Научная статья на тему 'Что определяет современное состояние и конкурентоспособность Российской фармацевтической отрасли'

Что определяет современное состояние и конкурентоспособность Российской фармацевтической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1385
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / PHARMACEUTICAL PRODUCERS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекарев Андрей Александрович, Бекарева Светлана Владимировна

Конкурентоспособность российской фармацевтической отрасли на мировом рынке крайне низка. Развитие национальной фармацевтики является задачей государственной важности, так как это отвечает современным потребностям развития инновационной экономики, повышает уровень благосостояния общества и степень защищенности внутреннего потребителя. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., принятая в 2009 г. и нацеленная на реализацию инновационного развития отрасли, фактически не реализуется в настоящее время. Предпринята попытка выявить основные экономические и неэкономические факторы, определяющие возможность развития инновационного фармацевтического бизнеса в России и влияющие на уровень конкурентоспособности российской фармацевтики в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекарев Андрей Александрович, Бекарева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT DETERMINE A CONTEMPORARY STATE AND COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN FARMACEUTICAL INDUSTRY

The level of competitiveness of the Russian pharmaceutical industry is extremely low. The national pharmaceutical industry development is one of the priorities in the Government activity because it is connected with contemporary requirements of the economy of innovations, improves our people’s well-being and protects the inner market consumers. The strategy of the Russian pharmaceutical industry development up to 2020 which was adopted in 2009 and aimed to development of innovation in the industry failed. The article focuses on the different factors that determine possibilities for the local branded pharmaceutical business in Russia. It is the main issue of being competitive for the Russian pharmaceutical industry in the future.

Текст научной работы на тему «Что определяет современное состояние и конкурентоспособность Российской фармацевтической отрасли»

УДК 339.137.22, 338.012 JEL I15

А. А. Бекарев \ С. В. Бекарева 2

1 Фармацевтическая компания «SFM» ул. Технопарковая, р. п. Кольцово, Новосибирская область, Россия

2 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

andrey@bekarev.ru, svetlana@bekareva.com

ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Конкурентоспособность российской фармацевтической отрасли на мировом рынке крайне низка. Развитие национальной фармацевтики является задачей государственной важности, так как это отвечает современным потребностям развития инновационной экономики, повышает уровень благосостояния общества и степень защищенности внутреннего потребителя. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., принятая в 2009 г. и нацеленная на реализацию инновационного развития отрасли, фактически не реализуется в настоящее время. Предпринята попытка выявить основные экономические и неэкономические факторы, определяющие возможность развития инновационного фармацевтического бизнеса в России и влияющие на уровень конкурентоспособности российской фармацевтики в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: фармацевтическая отрасль, производители фармацевтической продукции, инновации.

Конкурентоспособность российской фармацевтической отрасли

В статье анализируются выводы, полученные в результате исследования конкурентоспособности национальной фармацевтической отрасли, и предложения подхода к ее оценке [1]. В данном подходе для определения уровня конкурентоспособности отрасли предлагалось рассмотреть ряд страновых показателей, в том числе: рейтинг защиты инвестора, рейтинг международной конкурентоспособности, общее число патентных заявок, общее число биотехнологических грантов, расходы бизнес-фондов на НИОКР, чистый экспорт фармацевтической продукции, государственные расходы на здравоохранение на душу населения, частные потребительские расходы на фармацевтическую продукцию, производство фармацевтической, медицинской и химической продукции. В результате анализа было предложено ранжирование стран мира по уровню конкурентоспособности национальной фармацевтической отрасли. Из 40 стран рассмотренной выборки российская фармацевтическая отрасль заняла последнее место. Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние национальной фармацевтической отрасли, можно выделить сильную зависимость внутреннего рынка от импортной продукции, слабую материально-техническую базу отрасли а также слабую поддержку национальных производителей фармацевтической продукции государством.

Развитие российской фармацевтической отрасли связано с рядом существующих проблем. Это отражено, в том числе, в Стратегии развития фармацевтической промышленности

Бекарев А. А., Бекарева С. В. Что определяет современное состояние и конкурентоспособность российской фармацевтической отрасли // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 23-31.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Том 15, выпуск 1 © А. А. Бекарев, С. В. Бекарева, 2015

до 2020 года 1. В первую очередь, нужно отметить несоответствие темпов роста российского фармацевтического рынка уровню развития национального фармацевтического производства. Фармацевтический рынок в России в 2000-х гг. вырос значительно, что отражает общую тенденцию роста экономики в тот период. Например, в 2007 и 2008 г. был зафиксирован общий прирост потребления лекарственных средств в объеме 26 % 2. Однако наряду с ростом рынка наблюдается и противоположная тенденция - падение потребления лекарственных средств российского производства.

Другие индикаторы, отражающие слабость национальной фармацевтической отрасли, это доля потребления лекарственных средств российского производства, а также доля инновационной продукции российского производства на рынке. Российская фармацевтическая отрасль на внутреннем рынке пока характеризуется лишь небольшим преимуществом по объему продаваемых упаковок лекарственных средств. Причем доля отечественной продукции на рынке в натуральном выражении сокращается. В 2007 г. для рынка в целом она составляла 68 % 3; для коммерческого сегмента рынка, составляющего его основную часть, в декабре 2012 г. 56 % 4, в ноябре 2014 г. 55 % 5. Доля инновационных препаратов отечественного производства на российском рынке составляет около 1 % в денежном выражении и практически не изменяется в последние годы. В 2007 г., например, отечественные инновационные препараты занимали 1 %, в то время как зарубежные инновационные препараты -34 % российского фармацевтического рынка в стоимостном выражении 6. Объем экспорта российской фармацевтической промышленности очень мал: в 2012 г. он составил 215 млн долл. США 7, или 0,041 % от всего объема экспорта нашей страны в том году. В 2010 г. на экспорт было направлено лишь 7,4 % от всего объема произведенной отраслью продукции 8. Фармацевтическая продукция в основном экспортируется в страны СНГ. Приведенная статистика подтверждает выводы о том, что уровень конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли крайне низок.

Как поднять уровень конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли: задача государственной важности

О низком уровне конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности говорится давно, в том числе и на высшем государственном уровне. В частности, в настоящее время развитие фармацевтической отрасли призвано регулировать два основополагающих документа: «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» и Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.

9

и дальнейшую перспективу» .

В Стратегии отмечаются две системные проблемы фармацевтической промышленности Российской Федерации, которые связаны: 1) с ее неспособностью удовлетворить спрос населения страны на современные лекарственные препараты, которые производились бы внутри страны; 2) с крайне низким уровнем инноваций и современных технологий, используемых для производства лекарств. Факторы, которые определяют такое состояние отрасли, носят не только экономический характер. Здесь можно отметить дискриминационные по отношению

1 Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Утв. Приказом № 956 от 23 октября 2009 г.

2 Там же. С. 15.

3 Там же. С. 16.

4 Фармацевтический рынок России: Декабрь 2013 / DSMGroup, Москва, 2014. URL: http://dsm.ru/docs/analytics/ 1113.pdf

5 Фармацевтический рынок России: Ноябрь 2014 / DSMGroup, Москва, 2014. URL: http://dsm.ru/docs/analytics/ spravka_11_2014_2.pdf

6 См.: Стратегия развития... С. 16.

7 Российский статистический ежегодник, 2013. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm

8 Современное состояние и перспективы развития российской фармацевтической промышленности / Департамент стратегического анализа и разработок. Внешэкономбанк, июль 2012.

9 http://fcpfarma.ru/catalog.aspx?CatalogId=729

к российским предприятиям правила регулирования в области лицензирования производства фармацевтических субстанций, пробелы в патентном законодательстве, отсутствие единых обязательных правил контроля качества лекарственных средств, недостаток высококвалифицированных кадров, отсутствие эффективной системы финансирования инновационных разработок. Выводы, сделанные в этом документе на основе анализа существующих проблем, пессимистичны. Отмечено, что при сохраняющейся тенденции развития фармацевтической промышленности «в России в обозримом будущем могут перестать существовать как базовый производственный сектор, производящий лекарственные субстанции, так и сопряженный с ним научно-технологический сектор» 10.

Необходимость изменения сложившейся ситуации отражена в разработке сценариев развития национальной фармацевтической отрасли и моделей ее развития в рамках инновационной стратегии. При рассмотрении инерционного сценария и инвестиционной и инновационной моделей в рамках инновационного сценария государство отдает предпочтение последней модели. При этом указывается, что оптимальной стратегией 11 является реализация ряда мероприятий инвестиционной модели на этапе подготовки к началу активной работы российских инновационных фармацевтических предприятий (так называемом «локализирующем этапе»); затем на «импортозамещающем этапе», с 2012 по 2017 г., инновационные предприятия фармацевтической отрасли станут массовым явлением; и наконец, когда наступит «экспортоориентированный этап», начнет реализовываться инновационная модель.

Государственная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности рассчитана на период 2011-2020 гг. и должна осуществиться в два этапа. На первом этапе, до конца 2015 г., планируется модернизация и перевооружение производства, внедрение новых технологий для активного производства инновационной продукции. Индикаторы развития внутреннего рынка, которые предположительно должны быть достигнуты, это 30 % спроса на лекарственные средства, а также 30 % спроса на медицинские изделия должно быть удовлетворено отечественными производителями. На втором этапе данные индикаторы должны вырасти до 50 и 40 % соответственно. Предполагается также, что внутренними производителями будет удовлетворяться спрос на 90 % лекарственных препаратов в натуральном выражении. Целевой показатель для объема экспорта фармацевтической продукции - увеличение в восемь раз по сравнению с 2010 г. В рамках Программы предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на развитие научно-технического и инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности, развитие кадрового потенциала, а также на техническое перевооружение и модернизацию предприятий. Перечень мероприятий большой и разнообразный. Предполагается, что общая сумма инвестиций по данной программе составит 187 753 млн руб.

Характеризуя два затронутых документа в общем, можно сказать об их тщательной проработанности. Как в Стратегии, так и в Программе можно найти индикаторы, на основании которых можно сделать выводы о реализации инновационной стратегии развития или выполнения отдельных мероприятий. В Программе, например, для группы мероприятий «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности» индикаторами выступают: количество выполняемых проектов научно-исследовательских работ по доклиническим исследованиям отечественных инновационных лекарственных средств и «количество поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов. В Стратегии выделены основные индикаторы для мониторинга реализации инновационной модели развития фармацевтической промышленности, затрагивающие процентное соотношение локального и импортного производства, уровень инновационности, а также некоторые другие показатели состояния промышленного производства. Значение данных индикаторов, а также показатели, характеризующие инерционный сценарий развития фармацевтики, представлены в табл. 1.

10 См.: Стратегия развития... С. 23.

11 Там же. С. 29.

Таблица 1

Основные индикаторы для мониторинга реализации Стратегии при инновационном и инерционном сценариях развития национальной фармацевтики

Год оценки Общий объем рынка ЛС в денежном выражении, млрд руб. Доля ЛС локального производства от суммарного потребления в денежном выражении, % Доля ЛС локального производства от суммарного потребления в натуральном выражении, % Доля инновационных ЛС в денежном выражении, % Доля инновационных ЛС локального производства в общем объеме инновационных ЛС, %

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

2009 372 372 23 23 68 68 36 36 4 4

2010 394 371 24 19,5 67 69,5 37 42 5 1

2011 457 384 27 19 66 69 39 45 7 1

2012 524 469 30 18,8 65 67 40 47 10 1

2013 675 583 32 17,6 64 58 43 50 15 1

2014 827 675 35 16,4 63 50 45 51 24 1

2015 882 706 37 16 62 48 49 52 30 1

2016 1023 762 39 15,9 61 47 53 53 36 1

2017 1129 792 40 15,7 60 44 55 53 40 1

2018 1254 885 43 15,4 58 42 57 54 44 1

2019 1358 958 46 15,2 56 41 59 55 48 1

2020 1498 1076 50 15 55 40 60 56 50 1

Примечание: 1 - инновационный сценарий развития отрасли; 2 - инерционный сценарий развития отрасли; ЛС - лекарственные средства.

Составлена по: Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Утв. Приказом № 956 от 23 октября 2009 г. С. 66-68.

Что предполагалось достичь фармацевтической отрасли в 2014 г. согласно инновационному сценарию развития? Приведем некоторые цифры из таблицы основных индикаторов. Оценивалось, что объем внутреннего рынка лекарственных средств вырастет в 2014 г. до 827 млрд рублей в ценах конечного потребления. Доля лекарственных средств отечественного производства в стоимостном выражении составит 35 %, в натуральном выражении -63 %, доля инновационных лекарственных средств локального производства в стоимостном выражении - 10 % национального фармацевтического рынка. Количество малых инновационных фармацевтических предприятий достигнет 440, а также 100 % производственных мощностей в отрасли будет соответствовать международному стандарту качества. Предполагалось, что экспорт продукции отечественных фармацевтических предприятий составит 16 млрд рублей 12.

Показатели развития фармацевтического рынка к концу 2014 года

Начиная с кризиса 2008-2009 гг. по настоящее время экономика Российской Федерации переживает трудные времена. На ее состояние влияют как внешние политические и эконо-

12 Стратегия развития... С. 66.

мические факторы, так и внутренние просчеты или, вероятно, не вполне компетентные ответственные лица, принимающие или не принимающие различного рода решения.

Попытаемся оценить, насколько успешно реализуются мероприятия, предложенные в стратегии, и достигла ли фармацевтическая отрасль тех значений индикаторов, что закладывались в инновационном сценарии развития с целью предотвращения негативного варианта развития событий в фармацевтической промышленности.

Каков объем и тенденции фармацевтического рынка в 2014 г.?

Для оценки объема внутреннего российского фармацевтического рынка был использован ряд доступных аналитических материалов со статистикой по отдельным сегментам фармацевтического рынка 13. В России фармацевтический рынок можно разделить на следующие сегменты: коммерческий рынок лекарственных средств (аптечные продажи), дополнительное лекарственное обеспечение 14, госпитальные закупки, парафармацевтика 15.

Некоторые биологически активные добавки в России, с нашей точки зрения, по своим лекарственным характеристикам могут быть приравнены к лекарственным средствам, в силу специфики процесса регистрации лекарственных препаратов в стране. Исходя из этого, при расчете объема рынка лекарственных средств в 2014 г. был учтен рынок БАДов.

В настоящее время в источниках статистической информации еще нет окончательных данных о состоянии всех сегментов фармацевтического рынка в прошедшем году. Учитывая изложенное выше, общий объем рынка лекарственных фармацевтических препаратов в 2014 г., на наш взгляд, может быть оценен не выше 680 млрд рублей, с наибольшей долей коммерческого рынка лекарственных средств - 495 млрд рублей, рынка БАДов - 30 млрд рублей, и спроса со стороны государства на сумму 155 млрд рублей. Цифра, характеризующая общий объем рынка, не соответствует индикатору инновационной стратегии развития. Однако она ближе к индикатору инерционного сценария развития фармацевтической отрасли, где объем рынка в 2014 г. оценивался в 675 млрд рублей 16.

Как было отмечено, начиная с 2007 г. структура потребляемой фармацевтической продукции в терминах отечественного и зарубежного производства изменилась, однако не кардинальным образом и не так, как было запланировано в Стратегии. Доля отечественных лекарственных препаратов в стоимостном выражении в 2014 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. с 19 % 17 до 24 %18 вместо запланированных 35 %. Доля отечественных лекарственных препаратов в натуральном выражении снизилась с 68 % в 2008 г. 19 и в 2014 г. составила 55 % 20 вместо запланированных 63 %. Показатели структуры потребляемой фармацевтической продукции по характеристике «локальные и внешние производители» чуть выше значений индикаторов для инерционного сценария развития отрасли. По нашему мнению, данные показатели в стоимостном выражении для отечественных производителей могли быть еще ниже, однако в период с 2011 г. по настоящее время множество зарубежных брендовых препаратов вышли из-под патентной защиты, что сделало их более доступными для потребителей.

2014 г. согласно инновационному сценарию развития - это середина периода, когда отечественные инновационные малые и средние предприятия развиваются наиболее интенсивно, проводятся мероприятия по поддержке отечественного производителя, массово создаются инновационные препараты, осуществляется импортозамещение на фармацевтическом

13 Материалы ЗАО «Группа ДСМ»: Ежемесячный обзор «Фармацевтический рынок России» (декабрь 2013 -ноябрь 2014 г.). URL: www.dsm.ru; Итоги первого полугодия 2014 года. URL:www.dsm.ru/about/news/73; материалы журнала «Клиническая фармация» - Госпитальный рынок России: итоги первых 6 месяцев 2014 г. URL: http://clinical-pharmacy.ru/digest/farmacevtrinok/4783-gospitalnyy-rynok-rossii-itogi-pervyh-6-mesyacev-2014g.html

14 Социальная поддержка граждан, нуждающихся в специальном лекарственном обеспечении.

15 К парафармацевтике относят медицинские товары, специализированное питание и биологически активные добавки. URL: http://dsm.ru/docs/analytics/spravka_11_2014_2.pdf

16 См.: Стратегия развития... С. 67.

17 Там же. С. 15.

18 Данные для коммерческого сегмента лекарственных средств, составляющего более 70 % рынка.

19 См. Стратегия развития... С. 16.

20 Данные для коммерческого сегмента лекарственных средств, составляющего более 70 % рынка. URL: http:// dsm.ru/docs/analytic s/spravka_11_2014_2.pdf

Таблица 2

Топ-10 корпораций-производителей лекарственных препаратов по доле аптечных продаж, доля в стоимостном объеме, ноябрь 2014 г.

Место Корпорация-производитель Доля, %

1 NOVARTIS 6,23

2 SANOFI-AVENTIS 5,18

3 BAYER 4,08

4 TAKEDA 3,43

5 TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES LTD 2,96

6 BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/ 2,88

7 ОТИСИФАРМ ОАО 2,77

8 SERVIER 2,70

9 ABBOT GMBH & CO.KG 2,49

10 GEDEON RICHTER 2,38

Общая доля 35,10

Источник: Фармацевтический рынок России. Ноябрь 2014 DSMGroup, Москва, 2014. URL: http://dsm.ru/docs/analytics/spravka_11_2014_2.pdf. С. 15.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Динамика производства фармацевтической продукции как отдельного вида продукции химического производства в натуральном выражении

Составлено по: Социально-экономическое положение России (2007-2014 гг.): Докл. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publica-tions/catalog/doc_1140086922125

рынке. Оценивая данные положения Стратегии, целесообразно рассмотреть десять основных компаний-производителей, формирующих предложение на российском фармацевтическом рынке (табл. 2). Видно, что среди десяти ведущих компаний-производителей, которые занимают 35 % рынка, отечественной является лишь одна.

К сожалению, в официальной статистике не удалось найти информацию о развитии малого инновационного фармацевтического предпринимательства в России. По официальным данным о предприятиях, ведущих бизнес в сфере научных исследований и разработок в средних, малых и микромасштабах 21, динамика количества предприятий в России в 20102012 гг. была разнонаправленной. Количество средних предприятий по всей стране сократи-

21 Малое и среднее предпринимательство в России - 2013 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl3_47/Main.htm

лось со 139 до 77, малых предприятий - увеличилось с 11 565 до 15 169, микропредприятий -увеличилось с 10 191 до 13 5 5 3 22. Если учесть незначительную долю фармацевтической промышленности в экономике всей страны, то вызывает сомнения то, что общее количество инновационных предприятий в фармацевтике за последние пять лет могло увеличиться в пять раз. Официальные данные сайта государственной статистики о динамике производства в натуральном выражении фармацевтической промышленности в целом представлены на рисунке.

Необходимо дать некоторые пояснения к данной статистике. Продукция фармацевтического производства может быть двух типов: химического и биотехнологического производств. В российской официальной статистике были найдены цифры, относящиеся к химическому производству. Однако в таблицах, характеризующих основные виды производимых препаратов, значились, например, препараты, производимые для лечения дисбактериоза, и препараты на основе пенициллина. Указанные препараты не могут быть произведены в химическом производстве. Это дает основание предполагать, что представленная статистика относится ко всей фармацевтической промышленности страны. Динамика производства в отрасли не вселяет оптимизм. В посткризисный период слабый рост наблюдался в 2010 г., а также рост 2012 и 2013 г., который можно охарактеризовать как компенсацию падения производства в предыдущие годы. В 2014 г., скорее всего, будет наблюдаться спад производства в фармацевтической промышленности. В январе-ноябре 2014 г. объем производства составил 95,4 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Этот показатель за ноябрь 2014 года лишь 80,7 %.

Что мешает развитию

инновационного фармацевтического бизнеса

в России

С нашей точки зрения, в российской фармацевтической отрасли наиболее острыми в настоящее время являются следующие проблемы:

1) отсутствие механизмов внедрения на рынок фармацевтической продукции инновационных российских предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) отсутствие поддержки отечественных производителей в объеме, достаточном для вывода национальной фармацевтической промышленности на траекторию инновационного развития;

3) устойчиво сформировавшийся штамп среди российских врачей о невозможности создания российскими компаниями качественных инновационных препаратов;

4) необоснованное занижение значимости российских официальных стандартов качества фармацевтической продукции и попытка внедрения дополнительных требований по качеству в соответствии с иностранными стандартами;

5) отсутствие независимого доверенного экспертного сообщества, которое необходимо в сложившихся условиях лоббирования интересов зарубежных компаний чиновниками от медицины;

6) коррупция в фармацевтике.

В качестве примеров, иллюстрирующих некоторых из перечисленных проблем, можно привести следующие факты.

В декабре 2014 г. Комиссией Министерства здравоохранения РФ в перечень рекомендованных жизненно важных лекарственных препаратов было рекомендовано внести 70 наименований, из которых только 22 производятся на территории нашей страны. Основное количество заявок из числа оригинальных отечественных разработок к включению в данный перечень было отклонено. Несогласная с такой реализацией поддержки отечественных производителей Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) обратилась с открытым обращением к Председателю Правительства РФ: «В сложившихся геополитических условиях подготовка перечня в указанном выше виде не соответствует программе им-

22 Малое и среднее предпринимательство...

портозамещения, провозглашенной стратегией "ФАРМА-2020", работает против развития отечественного фармацевтического производства и не коррелируется с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года» 23.

В коррупционных схемах продвижения лекарственных препаратов на рынок в различных странах мира часто уличают медицинских чиновников разного уровня: крупные фармацевтические компании как платят деньги напрямую, так и организуют различного рода «дополнительные исследования препаратов», покупая лояльность медиков в обычных клиниках и госпиталях. В лоббировании лекарственных препаратов можно заметить даже высших государственных чиновников. Например, в некоторых публикациях «за неистовое лоббирование конкретного препарата» бывшего министра здравоохранения РФ Татьяну Голикову называли «мадам Арбидол» 24.

Фармацевтический рынок в Российской Федерации может развиваться по интенсивному сценарию развития, который был заложен в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Однако для этого необходимо пересмотреть подход к ее реализации. Российские промышленники неоднократно озвучивали конкретные предложения, связанные с улучшением работы отрасли в целом и ее отдельных элементов. В частности, на Первом томском международном форуме «Фармацевтика и медицинские изделия» в сентябре 2014 г. были озвучены предложения руководства новосибирской фармацевтической компании «SFM» о: 1) критериях отнесения фармацевтических компаний к категории «российские» для получения преференций на рынке; 2) создании национальных институтов сертификации и возрождении системы национальных непатентованных названий; 3) придании более весомого статуса Национальной врачебной палате, в компетенции которой входит выдача и отзыв врачебных лицензий и др. 25

Список литературы

1. Бекарев А. А., Бекарева С. В. Подход к оценке конкурентоспособности национальной фармацевтической отрасли // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 78-92.

Материал поступил в редколлегию 12.01.2015

A. A. Bekarev, S. V. Bekareva

1 Scientific Future Management Technoparkovaya Str., Koltsovo, Novosibirsk region, Russian Federation

2 Novosibirsk National Research State University 2 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

andrey@bekarev.ru, svetlana@bekareva.com

WHAT DETERMINE A CONTEMPORARY STATE AND COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN FARMACEUTICAL INDUSTRY

The level of competitiveness of the Russian pharmaceutical industry is extremely low. The national pharmaceutical industry development is one of the priorities in the Government activity

23 АРФП просит Дмитрия Медведева разобраться в ситуации с составлением перечней лекарств. URL: http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/arfp-prosit-dmitrija-medvedeva-razobratjsja-v-situatsii-s-sostavleniem-perechnej-lekarstv.html#.VKu_lLcQBdg

24 Власова И. Таблетка жадности. URL: http://versia.ru/articles/2012/mar/26/tabletka_zhadnosti

25 Артамонов А. Необходимо создать национальные институты по сертификации GLP, GMP, аналог AALAC. URL: http://gmpnews.ru/2014/09/andrej-artamonov-neobxodimo-sozdat-nacionalnye-instituty-po-sertifikacii-glp-gmp-analog-aalac/

because it is connected with contemporary requirements of the economy of innovations, improves our people's well-being and protects the inner market consumers. The strategy of the Russian pharmaceutical industry development up to 2020 which was adopted in 2009 and aimed to development of innovation in the industry failed. The article focuses on the different factors that determine possibilities for the local branded pharmaceutical business in Russia. It is the main issue of being competitive for the Russian pharmaceutical industry in the future.

Keywords: pharmaceutical industry, pharmaceutical producers, innovations.

References

1. Bekarev A., Bekareva S. An Approach to Assessment of Competitiveness of National Pharmaceutical Industry. Vestnik of Novosibirsk State University. Series: Social and Economic Sciences, 2014, vol. 14, iss. 4, p. 78-92. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.