Научная статья на тему 'Инновационное развитие компаний фармацевтической отрасли'

Инновационное развитие компаний фармацевтической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1251
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / MANAGEMENT / BUSINESS PROCESSES / INNOVATION MANAGEMENT / PHARMACEUTICAL COMPANIES / STAFF MANAGEMENT / MODERNIZATION / INDUSTRIAL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Александр Михайлович

Внедрение инноваций на фармацевтические предприятия является ключевым фактором их конкурентоспособности в современных условиях. Развитие компании зависит от модернизации системы на основе как управленческих, так и внедрения технологических инноваций на производстве, эффективность которых будет невысокой, если бизнес-процессы и квалификация сотрудников не будут соответствовать уровню развития технологий. В статье рассмотрены основные этапы и периоды развития инновационного цикла, представлены основные направления инновационного развития в фармацевтической отрасли. Проанализированы основные принципы и последовательность оценки эффективности управления инновационной активностью фармпредприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development in pharmaceutical companies

Innovations in pharmaceutical companies are one of the key factors in their competitiveness nowadays. Primarily, company’s growth depends on modernization of the system with administrative and technological innovations, the efficiency of which might be low unless the business processes and staff qualifications correspond to the technologies’ development level. The article deals with the basic stages and periods of the innovation cycle’s development, and outlines the main functions of the innovation management in the pharmaceutical companies. The crucial principles and the evaluation sequence of the innovative activity management effectiveness of the pharmaceutical companies are analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие компаний фармацевтической отрасли»

Инновационное развитие компаний фармацевтической отрасли

УДК 658 ББК 65.29 П-305

А.М. Петров,

Всероссийская академия внешней торговли, кафедра менеджмента и маркетинга - аспирант

Аннотация

Внедрение инноваций на фармацевтические предприятия является ключевым фактором их конкурентоспособности в современных условиях. Развитие компании зависит от модернизации системы на основе как управленческих, так и внедрения технологических инноваций на производстве, эффективность которых будет невысокой, если бизнес-процессы и квалификация сотрудников не будут соответствовать уровню развития технологий. В статье рассмотрены основные этапы и периоды развития инновационного цикла, представлены основные направления инновационного развития в фармацевтической отрасли. Проанализированы основные принципы и последовательность оценки эффективности управления инновационной активностью фармпредприятия.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, менеджмент, бизнес-процессы, управление инновациями, фармацевтические предприятия, управление персоналом, модернизация, эффективность производства.

Innovations in pharmaceutical companies are one of the key factors in their competitiveness nowadays. Primarily, company's growth depends on modernization of the system with administrative and technological innovations, the efficiency of which might be low unless the business processes and staff qualifications correspond to the technologies' development level. The article deals with the basic stages and periods of the innovation cycle's development, and outlines the main functions of the innovation management in the pharmaceutical companies. The crucial principles and the evaluation sequence of the innovative activity management effectiveness of the pharmaceutical companies are analyzed.

Keywords: innovation, innovation activity, management, business processes, innovation management, pharmaceutical companies, staff management, modernization, industrial efficiency.

A.M. Petrov,

Russian Foreign Trade Academy, Department of Management and Marketing - Postgraduate student

Innovative development in pharmaceutical companies

Abstract

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

Современные меняющиеся условия развития отечественной экономики, характеризующиеся непростой ситуацией в связи с санкционной политикой западных стран, нестабильной конъюнктурой мирового рынка, постоянно обостряющейся конкуренцией производителей и ограниченностью ресурсов, диктуют предприятиям вести поиск более эффективных методов управления сложными производственными структурами и использования как финансовых, так и производственных ресурсов. Что, в свою очередь, означает переход на инновационную модель развития компаний. Определяющей частью такой модели являются управленческие инновации, которые должны поспособствовать ускорению устойчивого развития и должны обеспечить эффективную настройку внутренней среды организации в соответствии с динамикой изменений внешней среды. 1 На нынешнем этапе становления российской экономической системы они становятся важнейшим дополнительным фактором конкурентной борьбы. В связи с этим возникает объективная необходимость совершенствования методов управления, их формализации.2

Препятствием в данном вопросе может служить возникновение новых вызовов и требований, предъявляемых к организационно-управленческой структуре, использование в которой старых и эффективных в прошлом инструментов представляется недостаточным. В связи с этим крайне важно обеспечить своевременную эволюцию управленческих инструментов и разработку новых подходов к уже существующим. Процессы преобразования в компании всегда состоят из двух взаимодополняющих согласованных этапов - количественного и качественного. В первом фиксируется увеличение показателей: объемов производства, продаж, и т.д. Изменения касаются только оперативного и тактического уровня управления, не затрагивая качественного преобразования данных процессов, которое происходит на втором этапе. Здесь реализуется разработка инновационных продуктов, пересмотр системы управления, системы тестирования, расширение ассортиментной линейки.3

Внутри вышеуказанных этапов происходит разделение на восемь периодов развития (порядков). В рамках определенного временного отрезка бизнес предрасположен к определенному типу инноваций (классификация предложена известным чешским экономистом Ф. Валентой), степень значимости которых последовательно возрастает (см. рисунок 1).

1 Борщёва Н.Л. Управленческие инновации и их роль в развитии фармацевтической промышленности // Международный научный журнал «Инновационная наука», 2016, №1, с. 38.

2 Гарипова Г. Р. Методические аспекты оценки эффективности управленческих инноваций // Вестник Казанского технологического университета, 2010, №1, с. 324.

3 Филончик В.С. Темпоральные факторы в планировании инновационного развития компаний фармацевтической отрасли // Научный журнал «Фундаментальные исследования»: [сайт]. URL: http://fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=35730 (дата обращения: 02.09.2016).

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

Рисунок 1

Обобщенная модель инновационного процесса

Источник: Разработано автором на основе статьи Филончик В.С. Темпоральные факторы в планировании инновационного развития компаний фармацевтической отрасли // Научный журнал «Фундаментальные исследования»: [сайт]. URL: http://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=35730 (дата обращения: 02.09.2016).

Развитие компании зависит от модернизации системы на основе не только управленческих, но и от внедрения технологических инноваций на производстве, эффективность которых, стоит отметить, будет невысока, если бизнес-процессы и квалификация сотрудников не будут соответствовать уровню развития западных технологий. На сегодняшний день низкая инновационная активность (ИА) фармацевтической отрасли России обусловлена неравномерным развитием видов инновационной деятельности.4 По данным статистического обследования, прове-

4 Борщёва Н.Л. Управленческие инновации и их роль в развитии фармацевтической промышленности // Международный научный журнал «Инновационная наука», 2016, №1, с. 38-39.

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

127 Q

денного НИУ ВШЭ, Росстатом и Минэкономразвития РФ, уровень ИА фармацевтических предприятий в 2014 году составил всего 29,1% (в 2012 - 23,3%).5

Всё это вылилось в ситуацию, при которой почти 4/5 лекарственных средств (78%) в стоимостном выражении - иностранного производства. Причём доля отечественной продукции, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, продолжает падать. В Топ-20 брендов ЛС представлено лишь 5 отечественных (коммерческий сегмент), а их доля в стоимостном выражении и вовсе ничтожна - 3%.6

Чтобы совершить качественный прорыв в отрасли, необходимо срочно повысить уровень ИА в ней, и это возможно сделать путём стимулирования отечественных инновационных разработок, ведь сейчас отечественные компании тратят на НИОКР лишь около 1% от выручки. В таких условиях говорить об инновационном развитии не приходится. Выходом на начальном этапе может стать привлечение иностранных компаний с локализацией предприятий в России, что положительно скажется на отрасли (существенно усилив конкуренцию на отечественном рынке, тем самым стимулируя наших производителей выпускать более качественную продукцию).

В рамках объявленного Правительством РФ курса на импортозамещение ключевым фактором инновационного развития становится выпуск отечественных субстанций, производство которых было практически уничтожено. В Стратегии «Фарма-2020» прописана серьезная поддержка отечественных производителей фармацевтических субстанций. В результате к 2020 году предприятия будут выпускать субстанции в количестве, необходимом для производства 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении, включая не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических ЛС к 2020 году.7

Помочь в этом должно создание фармацевтических кластеров по всей России, что является одним из главных положений вышеуказанной Стратегии. Помимо разработки и выпуска отечественных ЛС и субстанций, в кластерах начнётся производство оборудования для нужд медицинской и фармацевтической промышленности, что также позволит нашим компаниям наладить выпуск новых качественных препаратов, конкурентоспособных и за рубежом. При этом научной базой этих кластеров (всего планируется создание до 20 подобных территорий) выступают ведущие научные центры и ВУЗы страны.

5 Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дидковский К.А и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2015. статистический сборник // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. -320 с.

6 Комарова А.В., Петров А.М. Стратегия импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности отечественных фармацевтических компаний // Российский внешнеэкономический вестник, 2016. №4. с. 56.

7 Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года// Фарма-2020: [сайт]. URL: http://pharma2020.ru/download/1594.html (дата обращения: 17.09.2016).

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

Ещё одним важным аспектом, говоря о развитии в масштабах всей отрасли, является переход предприятий на стандарт GMP, который регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки. Несмотря на все сложности и проблемы, возникающие в процессе гармонизации бизнес-процессов под данный стандарт, необходимо признать, что переход на GMP несет в себе несколько неоспоримых преимуществ, таких как повышение конкурентоспособности и качества продукции, повышение инвестиционной привлекательности или возможность выхода выпускаемой продукции на иностранные рынки.

При этом ни переход на стандарт GMP, ни любые другие мероприятия не принесут должных результатов без наличия у руководства предприятия собственного видения и стратегии инновационного развития. Одним из элементов разработки такой стратегии является оценка эффективности ИА, в которой важным является выявление трендов влияния реализуемых изменений и нововведений на изменение показателей эффективности фармацевтических предприятий. Оценка эффективности инновационной активности фармацевтических предприятий, как правило, проводится в следующей последовательности (см. рисунок 2).

Рисунок 2

Последовательность оценки эффективности инновационной активности фармацевтических предприятий

Источник: Разработано автором на основе статьи Жукова Д.В. Критерии эффективности управления инновационной активностью фармацевтических предприятий // Транспортное дело России, 2011, №8, с. 32.

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

129 ^

Таким образом, чтобы оценить эффективность ИА фармацевтического предприятия необходимо установить степень изменения частных и обобщающих показателей эффективности развития, которое, в свою очередь, определяется за счет суммарного действия всех факторов и каждого фактора внедрения инноваций в отдельности.8

Основными принципами проведения оценки эффективности управления ИА фармпредприятий являются анализ инновационной активности в течение всего её жизненного цикла (ЖЦ), учёт неравноценности затрат и результат в течение ЖЦ, построение моделей логистических процессов и распределения финансовых потоков организации, соотносимость условий сравнения проектов внедрения инноваций, учёт только предстоящих затрат и поступлений, а также потерь, связанных с функционированием механизмов ИА фармацевтических компаний.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Борщёва Н.Л. Управленческие инновации и их роль в развитии фармацевтической промышленности // Международный научный журнал «Инновационная наука», 2016. №1. с. 37-41 (Borshhjova N.L. Upravlencheskie innovacii i ih rol' v razvitii farmacevticheskoj promyshlennosti // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Innovacionnaja nauka», 2016. №1. s. 37-41)

Танеева И.М. Управление инновациями в фармацевтической промышленности. Особенности управления инновационной деятельностью на российских предприятиях фармацевтической промышленности // Российское предпринимательство, 2010. №10-1, с. 106111 (Ganeeva I.M. Upravlenie innovacijami v farmacevticheskoj promyshlennosti. Osobennosti upravlenija innovacionnoj dejatel'nost'ju na rossijskih predprijatijah farmacevticheskoj promyshlennosti // Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2010. №10-1, s. 106-111)

Гарипова Г. Р. Методические аспекты оценки эффективности управленческих инноваций // Вестник Казанского технологического университета, 2010. №1. с. 324-329 (Garipova G. R. Metodicheskie aspekty ocenki jeffektivnosti upravlencheskih innovacij // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2010. №1. s. 324-329)

Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дидковский К.А и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2015. статистический сборник // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. -320 с. (Gorodnikova N.V., Gohberg L.M., Didkovskij K.A i dr. Indikatory innovacionnoj dejatel'nosti: 2015. statisticheskij sbornik // Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki». - M.: NIU VShJe, 2015. -320 s.)

Жуков Д.В. Критерии эффективности управления инновационной активностью фармацевтических предприятий // Транспортное дело России, 2011. №8. с. 31-33 (Zhukov D.V Kriterii jeffektivnosti upravlenija innovacionnoj aktivnost'ju farmacevticheskih predprijatij // Transportnoe delo Rossii, 2011. №8. s. 31-33)

8 Жуков Д.В. Критерии эффективности управления инновационной активностью фармацевтических предприятий // Транспортное дело России, 2011. №8. с. 33.

^ 130

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2016

Комарова А.В., Петров А.М. Стратегия импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности отечественных фармацевтических компаний // Российский внешнеэкономический вестник, 2016. №4. с. 51-62 (Komarova A.V., Petrov A.M. Strategija importozameshhenija kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti otechestvennyh farmacevticheskih kompanij // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2016. №4. s. 51-62) Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года// Фарма-2020: [сайт]. URL: http://pharma2020.ru/download/1594.html (дата обращения: 17.09.2016) (Strategija razvitija farmacevticheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda// Farma-2020: [sajt])

Филончик В.С. Темпоральные факторы в планировании инновационного развития компаний фармацевтической отрасли // Научный журнал «Фундаментальные исследования»: [сайт]. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35730 (дата обращения: 02.09.2016) (Filonchik V.S. Temporal'nye faktory v planirovanii innovacionnogo razvitija kompanij farmacevticheskoj otrasli // Nauchnyj zhurnal «Fundamental'nye issledovanija»: [sajt])

10 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

131 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.