Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2022
В.В. ДОРЖИЕВА
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ И ШАГИ К УСПЕХУ
Развитие фармацевтической промышленности является одним из приоритетных направлений государственной политики импортозамещения. В условиях усиления санкционного давления на Россию основной целью импортозамещения становится формирование независимости от импорта как по сырьевым компонентам и субстанциям (активным фармацевтическим ингредиентам) для производства лекарственных препаратов, так и по используемым в производстве технологиям и оборудованию. В этой связи автором проанализированы стратегические приоритеты, инструменты и результаты реализуемой государственной политики импортозамещения. Акцентируется внимание на вызовах, обусловленных вводимыми против России экономическими и технологическими ограничениями в рамках международной санкционной политики, ее влиянии на развитие фармацевтической промышленности.
Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, импортозависимость, государственная политика импортозамещения, международная санкционная политика.
1БЬ: Ъ52, 1Л6, 014.
Э01:10.52180/2073-6487_2022_6_68_78.
Отечественная фармацевтическая промышленность (далее по тексту - фармпром) в настоящее время претерпевает существенные структурные изменения. Они проявляются как смена ранее сложившихся производственно-сбытовых и логистических сетей, которая началась в условиях пандемии СОУГО-19. Проводимая в отношении России международная санкционная политика, даже несмотря на то, что формально санкции на поставки лекарственных средств и медицинского оборудования, относящихся к гуманитарным товарам, не введены, явилась фактором, данные изменения активизировавшим. При этом российский фармпром показал свою способность в кратчайшие сроки создавать и производить новую инновационную лекарственную продукцию и вакцины, в том числе направленные на борьбу
с пандемией COVID-191. Так, в 2020-2021 гг. «фармацевтическая промышленность России в целом справилась с кризисной ситуацией, вызванной пандемией: производство не сократилось, внешнеторговая активность возросла, государственная поддержка наиболее проблемных зон была оказана вовремя» [1, с. 251]. При поддержке государства была оперативно разработана и запущена в производство линейка вакцин («Гам-Ковид-Вак» (Спутник V) и «Спутник Лайт», «ЭпиВакКо-рона» и «ЭпиВакКорона-Н», «КовиВак») и дженериков («Коронавир», «Авифавир», «Арепливир», «Фавипиравир» и др.).
Анализ реализуемой государством модели импортозамещения в фармпроме является актуальной исследовательской задачей, особенно в условиях усиления санкционного давления на Россию. Для ее решения в статье рассматриваются приоритеты государственной политики импортозамещения и инструменты ее реализации, которые способствуют созданию конкурентоспособной национальной фармацевтической промышленности и сокращению зависимости от импорта. Исследование проведено на основе анализа нормативных документов, регламентирующих государственную политику развития и стимулирования импортозамещения в фармпроме, официальных статистических материалов Росстата, аналитических материалов DSM Group, RNC Pharma, PHARMPROM, экспертных оценок и информации из открытых источников, в том числе размещенных на портале ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) и сайтах информационных агентств «Коммерсантъ», РБК, Фармацевтический вестник.
Влияние международной санкционной политики
на развитие фармацевтической промышленности
России
Одним из самых значимых элементов в новой системе санкций выступили внешнеторговые и технологические ограничения. Это видно по оценке степени прямого или косвенного их воздействия на российский фарпром. Такая оценка проведена на основе группировки международных санкций, влияющих на внешнюю торговлю, используемой экспертами Института экономики РАН [4, с. 218] и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) [3, с. 2].
1 Камзолова А. Почему для России важна разработка инновационных лекарственных препаратов. https://rg.ru/2022/03/11/pochemu-dlia-rossii-vazhna-razrabotka-innovacionnyh-lekarstvennyh-preparatov.html (дата обращения: 19.11.2022); https:// www.kommersant.ru/doc/5306838 (дата обращения: 19.11.2022).
В данной статье автором сделана попытка дать аналогичную группировку санкций, касающихся логистики, импорта и экспорта, а также финансово-инвестиционной сферы и оценку их влияния на фармацевтическую промышленность (см. табл. 1)2.
Наиболее сильное влияние на российский фармпром оказало ограничение импорта, причем не только из стран ЕС, но также из Китая и Индии. Возникли затруднения с доступом к важным промежуточным товарам (субстанциям, компонентам, оборудованию, технологиям)3, возросла неопределенность относительно цепочек поставок фармацевтической продукции и компонентов для ее производства, а также оборудования и материалов для его обслуживания, приостановлена деятельность зарубежных компаний по развитию и инвестированию уже реализуемых в России проектов. Прочие ограничения международной санкционной политики оцениваются как оказывающие умеренное или слабое влияние на российский фармпром.
Санкционные ограничения, которые уже начинают негативно сказываться на технологическом развитии отечественного фарпрома, будут иметь и отложенные эффекты, которые быстро преодолеть не удастся. В то же время нужно учитывать, что, несмотря на свертывание взаимодействия иностранных компаний с российскими партнерами, поставки в страну лекарств, а также различных препаратов и медицинских средств, необходимых для нормального функционирования российской системы здравоохранения, продолжились. При этом, как можно видеть по данным рис. 1, на объемах их ввоза (импорта) введенные ограничения не отразились, даже несмотря на возникшие проблемы в сфере логистики. За 9 месяцев 2022 г. удалось сохранить объемы импорта фармацевтической продукции на уровне аналогичного периода прошлого года.
Крупнейшими импортерами фармацевтической продукции в Россию продолжают оставаться Германия, США, Франция и Италия (см. рис. 2). Их доля в структуре импорта лекарственных препаратов за период с января 2015 г. по январь 2022 г. составила 42%4.
2 Выборка санкций осуществлена по представленному на портале ГАРАНТ.РУ Путеводителю по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (Ь1±р5://Ьа5е^ага^. ги/57750632/#Ме^8 (дата обращения: 19.11.2022) по состоянию на 14 ноября 2022 г. Последствия ограничений и их влияние на фармацевтическую отрасль определены на основе обработки информации, размещенной после 24 февраля 2022 г. на сайтах ИД «Коммерсантъ» (https://www.kommersant.ru), РБК (https://www.rbc.ru), Фармацевтический вестник (https://pharmvestnik.ru) и ряда других информационных источников, а степень влияния ограничений на российскую фармацевтическую промышленность (сильное, умеренное или слабое) приведена как условная экспертная оценка.
3 Логистика пошла по субстанциям. https://www.kommersant.ru/doc/5249892 (дата обращения: 19.11.2022).
4 Импорт фармацевтики в Россию // Отчет StatImEx.Ru за период с 2015 г. по январь 2022 г. https://statimex.ru/statistic/30/import/2015-2022/world/RU.
ON
Таблица 1
Группировка международных санкций 2022 г., влияющих на развитие фармацевтической промышленности
Группировка санкций Санкции, влияющие на отрасль Последствия ограничений для отрасли Влияние (эффект) ограничений Степень ВЛИЯНИЯ ограничений
Логистические ограничения Закрытие неба для российских воздушных судов Отказ крупнейших мировых контейнерных линий и европейских портов от работы с российскими грузами Необходимость перестройки логистических цепочек сильное
Закрытие портов для российских судов Уход DHL и FedEx из России Затруднен либо нет возможности ввоза (импорта) фармацевтических субстанций не только из ЕС, но также из Китая и Индии
2. Ограничения российского экспорта Существенное повышение импортных пошлин на российские товары Ухудшение/отмена режима наибольшего благоприятствования в торговле Приостановка экспорта из-за проблем с логистикой (невозможность отправки) умеренное
Необходимость получения разрешения национальных компетентных органов на покупку, импорт или транспортировку фармацевтических, медицинских продуктов из России
3. Ограничения импорта Запрет на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, оборудования Затруднение доступа к важным промежуточным товарам (субстанциям, компонентам, оборудованию, технологиям) Приостановка/перебои с поставками субстанций, компонентов и иной промежуточной продукции из-за проблем с логистикой (невозможность отправки), заметно сократилось общее количество стран — поставщиков субстанций сильное
Прекращение сотрудничества с Россией ряда производителей оборудования сильное
Отказ крупных фарм. производителей (Takeda, AstraZeneca, Pfizer, Sanofi,) от проведения новых международных клинических испытаний умеренное
ы
Окончание табл. 1
Группировка санкций Санкции, влияющие на отрасль Последствия ограничений для отрасли Влияние (эффект) ограничений Степень влияния ограничений
4. Финан-сово-инве-стиционные ограничения Отключение от SWIFT российских банков Сложности с оплатой и ведением финансово-хозяйственной деятельности Возникновение требований предоплаты до отгрузки умеренное
Запрет на ввоз в Россию евро и долларов Дефицит валюты Повышение цен слабое
Приостановка инвестиций Пересмотр деятельности иностранных компаний на российском рынке, в т. ч. из-за финансовых и логистических сложностей Сокращение присутствия иностранных компаний на российском рынке умеренное
Приостановка инвестиций иностранными компаниями в уже реализуемые проекты в отрасли умеренное
Приостановка запуска новых производств из-за ограничения поставок оборудования («Р-Фарм») сильное
Ввод блокирующих санкций против институтов развития России Выход из числа учредителей ПС Ростех вышла из учредителей компании «Фарм Эйд ЛТД», созданной совместно с Ishvan Pharmaceutical из ОАЭ, которое намерено к 2025 г. построить в Калужской области завод стоимостью 9 млрд руб. по производству вакцин, разработанных индийской Фарминдустрией слабое
Приостановка производства из-за отсутствия спроса и продаж Ограничение экспорта вакцины от коронавируса «Спутник V» через РФПИ
cd
fD
Q
и s
я
S
и
Q
s
4
H SB
Ш
я
о g
о
£ g
я g
о n
n g
St n я
* о
? gt
SB
я
SB
K>
Sfe
к> 2
П
s
^ s
ON
oo
00 w
g .SB
Источник: составлено автором по данным из открытых источников: Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (https://base.garant.rU/57750632/#friends; сайты ИД «Коммерсантъ» https://www.kommersant.ru/, РБК. https://www.rbc.ru/, Фармацевтический вестник, https://pharmprom.ru/iz-za-importozavisimosti-pod-ugrozoi-mozhet-okazatsya-95-farmacevticheskogo-r3mka-говви/., газеты «Экономика и жизнь», https://www.eg-online.ru/article/452947/, газеты «Ведомости», https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2022/10/20/946442-rossiyгl-mozhet-pokinut-pervii-zapadnii-farmproizvoditel.
12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
7,7 7,8
8,8
9,6 9,6
7,3
1.10.2015 1.10.2016 1.10.2017 1.10.2018 1.10.2019 1.10.2020 1.10.2021 1.10.2022
Источник: рассчитано и составлено автором по: отчет StatImEx.Ru «Импорт
фармацевтики в Россию. https://statimex.ru/statistic/30/import/2015-2022/world/RU;
материалы аналитической компании RNC Pharma (в пересчете в доллары
по среднему курсу ЦБ РФ); https://rncph.ru/news/26_10_2022.
Рис. 1. Динамика импорта фармацевтической продукции за 9 месяцев 2022 г.
и соответствующие периоды 2015-2021 гг., млрд долл.
Словения Венгрия Великобритания Ирландия Индия Швейцария Италия Франция США Германия Остальные
10 15 20 25 30 35
%
Источник: рассчитано и составлено автором по: данные отчета StatImEx.Ru «Импорт фармацевтики в Россию. https://statimex.ru/statistic/30/import/2015-2022/world/RU.
Рис. 2. Структура стран импортеров - поставщиков фармацевтической продукции в Россию за период с января 2015 г. по январь 2022 г., %.
1000,0
900,0
800,0
700,0
600,0
2 500,0 5
Ц" 400,0 S
300,0 200,0 100,0 0,0
56,9
4
V3 —^ 2 ,3 28,5 2
V х— +
■ 1 1 1 1
... 11111
100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 % 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
2000 2005 2010 2011 20122013 2014 2015 2016 20172018 2019 2020 2021 2022
Объемы отчественного производства фармацевтической продукции, млрд руб. ■ Доля отечественных лекарственных препаратов на рынке, %
Источник: рассчитано и составлено автором по: данные статистических сборников Росстата «Российский статистический ежегодник» за 2003-2021 гг. https://rosstat. gov.ru/folder/210/document/12994; данные статистических сборников Росстата «Промышленное производство в России» за 2016 г., 2019 г., 2021 г. https://rosstat.gov. ru/folder/210/document/13225; материалы аналитической компании RNC Pharma. https://rncph.ru/news/26_10_2022; Отчеты «Фармацевтический рынок России» за 2004-2021 гг. и 9 мес. 2022 г. DSM Group. https://dsm.ru/news-reports/?category=11. Рис. 3. Динамика объемов отечественного производства фармацевтической продукции в 2000-2021 гг. и за 9 месяцев 2022 г.
100,0 90,0
80,0 70'°
£
| 60,0 I
I 50,0
П
Л
В 40,0 о.
В
S 30,0 S
20,0 10,0 0,0
71,7 71,5
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
-----Импортозамещение (отношение импорта к объему внутреннего производства)
-Импортозависимосгь (отношение импорта к объему внутреннего рынка)
Источник: рассчитано и составлено автором по: Российский статистический ежегодник. 2021. Стат.сб. / Росстат. https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994; Статистика внешней торговли России (по данным ФТС России). https://statimex.ru/ statistic/30/import/2015-2022/world/RU; материалы компании DSM Group. https://dsm. ru; материалы аналитической компании RNC Pharma. https://rncph.ru. Рис. 4. Показатели зависимости фармацевтической промышленности России от импорта, %.
На российском фармацевтическом рынке после 2018 г. фиксируется постепенное увеличение доли отечественной продукции. По итогам 9 месяцев 2022 г. она составила 47,1%. По сравнению, например, с 2014 г. - рост почти на 23 процентных пункта (см. рис. 3). Но при этом нужно констатировать, что, несмотря на снижение, высокий уровень зависимости от импорта сохраняется, составляя 52,9% (см. рис. 4).
Стратегия импортозамещения, как правило, предполагает постепенное замещение зарубежной продукции отечественной и во многом определяется характером зависимости от импорта. Здесь важно отметить, что замена иностранных препаратов отечественными не всегда целесообразна в силу различного уровня технологического развития (нет возможности/целесообразности для производства в стране) либо экономической составляющей их производства, когда дешевле привезти, чем производить в стране.
Инструменты импортозамещения в фармацевтической
промышленности и его результаты
В ответ на введение международных санкций Правительством России используются различные меры, основными из которых являются специальные государственные программы субсидиарной и финансовой поддержки приоритетных проектов, направленных на стимулирование процессов импортозамещения, развитие и локализацию отечественных фармацевтических производств. Стартовые условия такой государственной политики импортозамещения в отрасли начали формироваться с 2014 г.5 в виде отраслевого плана импортозамещения, предусматривающего организацию выпуска фармацевтической продукции, включенной в перечень приоритетных и критически важных видов лекарственных средств и активных фармацевтических ингредиентов (субстанций)6.
5 План содействия импортозамещению в промышленности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 1936-р; План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р. http://government.ru/docs/all/94676 (дата обращения: 19.11.2022).
6 Отраслевой план мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2015 г. № 656. https://www. consultant.ru; План мероприятий по импортозамещению в фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2024 года, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 20 июля 2021 г. № 2681. https://docs. cntd.ru/document/350212518 (дата обращения: 19.11.2022).
При проведении государственной политики импортозамещения, или импортозамещающей промышленной политики7 в отрасли в рамках государственных программ поддержки разрабатываются «дорожные карты» - планы мероприятий. Их реализация осуществляется в том числе через специализированные институты развития (РФПИ, Фонд развития промышленности и др.). В качестве основных инструментов импортозамещающей политики в фармацевтической отрасли активно используются программы субсидирования, специальные инвестиционные контракты, закупки лекарственных препаратов по госконтрактам. Одной из наиболее значимых государственных инициатив стало введение ускоренной регистрации лекарств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций8.
В целом переход фармпрома на импортозамещающую модель функционирования и развития обеспечил значительный прирост объема произведенных отечественных лекарственных средств и соответствующее увеличение их потребления населением России. По оценкам экспертов, благодаря реализации стратегии и государственных программ развития в отрасли увеличились расходы на НИОКР, позволившие компаниям представить на рынок целый ряд новых инновационных лекарств, доля которых составляет 40,8% [5, с. 343]. Предполагается, что к 2030 г. удельный вес отрасли в формировании общего объема валового внутреннего продукта Российской Федерации увеличится почти в два раза - до 4%9.
Особенности импортозамещающей промышленной политики в фармацевтической отрасли построены, прежде всего, на основе:
- активного развития отечественного производства аналогов импортных препаратов (патенты защищены и принадлежат иностранным компаниям), дженериков (не защищенных патентами лекарственных средств) вместо оригинальных лекарственных препаратов, биологически активных добавок (БАД), субстанций и компонентов для производства лекарственных средств;
- разработки новых отечественных фармацевтических продуктов, схожих по фармакотерапевтическому действию и/либо улучшенных зарубежных аналогов;
7 Импортозамещающая промышленная политика ориентируется на стимулирование изменения отраслевой структуры экономики таким образом, чтобы государство получало преимущество в производстве современной высокотехнологичной продукции, товаров с высокой добавленной стоимостью и в обозримой перспективе - со значимым экспортным потенциалом.
8 Пандемия изменила подходы к регулированию в сфере обращения лекарств. https:// rg.ru/2020/08/03/pandemiia-izmenila-podhody-k-regulirovaniiu-v-sfere-obrashcheniia-lekarstv.html (дата обращения: 19.11.2022).
9 Стратегия развития российской фармотрасли «Фарма 2030» - основные направления / PHARMPROM. 5 октября 2021. https://pharmprom.ru/strategiya-razvitiya-rossijskoj-farmotrasli-farma-2030-osnovnye-napravleniya (дата обращения: 19.11.2022).
- замены импортной продукции стран, участвующих в международной санкционной политике против России, на продукцию конкурентов - фармацевтических компаний из нейтральных стран, равноценными по качеству и стоимости. С момента принятия в 2015 г. первого антисанкционного плана импортозамещения ландшафт отечественной фармацевтической индустрии кардинально изменился - появилась критическая масса высокотехнологичных российских фармацевтических производителей. В настоящее время в России функционирует около 57010 фармацевтических производств, в том числе 60 новых. Из них 16 производств запущено международными компаниями11, например, такими как Novartis в г. Санкт-Петербург, AstraZeneca и Berlin-Chemie/Menarini в Калужской области, Takeda в Ярославской области. На их локальных площадках осуществляется производство новых и/или иностранных лекарств с использованием современных международных технологий (по СМР стандарту).
Подводя итоги, можно констатировать, что переход российской фармацевтической промышленности на импортозамещающую модель развития в целом удался, в том числе за счет активного развития собственного производства на основе технологической модернизации и создания новой высокотехнологичной производственной базы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова Н.И., Мамедьяров З.А. Специфика развития российской фармацевтической отрасли // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 1 (53). С. 248-255. Б01: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-15.
2. Симачев Ю.В., Федюнина А.А., Кузык М.Г. Новые контуры промышленной политики. М.: НИУ ВШЭ, 2022. https://publications.hse.ru/chapters/588959997.
3. Сюжеты внешней торговли // Некоммерческое партнерство «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП). 2022. Вып. № 16 от 16.03.2022. http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/WW_ М0№/2021/16_2021^.
4. УшкаловаД.И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 218-226. Б01: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-14.
5. Чернышева А.М., Зобов А.М., Федоренко Е.А. Анализ стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г. и метрик устойчивого развития стратегических альянсов фармацевтической отрасли // Вестник Академии знаний. 2021. № 46 (5). С. 338-347. Б01: 10.24412/2304-6139-20215-338-347.
10 Россиянам рассказали об импортозамещении лекарств. https://360tv.ru/news/
obschestvo/importozamescheniem-lekarstv (дата обращения: 19.11.2022). и Отечественные производители лекарств получат преимущество в госзакупках. https://rg.ru/2021/11/16/otechestvennye-proizvoditeli-lekarstv-poluchat-preimushchestvo-v-goszakupkah.html (дата обращения: 19.11.2022).
REFERENCES
1. Ivanova N.I., Mamedyarov Z.A. Specifics of the development of the Russian pharmaceutical industry // Journal of the New Economic Association. 2022. No. 1 (53). Рр. 248-255. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-15. (In Russ.).
2. Simachev Yu.V., Fedyunina A.A., KuzykM.G. New Contours of Industrial policy. Moscow: HSE, 2022. https://publications.hse.ru/chapters/588959997. (In Russ.).
3. Plots of foreign trade // Non-profit Partnership "Center for Macroeconomic Analysis and Short-term Forecasting" (CMACP). 2022. Iss. No. 16 dated 03/16/2022. http://www. forecast.ru/_ARCHIVE/WW_M0NS/2021/16_2021.pdf . (In Russ.).
4. Ushkalova D.I. Russia's foreign trade under sanctions pressure // Zhournal Novoi Ekonomicheskoi Associacii. 2022. No. 3 (55). Рp. 218-226. DOI: 10.31737/2221-22642022-55-3-14. (In Russ.).
5. Chernysheva A.M., Zobov A.M., Fedorenko E.A. Analysis of the development strategy of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2030 and metrics of sustainable development of strategic alliances of the pharmaceutical industry // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 46 (5). Рp. 338-347. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-338-347. (In Russ.).
Дата поступления рукописи: 21.11.2022 г. ABOUT THE AUTHOR
Dorzhieva Valentina Vasilievna - Cand. Sci. (Econ.), Docent, Leading Researcher at the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia [email protected]
STATE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN RUSSIA: IMPACT OF SANCTIONS AND STEPS TO SUCCESS
The development of the pharmaceutical industry is one of the priorities of the state policy of import substitution. In the context of increasing sanctions pressure on Russia, the main goal of import substitution is gaining independence from imports. It includes both import of raw materials and substances (active pharmaceutical ingredients) used in production of medicines, and production technologies and equipment. The author analyzes the strategic priorities, tools and results of the current state policy of import substitution. An attention is focused on the challenges caused by international sanctions policy including the economic and technological restrictions imposed against Russia, and its impact on the development of the Russian pharmaceutical industry.
Keywords: pharmaceutical industry, import dependence, state policy of import substitution, international sanctions policy JEL: L52, L16, O14.