Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ САНКЦИЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / ВНЕШНИЕ САНКЦИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдикеев Нияз Мустякимович

В статье рассмотрены вопросы реализации планов по импортозамещению в высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности в условиях внешних санкций на примере фармацевтической промышленности и машиностроения. В условиях ограничения импорта в нашу страну технологий и оборудования, возникли проблемы, связанные с замещением продукции, попавшей под запрет ввоза, а также проблемы с развитием локализации основных производственных сегментов, в частности, в машиностроительной отрасли. Рассмотрены вопросы оценки эффективности реализации планов импортозамещения в фармацевтической отрасли, причины и факторы торможения политики импортозамещения, повышение результативности политики импортозамещения в фармацевтической отрасли, предложены меры по импортозамещению в машиностроении, а также направления совершенствования государственной поддержки высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности для решения задач импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION PLANS IN HIGH-TECH SECTORS OF THE DOMESTIC INDUSTRY IN THE FACEOF EXTERNAL SANCTIONS

The article discusses the implementation of plans for import substitution in high-tech sectors of domestic industry in the conditions of external sanctions on the example of the pharmaceutical industry and mechanical engineering. In the context of restrictions on the import of technologies and equipment into our country, there were problems associated with the replacement of products that fell under the import ban, as well as problems with the development of localization of the main production segments, in particular, in the machine-building industry. The issues of assessing the effectiveness of the implementation of import substitution plans in the pharmaceutical industry, the causes and factors of the slowdown of the import substitution policy, improving the effectiveness of the import substitution policy in the pharmaceutical industry, proposed measures for import substitution in mechanical engineering, as well as directions for improving state support for high-tech manufacturing industries to solve import substitution problems.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ САНКЦИЙ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ САНКЦИИ1

IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION PLANS IN HIGHTECH SECTORS OF THE DOMESTIC INDUSTRY IN THE FACE OF EXTERNAL SANCTIONS

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2022 - 235-3 - 202 -214

АБДИКЕЕВ Нияз Мустякимович

Директор Института финансово -промышленной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.т.н., профессор

Niyaz M. ABDIKEEV

Director of the Institute of Financial and Industrial Policy of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Technical Sciences, Professor

В статье рассмотрены вопросы реализации планов по импортозамещению в высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности в условиях внешних санкций на примере фармацевтической промышленности и машиностроения. В условиях ограничения импорта в нашу страну технологий и оборудования возникли проблемы, связанные с замещением продукции, попавшей под запрет ввоза, а также проблемы с развитием локализации основных производственных сегментов, в частности в машиностроительной отрасли. Рассмотрены вопросы оценки эффективности реализации планов импортозамещения в фармацевтической отрасли, причины и факторы торможения политики импортозамещения, повышение результативности политики импортозамещения в фармацевтической отрасли,

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета. В основу статьи легли результаты научных и аналитических исследований, выполненных Институтом финансово-промышленной политики.

предложены меры по импортозамещению в машиностроении, а также направления совершенствования государственной поддержки высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности для решения задач импортозамещения.

Abstract The article discusses the implementation of plans for import substitution in high -tech

sectors of domestic industry in the conditions of external sanctions on the example of the pharmaceutical industry and mechanical engineering. In the context of restrictions on the import of technologies and equipment into our country, there were problems associated with the replacement of products that fell under the import ban, as well as problems with the development of localization of the main production segments, in particular, in the machine -building industry. The issues of assessing the effectiveness of the implementation of import substitution plans in the pharmaceutical industry, the causes and factors of the slowdown of the import substitution policy, improving the effectiveness of the import substitution policy in the pharmaceutical industry, proposed measures for import substitution in mechanical engineering, as well as directions for improving state support for high -tech manufacturing industries to solve import substitution problems.

Ключевые слова Импортозамещение, промышленность, высокотехнологичные отрасли, внешние санкции, фармацевтическая промышленность, машиностроение, локализация производства.

Keywords Import substitution, industry, high -tech industries, external sanctions, pharmaceutical

industry, mechanical engineering, localization of production.

В связи с введением недружественными по отношению к России странами санкций, которые ограничивают импорт в нашу страну технологий и оборудования, встает острый вопрос замещения продукции, попавшей под запрет ввоза. В крайне затруднительном положении в связи с вводом ограничений и уходом с нашей страны западноевропейских, американских и японских компаний оказались фармацевтическая промышленность, станкоинструментальная промышленность, авиационная промышленность, электронная промышленность, машиностроение. Рассмотрим положение дел в фармацевтической промышленности и машиностроении.

Фармацевтическая промышленность

ответственные организации (ФОИВы, фонды, центры компетенций и т.д.). Ответственной организацией реализации «Отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности Российской Федерации» (далее - план)2 [1] является ФОИВ - Минпромторг России.

В рамках реализации плана на Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России возлагаются следующие задачи: проведение координационных работ на основе анализа на предмет соответствия критериям импортозамещения инвестиционных проектов, которые входят в план; разработка предложений по нормативно - правовым актам,

2 Минпромторг России. Приказ от 31 марта 2015 года № 656 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности Российской Федерации».

необходимым для реализации государственной поддержки импортозамещения; мониторинг реализации плана.

Меры по реализации планов импортозамещения в фармацевтической отрасли и эффекты

Российское государство проводит активную политику импортозамещения в фармацевтической отрасли. Анализу мер, эффектов и проблем уделяется внимание в ряде научных публикаций3 [2; 3].

Показывается, что важными факторами для реализации импортозамещающих проектов являются объемы финансирования и уровень поддержки фармацевтической отрасли. Государство участвует в софинансировании основных этапов разработки и производства фармацевтической продукции: от реализации НИОКР до предоставления льготных кредитов и субсидий на разработку новых и совершенствование действующих предприятий.

Так, при разработке новых изделий предоставляется субсидия на возмещение части затрат по проектам клинических исследований и организации производства лекарственных средств (в рамках подпрограммы 1 «Развитие производства лекарственных средств»). Также предусмотрены субсидии на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов (постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1503)4 [4-8].

Внедрение новых и совершенствование функционирующих производств поддерживается за счет займов Фонда развития промышленности и субсидий в рамках постановления Правительства РФ от 03.01.2014 № 35 [9].

3 Мантуров Д.В. Промышленная политика в российской фармацевтической отрасли//Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 2. С. 64-77. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-2-04; Оборин М.С Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли//Вестник НГИЭИ. 2021. № 5 (120). С. 101-110. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-5-101-110.

4 Минпромторг России. Приказ от 23.10.2009 № 965 «Обутверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»; постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1503 (ред. от 04.10.2017) «Обутверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов»; постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 305 «Обутверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" (с изменениями на 29 декабря 2021 года); Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. № 514 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"; Ромакина Н.А. Российский фармацевтический рынок в контексте финансирования развития медицинской и фармацевтической промышленности// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ЭКОНОМИКА и ПРАВО. - 2015. - № 11-12. - С. 61-64.

5 Постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 - 2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям...» (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/70558574/.

При поддержке государства был создан существенный технологический задел, в том числе новые технологические компетенции в области биотехнологий, включая многие сложные биотехнологические продукты6 [2].

В решении основных задач технологического развития при координации взаимодействия бизнеса, науки и государства важную роль сыграли меры по поддержке отраслевых кластеров и технологических платформ. Медико -фармацевтические кластеры созданы в Московской области, Свердловской, Новосибирской и др.

Реализованы и работают такие технологические платформы, как «Медицина будущего», «Биоиндустрия и биоресурсы» («Биотех- 2030»).

Эффективность реализации планов импортозамещения в фармацевтической отрасли. Согласно данным из аналитических баз AlphaRM, имела место положительная динамика локализации производства фармацевтических товаров, реализуемых на розничном рынке7 [10]. На рис. 1 отражена стоимостная динамика.

На рис. 2 отражена динамика локализации производства фармацевтических товаров в натуральном выражении.

Рис. 1. Локализация производства фармацевтических товаров, реализуемых на розничном рынке (доля в стоимостном выражении,

руб.)

Источник:

URL: https://

zdrav.expert/

images/a/

ad/Alpharm_

presentation_

as_05.21.pdf

2020

2019

2018

60,3% 39,7%

64,2% 35,8%

66,0% | 34,0%

I Импортный

Отечественный

В то же время сохраняет актуальность серьезная проблема, сдерживающая дальнейшее поступательное развитие фармацевтической промышленности: высокая степень зависимости производства фармацевтической продукции от импорта сырья, материалов и комплектующих на фоне низких запасов государственных резервов8 [11]. Из - за рубежа в Россию ввозится до 80% фармацевтического сырья9 [12].

В этом контексте следует отметить, что в октябре 2021 года Минпромторг России представил программу развития российской фармацевтической промышленности

6 Мантуров Д.В. Промышленная политика в российской фармацевтической отрасли //Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 2. С. 64-77. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-2-04. Оборин М.С Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли//Вестник НГИЭИ. 2021. № 5 (120). С. 101-110. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-5-101-110.

7Фармацевтический рынок. URL: https://zdrav.expert/images/a/ad/Alpharm_presentation_as_05.21.pdf.

8 РСПП получил ответ от Минздрава: итоговая резолюция XIII Всероссийского съезда работников фармацевтической и медицинской промышленности. - 22 февраля 2022. URL: https://www.rspp.ru/events/news/rspp-poluchil-otvet-ot-minzdrava-itogovaya-rezolyutsiya-xiii-vserossiyskogo-sezda-rabotnikov-farmats-6214e95758961/.

9 Коммерческий сегмент фармрынка 2021: перемены на игровом поле. - 12 июля 2021 г. - URL: https://www. retail.ru/articles/kommercheskiy-segment-farmrynka-2021-peremeny-na-igrovom-pole/(дата обращения: 13.04.22).

Рис. 2. Локализация производства фармацевтических товаров, реализуемых на розничном рынке (доля в натуральном выражении,

уп.)

Источник:

URL: https://

zdrav.expert/

images/a/

ad/Alpharm_

presentation_

as_05.21.pdf

2020

2019

2018

66,1%

36,1% 1 63,9%

1 39,3% 1 60,7%

Отечественный

■ Импортный

на следующие десять лет10 [13]. Документ получил название «Фарма -2030». Согласно этому документу к 2030 году объем производства лекарств в России должен стать не менее 1,2 трлн рублей в год. При этом:

- доля локально произведенных лекарств от общего рынка должна составить не менее 42% в денежном выражении;

- 80% стратегически значимых лекарств должны быть локализованы в России до полного цикла производства11 [14].

Причины и факторы торможения политики импортозамещения в фар -мацевтической отрасли. Можно выделить следующие причины и факторы торможения политики импортозамещения в фармацевтической отрасли:

- ограниченные инвестиционные возможности в сфере исследований и разработок в сравнении с зарубежными конкурентами;

- недостаточная инвестиционная и инновационная активность отечественных производителей для успешного конкурирования с зарубежными компаниями;

- моральный и физический износ оборудования и производственных линий;

- сложности перехода на международные стандарты управления и контроля качества продукции;

- недостаток высококвалифицированных кадров;

- неразвитость механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);

- недостатки регулирования в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность12 [15; 3].

Повышение результативности политики импортозамещения в фармацевтической отрасли. Повышение результативности политики импортозамещения в фармацевтической отрасли должно включать решение следующих задач:

- создание инновационно -технологического потенциала, обеспечивающего конкурентные позиции российской науки в сфере медицины и биологии;

10 Фармацевтический рынок России. - 18 февраля 2022 г. URL: https://zdrav.expert/index.php/%D0%A1%D1%82% D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B5%D0%B2%D1%82% D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0 %D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.BE.D0.B7.D0.B0.D0.BC.D0.B5. D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.

11 «Фарма-2030»: от дженериков к собственным инновационным лекарствам. 04.10.2021. Фарммедпром. https://pharmmedprom.ru/news/farma-2030-ot-dzhenerikov-k-sobstvennim-innovatsionnim-iekarstvam/.

12 Нежникова Е.В., Максимчук М.В. Фармацевтическая отрасль в РФ: проблемы и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 102-112. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-102-112; Оборин М.С. Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли//Вестник НГИЭИ. 2021. № 5 (120). С. 101-110. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-5-101-110.

- оперативное реагирование системы высшего образования при подготовке специалистов на появление новых направлений медико-биологических исследований;

- усиление роли критериев качества в проектах инвестиционной поддержки отечественной фармацевтической промышленности; для полноценной замены важны доказательства эффективности отечественных аналогов в сравнении с зарубежными препаратами;

- поиск оптимальной структуры фармацевтического производства с усилением роли малого и среднего бизнеса в цепочках создания добавленной стоимости.

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Машиностроительный комплекс относится к числу драйверов национальной экономики. Конкурентоспособность российской экономики на внутреннем и внешнем рынках, а также обороноспособность страны связывают именно с состоянием этого сектора экономики. В Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года предусмотрены новые возможности развития секторов машиностроения и всей отрасли в целом. В документе предусмотрено комплексное воздействие на отрасль посредством технологической, инвестиционной, финансовой, кадровой и внешнеторговой политики, а также стимулирование спроса, выделенное в отдельный сегмент Стратегии13 [16]. Это является следствием оценки состояния отрасли с признанием сохранения в ней проблем технологической отсталости, недостаточного присутствия на внешних рынках и др.

Машиностроительные предприятия в России, аналогично мировой практике, часто функционируют в рамках различных объединений или государственных корпораций. Можно выделить компании оборонного и транспортного машиностроения, электроэнергетического сектора, нефтегазового сектора, а также сельскохозяйственного машиностроения.

Необходимо констатировать, что Россия не является весомым участником мирового рынка машин и оборудования в качестве производителя и экспортера. У нашей страны отрицательное сальдо в торговле машинами и оборудованием, а импорт данной продукции в разы превышает экспорт. Это показывают расчеты коэффициентов относительной экспортной специализации по основным товарным группам машин и оборудования. Вместе с тем можно выделить небольшой список товарных позиций, по которым Россия имеет специализацию. А коэффициенты относительной экспортной специализации для различных товарных групп продукции машиностроения у России преимущественно близки к нулевым.

Если рассматривать географическую структуру экспорта нашей страны, то можно отметить, что в ней преобладают страны с относительно низкими требованиями рынка к качеству продукции, особенно гражданского назначения.

Одной из причин этого положения является низкая рентабельность российского машиностроения. Даже в 2013 г., когда в отношении России еще

13 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р «Обутверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года». http://staticgovemmentш/media/fiíes/Qw77Aau6ЮSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf.

не применялись экономические санкции, по норме рентабельности российское машиностроение в разы отставало от добывающих отраслей (к примеру, 7,5% в производстве машин и оборудования, 5,8% в производстве транспортных средств и оборудования). Но в добыче топливно - энергетических полезных ископаемых норма рентабельности была выше: 24,1%, а в добыче полезных ископаемых (без топливно - энергетических) - 33,2%. Однако более высокая рентабельность обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающей промышленностью (как показывает, например, опыт США) обеспечивается высокой нормой расходов на научные исследования и разработки (НИР), а также эффективной налогово-бюджетной политикой. Необходимо сосредоточиться именно на данных аспектах, также на получении современной техники, в том числе за счет импорта передового оборудования и прямых иностранных инвестиций,14 [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ показывает, что инструментарий реализации господдержки развития обрабатывающей промышленности недостаточен для решения задач по стабилизации внутреннего рынка промышленных товаров.

В федеральной программе развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности предусматривается, что за период 2016-2024 гг. объем производства вырастет на 28%. Однако 55% объема потребления промышленных товаров - это зарубежные поставки. Поэтому увеличение объема производства с учетом даже его перехода на импортозамещение на 28% явно недостаточно для стабилизации рынка15 [18]. Одна из важных задач - повышение экспортного потенциала может быть решена только в случае повышения производительности труда, которая более чем в 3,5 раза отстает от таковой в ведущих в экономическом отношении странах.

Машиностроительный комплекс в структуре производства составляет 22%, а сегмент внутреннего рынка машиностроительной продукции - 42%. Доля химической промышленности в структуре производства - 9,8%, а в структуре внутреннего рынка составляет 14%. Этот дисбаланс является основной причиной увеличения зависимости экономики России от зарубежных поставок. Обращает на себя внимание, что в машиностроительном комплексе из всех секторов обрабатывающей промышленности самая низкая производительность труда -в 3 раза меньше, чем средняя по обрабатывающей промышленности. В программе развития промышленности отсутствуют соответствующие целевые индикаторы, характеризующие степень решения комплексных задач по повышению эффективности машиностроительного комплекса. Таким образом, фактически консервируется отсталость машиностроительного комплекса.

Предлагаемые меры по импортозамещению в машиностроении:

1) закупка комплектующих для производства конечных продуктов в странах вне санкционного списка (Китай, Индия, страны Юго -Восточной Азии). Данный подход требует новых схем выстраивания логистики поставок из стран Азии;

14 Клинов В.Г., Сидоров А.А. Международная специализация на мировом рынке машин и оборудования в XXI в. и позиции России //ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ NEFTEGAZ.RU. № 7 (79). 2018. С. 40-47.

15 Абдикеев Н.М. О некоторых проблемах деятельности институтов развития, нацеленных на поддержку высокотехнологичных секторов обрабатывающей промышленности // Финансовая газета. 28 сентября 2021. https://fingazeta.ru/authority/state-regulation/473310.

2) кооперация с производственными предприятиями малого и среднего бизнеса для обеспечения системообразующих промышленных государственных корпораций теми комплектующими, что раньше закупали в Европе. В этом случае необходимы информационная, организационная, инфраструктурная и финансовая виды поддержки;

3) льготное кредитование малых и средних предприятий от институтов развития промышленности (ВЭБ.РФ и Корпорация МСП), послабления налогов, моратории на проверки производственных предприятий и т.д.;

4) ФОИВ и РОИВ, ответственным за развитие промышленности, необходимо создать единую информационную и промышленную сетевую систему, которая будет оперативно реагировать на возникающие у производств проблемы с поставками, координировать выстраивание новых производственных цепочек16 [19]. Данная система будет объединять государство и предпринимательское сообщество с целью обмена информацией для решения следующих задач:

- производственная кооперация (создание новых производственных площадок);

- логистическая кооперация (поиск оптимальных путей доставки сырья и продукции);

- кооперации с целью оптимизации закупки сырья и производства комплектующих и материалов. Ранее они были в основном зарубежными, а сейчас стали недоступны из - за санкций. Данные вопросы в компетенции региональных центров инжиниринга;

5) необходимо развивать локализацию основных производственных сегментов машиностроительной отрасли;

6) отраслями российской промышленности, в которых существует определенный технологический задел и конкурентные преимущества на международных рынках, на сегодняшний день являются оборонно -промышленный комплекс, атомная энергетика и энергетическое машиностроение, авиационное и космическое дви-гателестроение. Трансфер технологий из данных секторов в сектора догоняющего технологического развития является одной из важнейших задач политики развития промышленности России.

Предлагаемые ориентиры государственной поддержки машиностроения для решения задач по следующим направлениям:

1. Формирование системы цепочек добавленной стоимости по производству сложной техники:

- отход от модели обеспечения одного предприятия или группы предприятий и переход на создание цепочек добавленной стоимости в многоотраслевом исполнении и для создания высокотехнологичных продуктов17 [20];

- создание собственной базы материальных средств (оборудования для цифровой экономики, для электронной промышленности и вычислительной техники).

В настоящее время на глобальном рынке промышленных товаров конкурируют не отдельные предприятия, а цепочки добавленной стоимости. В их рамках

16 Импортозамещение в машиностроении: какие сегменты будут лидировать. «RB.ru - деловая сеть». Advis. ги. 29.03.2022. https://advis.ru/php/view_news_ajax.php?id=D70362E6-1A2D-764A-B405-9428C400508D.

17 Абдикеев Н.М., Богачев Ю.С. Совершенствование государственной поддержки обрабатывающей промышленности с учетом влияния различных факторов //Экономика. Налоги. Право. 2020. № 6. С. 77-85.

технологическое и производственное сопряжения, диверсификация рынков спроса, оптимизация бизнес- процессов содействуют резкому повышению конкурентоспособности предприятий. Таким образом, это ведет к повышению экономической эффективности функционирования российских предприятий. Это единственный способ повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке сложной техники в условиях дестабилизации внутреннего рынка, которое способствует глубокая рецессия экономик ведущих стран, спад уровня международной торговли, снижение курса рубля и доходов от экспорта сырьевых продуктов.

2. Стабилизация внутреннего рынка продукции сегментов машиностроительной и химической промышленности:

- обеспечение стабилизации и последующего развития таких сегментов внутреннего рынка, как машиностроительная, химическая и пищевая промышленности за счет замещения импортной продукции отечественной по своим функциональным характеристикам, не уступающим ей, при этом соотношение цена - качество должны не уступать мировым стандартам;

- ориентация химического комплекса должна быть на ускоренное развитие нефтехимических производств, процессов глубокой переработки с тем, чтобы большая часть добычи энергетических ресурсов (нефти, газа, угля) использовалась в качестве сырья для нефтехимического производства18 [20];

- обеспечение продовольственной безопасностью государства через поддержку машиностроения для сельскохозяйственной и обрабатывающей пищевой промышленности19 [21].

3. Создание системы технологического перевооружения отраслей экономики РФ на основе межотраслевого взаимодействия высокотехнологичных и средне -высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности с традиционными отраслями:

- ориентация машиностроительного комплекса на производство продукции для развития станкостроения, тяжелого машиностроения, электронной промышленности, для технологического обеспечения развития информационной инфраструктуры, фармацевтической промышленности, медицинского оборудования, оборудования для нефтехимического комплекса, авиационной промышленности, машиностроения и сельского хозяйства20 [20];

- создание технологических платформ поддержки промышленности, отвечающих за закупку ресурсов, инжиниринг, производство, спрос;

- переход развития сельского хозяйства на интенсивный путь: для этого необходимо его обеспечение современными машинами по уборке урожая, обработке почвы, оборудования для животноводческого комплекса, создание

18 Абдикеев Н.М., Богачев Ю.С. Совершенствование государственной поддержки обрабатывающей промышленности с учетом влияния различных факторов //Экономика. Налоги. Право. 2020. № 6. С. 77-85.

19 Трифонов П.В. Анализ конкурентоспособности продукции российского высокотехнологичного сектора на внутреннем и внешнем рынках//Научные труды ВЭО России. Том 230. 2021. https://veorus.ru/upload/ iblock/7ef/veo_230_maef_2021.pdf.

https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnosti-produktsii-vysokotehnologichnogo-sektora-obrabatyvayuschey-promyshlennosti-rfna-vnutrennih-i-vneshnih-rynkah/viewer.

20 Абдикеев Н.М., Богачев Ю.С. Совершенствование государственной поддержки обрабатывающей промышленности с учетом влияния различных факторов //Экономика. Налоги. Право. 2020. № 6. С. 77-85.

технологических условий для селекции и семеноводства. Кроме того, необходимо обеспечить потребности отечественной медицины в технике и необходимых материалах.

4. Создание эффективной системы управления межотраслевым взаимодействием:

- развитие сетевой модели комплексной системы государственного регулирования развития обрабатывающей промышленности на основе формирования межведомственного центра межотраслевого взаимодействия.

Для решения этих стратегических задач необходима разработка индикативного плана удовлетворения потребностей отечественной экономики в сложной технике по наиболее востребованным номенклатурным группам.

5. Развитие системы финансирования государственной поддержки отраслей обрабатывающей промышленности.

Предлагаемый комплекс мероприятий по модернизации производственной базы машиностроительной промышленности может быть использован для решения задач для высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, в рамках которых производится сложное оборудование, состоящее из совокупности модулей, узлов, агрегатов.

В заключение надо отметить, что для перестройки структуры производства и углубления импортозамещения необходимо минимум 3-4 года. При этом нужна тесная совместная работа региональных министерств, профильных ассоциаций, институтов развития, предпринимательских объединений в таких направлениях, как совместный мониторинг ситуации, и даже регулирование отдельных процессов в ручном режиме, например, распределения компонентов по производствам.

Библиографический список

1. Минпромторг России. Приказ от 31 марта 2015 года № 656 «Обутверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности Российской Федерации».

2. Мантуров Д.В. Промышленная политика в российской фармацевтической отрасли//Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 2. С. 64-77. й01:10.18288/1994-5124-2018-2-04.

3. Оборин М.С. Проблемы и перспективы импортозамещения в фармацевтической отрасли//Вестник НГИЭИ. 2021. № 5 (120). С. 101-110. й01:10.24412/2227-9407-2021-5-101-110.

4. Минпромторг России. Приказ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1503 (ред. от 04.10.2017) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов».

6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 305 «Обутверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"» (с изменениями на 29 декабря 2021 года).

7. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. № 514 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"».

8. Ромакина Н.А. Российский фармацевтический рынок в контексте финансирования развития медицинской и фармацевтической промышленности //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ЭКОНОМИКА и ПРАВО. - 2015. - № 11-12. - С 61-64.

9. Постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014-2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям ...» (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/70558574/.

10. Фармацевтический рынок. URL: https://zdrav.expert/images/a/ad/Alpharm_presentation_as_05.21.pdf.

11. РСПП получил ответ от Минздрава: итоговая резолюция XIII Всероссийского съезда работников фармацевтической и медицинской промышленности. - 22 февраля 2022. URL: https://www. rspp.ru/events/news/rspp-poluchil-otvet-ot-minzdrava-itogovaya-rezolyutsiya-xiii-vserossiyskogo-sezda-rabotnikov-farmats-6214e95758961/.

12. Коммерческий сегмент фармрынка 2021: перемены на игровом поле. - 12 июля 2021 г. - URL: https://www.retail.ru/articles/kommercheskiy-segment-farmrynka-2021-peremeny-na-igrovom-pole/.

13. Фармацевтический рынок России. - 18 февраля 2022 г. URL: https://zdrav.expert/index.php/%D0%A1 %D1 %82%D0%B0%D1 %82%D1 %8C%D1 %8F:%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0 %B5%D0%B2%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D1%8B %D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.98.D0.BC.D0.BF. D0.BE.D1.80.D1.82.D0.BE.D0.B7.D0.B0.D0.BC.D0.B5.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BB.D0.B5.D0.BA. D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.

14. «Фарма-2030»: от дженериков к собственным инновационным лекарствам. 04.10.2021. Фарм-медпром.https://pharmmedprom.ru/news/farma-2030-ot-dzhenerikov-k-sobstvennim-innovatsionnim-lekarstvam/.

15. Нежникова Е.В., Максимчук М.В. Фармацевтическая отрасль в РФ: проблемы и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 102-112. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-102-112.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года». http://static.government.ru/media/files/Ow77Aau6IOSEIuOqY nvR4tGMCy6rv60m.pdf.

17. Клинов В.Г., Сидоров А.А. Международная специализация на мировом рынке машин и оборудования в XXI в. и позиции России //ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ NEFTEGAZ.RU. № 7 (79). 2018. С. 40-47.

18. Абдикеев Н.М. О некоторых проблемах деятельности институтов развития, нацеленных на поддержку высокотехнологичных секторов обрабатывающей промышленности // Финансовая газета. 28 сентября 2021. https://fingazeta.ru/authority/state-regulation/473310.

19. Импортозамещение в машиностроении: какие сегменты будут лидировать. «RB.ru - деловая сеть». Advis.ru. 29.03.2022. https://advis.ru/php/view_news_ajax.php?id=D70362E6-1A2D-764A-B405-9428C400508D.

20. Абдикеев Н.М, Богачев Ю.С. Совершенствование государственной поддержки обрабатывающей промышленности с учетом влияния различных факторов //Экономика. Налоги. Право. 2020. № 6. C. 77-85.

21. Трифонов П.В. Анализ конкурентоспособности продукции российского высокотехнологичного сектора на внутреннем и внешнем рынках// Научные труды ВЭО России. Том 230.2021. https://veorus. ru/upload/iblock/7ef/veo_230_maef_2021.pdf.

22. https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnosti-produktsii-vysokotehnologichnogo-sektora-obrabatyvayuschey-promyshlennosti-rfna-vnutrennih-i-vneshnih-rynkah/viewer.

References

1. Minpromtorg Rossii. Prikaz ot 31 marta 2015 goda № 656. Ob utverzhdenii otraslevogo plana meroprijatij po importozameshheniju v otrasli farmacevticheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii.

2. Manturov D. V Promyshlennaja politika v rossijskoj farmacevticheskoj otrasli // Jekonomicheskaja politika. 2018. T. 13. № 2. S. 64-77. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-2-04.

3. Oborin M. S. Problemy i perspektivy importozameshhenija v farmacevticheskoj otrasli//Vestnik NGIJel. 2021. № 5 (120). S. 101-110. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-5-101-110.

4. Minpromtorg Rossii. Prikaz ot 23.10.2009 № 965. «Ob utverzhdenii Strategii razvitija farmacevticheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda».

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1503 (red. ot 04.10.2017) «Ob utverzhdenii Pravil predostavlenija subsidij iz federal'nogo bjudzheta rossijskim organizacijam na vozmeshhenie chasti zatrat na realizaciju proektov po razrabotke shozhih po farmakoterapevticheskomu dejstviju i uluchshennyh analogov innovacionnyh lekarstvennyh preparatov».

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 305 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti» (s izmenenijami na 29 dekabrja 2021 goda).

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 marta 2021 g. № 514 «O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuju programmu Rossijskoj Federacii «Razvitie farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti».

8. Romakina N.A. Rossijskij farmacevticheskij rynok v kontekste finansirovanija razvitija medicinskoj i farmacevticheskoj promyshlennosti // Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: JeKONOMIKA i PRAVO. - 2015. - № 11-12. - S. 61-64.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 janvarja 2014 g. № 3 «Ob utverzhdenii Pravil predostavlenija subsidij iz federal'nogo bjudzheta rossijskim organizacijam na vozmeshhenie chasti zatrat na uplatu procentov po kreditam, poluchennym v 2014-2019 godah v rossijskih kreditnyh organizacijah i gosudarstvennoj korporacii razvitija "VJeB.RF", a takzhe v mezhdunarodnyh finansovyh organizacijah, sozdannyh vsootvetstvii s mezhdunarodnymi dogovorami, v kotoryh uchastvuet Rossijskaja Federacija, na realizaciju kompleksnyh investicionnyh proektov po prioritetnym napravlenijam grazhdanskoj promyshlennosti i (ili) vyplatu kuponnogo dohoda po obligacijam...» (s izmenenijami i dopolnenijami). https://base.garant.ru/70558574/.

10. Farmacevticheskij rynok. URL: https://zdrav.expert/images/a/ad/Alpharm_presentation_as_05.21.pdf

11. RSPP poluchil otvet ot Minzdrava: itogovaja rezoljucija XIII Vserossijskogo s#ezda rabotnikov farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti. - 22 fevralja 2022. URL: https://www.rspp.ru/events/ news/rspp-poluchil-otvet-ot-minzdrava-itogovaya-rezolyutsiya-xiii-vserossiyskogo-sezda-rabotnikov-farmats-6214e95758961/.

12. Kommercheskijsegment farmrynka 2021:peremenyna igrovom pole. -12 ijulja 2021 g. - URL:https://www. retail.ru/articles/kommercheskiy-segment-farmrynka-2021-peremeny-na-igrovom-pole/.

13. Farmacevticheskij rynok Rossii. - 18 fevralja 2022 g. URL: https://zdrav.expert/index.php/%D0%A1%D 1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0% B5%D0%B2%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D1%8B %D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.98.D0.BC.D0.BF. D0.BE.D1.80.D1.82.D0.BE.D0.B7.D0.B0.D0.BC.D0.B5.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BB.D0.B5.D0.BA. D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.

14. «Farma-2030»: ot dzhenerikov k sobstvennym innovacionnym lekarstvam. 04.10.2021. Farmmedprom. https://pharmmedprom.ru/news/farma-2030-ot-dzhenerikov-k-sobstvennim-innovatsionnim-lekarstvam/

15. Nezhnikova E.V., MaksimchukM.V. Farmacevticheskaja otrasl'vRF:problemyiperspektivyrazvitija//Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Jekonomika. 2019. T. 27. № 1. S. 102-112. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-102-112.

16. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 6 ijunja 2020 g. № 1512-r «Ob utverzhdenii Svodnoj strategii razvitija obrabatyvajushhej promyshlennosti Rossijskoj Federacii do 2024 goda i na period do 2035 goda». http://static.government.ru/media/files/Ow77Aau6IOSEIuOqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf.

17. Klinov V.G., SidorovA.A. Mezhdunarodnaja specializacija na mirovom rynke mashin i oborudovanija vXXI v. i pozicii Rossii//DELOVOJ ZhURNAL NEFTEGAZ.RU. № 7(79). 2018. S. 40-47.

18. Abdikeev N.M. O nekotoryh problemah dejatel'nosti institutov razvitija, nacelennyh na podderzhku vysokotehnologichnyh sektorov obrabatyvajushhej promyshlennosti // Finansovaja gazeta. 28 sentjabrja 2021. https://fingazeta.ru/authority/state-regulation/473310.

19. Importozameshhenie v mashinostroenii: kakie segmenty budut lidirovat'. «RB.ru - delovaja set'». Advis. ru. 29.03.2022. https://advis.ru/php/view_news_ajax.php?id=D70362E6-1A2D-764A-B405-9428C400508D.

20. Abdikeev N.M., Bogachev Ju.S. Sovershenstvovanie gosudarstvennoj podderzhki obrabatyvajushhej promyshlennosti s uchetom vlijanija razlichnyh faktorov//Jekonomika. Nalogi. Pravo. 2020. № 6. C. 77-85.

21. Trifonov P.V. Analiz konkurentosposobnosti produkcii rossijskogo vysokotehnologichnogo sektora na vnutrennem i vneshnem rynkah // Nauchnye trudy VJeO Rossii. Tom 230. 2021. https://veorus.ru/upload/ iblock/7ef/veo_230_maef_2021.pdf

22. https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnosti-produktsii-vysokotehnologichnogo-sektora-obrabatyvayuschey-promyshlennosti-rfna-vnutrennih-i-vneshnih-rynkah/viewer.

Контактная информация / Contact information

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый

университет)

125167, Москва, пр - кт Ленинградский, д. 49/2.

Financial University under the Government of the Russian Federation

125167, Moscow, Leningradsky Ave., 49/23.

Абдикеев Нияз Мустякимович / Niyaz M. Abdikeev

nabdikeev@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.