report 2020: International Production Beyond the Pandemic (United Nations publication, Sales No. E.20.II.D.23).

7. https ://www. fitchratings. com/research/sovereigns/global-economic-outlook-december-2020-07-12-2020 - research by the specialized agency Fitch Ratings.

8. https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2020/09/30/world-economic-outlook-october-2020

- International Monetary Fund, 2020. World Economic Outlook: Long and Difficult climbing. Washington DC, October, 2020.

9. https://www.wto.org/english/news_e/pres20_e/pr862_e.htm - Official website of the WTO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.