Научная статья на тему 'Стратегия импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтических компаний'

Стратегия импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / GMP / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PHARMACEUTICAL SAFETY / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / DRUG AND SUBSTANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Анна Викторовна, Петров Александр Михайлович

Реализация стратегии импортозамещения в отечественной промышленности становится приоритетной задачей в свете введенных против России экономических ограничений. Фармацевтическая промышленность является одной из ключевых отраслей, поэтому задача повышения ее конкурентоспособности стоит особенно остро. В статье рассмотрены основные механизмы реализации стратегии импортозамещения в фармацевтике и их влияние на промышленность. Представлен обзор законодательной базы, регулирующей развитие отрасли до 2020 года. Проанализированы основные проблемы фармацевтической промышленности, особенности и недостатки механизмов её реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution strategy as the key to improving competitiveness of pharmaceutical companies

Import substitution ideas in Russia’s industrial sectors have become upper urgent due to economic sanctions imposed on Russia. The Government of RF adopted some measures to increase competitiveness of domestic products from key branches of industry and pharmacy is certainly one of them. The article considers the basic mechanisms of import substitution strategy implementation in the pharmaceutical industry and their effects on other Russia’s industries and provides a review of legislative framework ruling the branch development up to 2020. Crucial problems of the pharmaceutical industry, its features and disadvantages of its reforming are analyzed.

Текст научной работы на тему «Стратегия импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтических компаний»

Стратегия импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтических компаний

УДК 339.5 : 61 ББК 65.428 : 5 К-630

А.В. Комарова,

кандидат экономических наук, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра менеджмента и маркетинга - доцент;

А.М. Петров,

Всероссийская академия внешней торговли, кафедра менеджмента и маркетинга - аспирант

Аннотация

Реализация стратегии импортозамещения в отечественной промышленности становится приоритетной задачей в свете введенных против России экономических ограничений. Фармацевтическая промышленность является одной из ключевых отраслей, поэтому задача повышения ее конкурентоспособности стоит особенно остро. В статье рассмотрены основные механизмы реализации стратегии импортозамещения в фармацевтике и их влияние на промышленность. Представлен обзор законодательной базы, регулирующей развитие отрасли до 2020 года. Проанализированы основные проблемы фармацевтической промышленности, особенности и недостатки механизмов её реформирования.

Ключевые слова: импортозамещение, фармацевтическая промышленность, конкурентоспособность, модернизация, инновации, GMP, фармацевтическая безопасность, лекарственные средства.

Import substitution strategy as the key to improving competitiveness of pharmaceutical companies

Import substitution ideas in Russia's industrial sectors have become upper urgent due to economic sanctions imposed on Russia. The Government of RF adopted some measures to increase competitiveness of domestic products from key branches of industry and pharmacy is certainly one of them. The article considers the basic mechanisms of import substitution strategy implementation in the pharmaceutical industry and their effects on other Russia's industries and provides a review of legislative framework ruling the branch development up to 2020. Crucial problems of the pharmaceutical industry, its features and disadvantages of its reforming are analyzed.

Key words: Import substitution, pharmaceutical industry, competitiveness, modernization, innovation, GMP, pharmaceutical safety, drug and substance.

4 - 2016 Российский внешнеэкономический вестник I I

A.V. Komarova,

Candidate of Economic Sciences, Russian Foreign Trade Academy, Department of Management and Marketing - Assistant Professor,

A.M. Petrov,

Russian Foreign Trade Academy, Department of Management and Marketing - Postgraduate student

Abstract

В условиях существующих реалий, характеризующихся экономическими ограничениями, вопросы экономической безопасности нашей страны приобретают особую актуальность и значимость. Фармацевтическая промышленность является одной из ключевых отраслей народного хозяйства, напрямую определяющей качество жизни и здоровья населения.

Проблема отставания фармацевтической отрасли России от экономически развитых стран наблюдается не один год и на настоящем этапе ощущается особенно остро. Так и не решены проблемы недостаточной диверсификации производства и низкой конкурентоспособности большинства предприятий отрасли. Исправить сложившуюся ситуацию возможно не только решением проблем отрасли, но и поиском новых точек роста, что требует комплексной модернизации всей фармацевтической промышленности. Именно на этой концепции основан общий курс Правительства РФ на импортозамещение в ключевых областях экономики.

В основе данной стратегии лежит подход, основанный на постепенном переходе от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения. Стратегия импортозамещения базируется на развитии всего производства, повышении качества производимого товара, технологическом перевооружении и инновационном развитии.1 Это особенно важно для находящейся в состоянии рецессии отечественной промышленности.

Следует отметить, что законодательная база политики в области фармацевтики на федеральном уровне основа на двух ключевых документах. Во-первых - это стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года («Фарма-2020») была принята в 2009 году. В ней сформулированы четыре важнейших задачи, стоящих перед отечественной фармацевтической индустрией: обеспечение национальной лекарственной безопасности через гарантированное производство определенных препаратов и субстанций в Российской Федерации, увеличение рыночной доли качественных отечественных препаратов, вывод на рынок инновационных отечественных препаратов, т.е. тех, у которых под патентной защитой находится само действующее вещество и создание экспортоспособных отечественных препаратов, обладающих, в том числе, новыми механизмами действия.2

Отметим, что финансирование Стратегии на период 2009-2020 гг. запланировано на уровне 177,6 миллиардов рублей и предусматривает реализацию трёх

1 Казыкина В.М. Стратегия импортозамещения в экономике России // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015»: [сайт]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/953/8557 (дата обращения: 26.01.2016).

2 Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: утв. приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 г. № 965 // Фарма-2020: [сайт]. URL: http://pharma2020.ru/download/1594.html (дата обращения: 14.01.2016).

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

этапов: локализацию производства и разработки лекарственных средств на территории РФ, развития фармацевтической отрасли на рынке РФ и развития фармацевтической отрасли на внешних рынках.

Во-вторых, наряду со стратегией в ноябре 2012 года была утверждена Государственная программа (далее - Госпрограмма) «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы (вторая редакция - в апреле 2014 года). Результатами функционирования данной программы должны стать:

□ Импортозамещение в фармацевтической и медицинских отраслях промышленности;

□ Повышение инвестиционной активности российских организаций с целью создания и модернизации производств;

□ Увеличение доли лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства;

□ Создание высокопроизводительных рабочих мест.

Предлагаемые меры (см. рисунок 1) характеризуются своей обоснованностью и своевременностью. Они комплексно охватывают все основные проблемы российской фармацевтики. Предметом дискуссии являются запланированные результаты, достижение которых может оказаться невозможным по следующим причинам: 3

□ длительность разработки инновационных ЛС (свыше 10 лет);

□ дефицита площадок под строительство заводов с необходимым пакетом услуг по инфраструктуре (в свете возможности локализации производства в России);

□ неудовлетворительного состояния отраслевой науки;

□ несовершенства законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности.

Необходимость и значимость данных документов для модернизации отечественной фармацевтической промышленности бесспорна. Вместе с тем следует отметить, что в них недостаточно проработаны конкретные меры и механизмы стимулирования процессов импортозамещения.

Например, на законодательном уровне не прописано и не закреплено понятие отечественного лекарственного средства (ЛС) - считать ли таковым любое ЛС, произведенное или упакованное на территории РФ или же подлинно российским может считаться препарат, сделанный из отечественного сырья. А ведь именно от этого необходимо было отталкиваться при разработке всех предлагаемых к реализации мер.

3 Кунев С.В., Кунева Л.В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2014. .№6: [сайт]. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/46.pdf (дата обращения: 28.01.2016).

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

Рисунок 1

Соотношение задач и мероприятий Стратегии «Фарма-2020» и Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации

на период до 2020 года

Защита внутреннего рыта отиедобросовесшй

юниуренцнии выравнивание условии досгуланз рынок

Соаершексгаованне системы подтверждения [ответви тест (1С, вкл. меры гш устранении габыгочны* адммн, барьеров порег-цни ожчесгаениыклиарст

Источник: Разработано авторами на основе Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: // Фарма-2020: [сайт]. URL: http://pharma2020.ru/downIoad/1594.html и Государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 год // Минпромторг России: [сайт]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!1939 (дата обращения: 14.01.2016).

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

Не учтены в полной мере и субъективные факторы, влияющие на фармацевтические предприятия, такие как ставки по кредитам, налоговая нагрузка или тарифы на энергоносители. Их нестабильность приводит к ухудшению инвестиционного климата в стране и отрасли в частности. Все это сильно усложняет работу по реализации импортозамещения лекарственных препаратов.4 Кроме того, не проанализированы возможные последствия для отрасли от вступления России в ВТО, что существенно снижает потенциальную эффективность механизмов модернизации отрасли.

Нельзя не отметить и ухудшившуюся уже после принятия вышеперечисленных документов экономическую ситуацию в стране. Санкции, введенные против нашей страны, и последовавший за этим спад промышленного производства, низкие цены на нефть, и, как следствие, ослабление российской валюты - всё это привело к серьезному дефициту бюджета (в 2016 году - 2,184 трлн рублей, что составляет 2,8 от ВВП). Именно на период 2014-2017 гг. приходится основной пик госфинансирования российской фарминдустрии - 68 млрд руб.

И всё же, несмотря на все трудности, в рамках Госпрограммы в октябре 2015 года Минпромторгом России был внесен ряд постановлений, касающихся дополнительной поддержки отдельных сегментов экономики, среди которых фигурирует и фармацевтика. Стоит выделить, например, формирование механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, понесённых при реализации проектов по организации производства и клинических испытаний лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций, способствующего существенному повышению эффективности работы специализированных НИИ и научных лабораторий фармотрасли.

Меры поддержки касаются, в том числе, и перехода всех российских предприятий на международный стандарт GMP (Good Manufacturing Practice). Этот переход даётся отрасли крайне болезненно, ведь серьезные капиталовложения необходимы отечественным фармацевтическим компаниям уже сейчас. На этом фоне наиболее конкурентоспособными будут выглядеть производства иностранных компаний или совместные предприятия, которые изначально более адаптированы под международные стандарты.

Отечественным же фармкомпаниям приходится перестраиваться, что называется, «на ходу». Наиболее конкурентоспособными в такой ситуации становятся компании, вкладывающие ресурсы в новое производство, особенно в свете развития фармацевтических кластеров - одного из приоритетов Стратегии «Фарма-2020». Однако, возможностью такого инвестирования в новые производства обладают далеко не все - в результате лишь 10-15% предприятий РФ перешли на стандарт GMP.

4 Семёнов А.М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России: дис. канд. эконом. наук. - М.: ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», дата защиты: 03.06.2014, с. 74-75.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

Финансирование данного перехода субсидируется государством - в рамках Стратегии «Фарма-2020» по направлению «Переход GMP» выделено 36 млрд рублей. Смогут ли прописанные в ней механизмы помощи работать в реальных условиях, сказать пока довольно сложно. Но, очевидно, что своими силами отечественным производителям перейти на другие стандарты производства будет чрезвычайно непростой задачей.

И здесь, хотелось бы отдельно остановиться на проблеме, без решения которой данная задача останется труднореализуемой - в зависимости от импортной продукции. Анализируя ситуацию, сложившуюся на рынке, стоит признать, что она остаётся неутешительной. Почти 4/5 лекарственных средств (78%) в стоимостном выражении - иностранного производства (данные DSM Group в 2014 году). Причём доля отечественной продукции, как в стоимостном, так и в натуральном выражении продолжает падать. В Топ-20 брендов ЛС представлено лишь 5 отечественных (коммерческий сегмент), а их доля в стоимостном выражении и вовсе ничтожна - 3% (см. таблицу 1).

Таблица 1

Распределение брендов лекарственных средств на разных сегментах рынка

на 2014 г.

Сегмент рынка Коммерческий ДЛО ЛПУ

Доля Топ-20 брендов в стоимостном выражении, % 12,3 52,5 23

в том числе количество российских брендов (из них в перечне ЖНВЛП) 5 (4) 2 (2) 5 (5)

в том числе количество иностранных брендов (из них в перечне ЖНВЛП) 15 (6) 18 (18) 20(14)

Доля российских брендов в стоимостном выражении, % 3 4,6 6,1

Источник: Костромин П.А. Импортозамещение лекарственных препаратов в России по объему, номенклатуре и качеству // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал. 2015, №9. с. 56-60. По данным DSM Group.

Решение данной проблемы видится в стимулировании отечественных инновационных разработок. В настоящее время производители тратят лишь около 1-2% от выручки на НИОКР. В результате доля дженериков на российском рынке превосходит 80% против 25-40% на развитых рынках.5 Выделение необходимых

5 Костромин П.А. Импортозамещение лекарственных препаратов в России по объему, номенклатуре и качеству // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал. 2015, №9. с. 56-60.

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

средств на НИОКР оказывается трудновыполнимой задачей даже для крупнейших российских производителей. Несмотря на то, что в рамках Госпрограммы до 2020 года на поддержку производителей выделено около 100 млрд рублей, этих денег для такой большой отрасли явно недостаточно. Вкупе с развитием отечественного выпуска лекарственных препаратов источником роста на первом этапе могла стать локализация производства зарубежных компаний в России. Тем более что объёмы инвестиций в фармотрасль постоянно росли.

Такой взаимовыгодный вариант для всех участников рынка мог быть реализован в обозримом будущем. Однако, изменение законодательного регулирования может негативно отразиться на реализации данной идеи. В октябре 2014 года Минпром-торг РФ внёс в Правительство проект постановления «Об установлении ограничений на допуск лекарственных средств, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С одной стороны, протекционизм, тем более в условиях экономических ограничений, вполне обоснован.

Но с другой - подобная мера может существенно снизить поток инвестиций в фармацевтическую отрасль страны. Такие совместные предприятия могли бы существенно усилить конкуренцию на отечественном рынке, тем самым стимулируя наших производителей выпускать более качественную продукцию. При этом стоит заметить, что для иностранных компаний фармацевтический рынок России является крайне привлекательным. Ежегодный прирост объёма рынка за последнее десятилетие, в среднем, составляет 14% (см. рисунок 2). Именно поэтому в условиях политики импортозамещения они также пытаются изменить своё поведение на рынке, выбирая разные стратегии локализации, среди которых самыми распространёнными являются:6

□ строительство собственных заводов, в первую очередь - для упаковки лекарств, а потом - полного цикла их производства (кроме основного действующего вещества);

□ приобретение уже существующих заводов с целью их обновления в соответствии с правилами GMP, с передачей своих передовых технологий и обучения персонала;

□ передача прав интеллектуальной собственности;

□ передача технологий производства полного цикла;

□ создание стратегического альянса с целью организации производства.

6 Баранович М. Импортозамещение на фармацевтическом рынке России и Украины // Юридическая фирма «Правовой альянс»: [сайт]. URL: http://www.legalalliance.com.ua/rus/ press/309/ (дата обращения: 02.02.2016).

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

Рисунок 2

Объем фармацевтического рынка и темпы роста по годам

200S 2Ю9 2010 iOll 2012 2013 ЛИЛ 20IS

(npCfHCJ)

Источник: DSM Group. Годовой отчёт «Фармацевтический рынок России-2013» // Сайт DSM Group. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/dsm_report2013.pdf (дата обращения: 19.01.2016).

Отдельно стоит остановиться на развитии производства лекарственных субстанций, как на ключевом аспекте модернизации фармацевтики. Производство субстанций лекарственных средств до распада СССР являлось базовой подотраслью медицинской промышленности: до 1992 г. отечественные субстанции были основной экспортной продукцией отрасли в бывшие союзные республики. С переходом к рыночным отношениям вследствие высокой материалоемкости и энергоемкости производства субстанций их выпуск стал малорентабельным. 7

В рамках Стратегии «Фарма-2020» планируется поддержка отечественных производителей фармацевтических субстанций. Запланировано, что к 2020 году предприятия будут выпускать субстанции в количестве, необходимом для производства 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении, включая не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических ЛС к 2020 году.8

7 ЗАО «Контраст». Предварительный бизнес-план Инвестиционной компании «Контраст» // Деловой интернет-журнал «Wibes»: URL: http://www.wibes.ru/doc/biznes-plan/ market-farm.doc (дата обращения: 28.01.2016).

8 Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года // Фарма-2020: [сайт]. URL: http://pharma2020.ru/download/1594.html (дата обращения: 14.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

Рисунок 3

Темпы падения производства субстанций по годам

Тоын20000 1В000 16000

Источник: Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: утв. приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 г. № 965 // Фарма-2020: [сайт]. URL: http://pharma2020.ru/downIoad/1594.htmI (дата обращения: 14.01.2016).

В качестве конкретных примеров, которые являются результатами деятельности Госпрограммы стоит привести реализацию двух масштабных проектов по производству ЛС и субстанций в рамках стратегии импортозамещения. В рамках проекта «ХимРар» запланирована разработка импортозамещающих и инновационных лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний.

Центр Высоких Технологий (ЦВТ) «ХимРар» представляет собой одноименный исследовательский институт, на базе которого осуществляется клиническая разработка препаратов, а также бизнес-инкубатор в партнерстве с отечественными и зарубежными компаниями. В настоящее время партнерами ЦВТ «ХимРар» являются 14 компаний.9 Некоторые из них уже имеют в своем портфеле успешные разработки, которые конкурентоспособны и за рубежом. Успешными примерами являются проходящий клинические испытания препарат для лечения хронического гепатита C, оригинальные биотехнологические препараты, применяющиеся в терапии онкологических и аутоиммунных заболеваний или первый отечественный препарат для лечения рака предстательной железы.

9 Frost & Sullivan. Обзор рынка биотехнологий в России и оценка перспектив его развития в 2014 году // ОАО «РВК»: URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/ docs/20141020_Russia%20BiotechnologyMarket_fin.pdf (дата обращения: 06.02.2016).

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

В свою очередь проект «Биокад» представляет собой опытно-промышленное производство субстанций и лекарственных средств на основе моноклональных антител, необходимых для выпуска дорогостоящих импортозамещающих препаратов.

Производственная мощность «Биокад» в значительной мере удовлетворяет российский спрос на биологические препараты, используемые в терапии онкологических и аутоиммунных заболеваний, а также позволяет заменить импортные лекарственные средства.10 Важным фактором конкурентоспособности проекта является низкая стоимость произведённой продукции - она на 30% ниже импортных препаратов. Кроме того, компания не просто стремится занять существенную долю внутреннего российского рынка, но и пробует выйти на зарубежные. Уже подписано 8 международных договоров поставки субстанций в страны дальнего зарубежья. Такой подход должен стать ролевой моделью для всех отечественных предприятий фармацевтики.

На основании проведённого анализа можно заключить, что стратегия импорто-замещения даст серьезный стимул инновационному прорыву и структурной перестройке, являющейся необходимым условием повышения конкурентоспособности фармацевтической отрасли России. Реализация данной инновационной модели развития может быть достигнута путём системной работы по реформированию отрасли и при наличии следующих необходимых компонентов: комплексной проработки всех спорных моментов основополагающих документов по развитию фармацевтики, конкретного плана действий по решению каждой ключевой проблемы производства, реальной заинтересованности всех участников рынка: как государства, так и, собственно, производителей.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что не простая ситуация в российской экономике, создающая множество препятствий для реализации всех запланированных мер, одновременно является и хорошей возможностью для проведения комплексной модернизации отечественной промышленности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: утв. приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 г. № 965 // Фарма-2020: [сайт]. URL: http://pharma2020.ru/download/1594.html (дата обращения: 14.01.2016) (Strategija razvitija farmacevticheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: utv. prikazom Minpromtorga Rossii ot 23 oktjabija 2009 g. № 965 // Farma-2020: [sajt]).

Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы: утв. постановлением Правительством РФ от 15 апреля 2014 г. № 305 // Минпромторг России: [сайт]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!1939 (дата обра-

10 Там же

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

щения: 14.01.2016) (Gosudarstvennaja programma «Razvitie farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti» na 2013-2020 gody: utv. postanovleniem Pravitel'stvom RF ot 15 aprelja 2014 g. № 305 // Minpromtorg Rossii: [sajt]).

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. № 1045 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов в рамках подпрограммы «Развитие производства лекарственных средств» государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы» // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/docs/19952/ (дата обращения: 23.01.2016) (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 oktjabrja 2015 g. № 1045 «Ob utverzhdenii Pravil predostavlenija subsidij iz federal'nogo bjudzheta rossijskim organizacijam na vozmeshhenie chasti zatrat na realizaciju proektov po organizacii i provedeniju klinicheskih issledovanij lekarstvennyh preparatov v ramkah podprogrammy «Razvitie proizvodstva lekarstvennyh sredstv» gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti» na 2013 - 2020 gody» // Pravitel'stvo Rossii: [sajt]).

Баранович М. Импортозамещение на фармацевтическом рынке России и Украины // Юридическая фирма «Правовой альянс»: [сайт]. URL: http://www.legalalliance.com. ua/rus/press/309/ (дата обращения: 02.02.2016) (Baranovich M. Importozameshhenie na farmacevticheskom rynke Rossii i Ukrainy // Juridicheskaja firma «Pravovoj al'jans»: [sajt]).

Костромин П.А. Импортозамещение лекарственных препаратов в России по объему, номенклатуре и качеству // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал. 2015. №9. с. 56-60 (Kostromin P.A. Importozameshhenie lekarstvennyh preparatov v Rossii po ob#emu, nomenklature i kachestvu // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015. №9. s. 56-60).

Казыкина В.М. Стратегия импортозамещения в экономике России // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015»: [сайт]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/953/8557 (дата обращения: 26.01.2016) (Kazykina V.M. Strategija importozameshhenija v jekonomike Rossii // VII Mezhdunarodnaja studencheskaja jelektronnaja nauchnaja konferencija «Studencheskij nauchnyj forum 2015»: [sajt]).

Кунев С.В., Кунева Л.В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2014. №6: [сайт]. URL: http://www. science-education.ru/pdf/2014/6/46.pdf (дата обращения: 28.01.2016) (Кунев С.В., Кунева Л.В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2014. №6: [сайт]).

Марченко Ю.О. Роль импортозамещения в развитии российского фармацевтического рынка: автореферат дис. канд. эконом. наук. - М.: ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», дата защиты: 01.03.2016 г. 24 с. (Marchenko Ju.O. Rol' importozameshhenija v razvitii rossijskogo farmacevticheskogo rynka: avtoreferat dis. kand.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

jekonom. nauk. - M.: FGBOU VPO «Rossijskij universitet druzhby narodov», data zashhity: 01.03.2012. - 24 s.)

9. Семёнов А.М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России: дис. канд. эконом. наук. - М.: ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», дата защиты: 03.06.2014 г. - 166 с. (Semjonov A.M. Politika importozameshhenija v razvitii farmacevticheskoj promyshlennosti Rossii: dis. kand. jekonom. nauk. - M.: FGBOU VPO «Rossijskij universitet druzhby narodov», data zashhity:03.06.2014. -166 s.)

ЗАО «Контраст». Предварительный бизнес-план Инвестиционной компании «Контраст» // Деловой интернет-журнал «Wibes»: [сайт]. URL: http://www.wibes.ru/doc/biznes-plan/market-farm.doc (дата обращения: 28.01.2016) (ZAO «Kontrast». Predvaritel'nyj biznes-plan Investicionnoj kompanii «Kontrast» // Delovoj internet-zhurnal «Wibes»: [sajt]).

DSM Group. Годовой отчёт «Фармацевтический рынок России-2013» // DSM Group: [сайт]. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/dsm_report2013.pdf (дата обращения: 19.01.2016) (Godovoj otchjot «Farmacevticheskij rynok Rossii-2013»).

Frost & Sullivan. Обзор рынка биотехнологий в России и оценка перспектив его развития в 2014 году // ОАО «РВК»: [сайт]. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/ docs/20141020_Russia%20Biotechnology%20Market_finpdf (дата обращения: 06.02.2016) (Obzor rynka biotehnologij v Rossii i ocenka perspektiv ego razvitija v 2014 godu // OAO «RVK»: [sajt]).

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.